СМС- нимфа (1863)
Картина «Битва при Ясмунде» Вилли Штёвера с изображением прусской эскадры; Нимфа находится слева, за кормой от Арконы.
| |
История | |
---|---|
Имя | Нимфа |
Тезка | Нимфа |
Строитель | Королевская верфь , Гданьск |
Заложен | 25 января 1862 г. |
Запущен | 15 апреля 1863 г. |
Введен в эксплуатацию | 20 февраля 1864 г. |
пораженный | 21 июля 1887 г. |
Судьба | Расставание , 1891 год. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Нимфа класса Корвет |
Смещение | Полная загрузка : 1202 т (1183 длинных тонны ) |
Длина | 64,9 м (212 футов 11 дюймов) ( длина ) |
Луч | 10,2 м (33 фута 6 дюймов) |
Черновик | 3,92 м (12 футов 10 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
План паруса | Полная корабельная установка |
Скорость | 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час) |
Диапазон | 1250 миль (2320 км; 1440 миль) при скорости 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час) |
Экипаж |
|
Вооружение |
|
SMS Nymphe был головным кораблем класса Nymphe , первым кораблем этого типа , паровых корветов построенным для прусского флота . У нее был один родственный корабль , «Медуза» , и это были корабли с деревянным корпусом, вооруженные батареей из шестнадцати орудий. Ей было приказано в рамках программы расширения военно-морского флота, чтобы противостоять датскому флоту по спорному владению Шлезвигом и Гольштейном . «Нимфа» была заложена в январе 1862 года, спущена на воду в апреле 1863 года и завершена в октябре того же года.
Нимфа участвовала в боевых действиях во время Второй Шлезвигской войны против Дании в 1864 году в битве при Ясмунде . она активно участвовала в бою с датским фрегатом В бою ; она получила около 70 попаданий, в основном в такелаж, но серьезных повреждений не получила. Корабль, совершавший круиз по Средиземному морю , находился в процессе отзыва в Германию во время австро-прусской войны в 1866 году и в результате не участвовал в боевых действиях во время конфликта. Во время франко-прусской войны 1870 года французская эскадра броненосцев стояла на якоре у Данцига , и «Нимфа» предприняла внезапную ночную атаку на простаивающие суда, хотя и не нанесла серьезного ущерба бронированным французским кораблям. Тем не менее ее атака убедила французского адмирала, что его тяжелые корабли бесполезны при тесной блокаде немецких портов, и поэтому они ушли.
В 1871 году «Нимфа» предприняла крупную зарубежную экспедицию в Тихий океан и Восточную Азию , где ее капитан вел переговоры с различными правительствами и посетила множество городов. Он оставался за границей до середины 1874 года, после чего был переоборудован в учебный корабль для учеников моряков. В этом качестве она проработала следующее десятилетие, в течение которого совершала тренировочные круизы, обычно в Америку, хотя в 1882 году она совершила поездку по Средиземному морю. Находясь в плохом состоянии и нуждаясь в полной реконструкции к 1885 году, он был исключен из военно-морского реестра в июле 1887 года и разрушен . В конечном итоге «Нимфа» была продана в 1891 году и разобрана в Гамбурге .
Дизайн
[ редактировать ]Два корвета класса «Нимфа» были заказаны в начале 1860-х годов в рамках программы укрепления прусского флота , когда вероятность конфликта с Данией по вопросу Шлезвиг-Гольштейна становилась все более вероятной. [1] Проектирование этого класса было завершено в 1861 году, а работы над обоими кораблями начались в следующем году. [2]
«Нимфы» составляла 64,9 метра (212 футов 11 дюймов) Общая длина , ширина 10,2 м (33 фута 6 дюймов) и осадка вперед 3,92 м (12 футов 10 дюймов). Водоизмещение ее водоизмещением 1202 метрических тонны (1183 длинных тонны ) при полной загрузке . Экипаж корабля состоял из 14 офицеров и 176 рядовых . Он был оснащен единственным морским паровым двигателем , приводившим в движение двухлопастной винтовой винт , а пар вырабатывался четырьмя угольными жаротрубными котлами , что давало ему максимальную скорость 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час). 800 лошадиных сил (790 л.с. ). Радиус плавания составлял 1250 морских миль (2320 км; 1440 миль) при скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час). «Нимфа» была оснащена полным корабельным оборудованием в дополнение к паровой машине. [2] [3]
«Нимфа» была вооружена батареей из десяти 36-фунтовых орудий и шести 12-фунтовых орудий, все гладкоствольные , установленные на бортах . В 1869 году эти орудия были заменены семнадцатью, а позже и девятнадцатью нарезными орудиями диаметром 12 см (4,7 дюйма) и 23-го калибра . Позже в ее карьере их количество сократилось до девяти. [2] [3]
История обслуживания
[ редактировать ]23 июля 1861 года был заказан «Нимфа» - первый деревянный паровой корвет , построенный для прусского флота. Ее киль был заложен 25 января 1862 года на Königliche Werft (Королевской верфи) в Данциге , а 23 июля ее имя было определено приказом Прусского военно-морского ведомства . Готовый корпус был спущен на воду 15 апреля 1863 года, а он был готов к ходовым испытаниям к концу октября . В ходе испытаний выяснилось, что члены прусского экипажа не имели достаточного опыта работы с паровой машиной, и поэтому техникам J Penn & Sons , британского производителя корабельных двигателей, пришлось остаться на борту, чтобы помочь им. 25 ноября «Нимфа» перебралась, чтобы провести зимние месяцы в Свинемюнде , поскольку порт не будет оставаться замороженным до тех пор, пока Данциг. [4] Кроме того, поскольку напряженность в отношениях между Данией и Пруссией росла из-за Шлезвиг-Гольштейнского вопроса, движение на запад позволило «Нимфе» сотрудничать с канонерскими лодками, базирующимися в Штральзунде . [5]
Вторая Шлезвигская война
[ редактировать ]«Нимфа» была введена в эксплуатацию впервые 20 февраля 1864 года, вскоре после начала Второй Шлезвигской войны против Дании. Она вошла в состав эскадры под командованием Kapitän zur See ( KzS — Капитан в море) Эдуарда фон Яхмана , флагманом которой был фрегат Arcona . [4] Командиром « Нимфы » был капитанлейтенант ( капитан-лейтенант ) Райнхольд фон Вернер . [6] Датский флот, который был гораздо мощнее прусского, немедленно объявил портов Пруссии других и блокаду балтийских и североморских германских государств. Датчане начали захватывать прусские торговые суда в этом районе, что побудило адмирала принца Адальберта Прусского , командующего прусским флотом, начать планировать операцию против блокады с использованием эскадры Яхмана. К середине марта прусские корабли были готовы к действию, и лед отступил настолько, что принц Адальберт приказал Яхману 16 марта провести разведку блокирующих сил. датская эскадра в составе одного линейного корабля , одного винтового фрегата и двух винтовых корветов под командованием контр-адмирала Эдварда ван Докума Двумя днями ранее к Свинемюнде прибыла . «Аркона» и «Нимфа» патрулировали район Грайфсвальда , но погода была плохая, снегопад ухудшал видимость. Прусские канонерские лодки во главе с колесным пароходом «Лорелей » оставались ближе к Свинемюнде. Яхманн заметил три судна около 15:30, но до наступления темноты не хватило времени, чтобы их поймать. Вместо этого Яхманн вернулся в Свинемюнде, намереваясь повторить попытку на следующий день. [7] [8]
Битва при Ясмунде
[ редактировать ]На следующее утро, в 07:30, Яхман вывел свои корабли из устья Одера , сначала направляясь на восток. Не сумев обнаружить ни одного датского военного корабля, пруссаки повернули на запад и, приблизившись к острову Грайфсвальд-Ойе , наблюдатели на борту кораблей заметили дым на северо-западе примерно в 13:15. Пруссаки продолжили движение к острову Рюген ; у полуострова Ясмунд корабли Яхмана столкнулись с эскадрой Докума. [9] Там, с Арконой и Нимфой во главе , Яхманн повернулся, чтобы вступить в бой с датчанами; Лорелей увеличил скорость, чтобы присоединиться к двум корветам, в то время как Яхманн отправил канонерские лодки к побережью Рюгена, где их можно было использовать для прикрытия его отхода. С севера Докум ожидал прибытия пароходового фрегата «Торденшельд» . [10]
В 14:30 «Аркона» открыла огонь по фрегату «Шелланд» ; Несколько минут спустя, после того как Сьелланд приблизился на высоту 1500 метров (1600 ярдов), Докум повернул свой флагман на правый борт и начал вести залп по Арконе . Яхманн повернул и «Аркону» на правый борт, осознав силу датской эскадры. Ему не удалось проинформировать капитанов «Нимфы» и «Лорели» о своем решении отступить, и они продолжали двигаться на восток в течение нескольких минут, прежде чем подчинились его маневру. В это время Докум перенес огонь на Нимфу и нанес несколько попаданий, в том числе повредив ее воронку , что временно снизило ее скорость. Докум попытался обогнать и отрезать «Нимфе» и Лорелей от Арконы , но экипаж «Нимфы » смог быстро восстановить полученные ею повреждения, что позволило ей увеличить скорость, хотя она продолжала получать удары. [9]
Нимфа и Лорелей попали под шквальный огонь преследующей датской эскадры; в 16:00 Лорелей двинулась на запад в сторону Штральзунда, и Докум позволил ей уйти, предпочитая продолжать путь вслед за корветами Яхмана. Обе стороны продолжали наносить удары друг по другу, пока около 16:45 не остановили огонь, поскольку расстояние стало слишком большим. К 18:00 Докум прекратил погоню и направился на восток, позволив Яхманну вернуться в Свинемюнде. [11] В ходе боя «Нимфа» получила 19 попаданий в корпус и около 50 в такелаж, а ее кабриолет был отстрелян. Хотя это судно было наиболее сильно повреждено с обеих сторон боя, оно никогда не подвергалось серьезной опасности, а в его команде погибло всего два человека и четыре были ранены. [4]
Яхманн совершил еще несколько вылетов в Балтийское море, не встретив ни одного датского корабля 19 марта, 9 и 14 апреля и 6 мая. 6 июня «Нимфа» приняла участие в военно-морском смотре короля Вильгельма I в Свинемюнде. Эскадрилья Яхмана отправилась оттуда в Пиллау 12 июня, оставаясь там десять дней, прежде чем вернуться. 24 сентября он отправился на верфь в Данциге для периодического технического обслуживания, а в середине ноября перебрался на недавно приобретенную военно-морскую базу в Киле , чтобы перезимовать. [4]
Австро-прусская и франко-прусская войны.
[ редактировать ]В начале 1865 года прусский флот решил отправить «Нимфею» и канонерскую лодку «Дельфин» в Средиземное море . Два корабля отправились в короткий тренировочный круиз в Зондербург и Висмар , а 6 августа «Нимфа» взяла на борт 15-сантиметровую (5,9 дюйма) пушку от «Дельфина» , готовясь к путешествию в Средиземное море для улучшения мореходных качеств канонерской лодки. они прибыли в Эгейское море Когда 22 сентября , «Нимфа» передала ружье обратно «Дельфину» . Круиз был прерван в марте 1866 года, поскольку обоим судам было приказано вернуться в Пруссию, поскольку напряженность в отношениях с Австрийской империей начала нарастать. Корабли прибыли на новый военно-морской склад в Геестемюнде в середине июля, когда австро-прусская война разразилась , исход которой завершился в битве при Кениггреце . «Нимфа» присоединилась к Североморской флотилии, но, поскольку война почти закончилась, она не принимала участия в боевых действиях. Флотилия была распущена 29 сентября, и «Нимфа» отправилась в Геестемюнде, где была выведена из эксплуатации 31 марта 1867 года. 16 апреля корабль был переведен на Балтику, посетив Киль и Данциг, где он вошел в состав флота. Royal Shipyard за капитальный ремонт ее котлов. [12]
« Нимфа » оставалась в строю до начала франко -прусской войны в июле 1870 года, когда она вернулась в строй в рамках общей мобилизации того, что теперь называлось Федеральным флотом Северной Германии . 21 июля ее направили на оборону Нойфарвассера, защищавшего Данциг. В следующем месяце французская эскадра в составе трех броненосцев и авизо под командованием адмирала Эдуарда Буэ-Вийомеса прибыла у Данцига и встала на якорь в Путцигер-Вик около 18:00 21 августа, на западной оконечности Данцигер -Бухта . Командир « Нимфы » , корветтенкапитан ( КК —капитан корвета) Вейкманн, решил на следующее утро совершить внезапную атаку. В полночь 22 августа он совершил вылет и начал медленное приближение к французской эскадре, которая всю ночь оставалась на якоре. В 01:15 «Нимфа» оказалась в пределах видимости французских кораблей и на расстоянии 1,3 морских мили (2,4 км; 1,5 мили) повернула влево и вступила в бой с французской эскадрой. Счета различаются по деталям действия; историки Хильдебранд, Рёр и Штайнмец утверждают, что она произвела залп по французскому броненосцу. Тетис перед тем, как повернуть на правый борт, чтобы произвести еще один бортовой залп, не причинив повреждений. Но Альфред Стенцель, который в то время был офицером Федерального военно-морского флота Северной Германии, сообщил в отчете 1899 года, что Нимфа произвела два залпа по флагманскому кораблю Буэ-Вийоме, броненосному Surveillante m, прежде чем повернуть в бегство, Тетис преследуя . Тем не менее, «Нимфе» удалось сбежать, и французские суда не смогли двинуться с места достаточно быстро, чтобы поймать ее. К 03:00 «Нимфа» благополучно оказалась за береговыми укреплениями Нойфарвассера. [13] [14]
Буэ-Вильомез решил, что атака продемонстрировала, что большие броненосцы не могут эффективно использоваться вблизи берега и что потребуются суда меньшего размера и с меньшей осадкой. Поэтому он увел свои корабли из Данцига, что Нимфа подтвердила разведкой в Риксхёфте . В этот момент военно-морское командование Северной Германии решило приступить к стратегии торговых рейдов с целью атаковать французское торговое судоходство в Атлантическом океане. «Нимфа» была сочтена слишком медленной для этой задачи, поэтому 25 августа она была выведена из эксплуатации, чтобы ее команду можно было перевести на более быстрый корвет «Огаста» , который вступил в строй в конце октября. [13]
Зарубежное развертывание
[ редактировать ]«Нимфа» оставалась в резерве до конца войны, когда она была повторно введена в строй под командованием К. К. Луи фон Блана 1 июня 1871 года , чтобы сменить свой однотипный корабль « Медуза» , который во время войны был заблокирован французскими военными кораблями в Японии. Нимфа покинула Киль 25 июля и остановилась в Каусе , где ее посетила британская королевская семья . 14 октября она прибыла в Рио-де-Жанейро , Бразилия, где пробыла две недели. В этот период некоторые члены ее команды находились в местном ресторане, когда между ними и некоторыми профранцузскими гражданскими лицами вспыхнула драка; моряки были арестованы бразильской полицией, что побудило правительство Германии рассмотреть возможность отправки эскадры военных кораблей для их освобождения. В ответ на угрозу развертывания военно-морских сил бразильские власти освободили мужчин, позволив «Нимфе» продолжить свое путешествие 27 октября. Находясь в Южной Африке, девять членов ее команды дезертировали, чтобы присоединиться к алмазной лихорадке ; 22 ноября «Нимфа» быстро покинула порт после дезертирства, чтобы не дать другим присоединиться к ним. [15]
Пересекая Индийский океан, он посетил несколько портов Австралии, а затем отправился на север, в Океанию (первый немецкий военный корабль, достигший южной части Тихого океана), и посетил несколько островов, которые еще не посещались немецкими судами. [16] [17] В их число входил город Левука на Фиджи в начале марта 1872 года, где Блан заключил соглашение о защите, которое было отклонено канцлером Германии Отто фон Бисмарком . 15 марта Нимфа прибыла в Апиа на Самоа , где Блан помогал урегулировать споры между немецкими купцами и вождями на островах. Она покинула острова в конце месяца и 20 апреля прибыла в Иокогаму , Япония, где встретила фрегат « Герта» , другой член восточноазиатской станции. Затем «Нимфа» начала тур по японским и российским портам, включая Нагою , Япония, которая недавно была открыта для иностранных судов, а затем остановилась в Гонконге 25 декабря. «Нимфа» посетила Сингапур в марте 1873 года, после чего большая часть ее команды заболела. Затем она отправилась на Борнео , чтобы обеспечить соблюдение требований Германии о финансовой компенсации немецкой компании. Затем Нимфа посетила Холо на архипелаге Сулу , тогда входившем в состав Испанской империи , где султан Джамаль уль-Азам потребовал, чтобы Германия подписала соглашение о протекторате , поскольку он хотел провозгласить независимость от Испании. Блан передал запрос в Берлин, где Бисмарк отклонил его. [16]
11 апреля она вернулась в Сингапур; Блан и отряд с корабля отправились по суше в Бангкок , Сиам где они доставили Орден Черного Орла королю Сиама , Чулалонгкорну . «Нимфа» покинула Сингапур 16 мая, чтобы начать поиск потенциальной немецкой угольной станции в Южно-Китайском море . Она обследовала острова Анамбас , но они оказались непригодными для использования, как и Хайнань , где не было подходящей гавани. Нимфа также исследовала архипелаг Чусан , но и там не было пригодной для использования гавани. Нимфа покинула воды Китая 10 октября и вернулась в Иокогаму. Там Блан начал подготовку к открытию госпиталя для немецких военно-морских и торговых моряков, который был открыт в 1878 году. Корабль получил приказ вернуться в Германию 12 сентября и пересек Тихий океан в Сан-Франциско , США, прежде чем отправиться на юг. , огибая мыс Горн 11 февраля 1874 года. При переходе в Балтийское море корабль сел на мель на скале у Лангеланда , и его пришлось вытаскивать паре канонерских лодок. «Нимфа» прибыла в Киль 12 мая и была выведена из эксплуатации восемь дней спустя. [16]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]«Нимфа» 1 июня была повторно введена в эксплуатацию для использования в качестве учебного корабля для Schiffsjungen (учеников моряков). Первоначально она отправилась в круиз по Балтике на бригах «Ундина» и «Маскито» , а затем взяла с собой принца Фридриха Карла Прусского, чтобы он посетил королей Дании и Швеции. она участвовала в проверке флота нынешнего кайзера 19 сентября была выведена из эксплуатации на капитальный ремонт Вильгельма I. Она переехала в Данциг, где 15 октября . Эта работа была завершена к концу 1875 года, и 1 апреля 1876 года он вернулся в строй для обучения работе на корабле. «Нимфа» отправилась в большой тренировочный круиз в Северную и Южную Америку, простираясь на север до Галифакса в Канаде и на юг до Монтевидео в Уругвае. Находясь в Уругвае, она направилась вверх по реке Уругвай до Пайсанду , где с военными почестями был освящен памятник немецкому консулу, убитому несколькими годами ранее. Корабль вернулся в Киль 10 сентября 1877 года, где 27 числа был выведен из эксплуатации. [18]
Корабль был возобновлен 1 января 1878 года, чтобы начать тренировки в следующем году. В середине июля она начала зарубежный тренировочный круиз, и он повторил пункт назначения прошлогоднего круиза, хотя на этот раз она дошла только до Рио-де-Жанейро на юг. В январе 1879 года она останавливалась в нескольких портах Венесуэлы, чтобы защитить немцев в период волнений в стране. Она перевезла правительственную делегацию Венесуэлы из Пуэрто-Кабельо в Ла-Гуайру для переговоров с тамошними повстанцами. Позже ее заменила броненосная «Ганза» , что позволило ей продолжить тренировочный круиз. Она вернулась в Киль 12 сентября; шесть дней спустя, когда адмирал Альбрехт фон Штош , начальник Kaiserliche Admiralität (Императорского адмиралтейства), посещал корабль в Викер-Бухте , он сел на мель внезапным порывом ветра. Стоша пришлось доставить на берег на лодке, а Нимфу вытащило другое судно. Корабль был выведен из эксплуатации в Данциге 30 сентября для ремонта и повторной котельной. [19]
3 апреля 1880 года «Нимфа» была вновь введена в строй и начала тренировочные круизы по Балтике. Она начала зарубежный круиз 12 июля; на выходе она остановилась в Копенгагене , Дания, где корабль посетили датские военно-морские офицеры. В отличие от предыдущих лет, тренировочный круиз по большей части ограничился Вест-Индией . Она сделала остановку в Пуэрто-Кабельо, где ее посетил президент Венесуэлы Антонио Гусман Бланко . На обратном пути в Германию она остановилась в Хэмптон-Роудс , США, где ее посетила семья президента Джеймса А. Гарфилда . Он был выведен из эксплуатации в Данциге 3 октября и оставался вне эксплуатации в течение следующих полутора лет. 1 апреля 1882 года он был повторно задействован для еще одного тренировочного похода, который в этом году отправился в Средиземное море для усиления немецких военно-морских сил в регионе во время восстания Ураби в Египте. «Нимфа» покинула Киль 15 июля и посетила несколько портов Леванта , остановилась в заливе Суда на Крите и была вынуждена отправиться на Мальту после того, как несколько членов ее команды заболели. Вспышка брюшной тиф стал причиной второго пребывания на Мальте в декабре, и на этот раз весь экипаж высадился в Валлетте, чтобы судно можно было продезинфицировать. [19]
Корабль выбыл из строя из-за лихорадки до 26 февраля 1883 года, после чего посетил многочисленные греческие порты; находясь в Пирее , ее посетил греческий король Георг I. Затем она отправилась обратно в Германию и по пути остановилась в Лиссабоне где ее посетил король Португалии , Португалия , Луиш I. «Нимфа» прибыла в Киль 6 сентября и была списана там 29 сентября. Корабль совершил короткие тренировочные походы по Балтике и принял участие в учениях с основным флотом в июне 1884 года. 16 июля он начал следующий крупный поход в Вест-Индию, во время которого с конца февраля находился в Сабанилье , Колумбия. до конца марта 1885 года. Ее присутствие было вызвано революцией в стране, которая угрожала интересам Германии. Она вернулась в Германию в начале сентября и приняла участие в учениях флота в Северном и Балтийском морях. В последний раз корабль был выведен из эксплуатации 7 октября. К этому времени «Нимфа» уже износилась, и было решено, что дальнейшее использование потребует полной перестройки деревянного корпуса судна, поэтому ее сняли с корабля. зарегистрирован в военно-морском флоте 21 июля 1887 года и впоследствии использовался в качестве корпуса для обучения машинистов в Киле. В 1891 году она была продана на металлолом и разобрана в Гамбурге . [19]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сондхаус , стр. 63, 66.
- ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 85.
- ^ Jump up to: а б Лион , с. 250.
- ^ Jump up to: а б с д Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 177.
- ^ Эмбри , с. 272.
- ^ Сондхаус , с. 76.
- ^ Сондхаус , стр. 75–76.
- ^ Эмбри , стр. 272–274.
- ^ Jump up to: а б Эмбри , с. 274.
- ^ Эмбри , стр. 275–277.
- ^ Эмбри , с. 278.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 177–178.
- ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 178.
- ^ Стензель , стр. 583–584.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 178–179.
- ^ Jump up to: а б с Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 179.
- ^ Додсон и Ноттельманн , с. 26.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 179–180.
- ^ Jump up to: а б с Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 180.
Ссылки
[ редактировать ]- Додсон, Эйдан ; Ноттельманн, Дирк (2021). Крейсеры Кайзера 1871–1918 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-745-8 .
- Эмбри, Майкл (2007). Первая война Бисмарка: Шлезвиг-Ютландская кампания 1864 года . Helion & Co Ltd. Солихалл: ISBN 978-1-906033-03-3 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 6. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 3-7822-0237-6 .
- Лион, Хью (1979). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер; Колесник, Евгений М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Сондхаус, Лоуренс (1997). Подготовка к Weltpolitik: морская мощь Германии до эпохи Тирпица . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-745-7 .
- Стенцель, Альфред (1900). «Флот и берег». В фон Пфюгк-Харттунг, Юлиус Альберт Георг (ред.). Франко-германская война 1870–1871 гг . Лондон: Swan Sonnenschein and Co., стр. 567–592. OCLC 3788640 .