Jump to content

СМС- нимфа (1863)

Два деревянных парохода, окруженные брызгами снарядов в воде, стреляют из орудий по другой группе кораблей вдалеке.
Картина «Битва при Ясмунде» Вилли Штёвера с изображением прусской эскадры; Нимфа находится слева, за кормой от Арконы.
История
Имя Нимфа
Тезка Нимфа
Строитель Королевская верфь , Гданьск
Заложен 25 января 1862 г.
Запущен 15 апреля 1863 г.
Введен в эксплуатацию 20 февраля 1864 г.
пораженный 21 июля 1887 г.
Судьба Расставание , 1891 год.
Общие характеристики
Класс и тип Нимфа класса Корвет
Смещение Полная загрузка : 1202 т (1183 длинных тонны )
Длина 64,9 м (212 футов 11 дюймов) ( длина )
Луч 10,2 м (33 фута 6 дюймов)
Черновик 3,92 м (12 футов 10 дюймов)
Установленная мощность
Движение
План паруса Полная корабельная установка
Скорость 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час)
Диапазон 1250 миль (2320 км; 1440 миль) при скорости 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час)
Экипаж
  • 14 офицеров
  • 176 моряков
Вооружение
  • 10 × 36-фунтовых орудий
  • 6 × 12-фунтовых орудий

SMS Nymphe был головным кораблем класса Nymphe , первым кораблем этого типа , паровых корветов построенным для прусского флота . У нее был один родственный корабль , «Медуза» , и это были корабли с деревянным корпусом, вооруженные батареей из шестнадцати орудий. Ей было приказано в рамках программы расширения военно-морского флота, чтобы противостоять датскому флоту по спорному владению Шлезвигом и Гольштейном . «Нимфа» была заложена в январе 1862 года, спущена на воду в апреле 1863 года и завершена в октябре того же года.

Нимфа участвовала в боевых действиях во время Второй Шлезвигской войны против Дании в 1864 году в битве при Ясмунде . она активно участвовала в бою с датским фрегатом В бою ; она получила около 70 попаданий, в основном в такелаж, но серьезных повреждений не получила. Корабль, совершавший круиз по Средиземному морю , находился в процессе отзыва в Германию во время австро-прусской войны в 1866 году и в результате не участвовал в боевых действиях во время конфликта. Во время франко-прусской войны 1870 года французская эскадра броненосцев стояла на якоре у Данцига , и «Нимфа» предприняла внезапную ночную атаку на простаивающие суда, хотя и не нанесла серьезного ущерба бронированным французским кораблям. Тем не менее ее атака убедила французского адмирала, что его тяжелые корабли бесполезны при тесной блокаде немецких портов, и поэтому они ушли.

В 1871 году «Нимфа» предприняла крупную зарубежную экспедицию в Тихий океан и Восточную Азию , где ее капитан вел переговоры с различными правительствами и посетила множество городов. Он оставался за границей до середины 1874 года, после чего был переоборудован в учебный корабль для учеников моряков. В этом качестве она проработала следующее десятилетие, в течение которого совершала тренировочные круизы, обычно в Америку, хотя в 1882 году она совершила поездку по Средиземному морю. Находясь в плохом состоянии и нуждаясь в полной реконструкции к 1885 году, он был исключен из военно-морского реестра в июле 1887 года и разрушен . В конечном итоге «Нимфа» была продана в 1891 году и разобрана в Гамбурге .

Два корвета класса «Нимфа» были заказаны в начале 1860-х годов в рамках программы укрепления прусского флота , когда вероятность конфликта с Данией по вопросу Шлезвиг-Гольштейна становилась все более вероятной. [1] Проектирование этого класса было завершено в 1861 году, а работы над обоими кораблями начались в следующем году. [2]

«Нимфы» составляла 64,9 метра (212 футов 11 дюймов) Общая длина , ширина 10,2 м (33 фута 6 дюймов) и осадка вперед 3,92 м (12 футов 10 дюймов). Водоизмещение ее водоизмещением 1202 метрических тонны (1183 длинных тонны ) при полной загрузке . Экипаж корабля состоял из 14 офицеров и 176 рядовых . Он был оснащен единственным морским паровым двигателем , приводившим в движение двухлопастной винтовой винт , а пар вырабатывался четырьмя угольными жаротрубными котлами , что давало ему максимальную скорость 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час). 800 лошадиных сил (790 л.с. ). Радиус плавания составлял 1250 морских миль (2320 км; 1440 миль) при скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час). «Нимфа» была оснащена полным корабельным оборудованием в дополнение к паровой машине. [2] [3]

«Нимфа» была вооружена батареей из десяти 36-фунтовых орудий и шести 12-фунтовых орудий, все гладкоствольные , установленные на бортах . В 1869 году эти орудия были заменены семнадцатью, а позже и девятнадцатью нарезными орудиями диаметром 12 см (4,7 дюйма) и 23-го калибра . Позже в ее карьере их количество сократилось до девяти. [2] [3]

История обслуживания

[ редактировать ]

23 июля 1861 года был заказан «Нимфа» - первый деревянный паровой корвет , построенный для прусского флота. Ее киль был заложен 25 января 1862 года на Königliche Werft (Королевской верфи) в Данциге , а 23 июля ее имя было определено приказом Прусского военно-морского ведомства . Готовый корпус был спущен на воду 15 апреля 1863 года, а он был готов к ходовым испытаниям к концу октября . В ходе испытаний выяснилось, что члены прусского экипажа не имели достаточного опыта работы с паровой машиной, и поэтому техникам J Penn & Sons , британского производителя корабельных двигателей, пришлось остаться на борту, чтобы помочь им. 25 ноября «Нимфа» перебралась, чтобы провести зимние месяцы в Свинемюнде , поскольку порт не будет оставаться замороженным до тех пор, пока Данциг. [4] Кроме того, поскольку напряженность в отношениях между Данией и Пруссией росла из-за Шлезвиг-Гольштейнского вопроса, движение на запад позволило «Нимфе» сотрудничать с канонерскими лодками, базирующимися в Штральзунде . [5]

Вторая Шлезвигская война

[ редактировать ]

«Нимфа» была введена в эксплуатацию впервые 20 февраля 1864 года, вскоре после начала Второй Шлезвигской войны против Дании. Она вошла в состав эскадры под командованием Kapitän zur See ( KzS — Капитан в море) Эдуарда фон Яхмана , флагманом которой был фрегат Arcona . [4] Командиром « Нимфы » был капитанлейтенант ( капитан-лейтенант ) Райнхольд фон Вернер . [6] Датский флот, который был гораздо мощнее прусского, немедленно объявил портов Пруссии других и блокаду балтийских и североморских германских государств. Датчане начали захватывать прусские торговые суда в этом районе, что побудило адмирала принца Адальберта Прусского , командующего прусским флотом, начать планировать операцию против блокады с использованием эскадры Яхмана. К середине марта прусские корабли были готовы к действию, и лед отступил настолько, что принц Адальберт приказал Яхману 16 марта провести разведку блокирующих сил. датская эскадра в составе одного линейного корабля , одного винтового фрегата и двух винтовых корветов под командованием контр-адмирала Эдварда ван Докума Двумя днями ранее к Свинемюнде прибыла . «Аркона» и «Нимфа» патрулировали район Грайфсвальда , но погода была плохая, снегопад ухудшал видимость. Прусские канонерские лодки во главе с колесным пароходом «Лорелей » оставались ближе к Свинемюнде. Яхманн заметил три судна около 15:30, но до наступления темноты не хватило времени, чтобы их поймать. Вместо этого Яхманн вернулся в Свинемюнде, намереваясь повторить попытку на следующий день. [7] [8]

Битва при Ясмунде

[ редактировать ]
Четыре корабля, окутанные дымом от выстрелов орудий, сражаются друг с другом. На переднем плане тонет небольшая лодка, наполовину затопленная.
Иллюстрация действия Карла Неймана; Нипмон слева

На следующее утро, в 07:30, Яхман вывел свои корабли из устья Одера , сначала направляясь на восток. Не сумев обнаружить ни одного датского военного корабля, пруссаки повернули на запад и, приблизившись к острову Грайфсвальд-Ойе , наблюдатели на борту кораблей заметили дым на северо-западе примерно в 13:15. Пруссаки продолжили движение к острову Рюген ; у полуострова Ясмунд корабли Яхмана столкнулись с эскадрой Докума. [9] Там, с Арконой и Нимфой во главе , Яхманн повернулся, чтобы вступить в бой с датчанами; Лорелей увеличил скорость, чтобы присоединиться к двум корветам, в то время как Яхманн отправил канонерские лодки к побережью Рюгена, где их можно было использовать для прикрытия его отхода. С севера Докум ожидал прибытия пароходового фрегата «Торденшельд» . [10]

В 14:30 «Аркона» открыла огонь по фрегату «Шелланд» ; Несколько минут спустя, после того как Сьелланд приблизился на высоту 1500 метров (1600 ярдов), Докум повернул свой флагман на правый борт и начал вести залп по Арконе . Яхманн повернул и «Аркону» на правый борт, осознав силу датской эскадры. Ему не удалось проинформировать капитанов «Нимфы» и «Лорели» о своем решении отступить, и они продолжали двигаться на восток в течение нескольких минут, прежде чем подчинились его маневру. В это время Докум перенес огонь на Нимфу и нанес несколько попаданий, в том числе повредив ее воронку , что временно снизило ее скорость. Докум попытался обогнать и отрезать «Нимфе» и Лорелей от Арконы , но экипаж «Нимфы » смог быстро восстановить полученные ею повреждения, что позволило ей увеличить скорость, хотя она продолжала получать удары. [9]

Нимфа и Лорелей попали под шквальный огонь преследующей датской эскадры; в 16:00 Лорелей двинулась на запад в сторону Штральзунда, и Докум позволил ей уйти, предпочитая продолжать путь вслед за корветами Яхмана. Обе стороны продолжали наносить удары друг по другу, пока около 16:45 не остановили огонь, поскольку расстояние стало слишком большим. К 18:00 Докум прекратил погоню и направился на восток, позволив Яхманну вернуться в Свинемюнде. [11] В ходе боя «Нимфа» получила 19 попаданий в корпус и около 50 в такелаж, а ее кабриолет был отстрелян. Хотя это судно было наиболее сильно повреждено с обеих сторон боя, оно никогда не подвергалось серьезной опасности, а в его команде погибло всего два человека и четыре были ранены. [4]

Яхманн совершил еще несколько вылетов в Балтийское море, не встретив ни одного датского корабля 19 марта, 9 и 14 апреля и 6 мая. 6 июня «Нимфа» приняла участие в военно-морском смотре короля Вильгельма I в Свинемюнде. Эскадрилья Яхмана отправилась оттуда в Пиллау 12 июня, оставаясь там десять дней, прежде чем вернуться. 24 сентября он отправился на верфь в Данциге для периодического технического обслуживания, а в середине ноября перебрался на недавно приобретенную военно-морскую базу в Киле , чтобы перезимовать. [4]

Австро-прусская и франко-прусская войны.

[ редактировать ]

В начале 1865 года прусский флот решил отправить «Нимфею» ​​и канонерскую лодку «Дельфин» в Средиземное море . Два корабля отправились в короткий тренировочный круиз в Зондербург и Висмар , а 6 августа «Нимфа» взяла на борт 15-сантиметровую (5,9 дюйма) пушку от «Дельфина» , готовясь к путешествию в Средиземное море для улучшения мореходных качеств канонерской лодки. они прибыли в Эгейское море Когда 22 сентября , «Нимфа» передала ружье обратно «Дельфину» . Круиз был прерван в марте 1866 года, поскольку обоим судам было приказано вернуться в Пруссию, поскольку напряженность в отношениях с Австрийской империей начала нарастать. Корабли прибыли на новый военно-морской склад в Геестемюнде в середине июля, когда австро-прусская война разразилась , исход которой завершился в битве при Кениггреце . «Нимфа» присоединилась к Североморской флотилии, но, поскольку война почти закончилась, она не принимала участия в боевых действиях. Флотилия была распущена 29 сентября, и «Нимфа» отправилась в Геестемюнде, где была выведена из эксплуатации 31 марта 1867 года. 16 апреля корабль был переведен на Балтику, посетив Киль и Данциг, где он вошел в состав флота. Royal Shipyard за капитальный ремонт ее котлов. [12]

« Нимфа » оставалась в строю до начала франко -прусской войны в июле 1870 года, когда она вернулась в строй в рамках общей мобилизации того, что теперь называлось Федеральным флотом Северной Германии . 21 июля ее направили на оборону Нойфарвассера, защищавшего Данциг. В следующем месяце французская эскадра в составе трех броненосцев и авизо под командованием адмирала Эдуарда Буэ-Вийомеса прибыла у Данцига и встала на якорь в Путцигер-Вик около 18:00 21 августа, на западной оконечности Данцигер -Бухта . Командир « Нимфы » , корветтенкапитан ( КК —капитан корвета) Вейкманн, решил на следующее утро совершить внезапную атаку. В полночь 22 августа он совершил вылет и начал медленное приближение к французской эскадре, которая всю ночь оставалась на якоре. В 01:15 «Нимфа» оказалась в пределах видимости французских кораблей и на расстоянии 1,3 морских мили (2,4 км; 1,5 мили) повернула влево и вступила в бой с французской эскадрой. Счета различаются по деталям действия; историки Хильдебранд, Рёр и Штайнмец утверждают, что она произвела залп по французскому броненосцу. Тетис перед тем, как повернуть на правый борт, чтобы произвести еще один бортовой залп, не причинив повреждений. Но Альфред Стенцель, который в то время был офицером Федерального военно-морского флота Северной Германии, сообщил в отчете 1899 года, что Нимфа произвела два залпа по флагманскому кораблю Буэ-Вийоме, броненосному Surveillante m, прежде чем повернуть в бегство, Тетис преследуя . Тем не менее, «Нимфе» удалось сбежать, и французские суда не смогли двинуться с места достаточно быстро, чтобы поймать ее. К 03:00 «Нимфа» благополучно оказалась за береговыми укреплениями Нойфарвассера. [13] [14]

Буэ-Вильомез решил, что атака продемонстрировала, что большие броненосцы не могут эффективно использоваться вблизи берега и что потребуются суда меньшего размера и с меньшей осадкой. Поэтому он увел свои корабли из Данцига, что Нимфа подтвердила разведкой в ​​Риксхёфте . В этот момент военно-морское командование Северной Германии решило приступить к стратегии торговых рейдов с целью атаковать французское торговое судоходство в Атлантическом океане. «Нимфа» была сочтена слишком медленной для этой задачи, поэтому 25 августа она была выведена из эксплуатации, чтобы ее команду можно было перевести на более быстрый корвет «Огаста» , который вступил в строй в конце октября. [13]

Зарубежное развертывание

[ редактировать ]
Группа мужчин, проводящих учения по заряжанию, стоит вокруг большого орудия.
Погрузка орудий на «Нимфе» , 1872 год.

«Нимфа» оставалась в резерве до конца войны, когда она была повторно введена в строй под командованием К. К. Луи фон Блана 1 июня 1871 года , чтобы сменить свой однотипный корабль « Медуза» , который во время войны был заблокирован французскими военными кораблями в Японии. Нимфа покинула Киль 25 июля и остановилась в Каусе , где ее посетила британская королевская семья . 14 октября она прибыла в Рио-де-Жанейро , Бразилия, где пробыла две недели. В этот период некоторые члены ее команды находились в местном ресторане, когда между ними и некоторыми профранцузскими гражданскими лицами вспыхнула драка; моряки были арестованы бразильской полицией, что побудило правительство Германии рассмотреть возможность отправки эскадры военных кораблей для их освобождения. В ответ на угрозу развертывания военно-морских сил бразильские власти освободили мужчин, позволив «Нимфе» продолжить свое путешествие 27 октября. Находясь в Южной Африке, девять членов ее команды дезертировали, чтобы присоединиться к алмазной лихорадке ; 22 ноября «Нимфа» быстро покинула порт после дезертирства, чтобы не дать другим присоединиться к ним. [15]

Пересекая Индийский океан, он посетил несколько портов Австралии, а затем отправился на север, в Океанию (первый немецкий военный корабль, достигший южной части Тихого океана), и посетил несколько островов, которые еще не посещались немецкими судами. [16] [17] В их число входил город Левука на Фиджи в начале марта 1872 года, где Блан заключил соглашение о защите, которое было отклонено канцлером Германии Отто фон Бисмарком . 15 марта Нимфа прибыла в Апиа на Самоа , где Блан помогал урегулировать споры между немецкими купцами и вождями на островах. Она покинула острова в конце месяца и 20 апреля прибыла в Иокогаму , Япония, где встретила фрегат « Герта» , другой член восточноазиатской станции. Затем «Нимфа» начала тур по японским и российским портам, включая Нагою , Япония, которая недавно была открыта для иностранных судов, а затем остановилась в Гонконге 25 декабря. «Нимфа» посетила Сингапур в марте 1873 года, после чего большая часть ее команды заболела. Затем она отправилась на Борнео , чтобы обеспечить соблюдение требований Германии о финансовой компенсации немецкой компании. Затем Нимфа посетила Холо на архипелаге Сулу , тогда входившем в состав Испанской империи , где султан Джамаль уль-Азам потребовал, чтобы Германия подписала соглашение о протекторате , поскольку он хотел провозгласить независимость от Испании. Блан передал запрос в Берлин, где Бисмарк отклонил его. [16]

11 апреля она вернулась в Сингапур; Блан и отряд с корабля отправились по суше в Бангкок , Сиам где они доставили Орден Черного Орла королю Сиама , Чулалонгкорну . «Нимфа» покинула Сингапур 16 мая, чтобы начать поиск потенциальной немецкой угольной станции в Южно-Китайском море . Она обследовала острова Анамбас , но они оказались непригодными для использования, как и Хайнань , где не было подходящей гавани. Нимфа также исследовала архипелаг Чусан , но и там не было пригодной для использования гавани. Нимфа покинула воды Китая 10 октября и вернулась в Иокогаму. Там Блан начал подготовку к открытию госпиталя для немецких военно-морских и торговых моряков, который был открыт в 1878 году. Корабль получил приказ вернуться в Германию 12 сентября и пересек Тихий океан в Сан-Франциско , США, прежде чем отправиться на юг. , огибая мыс Горн 11 февраля 1874 года. При переходе в Балтийское море корабль сел на мель на скале у Лангеланда , и его пришлось вытаскивать паре канонерских лодок. «Нимфа» прибыла в Киль 12 мая и была выведена из эксплуатации восемь дней спустя. [16]

Более поздняя карьера

[ редактировать ]
Мужчина тренируется прицеливаться из небольшого ружья на колесном лафете под большим углом, в то время как трое других наблюдают за ним.
Krupp Ballonabwehrkanone (противовоздушная пушка) на Нимфе , 1872 год.

«Нимфа» 1 июня была повторно введена в эксплуатацию для использования в качестве учебного корабля для Schiffsjungen (учеников моряков). Первоначально она отправилась в круиз по Балтике на бригах «Ундина» и «Маскито» , а затем взяла с собой принца Фридриха Карла Прусского, чтобы он посетил королей Дании и Швеции. она участвовала в проверке флота нынешнего кайзера 19 сентября была выведена из эксплуатации на капитальный ремонт Вильгельма I. Она переехала в Данциг, где 15 октября . Эта работа была завершена к концу 1875 года, и 1 апреля 1876 года он вернулся в строй для обучения работе на корабле. «Нимфа» отправилась в большой тренировочный круиз в Северную и Южную Америку, простираясь на север до Галифакса в Канаде и на юг до Монтевидео в Уругвае. Находясь в Уругвае, она направилась вверх по реке Уругвай до Пайсанду , где с военными почестями был освящен памятник немецкому консулу, убитому несколькими годами ранее. Корабль вернулся в Киль 10 сентября 1877 года, где 27 числа был выведен из эксплуатации. [18]

Корабль был возобновлен 1 января 1878 года, чтобы начать тренировки в следующем году. В середине июля она начала зарубежный тренировочный круиз, и он повторил пункт назначения прошлогоднего круиза, хотя на этот раз она дошла только до Рио-де-Жанейро на юг. В январе 1879 года она останавливалась в нескольких портах Венесуэлы, чтобы защитить немцев в период волнений в стране. Она перевезла правительственную делегацию Венесуэлы из Пуэрто-Кабельо в Ла-Гуайру для переговоров с тамошними повстанцами. Позже ее заменила броненосная «Ганза» , что позволило ей продолжить тренировочный круиз. Она вернулась в Киль 12 сентября; шесть дней спустя, когда адмирал Альбрехт фон Штош , начальник Kaiserliche Admiralität (Императорского адмиралтейства), посещал корабль в Викер-Бухте , он сел на мель внезапным порывом ветра. Стоша пришлось доставить на берег на лодке, а Нимфу вытащило другое судно. Корабль был выведен из эксплуатации в Данциге 30 сентября для ремонта и повторной котельной. [19]

3 апреля 1880 года «Нимфа» была вновь введена в строй и начала тренировочные круизы по Балтике. Она начала зарубежный круиз 12 июля; на выходе она остановилась в Копенгагене , Дания, где корабль посетили датские военно-морские офицеры. В отличие от предыдущих лет, тренировочный круиз по большей части ограничился Вест-Индией . Она сделала остановку в Пуэрто-Кабельо, где ее посетил президент Венесуэлы Антонио Гусман Бланко . На обратном пути в Германию она остановилась в Хэмптон-Роудс , США, где ее посетила семья президента Джеймса А. Гарфилда . Он был выведен из эксплуатации в Данциге 3 октября и оставался вне эксплуатации в течение следующих полутора лет. 1 апреля 1882 года он был повторно задействован для еще одного тренировочного похода, который в этом году отправился в Средиземное море для усиления немецких военно-морских сил в регионе во время восстания Ураби в Египте. «Нимфа» покинула Киль 15 июля и посетила несколько портов Леванта , остановилась в заливе Суда на Крите и была вынуждена отправиться на Мальту после того, как несколько членов ее команды заболели. Вспышка брюшной тиф стал причиной второго пребывания на Мальте в декабре, и на этот раз весь экипаж высадился в Валлетте, чтобы судно можно было продезинфицировать. [19]

Корабль выбыл из строя из-за лихорадки до 26 февраля 1883 года, после чего посетил многочисленные греческие порты; находясь в Пирее , ее посетил греческий король Георг I. Затем она отправилась обратно в Германию и по пути остановилась в Лиссабоне где ее посетил король Португалии , Португалия , Луиш I. «Нимфа» прибыла в Киль 6 сентября и была списана там 29 сентября. Корабль совершил короткие тренировочные походы по Балтике и принял участие в учениях с основным флотом в июне 1884 года. 16 июля он начал следующий крупный поход в Вест-Индию, во время которого с конца февраля находился в Сабанилье , Колумбия. до конца марта 1885 года. Ее присутствие было вызвано революцией в стране, которая угрожала интересам Германии. Она вернулась в Германию в начале сентября и приняла участие в учениях флота в Северном и Балтийском морях. В последний раз корабль был выведен из эксплуатации 7 октября. К этому времени «Нимфа» уже износилась, и было решено, что дальнейшее использование потребует полной перестройки деревянного корпуса судна, поэтому ее сняли с корабля. зарегистрирован в военно-морском флоте 21 июля 1887 года и впоследствии использовался в качестве корпуса для обучения машинистов в Киле. В 1891 году она была продана на металлолом и разобрана в Гамбурге . [19]

Примечания

[ редактировать ]
  • Додсон, Эйдан ; Ноттельманн, Дирк (2021). Крейсеры Кайзера 1871–1918 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-68247-745-8 .
  • Эмбри, Майкл (2007). Первая война Бисмарка: Шлезвиг-Ютландская кампания 1864 года . Helion & Co Ltd. Солихалл: ISBN  978-1-906033-03-3 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 6. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN  3-7822-0237-6 .
  • Лион, Хью (1979). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер; Колесник, Евгений М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-133-5 .
  • Сондхаус, Лоуренс (1997). Подготовка к Weltpolitik: морская мощь Германии до эпохи Тирпица . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-745-7 .
  • Стенцель, Альфред (1900). «Флот и берег». В фон Пфюгк-Харттунг, Юлиус Альберт Георг (ред.). Франко-германская война 1870–1871 гг . Лондон: Swan Sonnenschein and Co., стр. 567–592. OCLC   3788640 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8c2ec6e0251f9984a034b1c8f17cf6e8__1712561520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/e8/8c2ec6e0251f9984a034b1c8f17cf6e8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SMS Nymphe (1863) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)