Jump to content

Весихи Хюркуш

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Весихи Хюркуш
Хюркуш в 1930-е годы
Рожденный ( 1896-01-06 ) 6 января 1896 г.
Арнавуткёй , Стамбул, Османская империя.
Умер 16 июля 1969 г. (1969-07-16) (73 года)
Военно-медицинская академия Гюльхане , Анкара, Турция
Похороненный
Верность
Услуга/ ветвь
Классифицировать Первый сержант
Единица
  • 7-я авиационная рота
  • 9-я авиационная рота
Битвы/войны
Другая работа Член Турецкой авиационной ассоциации.

Весихи Хюркуш (6 января 1896 — 16 июля 1969) — турецкий летчик-истребитель, авиационный инженер и пионер авиации. Он построил первый самолет Турции Vecihi K-VI и основал первую в стране гражданскую летную школу.

Хюркуш родился в Стамбуле , окончил художественную школу Топхане, а затем присоединился к Османской армии во время Балканских войн в 1912 году. По возвращении с войны он стал командиром лагеря для военнопленных в Бейкозе . В 1914 году его отправили в Багдад в качестве механика в месопотамскую кампанию . Его отправили обратно в Стамбул в 1916 году после того, как он получил легкие травмы в результате аварии. Он прошел обучение на пилота и вместе с капитаном Шюкрю Кочаком стал одним из первых двух турецких пилотов, сбивших еще один самолет. Он был взят в плен русскими войсками в 1917 году после вынужденной посадки и содержался в лагере в Наргине , из которого сбежал в 1918 году. Во время турецкой войны за независимость он был пилотом, участвовавшим в бомбардировке греческих войск, и второстепенным дружественным игроком. инцидент с пожаром .

После войны Хюркуш начал работу над созданием собственного самолета, который стал первым самолетом Турции. Ему дали тюремный срок за управление самолетом без разрешения. Хотя позже приговор был приостановлен, это заставило его покинуть военно-воздушные силы и присоединиться к Турецкому авиационному обществу (TTaC), где он раздавал листовки TTaC после демонстрационных полетов. В 1930 году Хюркуш построил свой второй самолет, Vecihi K-XIV, и перевез его в Чехословакию для сертификации. Он использовал самолет для полетов внутри страны, чтобы знакомить с авиацией, проводить конференции и собирать пожертвования для TTaC, из которого он позже ушел после увольнения его помощника.

В 1932 году он основал собственную летную школу и подготовил несколько учеников, в том числе Бедрие Тахир Гёкмен . Школа была закрыта в 1934 году Мудафаа -и Миллие Векалети . 27 февраля 1939 года он получил диплом авиатехника в Веймарской инженерной школе в Германии . В 1940-х годах Хюркуш начал писать книги и издавать журнал. В 1954 году он основал авиакомпанию, которой позже запретили летать. Он умер 16 июля 1969 года в Анкаре и был похоронен на кладбище Себечи Асри . Хюркуш был награжден тремя наградами Великого Национального Собрания Турции и Медалью Независимости . Хюркуш и Хюрджет названы в его честь.

Ранняя и личная жизнь

[ редактировать ]

Весихи Хюркуш родилась 6 января 1896 года в Акынтибурну [ тр ] , Арнавуткёй , Стамбул , в семье таможенника Фахама Бея и Зелии Нихир Ханым. Его отец умер, когда ему было три года. [ 1 ] Из-за интереса к этому предмету он пошел в начальную школу Ускюдар Пашакапысы, а затем в художественную школу Топхане. [ 2 ] Во время турецкой войны за независимость Хюркуш женился на Хадие Ханым, дочери начальника полиции Акшехира . У них было две дочери. Позже он женился на своей детской любви Ихсан Ханым, от которой у него родилась еще одна дочь. В 1950 году он снова женился на Хадие. [ 3 ] До принятия Закона о фамилиях Хюркуша называли «Вечихи Фехам» по имени его отца, хотя он подписывал свои самолеты как «Вечихи Картал на протяжении 1930-х годов ». После принятия Закона о фамилиях он сначала изменил свою фамилию на «Тюркюш», а затем в 1949 году изменил ее на Хюркуш. [ 4 ]

Его племянница Эрибе Хюркуш была одной из первых женщин-авиаторов в Турции. Она погибла при прыжке с парашютом во время празднования Дня Республики 29 октября 1936 года. Она была первой женщиной-мученицей авиации в Турции. [ 5 ]

Военная карьера

[ редактировать ]

Балканские войны и Первая мировая война

[ редактировать ]

В 1912 году он присоединился к своему дяде, полковнику Кемаль-бею, в качестве добровольца в Балканских войнах и был отправлен в Эдирне . После войны он был назначен командиром лагеря военнопленных в Бейкозе . [ 1 ] На него повлияли пилоты, погибшие после поездки в Египет и первоначально изготавливавшие модели самолетов. Хюркуш сам хотел стать пилотом, но его считали слишком молодым. Вместо этого он пошел в школу авиамехаников, где впервые узнал о самолетах. [ 6 ]

В 1914 году, после начала Первой мировой войны , Хюркуша отправили в Багдад во время месопотамской кампании в качестве механика. [ 7 ] 12 февраля 1916 года он совершил разведывательный полет недалеко от современной Палестины вместе с другим пилотом, старшим лейтенантом Мехметом Али. Во время полета их самолет заглох и разбился. Мехмету Али пришлось ампутировать ногу. [ 8 ] а Хюркуш остался в критическом состоянии и был отправлен в Стамбул. После лечения Хюркуш поступил в авиационную школу в Ешилькёе и сам стал пилотом. Он присоединился к 7-й авиастроительной роте (Tayyare Bölüğü) в декабре 1916 года в качестве унтер-офицера . [ 7 ] [ 9 ] Ему и капитану Шюкрю Кочаку приписывают сбитие российского самолета в бою 26 сентября 1917 года. [ 7 ] который считается первым в истории турецкой авиации. [ 1 ]

Во время Кавказской кампании Хюркуш был ранен в воздушном бою 8 октября 1917 года после того, как допустил тактическую ошибку, не воспользовавшись своим преимуществом в высоте над своим противником, что заставило его совершить вынужденную посадку в Эрзуруме . [ 7 ] [ 9 ] Понимая, что его собираются взять в плен русские, он сжег свой самолет, чтобы не сдавать его. Его доставили и держали в плену в лагере для военнопленных в Наргине , но позже он сбежал с помощью азербайджанцев . [ 4 ] и вернулся в Стамбул 13 мая 1918 года через Иран. [ 7 ] После своего возвращения он присоединился к 9-й авиационной роте, которой было поручено защищать воздушное пространство Стамбула. Он был уволен из армии после окончания войны. [ 9 ]

Турецкая война за независимость

[ редактировать ]
Портрет Хюркуша во время турецкой войны за независимость

Во время турецкой войны за независимость Хюркуш летал и обслуживал несколько самолетов. [ 10 ] В июне 1920 года он и несколько друзей-авиаторов угнали самолет из оккупированного Стамбула, чтобы присоединиться к Кува-йи Миллие в Анатолии . Это не удалось после того, как самолет разбился из-за лишнего веса. Он поступил на авиабазу в Конье в качестве пилота и совершал оттуда разведывательные и десантные полеты в поддержку турецкой армии . [ 9 ]

20 августа 1920 года вместе с другим самолетом совершил разведывательный полет под Симавом . Они возвращались на базу после полета низко над долиной, когда Хюркуш заметил военный лагерь недалеко от Келеменице и решил сбросить бомбу, поскольку палатки лагеря были окрашены в серый цвет. В лагере находился Кува-йи Сейаре , часть турецких войск, которые менее чем через час после того, как Хюркуш приземлился в Ушаке , отправили телеграф , сообщив, что они подверглись бомбардировке, но потерь нет, и попросили турецкие самолеты отреагировать. Потрясенный своей ошибкой, Хюркуш предложил сделать то, о чем просил Кува-йи Сейяре. В тот же день они снова вылетели и через 40 минут прибыли в Демирчи , где заметили два лагеря: один к югу и один к северо-востоку от города. Прежде чем вернуться в Ушак, он сбросил две бомбы. На следующее утро Кува-и Сейаре атаковали ослабленные греческие силы вокруг Демирчи. [ 11 ]

участвовал в бомбардировках греческих войск в окрестностях Бурсы и Биледжика В конце марта 1921 года Хюркуш несколько раз на самолете Pfalz D.III после взлета из Эскишехира . Бомбардировки закончились 25 марта, когда у Хюркуша отказал двигатель, и он был вынужден вернуться и приземлиться. [ 12 ] До битвы при Сакарье у турецких ВВС был только один действующий охотничий самолет, два из которых были сбиты, а один нуждался в ремонте. 19 августа 1921 года Хюркуш управлял захваченным самолетом de Havilland DH.9 ВВС Греции совершил вынужденную посадку в Кушадасы , который месяцем ранее . Он пришел к выводу, что самолет все еще находится в рабочем состоянии, и назвал его Исмет . Всего во время битвы при Сакарье он совершил 24 разведывательных полета. на этом самолете [ 13 ] В 1923 году Хюркушу было поручено перелететь на заброшенном пассажирском самолете из Эдирне в Измир . [ 9 ]

Первый турецкий самолет

[ редактировать ]
Vecihi K-VI во время производства, ок. 1924 год

К 14 июня 1923 года Хюркуш завершил технические чертежи своего нового учебно-разведывательного самолета Vecihi K-VI . Он представил проект ВВС Турции , которые его одобрили. Вместе со своими друзьями Хюркуш начал работу над постройкой самолета в Халкапынарской авиаремонтной мастерской. [ 10 ] На постройку самолета он тратил не менее 16 часов в день, иногда спал менее двух часов. Он не работал только тогда, когда его отправляли в дальние командировки, [ 14 ] например, в декабре 1923 года, когда его вместе с пятью другими авиаторами отправили изучать европейскую авиацию, [ 15 ] и вернулся только после апреля 1924 года. [ 16 ] Самолет был собран за 14 месяцев. Был сформирован технический комитет для сертификации самолета, однако в запросе на полет было отказано из-за отсутствия в комитете квалифицированных членов для оценки самолета. 28 января 1925 года Хюркуш впервые поднялся в воздух на K-VI и приземлился обратно после 15-минутного полета. [ 17 ] Это был первый полет, совершенный на самолете турецкого производства. [ 18 ]

Позже в тот же день Хюркуша уведомили, что он приговорен к тюремному заключению за полет без разрешения. [ а ] Это заставило его немедленно уйти из ВВС. Когда генеральную инспекцию уведомили о его отставке, приговор с него сняли, «но было уже поздно». [ 20 ] Другой директор убедил его отказаться от своей отставки. Когда он пошел для этого в офис инспектора, инспектор поприветствовал его «резко, холодно и уничижительно», а вместо этого он сказал, что пришел окончательно оформить свою отставку. [ 21 ] Хюркуш пытался вернуть K-VI, но «был встречен затяжкой». [ 22 ] Самолет, который остался снаружи, а не в ангаре , [ 19 ] позже был уничтожен при неизвестных обстоятельствах. [ 23 ]

Начальная работа с Турецким авиационным обществом

[ редактировать ]

Хюркуш присоединился к недавно созданному Турецкому авиационному обществу (TTaC) после ухода из ВВС. [ 9 ] Ему была поручена организация инженерной отрасли общества. [ 24 ] В июне 1925 года он перелетел на самолете, построенном Ansaldo , купленном на пожертвования жителей Джейхана из Анкары в город . На протяжении всей поездки он раздавал населенным пунктам листовки о ТТаК. В Адане на обратном пути он совершил каскадерский полет и рисовал спирали . в небе [ 25 ] В том же году он присоединился к комитету TTaC, созданному для изучения европейской авиации. [ 26 ] 3 июля он вместе с тремя другими членами комитета отправился в Европу и посетил авиационные объекты в Германии, Дании, Швеции, Франции и Италии. Группа вернулась в Турцию 2 сентября. [ 27 ] Он был известен как главный авиатор. [ б ] из TTaC в то время, но прекратил использовать это название по просьбе Реджепа Пекера . [ 28 ]

В 1926 году его направило на завод Юнкерса в Германию Министерство обороны , желавшее создать в Кайсери завод по производству самолётов. Он обнаружил некоторые проблемы с Юнкерсом А 20 , которые были устранены на модели А 35. Вернувшись в Турцию, его попросили доставить пассажиров между Анкарой и Кайсери на самолетах Junkers G 23 и Junkers F 13 , которые были первыми рейсами гражданской авиации страны. [ 29 ]

Авиационная мастерская и летная школа

[ редактировать ]
Новостная статья в ежедневной газете Milliyet о полете его второго самолета Vecihi K-XIV в 1930 году.

В 1930 году он взял длительный перерыв в работе TTaC. После аренды лесопилочного цеха в Кадыкее с выходом к морю, [ 30 ] Свой второй самолет, Vecihi K-XIV , он построил за три месяца. Он впервые управлял самолетом 16 сентября в Фикиртепе на глазах у прессы и толпы. [ 31 ] Затем он вылетел на самолете в Анкару, чтобы получить разрешение на полет, но ему снова отказали из-за отсутствия квалифицированного персонала, и вместо этого ему посоветовали получить разрешение за границей. Разрешение было решено получить в Чехословакии из-за хороших отношений между этой страной и Турцией. [ 26 ] Хюркуш прибыл в Прагу 6 декабря 1930 года, когда его самолет еще находился в Турции. [ 32 ] Самолет отправили в Прагу поездом в феврале 1931 года, после того как все соответствующие документы были переведены на чешский язык . [ 26 ] 23 апреля 1931 года самолет был сертифицирован в ближайшем казино. Хюркуш вылетел из Чехословакии в Турцию на самолете Vecihi K-XIV и прибыл 5 мая. [ 32 ] Он летал внутри страны на K-XIV, чтобы представить авиацию, и провел несколько конференций. [ 26 ] В сентябре 1931 года он пролетел 5000 километров (3100 миль) через Анатолию и после полетов провел переговоры, чтобы убедить толпу сделать пожертвования в пользу TTaC. [ 33 ] TTaC получил много пожертвований, и полеты были признаны успешными. [ 34 ] Однако TTaC уволил помощника Хюркуша за то, что он не отправлял отчеты обществу. Кроме того, Vecihi K-XIV запретили летать; обе причины заставили Хюркуша уйти из TTaC. [ 35 ]

Хюркуш присутствовал на церемонии открытия первого турецкого аэроклуба 28 декабря 1931 года. [ 36 ] Он читал в клубе лекции, связанные с авиацией. [ 37 ] В феврале 1932 года он был избран одним из членов совета директоров клуба. [ 38 ] После закрытия клуба Хюркуш обвинил TTaC в том, что он не оказал клубу никакой финансовой поддержки. [ 39 ] Во время своих конференций с TTaC он заметил энтузиазм молодых людей к авиации. Он получал письма от людей, желающих стать авиаторами. [ 40 ] Впервые он заявил о своем намерении открыть государственную летную школу в декабре 1931 года. [ 41 ] Идея была одобрена Генеральным штабом ВС Турции . [ 42 ] К январю 1932 года место для школы было выбрано и строительство ангара было практически завершено. [ 43 ] 21 апреля 1932 года в Хюркуше была официально основана первая в Турции школа гражданской авиации Vecihi Civil Tayyare Mektebi . [ 44 ] Первоначально он хотел начать тренировки 27 сентября того же года, поскольку это была годовщина первого полета Vecihi K-XIV. Это пришлось отложить как минимум до февраля 1933 года из-за продолжения строительства, но Хюркуш продолжал использовать 27 сентября, поскольку это была символическая дата. В школу записались шестнадцать учеников. [ 45 ] В том же году Хюркуш также открыл собственную авиационную мастерскую Vecihi Faham Airplane Building Workshop. [ 46 ] Мастерская представляла собой один ангар. [ 47 ]

Хюркуш с Vecihi K-XIV

Vecihi K-XIV использовался в тренировках, для той же цели был построен второй K-XIV. [ 48 ] Школа получила несколько пожертвований, в том числе финансовую поддержку и запчасти для самолетов, в основном от официальных учреждений. [ 49 ] В июне 1933 года Генеральный штаб турецких вооруженных сил подарил два самолета. [ 50 ] Хюркуш также продавал рекламу, чтобы получить больше дохода для финансирования школы. [ 51 ] В школе проводилось обучение пилотированию моторных и планерных самолетов, хотя последняя форма обучения так и не была реализована в полной мере. [ 52 ] Шестеро студентов, в том числе Бедрие Тахир Гекмен , совершили одиночный полет . [ 51 ] 17 сентября 1934 года школа была закрыта Мудафаа -и Миллие Векалети , поскольку «правительство планировало создать современное и крупное учреждение для более широкого и фундаментального распространения гражданской авиации». Хюркуш поехала в Анкару, чтобы оспорить это решение, но безуспешно. [ 45 ] За время работы летной школы Хюркуш построил еще несколько самолетов. [ 34 ] В 1933 году на финансовое пожертвование коллеги-авиатора Нури Демирага он построил в своей мастерской Vecihi K-XVI с кабиной. [ 53 ] Также был построен катер с авиационным двигателем Vecihi SK. [ 34 ] В следующем году Хюркуш построил пассажирский гидросамолет Vecihi X-VI-D. [ 53 ]

Второе сотрудничество с Турецким авиационным обществом.

[ редактировать ]

В 1935 году Мустафа Кемаль Ататюрк попросил Фуата Булжу вместе с TTaC создать новый авиационный проект и привлечь к нему Хюркуша. [ 54 ] Целью этого проекта, получившего название Türkkuşu, была подготовка молодых турецких авиаторов. [ 53 ] Хюркуш перебрался в Анкару на одном из своих самолетов. [ 54 ] В Анкаре он работал на строительстве ангаров и объектов Türkkuşu. [ 55 ] В рамках проекта ученики его бывшей летной школы и несколько других учеников, в том числе Сабиха Гекчен , были отправлены в планерную школу в Коктебеле , Советский Союз . [ 53 ] С 1935 по 1936 год Хюркуш работал над созданием первого планера Турции. Всего он построил два: «Анкара УС-4» и «Анкара ПС-2». [ 55 ]

После того, как TTaC был переименован в Турецкую авиационную ассоциацию (THK), Хюркуш снова присоединился к ней и в 1937 году был отправлен в Веймарскую инженерную школу в Германии. 27 февраля 1939 года он получил в этой школе диплом авиастроителя. Затем он вернулся в Турцию и подал заявление в Министерство общественных работ за получением инженерной лицензии, но ему было отказано, поскольку «два года - слишком мало, чтобы стать инженером». отменил Позже Государственный совет это решение, и его заявление было одобрено. [ 5 ] ТНК назначила его в свой филиал в Ване , что не имело технической возможности. Это заставило его уйти из ТНК. [ 18 ]

Более поздние предприятия и смерть

[ редактировать ]
Могила Хюркуша на кладбище Чебечи Асри.

В 1942 году Хюркуш написал свою первую книгу « Хаваларда » о своем опыте работы в авиации с 1915 по 1925 год. В 1947 году он основал авиационный клуб « Канатлылар Бирлиги» , а в следующем году начал издавать ежемесячный авиационный журнал « Канатлылар» , который продолжался в течение следующего года. 12 выпусков. [ 56 ] В 1951 году он и пятеро друзей основали компанию по опрыскиванию сельскохозяйственных культур с воздуха, но позже покинули ее из-за разногласий. Год спустя он купил в Великобритании самолет Proctor V , на котором совершал полеты для рекламы нескольких брендов. [ 57 ]

29 ноября 1954 года Хюркуш основал собственную авиакомпанию Hürkuş Hava Yolları, для которой купил бывшие самолеты Turkish Airlines . [ 58 ] Он намеревался летать в пункты назначения, не обслуживаемые другими, но авиакомпании запретили полеты из-за саботажа и проблем с самолетами. [ 57 ] Один из самолетов был угнан и доставлен в Болгарию в 1955 году. К концу своей жизни Хюркуш оказался в долгах из-за расходов на страхование самолетов, которые не могли летать; даже его выплаты от правительства за национальную службу были конфискованы. [ 59 ]

Находясь в Анкаре , Хюркуш перенес внутричерепное кровоизлияние , в результате чего он впал в кому . Он умер 16 июля 1969 года в Военно-медицинской академии Гюльхане . [ 59 ] Похоронен на кладбище Чебечи Асри . [ 60 ] За свою 52-летнюю летную карьеру Хюркуш управлял 102 типами самолетов и провел в воздухе более 30 000 часов. [ 61 ]

Наследие

[ редактировать ]
TAI Hürkuş назван в честь Весихи Хюркуша.

Хюркуш получил три награды Великого Национального Собрания Турции за свою службу в турецкой войне за независимость и является единственным человеком, получившим такое количество таких наград. [ 62 ] Он также является лауреатом Медали Независимости за работу пилотом во время Войны за независимость. [ 9 ]

По словам Абдуллы Айдогана из Университета Кыршехир Ахи Эвран , турецкая авиация «получила ценный опыт» благодаря инициативам Хюркуша, несмотря на «ограниченные ресурсы в его распоряжении». [ 63 ] турбовинтовой учебно - тренировочный самолет Hürkuş и сверхзвуковой легкий боевой самолет Hürjet , разработанные Turkish Aerospace Industries (TAI). Его именем названы [ 64 ] Драматический фильм 2018 года «Хюркуш: Герой в небе » Кудрета Сабанджи основан на его жизни. [ 65 ] В 2022 году Турецкая радиотелевизионная корпорация (TRT) приступила к съемкам документального фильма Savunma Sanayiinin Yalniz Dehaları ( английский язык: «Одинокие гении оборонной промышленности »), в котором рассказывается о жизни пяти важных турецких людей, участвующих в национальной обороне, включая Хюркуша. [ 66 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Точное число различается в зависимости от источника. Агентство Анадолу , основываясь на интервью Хюркуша в 1925 году с Ресимли Ай , утверждает, что 10 дней, [ 19 ] а Хюркуш в своей книге пишет, что прошло 15 дней. [ 20 ]
  2. ^ Английский : Вождь Тайяреси
  1. ^ Jump up to: а б с Авшароглу 2007 , с. 39.
  2. ^ Явуз 2012 , с. 26.
  3. ^ Хюркуш 2000 , с. 1.
  4. ^ Jump up to: а б Иззет Ташкиран (16 июля 2018 г.). «Человек-первопроходец в авиации: Весихи Хюркуш» . Агентство Анадолу . Архивировано из оригинала 28 января 2021 года . Проверено 22 июля 2022 г.
  5. ^ Jump up to: а б Авшароглу 2007 , с. 46.
  6. ^ Ишик 2016 , с. 49.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Юнальп 2022 , с. 58.
  8. ^ Ялчин 2016 , с. 222.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г Йылмазер 2021 , с. 1.
  10. ^ Jump up to: а б Явуз 2012 , с. 24.
  11. ^ Сарыкоюнджу и Ачикгез 2017 , с. 170.
  12. ^ Юнальп 2022 , с. 68.
  13. ^ Капуку 2021 , стр. 113–115.
  14. ^ Хюркуш 2000 , с. 139.
  15. ^ Хюркуш 2000 , с. 143.
  16. ^ Хюркуш 2000 , с. 154.
  17. ^ Явуз 2012 , с. 25.
  18. ^ Jump up to: а б Явуз 2012 , с. 27.
  19. ^ Jump up to: а б Гуч Генель (28 января 2020 г.). «История первого отечественного самолета из-под пера Баштайяречи» . Агентство Анадолу . Архивировано из оригинала 1 ноября 2020 года . Проверено 21 июля 2022 г.
  20. ^ Jump up to: а б Хюркуш 2000 , с. 173.
  21. ^ Хюркуш 2000 , стр. 173–174.
  22. ^ Хюркуш 2000 , с. 178.
  23. ^ Хюркуш 2000 , с. 302.
  24. ^ Авшароглу 2007 , с. 41.
  25. ^ Озтюрк 2018 , с. 234.
  26. ^ Jump up to: а б с д Йылмазер 2021 , с. 2.
  27. ^ Курт 2021b , стр. 782–783.
  28. ^ Курт 2021b , с. 786.
  29. ^ Авшароглу 2007 , стр. 41–42.
  30. ^ Юсуфоглу и Кара Пилехвариан 2017 , с. 256.
  31. ^ Авшароглу 2007 , с. 42.
  32. ^ Jump up to: а б Авшароглу 2007 , с. 43.
  33. ^ Аслан 2014 , с. 145.
  34. ^ Jump up to: а б с Авшароглу 2007 , с. 44.
  35. ^ Авшароглу 2007 , с. 53–54.
  36. ^ Курт 2021a , с. 548.
  37. ^ Курт 2021a , стр. 554–555.
  38. ^ Курт 2021a , с. 556.
  39. ^ Курт 2021a , с. 563.
  40. ^ Хюркуш 2000 , с. 311.
  41. ^ Волк 2022 , с. 66.
  42. ^ Хюркуш 2000 , с. 316.
  43. ^ Волк 2022 , с. 68.
  44. ^ Волк 2022 , с. 70.
  45. ^ Jump up to: а б Волк 2022 , с. 71.
  46. ^ Юсуфоглу и Кара Пилехвариан 2017 , с. 251.
  47. ^ Юсуфоглу и Кара Пилехвариан 2017 , с. 258.
  48. ^ Хюркуш 2000 , стр. 318–319.
  49. ^ Волк 2022 , с. 72.
  50. ^ Волк 2022 , с. 73.
  51. ^ Jump up to: а б Авшароглу 2007 , стр. 44–45.
  52. ^ Волк 2022 , с. 74.
  53. ^ Jump up to: а б с д Ишик 2016 , с. 56.
  54. ^ Jump up to: а б Авшароглу 2007 , стр. 45–46.
  55. ^ Jump up to: а б Ишик 2016 , с. 57.
  56. ^ Йылмазер 2021 , с. 3.
  57. ^ Jump up to: а б Авшароглу 2007 , с. 47.
  58. ^ Бокутоглу и Динчаслан 2014 , с. 161.
  59. ^ Jump up to: а б Авшароглу 2007 , с. 48.
  60. ^ Фират Ташдемир (16 июля 2021 г.). «На его могиле почтили память Вечихи Хюркуша, одного из важных имен в истории турецкой авиации » . Агентство Анадолу . Архивировано из оригинала 17 июля 2022 года . Проверено 18 июля 2022 г.
  61. ^ Авшароглу 2007 , с. 49.
  62. ^ «Вечихи Хюркюш» . Турецкая авиационная ассоциация . Архивировано из оригинала 15 августа 2022 года . Проверено 10 сентября 2022 г.
  63. ^ Айдоган 2020 , с. 79.
  64. ^ Мезкит Сабан 2021 , с. 489.
  65. ^ «Hürkuş: Hero in the Sky выпущен» . Хюрриет (на турецком языке). 22 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 25 января 2021 г. . Проверено 17 сентября 2022 г.
  66. ^ «Жизни 5 успешных людей оборонки становятся документальным фильмом» . Турецкая радиотелевизионная корпорация (на турецком языке). 7 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 9 июня 2022 года . Проверено 17 сентября 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 691824b3f6bbce2b8ded48646b682b06__1724713500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/69/06/691824b3f6bbce2b8ded48646b682b06.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vecihi Hürkuş - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)