Феса Евренцев
Феса Евренцев | |
---|---|
Рожденный | 1878 Гедикпаша, Стамбул , Османская империя |
Умер | 9 апреля 1951 г. Стамбул, Турция | ( 1951-04-09 )
Похороненный | |
Верность |
|
Услуга/ | |
Битвы/войны | |
Другая работа | Член Турецкой авиационной ассоциации. |
Мехмет Феса Евренцев (1878 – 9 апреля 1951) был турецким пилотом и летчиком, известным как первый османский пилот и первый генеральный менеджер Турецкой государственной авиакомпании . Евренцев окончил Турецкую военную академию в 1899 году в звании поручика и начал свою военную карьеру в кавалерии . В 1911 году после серии экзаменов Евренцев и Юсуф Кенан-бей были выбраны первыми пилотами Османской армии . 9 июля они были отправлены в летную школу Blériot Aéronautique и завершили обучение в феврале и марте 1912 года соответственно. Когда они вернулись, армия начала создавать собственную летную школу, в которой они будут первыми инструкторами. В день открытия школы 26 апреля Евренцев совершил свой первый полет в качестве сертифицированного пилота, став первым турком, сделавшим это. Во время Балканских войн Евренцев действовал во Фракии , совершая разведывательные полеты из Салоник .
Евренцеву было приказано участвовать в Кавказской кампании во время Первой мировой войны , но его корабль был потоплен русскими в октябре 1914 года, и он стал военнопленным . Он был заключен в лагерь в Сибири , из которого бежал в 1917 году, пробравшись в Москву на товарных поездах. Он вернулся в Османскую империю в 1920 году после встречи там с группой турецких солдат. Во время турецкой войны за независимость служил на Западном фронте. Он ушел из армии в 1925 году и позже стал первым генеральным директором Турецкой государственной авиакомпании. В 1942 году он вступил в Турецкую авиационную ассоциацию . Страдая от проблем со здоровьем, таких как туберкулез, возникших из-за плохих условий в российском лагере, Евренцев умер 9 апреля 1951 года. В 2014 году 26 апреля было объявлено Всемирным днем пилотов в честь его первого полета. Эта дата уже была признана Турецкой ассоциацией пилотов Днем пилотов в 2000 году.
Ранняя и личная жизнь
[ редактировать ]Мехмет Феса Бей [ а ] родился в 1878 году в Гедикпаше, Стамбул , Османская империя. [ 1 ] Получив начальное образование в Стамбуле, [ 2 ] он посещал Галатасарайскую среднюю школу в 1887 году в течение десяти лет и перешел в Турецкую военную академию в 1897 году. Он окончил ее два года спустя, в 1899 году, в лейтенанта звании кавалерии . [ 3 ]
Евренцев женился на Гюль Ханым перед Первой мировой войной и имел двоих детей. В 1922 году он женился на Хатидже Сабихе Ханым и имел четырех дочерей. [ 4 ]
Помимо турецкого и английского языков, он также свободно говорил на французском, греческом и арабском языках. [ 5 ]
Военная карьера
[ редактировать ]После окончания учебы Евренцев был отправлен в казармы Давутпаша в Стамбуле, что было определено жребием. [ 3 ] Находясь в кавалерии, он провел 97 дней в тюрьме и позже был отправлен в Эрзинджан в ссылку . [ почему? ] После начала Второй конституционной эры в 1908 году Евренцев был помилован и вернулся в кавалерию в Стамбуле в качестве командира пятой роты первого полка . [ 6 ] [ 7 ] Первые десять лет он провел в армии в качестве обычного лейтенанта в нескольких миссиях, а позже получил звание капитана . [ 2 ] [ 8 ]
Летная подготовка
[ редактировать ]В феврале 1911 года Османская армия объявила, что отправит двух человек в европейскую летную школу. [ 8 ] Выбор двух пилотов будет сделан после серии экзаменов. Первый экзамен сдали 80 человек, причем с каждым экзаменом количество участников уменьшалось. Десять взяли последний; [ 9 ] Евренцев и старший лейтенант Юсуф Кенан-бей набрали два высших балла - 92 и 91 соответственно. Оба прошли медицинский осмотр и получили разрешение на отправку за границу. Первоначально армия хотела отправить их в Германию, но из-за того, что во Франции в то время были более передовые технологии и более низкие затраты, их отправили в летную школу Blériot Aéronautique . 9 июля [ 10 ]
Евренцев завершил обучение 19 февраля 1912 года и стал первым лицензированным турецким пилотом. Юсуф Кенан завершил обучение месяц спустя. Примерно в то же время армия планировала открыть собственную летную школу, для чего закупила два самолета. [ 11 ] попросил Евренцева и Кенан-бея вернуться в Стамбул, В марте подполковник чтобы принять доставку этих самолетов, что они и сделали 20 апреля. Эти двое стали первыми преподавателями школы. Самолеты были переброшены в Сан-Стефано . Британский пилот Чарльз Гордон Белл прибыл в Стамбул, чтобы присутствовать на церемонии в школе на своем самолете REP . Утром 26 апреля Белл несколько раз пролетел перед высокопоставленными османскими офицерами, в том числе над Мраморным морем . Позже в тот же день Евренцев совершил свой собственный полет на самолете Депердюссен , первый полет сертифицированного турецкого пилота. [ 12 ]
Участие в войнах и захват русскими
[ редактировать ]Когда в октябре 1912 года начались Балканские войны , Евренцев еще был инструктором летной школы. [ 13 ] Экипаж, состоящий из османских и французских пилотов и техников, в том числе Евренцева, был отправлен в Салоники и прибыл 14 октября. поездом [ 14 ] Балканские войны были первым случаем, когда Османская армия применила авиацию в бою: Евренцев и его команда совершили множество разведывательных полетов над Фракией . [ 15 ] После того, как греческая армия вошла в город, экипаж сжег свой самолет, чтобы не дать грекам возможности использовать его, и спрятался в домах турок, живущих в этом районе. [ 14 ] Евренцев сбежал в Измир на пароме, а затем вернулся в Стамбул. [ 16 ] Он совершил еще один разведывательный полет 22 февраля 1913 года в рамках Второй битвы при Чаталдже . [ 17 ] Евренцев был командующим авиакорпусом во Фракии. В течение июля он участвовал в серии полетов по этому району, в первую очередь помогая в освобождении Эдирне . [ 18 ] После войны он участвовал в первом полете османского формирования 13 ноября из Стамбула в Эдирне . [ 16 ]
Евренцев был направлен для участия в Кавказской кампании во время Первой мировой войны . Корабль, на котором он сел, был потоплен русскими 24 октября 1914 года у берегов Амасры в Черном море . Он был взят в плен и впоследствии отправлен в лагерь в Сибири . Находясь в лагере, он учил людей шить одежду из ситца , который использовался для отправки припасов. [ 15 ] Ему доверяла охрана и разрешили быть личным водителем русского генерала. [ 19 ] Благодаря хаосу, возникшему в стране из-за Октябрьской революции , он бежал в 1917 году. Евренцев добрался до Москвы на товарных поездах. Прося милостыню на Красной площади , он заметил группу турецких солдат, которых опознал по одежде. Назвавшись, командир группы сообщил Евренцеву, что он предположительно погиб. [ 20 ]
Он пробыл в группе три недели. [ 20 ] Когда группа работала над возвращением части своего оборудования в Османскую империю, Евренцев заявил, что мог бы пересечь Черное море на борту така , если бы ему разрешили поехать в Крым . Ему удалось убедить командира, и он в одиночку переплыл море на небольшой таке. Он прибыл в Трабзон 14 июня 1920 года. После того, как он рассказал свою историю командиру, ему было восстановлено прежнее звание капитана. [ 21 ] Во время турецкой войны за независимость он находился на Западном фронте, а позже получил звание майора . во время войны [ 22 ]
Позже военная карьера и выход на пенсию
[ редактировать ]Евренцев входил в группу, в которую входил пионер авиации Весихи Хюркуш , которого попросили совершить поездку по Европе для изучения европейской авиации. Они покинули Измир на пароме 20 декабря 1923 года и через восемь дней прибыли в Марсель , Франция. Сначала они посетили фабрику Chantiers Aéro-Maritimes de la Seine , а затем и другие фабрики, а также вернулись в Blériot Aéronautique. [ 23 ] В феврале они уехали из страны в Италию и в том же месяце отправились в Германию. [ 24 ] Группа гастролировала по Великобритании с марта по май, во время которой Евренцев также встретился с британским генералом, которого он знал еще по летной школе во Франции. [ 25 ] Он продолжал работать инспектором и инструктором ВВС в Измире до выхода в отставку из армии 18 ноября 1925 года в звании майора. [ 7 ]
Гражданская карьера и дальнейшая жизнь
[ редактировать ]ВВС С 1925 по 1933 год Евренцев работал заместителем министра . [ 21 ] [ нужны разъяснения ] В начале 1930-х годов он участвовал в создании первой турецкой авиакомпании — Турецкой государственной авиакомпании, ныне Турецкие авиалинии . [ 26 ] Он был назначен первым генеральным менеджером авиакомпании 3 июня 1933 года и занимал эту должность до 13 июня 1934 года. [ 27 ] [ 28 ] Он присоединился к Турецкой авиационной ассоциации в 1942 году и работал переводчиком для польских и российских технических специалистов в ассоциации, а также для ее иностранных посетителей. [ 22 ]
Здоровье Евренцева ухудшилось в последние десять лет его жизни, главным образом из-за плохих условий, в которых он находился в сибирском лагере. В 1943 году у него диагностировали туберкулез легких , и он провел три месяца в санатории Хейбелиада . В сентябре 1947 года его лечили в военном госпитале из-за таких симптомов, как усталость и кашель, и отправили в отпуск на три месяца. Он ушел из Турецкой авиационной ассоциации в 1950 году. [ 5 ] Мехмет Феса Евренцев умер 9 апреля 1951 года и был похоронен на кладбище Караджаахмет . [ 21 ]
Наследие
[ редактировать ]Евренцев был награжден серебряной медалью «Лиакат» , медалью «Независимости» пятой степени . и орденом Меджидии За службу в армии [ 21 ] [ 22 ]
В 2000 году Ассоциация пилотов авиакомпаний Турции объявила 26 апреля Днем пилота в честь первого полета Евренцева. [ 21 ] В том году его отмечали ВВС Турции. [ 21 ] В 2013 году Международная федерация ассоциаций авиационных пилотов решила учредить Всемирный день пилотов и выбрала 26 апреля, потому что это «день, когда выдающаяся фигура в истории авиации впервые поднялась в небо». [ 29 ] С 2014 года Всемирный день пилотов отмечается во всем мире 26 апреля. [ 29 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Стандартное соглашение об именах в Османской империи и ранней Турецкой республике до принятия Закона о фамилиях 1934 года . «Мехмет Феса» — это имя нет , фамилии . «Бей» используется для обозначения пола .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Далкилинч 2021 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б Огуз 2016 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б Адыгюзель 2019 , с. 35.
- ^ Адыгюзель 2019 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Адыгюзель 2019 , с. 33.
- ^ Наргиз 2020 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б Кёксал 2022 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б Курт и Коркмаз 2018 , с. 219.
- ^ Далкилинч 2021 , с. 46.
- ^ Курт и Коркмаз 2018 , стр. 219–220.
- ^ Курт и Коркмаз 2018 , стр. 223–226.
- ^ Курт и Коркмаз 2018 , стр. 233–235.
- ^ Ялчин 2022 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б Ялчин 2022 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Огуз 2016 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б Кёксал 2022 , с. 168.
- ^ Ялчин 2022 , с. 86.
- ^ Ялчин 2022 , с. 91.
- ^ Огуз 2016 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Далкилынч 2021 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Огуз 2016 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б с Далкилынч 2021 , с. 48.
- ^ Хюркуш 2000 , стр. 143–145.
- ^ Хюркуш 2000 , стр. 149–151.
- ^ Хюркуш 2000 , с. 154.
- ^ Адыгюзель 2019 , с. 32.
- ^ Албайрак 1983 , с. 17.
- ^ Наргиз 2020 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б «ИФАЛПА – Международная федерация ассоциаций линейных пилотов» . Международная организация гражданской авиации . Проверено 26 января 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Адыгюзель, Мехмет Бахаттин (2019). «Мехмет Феса Евренцев». Те, кто оставил свой след в турецкой авиации (на турецком языке) (Первое изд.). Анкара : Публикации Сончага. стр. 25–41. ISBN 9786057851161 .
- Албайрак, Ильяс (1983). Turkish Airlines из прошлого в сегодня: 1933–1983 (на турецком языке). Турецкие авиалинии .
- Далкилинч, Дениз; и др. (2021). «Мехмет Феса Евренцев: Наш первый пилот». Мужество на моих крыльях: Заметки из истории авиации (PDF) (на турецком языке). Кючукчекмедже Муниципалитет . стр. 44–49. Архивировано (PDF) из оригинала 7 февраля 2023 года . Проверено 30 августа 2023 г.
- Хюркуш, Весихи (декабрь 2000 г.). Воспоминания пилота самолета (на турецком языке). Публикации Япы Креди . ISBN 9789750802195 .
- Волк, Море; Коркмаз, Эрдал (2018). «Рождение турецкой военной авиации в свете новых архивных документов (1911-1912 гг.)» . Журнал оборонных наук (на турецком языке). 17 (2). Национальный университет обороны : 207–251. дои : 10.17134/hosbd.477296 . ISSN 1303-6831 . Архивировано из оригинала 8 февраля 2020 года . Проверено 30 августа 2023 г.
- Кёксал, Орхан (2022). «Обзор источников по истории военной авиации Турции: летающая кавалерия» . Журнал авиационных исследований (на турецком языке). 4 (1). Университет Малтепе : 164–176. дои : 10.51785/jar.1067463 . eISSN 2687-3338 . Архивировано из оригинала 20 мая 2022 года . Проверено 30 августа 2023 г.
- Нергиз, Абдулла (2020). Государственные авиалинии: рождение гражданской авиации в Турции (1933–1956) (Первое изд.). Стамбул : Культурные публикации VakıfBank. ISBN 9786057947710 .
- Огуз, Синемис (2016). «История жизни Мехмета Феса Евренцева» (PDF) . Вид из кабины (на английском языке). Том. 8, нет. 36. Ассоциация пилотов авиакомпаний Турции. стр. 46–49. Архивировано (PDF) из оригинала 30 августа 2023 года . Проверено 30 августа 2023 г.
- Ялчин, Осман (2022). «Воздушные операции Турции в Балканских войнах» . Журнал академической истории и исследований (на турецком языке). 5 (6): 65–105. дои : 10.56448/ataaddergi.1085217 . eISSN 2687-5624 . Архивировано из оригинала 30 августа 2023 года . Проверено 30 августа 2023 г.