Императорский Арсенал
Императорский Арсенал | |
---|---|
Терсане-и-Эмир | |
Золотой Рог , Константинополь в Османской империи. | |
![]() Вид на Арсенал со стороны Перы , 1836 год. | |
Координаты | 41 ° 02'01 ″ с.ш. 28 ° 57'27 ″ в.д. / 41,03361 ° с.ш. 28,95750 ° в.д. |
Тип | Военно-морская база и верфь |
Информация о сайте | |
Владелец | Османский флот |
История сайта | |
Построен | 1454 |
Судьба | Заменен гражданским Халичем Терсанелери. |
Императорский арсенал ( османский турецкий язык : Tersâne-i Âmire ) был главной базой и военно-морской верфью Османской империи с 16 века до конца Империи. Он располагался на берегу Золотого Рога в османской столице Константинополе (современный Стамбул ).
Этимология
[ редактировать ]Военные Османская империя |
---|
![]() |
Турки-османы использовали слово лиман (от греческого limēn ) для обозначения гаваней в целом, но в 15 веке они также приняли и все чаще начали использовать термин терсане (часто неверно интерпретируемый как тершане , включающий термин хане , «дом»). от итальянского дарсена , «верфь» — аналогично источнику английского слова « арсенал », которое, в свою очередь, произошло от арабского дар ас-синаа . [ 1 ] [ 2 ]
История
[ редактировать ]В ходе своей экспансии османы захватили ряд портов и верфей как на Эгейском , так и на Черноморском побережье, например, в Изникмиде ( Никомедия , современный Измит ), Гемлике (Циус) и Айдинчике (Кизикос). [ 1 ] Однако главная военно-морская база и арсенал османского флота в ранний период находились в Галлиполи , который был окончательно оккупирован османами в 1377 году. [ 3 ]
После падения Константинополя в 1453 году султан Мехмед II ( годы правления 1444–1446, 1451–1481 ) основал императорскую верфь через Золотой Рог от самого Константинополя, в бывшем генуэзском пригороде Галата , вероятно, на том же месте, что и генуэзский. vetus tersana («старая верфь»). [ 1 ] [ 3 ] Работы над новым арсеналом были завершены при правлении преемника Мехмеда Баязида II ( годы правления 1481–1512 ), но зимой 1513/4 года Селим I ( годы правления 1512–1520 ) начал масштабное расширение, на которое 200 000 дукатов было выделено . казначейство. Помимо верфей были построены крытые сухие доки для облегчения обслуживания военных кораблей в зимнее время. К 1515 году, когда было построено 160 доков, арсенал Галаты превзошел Галлиполи, и туда была перенесена главная военно-морская база Османской империи. [ 1 ] На карте Пири Рейса 1526 года арсенал показан в виде непрерывной линии доков, выстилающих северный берег Золотого Рога, от ворот Азаб Каписи до окрестностей Хаскёя . [ 3 ] Примерно в то же время официальное название « Тершане » было присвоено Галатской верфи. [ 1 ]
В 1546–1549 годах Соколлу Мехмед-паша построил за каждым доком небольшой каменный склад с плоской свинцовой крышей для хранения корабельного снаряжения и судостроительных материалов. [ 1 ] [ 3 ] Он также отгородил территорию арсенала стеной со стороны суши, чтобы скрыть его деятельность от посторонних глаз. [ 1 ] [ 3 ] Кроме того, в этот период в арсенале находились склад весел, «запас семидесяти капитанов», в котором размещалось снаряжение для 70 кораблей, и семь других складов, кабинеты ( диванхане ) капудан-паши (главного адмирала флота), пороховой башня с магазинами, темница Санбола, павильон Чирид Мейдан, ворота Шахкулу и гавань Мейит. [ 1 ] К 1557 году арсенал насчитывал 123 дока. [ 3 ] После разрушения османского флота в битве при Лепанто (1571 г.) Императорский арсенал был тщательно отремонтирован: восемь новых верфей были построены внутри страны, вокруг королевского сада ( хас бахче ). [ 1 ] К концу XVI века были построены два больших склада: склад Куршунлу для судостроительных и такелажных материалов и другого корабельного оборудования, а также склад для древесины. [ 1 ]
К середине 17 века количество доков выросло до 140. [ 1 ] На пике своего развития в XVI и XVII веках Императорский арсенал был крупным промышленным предприятием «с сухими доками, верфями, складами, прядильной фабрикой для изготовления веревок и чугунолитейными заводами (для изготовления якорей), дополненными общественными зданиями, в том числе мечеть, фонтаны, больница и тюрьма — все сосредоточено в Золотом Роге». [ 1 ] Тем не менее, в 17 веке наблюдался упадок: в 1601 году на верфи работало 3524 человека, но это число неуклонно сокращалось, достигнув 726 в 1700 году. В этот период все больший объем работы выполнялся другими верфями. [ 2 ] Этому способствовал тот факт, что галеры, составлявшие основную часть османского флота до конца 17 века, могли быть построены любым искусным кораблестроителем и, следовательно, их часто строили в провинциях на прибрежных или речных участках и привозили только в Императорский Арсенал на дооснащение. [ 3 ]

С появлением галеонов в конце 17 века, а затем пароходов и броненосцев это стало невозможно, и усилия Империи по судостроению были сосредоточены в Императорском арсенале в Галате. [ 3 ] Однако построенные там в XVIII веке военные корабли не отличались высоким качеством, что проявилось в ходе противостояний с Российским императорским флотом во время русско-турецкой войны 1768–74 . [ 3 ] Это привело к новому раунду реформ под руководством Капудан-паши Чезайирли Гази Хасан-паши , включая создание военно-морской инженерной школы в 1775/6 году ( Хендезе Ода , позже электрихане-и Бахр-и Хумаюн ). [ 1 ] [ 3 ] В то же время для обучения османских корабелов новой технике были призваны французские военно-морские специалисты: инженеры Ле Руа и Дюрест, а в 1793 году Жак-Бальтазар ле Брен , построивший несколько судов для султана Селима III ( годы правления 1789–1807 ). . [ 1 ] [ 3 ] Кроме того, в 1805 году на территории Арсенала была построена современная больница, а в 1806 году — первая медицинская академия ( Тибхане ). [ 1 ] Большой сухой док для обслуживания современных линейных кораблей был построен в 1797–1800 гг., второй – в 1821–25 гг., третий – в 1857–1870 гг. [ 1 ]
В 1838 году под эгидой американца Фостера Родса Императорский Арсенал изготовил свой первый пароход. [ 3 ] Ко времени правления Абдулмеджида I ( годы правления 1839–1861 ) Императорский арсенал пришел в запустение и нуждался в недостаточном инвестировании; Абдулмеджид начал масштабную инвестиционную программу, направленную на модернизацию не только Императорского арсенала, но и верфей в Измите и Гемлике . [ 4 ]
Эти объекты используются до сих пор и носят общее название « Haliç Shipyards ». Верфь Camialtı, верфь Taşkızak и верфь Haliç — это три отдельных предприятия. Из этих трех верфей сейчас работает только верфь Haliç. Верфь Халич — старейшая непрерывно действующая верфь в мире.
Администрация
[ редактировать ]Императорский арсенал находился под непосредственным руководством Капудан-паши, а его администрацию возглавляли три чиновника: кетхуда , ага и эмин . Эмин был главным финансовым инспектором и, следовательно , самым важным должностным лицом; его сотрудники вели инвентаризацию и учет всех учреждений Арсенала и отвечали за расходы. Существовал также дополнительный архив с рейсом («главой») Арсенала, рейсом гавани, чавушем Арсенала и суперинтендантами регистров. [ 1 ] Директора обычно назначались на два года и получали хорошую зарплату — 5000 акче . также был ответственен секретарь верфи - начальник бухгалтерии Перед дефтердаром (одним из министров казначейства) . Записи велись в системе Мердибана . Специальные учеты велись для древесины (жизненно важной во всех аспектах судостроения), а также для рабов и каторжников (с которыми обращались как с ресурсом; либо работали на верфи, либо гребцами на кораблях). [ 2 ] Многие материалы были закуплены из других частей империи; веревка из Египта , смола из Фракии , скобяные изделия из Болгарии . [ 2 ]
В эпоху парусного спорта (конец 17 – середина 19 веков) суперинтендант, казначей и писец каждого корабля также считались частью офицерского корпуса, а «капитаны, моряки, надсмотрщики, посыльные, корабелы, конопатки, изготовители весел, кузнецы по металлу». «ремонтники, намотчики, буксировщики, гранатометчики, охранники и пенсионеры» составляли многочисленный «простой народ» Арсенала. [ 1 ]
В рамках военных реформ Селима III терсане эмини было заменено в 1804 году Министерством военно-морских дел ( Умур-и Бахрие Незарети ), а в следующем году для Арсенала были созданы современный финансовый отдел и казначейство. [ 1 ] отдельное министерство Императорского арсенала ( Терсане-и Амире Незарети ). В 1845 году было создано [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Бостан 2015г .
- ^ Jump up to: а б с д Тораман, Гувемли и Байрамоглу (2010). «Императорская верфь (Терсане-и-амире) в Османской империи в 17 веке: управление и учет» . Испанский журнал истории бухгалтерского учета . 7 (13): 191. doi : 10.26784/issn.1886-1881.v7i13.119 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Дождь 2000 , с. 420
- ^ Шоу и Шоу (1976). История Османской империи и современной Турции . Издательство Кембриджского университета. п. 75 . ISBN 9780521291668 .
Источники
[ редактировать ]- Бостан, Идрис (2015). «Императорский Арсенал» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, 3-е издание . Брилл Онлайн . Проверено 25 февраля 2015 г.
- Имбер, Колин (2000). «Терсане» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том X: Т – У. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 420. ИСБН 978-90-04-11211-7 .
- Лангензипен, Бернд; Гюлерюз, Ахмет (1995). Османский паровой флот, 1828–1923 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-610-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мюллер-Винер, В. (1987). «Zur Geschichte des Tersyane-i Yamire в Стамбуле». В Жан-Луи Бакке-Граммоне; и др. (ред.). Turkische Miszelle: Robert Anhegger Festschrift, Armagany, Melanges (на немецком языке). Стамбул: Издания Divit. стр. 253–273.