Битва при Гельголанде (1864 г.)
Битва при Гельголанде | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй Шлезвигской войны | |||||||
![]() Битва при Гельголанде автора Йозеф Карл Бертольд Пюттнер | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
2 винтовых фрегата 1 винтовой корвет |
2 винтовых фрегата 1 предупреждение 2 канонерские лодки | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
14 убитых 54 раненых 1 фрегат поврежден |
36 убитых 108 раненых 2 фрегата повреждены |
Битва при Гельголанде (или Гельголанде ) произошла 9 мая 1864 года во время Второй Шлезвигской войны между датской эскадрой под командованием коммодора Эдуарда Суэнсона и объединенной австро - прусской эскадрой под командованием австрийского коммодора Вильгельма фон Тегеттофа . Акция произошла в результате датской блокады немецких портов в Северном море ; австрийцы послали два паровых фрегата , SMS Schwarzenberg и Radetzky , чтобы усилить небольшой прусский флот и помочь прорвать блокаду. После прибытия в Северное море Тегетгоф присоединился к прусскому авизо и паре канонерских лодок . Чтобы противостоять ему, Суэнсон имел в своем распоряжении паровые фрегаты «Нильс Юэль и «Юлланд», а также корвет «Хеймдаль» .
Утром 9 мая две эскадрильи встретились друг с другом у острова Гельголанд , находившегося тогда под контролем нейтральной Великобритании. Тегетгоф атаковал своими двумя фрегатами, в то время как более медленные прусские корабли отставали и не могли эффективно вступить в бой с датскими военными кораблями. Тегетгофа Флагманский корабль , «Шварценберг» , принял на себя основной удар датской артиллерии и трижды загорелся, последний из которых не удалось быстро потушить и вынудил Тегетгофа искать укрытие в нейтральных водах вокруг Гельголанда. Хотя Дания заявила о тактической победе в битве, датчане были вынуждены прекратить блокаду немецкого побережья. Перемирие вступило в силу через три дня после битвы при Гельголанде. К моменту возобновления боевых действий в июне для усиления австро-прусских военно-морских сил прибыли новые австрийские военные корабли, и датчане не стремились бросить им вызов.
Мнения историков об исходе битвы неоднозначны: некоторые ссылаются на отход кораблей Тегеттофа и больший ущерб, который они понесли, как на свидетельство тактической победы Суэнсона. Другие военно-морские историки называют снятие блокады стратегической победой австрийцев и пруссаков, а другие до сих пор описывают битву как безрезультатную. Битва при Гельголанде была последним морским сражением, в котором участвовали эскадры деревянных кораблей, а также последним крупным сражением датских военных кораблей. Юлланд сохранился в Эбельтофте , последнем сохранившемся военном корабле с деревянным корпусом и винтовым приводом.
Фон
[ редактировать ]начала возрастать В конце 1863 года напряженность между Германской Конфедерацией и Данией последней из-за ноябрьской конституции , которая объединила герцогства Шлезвиг , Гольштейн и Лауэнбург с Данией, что являлось нарушением Лондонского протокола , положившего конец Первой Шлезвигской войне . [ 1 ] Кризис разразился во время Второй Шлезвигской войны , которая началась 1 февраля 1864 года, после того как Прусская и Австрийская империи предъявили Дании ультиматум с требованием передать спорные герцогства под контроль Австро-Пруссии. В то время датский флот намного превосходил первоначально имевшиеся прусские военно-морские силы, что позволило датчанам блокировать побережье Германии. [ 2 ] Основная часть прусского флота была сосредоточена в Балтийском море , а австрийский флот — преимущественно в Средиземном море . Также в Средиземном море находились прусские авизо SMS Preussischer Adler и канонерские лодки «Блиц» и «Василиск» ; эти суда были немедленно отозваны в немецкие воды. [ 3 ]
Тем временем, 30 марта датский флот сформировал Североморскую эскадру, которая на тот момент состояла из парового фрегата «Нильс Юэль» и паровых корветов «Хеймдаль» и «Дагмар » под командованием коммодора Эдуарда Суэнсона . 6 мая фрегат «Юлланд» сменил «Дагмар» , позволив перебросить ее в Балтийское море. [ 4 ] К этому времени датская эскадра захватила пятнадцать немецких призов , а также четырех блокадников из нейтральных стран. Кроме того, порты Гамбурга и Бремена были фактически закрыты для движения. [ 5 ]
Чтобы подкрепить своих прусских союзников и прорвать блокаду, австрийцы собрали мощную эскадру, равную датскому флоту, и приказали ей пройти из Средиземного моря в Северное море , чтобы прорвать блокаду. В состав эскадры должны были войти линейный корабль «Кайзер» , броненосные фрегаты « Дон Хуан д'Австрия» и «Кайзер Макс» , винтовые фрегаты «Шварценберг» и «Радецкий» , винтовой корвет «Эрцгерцог Фридрих» , бортовые канонерские лодки «Кайзерин Элизабет» и « Люсия» , а также канонерские лодки Seehund и Wall . Первоначально была готова только австрийская Левантская эскадра под командованием коммодора Вильгельма фон Тегетгофа , поэтому этим кораблям было приказано двигаться на север раньше остальной части эскадры. Левантская эскадра с базой на Шварценберге и Радецком прибыла в Северное море 1 мая; Два других судна Тегеттофа, корвет «Дандоло» и канонерская лодка «Зеехунд» , были недоступны из-за неисправности котла и посадки на мель соответственно. Австрийская и прусская эскадрильи встретились в Текселе , Нидерланды, и Тегетгофе. Пройсишер Адлер , Блиц и Василиск в его отряд. Тегеттофф повел свою флотилию для атаки на датскую эскадру Северного моря. [ 6 ] [ 7 ]
Утром 7 мая корабли Тегетгофа заметили британский фрегат «Аврора» у острова Гельголанд ; после того, как Тегеттофф закрылся, чтобы определить, что «Аврора» была нейтральным военным кораблем, он поставил свою эскадру на якорь у острова Зильт . На следующий день «Аврора» под командованием Фрэнсиса Леопольда МакКлинтока столкнулась с эскадрой Суэнсона. Макклинток сообщил Суэнсону о последнем известном местонахождении австро-прусской эскадры. Тем временем Тегетгоф проследовал дальше в Куксхафен , в устье Эльбы , чтобы пополнить свои запасы топлива. [ 8 ]
Битва
[ редактировать ]Рано утром 9 мая Тегетгоф получил известие, что датская эскадра крейсирует у Гельголанда. Он немедленно совершил вылет и к 10:00 подошел к датским военным кораблям. Вскоре после 10:00 наблюдатели на борту датских судов заметили дым от кораблей Тегеттофа, приближавшихся с юга. Три часа спустя две эскадры оказались в пределах видимости, и «Аврора» , наблюдавшая за датской эскадрой, заняла позицию, чтобы очертить нейтральные воды вокруг острова. Вскоре после 13:30 австрийское, прусское и датское командиры приказали своим экипажам подготовиться к действию. Первой в 13:57 открыла огонь австро-прусская эскадра из на Шварценберга орудий носовых дальности около 3430 метров (3750 ярдов). Две эскадрильи, выстроившись впереди, а прусские корабли отставали, приблизились к высоте примерно 1800 м (2000 ярдов) и прошли в противоположных направлениях, стреляя бортовыми залпами друг в друга . Снаряд Нильса Юэля попал в Шварценберг и убил или ранил большинство людей на одном из орудий ее правого борта. [ 9 ]
Тегеттов повернул свои корабли обратно на юг, чтобы преследовать Суэнсона, который, в свою очередь, изменил курс, чтобы попытаться отрезать прусские канонерские лодки. Когда Шварценберг повернулся, расстояние сократилось до чуть более 370 м (400 ярдов), и он попал под обстрел всех трех датских судов. Затем Юлланд и Хеймдаль перенесли огонь на Радецкого . Прусские корабли оставались на стороне выведенных из боя австрийских фрегатов, стреляя по датским судам без особого эффекта. Одно из австрийских судов нанесло удар по Юлланду , в результате чего погибли или были ранены все люди в одном из ее артиллерийских расчетов. Расчеты орудий с обеих сторон покинули свои позиции при виде кровавой бойни, пока один из мужчин не вернулся и позвал своих товарищей присоединиться к нему. За этот период боя Шварценберг получил множественные попадания снарядов и трижды поджигался. Ее экипаж потушил первые два, но с третьим, находящимся в фор-марселе, бороться оказалось слишком трудно. [ 10 ]
К 16:00 «Шварценберг» начала выходить из боя, ее передний такелаж и бак сильно горели. Тегетгоф решил разорвать бой и бежал в нейтральные воды вокруг Гельголанда. Когда корабли Тегетгофа начали отходить, один из них попал в руль » , Юлланда « что помешало Суенсону эффективно преследовать отступающих австрийцев и пруссаков. [ 11 ] Макклинток взял Аврору между двумя эскадрильями, чтобы удержать Суенсона от преследования Тегеттоффа в нарушение британского нейтралитета. [ 12 ] Всего на двух австрийских фрегатах погибло 36 человек убитыми и 108 ранеными; из 31 убитого и 81 раненого на борту «Шварценберга» — и оба судна были повреждены. На датских судах погибло 14 человек убитыми и 54 ранеными, и только Нильс Юэль получил повреждения в бою. [ 13 ] [ 14 ] Это было последнее сражение, в котором участвовали исключительно деревянные военные корабли, а также последнее крупное военно-морское сражение с участием ВМС Дании. [ 12 ]
Последствия
[ редактировать ]

Суенсон ждал за пределами британской зоны в 3 морских мили (5,6 км), но австрийско-прусская эскадра смогла ночью уйти в Куксхафен, прибыв около 04:00 10 мая. Достигнув порта, австрийские корабли приступили к устранению повреждений, полученных в бою. Суэнсон отправил своих раненых на берег и возобновил патрулирование в южной части Северного моря, между Гельголандом и Эльбой. В день битвы обе стороны подписали в Лондоне перемирие , которое вступило в силу 12 мая, временно прекратив боевые действия. [ 15 ] Перемирие продлилось до 26 июня, когда снова вспыхнули бои на суше. вторая австрийская эскадра, в которую входили линейный корабль « Кайзер» , броненосный фрегат « Дон Хуан д'Австрия» и два меньших корабля под командованием вице-адмирала Бернхарда фон Вюллерсторф-Урбаира На следующий день для усиления кораблей Тегеттофа прибыла . Численный датский флот оставался в порту до конца войны и не вступал в бой с австро-прусской эскадрой. Вместо этого австрийские и прусские военно-морские силы поддерживали операции по захвату островов у западного побережья Дании. Эти достижения в сочетании с захватом острова Алс в Балтийском море вынудили датчан 29 июня потребовать второго перемирия. [ 16 ]
Дания утверждала, что выиграла битву при Гельголанде, хотя они больше не могли обеспечить блокаду портов северной Германии. Сам Тегеттофф заявил о ничьей, но ему было присвоено звание контр-адмирала . в награду за действия во время боя [ 13 ] Мнения военно-морских историков об исходе сражения также неоднозначны; Энтони Сокол, историк австрийского военно-морского флота, утверждает, что «несмотря на понесенный ими ущерб, австрийцы одержали стратегическую победу», ссылаясь на тот факт, что датская блокада была снята. [ 17 ] Джон Грин и Аллесандро Массиньяни заявляют, что «Гельголанд был днем Тегетгофа», хотя и отмечают, что Суэнсон мог бы одержать победу, если бы Юлланд не оказался неуправляемым в конце боя. [ 15 ] С другой стороны, Дэвид Забекки подтверждает аргумент о том, что битва «была тактической победой Дании», отмечая при этом снятие блокады. [ 12 ] Дэвид Оливье назвал битву безрезультатной, но также отметил окончание блокады. [ 5 ]
Сегодня Юлланд находится в сухом доке морского музея в Эбельтофте , Дания. Это последний сохранившийся военный корабль с винтовым приводом и деревянным корпусом. [ 18 ] В Копенгагене , в Нюбодере , стоит памятник Суенсону. [ 19 ] Немецкий мемориал погибшим в бою австрийским морякам установлен в Ритцебюттеле , Куксхафен. [ 20 ]
Боевой порядок
[ редактировать ]
Дания
[ редактировать ]Командир: капитан Эдуард Суенсон.
Имя | Тип [ 21 ] | Оружие [ 21 ] | Скорость [ 21 ] | Смещение [ 21 ] | Экипаж [ 21 ] |
---|---|---|---|---|---|
Нильс Юэль | Винтовой фрегат | 30 × 30-фунтовые орудия 12 × 18-фунтовых орудий |
9,3 узла (17,2 км/ч; 10,7 миль в час) | 1934 т (1903 длинных тонны; 2132 коротких тонны) | 422 |
Ютландия | Винтовой фрегат | 32 × 30-фунтовые орудия 8×18-фунтовых орудий 8×12-фунтовых орудий |
12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час) | 1988 т (1957 длинных тонн; 2191 короткая тонна) | 437 |
Хеймдаль | Винтовой корвет | 14 × 30-фунтовых орудий 2 × 18-фунтовые орудия |
9,5 узлов (17,6 км / ч; 10,9 миль в час) | 892 т (878 длинных тонн; 983 коротких тонны) | 164 |
Австро-прусская эскадра
[ редактировать ]
Командир: коммодор Вильгельм фон Тегеттофф.
Имя | Национальность | Тип [ 9 ] | Оружие [ 9 ] | Скорость [ 9 ] | Смещение [ 9 ] | Экипаж [ 9 ] |
---|---|---|---|---|---|---|
Шварценберг | Австрия | Винтовой фрегат | 6 × 60-фунтовых орудий 28×30-фунтовых орудий 4 × 24-фунтовых орудия |
11 узлов (20 км/ч; 13 миль в час) | 2614 т (2573 длинных тонны; 2881 короткая тонна) | 498 |
Радецкий | Австрия | Винтовой фрегат | 4 × 60-фунтовые орудия 24 × 30-фунтовые орудия 3 × 24-фунтовых орудия |
9 узлов (17 км / ч; 10 миль в час) | 2334 т (2297 длинных тонн; 2573 коротких тонны) | 372 |
Прусский орел | Пруссия | Уведомление | 2 × 68-фунтовые орудия | 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час) | 1171 т (1153 длинных тонны; 1291 короткая тонна) | 110 |
Блиц | Пруссия | Канонерская лодка | 1 × 68-фунтовая пушка 1 × 24-фунтовая пушка |
9 узлов (17 км / ч; 10 миль в час) | 415 т (408 длинных тонн; 457 коротких тонн) | 66 |
Василиск | Пруссия | Канонерская лодка | 1 × 68-фунтовая пушка 1 × 24-фунтовая пушка |
9 узлов (17 км / ч; 10 миль в час) | 415 т (408 длинных тонн; 457 коротких тонн) | 66 |
Сноски
[ редактировать ]- ^ Сондхаус (1997), с. 72
- ^ Грин и Массиньяни, стр. 197–198
- ^ Сондхаус (1997), стр. 76–77
- ^ Эмбри, с. 281
- ^ Jump up to: а б Оливье, с. 56
- ^ Эмбри, стр. 280–281.
- ^ Грин и Массиньяни, с. 205
- ^ Эмбри, стр. 281–282.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эмбри, стр. 282–283.
- ^ Эмбри, стр. 283–284.
- ^ Грин и Массиньяни, стр. 207–208
- ^ Jump up to: а б с Забецкий, с.595.
- ^ Jump up to: а б Сондхаус (2001), с. 93
- ^ Уоррен и Гулд, с. 966
- ^ Jump up to: а б Грин и Массиньяни, с. 208
- ^ Грин и Массиньяни, стр. 210–211
- ^ Сокол, с. 34
- ^ Пейн, с. 88
- ^ «Памятник в Нибодере адмиралу Эдуарду Суэнсону» . Датский центр городской истории . Проверено 12 января 2011 г.
- ^ Шиппен, с. 488
- ^ Jump up to: а б с д и Эмбри, с. 283
Ссылки
[ редактировать ]- Эмбри, Майкл (2007). Первая война Бисмарка: Шлезвиг-Ютландская кампания 1864 года . Helion & Co Ltd. Солихалл: ISBN 978-1-906033-03-3 .
- Грин, Джек и Массиньяни, Алессандро (1998). Броненосцы на войне: происхождение и развитие броненосного корабля, 1854–1891 гг . Пенсильвания: Да Капо Пресс. ISBN 0-938289-58-6 .
- Оливье, Дэвид Х. (2004). Немецкая военно-морская стратегия, 1856–1888: предшественники Тирпица . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-5553-8 .
- Пейн, Линкольн (2000). Военные корабли мира до 1900 года . Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN 0-395-98414-9 .
- Сокол, Энтони Юджин (1968). Императорский и Королевский флот Австро-Венгрии . Аннаполис: Военно-морской институт США. ОСЛК 1912 года .
- Шиппен, Эдвард (1892). «Среди наших современников». Объединенная служба . Филадельфия: Л. Р. Хаммерсли: 485–501. OCLC 8123713 .
- Сондхаус, Лоуренс (2001). Морская война, 1815–1914 гг . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-21478-5 .
- Сондхаус, Лоуренс (1997). Подготовка к Weltpolitik: морская мощь Германии до эпохи Тирпица . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-745-7 .
- Уоррен, Дж. Коллинз; Гулд, А. Пирс, ред. (1900). «История морских потерь». Международный учебник хирургии . Филадельфия: В. Б. Сондерс: 965–967. ОСЛК 37992698 .
- Забекки, Дэвид Т., изд. (2014). Германия в войне: 400 лет военной истории . Санта-Барбара: ABC-CLIO . ISBN 978-1-59884-980-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Павлик, Георг (2000). 9 мая Гельголанде Тегетгоф и морское сражение при 1864 г. Вена: Издательство Австрия. ISBN 3-7046-1627-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]