СМС Гнейзенау (1879)
![]() Гнейзенау в 1890-е годы
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | СМС Гнейзенау |
Тезка | Фельдмаршал Август фон Гнейзенау |
Строитель | Императорская верфь Данциг , Данциг |
Заложен | Июнь 1877 г. |
Запущен | 4 сентября 1879 г. |
Завершенный | 3 октября 1880 г. |
Судьба | Затонул во время шторма у Малаги , Испания, 16 декабря 1900 года. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Бисмарк» типа Корвет |
Смещение | Полная загрузка : 2994 т (2947 длинных тонн ) |
Длина | 82 м (269 футов) |
Луч | 13,7 м (44 футов 11 дюймов) |
Черновик | 5,2 м (17 футов 1 дюйм) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 13,8 узла (25,6 км/ч; 15,9 миль в час) |
Диапазон | 2380 миль (4410 км; 2740 миль) при скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час) |
Дополнить | 452 (включая стажеров) |
Вооружение |
|
SMS Gneisenau — «Бисмарк», типа корвет построенный для Императорского флота Германии ( Kaiserliche Marine ) в конце 1870-х годов. Корабль был назван в честь прусского фельдмаршала Августа фон Гнейзенау . Она была пятым членом класса, в который входили еще пять судов. Корветы типа «Бисмарк» были заказаны в рамках крупной программы военно-морского строительства в начале 1870-х годов и предназначались для использования в качестве разведчика флота и в длительных поездках по колониальной империи Германии. «Гнейзенау» был заложен в июне 1877 года, спущен на воду в сентябре 1879 года и вступил в состав флота в октябре 1880 года. Он был вооружен батареей из четырнадцати 15-сантиметровых (5,9 дюйма) орудий и имел полное корабельное вооружение в дополнение к своей паровой машине на длительные круизы за границу.
За первое десятилетие своей карьеры Гнейзенау дважды совершала зарубежные командировки. Первая, в 1882 году, заключалась в защите немецких граждан в Египте во время восстания Ураби , хотя к моменту ее прибытия британские войска в значительной степени разгромили повстанцев, позволив Гнейзенау вернуться домой. Второе, более продолжительное развертывание произошло два года спустя и длилось с 1884 по 1886 год и в основном было сосредоточено на немецких колониальных планах в Восточной Африке. Она участвовала в захвате колонии Германской Восточной Африки в 1885 году и ненадолго совершила поездку по интересам Германии в Тихом океане в 1886 году.
В 1887 году «Гнейзенау» начала свою службу в качестве учебного корабля и занимала эту должность более десяти лет. В этот период он в основном занимался учебными походами, а также индивидуальной, эскадренной и флотской подготовкой. Дальние круизы часто чередовались между Вест-Индией и Средиземным морем . Во время одного из таких круизов 16 декабря 1900 года корабль сильным ветром налетел на мол недалеко от Малаги и был разрушен, при этом погиб 41 офицер и команда. Ее обломки оказалось невозможно спасти, и вскоре после аварии ее продали на металлолом.
Дизайн
[ редактировать ]
Шесть кораблей класса «Бисмарк» были заказаны в начале 1870-х годов для пополнения немецкого флота крейсерских военных кораблей, который в то время опирался на несколько кораблей двадцатилетней давности. «Гнейзенау» и ее однотипные корабли предназначались для патрулирования колониальной империи Германии и защиты экономических интересов Германии во всем мире. [ 1 ]
Гнейзенау 82 метра (269 футов) имел общую длину , ширину 13,7 м (44 фута 11 дюймов) и осадку 5,2 м (17 футов 1 дюйм) вперед. Ее водоизмещение 2994 метрических тонны (2947 длинных тонн ) при полной загрузке . Экипаж корабля состоял из 18 офицеров и 386 рядовых. Он был оснащен единственным морским паровым двигателем , который приводил в движение один двухлопастной винтовой винт , а пар вырабатывался четырьмя угольными жаротрубными котлами , что давало ему максимальную скорость 13,8 узла (25,6 км/ч; 15,9 миль в час) на 2866 лошадиных сил (2827 л.с. ). Радиус плавания составлял 2380 морских миль (4410 км; 2740 миль) при скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час). При постройке «Гнейзенау» был оснащен полным корабельным вооружением , но позже оно было сокращено. [ 2 ] [ 3 ]
«Гнейзенау» имел на вооружении батарею из калибра 15 см (5,9 дюйма) 22 калибра (кал.) четырнадцати скорострельных орудий и двух 8,8 см (3,5 дюйма) калибра 30 кал. пистолеты. Она также несла шесть 37-мм (1,5 дюйма) револьверных пушек Гочкиса . [ 2 ] [ 3 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Строительство и первое зарубежное развертывание
[ редактировать ]
Новый корвет, заказанный под контрактным названием «Д», был заложен в июне 1877 года на Kaiserliche Werft (Императорской верфи) в Данциге (Гданьск). Он был спущен на воду 4 сентября 1879 года и получил имя «Гнейзенау » в честь ветерана наполеоновских войн и прусского военного реформатора генерал-фельдмаршала (фельдмаршала) Августа фон Гнейзенау во время церемонии спуска на воду адмирала Альбрехта фон Штоша , главы корабля. Kaiserliche Admiralität (Императорское Адмиралтейство). Он был введен в эксплуатацию 3 октября 1880 года до того, как работы на корабле фактически завершились, чтобы передать его Kaiserliche Werft в Киле , где были установлены ее орудия. Затем были проведены ходовые испытания , продолжавшиеся с конца декабря по 12 февраля 1881 года, после чего он был выведен из эксплуатации и переведен в резерв. Ее командиром в этот период был Kapitän zur See ( KzS — Капитан в море) Бартоломеус фон Вернер . [ 4 ] В то время Штош реализовал план, согласно которому немецкие колонии будут защищены канонерскими лодками , в то время как более крупные военные корабли, как правило, будут оставаться в резерве, а несколько из них будут закреплены за летной эскадрильей, которая сможет быстро реагировать на кризисы. [ 5 ]
К началу 1880-х годов французский и британский контроль в Египте и особенно над Суэцким каналом вызвал восстание Ураби , возглавляемое Ахмедом Ураби . В июне 1882 года революционеры, разгневанные иностранным влиянием в стране, убили пятьдесят европейцев, что побудило британский королевский флот бомбардировать Александрию , а затем высадить войска для преследования повстанцев. После конфликта правительство Германии решило, что военные корабли следует отправить для защиты немцев в стране. Первоначально надеясь избежать мобилизации каких-либо судов в Германии, чтобы свести стоимость операции к минимуму, Адмиралтейство приказало паре канонерских лодок Habicht и Möwe , которые возвращались из заграничных командировок, проследовать в Египет. Там они отправили на берег моряков для защиты немцев в Александрии и Порт-Саиде соответственно. [ 4 ]
Этих двух небольших судов оказалось недостаточно для выполнения этой задачи, и поэтому 13 августа «Гнейзенау» , корвет «Нимфа» , « Ависо Цитен » и канонерская лодка «Циклоп» для их усиления были отправлены . Они покинули Киль 19 августа под командованием «Гнейзенау » капитана KzS Макса фон дер Гольца , который был назначен коммодором эскадрильи. Корабли прибыли в Порт-Саид 21 августа, а 13 сентября британцы разбили силы Ураби в битве при Телль-эль-Кебире , фактически положив конец восстанию. К немецкой эскадре в этом районе присоединился колесный пароход «Лорелей» , стационарный корабль в Константинополе. Немецкая эскадра оставалась в этом районе до декабря, в первую очередь для защиты немецкого посольства в Александрии, после чего эскадрилья была расформирована; «Гнейзенау» вернулся в Киль 24 декабря, где был выведен из эксплуатации 9 января 1883 года, хотя «Нимфа» и «Циклоп» остались в восточной части Средиземного моря в качестве меры предосторожности против дальнейших беспорядков. [ 4 ] [ 6 ]
Второе зарубежное развертывание
[ редактировать ]
5 октября 1884 года «Гнейзенау» был повторно отправлен в командировку за границу, чтобы присоединиться к недавно сформированной западноафриканской крейсерской эскадре, которой командовал Контерадмирал (контр-адмирал) Эдуард фон Кнорр на борту своего флагманского корабля «Бисмарк» . Новым командиром корабля стал КзС Виктор Валуа . На пути из Киля в Вильгельмсхафен, чтобы присоединиться к остальной части эскадры, «Гнейзенау» сел на мель у острова Лолланд в густом тумане ; ее пришлось отбуксировать броненосной « Ганзой» , хотя в результате аварии она не пострадала. Эскадра покинула Вильгельмсхафен 30 октября и направилась в Западную Африку. Находясь на островах Зеленого Мыса , Кнорр направила Гнейзенау в Кейптаун , куда она прибыла 8 января 1885 года. Там она погрузила на борт Фридриха Герхарда Рольфса , который был назначен консулом на Занзибаре , и отвезла его на остров 28 января. Затем Гнейзенау отправился в порт Ламу , чтобы обследовать побережье восточной Африки, особенно территорию вокруг Витуланда . . Виту Осмотр местности, проведенный Гнейзенау, побудил правительство Германии проинструктировать Рольфса принять предложение султана Ахмед ибн Фумо Бакари сформировал протекторат 27 мая. [ 7 ]
«Гнейзенау» покинула Занзибар 1 апреля и направилась в Мельбурн должна была встретиться с корветом «Огаста» , Австралия, где в августе , но «Огаста» затонула в Баб-эль-Мандебе . Вместо этого Гнейзенау направился в Порт-Луи на острове Маврикий . Там она встретила эскадру крейсеров под командованием коммодора Карла Пашена , в которую входили ее однотипный корабль «Стош» и корвет «Принц Адальберт» , фрегат «Элизабет» и корабль снабжения «Эренфельс» . Пашену было поручено направить свою эскадру в Восточную Африку для урегулирования споров по поводу немецкого протектората с султаном Баргашем Занзибара бин Саидом , что он и выполнил к середине августа. 18 августа прибыл Бисмарк с Кнорром, который сменил Пашена на посту командира эскадрильи. Норр отправил Гнейзенау в Витуланд, где Валуа сообщил Бакари, что султан Занзибара согласился признать протекторат и прекратить вмешательство во внутренние дела Витуланда. Стоя на якоре в Ламу 28 августа, Гнейзенау отправил на берег контингент во главе со старшим офицером Курт фон Притвиц и Гаффрон проведут парад в честь заключения соглашения. Три дня спустя Валуа взял трех офицеров и двадцать девять рядовых в столицу Виту, чтобы встретиться с Бакари, и вернулся на корабль 4 сентября. [ 8 ]
Гнейзенау покинул Ламу 6 сентября и направился в Кисмайо , а четыре дня спустя отправился на Занзибар. Тем временем Пашену было приказано сформировать вторую эскадру крейсеров, которая должна была состоять из его флагманского корабля «Штош» , а также «Гнейзенау» и «Принц Адальберт» . Эскадра должна была проследовать к Каролинским островам , которые оказались в центре спора между Германией и Испанией. [ 9 ] Гнейзенау сначала отправился в Кейптаун и прибыл туда 11 октября. Находясь там, она получила новый приказ вместо этого отправиться в то, что теперь было Германской Восточной Африкой ; 9 ноября ее официально перевели обратно в эскадрилью Кнорра. «Гнейзенау» патрулировал побережье Восточной Африки до 6 марта 1886 года, когда эскадра Кнорра, состоявшая на тот момент из «Гнейзенау» , «Бисмарка» и корвета «Ольга» , отбыла в Австралию. Достигнув южной части Тихого океана, корабли посетили австралийские порты, Новую Зеландию, Тонгу и Самоа, прежде чем Гнейзенау был сначала отправлен на полуостров Газель на острове Новая Померания для подавления восстания против немецкого колониального правления. Затем она отправилась на острова Палау , входящие в группу Каролинских островов, чтобы забрать немецкий памятник, поскольку Германия отказалась от своих претензий на острова в пользу Испании. 25 июля Гнейзенау отправился обратно в Германию и 27 сентября достиг Киля. Там она была выведена из эксплуатации 14 октября. [ 10 ]
Обязанности учебного корабля
[ редактировать ]
1887–1895
[ редактировать ]«Гнейзенау» вернулся в строй 13 апреля 1887 года под командованием КзС Августа фон Томсена , теперь выполняя роль учебного корабля для морских кадетов и четырехлетних рядовых добровольцев. В конце мая она присоединилась к Учебной эскадрилье, которая присутствовала на церемонии начала строительства канала Кайзера Вильгельма 3 июня. Эскадра приняла участие в ежегодных учениях флота, которые начались 6 августа; во время маневров эскадра выполняла роль II дивизии главного флота. После завершения учений в следующем месяце Учебная эскадрилья отправилась в зимний круиз по Средиземному морю. Во время этого плавания флагман эскадры «Штайн» загорелся, и его пришлось поставить в док для ремонта, во время которого «Гнейзенау» служил флагманом с 19 ноября 1887 года по 8 января 1888 года. На обратном пути в Германию в 1888 году корабли остановились у Мыс Сент-Винсент и Фуншал , прежде чем вернуться в Вильгельмсхафен 10 апреля. «Гнейзенау» направился в Киль, где прошел капитальный ремонт. После возвращения в строй корабль приступил к индивидуальным тренировкам, а 25 июня снова присоединился к учебной эскадрилье. В следующем месяце эскадрилья сопровождала Кайзер Вильгельм II во время путешествия по скандинавским портам на борту броненосца «Баден» . [ 11 ]
посвященных 25-летию короля Греции Георга I. 29 сентября Учебная эскадрилья начала очередной круиз по Средиземному морю, во время которого приняла участие в торжествах , Корабли посещали порты Османской империи в Малой Азии и Египте. 16 апреля 1889 года «Гнейзенау» и другие учебные корабли вернулись в Вильгельмсхафен. «Гнейзенау» перебралась в Киль, где 30 апреля снова была выведена из эксплуатации. 1 января 1891 года «Гнейзенау» был официально переименован в учебный корабль. Корабль оставался в строю до 1 апреля 1892 года, когда он был повторно задействован для круиза по Балтийскому и Северному морям под командованием корветтенкапитана ( КК —Corvette Captain) Феликса Штубенрауха . В августе и сентябре он принял участие в ежегодных маневрах флота, а начиная с 3 октября участвовал в зимнем круизе, который на этот раз отправился в Вест-Индию и Венесуэлу. Находясь в Карибском море , немецкая эскадра встретилась с эскадрой Французской Вест-Индии и обменялась официальными визитами между командирами эскадрилий. На обратном пути в Германию эскадра провела месяц в британских водах, с 22 мая по 21 июня, за это время приняла участие в боевых действиях. Каусская регата с Вильгельмом II на борту нового Aviso Blitz . [ 10 ]
По возвращении в Германию он прошел небольшой ремонт, прежде чем присоединиться к кораблям III дивизии во время учений флота в августе и сентябре. Во время маневров она случайно столкнулась с торпедным катером Д2 , который был сильно поврежден. «Гнейзенау» продолжала учения, пока 30 сентября она тоже не была выведена из эксплуатации на ремонт. 3 апреля 1894 года «Гнейзенау» отправился в летний тренировочный круиз, который в этом году отправился в Кристиану , Норвегия, и завершился регатой «Кильская неделя» . После этого корабли снова приняли участие в маневрах флота в августе и сентябре в составе III дивизии под Гнейзенау командованием теперь К.К. Германа да Фонсека-Вольхейма . 1 октября «Гнейзенау» начал зимний тренировочный круиз в Средиземное море и, находясь в Ла-Валлетте , Мальта, встретил незащищенные крейсеры «Кондор» и «Корморан» . Затем Гнейзенау посетил залив Суда на Крите с 16 ноября по 20 декабря, а затем посетил Смирну на три недели . 18 января 1895 года он отправился обратно в Германию и 27 марта прибыл в Киль. [ 12 ]
1895–1900
[ редактировать ]
Следующая серия учений началась 6 мая, была проведена в Северном море и завершилась церемонией открытия канала кайзера Вильгельма. 21 июня Гнейзенау присоединился к недавно сформированной IV дивизии в Килер-Фёрде , у балтийского входа в канал, где корабельные оркестры играли национальные гимны военных кораблей каждой страны, прибывших на празднование. В июле «Гнейзенау» в одиночку совершил круиз по Северному морю, а 14 августа присоединился к III дивизии для участия в маневрах флота, которые завершились 17 сентября. Во время учений «Гнейзенау» 24 августа столкнулась с датской шхуной «Дельфин» у побережья Хорнс-Рев и смогла спасти только троих человек из своего экипажа, прежде чем последняя затонула. 28 сентября он отправился в ежегодный зимний круиз, который снова отправился в Вест-Индию. Находясь в Шарлотте-Амалии , Гнейзенау и датская канонерская лодка « Фьен» помогли потушить крупный пожар в порту. Она посетила Гавану , Куба, 21 января 1896 года, где она, Стош и Штейн наблюдали за гражданскими беспорядками на острове. 7 февраля, Гнейзенау покинул кубинские воды и вернулся в Киль 18 марта. «Гнейзенау» покинул Киль 15 мая и направился в Берген для тренировочного круиза. Находясь в Норвегии, Гнейзенау посетила немецкая императорская семья 19 июня и король Швеции и Норвегии Оскар II 14 июля. Она вернулась в Киль 18 июля, где готовилась к ежегодным маневрам флота в августе и сентябре. [ 13 ]
2 октября «Гнейзенау» начала зимний круиз по Средиземному морю, где посетила многочисленные зарубежные порты. Первоначально она присоединилась к Штайну для обратного рейса в Германию в начале 1897 года, но по пути Гнейзенау было приказано отправиться в Танжер для обеспечения исполнения требований Германии о компенсации немецкому банкиру, убитому в стране в декабре 1896 года. Она прибыла туда 27 февраля. 1897 г., и смогла уйти 2 марта, поскольку к этому времени ее миссия была выполнена. Прибыв в Киль 25 марта, он 4 апреля вошел в сухой док для капитального ремонта, который завершился к середине мая; 17 мая она отправилась в очередной тренировочный круиз по Балтике. 16 августа корабль отправился в очередной крупный зарубежный круиз вместо участия в ежегодных учениях флота. Это путешествие направлялось в Южную Америку и включало остановки в Рио-де-Жанейро и Сан-Франциско-ду-Сул в Бразилии, а также в Гаване, где оно встретилось с учебным крейсером «Шарлотта» . 1 марта 1898 года Гнейзенау покинул Гавану, чтобы вернуться в Германию, остановившись в Ки-Уэст и Орта на обратном пути. Сильные штормы в Северном море вынудили ее 27 марта зайти в Ден-Хелдер в Нидерландах. Через три дня он достиг Киля, где 18 апреля был выведен из эксплуатации для очередного капитального ремонта. [ 13 ]
Он оставался в эксплуатации в течение следующего года, прежде чем был снова введен в эксплуатацию 9 апреля 1899 года, после чего 5 июля отправился в тренировочный круиз в Берген. 24 июля он отправился в еще один тренировочный рейс, который сначала отправился в Исландию, а затем в Квинстаун , Ирландия, а затем продолжил путь в Средиземное море. Были посещены иностранные порты, включая Яффо с 16 по 20 декабря и Бейрут с 20 декабря по 2 января 1900 года. Он начал обратный путь в Германию 5 января, выйдя из Порт-Саида и отправившись в Ла Специю , Италия, где ее посетил Кайзерин. Фридрих и ее дочь принцесса Виктория . «Гнейзенау» прибыл в Киль 23 марта и после мелкого ремонта 26 мая начал тренировочный поход по Балтике. Еще один короткий визит в Берген последовал 10 сентября. [ 13 ]
Потеря
[ редактировать ]
18 сентября она снова покинула Киль и отправилась в очередной заграничный круиз, остановившись в Дартмуте по пути через Ла-Манш . Она посетила порты Испании, Португалии и Марокко, остановившись в Малаге 13 ноября, где оставалась почти месяц. 10 декабря она вышла из порта, чтобы приступить к учениям по стрельбе; она пришвартовалась у мола , примерно в 800–900 м (2600–3000 футов) от берега, где проводились учения. Около 10:30 16 декабря погода у Малаги значительно ухудшилась: ветер достиг 8 баллов . Командир корабля KzS Кречманн приказал команде поднять пар в котлах, чтобы корабль можно было переместить в безопасную гавань, а тридцать минут спустя недопонимание между персоналом машинного отделения и капитаном привело к тому, что Кречманн приказал поднять якоря. чтобы корабль мог отправиться в путь. Командир полагал, что машинное отделение сообщило о скорости 50 оборотов в минуту (об/мин) на гребном валу, но фактическое значение составляло 15 об/мин, чего было недостаточно для движения корабля. В результате отшвартованный корабль беспомощно дрейфовал под сильным ветром. [ 14 ]
Экипаж попытался сбросить якорь правого борта , но он не зацепился за каменистый грунт. «Гнейзенау» несколько раз врезался в мол, дважды ударив его кормой, прежде чем его развернули и толкнули носом вперед по правому борту, вынудив его сесть на мель . Торговое судно попыталось прийти на помощь экипажу, но им не удалось соединить линию между двумя кораблями до того, как «Гнейзенау» начал крениться на 35 градусов. Лодка с берега также попыталась спасти команду, но и она была выброшена на берег из-за сильного волнения. Волна быстро разбила корпус «Гнейзенау » о мол, и часть ее команды попыталась спастись, забравшись на такелаж. Корабль перевернулся на бок, и выжившие члены экипажа тросом добрались до берега. корабля В результате аварии погиб сорок один человек, в том числе Кречманн и первый помощник . Шарлотта и британский броненосец HMS Devastation были отправлены на помощь раненым. Погибшие при затоплении были похоронены на кладбище Малаги, а выжившие вернулись в Германию на борту лайнера. HAPAG Пароход SS Andalusia , 2 января 1901 года. [ 14 ]
Директор по оборудованию Kaiserliche Werft в Вильгельмсхафене К.К. Отто Мандт обследовал затонувший корабль, чтобы определить, можно ли его спасти, но пришел к выводу, что он слишком сильно поврежден. Вместо этого орудия и другое ценное оборудование сняли, а затонувший корабль взорвали, чтобы проверить прочность конструкции корпуса. Остатки корабля затем были проданы на металлолом для разборки на месте . [ 14 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сондхаус , стр. 116–117, 136–137.
- ^ Jump up to: а б Гренер , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Лион , с. 251.
- ^ Jump up to: а б с Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 206.
- ^ Сондхаус , с. 155.
- ^ Сондхаус , с. 143.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 205–207.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 207.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 207–208.
- ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 208.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 205, 208.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 208–209.
- ^ Jump up to: а б с Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 209.
- ^ Jump up to: а б с Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 210.
Ссылки
[ редактировать ]- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 3. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 3-7822-0211-2 .
- Лион, Хью (1979). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер; Колесник, Евгений М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Сондхаус, Лоуренс (1997). Подготовка к Weltpolitik: морская мощь Германии до эпохи Тирпица . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-745-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Додсон, Эйдан ; Ноттельманн, Дирк (2021). Крейсеры Кайзера 1871–1918 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-745-8 .
- Ноттельманн, Дирк (2022). Райт, Кристофер С. (ред.). «От «деревянных стен» к «новозаветным кораблям»: Развитие немецкого броненосного крейсера 1854–1918 гг., Часть II: «Железные крейсеры» ». Военный корабль Интернешнл . ЛИКС (3): 197–241. ISSN 0043-0374 .