Битва при Ясмунде (1864 г.)
Битва при Ясмунде | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй Шлезвигской войны | |||||||
![]() Сьелланд (справа) встречается с гребным пароходом «Лорелей» и корветом «Нимфа» . Картина Алекса Кирхера . | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Эдуард фон Яхманн | Эдвард ван Докум | ||||||
Сила | |||||||
| |||||||
Жертвы и потери | |||||||
|
|
Морское сражение при Ясмунде (также известное как сражение при Рюгене ) произошло между частями датского и прусского военно-морского флота 17 марта 1864 года во время Второй Шлезвигской войны . Акция произошла к востоку от полуострова Ясмунд , на прусском острове Рюген , во время попытки Пруссии ослабить датскую блокаду в Балтийском море . Прусская эскадра под командованием Эдуарда фон Яхмана совершила вылазку с винтовым фрегатом , винтовым корветом , колесным пароходом и шестью канонерскими лодками , чтобы атаковать датскую эскадру, блокирующую восточное прусское побережье. Датскими силами командовал Эдвард ван Докум , и они состояли из одного винтового фрегата, одного линейного корабля и двух паровых корветов. В ходе двухчасового боя превосходящая датская эскадра вынудила пруссаков отступить, при этом обе стороны понесли повреждения и легкие потери. Победа Дании была усугублена прибытием новых военных кораблей после битвы, что укрепило блокаду. Однако исход битвы и морской войны на Балтике в целом не имел никакого значения для исхода войны, поскольку прусская и австрийская армии решительно разгромили датчан на суше, вынудив их сдаться.
Фон
[ редактировать ]
В конце 1863 года, когда Пруссия начала готовиться к началу Второй Шлезвигской войны , корабли прусского флота были передислоцированы. Винтовой фрегат «СМС Аркона» и винтовой корвет «Нимфа» были переведены из Данцига в Свинемюнде , что позволило бы им взаимодействовать с канонерскими лодками, базировавшимися в Штральзунде . К тому времени, когда Пруссия и Австрийская империя объявили войну 1 февраля 1864 года, экипажи кораблей все еще проводили техническое обслуживание своих двигателей, а зимний лед еще не отступил достаточно далеко, чтобы можно было проводить наступательные операции. С другой стороны, датский флот немедленно объявил блокаду прусского побережья. [ 1 ] Поскольку большая часть прусского флота находилась в Балтийском море , датчане могли легко обеспечить блокаду немецких портов в Северном море, что позволило сконцентрировать большую часть своего флота на Балтике. [ 2 ] | Датский флот на Балтике под командованием контр-адмирала Эдварда ван Докума намного превосходил по размерам и мощи прусский флот и без труда обеспечил соблюдение блокады. « Линейный корабль Скьольд» и пять меньших судов были отправлены для блокады Свинемюнде и Штеттина , броненосный военный корабль «Даннеброг» и пять небронированных кораблей блокировали Данциг. Несколько торговых судов были захвачены в феврале и марте, что побудило адмирала принца Адальберта Прусского , командующего прусским флотом, начать планы операции против блокады под руководством капитана Эдуарда фон Яхмана , который во время войны стал эскадрой. командующий, ответственный за операцию. [ 3 ] [ 4 ]
К середине марта прусские корабли были готовы к действию, и лед отступил настолько, что принц Адальберт приказал Яхману 16 марта провести разведку блокирующих сил. Тем временем два дня назад эскадра Докума прибыла к Свинемюнде. «Аркона» и «Нимфа» патрулировали район Грайфсвальда , но погода была очень плохой: снегопад ухудшал видимость. Прусские канонерские лодки во главе с колесным пароходом «Лорелей » оставались ближе к Свинемюнде. Яхманн заметил три судна около 15:30, но до наступления темноты не хватило времени, чтобы их поймать. Вместо этого Яхманн вернулся в Свинемюнде, намереваясь повторить попытку на следующий день. [ 5 ]
Битва
[ редактировать ]
Утром 17 марта принц Адальберт послал эскадру Яхмана атаковать датскую блокаду. Корабли вышли из устья Одера в 07:30 и сначала направились на восток, но не смогли обнаружить ни одного датского военного корабля. Они повернули на запад и, приближаясь к острову Грайфсвальд-Ойе , около 13:15 наблюдатели на борту кораблей заметили дым на северо-западе. Пруссаки продолжили движение к острову Рюген ; у полуострова Ясмунд корабли Яхмана столкнулись с эскадрой Докума. [ 5 ] [ 6 ] Там, с Арконой и Нимфой во главе , Яхманн повернулся, чтобы вступить в бой с датчанами; Лорелей увеличил скорость, чтобы присоединиться к двум корветам, в то время как Яхманн отправил канонерские лодки к побережью Рюгена, где их можно было использовать для прикрытия его отхода. С севера Докум ожидал прибытия пароходового фрегата «Торденшельд» . [ 7 ]
В 14:30 «Аркона» открыла огонь по фрегату «Шелланд» ; Несколько минут спустя, после того как Сьелланд приблизился на расстояние 1600 ярдов (1500 м), Докум повернул свой флагман на правый борт и начал вести залп по Арконе . Яхманн повернул и «Аркону» на правый борт, осознав силу датской эскадры. Ему не удалось проинформировать капитанов «Нимфы» и «Лорели» о своем решении отступить, и они продолжали двигаться на восток в течение нескольких минут, прежде чем подчинились его маневру. В это время Докум перенес огонь на Нимфу и нанес несколько попаданий, в том числе повредив ее воронку , что временно снизило ее скорость. Докум попытался обогнать и отрезать «Нимфе» и Лорелей от Арконы , но экипаж «Нимфы » смог быстро восстановить полученные ею повреждения, что позволило ей увеличить скорость, хотя она продолжала получать удары. [ 8 ]
После 15:00 «Торденшельд» прибыл с севера и, направляясь на юг, чтобы присоединиться к эскадре Докума, в 15:40 попал под дальний огонь прусских канонерских лодок. Продолжая двигаться на юг, она открыла залп по канонерским лодкам, но в остальном проигнорировала их, и ни одна из сторон не добилась ни одного попадания. После этого канонерские лодки отошли, хотя Хэй сломался, и его пришлось отбуксировать обратно в Штральзунд. [ 9 ] Тем временем Лорелей и Нимфа попали под шквальный огонь преследующей датской эскадры; в 16:00 Лорелей двинулась на запад в сторону Штральзунда, и Докум позволил ей уйти, предпочитая продолжать путь вслед за корветами Яхмана. Обе стороны продолжают наносить удары друг по другу, пока около 16:45 не остановили огонь, поскольку дальность стрельбы стала слишком большой. К 18:00 Докум прекратил погоню и направился на восток, позволив Яхманну вернуться в Свинемюнде. [ 10 ]
Последствия
[ редактировать ]
Датские потери составили шесть человек убитыми и шестнадцать ранеными, все на фрегате «Шелланд» . Прусские корабли понесли меньшие потери; три человека были убиты на борту «Арконы» и еще трое были ранены. двое мужчин были убиты и четверо ранены На борту «Нимфы» был ранен только один человек , а на борту «Лорели» . «Нимфа» была самым поврежденным судном с обеих сторон: девятнадцать раз она получила удары по корпусу , четыре раза по надстройке и пятьдесят раз по мачтам и снастям . В ночь на 17 марта к датским блокадным силам присоединился винтовой фрегат « Юлланд» , который был достаточно быстр, чтобы догнать корветы Яхмана. Датское военно-морское превосходство на Балтике еще больше укрепилось с прибытием 30 марта Даннеброга , который был неуязвим для любого оружия, которым тогда обладали пруссаки. [ 10 ] В результате прусский флот оставался в порту до конца войны; Единственными примечательными событиями были пара вылазок авизо- Грилле в апреле, хотя ни в одной из операций прусский корабль не встретил ни одного датского судна. Ясмунд оказался единственной значимой военно-морской операцией на Балтике. [ 11 ]
было присвоено звание контр-адмирала Несмотря на то, что Яхман был вынужден бежать, за свои действия во время боя ему . Пруссаки совершили еще несколько патрулей на Балтике, но отказались вступить в решительный бой с гораздо превосходящим датским флотом. Вместо этого исход Второй Шлезвигской войны решился на суше. [ 12 ] Кроме того, прибытие австрийской эскадры в Северное море позволило австрийцам и пруссакам прорвать датскую блокаду прибрежных портов Северного моря в битве при Гельголанде 9 мая. Австрийцы, опасаясь, что более агрессивная операция по разгрому датского флота на Балтике спровоцирует англичан, до конца войны держали свою эскадру в Северном море. [ 13 ] 9 мая обе стороны подписали в Лондоне перемирие , которое вступило в силу через три дня, временно прекратив боевые действия. [ 14 ] Перемирие продлилось до 26 июня, когда снова вспыхнули бои на суше. Австрийские и прусские военно-морские силы в Северном море поддерживали операции по захвату островов у западного побережья Дании. Эти достижения в сочетании с захватом острова Алс в Балтийском море вынудили датчан 29 июня потребовать второго перемирия. [ 15 ] В конце концов, Дания потребовала мира после того, как стало ясно, что они потеряли военно-морское превосходство и что Великобритания не будет вмешиваться в конфликт. [ 16 ]
Боевой порядок
[ редактировать ]
Дания
[ редактировать ]Командир эскадрильи: контр-адмирал Эдвард ван Докум.
Имя | Тип [ 17 ] | Оружие [ 17 ] | Скорость [ 17 ] | Смещение [ 17 ] | Экипаж [ 17 ] |
---|---|---|---|---|---|
Щит | Линейный корабль | 50 × 30-фунтовые гладкоствольные орудия 6 × 18-фунтовых гладкоствольных орудий 6×18-фунтовых нарезных орудий |
8 узлов (15 км/ч; 9,2 миль в час) | 2065 т (2032 длинных тонны; 2276 коротких тонн) | Неизвестный |
Зеландия | Винтовой фрегат | 30 × 30-фунтовые орудия 8×18-фунтовых нарезных орудий 4 × 12-фунтовых гладкоствольных орудия |
10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час) | 1934 т (1903 длинных тонны; 2132 коротких тонны) | 423 |
Хеймдаль | Винтовой корвет | 14 × 30-фунтовых гладкоствольных орудий 2 × 18-фунтовые нарезные орудия |
9,5 узлов (17,6 км / ч; 10,9 миль в час) | 892 т (878 длинных тонн; 983 коротких тонны) | 164 |
Тор | Винтовой корвет | 10 × 30-фунтовых гладкоствольных орудий 2 × 18-фунтовые нарезные орудия |
9 узлов (17 км / ч; 10 миль в час) | 803 т (790 длинных тонн; 885 коротких тонн) | 139 |
Пруссия
[ редактировать ]
Командир эскадрильи ( коммодор ): капитан Эдуард фон Яхманн
Имя | Тип [ 18 ] | Оружие [ 18 ] | Скорость [ 18 ] | Смещение [ 18 ] | Экипаж [ 18 ] |
---|---|---|---|---|---|
Аркона | Винтовой фрегат | 6 × 68-фунтовых гладкоствольных орудий 20 × 36-фунтовых орудий |
12,4 узла (23,0 км/ч; 14,3 миль в час) | 2391 т (2353 длинных тонны; 2636 коротких тонн) | 380 |
Нимфа | Винтовой корвет | 10 × 36-фунтовых гладкоствольных орудий 6 × 12-фунтовых гладкоствольных орудий |
12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час) | 1202 т (1183 длинных тонны; 1325 коротких тонн) | 190 |
Лорелей | Лопастной пароход | 2 × 12-фунтовые орудия | 10,5 узлов (19,4 км / ч; 12,1 миль в час) | 430 т (420 длинных тонн; 470 коротких тонн) | 65 |
Комета | Канонерская лодка | 1 × 24-фунтовая нарезная пушка 2 × 12-фунтовые нарезные орудия |
9 узлов (17 км / ч; 10 миль в час) | 415 т (408 длинных тонн; 457 коротких тонн) | 66 |
Хороший | Канонерская лодка | 2 × 12-фунтовые нарезные орудия | 9 узлов (17 км / ч; 10 миль в час) | 279 т (275 длинных тонн; 308 коротких тонн) | 40 |
Гиена | Канонерская лодка | 2 × 12-фунтовые нарезные орудия | 9 узлов (17 км / ч; 10 миль в час) | 279 т (275 длинных тонн; 308 коротких тонн) | 40 |
Стрелка | Канонерская лодка | 2 × 12-фунтовые нарезные орудия | 9 узлов (17 км / ч; 10 миль в час) | 279 т (275 длинных тонн; 308 коротких тонн) | 40 |
Скорпион | Канонерская лодка | 2 × 12-фунтовые нарезные орудия | 9 узлов (17 км / ч; 10 миль в час) | 279 т (275 длинных тонн; 308 коротких тонн) | 40 |
оса | Канонерская лодка | 2 × 12-фунтовые нарезные орудия | 9 узлов (17 км / ч; 10 миль в час) | 279 т (275 длинных тонн; 308 коротких тонн) | 40 |
Сноски
[ редактировать ]- ^ Эмбри, с. 272
- ^ Сондхаус (1997), с. 75
- ^ Сондхаус (1997), стр. 75–76
- ^ Эмбри, стр. 272–274.
- ^ Jump up to: а б Эмбри, с. 274
- ^ Сондхаус (2001), с. 92
- ^ Эмбри, стр. 275–277.
- ^ Эмбри, с. 277
- ^ Эмбри, стр. 277–278.
- ^ Jump up to: а б Эмбри, с. 278
- ^ Сондхаус (1997), с. 76
- ^ Эмбри, стр. 278–279.
- ^ Сондхаус (2001), стр. 92–93
- ^ Грин и Массиньяни, с. 208
- ^ Грин и Массиньяни, стр. 210–211
- ^ Сондхаус (1997), с. 78
- ^ Jump up to: а б с д и Эмбри, стр. 274–275.
- ^ Jump up to: а б с д и Эмбри, с. 275
Ссылки
[ редактировать ]- Эмбри, Майкл (2007). Первая война Бисмарка: Шлезвиг-Ютландская кампания 1864 года . Helion & Co Ltd. Солихалл: ISBN 978-1-906033-03-3 .
- Грин, Джек и Массиньяни, Алессандро (1998). Броненосцы на войне: происхождение и развитие броненосного корабля, 1854–1891 гг . Пенсильвания: Да Капо Пресс. ISBN 0-938289-58-6 .
- Сондхаус, Лоуренс (1997). Подготовка к Weltpolitik: морская мощь Германии до эпохи Тирпица . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1557507457 .
- Сондхаус, Лоуренс (2001). Морская война, 1815–1914 гг . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-21478-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ауэрбах, Ганс (1993). Путь Пруссии к морю. Померания, колыбель Королевского прусского флота . Берлин: Издательство Бранденбург. ISBN 9783894880910 . OCLC 35518437 .
- Буш, Фриц Отто; Рамлоу, Герхард (1942). «Прусские корветы против датских линейных кораблей. Бой против датской блокадной эскадры у Ясмунда (17 марта 1864 г.)». История морской войны Германии. Путешествия и подвиги за два тысячелетия . Гютерсло.
- Хельмерт, Хайнц; Ушек, Хансюрген (1988). Прусско-германские войны 1864–1871 годов . Восточный Берлин: Военное издание. д. немецкий демократ. Республика. ISBN 9783327002223 . OCLC 74974786 .
- Петтер, Вольфганг (1983). «Вооружение немецкого флота от Валленштейна до Тирпица». Немецкая военная история в шести томах 1648–1939 гг . В. Мюнхен: 13–262.
- Рёр, Альберт (1963). Справочник по истории немецкого военно-морского флота. С предисловием Фридриха Руге . Ольденбург/Гамбург: Г. Столлинг. OCLC 6382563 .