Список броненосных кораблей Османской империи
В 1860-х и 1870-х годах Османский флот заказал или приобрел серию броненосных военных кораблей , почти полностью построенных на иностранных верфях. Первый класс , четыре «Османие» броненосца класса , был заказан на британских верфях в начале 1860-х годов, а пятый корабль, «Фатих» , был заказан в 1864 году; это судно было приобретено прусским флотом в 1867 году. В том же году османы заказали броненосец Feth-i Bülend и два корабля Avnillah класса , все из Великобритании. Тем временем Эялет Египта , провинция Османской империи, разместил заказы на несколько броненосцев на французских верфях; в их число входили Асар-и Тевфик и Асар-и Шевкет и Лютф-ю Челиль классы . Они также заключили контракт на Иклалие с австро-венгерской фирмой. Попытки Египта отстоять свою независимость разозлили султана Абдулазиза , который потребовал от Египта сдать все заказанные броненосцы, что он и сделал в 1868 году. К этому времени Фет-и Бюленд второй броненосец класса был заказан ; этот корабль «Мукаддеме-и Хайир» был первым броненосцем, построенным в Османской империи. Императорский арсенал . В 1871 году османы заказали в Великобритании два «Месудие» броненосца класса , второй из которых был приобретен Королевским флотом в 1878 году в разгар войны с Россией, а третье судно, «Хамидие» , заложили в Императорском арсенале. Два последних корабля, «Пейк-и Шереф» класса , были заказаны из Великобритании в 1874 году, но Королевский флот купил оба корабля во время военной паники 1878 года.
Большинство османских броненосцев участвовали в боевых действиях во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов , за исключением четырех «Османие », которые османское командование считало слишком большими и слишком ценными, чтобы рисковать ими. Остальные корабли служили на Черном море , где поддерживали османские войска на Кавказе и на восточных Балканах. Одно судно, Lütf-ü Celil , было потоплено русской артиллерией во время патрулирования Дуная . Османский флот находился на приколе с конца войны до 1897 года, когда правительство попыталось мобилизовать корабли во время греко-турецкой войны . После двух десятилетий пренебрежения большинство кораблей были признаны непригодными к плаванию, а те суда, которые могли выйти в море, эксплуатировались неподготовленными экипажами, которые не могли эффективно ими управлять. Военно-морской флот приступил к масштабной программе реконструкции, направленной на модернизацию броненосцев в течение следующего десятилетия, и многие суда были перестроены или разобраны .
Несмотря на недавнюю модернизацию, османский флот был не в состоянии бросить вызов мощному итальянскому флоту во время итало-турецкой войны 1911–1912 годов, и большая часть османского флота оставалась в порту. Итальянские крейсеры потопили один восстановленный броненосец «Авнилла » в битве при Бейруте . Во время Первой Балканской войны , разразившейся до окончания войны с Италией, греческий миноносец потопил Фет-и-Бюленд в Салониках . В 1913 году «Асар-и Тевфик» сел на мель у берегов Болгарии; Воздействие волн в сочетании с огнем болгарской артиллерии уничтожило корабль. Месудие принял участие в двух крупных военно-морских действиях против греческого флота: битве при Элли в декабре 1912 года и битве при Лемносе в январе 1913 года, оба из которых были поражениями Османской империи. К началу Первой мировой войны в 1914 году только Месудие служил на действительной службе; остальные уцелевшие суда были отведены до второстепенных ролей, таких как учебные корабли и плавучие казармы . В декабре 1914 года «Месудие» был потоплен британской подводной лодкой в Дарданеллах. . После того, как хаос греко -турецкой войны 1919–1922 годов утих, флот списал оставшиеся на вооружении броненосцы. Последнее судно «Муин-и Зафер» , переоборудованное в плавучую базу для подводных лодок, было сдано на слом в 1932 году.
Вооружение | Количество и тип основного вооружения |
---|---|
Броня | Максимальная толщина армопояса |
Смещение | Водоизмещение корабля при полной боевой загрузке |
Движение | Количество валов , тип силовой установки, максимальная скорость и вырабатываемая мощность. |
Услуга | Даты начала и завершения работ на корабле и его окончательная судьба. |
Заложен | Дата киля начала сборки |
Введен в эксплуатацию | Дата принятия корабля на вооружение |
Османие класс
[ редактировать ]Класс «Османие» был первой группой броненосцев, заказанной правительством Османской империи в рамках программы строительства военно-морского флота, призванной компенсировать тяжелые потери, понесенные во время Крымской войны 1853–1856 годов. Контракты были заключены с британскими и французскими верфями, при этом четыре корабля класса «Османие» были заказаны из Великобритании. Это были бортовые броненосцы , орудийная батарея которых устанавливалась в традиционных орудийных палубах вдоль бортов корпуса , что было типично для первого поколения броненосцев, построенных в начале 1860-х годов. Они были крупнейшими броненосцами Османского флота, пока Месудие не было построено десять лет спустя, в 1875 году. [ 1 ] Как самые крупные и ценные представители османского флота, класс «Османие» благополучно хранился в Средиземном море во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов , поскольку османское командование не хотело рисковать ими в прибрежных операциях на Чёрном море. . [ 2 ] [ 3 ]
После войны четыре корабля были переведены в резерв в Константинополе вместе с остальной частью османского флота. Четыре корабля были капитально перестроены в начале 1890-х годов и преобразованы в более современные корабли-барбеты. Тем не менее, к моменту начала греко-турецкой войны в феврале 1897 года они находились в плохом состоянии, многие из их орудий были повреждены или некомплектны. Учебные учения, проведенные в мае, выявили очень низкий уровень подготовки их экипажей и укрепили решение не противостоять греческому флоту на море. Все четыре корабля были разоружены после войны и поставлены на прикол , а затем были выведены из эксплуатации в 1909 году. Азизие , Орхание и Махмудие некоторое время использовались в качестве казарменных кораблей ; последние два были проданы на металлолом в 1913 году, а Азизие и Османие последовали за ними на разборки кораблей в 1923 году. [ 4 ]
Корабль | Вооружение [ 5 ] | Броня [ 5 ] | Смещение [ 5 ] | Движение [ 5 ] | Услуга [ 5 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
османие | 1 × 229-мм (9 дюймов) пушка Армстронга 14 × 203-мм (8 дюймов) пушки Армстронга 10 × 36-фунтовых орудий |
140 мм (5,5 дюйма) | 6400 т (6300 длинных тонн) | 1 вал 1 составная паровая машина 13,5 узлов (25,0 км/ч; 15,5 миль в час) |
Март 1863 г. | Ноябрь 1865 г. | Расставание , 1923 год. |
Азизие | Май 1863 г. | август 1865 г. | |||||
Орхание | 1863 | 1866 | Расставание, 1913 год. | ||||
Махмудие | 1864 | 1866 |
Завоеватель
[ редактировать ]«Фатих» был заложен на верфи Thames Ironworks в Лондоне, Англия, в 1865 году по первоначальному заказу Османской империи . Корабль был построен по проекту британского военно-морского архитектора Эдварда Рида . [ 6 ] Перед спуском корабля на воду османы решили, что не могут позволить себе большой и дорогой броненосец, и поэтому продали недостроенное судно прусскому флоту 6 февраля 1867 года ; Первоначально он был переименован в «Вильгельм I» , а 14 декабря 1867 года корабль был снова переименован в « Кёниг Вильгельм» . [ 7 ] Карьера корабля в прусском и имперском флоте прошла без происшествий , практически не принимая участия во франко-прусской войне 1870–1871 годов. [ 8 ] В 1878 году он попал в случайное столкновение с броненосцем Grosser Kurfürst , в результате которого последнее судно затонуло. [ 9 ] «Кёниг Вильгельм» был перестроен в броненосный крейсер в середине 1890-х годов и продолжал служить флоту до 1904 года, когда был отозван для выполнения вспомогательных обязанностей, в том числе в качестве казарменного корабля и учебного корабля . Он продолжал работать в качестве учебного судна до окончания Первой мировой войны , но в конечном итоге был исключен из военно-морского реестра 4 января 1921 года и после этого разобран. [ 10 ]
Корабль | Вооружение [ 7 ] | Броня [ 11 ] | Смещение [ 11 ] | Движение [ 7 ] | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен [ 6 ] | Введен в эксплуатацию [ 7 ] | Судьба [ 7 ] | |||||
Завоеватель | 33 × 72-фунтовые нарезные орудия | 305 мм (12 дюймов) | 10 761 т (10 591 длинная тонна) | 1 вал 1 составная паровая машина 14,7 узлов (27,2 км/ч; 16,9 миль в час) |
1865 | 20 февраля 1869 г., как СМС Кениг Вильгельм. | Расставание, 1921 год. |
Фаттах
[ редактировать ]«Фетта» был заказан Императорским арсеналом в 1864 году и должен был быть построен по тем же принципам, что и класс «Османие» . Корабль должен был быть такого же размера и с тем же вооружением, хотя на нем должно было быть установлено оборудование османского производства, что снизило бы его максимальную скорость на полтора узла. Работы на корабле так и не начались, и 24 апреля 1865 года он был официально закрыт. [ 12 ]
Корабль | Вооружение [ 12 ] | Броня [ 12 ] | Смещение [ 12 ] | Движение [ 12 ] | Услуга [ 12 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Фаттах | 1 × 229-мм пушка Армстронга 14 × 203-мм пушки Армстронга 10 × 36-фунтовых орудий [ 12 ] |
Неизвестный | 6400 т | 1 вал 1 составная паровая машина 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час) |
— | — | — |
Асар-и Тевфик
[ редактировать ]В начале 1860-х годов Эялет Египта , провинция Османской империи, заказала несколько броненосных военных кораблей для своего флота в рамках программы перевооружения, чтобы бросить вызов власти центрального правительства впервые со времен Второй египетско-османской войны . двадцатью годами ранее. Первым из таких кораблей стал казематный корабль «Асар-и Тевфик» . [ 2 ] [ 13 ] Построенный на верфи Société Nouvelle des Forges et Chantiers de la Méditerranée в Ла-Сейне , Asar-i Tevfik был основан на современных французских броненосцах класса , Colbert хотя и значительно уменьшен в размерах. Она была первым османским броненосцем, отказавшимся от традиционного бортового расположения своей главной батареи. Вместо этого она несла свое основное вооружение на миделе корабля : шесть орудий в центральном бронированном каземате и два на вершине каземата во вращающихся барбетовых установках, расположенных рядом в спонсонах . [ 14 ]
Как и у остального османского броненосного флота, у Асар-и Тевфика была долгая и в основном без происшествий карьера. Он участвовал в ограниченных действиях во время русско-турецкой войны, во время которой он был атакован, но лишь слегка поврежден русским торпедным катером . Он простоял в течение следующих двух десятилетий и находился в плохом состоянии к началу греко-турецкой войны в 1897 году, что побудило после войны в Германии провести радикальную реконструкцию судна. Ее батарея старых дульнозарядных среднего калибра орудий была заменена на новые казнозарядные орудия , она получила дополнительную броневую защиту и совершенно новую двигательную установку. Во время итало-турецкой войны 1911–1912 годов османский флот находился в порту, чтобы защитить его от мощного итальянского флота. Асар-и Тевфик участвовал в боевых действиях во время Первой Балканской войны в 1912 и 1913 годах, включая безрезультатную битву при Элли в декабре 1912 года. Начиная с начала 1913 года, Асар-и Тевфик перебросился на Черное море для поддержки османских войск, сражающихся с болгарской армией, и 8 февраля она села на мель во время бомбардировки. Сочетание болгарского артиллерийского огня и сильного волнения уничтожило судно, оказавшееся на мели. [ 15 ]
Корабль | Вооружение [ 16 ] | Броня [ 14 ] | Смещение [ 17 ] | Движение [ 17 ] | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен [ 18 ] | Введен в эксплуатацию [ 18 ] | Судьба [ 19 ] | |||||
Асар-и Тевфик | 8 × 220-мм (9 дюймов) орудий | 200 мм (7,9 дюйма) | 4687 т (4613 длинных тонн) | 1 вал 1 составная паровая машина 13 узлов (24 км/ч; 15 миль в час) |
1867 | 1870 | Затонул у Чернеса , 11 февраля 1913 г. |
Асар-и Шевкет Класс
[ редактировать ]Класс «Асар-и Шевкет» также был заказан Египтом, а конструкция была основана на предшествующем «Асар-и Тевфик» , хотя и значительно уменьшенном в размерах. Они водоизмещали вдвое меньше, чем предыдущее судно, и имели значительно более легкое вооружение, состоящее из четырех орудий в каземате и одного барбетного орудия, хотя оно располагалось на центральной линии, что обеспечивало ему почти ту же дугу стрельбы, что и два спонсонных орудия на борту «Асара». -и Тевфик . Как и остальные броненосцы, которые Египет пытался приобрести в 1860-х годах, оба судна были конфискованы центральным правительством в 1868 году, еще до того, как оба судна были завершены. [ 2 ] [ 20 ]
Оба корабля участвовали в боевых действиях во время русско-турецкой войны, поддерживая операции османской армии на Кавказе , а затем были поставлены на прикол с конца 1870-х годов до 1897 года. [ 21 ] [ 22 ] Как и остальная часть османского флота, оба корабля находились в плохом состоянии и не могли быть использованы в наступлении. «Асар-и Шевкет» был выведен из эксплуатации и продан на металлолом в 1900-х годах, но «Несм-и Шевкет» продолжал служить, в основном в качестве казарменного корабля, до 1929 года. В этот период он ненадолго снова участвовал в боевых действиях во время Первой Балканской войны, когда он обеспечивал огонь. поддержка осажденных османских защитников, защищающих Константинополь от болгарской армии . Окончательно ее вывели из эксплуатации в 1929 году и разобрали. [ 23 ]
Корабль | Вооружение [ 16 ] | Броня [ 14 ] | Смещение [ 16 ] | Движение [ 16 ] | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен [ 16 ] | Введен в эксплуатацию [ 16 ] | Судьба [ 16 ] | |||||
Асар-и Шевкет | 1 × 229-мм (9 дюймов) пушка Армстронга 4 × 178-мм (7 дюймов) орудия Армстронга |
152 мм (6 дюймов) | 2047 т (2015 длинных тонн) | 1 вал 1 составная паровая машина 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час) |
1867 | 3 марта 1870 г. | Расставание, 1909 год. |
Нецм-и Шевкет | Расставание, 1929 год. |
Lutf-ü Celil класс
[ редактировать ]Египет также заказал пару морских мониторов класса Lütf-ü Celil , единственные корабли этого типа, построенные для ВМС Османской империи. Свою главную батарею они несли в паре вращающихся орудийных башен , установленных по центральной линии. Их дуги стрельбы были ограничены большими баками и кормовыми замками , которые были необходимы для обеспечения надводного борта, необходимого для действий в море. Хотя у них было на одно орудие меньше, чем у казематных кораблей класса «Асар-и Шевкет» , их башни позволяли им вести огонь всеми четырьмя орудиями в каждую сторону, по сравнению с тремя орудиями на борт у казематных кораблей. [ 16 ] [ 24 ]
Оба судна участвовали в боевых действиях во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов, в ходе которой Lütf-ü Celil был потоплен русской артиллерийской батареей на Дунае . Хифз-ур-Рахман вступил в бой с российскими минными заградителями в устье Дуная, но в остальном никаких действий не последовало. [ 25 ] [ 26 ] Он пережил войну и следующие двадцать лет простоял на приколе, как и весь остальной броненосный флот. Она была мобилизована с началом греко-турецкой войны в 1897 году, но находилась в плохом состоянии, и в результате не участвовала в боевых действиях. В конце концов корабль был продан в 1909 году и разобран. [ 27 ]
Корабль | Вооружение [ 16 ] | Броня [ 24 ] | Смещение [ 16 ] | Движение [ 16 ] | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен [ 16 ] | Введен в эксплуатацию [ 16 ] | Судьба [ 16 ] | |||||
Лутф-у Джалиль | 2 × 225-мм (8,9 дюйма) орудия Армстронга 2 × 178-мм орудия Армстронга |
140 мм (5,5 дюйма) | 2540 т (2500 длинных тонн) | 1 вал 1 составная паровая машина 12 узлов |
1868 | Март 1870 г. | Потоплен русской артиллерией 11 мая 1877 г. |
Хифзур Рахман | Расставание, 1909 год. |
Авнила класс
[ редактировать ]В отличие от большинства броненосцев, служивших в составе османского флота, два корабля класса «Авнилла» фактически были заказаны центральным правительством в рамках собственной программы реконструкции. Это были казематные корабли, и казематы были устроены таким образом, чтобы передняя пара могла вести огонь прямо вперед, а кормовая пара - прямо назад. В каждом каземате также было второе огневое отверстие для каждого орудия, что значительно расширяло поле обстрела. [ 16 ] [ 24 ] Эти два корабля в начале карьеры были такими же, как и остальная часть флота: в 1877–1878 годах они вели ограниченные действия против России и не совершали существенной деятельности до 1897 года, когда военно-морской флот обнаружил, что ни один корабль не пригоден для службы в военное время. [ 28 ]
Оба корабля были перестроены Джио. Ansaldo & C. в период с 1903 по 1906 год в Османском императорском арсенале, который был частично сдан в аренду Ansaldo для покрытия расходов на его реконструкцию. [ 29 ] Теперь, вооруженные батареей из четырех скорострельных 150-мм (5,9 дюймов) орудий Круппа 40-го калибра , они использовались в качестве сторожевых кораблей . Именно в этом качестве «Авнилла» была атакована и потоплена в битве при Бейруте в 1912 году парой итальянских броненосных крейсеров. Муин-и Зафер был разоружен, чтобы усилить оборону Порт-Саида во время итало-турецкой войны. После 1913 года она выполняла различные вспомогательные функции, в том числе в качестве учебного судна, корабля-казармы и, в конечном итоге, в качестве корабля-базы для подводных лодок . В 1932 году его окончательно списали и разобрали на металлолом. [ 30 ] [ 31 ]
Корабль | Вооружение [ 16 ] | Броня [ 24 ] | Смещение [ 16 ] | Движение [ 16 ] | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен [ 32 ] | Введен в эксплуатацию [ 32 ] | Судьба [ 32 ] | |||||
Авнила | 4 × 228-мм (9 дюймов) орудия | 152 мм | 2362 т (2325 длинных тонн) | 1 вал 1 составная паровая машина 12 узлов |
1868 | 1870 | Потоплен в битве за Бейрут , 24 февраля 1912 г. |
Муин-и Зафер | Расставание, 1932 год. |
Фетх-и Бюленд Класс
[ редактировать ]Правительство Османской империи заказало Фет-и-Бюленд из Великобритании в 1867 году, его конструкция была основана на броненосцах класса «Авнилла» , но с упрощенным казематом для размещения главной батареи. Был принят восьмиугольный каземат с одним огневым окном на каждое орудие, что по-прежнему позволяло разместить два орудия впереди или сзади. Кроме того, более простая конструкция каземата позволяла использовать более тяжелую броню при незначительном увеличении водоизмещения. В 1868 году османы приказали второе судно «Мукаддеме-и Хайир» построить для Императорского арсенала . Корабли были построены в 1870 и 1874 годах соответственно. [ 24 ] [ 32 ] и быстро устарели из-за развития морской артиллерии и бронетехники. [ 33 ]
Оба корабля принимали участие во время русско-турецкой войны, в первую очередь в кампании на Кавказе, хотя Фет-и Бюленд вступил в бой с русским вооруженным пароходом, но безрезультатно. [ 21 ] Мукаддеме-и Хайир также стал свидетелем боевых действий у Дуная против российских минных заградителей. [ 34 ] Как и остальная часть османского флота, эти два корабля простояли до 1897 года; Фетх-и-Бюленд был реконструирован после греко-турецкой войны, но Мукаддеме-и-Хайир находился в слишком плохом состоянии, чтобы заслуживать восстановления. Фетх-и Бюленд служил сторожевым кораблем в Салониках во время итало-турецкой войны и не участвовал в боевых действиях, но с началом Первой Балканской войны в октябре 1912 года греческий миноносец вошел в гавань и торпедировал корабль, потопив его. Тем временем «Мукаддеме-и Хайир» служил учебным кораблем, а затем казарменным кораблем до 1923 года, когда он был списан. [ 35 ]
Корабль | Вооружение [ 32 ] | Броня [ 24 ] | Смещение [ 32 ] | Движение [ 32 ] | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен [ 32 ] | Введен в эксплуатацию [ 32 ] | Судьба | |||||
Фетх-и Бюленд | 4 × 229-мм орудия | 229 мм | 2762 т (2718 длинных тонн) | 1 вал 1 составная паровая машина 13 узлов |
Май 1868 г. | 1870 | Потоплен греческим миноносцем 31 октября 1912 года. [ 36 ] |
Мукаддеме-и Хайир | 1870 | 1874 | Расставание, 1923 год. [ 32 ] |
Ясно
[ редактировать ]«Иклалие» было последним судном, заказанным египетским эялетом; В отличие от остальных кораблей, которые пытался приобрести Египет, он был заказан на австро-венгерской верфи. Ее конструкция была основана на классе «Асар-и Шевкет» с немного более мощным артиллерийским вооружением, в результате чего одно из 178-мм орудий было заменено на дополнительное 228-мм орудие. [ 37 ] Вместе с остальными меньшими османскими броненосцами Иклалие участвовал в боях на Черном море во время русско-турецкой войны, поддерживая османскую армию на Кавказе. Следующие два десятилетия он оставался бездействующим, хотя в 1885 году был модернизирован, получив новое вооружение — пушки Круппа. Иклалие не была восстановлена после греко-турецкой войны и вместо этого была помещена в резерв. Во время Первой Балканской войны он был вновь задействован для оказания огневой поддержки осажденным османским защитникам в Чаталдже , хотя оставался на службе лишь недолго. С 1914 по 1919 год служил казарменным кораблем, затем учебным кораблем до 1923 года, когда снова стал казарменным кораблем. В конечном итоге от Иклалие отказались в 1928 году. [ 38 ]
Корабль | Вооружение [ 32 ] | Броня [ 24 ] | Смещение [ 32 ] | Движение [ 32 ] | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен [ 32 ] | Введен в эксплуатацию [ 32 ] | Судьба [ 32 ] | |||||
Ясно | 2 × 228-мм орудия Армстронга 3 × 178-мм пушки Армстронга |
152 мм | 2228 т (2193 длинных тонны) | 1 вал 1 составная паровая машина 12 узлов |
Май 1868 г. | февраль 1871 г. | Расставание, 1928 год. |
Месудие Класс
[ редактировать ]Месудие и Хамидие были заказаны в 1870-х годах из Великобритании; Проект кораблей был подготовлен Эдвардом Ридом , который основал проект кораблей на недавно построенном HMS Hercules . Корабли класса «Месудие» несли вооружение в центральном каземате: два орудия стреляли вперед, по четыре орудия на борт и два — назад. Пока Хамидие все еще строился, Королевский флот приобрел корабль из-за опасений войны с Россией и переименовал его в HMS Superb . [ 39 ] Эти два корабля были крупнейшими когда-либо построенными броненосцами казематного типа. [ 40 ] и Месудие была крупнейшим судном Османского флота на протяжении большей части ее карьеры. [ 39 ]
Месудие стал флагманом османских военно-морских сил на Черном море во время русско-турецкой войны, но не принимал участия в боевых действиях. Как и остальной флот, к началу греко-турецкой войны он находился в плохом состоянии и впоследствии был соответственно модернизирован. [ 41 ] Джио. Ansaldo & C. перестроила судно в судно до дредноутного типа. [ 42 ] хотя она так и не получила запланированную новую главную батарею из двух 230-мм (9,1 дюйма) орудий. [ 39 ] Во время Итало-турецкой войны он оставался бездействующим вместе с остальным флотом, находясь в безопасности за укреплениями Дарданелл , но участвовал в боевых действиях во время Первой Балканской войны в сражениях при Элли и Лемносе . Во время последнего боя полученные повреждения вынудили ее отступить. Он продолжал служить во время Первой мировой войны, действуя в качестве сторожевого корабля для защиты минных полей, заложенных для блокирования входов в Дарданеллы, и именно в этой роли он был торпедирован и потоплен британской подводной лодкой B11 13 декабря 1914 года. [ 43 ] [ 44 ]
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | |||||
Месудие | 12 254-мм (10 дюймов) 18-тонных орудий РМЛ 3 × 178-мм (7 дюймов) орудия РМЛ [ 45 ] |
305 мм [ 39 ] | 8 938 т (8 797 длинных тонн) [ 12 ] | 1 вал 1 составная паровая машина 13,7 узла (25,4 км/ч; 15,8 миль в час) [ 45 ] |
1872 [ 39 ] | декабрь 1875 г. [ 39 ] | Потоплен британской подводной лодкой 13 декабря 1914 г. [ 46 ] |
Хамидие | 16 × RML 10 в 18-тонных орудиях [ 47 ] | 1 вал 1 составная паровая машина 13,2 узла (24,4 км/ч; 15,2 миль в час) [ 47 ] |
1873 [ 47 ] | 15 ноября 1880 г., как HMS Superb . [ 47 ] | Расставание, 1906 год. [ 47 ] |
Хамидие
[ редактировать ]«Хамидие» был последним броненосным военным кораблем, построенным для Османского флота, и одним из немногих подобных кораблей, построенных в Императорском арсенале в Константинополе. Ее конструкция была основана на построенном в Великобритании Mesudiye , хотя и в уменьшенном масштабе. Он оказался неудовлетворительным кораблем из-за очень длительного периода его строительства - около двадцати лет - который сделал его безнадежно устаревшим к моменту вступления в строй. Корабль имел существенные конструктивные недостатки, в том числе некачественную броню и плохие ходовые качества. Соответственно, большую часть своей карьеры она провела на стационарном учебном корабле. Всего через три года после поступления на вооружение она была признана полностью боеспособной во время греко-турецкой войны. Правительство Османской империи рассматривало возможность восстановления корабля в рамках своей программы реконструкции, которая модернизировала несколько других броненосцев в начале 1900-х годов, но от этого предложения отказались в 1903 году из-за Хамидие плохого состояния . В конечном итоге она была повреждена в 1909 году и разобрана на слом в 1913 году. [ 39 ] [ 48 ] [ 49 ]
Корабль | Вооружение [ 17 ] | Броня [ 24 ] | Смещение [ 17 ] | Движение [ 17 ] | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен [ 17 ] | Введен в эксплуатацию [ 17 ] | Судьба [ 17 ] | |||||
Хамидие | 4 × 228-мм орудия Армстронга 4 × 150-мм (5,9 дюйма) Круппа орудия |
229 мм | 6594 т (6490 длинных тонн) | 1 вал 1 составная паровая машина 13 узлов |
декабрь 1874 г. | 1894 | Расставание, 1913 год. |
Пейк-и Шереф Класс
[ редактировать ]Хотя «Хамидие» был последним построенным османским броненосцем, он не был последним заказанным судном этого типа; Османское правительство разместило заказ на пару бронетаранов у британской кораблестроительной компании Samuda Brothers в 1874 году. Корабли несли батарею из четырех 305-мм орудий в бронированном каземате на главной палубе, хотя их основным наступательным оружием был таранный нос. Эти два корабля, предназначенные для использования в восточном Средиземноморье, были приобретены Королевским флотом в 1878 году, когда они еще находились в стадии строительства; Пейк-и Шереф и Бюруч-у Зафер были переименованы в Беллейль и Орион соответственно. Поскольку они были предназначены для действий в относительно спокойном Средиземноморье, они были непригодны для использования в открытом море, и поэтому использовались в качестве кораблей береговой обороны на британской службе. В конечном итоге «Беллейль» был списан в 1904 году, а «Орион» распался в 1913 году. [ 17 ] [ 47 ]
Корабль | Вооружение [ 47 ] | Броня [ 47 ] | Смещение [ 47 ] | Движение [ 47 ] | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен [ 47 ] | Введен в эксплуатацию [ 47 ] | Судьба [ 47 ] | |||||
Пейк-и Шариф | 4 × 305-мм 25-тонных орудия РМЛ | 305 мм | 4870 т (4790 длинных тонн) | 2 вала 1 составная паровая машина 12,99 узлов (24,06 км/ч; 14,95 миль в час) |
1874 | 19 июля 1878 г. и HMS Belleisle. | Расставание, 1904 год. |
Бюруч-у Зафер | Неизвестный | 3 июля 1882 г., как HMS Orion. | Расставание, 1913 год. |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Гардинер , стр. 388–389.
- ^ Jump up to: а б с Сондхаус , с. 90.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 6–7, 194.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 8–10, 133.
- ^ Jump up to: а б с д и Лангензипен и Гюлерюз , с. 133.
- ^ Jump up to: а б Гардинер , стр. 243.
- ^ Jump up to: а б с д и Гренер , с. 4.
- ^ Уилсон , стр. 273–278.
- ^ Сондхаус , с. 109.
- ^ Грёнер , стр. 3–4.
- ^ Jump up to: а б Гренер , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Лангензипен и Гюлерюз , с. 134.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 3, 136–137.
- ^ Jump up to: а б с Гардинер , стр. 389.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 8–12, 21–22, 137.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Лангензипен и Гюлерюз , с. 137.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Лангензипен и Гюлерюз , с. 136.
- ^ Jump up to: а б Лангензипен и Гюлерюз , стр. 136–137.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 21.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 3, 137.
- ^ Jump up to: а б Лангензипен и Гюлерюз , с. 6.
- ^ Грин и Массиньяни , с. 360.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 8–10, 20, 25, 137.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гардинер , стр. 390.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 6, 194.
- ^ Уилсон , стр. 289, 296–297.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 8–9, 137.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 6, 8–10.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 11.
- ^ Билер , стр. 25–26, 56–58.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 16, 138.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Лангензипен и Гюлерюз , с. 138.
- ^ Сондхаус , с. 108.
- ^ Уилсон , стр. 296–297.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 10–11, 20, 138.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 20.
- ^ Гардинер , стр. 389–390.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 6, 20, 25 138–139.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гардинер , стр. 391.
- ^ Сондхаус , с. 123.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 5–9.
- ^ Сондхаус , с. 218.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 22–24, 34.
- ^ Халперн , с. 119.
- ^ Jump up to: а б Лангензипен и Гюлерюз , с. 135.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Гардинер , стр. 18.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 9–10, 136.
- ^ Уиллмотт , с. 35.
Ссылки
[ редактировать ]- Билер, Уильям Генри (1913). История итало-турецкой войны: 29 сентября 1911 г. — 18 октября 1912 г. Аннаполис: Военно-морской институт США. OCLC 1408563 .
- Гардинер, Роберт, изд. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Грин, Джек и Массиньяни, Алессандро (1998). Броненосцы на войне: происхождение и развитие броненосного корабля, 1854–1891 гг . Пенсильвания: Объединенное издательство. ISBN 978-0-938289-58-6 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Халперн, Пол Г. (1994). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 .
- Лангензипен, Бернд и Гюлерюз, Ахмет (1995). Османский паровой флот 1828–1923 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-610-1 .
- Сондхаус, Лоуренс (2001). Морская война, 1815–1914 гг . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-21478-0 .
- Стертон, Ян. «Глазами британцев: Константинопольская верфь, османский флот и последний броненосец, 1876–1909». Военный корабль Интернешнл . 57 (2). Толедо: Международная организация военно-морских исследований. ISSN 0043-0374 .
- Уиллмотт, HP (2009). Последний век морской мощи . Том. I: От Порт-Артура до Чанака, 1894–1922 гг. Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-35214-9 .
- Уилсон, Герберт Ригли (1896). Броненосцы в действии: очерк морской войны с 1855 по 1895 год . Лондон: С. Лоу, Марстон и компания. ОСЛК 1111061 .