Jump to content

Линейный корабль

(Перенаправлено с Линейного корабля )
1784 года с изображением французского линейного корабля Сен-Эспри. Картина Николаса Покока
Два флота на линии боя во время битвы при Куддалоре.
HMS Hercule в бою с фрегатом Poursuivante.

Линейный корабль тип военного корабля, построенного в эпоху парусного спорта с 17 по середину 19 века. Линейный корабль был разработан для военно-морской тактики, известной как линия боя , которая включала в себя две колонны противоборствующих военных кораблей, маневрирующих для залпового огня из пушек вдоль бортов . В конфликтах, где оба корабля противника могли вести огонь бортовыми залпами, фракция с большим количеством стреляющих пушек и, следовательно, с большей огневой мощью преимущество обычно имела .

С конца 1840-х годов внедрение паровой энергии уменьшило зависимость от ветра в бою и привело к строительству с винтовым приводом и линейных кораблей деревянным корпусом; ряд кораблей с исключительно парусным двигателем был переоборудован на этот двигательный механизм. Однако появление броненосных фрегатов , начавшееся в 1859 году, сделало линейные корабли с паровым двигателем устаревшими. Броненосный военный корабль стал прародителем линкора 20-го века , само обозначение которого само по себе является сокращением словосочетания «линейный боевой корабль» или, в более просторечии, «линейный линкор».

Термин «линейный корабль» вышел из употребления, за исключением исторического контекста, после того, как военные корабли и военно-морская тактика развивались и менялись с середины 19 века. Однако некоторые другие языки сохранили это название; Императорский флот Германии называл свои линкоры Linienschiffe до Первой мировой войны . [1]

Предшественники

[ редактировать ]
Каракка из Анри Грейс а Дье Энтони Ролл
Властелин морей , гравюра Дж. Пейна того времени.

Тяжеловооруженная карака , впервые разработанная в Португалии для торговли или войны в Атлантическом океане , была предшественником линейного корабля . Другие морские европейские государства быстро переняли его в конце 15 - начале 16 веков. Эти суда были разработаны путем слияния аспектов корабля Северного моря и галеры Средиземного моря . Коги, торговавшие в Северном , Балтийском и вдоль побережья Атлантического океана, имели в бою преимущество перед галерами , поскольку имели на носу и корме приподнятые платформы, называемые «замками», которые лучники могли занимать для обстрела вражеских кораблей. или даже сбросить тяжелый вес. Например, носовой замок назывался баком ( обычно сокращался до fo'c'sle или fo'c's'le и произносился как FOHK-səl). Со временем эти замки становились выше и больше и в конечном итоге были встроены в конструкцию корабля, увеличивая общую прочность. Этот аспект винтика остался в конструкциях караков нового типа и доказал свою эффективность в таких сражениях, как этот. Бог в 1509 году .

« Мэри Роуз» », построенный в начале 16 века — английский карак, или « большой корабль . Она была тяжело вооружена 78 орудиями и 91 после модернизации в 1530-х годах. Построенный в Портсмуте в 1510–1512 годах, он был одним из первых специально построенных военных кораблей английского флота. превышало 500 тонн Его водоизмещение , длина киля превышала 32 метра (105 футов), а экипаж насчитывал более 200 моряков, в том числе 185 солдат и 30 артиллеристов. Хотя он и был гордостью английского флота, он случайно затонул во время битвы при Соленте 19 июля 1545 года.

Анри Грас à Dieu (английский: «Генри Грейс Божий») по прозвищу « Великий Гарри » был еще одним ранним английским карраком. Современник Мэри Роуз , Анри Грас-а-Дьё имел длину 50 метров (160 футов), грузоподъемность 1000–1500 тонн и численность персонала 700–1000 человек. Ее заказал Генрих VIII в ответ на спущенный на воду в 1511 году шотландский корабль «Майкл» . [2] Первоначально оно было построено на верфи Вулиджа с 1512 по 1514 год и было одним из первых судов, имевших артиллерийские порты и двадцать новых тяжелых бронзовых пушек , позволяющих вести залп . Всего на ней было установлено 43 тяжелых орудия и 141 легкая пушка. Это был первый английский двухпалубный корабль , а на момент спуска на воду он был самым большим и мощным военным кораблем в Европе, но в боевых действиях участвовал мало. Она присутствовала в битве при Соленте против Франциска I во Франции в 1545 году (в которой затонула Мэри Роуз ), но, похоже, была скорее дипломатическим судном, иногда плававшим с парусами из золотой ткани. Действительно, большие корабли были почти так же известны своим орнаментальным дизайном (некоторые корабли, такие как « Васа» , были позолочены на корме ) , как и силой, которой они обладали.

Карраки, приспособленные для войны, несли на борту крупнокалиберные орудия . Из-за более высокого надводного борта и большей грузоподъемности этот тип судов лучше, чем галеры, подходил для использования порохового оружия. Поскольку эти корабли были разработаны для условий Атлантики , они были более устойчивы к погодным условиям, чем галеры, и лучше подходили для работы в открытых водах. Отсутствие весел означало, что большие экипажи были ненужны, что делало дальние путешествия более возможными. Их недостатком было то, что их мобильность полностью зависела от ветра. Галеры все еще могли сокрушить большие корабли, особенно при слабом ветре и у них было численное преимущество, но по мере того, как большие корабли увеличивались в размерах, галеры становились все менее и менее полезными.

Еще одним недостатком был высокий бак , ухудшавший мореходные качества корабля; нос будет опускаться низко в воду при движении против ветра. Но когда в XVI веке были введены орудия и артиллерийская стрельба заменила абордаж в качестве основного средства морского боя, в средневековом баке больше не было необходимости, и более поздние корабли, такие как галеон, имели только низкий бак высотой в одну палубу. К моменту спуска на воду в 1637 году английского корабля «Владыка морей» бакик вообще исчез.

В 16 веке галеон произошел от каррака. Это был более длинный и маневренный тип корабля, обладающий всеми преимуществами карака. Основными кораблями английского и испанского флотов в битве при Гравелине 1588 г. были галеоны; все английские и большинство испанских галеонов пережили битву и последующий шторм, хотя испанские галеоны подверглись самым сильным атакам англичан во время перегруппировки своего рассеянного флота. К 17 веку каждая крупная военно-морская держава Европы строила подобные корабли.

С ростом значения колоний и исследований, а также необходимостью поддержания торговых путей через бурные океаны галеры и галеасы (более крупный и высокий тип галер с бортовыми орудиями, но ниже галеона) использовались все реже, и только во все более ограниченных целях и областях, так что примерно к 1750 году, за некоторыми примечательными исключениями, они уже мало пригодились в морских сражениях.

Принятие на линию боя

[ редактировать ]
На картине «Пушечный выстрел » 1707 года работы Виллема ван де Вельде Младшего изображен голландский военный корабль начала XVIII века.

Эрик XIV Король Швеции ; инициировал строительство корабля «Марс» в 1563 году Возможно, это была первая попытка применения этой боевой тактики, примерно на 50 лет раньше широкого распространения стратегии линейного боя. [ нужна ссылка ] Марс , вероятно, был самым большим кораблем в мире на момент постройки, оснащенным 107 орудиями при полной длине 96 метров (315 футов). [ нужна ссылка ] По иронии судьбы, он стал первым кораблем, потопленным артиллерийским огнем других кораблей в морском сражении. [ нужна ссылка ]

В начале-середине 17 века несколько военно-морских сил, особенно Нидерландов и Англии, начали использовать новые боевые приемы. Раньше сражения обычно велись большими флотами кораблей, сближающимися друг с другом и сражавшимися в любом расположении, в котором они находились, часто садясь на абордаж вражеских судов, когда представлялась возможность. Поскольку использование залпов огонь батареи артиллерийской ( скоординированный с одного борта военного корабля ) становилось все более доминирующим в бою, тактика изменилась. Развивающаяся тактика линейного боя , впервые использовавшаяся в разовом порядке, требовала, чтобы корабли формировали шеренги и сближались с вражеским флотом на одном и том же галсе, нанося удары по вражескому флоту до тех пор, пока одна из сторон не насытилась и не отступила. Любые маневры будут проводиться, когда корабли останутся в строю для взаимной защиты.

Для того, чтобы этот боевой порядок, эта длинная тонкая линия орудий не могла быть повреждена или сломана в какой-нибудь момент, более слабый, чем остальные, в то же время ощущается необходимость ставить в него только корабли, которые, если и не равны, сила, имеют как минимум одинаково сильные стороны. Логически отсюда следует, что в тот самый момент, когда передняя линия окончательно стала боевым порядком, было установлено различие между «линейными кораблями», единственными предназначенными для места в ней, и более легкими кораблями, предназначенными для других целей. [3]

Более легкие корабли использовались для различных функций, в том числе в качестве разведчиков и передачи сигналов между флагманом и остальным флотом. Это было необходимо, поскольку с флагмана была бы видна лишь небольшая часть линии.

Принятие тактики боя имело последствия для конструкции корабля. Преимущество в высоте, которое давали замки спереди и сзади, было уменьшено, поскольку теперь рукопашный бой стал менее важным. Необходимость маневрирования в бою делала большой вес замков еще большим недостатком. Поэтому они уменьшились, сделав линейный корабль легче и маневреннее своих предшественников при той же боевой мощи. Как дополнительное следствие, сам корпус стал больше, что позволило увеличить размер и количество орудий.

Эволюция дизайна

[ редактировать ]

В 17 веке флот мог состоять почти из сотни кораблей разных размеров, но к середине 18 века конструкция линейных кораблей остановилась на нескольких стандартных типах: старые двухпалубные (т. е. с двумя полные палубы орудий, стреляющие через боковые порты) из 50 орудий (которые были слишком слабы для боевой линии, но могли использоваться для сопровождения конвоев ), двухпалубники от 64 до 90 орудий, составлявшие основную часть флота, и более крупные трех- , а то и четырехпалубные корабли с 98-140 орудиями, служившие командными кораблями адмиралов. Флоты, состоявшие примерно от 10 до 25 таких кораблей, с соответствующими кораблями снабжения , а также разведывательными и посыльными фрегатами , сохраняли контроль над морскими путями крупных европейских военно-морских держав, одновременно ограничивая морскую торговлю врагов.

Самым распространенным размером линейного корабля был «74» (названный в честь его 74 орудий), первоначально разработанный Францией в 1730-х годах, а затем принятый на вооружение всех линкоров военно-морского флота. До этого времени у британцев было шесть размеров линейных кораблей, и они обнаружили, что их меньшие 50- и 60-пушечные корабли становились слишком малы для боевой линии, в то время как их 80-е и более были трехпалубными и поэтому громоздкими и нестабильными. в сильном море. Их лучшими были 70-пушечные трехпалубные самолеты длиной около 46 метров (151 фут), а новые французские 74 - около 52 метров (171 фут). В 1747 году британцы захватили несколько таких французских кораблей во время войны за австрийское наследство . В следующем десятилетии Томас Слэйд (инспектор военно-морского флота с 1755 года вместе с со-инспектором Уильямом Бейтли) оторвался от прошлого и разработал несколько новых классов самолетов 74 длиной от 51 до 52 метров (от 167 до 171 футов), чтобы конкурировать с эти французские образцы, начиная с классов «Дублин» и «Беллона» . Их преемники постепенно улучшали управляемость и размер в течение 1780-х годов. [4] Другие военно-морские силы в конечном итоге также построили 74-е, поскольку у них был правильный баланс между наступательной мощью, стоимостью и маневренностью. В конце концов около половины британских линейных кораблей были 74-ми. Суда большего размера по-прежнему строились в качестве командных кораблей, но они были более полезны только в том случае, если могли точно подобраться к противнику, а не в бою, включающем преследование или маневрирование. Модель 74 оставалась любимым кораблем до 1811 года, когда метод строительства Сеппингса позволил строить более крупные корабли с большей устойчивостью.

На некоторых кораблях конструкция была изменена спустя долгое время после того, как корабль был спущен на воду и вступил в строй. В Королевском флоте у меньших двухпалубных 74- или 64-пушечных линейных кораблей, которые нельзя было безопасно использовать в действиях флота, были удалены (или снесены ) верхние палубы, в результате чего получился очень прочный одноорудийный военный корабль. называется рази . Получившийся разрушенный корабль можно было классифицировать как фрегат, но он все равно был намного сильнее. Самым успешным разрушенным кораблем в Королевском флоте был HMS Indefatigable под командованием сэра Эдварда Пелью .

Испанский корабль Nuestra Señora de la Santísima Trinidad был первоклассным испанским линейным кораблем со 112 орудиями. В 1795–96 годах это число было увеличено до 130 орудий за счет закрытия лонжерона между квартердеком и баком , а примерно в 1802 году - до 140 орудий, создавая таким образом непрерывную четвертую орудийную палубу, хотя добавленные дополнительные орудия на самом деле были относительно небольшими. После перестройки он был самым тяжеловооруженным кораблем в мире и имел больше всего орудий среди всех линейных кораблей, оснащенных в эпоху парусного спорта .

«Махмудие» (1829 г.), заказанный османским султаном Махмудом II и построенный Имперским военно-морским арсеналом на берегу Золотого Рога в Стамбуле , долгие годы был самым большим военным кораблем в мире. 76,15 × 21,22 м (249,8 × 69,6 футов) [Примечание 1] Линейный корабль был вооружен 128 пушками на трех палубах и укомплектован 1280 матросами. Участвовала в осаде Севастополя (1854–1855) во время Крымской войны (1854–1856) . Выведена из эксплуатации в 1874 году.

Вторым по величине парусным трехпалубным линейным кораблем, когда-либо построенным на Западе, и самым большим французским линейным кораблем был « Вальми» , спущенный на воду в 1847 году. Он имел вертикальные борта, что значительно увеличивало пространство, доступное для верхних батарей, но уменьшало остойчивость корабля; Для решения этой проблемы под ватерлинией были добавлены деревянные стабилизаторы. Считалось, что «Вальми» был самым большим из возможных парусных кораблей, поскольку большие размеры делали маневрирование такелажа непрактичным с использованием простой рабочей силы. Она участвовала в Крымской войне, а после возвращения во Францию ​​с 1864 по 1890 год размещала Французскую военно-морскую академию под названием Борда .

Мощность пара

[ редактировать ]

Первым крупным изменением в концепции линейного корабля стало использование паровой энергии в качестве вспомогательной двигательной установки. Первое военное использование пароходов произошло в 1810-х годах, а в 1820-х годах ряд военно-морских сил экспериментировали с военными кораблями на колесных пароходах . Их использование распространилось в 1830-х годах, когда военные корабли с колесными пароходами участвовали в таких конфликтах, как Первая опиумная война, наряду с линейными кораблями и фрегатами. [5]

Однако пароходы имели серьезные недостатки. Гребное колесо над ватерлинией подвергалось обстрелу противника, но само по себе не позволяло кораблю эффективно вести бортовой залп. В 1840-х годах винтовой гребной винт стал наиболее вероятным методом парового движения: и Великобритания, и США в 1843 году спустили на воду военные корабли с винтовыми двигателями. линейные парусные корабли. В 1845 году виконт Пальмерстон обозначил роль новых пароходов в напряженных англо-французских отношениях, назвав Ла-Манш «паровым мостом», а не препятствием для французского вторжения. Частично из-за опасений войны с Францией Королевский флот, начиная с 1845 года, переоборудовал несколько старых 74-пушечных линейных кораблей в 60-пушечные паровые блок-корабли (по модели « Фултона » Демологоса ). [5] Блок-корабли «первоначально задумывались как паровые батареи исключительно для защиты гавани, но в сентябре 1845 года им предоставили уменьшенное [парусное] вооружение, а не вообще ничего, чтобы сделать их морскими кораблями… Блок-корабли должны были быть дорогостоящими. эффективный эксперимент огромной ценности». [6] Впоследствии они хорошо послужили в Крымской войне .

Наполеон (1850 г.), первый паровой линкор.

Однако в 1850 году французский военно-морской флот разработал первый специально построенный паровой линкор — 90-пушечный «Наполеон» . [7] Он также считается первым настоящим паровым линкором и первым винтовым линкором в истории. [8] «Наполеон» был вооружен как обычный линейный корабль, но его паровые двигатели могли развивать скорость 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час), независимо от ветровых условий, что было потенциально решающим преимуществом в морском сражении.

Восемь родственных кораблей « Наполеона» были построены во Франции за десять лет, но вскоре Соединенное Королевство вышло в лидеры производства по количеству как специально построенных, так и переоборудованных единиц. В общей сложности Франция построила 10 новых деревянных паровых линкоров и переоборудовала 28 из старых линкоров, а Великобритания построила 18 и переоборудовала 41. [9]

В конце концов, Франция и Великобритания были единственными двумя странами, создавшими флот деревянных паровых винтовых линкоров, хотя несколько других военно-морских сил в некоторой степени использовали смесь винтовых линкоров и колесных пароходных фрегатов. В их число входили Россия, Турция , Швеция , Неаполь , Пруссия , Дания и Австрия . [5]

Отклонить

[ редактировать ]
HMS Изображение Тернера Temeraire , героя Трафальгарской битвы , позорно буксируемого маленьким пароходом.

В Крымской войне шесть линейных кораблей и два фрегата Черноморского флота России уничтожили семь османских фрегатов и три корвета разрывными снарядами в Синопском сражении в 1853 году. [10]

В 1860-х годах на смену небронированным паровым линейным кораблям пришли броненосные военные корабли . Во время Гражданской войны в США , 8 марта 1862 года, в первый день битвы на Хэмптон-Роудс , два небронированных деревянных фрегата Союза были потоплены и уничтожены Конфедерации броненосцем CSS «Вирджиния» .

Однако мощь, заложенная в линейный корабль, нашла свое применение в броненосце, который в течение следующих нескольких десятилетий развился в концепцию линкора .

Некоторые военно-морские силы до сих пор используют термины, эквивалентные «линейному кораблю» для линкоров, в том числе немецкий ( Linienschiff ) и русский ( линейный корабл ( лине́йный кора́бль ) или линкор короче ( линкор )).

В Северном море и Атлантическом океане флоты Королевского флота , Нидерландов , Франции вели многочисленные Испании и Португалии сражения. На Балтике то же самое делали скандинавские королевства и Россия, а в Средиземном море Османская империя , Испания, Франция, Британия и различные берберийские пираты сражались .

К восемнадцатому веку Великобритания зарекомендовала себя как выдающаяся военно-морская держава в мире. Попытки Наполеона бросить вызов господству Королевского флота на море оказались колоссальной неудачей. Во время наполеоновских войн Британия решительно разгромила французский и союзный флоты по всему миру, в том числе в Карибском море в битве у мыса Сент-Винсент , в заливе Абукир у египетского побережья в битве на Ниле в 1798 году, недалеко от Испании в Трафальгарская битва в 1805 году и вторая битва при Копенгагене (1807 год) . Великобритания вышла из наполеоновских войн в 1815 году с самым большим и профессиональным военно-морским флотом в мире, состоящим из сотен деревянных парусных кораблей всех размеров и классов.

Подавляющая огневая мощь была бесполезна, если ее нельзя было применить, что не всегда было возможно против меньших и компактных кораблей, используемых каперами Наполеона, действовавшими с французского Нового Света территорий . Королевский флот компенсировал это за счет использования многочисленных бермудских шлюпов . Точно так же многие торговые суда Ост-Индской компании в этот период стали легковооруженными и вполне боеспособными, управляя системой конвоев под руководством вооруженного торгового судна, вместо того, чтобы зависеть от небольшого количества более тяжеловооруженных кораблей, которые, хотя и были эффективными, но замедляли движение. поток торговли.

Реставрации и консервация

[ редактировать ]
HMS Victory 1884 года, единственный сохранившийся образец линейного корабля.

Единственный оригинальный линейный корабль, сохранившийся сегодня, - это HMS Victory , сохранившийся как музей в Портсмуте и сохранившийся в том виде, в каком он был под командованием адмирала Горацио Нельсона в Трафальгарской битве в 1805 году. Хотя Victory находится в сухом доке с 1920-х годов, он по-прежнему полностью введен в строй военный корабль Королевского флота и является старейшим введенным в строй военным кораблем любого военно-морского флота мира. [11]

Regalskeppet Vasa затонула в озере Меларен в 1628 году и пропадала до 1956 года. Затем она была поднята в целости и сохранности в удивительно хорошем состоянии в 1961 году и в настоящее время выставлена ​​в музее Васа в Стокгольме, Швеция . В то время это был самый большой шведский военный корабль, когда-либо построенный. [12] Сегодня музей Васа является самым посещаемым музеем Швеции. [ нужна ссылка ]

Последним линейным кораблем на плаву был французский корабль Duguay-Trouin , переименованный в HMS Implacable после захвата британцами и просуществовавший до 1949 года. Последним линейным кораблем, потопленным в результате действий противника, был HMS. Уэлсли , потопленный в результате воздушного налета в 1940 году, во время Второй мировой войны ; в 1948 году ее ненадолго спустили на воду, прежде чем она распалась.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Судно имело 201 кадем длину 56 кадем и ширину . Рост одного кадема составляет 37,887 сантиметра (1,2 фута). Кадем (что переводится как «фут») часто ошибочно интерпретируется как эквивалентный по длине одному имперскому футу , отсюда и неправильно преобразованные размеры «201 × 56 футов или 62 × 17 м» в некоторых источниках.
  1. ^ Йохен Бреннеке, Герберт Хадер, «Бронированные корабли и линейные корабли», 1860–1910, Köhlers Verlagsgesellschaft, Herford 1976, ISBN   3-78220-116-7
  2. ^ Гудвин, Джордж (2013). Роковое соперничество: Флодден 1513 . Феникс: Орион. ISBN  978-1780221366 .
  3. ^ Махан, А.Т., Влияние морской мощи на историю 1660–1783 гг. , стр. 116, цитируем Шабо-Арно.
  4. ^ Ангус Констам и Тони Брайан (2001). Британский наполеоновский линейный корабль . Издательство Оспри . ISBN  1-84176-308-Х . как показано на books.google.com Констам, Ангус (25 ноября 2001 г.). Британский наполеоновский линейный корабль – Поиск книг в Google . Блумсбери США. ISBN  9781841763088 . Проверено 2 августа 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  5. ^ Jump up to: а б с Сондхаус, Л. Морская война, 1815–1914 гг.
  6. ^ с. 30, Ламберт, Эндрю . Линкоры в переходный период, создание парового боевого флота 1815–1860 гг ., Conway Maritime Press, 1984. ISBN   0-85177-315-X .
  7. ^ «Наполеон (90 орудий), первая специально разработанная винтовая линия линкоров», Steam, Steel and Shellfire , История корабля Конвея, стр. 39.
  8. ^ «Ускоренное завершение «Наполеон» был спущен на воду 16 мая 1850 года и стал первым в мире настоящим паровым линкором», Steam, Steel and Shellfire , «История корабля Конвея», стр. 39.
  9. ^ Пар, сталь и артиллерийский огонь , История корабля Конвея, стр. 41.
  10. ^ Ламберт, Эндрю Д., Крымская война, Великая британская стратегия против России, 1853–56 , паб Manchester University Press, 1990, ISBN   0-7190-3564-3 , страницы 60–61.
  11. ^ Смит, Эмили (5 декабря 2011 г.). «HMS Victory: старейший военный корабль в мире, на реконструкцию которого потрачено 25 миллионов долларов» . CNN.com . Turner Broadcasting System, Inc. Проверено 11 сентября 2013 г. .
  12. ^ Журнал, Смитсоновский институт; Эшнер, Кэт. «Причудливая история «Васы», корабля, который продолжает давать» . Смитсоновский журнал . Проверено 3 июня 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Роджер, НАМ «Командование океаном», военно-морская история Великобритании 1649–1815 гг ., Лондон (2004). ISBN   0-7139-9411-8
  • Беннетт, Г. Трафальгарская битва , Барнсли (2004). ISBN   1-84415-107-7
  • Военное наследие сделало репортаж о фрегатах и ​​включило Британскую рейтинговую систему (Джон Д. Грешам, Военное наследие, февраль 2002 г., том 3, № 4, стр. 12–17 и стр. 87).
  • Роджер, НАМ «Командование океаном», военно-морская история Великобритании 1649–1815 гг ., Лондон (2004). ISBN   0-7139-9411-8
  • Лавери, Брайан. Линейный корабль, Том 1: Развитие линейного флота, 1650–1850 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1983. ISBN   0-87021-631-7 .
  • Лавери, Брайан. Линейный корабль, Том 2: Проектирование, конструкция и оснащение . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1984. ISBN   0-87021-953-7 .
  • Уинфилд, Риф. 50-пушечный корабль . Лондон: Caxton Editions, 1997. ISBN   1-84067-365-6 , ISBN   1-86176-025-6 .
  • Махан, А.Т., Влияние морской мощи на историю 1660–1783 гг. , Cosimo, Inc., 2007 г.
  • Констам, Ангус и Брайан, Тони, британский наполеоновский линейный корабль, Osprey Publishing, 2001 г. 184176308X
  • Сондхаус, Л. Морская война, 1815–1914 гг.
  • Ламберт, «Линкоры Эндрю в переходный период, создание парового боевого флота 1815–1860» , опубликовано Conway Maritime Press, 1984. ISBN   0-85177-315-X
  • Гардинер, Роберт и Ламберт, Эндрю (редакторы), Steam, Steel and Shellfire: The Steam Warship, 1815–1905 (серия «История корабля» Конвея), Book Sales, 2001
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3fe09663b0b94921c15f14f26b46f86c__1720796100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/6c/3fe09663b0b94921c15f14f26b46f86c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ship of the line - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)