Jump to content

Феса Евренцев

Феса Евренцев
Евренцев в 1911 году
Рожденный 1878  ( 1878 )
Гедикпаша, Стамбул , Османская империя
Умер 9 апреля 1951 г. (72–73 года) ( 1951-04-09 )
Стамбул, Турция
Похороненный
Верность
Услуга/ ветвь
Битвы/войны
Другая работа Член Турецкой авиационной ассоциации.

Мехмет Феса Евренцев (1878 – 9 апреля 1951) был турецким пилотом и летчиком, известным как первый османский пилот и первый генеральный менеджер Турецкой государственной авиакомпании . Евренцев окончил Турецкую военную академию в 1899 году в звании поручика и начал свою военную карьеру в кавалерии . В 1911 году после серии экзаменов Евренцев и Юсуф Кенан-бей были выбраны первыми пилотами Османской армии . 9 июля они были отправлены в летную школу Blériot Aéronautique и завершили обучение в феврале и марте 1912 года соответственно. Когда они вернулись, армия начала создавать собственную летную школу, в которой они будут первыми инструкторами. В день открытия школы 26 апреля Евренцев совершил свой первый полет в качестве сертифицированного пилота, став первым турком, сделавшим это. Во время Балканских войн Евренцев действовал во Фракии , совершая разведывательные полеты из Салоник .

Евренцеву было приказано участвовать в Кавказской кампании во время Первой мировой войны , но его корабль был потоплен русскими в октябре 1914 года, и он стал военнопленным . Он был заключен в лагерь в Сибири , из которого бежал в 1917 году, пробравшись в Москву на товарных поездах. Он вернулся в Османскую империю в 1920 году после встречи там с группой турецких солдат. Во время турецкой войны за независимость служил на Западном фронте. Он ушел из армии в 1925 году и позже стал первым генеральным директором Турецкой государственной авиакомпании. В 1942 году он вступил в Турецкую авиационную ассоциацию . Страдая от проблем со здоровьем, таких как туберкулез, возникших из-за плохих условий в российском лагере, Евренцев умер 9 апреля 1951 года. В 2014 году 26 апреля было объявлено Всемирным днем ​​​​пилотов в честь его первого полета. Эта дата уже была признана Турецкой ассоциацией пилотов Днем пилотов в 2000 году.

Ранняя и личная жизнь

[ редактировать ]

Мехмет Феса Бей [ а ] родился в 1878 году в Гедикпаше, Стамбул , Османская империя. [ 1 ] Получив начальное образование в Стамбуле, [ 2 ] он посещал Галатасарайскую среднюю школу в 1887 году в течение десяти лет и перешел в Турецкую военную академию в 1897 году. Он окончил ее два года спустя, в 1899 году, в лейтенанта звании кавалерии . [ 3 ]

Евренцев женился на Гюль Ханым перед Первой мировой войной и имел двоих детей. В 1922 году он женился на Хатидже Сабихе Ханым и имел четырех дочерей. [ 4 ]

Помимо турецкого и английского языков, он также свободно говорил на французском, греческом и арабском языках. [ 5 ]

Военная карьера

[ редактировать ]

После окончания учебы Евренцев был отправлен в казармы Давутпаша в Стамбуле, что было определено жребием. [ 3 ] Находясь в кавалерии, он провел 97 дней в тюрьме и позже был отправлен в Эрзинджан в ссылку . [ почему? ] После начала Второй конституционной эры в 1908 году Евренцев был помилован и вернулся в кавалерию в Стамбуле в качестве командира пятой роты первого полка . [ 6 ] [ 7 ] Первые десять лет он провел в армии в качестве обычного лейтенанта в нескольких миссиях, а позже получил звание капитана . [ 2 ] [ 8 ]

Летная подготовка

[ редактировать ]

В феврале 1911 года Османская армия объявила, что отправит двух человек в европейскую летную школу. [ 8 ] Выбор двух пилотов будет сделан после серии экзаменов. Первый экзамен сдали 80 человек, причем с каждым экзаменом количество участников уменьшалось. Десять взяли последний; [ 9 ] Евренцев и старший лейтенант Юсуф Кенан-бей набрали два высших балла - 92 и 91 соответственно. Оба прошли медицинский осмотр и получили разрешение на отправку за границу. Первоначально армия хотела отправить их в Германию, но из-за того, что во Франции в то время были более передовые технологии и более низкие затраты, их отправили в летную школу Blériot Aéronautique . 9 июля [ 10 ]

Евренцев завершил обучение 19 февраля 1912 года и стал первым лицензированным турецким пилотом. Юсуф Кенан завершил обучение месяц спустя. Примерно в то же время армия планировала открыть собственную летную школу, для чего закупила два самолета. [ 11 ] попросил Евренцева и Кенан-бея вернуться в Стамбул, В марте подполковник чтобы принять доставку этих самолетов, что они и сделали 20 апреля. Эти двое стали первыми преподавателями школы. Самолеты были переброшены в Сан-Стефано . Британский пилот Чарльз Гордон Белл прибыл в Стамбул, чтобы присутствовать на церемонии в школе на своем самолете REP . Утром 26 апреля Белл несколько раз пролетел перед высокопоставленными османскими офицерами, в том числе над Мраморным морем . Позже в тот же день Евренцев совершил свой собственный полет на самолете Депердюссен , первый полет сертифицированного турецкого пилота. [ 12 ]

Участие в войнах и захват русскими

[ редактировать ]

Когда в октябре 1912 года начались Балканские войны , Евренцев еще был инструктором летной школы. [ 13 ] Экипаж, состоящий из османских и французских пилотов и техников, в том числе Евренцева, был отправлен в Салоники и прибыл 14 октября. поездом [ 14 ] Балканские войны были первым случаем, когда Османская армия применила авиацию в бою: Евренцев и его команда совершили множество разведывательных полетов над Фракией . [ 15 ] После того, как греческая армия вошла в город, экипаж сжег свой самолет, чтобы не дать грекам возможности использовать его, и спрятался в домах турок, живущих в этом районе. [ 14 ] Евренцев сбежал в Измир на пароме, а затем вернулся в Стамбул. [ 16 ] Он совершил еще один разведывательный полет 22 февраля 1913 года в рамках Второй битвы при Чаталдже . [ 17 ] Евренцев был командующим авиакорпусом во Фракии. В течение июля он участвовал в серии полетов по этому району, в первую очередь помогая в освобождении Эдирне . [ 18 ] После войны он участвовал в первом полете османского формирования 13 ноября из Стамбула в Эдирне . [ 16 ]

Евренцев был направлен для участия в Кавказской кампании во время Первой мировой войны . Корабль, на котором он сел, был потоплен русскими 24 октября 1914 года у берегов Амасры в Черном море . Он был взят в плен и впоследствии отправлен в лагерь в Сибири . Находясь в лагере, он учил людей шить одежду из ситца , который использовался для отправки припасов. [ 15 ] Ему доверяла охрана и разрешили быть личным водителем русского генерала. [ 19 ] Благодаря хаосу, возникшему в стране из-за Октябрьской революции , он бежал в 1917 году. Евренцев добрался до Москвы на товарных поездах. Прося милостыню на Красной площади , он заметил группу турецких солдат, которых опознал по одежде. Назвавшись, командир группы сообщил Евренцеву, что он предположительно погиб. [ 20 ]

Он пробыл в группе три недели. [ 20 ] Когда группа работала над возвращением части своего оборудования в Османскую империю, Евренцев заявил, что мог бы пересечь Черное море на борту така , если бы ему разрешили поехать в Крым . Ему удалось убедить командира, и он в одиночку переплыл море на небольшой таке. Он прибыл в Трабзон 14 июня 1920 года. После того, как он рассказал свою историю командиру, ему было восстановлено прежнее звание капитана. [ 21 ] Во время турецкой войны за независимость он находился на Западном фронте, а позже получил звание майора . во время войны [ 22 ]

Позже военная карьера и выход на пенсию

[ редактировать ]

Евренцев входил в группу, в которую входил пионер авиации Весихи Хюркуш , которого попросили совершить поездку по Европе для изучения европейской авиации. Они покинули Измир на пароме 20 декабря 1923 года и через восемь дней прибыли в Марсель , Франция. Сначала они посетили фабрику Chantiers Aéro-Maritimes de la Seine , а затем и другие фабрики, а также вернулись в Blériot Aéronautique. [ 23 ] В феврале они уехали из страны в Италию и в том же месяце отправились в Германию. [ 24 ] Группа гастролировала по Великобритании с марта по май, во время которой Евренцев также встретился с британским генералом, которого он знал еще по летной школе во Франции. [ 25 ] Он продолжал работать инспектором и инструктором ВВС в Измире до выхода в отставку из армии 18 ноября 1925 года в звании майора. [ 7 ]

Гражданская карьера и дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

ВВС С 1925 по 1933 год Евренцев работал заместителем министра . [ 21 ] [ нужны разъяснения ] В начале 1930-х годов он участвовал в создании первой турецкой авиакомпании — Турецкой государственной авиакомпании, ныне Турецкие авиалинии . [ 26 ] Он был назначен первым генеральным менеджером авиакомпании 3 июня 1933 года и занимал эту должность до 13 июня 1934 года. [ 27 ] [ 28 ] Он присоединился к Турецкой авиационной ассоциации в 1942 году и работал переводчиком для польских и российских технических специалистов в ассоциации, а также для ее иностранных посетителей. [ 22 ]

Здоровье Евренцева ухудшилось в последние десять лет его жизни, главным образом из-за плохих условий, в которых он находился в сибирском лагере. В 1943 году у него диагностировали туберкулез легких , и он провел три месяца в санатории Хейбелиада . В сентябре 1947 года его лечили в военном госпитале из-за таких симптомов, как усталость и кашель, и отправили в отпуск на три месяца. Он ушел из Турецкой авиационной ассоциации в 1950 году. [ 5 ] Мехмет Феса Евренцев умер 9 апреля 1951 года и был похоронен на кладбище Караджаахмет . [ 21 ]

Наследие

[ редактировать ]

Евренцев был награжден серебряной медалью «Лиакат» , медалью «Независимости» пятой степени . и орденом Меджидии За службу в армии [ 21 ] [ 22 ]

В 2000 году Ассоциация пилотов авиакомпаний Турции объявила 26 апреля Днем пилота в честь первого полета Евренцева. [ 21 ] В том году его отмечали ВВС Турции. [ 21 ] В 2013 году Международная федерация ассоциаций авиационных пилотов решила учредить Всемирный день пилотов и выбрала 26 апреля, потому что это «день, когда выдающаяся фигура в истории авиации впервые поднялась в небо». [ 29 ] С 2014 года Всемирный день пилотов отмечается во всем мире 26 апреля. [ 29 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Стандартное соглашение об именах в Османской империи и ранней Турецкой республике до принятия Закона о фамилиях 1934 года . «Мехмет Феса» — это имя нет , фамилии . «Бей» используется для обозначения пола .
  1. ^ Далкилинч 2021 , с. 45.
  2. ^ Jump up to: а б Огуз 2016 , с. 46.
  3. ^ Jump up to: а б Адыгюзель 2019 , с. 35.
  4. ^ Адыгюзель 2019 , с. 31.
  5. ^ Jump up to: а б Адыгюзель 2019 , с. 33.
  6. ^ Наргиз 2020 , с. 45.
  7. ^ Jump up to: а б Кёксал 2022 , с. 171.
  8. ^ Jump up to: а б Курт и Коркмаз 2018 , с. 219.
  9. ^ Далкилинч 2021 , с. 46.
  10. ^ Курт и Коркмаз 2018 , стр. 219–220.
  11. ^ Курт и Коркмаз 2018 , стр. 223–226.
  12. ^ Курт и Коркмаз 2018 , стр. 233–235.
  13. ^ Ялчин 2022 , с. 75.
  14. ^ Jump up to: а б Ялчин 2022 , с. 81.
  15. ^ Jump up to: а б Огуз 2016 , с. 47.
  16. ^ Jump up to: а б Кёксал 2022 , с. 168.
  17. ^ Ялчин 2022 , с. 86.
  18. ^ Ялчин 2022 , с. 91.
  19. ^ Огуз 2016 , с. 48.
  20. ^ Jump up to: а б Далкилынч 2021 , с. 47.
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж Огуз 2016 , с. 49.
  22. ^ Jump up to: а б с Далкилынч 2021 , с. 48.
  23. ^ Хюркуш 2000 , стр. 143–145.
  24. ^ Хюркуш 2000 , стр. 149–151.
  25. ^ Хюркуш 2000 , с. 154.
  26. ^ Адыгюзель 2019 , с. 32.
  27. ^ Албайрак 1983 , с. 17.
  28. ^ Наргиз 2020 , с. 119.
  29. ^ Jump up to: а б «ИФАЛПА – Международная федерация ассоциаций линейных пилотов» . Международная организация гражданской авиации . Проверено 26 января 2024 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 15f7079e7c242e64a10d1e719deb3e60__1714144920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/60/15f7079e7c242e64a10d1e719deb3e60.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fesa Evrensev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)