Османский броненосец Мукаддеме-и Хайир
![]() Штриховой рисунок Фет-и Бюленд класса
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Мукаддеме-и Хайир |
Тезка | «Великое изобилие» |
Заказал | 1868 |
Строитель | Императорский Арсенал |
Заложен | 1870 |
Запущен | 28 октября 1872 г. |
Введен в эксплуатацию | 1874 |
Выведен из эксплуатации | 1923 |
Судьба | Расставание , 1923 год. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Фетх-и Бюленд Класс |
Смещение | 2762 метрических тонны (2718 длинных тонн ) |
Длина | 72 м (236 футов 3 дюйма) ( стр. ) |
Луч | 11,9 м (39 футов 1 дюйм) |
Черновик | 5,2 м (17 футов 1 дюйм) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 13 узлов (24 км/ч; 15 миль в час) |
Дополнить | 16 офицеров, 153 матроса |
Вооружение | 4 × 229-мм (9 дюймов) орудия Армстронга |
Броня |
Мукаддеме-и Хайир ( османский турецкий язык : Великое изобилие) был вторым из двух Фетх-и Бюленд, броненосцев класса построенных для Османского флота в 1860-х годах. Османский флот заказал ее из Императорского арсенала в Константинополе, она была заложена в 1870 году, спущена на воду в 1872 году и вступила в строй в 1874 году. Она была вооружена четырьмя 229-мм (9 дюймов) орудиями и приводилась в движение одновинтовым соединением. паровой двигатель с максимальной скоростью 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час). Корабль участвовал в боевых действиях во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов , но с 1878 по 1897 год находился на стоянке. В начале греко-турецкой войны в 1897 году Османский флот мобилизовал Мукаддеме-I Хайир и остальную часть броненосца. флот, но обнаружил, что почти все корабли находятся в непригодном для использования состоянии. «Мукаддеме-и Хайир» в следующем году был разоружен и в 1911 году переоборудован в стационарный учебный корабль . После начала Первой мировой войны в 1914 году он стал казарменным кораблем и прослужил в этом качестве до 1923 года, когда был расформирован .
Дизайн
[ редактировать ]Мукаддеме-и Хайир имел длину 72,01 м (236 футов 3 дюйма) между перпендикулярами , ширину 11,99 м (39 футов 4 дюйма) и осадку 5,51 м (18 футов 1 дюйм). Корпус был построен из железа и имел водоизмещение 2762 метрических тонны (2718 длинных тонн ) в обычном режиме и 1601 тонну (1576 длинных тонн) по спецификации . У нее был экипаж из 16 офицеров и 153 рядовых. [ 1 ] [ 2 ]
Корабль приводился в движение единственной горизонтальной составной паровой машиной , приводившей в движение один винтовой гребной винт . Пар вырабатывался шестью угольными коробчатыми котлами , которые были объединены в единую воронку на миделе корабля . Двигатель имел номинальную мощность 3250 лошадиных сил (2420 кВт) и обеспечивал максимальную скорость 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час), хотя десятилетия плохого обслуживания снизили максимальную скорость корабля до 8 узлов (15 км / ч; 9,2 миль в час) к 1892 году. Мукаддеме-и Хайир перевез 270 т (270 длинных тонн; 300 коротких тонн) уголь. Также было установлено дополнительное парусное вооружение. [ 1 ] [ 2 ]
Корабль был вооружен батареей из четырех 229-мм (9 дюймов) нарезных дульнозарядных орудий Армстронга, установленных в центральном бронированном каземате , по два орудия на борт. Орудия были расположены так, чтобы любые два могли вести огонь прямо вперед, назад или в любой борт . Каземат имел тяжелую броневую защиту, артиллерийскую батарею защищала 229-мм железная обшивка. Верхняя часть каземата имела более тонкую броню, толщиной 150 мм (5,9 дюйма). Корпус имел полный броневой пояс по ватерлинии , который простирался на 0,6 м (2 фута) над линией и на 1,2 м (4 фута) ниже. Толщина надводной части составляла 222 мм, подводной части — 150 мм. [ 1 ] [ 2 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Mukaddeme-i Hayir , что означает «Великое изобилие», была заказана в 1868 году Императорским арсеналом как копия ее однотипного корабля британской постройки Feth-i Bülend . Судно было заложено в 1870 году и спущено на воду 28 октября 1872 года. Ходовые испытания оно начало в 1874 году и в том же году было введено в эксплуатацию. [ 3 ] В начале карьеры корабля османский броненосный флот каждое лето активировался для коротких круизов от Золотого Рога до Босфора , чтобы убедиться, что их двигательные установки находятся в работоспособном состоянии. [ 4 ]
Единственный период значительной активности корабля наступил три года спустя, с началом русско-турецкой войны , которая началась 24 апреля 1877 года. Османский флот уже был мобилизован в сентябре 1876 года и начал подготовку к конфликту, поскольку напряженность в отношениях с Россией снизилась. Растущая в течение нескольких лет, в середине 1875 года в Османской Боснии началось восстание, а в июле 1876 года Сербия объявила войну Османской империи. [ 5 ] В начале военных действий с Россией Мукаддеме-и Хайир базировался в Сулине вместе с несколькими другими броненосцами. [ 6 ]
14 мая 1877 года османская эскадра в составе Мукаддеме-и Хайира , Фетх-и Бюленда , Нецм-и Шевкета , Муин-и Зафера , Авниллы и Иклалие подвергла бомбардировке русские позиции, а затем высадила пехоту для захвата черноморского порта Сухуми . дней спустя. 31-го числа «Мукаддеме-и Хайир» , «Фет-и-Бюленд» , паровой фрегат «Мубир-и Сюрур» и несколько других кораблей отправились из Батуми в Трабзон, чтобы перебросить наземные войска в Варну для защиты от ожидаемого нападения русских через Дунай . [ 7 ] К июню Мукаддеме-и Хайир вернулась в Сулину в устье Дуная, где помогала в обороне города вместе с канонерской лодкой и вооруженным буксиром . Начиная с ноября российская флотилия малых судов попыталась установить минное поле у Сулины, чтобы заблокировать османские суда. 8 ноября османская канонерская лодка была потоплена на минах, и Мукаддеме-и Хайир направился в бой с русскими судами, вынудив их отступить, прежде чем они успели завершить установку минного поля. На следующий день русские вернулись с минометами канонерскими лодками, оснащенными ; ни одна из сторон не добилась ни одного попадания до того, как каждая флотилия отошла. [ 8 ]

В 1878 году корабль был поставлен на прикол в Константинополе , и он бездействовал почти 20 лет. Завершились ежегодные летние круизы по Босфору. К середине 1880-х годов османский броненосный флот находился в плохом состоянии, и Муккадеме-и Хайир не мог выйти в море. Многие двигатели кораблей были непригодны к использованию, заржавев, а их корпуса были сильно загрязнены . Британский военно-морской атташе в Османской империи в то время подсчитал, что Императорскому арсеналу потребуется шесть месяцев, чтобы подготовить к выходу в море всего пять броненосцев. На протяжении всего этого периода экипаж корабля ограничивался примерно одной третью обычного показателя. [ 9 ] В этот период бездействия в 1882 году он был немного модернизирован, добавив несколько легких орудий. В их число входили пара 87-мм (3,4 дюйма) пушек Круппа , две 63,5-мм (2,50 дюйма) пушки Круппа, две 37-мм (1,5 дюйма) пушки и две 25,4-мм (1 дюйм) пушки Норденфельта . [ 2 ] К январю 1886 года Мукаддеме-и Хайир находился в Триполи в Османской Ливии ; в то время она была единственным османским броненосцем, находившимся на действительной службе. [ 10 ]
В феврале 1897 года греческое восстание вспыхнуло на Крите против османского владычества , что побудило великие державы развернуть Интернациональную эскадру — многонациональные силы, состоящие из кораблей австро-венгерского флота , французского флота , императорского германского флота , итальянского королевского флота ( Regia Marina ), Императорский российский флот и Британский Королевский флот — в критские воды для вмешательства в восстание. Старшие адмиралы эскадры сформировали «Совет адмиралов», который управлял делами на Крите до тех пор, пока восстание не закончилось в декабре 1898 года. [ 11 ] События на Крите привели к началу греко-турецкой войны апреля – мая 1897 года. Ожидая начала войны, османы проинспектировали флот в феврале 1897 года и обнаружили, что почти все суда, в том числе «Мукаддеме-и Хайир» , были совершенно непригодны для боя против ВМС Греции . В течение апреля и мая 1897 года османский флот совершил несколько вылазок в Эгейское море , пытаясь поднять боевой дух экипажей кораблей, хотя османы не собирались атаковать греческие войска. [ 12 ]
В 1898 году с Мукаддеме-и Хайир сняли ружья и высадили на берег; ее котлы также были сняты. После окончания войны с Грецией в мае 1897 года правительство Османской империи решило начать программу реконструкции военно-морского флота. Первым этапом стала реконструкция старых броненосных кораблей, в том числе «Мукаддеме-и Хайир» . Османы связались с несколькими иностранными верфями, и компания Круппа Germaniawerft получила контракт на восстановление Мукаддеме-и Хайир 11 августа 1900 года, но сделка была отменена, и корабль не был реконструирован. В 1911 году переоборудован в стационарный учебный корабль , а после начала Первой мировой войны в 1914 году стал казарменным кораблем . Мукаддеме-и Хайир была переведена в Измит в 1920 году, где продолжала служить казарменным кораблем. Выведен из эксплуатации в сентябре 1923 года и разобран на металлолом в Измите. [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Лион , с. 390.
- ^ Jump up to: а б с д Лангензипен и Гюлерюз , с. 138.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 138, 198.
- ^ Стертон , с. 138.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 5, 138.
- ^ Уилсон , с. 289.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 5–6.
- ^ Уилсон , стр. 296–297.
- ^ Стертон , стр. 138, 144.
- ^ Стертон , с. 144.
- ^ Клоуз , стр. 444–448.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 8–9.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 10, 138.
Ссылки
[ редактировать ]- Клоуз, Уильям Лэрд (1997). Королевский флот: история с древнейших времен до смерти королевы Виктории . Том. XII. Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-016-7 .
- Лангензипен, Бернд и Гюлерюз, Ахмет (1995). Османский паровой флот 1828–1923 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-610-1 .
- Лион, Хью (1979). "Турция". В Гардинере, Роберт (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 388–394. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Стертон, Ян. «Глазами британцев: Константинопольская верфь, османский флот и последний броненосец, 1876–1909». Военный корабль Интернешнл . 57 (2). Толедо: Международная организация военно-морских исследований. ISSN 0043-0374 .
- Уилсон, Герберт Ригли (1896). Броненосцы в действии: очерк морской войны с 1855 по 1895 год . Лондон: С. Лоу, Марстон и компания. ОСЛК 1111061 .