Jump to content

Битва при Гельголанде (1864 г.)

Координаты : 54 ° 03'00 "N 7 ° 51'00" E  /  54,0500 ° N 7,8500 ° E  / 54,0500; 7.8500
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Битва при Гельголанде
Часть Второй Шлезвигской войны

Битва при Гельголанде автора Йозеф Карл Бертольд Пюттнер
Дата 9 мая 1864 г.
Расположение
Результат Оспаривается
Посмотреть последствия
Воюющие стороны
 Дания  Австрийская империя
 Королевство Пруссия
Командиры и лидеры
Дания Эдвард Суэнсон Австрийская империя Вильгельм фон Тегетгоф
Сила
2 винтовых фрегата
1 винтовой корвет
2 винтовых фрегата
1 предупреждение
2 канонерские лодки
Жертвы и потери
14 убитых
54 раненых
1 фрегат поврежден
36 убитых
108 раненых
2 фрегата повреждены

Битва при Гельголанде (или Гельголанде ) произошла 9 мая 1864 года во время Второй Шлезвигской войны между датской эскадрой под командованием коммодора Эдуарда Суэнсона и объединенной австро - прусской эскадрой под командованием австрийского коммодора Вильгельма фон Тегеттофа . Акция произошла в результате датской блокады немецких портов в Северном море ; австрийцы послали два паровых фрегата , SMS Schwarzenberg и Radetzky , чтобы усилить небольшой прусский флот и помочь прорвать блокаду. После прибытия в Северное море Тегетгоф присоединился к прусскому авизо и паре канонерских лодок . Чтобы противостоять ему, Суэнсон имел в своем распоряжении паровые фрегаты «Нильс Юэль [ да и «Юлланд», а также корвет «Хеймдаль» .

Утром 9 мая две эскадрильи встретились друг с другом у острова Гельголанд , находившегося тогда под контролем нейтральной Великобритании. Тегетгоф атаковал своими двумя фрегатами, в то время как более медленные прусские корабли отставали и не могли эффективно вступить в бой с датскими военными кораблями. Тегетгофа Флагманский корабль , «Шварценберг» , принял на себя основной удар датской артиллерии и трижды загорелся, последний из которых не удалось быстро потушить и вынудил Тегетгофа искать укрытие в нейтральных водах вокруг Гельголанда. Хотя Дания заявила о тактической победе в битве, датчане были вынуждены прекратить блокаду немецкого побережья. Перемирие вступило в силу через три дня после битвы при Гельголанде. К моменту возобновления боевых действий в июне для усиления австро-прусских военно-морских сил прибыли новые австрийские военные корабли, и датчане не стремились бросить им вызов.

Мнения историков об исходе битвы неоднозначны: некоторые ссылаются на отход кораблей Тегеттофа и больший ущерб, который они понесли, как на свидетельство тактической победы Суэнсона. Другие военно-морские историки называют снятие блокады стратегической победой австрийцев и пруссаков, а другие до сих пор описывают битву как безрезультатную. Битва при Гельголанде была последним морским сражением, в котором участвовали эскадры деревянных кораблей, а также последним крупным сражением датских военных кораблей. Юлланд сохранился в Эбельтофте , последнем сохранившемся военном корабле с деревянным корпусом и винтовым приводом.

начала возрастать В конце 1863 года напряженность между Германской Конфедерацией и Данией последней из-за ноябрьской конституции , которая объединила герцогства Шлезвиг , Гольштейн и Лауэнбург с Данией, что являлось нарушением Лондонского протокола , положившего конец Первой Шлезвигской войне . [ 1 ] Кризис разразился во время Второй Шлезвигской войны , которая началась 1 февраля 1864 года, после того как Прусская и Австрийская империи предъявили Дании ультиматум с требованием передать спорные герцогства под контроль Австро-Пруссии. В то время датский флот намного превосходил первоначально имевшиеся прусские военно-морские силы, что позволило датчанам блокировать побережье Германии. [ 2 ] Основная часть прусского флота была сосредоточена в Балтийском море , а австрийский флот — преимущественно в Средиземном море . Также в Средиземном море находились прусские авизо SMS Preussischer Adler и канонерские лодки «Блиц» и «Василиск» ; эти суда были немедленно отозваны в немецкие воды. [ 3 ]

Тем временем, 30 марта датский флот сформировал Североморскую эскадру, которая на тот момент состояла из парового фрегата «Нильс Юэль» и паровых корветов «Хеймдаль» и «Дагмар » под командованием коммодора Эдуарда Суэнсона . 6 мая фрегат «Юлланд» сменил «Дагмар» , позволив перебросить ее в Балтийское море. [ 4 ] К этому времени датская эскадра захватила пятнадцать немецких призов , а также четырех блокадников из нейтральных стран. Кроме того, порты Гамбурга и Бремена были фактически закрыты для движения. [ 5 ]

Чтобы подкрепить своих прусских союзников и прорвать блокаду, австрийцы собрали мощную эскадру, равную датскому флоту, и приказали ей пройти из Средиземного моря в Северное море , чтобы прорвать блокаду. В состав эскадры должны были войти линейный корабль «Кайзер» , броненосные фрегаты « Дон Хуан д'Австрия» и «Кайзер Макс» , винтовые фрегаты «Шварценберг» и «Радецкий» , винтовой корвет «Эрцгерцог Фридрих» , бортовые канонерские лодки «Кайзерин Элизабет» и « Люсия» , а также канонерские лодки Seehund и Wall . Первоначально была готова только австрийская Левантская эскадра под командованием коммодора Вильгельма фон Тегетгофа , поэтому этим кораблям было приказано двигаться на север раньше остальной части эскадры. Левантская эскадра с базой на Шварценберге и Радецком прибыла в Северное море 1 мая; Два других судна Тегеттофа, корвет «Дандоло» и канонерская лодка «Зеехунд» , были недоступны из-за неисправности котла и посадки на мель соответственно. Австрийская и прусская эскадрильи встретились в Текселе , Нидерланды, и Тегетгофе. Пройсишер Адлер , Блиц и Василиск в его отряд. Тегеттофф повел свою флотилию для атаки на датскую эскадру Северного моря. [ 6 ] [ 7 ]

Утром 7 мая корабли Тегетгофа заметили британский фрегат «Аврора» у острова Гельголанд ; после того, как Тегеттофф закрылся, чтобы определить, что «Аврора» была нейтральным военным кораблем, он поставил свою эскадру на якорь у острова Зильт . На следующий день «Аврора» под командованием Фрэнсиса Леопольда МакКлинтока столкнулась с эскадрой Суэнсона. Макклинток сообщил Суэнсону о последнем известном местонахождении австро-прусской эскадры. Тем временем Тегетгоф проследовал дальше в Куксхафен , в устье Эльбы , чтобы пополнить свои запасы топлива. [ 8 ]

Вверху: еще одна картина битвы, «Слагет с Гельголандом» , изображающая датские корабли на переднем плане и горящий Шварценберг вдалеке. Внизу: На борту фрегата «Нильс Юэль» в битве при Гельголанде, автор Кристиан Мёлстед.

Рано утром 9 мая Тегетгоф получил известие, что датская эскадра крейсирует у Гельголанда. Он немедленно совершил вылет и к 10:00 подошел к датским военным кораблям. Вскоре после 10:00 наблюдатели на борту датских судов заметили дым от кораблей Тегеттофа, приближавшихся с юга. Три часа спустя две эскадры оказались в пределах видимости, и «Аврора» , наблюдавшая за датской эскадрой, заняла позицию, чтобы очертить нейтральные воды вокруг острова. Вскоре после 13:30 австрийское, прусское и датское командиры приказали своим экипажам подготовиться к действию. Первой в 13:57 открыла огонь австро-прусская эскадра из на Шварценберга орудий носовых дальности около 3430 метров (3750 ярдов). Две эскадрильи, выстроившись впереди, а прусские корабли отставали, приблизились к высоте примерно 1800 м (2000 ярдов) и прошли в противоположных направлениях, стреляя бортовыми залпами друг в друга . Снаряд Нильса Юэля попал в Шварценберг и убил или ранил большинство людей на одном из орудий ее правого борта. [ 9 ]

Тегеттов повернул свои корабли обратно на юг, чтобы преследовать Суэнсона, который, в свою очередь, изменил курс, чтобы попытаться отрезать прусские канонерские лодки. Когда Шварценберг повернулся, расстояние сократилось до чуть более 370 м (400 ярдов), и он попал под обстрел всех трех датских судов. Затем Юлланд и Хеймдаль перенесли огонь на Радецкого . Прусские корабли оставались на стороне выведенных из боя австрийских фрегатов, стреляя по датским судам без особого эффекта. Одно из австрийских судов нанесло удар по Юлланду , в результате чего погибли или были ранены все люди в одном из ее артиллерийских расчетов. Расчеты орудий с обеих сторон покинули свои позиции при виде кровавой бойни, пока один из мужчин не вернулся и позвал своих товарищей присоединиться к нему. За этот период боя Шварценберг получил множественные попадания снарядов и трижды поджигался. Ее экипаж потушил первые два, но с третьим, находящимся в фор-марселе, бороться оказалось слишком трудно. [ 10 ]

К 16:00 «Шварценберг» начала выходить из боя, ее передний такелаж и бак сильно горели. Тегетгоф решил разорвать бой и бежал в нейтральные воды вокруг Гельголанда. Когда корабли Тегетгофа начали отходить, один из них попал в руль » , Юлланда « что помешало Суенсону эффективно преследовать отступающих австрийцев и пруссаков. [ 11 ] Макклинток взял Аврору между двумя эскадрильями, чтобы удержать Суенсона от преследования Тегеттоффа в нарушение британского нейтралитета. [ 12 ] Всего на двух австрийских фрегатах погибло 36 человек убитыми и 108 ранеными; из 31 убитого и 81 раненого на борту «Шварценберга» — и оба судна были повреждены. На датских судах погибло 14 человек убитыми и 54 ранеными, и только Нильс Юэль получил повреждения в бою. [ 13 ] [ 14 ] Это было последнее сражение, в котором участвовали исключительно деревянные военные корабли, а также последнее крупное военно-морское сражение с участием ВМС Дании. [ 12 ]

Последствия

[ редактировать ]
Австро-прусская эскадра в Куксхафене после ее поражения у Гельголанда, 1864 год. Шварценберг и Радецкий.
Мемориал Эдуарду Суэнсону в Нюбодере в Копенгагене.

Суенсон ждал за пределами британской зоны в 3 морских мили (5,6 км), но австрийско-прусская эскадра смогла ночью уйти в Куксхафен, прибыв около 04:00 10 мая. Достигнув порта, австрийские корабли приступили к устранению повреждений, полученных в бою. Суэнсон отправил своих раненых на берег и возобновил патрулирование в южной части Северного моря, между Гельголандом и Эльбой. В день битвы обе стороны подписали в Лондоне перемирие , которое вступило в силу 12 мая, временно прекратив боевые действия. [ 15 ] Перемирие продлилось до 26 июня, когда снова вспыхнули бои на суше. вторая австрийская эскадра, в которую входили линейный корабль « Кайзер» , броненосный фрегат « Дон Хуан д'Австрия» и два меньших корабля под командованием вице-адмирала Бернхарда фон Вюллерсторф-Урбаира На следующий день для усиления кораблей Тегеттофа прибыла . Численный датский флот оставался в порту до конца войны и не вступал в бой с австро-прусской эскадрой. Вместо этого австрийские и прусские военно-морские силы поддерживали операции по захвату островов у западного побережья Дании. Эти достижения в сочетании с захватом острова Алс в Балтийском море вынудили датчан 29 июня потребовать второго перемирия. [ 16 ]

Дания утверждала, что выиграла битву при Гельголанде, хотя они больше не могли обеспечить блокаду портов северной Германии. Сам Тегеттофф заявил о ничьей, но ему было присвоено звание контр-адмирала . в награду за действия во время боя [ 13 ] Мнения военно-морских историков об исходе сражения также неоднозначны; Энтони Сокол, историк австрийского военно-морского флота, утверждает, что «несмотря на понесенный ими ущерб, австрийцы одержали стратегическую победу», ссылаясь на тот факт, что датская блокада была снята. [ 17 ] Джон Грин и Аллесандро Массиньяни заявляют, что «Гельголанд был днем ​​Тегетгофа», хотя и отмечают, что Суэнсон мог бы одержать победу, если бы Юлланд не оказался неуправляемым в конце боя. [ 15 ] С другой стороны, Дэвид Забекки подтверждает аргумент о том, что битва «была тактической победой Дании», отмечая при этом снятие блокады. [ 12 ] Дэвид Оливье назвал битву безрезультатной, но также отметил окончание блокады. [ 5 ]

Сегодня Юлланд находится в сухом доке морского музея в Эбельтофте , Дания. Это последний сохранившийся военный корабль с винтовым приводом и деревянным корпусом. [ 18 ] В Копенгагене , в Нюбодере , стоит памятник Суенсону. [ 19 ] Немецкий мемориал погибшим в бою австрийским морякам установлен в Ритцебюттеле , Куксхафен. [ 20 ]

Боевой порядок

[ редактировать ]
Юлланд , сохранившийся как корабль-музей

Командир: капитан Эдуард Суенсон.

Имя Тип [ 21 ] Оружие [ 21 ] Скорость [ 21 ] Смещение [ 21 ] Экипаж [ 21 ]
Нильс Юэль Винтовой фрегат 30 × 30-фунтовые орудия
12 × 18-фунтовых орудий
9,3 узла (17,2 км/ч; 10,7 миль в час) 1934 т (1903 длинных тонны; 2132 коротких тонны) 422
Ютландия Винтовой фрегат 32 × 30-фунтовые орудия
8×18-фунтовых орудий
8×12-фунтовых орудий
12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час) 1988 т (1957 длинных тонн; 2191 короткая тонна) 437
Хеймдаль Винтовой корвет 14 × 30-фунтовых орудий
2 × 18-фунтовые орудия
9,5 узлов (17,6 км / ч; 10,9 миль в час) 892 т (878 длинных тонн; 983 коротких тонны) 164

Австро-прусская эскадра

[ редактировать ]
Литография Вильгельма фон Тегетгофа 1866 года.

Командир: коммодор Вильгельм фон Тегеттофф.

Имя Национальность Тип [ 9 ] Оружие [ 9 ] Скорость [ 9 ] Смещение [ 9 ] Экипаж [ 9 ]
Шварценберг Австрия Винтовой фрегат 6 × 60-фунтовых орудий
28×30-фунтовых орудий
4 × 24-фунтовых орудия
11 узлов (20 км/ч; 13 миль в час) 2614 т (2573 длинных тонны; 2881 короткая тонна) 498
Радецкий Австрия Винтовой фрегат 4 × 60-фунтовые орудия
24 × 30-фунтовые орудия
3 × 24-фунтовых орудия
9 узлов (17 км / ч; 10 миль в час) 2334 т (2297 длинных тонн; 2573 коротких тонны) 372
Прусский орел Пруссия Уведомление 2 × 68-фунтовые орудия 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час) 1171 т (1153 длинных тонны; 1291 короткая тонна) 110
Блиц Пруссия Канонерская лодка 1 × 68-фунтовая пушка
1 × 24-фунтовая пушка
9 узлов (17 км / ч; 10 миль в час) 415 т (408 длинных тонн; 457 коротких тонн) 66
Василиск Пруссия Канонерская лодка 1 × 68-фунтовая пушка
1 × 24-фунтовая пушка
9 узлов (17 км / ч; 10 миль в час) 415 т (408 длинных тонн; 457 коротких тонн) 66
  1. ^ Сондхаус (1997), с. 72
  2. ^ Грин и Массиньяни, стр. 197–198
  3. ^ Сондхаус (1997), стр. 76–77
  4. ^ Эмбри, с. 281
  5. ^ Jump up to: а б Оливье, с. 56
  6. ^ Эмбри, стр. 280–281.
  7. ^ Грин и Массиньяни, с. 205
  8. ^ Эмбри, стр. 281–282.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж Эмбри, стр. 282–283.
  10. ^ Эмбри, стр. 283–284.
  11. ^ Грин и Массиньяни, стр. 207–208
  12. ^ Jump up to: а б с Забецкий, с.595.
  13. ^ Jump up to: а б Сондхаус (2001), с. 93
  14. ^ Уоррен и Гулд, с. 966
  15. ^ Jump up to: а б Грин и Массиньяни, с. 208
  16. ^ Грин и Массиньяни, стр. 210–211
  17. ^ Сокол, с. 34
  18. ^ Пейн, с. 88
  19. ^ «Памятник в Нибодере адмиралу Эдуарду Суэнсону» . Датский центр городской истории . Проверено 12 января 2011 г.
  20. ^ Шиппен, с. 488
  21. ^ Jump up to: а б с д и Эмбри, с. 283
  • Эмбри, Майкл (2007). Первая война Бисмарка: Шлезвиг-Ютландская кампания 1864 года . Helion & Co Ltd. Солихалл: ISBN  978-1-906033-03-3 .
  • Грин, Джек и Массиньяни, Алессандро (1998). Броненосцы на войне: происхождение и развитие броненосного корабля, 1854–1891 гг . Пенсильвания: Да Капо Пресс. ISBN  0-938289-58-6 .
  • Оливье, Дэвид Х. (2004). Немецкая военно-морская стратегия, 1856–1888: предшественники Тирпица . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN  0-7146-5553-8 .
  • Пейн, Линкольн (2000). Военные корабли мира до 1900 года . Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN  0-395-98414-9 .
  • Сокол, Энтони Юджин (1968). Императорский и Королевский флот Австро-Венгрии . Аннаполис: Военно-морской институт США. ОСЛК   1912 года .
  • Шиппен, Эдвард (1892). «Среди наших современников». Объединенная служба . Филадельфия: Л. Р. Хаммерсли: 485–501. OCLC   8123713 .
  • Сондхаус, Лоуренс (2001). Морская война, 1815–1914 гг . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  0-415-21478-5 .
  • Сондхаус, Лоуренс (1997). Подготовка к Weltpolitik: морская мощь Германии до эпохи Тирпица . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-745-7 .
  • Уоррен, Дж. Коллинз; Гулд, А. Пирс, ред. (1900). «История морских потерь». Международный учебник хирургии . Филадельфия: В. Б. Сондерс: 965–967. ОСЛК   37992698 .
  • Забекки, Дэвид Т., изд. (2014). Германия в войне: 400 лет военной истории . Санта-Барбара: ABC-CLIO . ISBN  978-1-59884-980-6 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Павлик, Георг (2000). 9 мая Гельголанде Тегетгоф и морское сражение при 1864 г. Вена: Издательство Австрия. ISBN  3-7046-1627-3 .
[ редактировать ]

54 ° 03'00 "N 7 ° 51'00" E  /  54,0500 ° N 7,8500 ° E  / 54,0500; 7.8500

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9cb27512cbe7bf0d5da98e4498400950__1722706020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/50/9cb27512cbe7bf0d5da98e4498400950.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Heligoland (1864) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)