Васа (корабль)
Васы Левый нос
| |
История | |
---|---|
Швеция | |
Заложен | 1626 |
Запущен | март 1627 г |
Судьба | Затонул в 1628 году кораблем-музеем. 59 ° 19'40 "N 18 ° 05'28" E / 59,32778 ° N 18,09111 ° E | , спасен в 1961 г., стал
Общие характеристики | |
Тоннаж | Водоизмещение 1210 тонн. |
Длина |
|
Луч | 11,7 м (38 футов) |
Высота | 52,5 м (172 фута) от киля до грот-мачты (приблизительно) |
Черновик | 4,8 м (16 футов) |
Движение | Паруса, 1275 м 2 (13 720 кв. футов) |
Экипаж | 145 матросов, 300 солдат |
Вооружение |
|
Примечания | Источник размеров и тоннажа [1] |
Васа или Васа ( Шведское произношение: [²vɑːsa] ) — шведский военный корабль , построенный между 1626 и 1628 годами. Корабль затонул, пройдя примерно 1300 м (1400 ярдов) в свой первый рейс 10 августа 1628 года. Он впал в безвестность после того, как большая часть его ценных бронзовых пушек была спасена в 17 веке. пока в конце 1950-х годов она снова не оказалась в оживленном районе судоходства в гавани Стокгольма . Корабль был спасен с практически неповрежденным корпусом в 1961 году. До 1988 года он находился во временном музее под названием Васаварвет («Верфь Васа»), а затем навсегда переехал в музей Васа в Королевском национальном городском парке в Стокгольме. Корабль является одной из самых популярных туристических достопримечательностей Швеции, и с 1961 года его посетили более 35 миллионов человек. [2] После выздоровления Васа стала широко признанным символом Шведской империи .
Корабль был построен по приказу короля Швеции Густава Адольфа в рамках военной экспансии, которую он инициировал в войне с Польшей-Литвой (1621–1629). Он был построен на военно-морской верфи в Стокгольме по контракту с частными предпринимателями в 1626–1627 годах и вооружен преимущественно бронзовыми пушками, отлитыми в Стокгольме специально для корабля. Богато украшенный как символ амбиций короля в отношении Швеции и самого себя, после завершения строительства он стал одним из самых мощно вооруженных судов в мире. Однако «Васа» был опасно нестабильным из-за слишком большого веса верхней конструкции корпуса. Несмотря на отсутствие устойчивости, ему было приказано выйти в море, и он затонул всего через несколько минут после того, как встретил ветер сильнее бриза.
Приказ отплыть стал результатом совокупности факторов. Королю, который возглавлял армию в Польше во время ее первого плавания, не терпелось увидеть, как она займет свою позицию в качестве флагмана резервной эскадры в Эльвснаббене на Стокгольмском архипелаге . В то же время подчиненным короля не хватило политической смелости, чтобы открыто обсудить проблемы корабля или отложить первый рейс. организовал расследование Тайный совет Швеции с целью найти виновных в катастрофе, но в итоге никто не был наказан.
обнаружили тысячи артефактов и останки по меньшей мере 15 человек внутри и вокруг Васы Во корпуса время восстановления в 1961 году морские археологи . Среди множества найденных предметов была одежда, оружие, пушки, инструменты, монеты, столовые приборы, еда, напитки и шесть из десяти парусов. Артефакты и сам корабль предоставили ученым бесценную информацию о деталях морской войны, методах кораблестроения и повседневной жизни в Швеции начала 17 века. Сегодня «Васа» — наиболее хорошо сохранившийся в мире корабль 17 века и самый посещаемый музей Скандинавии. [3] Затонувший «Васа» постоянно подвергается мониторингу и дальнейшим исследованиям, как его сохранить. [4]
Историческая справка
[ редактировать ]В 17 веке Швеция превратилась из малонаселенного, бедного и периферийного североевропейского королевства с небольшим влиянием в одну из крупнейших держав в континентальной политике. Между 1611 и 1718 годами он был доминирующей державой на Балтике , в конечном итоге получив территорию, охватывающую Балтику со всех сторон. Это возвышение к выдающемуся положению в международных делах и увеличение военной доблести, названное Stormaktstiden («эпоха величия» или «период великой державы»), стало возможным благодаря смене способных монархов и созданию мощного централизованного правительства, поддерживающего высокопоставленную политику. эффективная военная организация. Шведские историки описали это как один из наиболее ярких примеров того, как государство раннего Нового времени использовало почти все свои доступные ресурсы для ведения войны; маленькое северное королевство превратилось в финансово-военное государство и одно из самых милитаризованных государств в истории. [5]
Густав Адольф (1594–1632) считался одним из самых успешных шведских королей с точки зрения успехов в войне. Когда Васа был построен, он находился у власти более десяти лет. Швеция была втянута в войну с Польшей и Литвой и с опаской смотрела на развитие Тридцатилетней войны в современной Германии. Война бушевала с 1618 года и с протестантской точки зрения не увенчалась успехом. Планы короля относительно польской кампании и защиты интересов Швеции требовали сильного военно-морского присутствия на Балтике. [6]
В 1620-х годах шведский флот потерпел несколько серьезных неудач. эскадра В 1625 году крейсировавшая в Рижском заливе попала в шторм, десять кораблей сели на мель и потерпели крушение. В битве при Оливе в 1627 году шведская эскадра была переиграна и разбита польскими войсками, а два больших корабля были потеряны. «Тигерн» («Тигр»), флагман шведского адмирала, был захвачен поляками, а «Солен» («Солнце») была взорвана собственным экипажем, когда она была взята на абордаж и едва не попала в плен. В 1628 году менее чем за месяц были потеряны еще три крупных корабля. адмирала Класа Флеминга Флагманский корабль «Кристина» потерпел крушение во время шторма в Данцигском заливе , «Рикснюкельн» («Ключ королевства») сел на мель в Викстене на южном архипелаге Стокгольма, а «Ваза» затонула во время своего первого плавания. [6] [7]
Густав-Адольф вел морскую войну на нескольких фронтах, что еще больше усугубляло трудности военно-морского флота. Помимо борьбы с польским флотом, шведам косвенно угрожали имперские силы, вторгшиеся в Ютландию . Шведский король мало симпатизировал датскому королю Кристиану IV , а Дания и Швеция были заклятыми врагами на протяжении более столетия. Однако Швеция опасалась католического завоевания Копенгагена и Зеландии . Это предоставило бы католическим державам контроль над стратегическими проходами между Балтийским и Северным морями , что было бы катастрофой для шведских интересов. [6] [7]
До начала 17 века шведский военно-морской флот состоял в основном из кораблей малого и среднего размера с одной артиллерийской палубой, обычно вооруженных 12-фунтовыми пушками и пушками меньшего размера; эти корабли были дешевле, чем более крупные корабли, и хорошо подходили для сопровождения и патрулирования. Они также соответствовали преобладающему тактическому мышлению военно-морского флота, которое подчеркивало абордаж как решающий момент в морском сражении, а не артиллерийскую стрельбу. Король, который был заядлым артиллеристом, видел потенциал кораблей в качестве артиллерийских платформ, и большие, тяжеловооруженные корабли сделали более драматичное заявление на политическом театре военно-морской мощи. Начиная с «Васы» , он заказал серию кораблей с двумя полными орудийными палубами, оснащенными гораздо более тяжелыми орудиями. [8]
было построено четыре таких корабля После Васы : «Эпплет » («Яблоко»). [9] ), Kronan («Корона»), Scepter и Göta Ark (буквально «Ковчег Гёталанда»), прежде чем Тайный совет отменил приказы для остальных после смерти короля в 1632 году. Эти корабли, особенно Kronan и Scepter , были очень более успешный, участвовал в боях, [10] и служили флагманами шведского флота до 1660-х годов. Второй из так называемых регалскеппов (обычно переводится как «королевские корабли»), [11] Эпплет был построен в 1629 году и считается однотипным кораблем Васы . Единственной существенной разницей между ними было увеличение ширины Эплета примерно на метр (3,1 фута). [12] Обломки корабля «Эпплет» , внешне очень похожего на «Васу» , были обнаружены в декабре 2021 года. Считается, что «Эпплет» и другие корабли в конечном итоге были выведены из эксплуатации и затоплены в качестве подводных преград против кораблей противника. [10]
Название корабля 17 века было Васен в честь геральдического символа на гербе Дома Васа . Слово « ваза » в 17 веке имело основное значение « фашина », а также «сноп» в геральдическом контексте. [13] Васа стало наиболее широко узнаваемым названием корабля, во многом потому, что музей Васа выбрал эту форму названия в качестве «официальной» орфографии в конце 1980-х годов. Это написание было принято, потому что это форма, которую предпочитают современные шведские языковые власти, и она соответствует реформам орфографии, проведенным в Швеции в начале 20 века. [14]
Строительство
[ редактировать ]Незадолго до того, как был заказан Васа , уроженец Голландии Хенрик Хибертссон («Мастер Хенрик») работал корабелом на стокгольмской верфи. 16 января 1625 года магистр Хенрик и деловой партнер Арендт де Гроот подписали контракт на постройку четырех кораблей: двух с килем около 135 футов (41 м) и двух меньших по размеру - 108 футов (33 м). [15]
Мастер Хенрик и Арендт де Грооте начали закупать сырье, необходимое для первых кораблей, в 1625 году, приобретая древесину в отдельных имениях в Швеции, а также закупая необработанные доски в Риге , Кенигсберге (современный Калининград ) и Амстердаме . Когда осенью 1625 года они готовились к запуску первого из новых кораблей, Хенрик переписывался с королем через вице-адмирала Класа Флеминга о том, какой корабль построить первым. Потеря десяти кораблей в Рижском заливе побудила короля в качестве быстрого компромисса предложить построить два новых корабля среднего размера, и он отправил на него спецификацию: корабль длиной 120 футов (37 м) киль. Хенрик отказался, так как он уже заготовил лес для большого и маленького корабля. Он заложил киль более крупного корабля в конце февраля или начале марта 1626 года. [16] Мастер Хенрик так и не увидел Васу завершенным; он заболел в конце 1625 года и к лету 1626 года передал руководство работами на верфи другому голландскому корабелу, Хенрику «Хейну» Якобссону . Он умер весной 1627 года, вероятно, примерно в то же время, когда корабль был спущен на воду. [17] После спуска на воду продолжились работы по отделке верхней палубы, кормового замка, клюва и такелажа. В Швеции еще не было развитой крупной промышленности по производству парусины, и материал приходилось заказывать из-за границы. В контракте на обслуживание такелажа была указана французская парусина, но ткань для парусов « Васы», скорее всего, пришла из Голландии. [18] Паруса делались большей частью из конопли и частично из льна . Оснастка была полностью изготовлена из конопли, привезенной из Латвии через Ригу. Король посетил верфь в январе 1628 года и, вероятно, совершил свой единственный визит на борт корабля. [19]
Летом 1628 года капитан, руководивший строительством корабля, Сёфринг Ханссон организовал демонстрацию остойчивости корабля вице-адмиралу Флемингу, незадолго до этого прибывшему в Стокгольм из Пруссии. Тридцать человек бегали туда-сюда по верхней палубе, чтобы заставить корабль раскачиваться, но адмирал прекратил испытание после того, как они совершили всего три рейса, так как боялся, что корабль перевернется. Согласно показаниям капитана корабля Йорана Маттсона, Флеминг заметил, что ему хотелось бы, чтобы король был дома. Густав-Адольф постоянно отправлял письма, настаивая на том, чтобы корабль как можно скорее вышел в море. [20]
Дизайн и стабильность
[ редактировать ]Было много предположений о том, была ли удлинена «Васа» во время строительства и была ли добавлена дополнительная орудийная палуба на позднем этапе строительства. Мало свидетельств того, что Васа был существенно изменен после закладки киля. Корабли-современники Васы , которые были удлиненными, были разрезаны пополам, а между существующими секциями были сращены новые бревна, что сделало пристройку легко идентифицируемой, но в корпусе такую пристройку невозможно обнаружить, и нет никаких свидетельств позднего добавления второй палубы. . [21]
5 августа 1626 года король заказал семьдесят две 24-фунтовые пушки для корабля , и это было слишком много, чтобы уместиться на одной орудийной палубе. Поскольку приказ короля был издан менее чем через пять месяцев после начала строительства, это произошло достаточно рано, чтобы включить в проект вторую палубу. Французский «Галион дю Гиз» , корабль, использовавшийся в качестве модели для «Васы» , по словам Арендт де Грооте, также имел две орудийные палубы. [21] Лазерные измерения конструкции Васы, проведенные в 2007–2011 годах, подтвердили, что во время строительства не было внесено никаких серьезных изменений, но центр тяжести был слишком высоким. [22]
были некоторые колебания по поводу точного вооружения « Васы» Во время постройки . Одной из проблем была попытка найти достаточное количество оружия, соответствующее спецификации. Основными вариантами были нижняя орудийная батарея из 24-фунтовых орудий и верхняя орудийная палуба из 12-фунтовых орудий вместо наличия всего 24-фунтовых орудий на обеих орудийных палубах. На самом деле Vasa был построен с иллюминаторами верхней орудийной палубы, рассчитанными на меньшие 12-фунтовые орудия. Однако окончательное решение заключалось в том, что по двум орудийным палубам было распределено в общей сложности 56 24-фунтовых орудий. Не все из этих орудий были доставлены к моменту отплытия: на момент затопления на борту находились пустые лафеты. [23]
Васа был ранним примером военного корабля с двумя полными орудийными палубами и был построен, когда теоретические принципы кораблестроения еще были плохо поняты. Две артиллерийские палубы представляли собой гораздо более сложный компромисс между мореходными качествами и огневой мощью, чем одна артиллерийская палуба. Общая развесовка, особенно сам корпус, была слишком тяжелой. Эту основную ошибку невозможно было исправить простым добавлением дополнительного балласта, и для ее исправления, возможно, даже потребовалась бы серьезная модернизация конструкции. Запасы безопасности в 17 веке также были намного ниже того, что было бы приемлемо сегодня. В сочетании с тем фактом, что военные корабли 17 века строились с намеренно высокими надстройками (для использования в качестве огневых платформ), это делало Васу рискованным предприятием. [24]
Вооружение
[ редактировать ]Васа была построена во время переходного периода в военно-морской тактике, от эпохи, когда абордаж все еще был одним из основных способов борьбы с вражескими кораблями, до эпохи строго организованных линейных кораблей и ориентации на победу посредством превосходной артиллерийской стрельбы. . Васа была вооружена мощными орудиями и имела высокую корму, которая могла служить огневой площадкой при абордаже некоторых из 300 солдат, которые она должна была нести, но корпус с высокими бортами и узкая верхняя палуба не были оптимизированы для абордажа. . [25] Он не был ни самым большим кораблем, когда-либо построенным, ни имеющим наибольшее количество орудий. Что делало его, пожалуй, самым мощным военным кораблем того времени, так это общий вес выстрела, который можно было стрелять из пушек одного борта: 588 фунтов (267 кг), исключая Stormstycken , орудия, используемые для стрельбы противопехотными боеприпасами вместо сплошных дробей. . В то время это была самая большая концентрация артиллерии на одном военном корабле на Балтике, а возможно, и во всей Северной Европе, и только в 1630-х годах был построен корабль с большей огневой мощью. Такое большое количество морской артиллерии было размещено на корабле, который был довольно небольшим по сравнению с имевшимся на борту вооружением. Для сравнения, USS «Конституция» , фрегат, построенный Соединенными Штатами через 169 лет после «Васы» , имел примерно такую же огневую мощь, но был более чем на 700 тонн (690 длинных тонн ; 770 коротких тонн ) тяжелее. [26]
Конституция в линии , однако, принадлежала более поздней эпохе морской войны, в которой использовалась тактика линейного боя , когда корабли сражались в линии кораблей (или впереди ), пытаясь направить батареи одной стороны каждого корабля в сторону врага. Орудия будут направлены в одном направлении, а огонь можно будет сосредоточить по одной цели. В XVII веке еще не была разработана тактика организованных соединений крупных флотов. Скорее, корабли будут сражаться индивидуально или небольшими импровизированными группами и сосредоточатся на абордаже. Васа , хотя и обладала грозной батареей, была построена с учетом этой тактики, и поэтому у нее не было единого бортового залпа с орудиями, которые были нацелены примерно в одном направлении. Скорее всего, орудия предназначались для самостоятельной стрельбы и располагались с учетом кривизны корпуса, так что корабль ощетинился артиллерией во всех направлениях, охватывая практически все углы. Однако орудия, направленные на бой на корме, кормовые преследователи, все еще не были на борту, когда корабль затонул. [27]
Морское артиллерийское дело в 17 веке все еще находилось в зачаточном состоянии. Орудия были дорогими и имели гораздо больший срок службы, чем любой военный корабль. О пушках со сроком службы более ста лет не было ничего необычного, тогда как большинство военных кораблей эксплуатировались всего 15–20 лет. В Швеции и многих других европейских странах корабль обычно не «владеет» своими орудиями, но получает вооружение из арсенала на каждый сезон кампании. Поэтому корабли обычно были оснащены орудиями самого разного возраста и размера. Что позволило Васе иметь такую большую огневую мощь, так это не только то, что необычно большое количество орудий было втиснуто в относительно небольшой корабль, но и то, что 46 основных 24-фунтовых орудий имели новую стандартизированную легкую конструкцию. Они были отлиты одной серией на государственном оружейном заводе в Стокгольме под руководством основателя швейцарского происхождения Медардуса Гессуса. Две дополнительные 24-фунтовые пушки более тяжелой и старой конструкции были установлены в носовой части в качестве преследователей . На корму предназначались еще четыре тяжелых орудия, но пушечный цех не мог отливать орудия так быстро, как военно-морская верфь строила корабли, и Васа ждала почти год после завершения строительства своего вооружения. Когда корабль отплыл в августе 1628 года, восемь из запланированных 72 орудий еще не были доставлены. Все пушки в то время приходилось изготавливать по индивидуально изготовленным формам, которые нельзя было использовать повторно, но пушки Васы имели настолько одинаковую точность изготовления, что их основные размеры варьировались всего на несколько миллиметров, а диаметр ствола составлял почти точно 146 мм (5,7 мм). в). Оставшееся вооружение « Васы» состояло из восьми 3-фунтовых орудий, шести крупнокалиберных штурмовых орудий (похожих на то, что англичане называли гаубицами ) для использования во время абордажных действий и двух 1-фунтовых фальконетов . На борту также находились 894 килограмма (1971 фунт) пороха и более 1000 выстрелов различных типов для орудий. [28]
Парусное вооружение
[ редактировать ]Мачты и реи
[ редактировать ]У Васы было три мачты : фок-мачта в носовой части корабля, грот-мачта в средней части и бизань-мачта в кормовой части корабля. Фок- и грот-мачты состояли из трех секций: нижняя мачта, укрепленная на форштевне и киле в нижней части корпуса корабля и проходившая через каждую из палуб; стеньга, прикрепленная к нижней секции; и галантная мачта наверху. Верхняя и топ-галантная мачты были подняты вскоре после затопления, в то время как большая часть нижних секций главной и фок-мачт в основном уцелела и их удалось спасти в наше время. Бизань-мачта состояла всего из двух секций: бизани, стоящей на верхней палубе, за которой следовала бизань-стеньга. [29] Бушприт . крепился к передней части нижней фок-мачты через биты бушприта - тяжелую деревянную раму, расположенную на верхней палубе Бушприт служил точкой крепления нескольких основных стоек, которые удерживали большую часть стоящего снаряжения. На внешнем конце бушприта находилась стеньга-шприт с верхушкой для флагштока. [30]
Фок-мачта была сделана из цельной сосны с дополнительным материалом для изготовления щек и выступов , которые использовались для крепления штанг . [31] Нижняя грот-мачта была собрана как «сделанная мачта» из нескольких кусков древесины, укрепляющих центральный сердечник, а не из одного дерева. [32] В то время предпочтительным выбором была мачта из одного дерева, которая была намного прочнее конструктивно. В то время верфь в Стокгольме имела хотя бы косвенный доступ к древесине из западной Швеции. « Гетеборгские мачты» считались одними из лучших в Европе, но этот источник не использовался полностью шведским флотом до конца 17 века. Изготовленная мачта, использованная для Васы , скорее всего, была поставлена торговцами из Амстердама. [33] которые в то время доминировали на европейском рынке древесины. [34]
Блоки и мертвые глаза
[ редактировать ]Блоки или шкивы — это средства изменения направления пути веревки или обеспечения механического преимущества либо сами по себе, либо в сочетании с другими блоками для увеличения приложенной силы. Большинство блоков имеют шкив, который вращается на оси – веревка, проходящая через блок, входит в паз, вырезанный в шкиве. Нагрузка в веревке передается с оси на оболочку блока, которая во времена Васа имела веревочный строп (обычно) или ленту из кованого железа, которая огибает оболочку и используется для крепления блока к другому объект. Реже блок не имеет шкива. Тогда его называют «мертвым блоком». [36]
Deadeyes используются в стоячем такелаже. Это куски дерева, которые, работая парами, позволяют регулировать длину вант или стоек. Ремешок проходит через несколько отверстий в каждой паре — затягивание ремешка сокращает расстояние между парой мертвых глаз. Поскольку канаты из натуральных волокон могут менять длину в зависимости от количества влаги в них, стоячий такелаж корабля 17-го века нуждался в гораздо большей корректировке, чем более современное парусное судно. [37]
Орнамент
[ редактировать ]Как это было принято в то время с военными кораблями, Васа был украшен скульптурами, призванными прославлять власть, мудрость и военное мастерство монарха, а также высмеивать, насмехаться и запугивать врага. Скульптуры составили значительную часть усилий и затрат на постройку корабля. Символика, использованная при украшении корабля, была в основном основана на идеализации римской и греческой античности эпохи Возрождения , которая была импортирована из Италии через немецких и голландских художников. В мотивах доминируют образы, заимствованные из средиземноморской древности, но они также включают фигуры из Ветхого Завета и даже некоторые из Древнего Египта . Многие фигуры выполнены в голландском гротескном стиле и изображают фантастических и устрашающих существ, в том числе русалок, диких людей , морских чудовищ и тритонов . Украшение внутри корабля гораздо скуднее и в основном ограничивается рулевым отсеком и большой каютой в кормовой части верхней палубы. [38] Остатки краски были обнаружены на многих скульптурах и других частях корабля. Когда-то весь орнамент был раскрашен в яркие цвета. Борта клюва ( выступающая конструкция под бушпритом ), фальшборты (защитные перила вокруг открытой палубы), крыши четвертных галерей и фон транца ( плоская поверхность на корме корабля) все были выкрашены в красный цвет, а скульптуры были украшены яркими цветами, и ослепительный эффект их был в некоторых местах подчеркнут сусальным золотом . Раньше считалось, что цвет фона был синим и что все скульптуры были почти полностью позолочены, и это отражено во многих картинах Васы 1970-х - начала 1990-х годов, таких как живые и драматичные рисунки Бьёрна Ландстрёма или картина Фрэнсиса Смитмана. [39] В конце 1990-х годов этот вид был пересмотрен, и цвета правильно отражены в более поздних репродукциях украшения корабля, выполненных художником-маринистом Тимом Томпсоном , и в модели в масштабе 1:10, хранящейся в музее. Васа является примером не столько сильно позолоченных скульптур искусства раннего барокко , сколько «последних вздохов средневековой скульптурной традиции» с ее любовью к ярким цветам в стиле, который сегодня считался бы экстравагантным или даже вульгарным. [7]
Скульптуры вырезаны из дуба , сосны или липы , а многие из более крупных фигур, таких как огромный 3-метровый (9,8-футовый) носовой лев, состоят из нескольких частей, вырезанных по отдельности и соединенных между собой болтами. На корабле обнаружено около 500 скульптур, большая часть которых сосредоточена на высокой корме и ее галереях, а также на клюве. [40] Фигура Геракла представляет собой пару подвесок, одну младшую и одну старшую, по обе стороны нижних кормовых галерей; подвески изображают противоположные стороны античного героя, который был чрезвычайно популярен в античности, а также в европейском искусстве 17 века. На транце расположены библейские и националистические символы и изображения. Особенно популярным мотивом является лев, которого можно найти в виде маскаронов , изначально прикрепленных к внутренней стороне дверей артиллерийских люков, сжимающих королевский герб с обеих сторон, носовую фигуру и даже цепляющихся за верхнюю часть руля направления. На каждой стороне клюва первоначально было 20 фигур (хотя на самом деле было найдено только 19), изображавших римских императоров от Тиберия до Септимия Севера . [40]
В целом почти все героические и позитивные образы прямо или косвенно отождествляются с царем и изначально были призваны прославить его как мудрого и могущественного правителя. Единственный настоящий портрет короля расположен на самом верху транца кормы. Здесь он изображен мальчиком с длинными распущенными волосами, коронованным двумя грифонами, символизирующими отца короля, Карла IX . [41]
Команда из как минимум шести опытных скульпторов работала над скульптурами как минимум два года, скорее всего, с помощью неизвестного количества учеников и помощников. Никакой прямой авторизации какой-либо из скульптур не указан, но отчетливо различим особый стиль одного из самых выдающихся художников, Мортена Редтмера. Известно , что другие опытные художники, такие как Ганс Клаузинк, Йохан Дидрихсон Тийсен (или Тессен по-шведски) и, возможно, Маркус Леденс, работали на военно-морских верфях во время постройки Васы , но их соответствующие стили недостаточно различны. ассоциировать их напрямую с какими-либо конкретными скульптурами. [42]
Художественное качество скульптур значительно различается, и можно выделить около четырех различных стилей. Единственный художник, который положительно ассоциировался с различными скульптурами, - это Мартен Редтмер, чей стиль описывается как «мощный, живой и натуралистичный». [43] Ему принадлежало значительное количество скульптур. В их число входят некоторые из наиболее важных и престижных экспонатов: номинальный лев, королевский герб и скульптура короля наверху транца. Два других стиля описываются как «элегантные… немного стереотипные и маньеристические» и «тяжелый, неторопливый, но, тем не менее, богатый и живой стиль» соответственно. Четвертый и последний стиль, который считается явно уступающим трем остальным, описывается как «жесткий и неуклюжий». [44] и было сделано другими резчиками, возможно, даже учениками, менее искусными. [45]
Первое путешествие
[ редактировать ]Тонущий
[ редактировать ]10 августа 1628 года капитан Сёфринг Ханссон приказал Васе отправиться в свой первый рейс на военно-морскую базу в Эльвснаббене . День был спокойный, и единственным ветром был легкий бриз с юго-запада. Корабль перекосили (буксировали на якоре) вдоль восточной набережной города к южной стороне гавани, где были установлены четыре паруса, и корабль направился на восток. Орудийные порты были открыты, и орудия готовились салютовать, когда корабль покидал Стокгольм. [20]
Когда «Васа» проходила под подветренной стороной южного обрыва (ныне называемого Сёдермальм ), порыв ветра наполнил ее паруса, и она накренилась внезапно влево . Шкоты когда были отброшены, и корабль медленно выпрямился, порыв ветра прошел. В Тегельвикене , где есть брешь в обрыве, еще более сильный порыв ветра снова заставил корабль перевернуться на левый борт, на этот раз толкая открытые нижние орудийные порты под поверхность, позволяя воде хлынуть на нижнюю палубу. Количество воды, скопившейся на палубе, быстро превысило минимальную способность корабля восстанавливаться, и вода продолжала литься, пока не стекала в трюм. Корабль быстро затонул на глубину 32 м (105 футов) всего в 120 м (390 футов) от берега. Выжившие цеплялись за обломки или верхние мачты, которые все еще находились над поверхностью. Многие близлежащие лодки бросились им на помощь, но, несмотря на эти усилия и небольшое расстояние до берега, по сообщениям, вместе с кораблем погибли 30 человек. «Васа» затонул на глазах у сотен, если не тысяч, в основном простых стокгольмцев, пришедших посмотреть, как корабль отплывает. В толпе были иностранные послы, по сути, шпионы союзников и врагов Густава-Адольфа. [46]
дознание
[ редактировать ]На следующий день после потери Совет направил королю письмо, в котором сообщил ему о затоплении, но доставка его в Польшу заняла более двух недель. «Неосмотрительность и халатность», должно быть, были причиной этого, гневно написал он в своем ответе, недвусмысленно требуя наказания виновных. [47] Капитана Сёфринга Ханссона, выжившего в катастрофе, немедленно доставили на допрос. На первоначальном допросе он поклялся, что орудия были надежно закреплены и что экипаж был трезв. [47]
Полное дознание перед трибуналом членов Тайного совета и Адмиралтейства состоялось в Королевском дворце 5 сентября 1628 года. Был допрошен каждый из выживших офицеров, а также надзирающий корабел и ряд свидетелей-экспертов. На дознании также присутствовал адмирал королевства Карл Карлссон Гилленхильм . Целью расследования было не только найти козла отпущения, но и выяснить, почему корабль затонул. Кого бы комитет ни признал виновным в фиаско, ему грозит суровое наказание. [47]
Выживших членов экипажа по одному допрашивали об обращении с кораблем во время катастрофы. Была ли она правильно подготовлена к ветру? Экипаж был трезв? Правильно ли был уложен балласт? Оружие было надежно закреплено? Однако никто не был готов взять на себя вину. Члены экипажа и подрядчики разбили два лагеря; каждый пытался обвинить другого, и каждый клялся, что выполнил свой долг без вины, и именно в ходе расследования были раскрыты подробности демонстрации стабильности. [48]
Далее внимание было обращено на кораблестроителей. «Почему вы построили корабль таким узким, таким плохим и без достаточного дна, что он перевернулся?» — спросил прокурор корабела Якобссона. [49] Якобссон заявил, что он построил корабль по указанию Хенрика Хибертссона (первого судостроителя, недавно умершего). [18] ), который, в свою очередь, следовал спецификации, одобренной королем. Фактически Якобссон расширил корабль на 1 фут 5 дюймов (около 42 см) после того, как взял на себя ответственность за строительство, но строительство корабля зашло слишком далеко, чтобы обеспечить дальнейшее расширение. [49]
В итоге виновных найти не удалось. На вопрос суда, почему затонул корабль, Арендт де Грооте ответила: «Только Богу известно». Густав-Адольф утвердил все размеры и вооружение, корабль был построен в соответствии с инструкциями и оснащен указанным количеством орудий. В конце концов, никто не был наказан и не признан виновным за халатность, а вина фактически легла на погибшего Хенрика Хибертссона. [50]
Васа как развалины
[ редактировать ]Менее чем через три дня после катастрофы был подписан контракт на подъем корабля. Однако эти усилия не увенчались успехом. [51] Самые ранние попытки английского инженера Яна Балмера поднять Васу привели к тому, что корабль удалось выправить, но он также надежно застрял в грязи, что было одним из самых больших препятствий на пути первых попыток подъема. [51] Технология спасения в начале 17 века была гораздо более примитивной, чем сегодня, но при восстановлении кораблей использовались примерно те же принципы, которые использовались при подъеме Васы более 300 лет спустя. Два корабля или корпуса были размещены параллельно по обе стороны над местом крушения, а веревки, прикрепленные к нескольким якорям, были спущены и прикреплены к кораблю. Оба корпуса были наполнены водой настолько, насколько это было безопасно, веревки натянулись, и вода откачалась. Затем затонувший корабль поднялся вместе с кораблями на поверхность, и его можно было отбуксировать на мелководье. Затем процесс повторялся до тех пор, пока весь корабль не был успешно поднят над уровнем воды. Пусть подводный вес «Васы» и был невелик, но ил, в котором она осела, заставлял ее более уверенно сидеть на дне и требовал для преодоления значительной подъемной силы. [52]
Спустя более чем 30 лет после затопления корабля, в 1663–1665 годах, Альбрект фон Трейлебен и Андреас Пекелл предприняли попытку вернуть ценные орудия. С помощью простого водолазного колокола команда шведских и финских дайверов извлекла более 50 из них. [53] Такая активность пошла на убыль, когда стало ясно, что корабль невозможно поднять с помощью технологий того времени. Однако Васа после возвращения орудий не впал в безвестность полностью. Корабль упоминался в нескольких историях Швеции и шведского флота, а место крушения появилось на картах гавани Стокгольма в 19 веке. В 1844 году морской офицер Антон Людвиг Фанегельм обратился с просьбой о спасении прав на корабль, утверждая, что он нашел его. [54] Фахельм был изобретателем, который разработал раннюю форму легкого водолазного костюма и ранее участвовал в других спасательных операциях. В 1895–1896 годах на месте крушения совершались погружения, а в 1920 году коммерческая спасательная компания подала заявку на разрешение на подъем или спасение затонувшего корабля, но ей было отказано. В 1999 году свидетель также заявил, что его отец, младший офицер шведского военно-морского флота, принимал участие в учениях по водолазному делу на острове Васа в годы перед Первой мировой войной. [55]
Ухудшение
[ редактировать ]За 333 года, пока Васа лежал на дне стокгольмской гавани (называемой по-шведски Stockholms ström , «Поток»), корабль и его содержимое подверглись воздействию нескольких разрушительных сил, первыми среди которых были разложение и эрозия. Среди первых вещей, которые разложились, были тысячи железных болтов, которые скрепляли клюв и большую часть кормового замка, включая все деревянные скульптуры корабля. Почти все железо на корабле проржавело в течение нескольких лет после затопления, и уцелели только крупные предметы, такие как якоря, или предметы из чугуна, такие как пушечные ядра. [57]
Органические материалы лучше себя чувствуют в анаэробных условиях, поэтому дерево, ткань и кожа часто находятся в очень хорошем состоянии, но предметы, подвергшиеся воздействию течений, были размыты осадком воды, так что некоторые из них едва различимы. [57] Предметы, упавшие с корпуса в грязь после того, как гвозди проржавели, были хорошо защищены, так что на многих скульптурах до сих пор сохранились участки краски и позолоты. Из человеческих останков большая часть мягких тканей была уничтожена, остались только кости, которые часто скреплялись только одеждой, хотя в одном случае сохранились волосы, ногти и ткани мозга. [58]
Части корпуса, скрепленные столярными изделиями и деревянными гвоздями, оставались неповрежденными на протяжении двух столетий, подвергаясь постепенной эрозии поверхностей, подвергавшихся воздействию воды, если только они не были нарушены внешними силами. В конце концов вся кормовая часть корабля, высокая кормовая часть корабля, в которой размещались офицерские каюты и поддерживала транец, постепенно рухнула в ил вместе со всеми декоративными скульптурами. Квартальные галереи , которые были просто прибиты к бокам кормового замка, довольно быстро рухнули и оказались лежащими почти прямо под своим первоначальным расположением. [57]
Человеческая деятельность была самым разрушительным фактором, поскольку первоначальные попытки спасения, возвращение оружия и окончательное спасение в 20 веке оставили свой след. Пекелл и Трейлебен разошлись и сняли большую часть обшивки открытой палубы, чтобы добраться до пушек на нижних палубах. Пекелл сообщил, что он забрал с корабля 30 телег дров; они могли включать не только обшивку и детали конструкции, но и некоторые скульптуры, которые сегодня отсутствуют, такие как римский воин в натуральную величину возле носовой части и скульптура Септимия Севера, украшавшая левую сторону клюва . [59]
Поскольку Васа лежала на оживленном судоходном канале, корабли время от времени бросали над ней якорь, а один большой якорь разрушил большую часть верхнего кормового замка, вероятно, в XIX веке. Строительные работы в гавани Стокгольма обычно предполагают взрывные работы в скальной породе, и полученные тонны обломков часто сбрасывались в гавань; некоторые из них упали на корабль, что привело к дальнейшим повреждениям кормы и верхней палубы. [60]
Васа вновь открыт
[ редактировать ]В начале 1950-х годов археолог- любитель Андерс Франзен рассматривал возможность извлечения затонувших кораблей из холодных соленых вод Балтийского моря, поскольку, по его мнению, они свободны от корабельного червя Teredo navalis , который обычно быстро уничтожает затопленную древесину в более теплых и соленых морях. Ранее Франзену удавалось обнаруживать такие затонувшие корабли, как Риксапплет и Любска Сван , и после долгих и утомительных исследований он начал искать Васу и . Он провел много лет, безуспешно исследуя воды вокруг многих предполагаемых мест крушения. Ему это не удавалось до тех пор, пока, основываясь на сообщениях о неизвестной топографической аномалии к югу от дока Густава V на Бекхольмене , он не сузил область поиска. [61]
В 1956 году с помощью самодельного керноприемника с гравитационным приводом он обнаружил большой деревянный объект почти параллельно устью дока на острове Бекхольмен. Местонахождению корабля было уделено значительное внимание, хотя идентификация корабля не могла быть определена без более тщательного расследования. Вскоре после объявления о находке началось планирование, как раскопать и поднять Васу . С самого начала в проекте принимали участие шведский военно-морской флот, а также различные музеи и Совет национального наследия, представители которого в конечном итоге сформировали Комитет Васа , предшественник Совета Васа . [61]
Восстановление
[ редактировать ]Был предложен ряд возможных методов восстановления, в том числе наполнение корабля шариками для пинг-понга и заморозка его в глыбе льда, но метод, выбранный Советом Васа (который сменил Комитет Васа), по сути был тем же самым, который был предпринят сразу после тонущий. Водолазы потратили два года на то, чтобы прорыть под кораблем шесть тоннелей для стальных тросовых строп, которые были доставлены к паре подъемных понтонов на поверхности. Работа под кораблем была чрезвычайно опасной: водолазам приходилось пробивать туннели в глине струями воды под высоким давлением и всасывать образовавшуюся жижу с помощью драги, работая при этом в полной темноте с сотнями тонн корабля, наполненного грязью, над головой. . [62] Постоянный риск заключался в том, что затонувший корабль мог сдвинуться или погрузиться глубже в грязь, пока дайвер работал в туннеле, и он оказался в ловушке под обломками. Почти вертикальные секции туннелей возле борта корпуса также потенциально могут обрушиться и похоронить внутри дайвера. [63] операции было совершено более 1300 погружений Несмотря на опасные условия, в ходе спасательной без каких-либо серьезных происшествий. [64]
Каждый раз, когда понтоны накачивались полностью, тросы натягивались и понтоны откачивались, корабль подводился на метр ближе к поверхности. В ходе серии из 18 подъемов в августе и сентябре 1959 года корабль был перемещен с глубины от 32 до 16 метров (от 105 до 52 футов) в более защищенный район Кастельхольмсвикена, где дайверы могли более безопасно работать, готовясь к последнему подъему. . [65] В течение полутора лет небольшая команда коммерческих водолазов очищала верхние палубы от мусора и грязи, чтобы облегчить корабль, и делала корпус максимально водонепроницаемым. Орудийные порты закрыли временными крышками, соорудили временную замену обрушившемуся кормовому замку и заткнули многие отверстия от проржавевших железных болтов. Последний подъем начался 8 апреля 1961 года, а утром 24 апреля Васа был готов вернуться в мир впервые за 333 года. Пресса со всего мира, телекамеры, 400 приглашенных гостей на баржах и лодках и тысячи зрителей на берегу наблюдали, как на поверхность поднимаются первые бревна. Затем корабль освободили от воды и грязи и отбуксировали в сухой док «Густав V» на Бекхольмене, где корабль спустили на воду собственным килем на бетонный понтон, на котором до сих пор стоит корпус. [66]
С конца 1961 года по декабрь 1988 года Васа размещался во временном здании под названием Васаварвет («Верфь Васа»), которое включало в себя выставочные площади, а также деятельность, сосредоточенную на корабле. Над кораблем на его понтоне возвели здание, но оно было очень тесным, что затрудняло консервационные работы. Посетители могли рассмотреть корабль всего с двух уровней, а максимальное расстояние обзора в большинстве мест составляло всего пару метров, что затрудняло зрителям обзор корабля в целом. В 1981 году правительство Швеции решило построить постоянное здание и организовало конкурс проектов. Победивший проект шведских архитекторов Монссона и Дальбека предусматривал строительство большого зала над кораблем в многоугольном индустриальном стиле. Земля была заложена в 1987 году, и в декабре 1988 года Васа отбуксировали в недостроенный музей Васа. Официально музей был открыт для публики в 1990 году. [67]
Археология
[ редактировать ]Васа поставил перед археологами беспрецедентную задачу. Никогда прежде не было доступно для раскопок четырехэтажное строение, большая часть первоначального содержимого которого практически не была нарушена. [68] Условия, в которых пришлось работать команде, усугубляли трудности. Корабль нужно было поддерживать влажным, чтобы он не высох и не раскололся, прежде чем его можно будет должным образом сохранить. Копать приходилось под постоянным моросящим дождем и в покрытой илом грязи, глубина которой могла превышать 1 метр (3 фута 3 дюйма). [69]
Чтобы определить места находок, корпус был разделен на несколько секций, разграниченных множеством конструктивных балок, настилом и линией, проведенной по центру корабля от кормы к носу. По большей части раскопки палуб проводились по отдельности, хотя иногда работы велись одновременно на нескольких уровнях палуб. [69]
Конструкция корабля
[ редактировать ]На «Вазе» сохранилось четыре палубы: верхняя и нижняя орудийная палубы, трюм и орлоп . Из-за ограничений, связанных с подготовкой корабля к консервации, археологам пришлось работать быстро, в 13-часовые смены в течение первой недели раскопок. Верхняя орудийная палуба была сильно повреждена различными проектами по спасению в период с 1628 по 1961 год, и она содержала не только материалы, упавшие с такелажа и верхней палубы, но и более трех столетий портового мусора. [70]
Палубы внизу становились все менее нарушенными. На орудийных палубах находились не только лафеты, три уцелевшие пушки и другие предметы военного характера, но и место, где на момент затопления хранилась большая часть личных вещей моряков. В их число входил широкий спектр находок, а также сундуки и бочки с запасной одеждой и обувью, инструментами и материалами для починки, деньгами (в виде медных монет малого достоинства), купленными в частном порядке провиантом и всеми предметами повседневного обихода. необходим для жизни на море. [71]
Как правило, мачты, паруса и такелаж, если они не были утеряны в результате первоначального крушения, гораздо более подвержены современному спасению, деградации или утрате, чем нижние компоненты корпуса, которые обычно составляют останки затонувшего судна. У «Васы» сохранились практически все нижняя носовая и грот-мачты, большая часть бушприта и две реи , которые, вероятно, произошли от корабля. К этому добавляются шесть парусов (из десяти), которые не были поставлены в первый рейс, а хранились внизу, в парусной рубке, 412 орудийных снастей и блоков такелажа (плюс 143 штуки), извлеченных из возможного снаряжения около 600, мертвые глаза использовались для регулировки натяжения вант, из которых 125 были восстановлены, ребра и тележки, а также веревки. Для сравнения, затонувший корабль 24М в Ред-Бэй (затонул, вероятно, в 1565 году) имел 48 стоячих блоков (эквивалентных мертвым глазам) и 24 бегущих блока. [72] в то время как « Мэри Роуз» (затонувшая в 1545 г.) произвела только блоки, которые хранились под палубами, а восстановленный парус еще предстоит исследовать. [73] Ни у одного из них не сохранилось мачт, их размер можно оценить только по размерам опор и ступенек мачты . Находки парусных буровых установок Васы легко превосходят общее количество находок на этих двух затонувших кораблях, а также на кораблях Ла-Бель (затонуло в 1686 году) и Санто-Антонио-де-Танна (затонуло в 1697 году). [74]
Находки
[ редактировать ]Большинство отдельных находок на борту сделаны из дерева, что свидетельствует не только о простой жизни на борту, но и о в целом бесхитростном состоянии шведской материальной культуры в начале 17 века. Нижние палубы в основном использовались для хранения вещей, поэтому трюм был заполнен бочками с провиантом и порохом, катушками якорного троса, дробью для орудий и личными вещами некоторых офицеров. На орлоп-палубе в небольшом отсеке находились шесть из десяти парусов корабля, запасные части такелажа и рабочие части корабельных насосов. В другом отсеке находились вещи корабельного плотника, в том числе большой ящик для инструментов. [71]
После того, как сам корабль был поднят и раскопан, место гибели было тщательно раскопано в 1963–1967 годах. В результате многие элементы такелажа, а также деревянные конструкции отвалились, особенно из клюва и кормового замка. Большинство скульптур, украшавших внешний вид корпуса, также были найдены в грязи вместе с корабельными якорями и скелетами как минимум четырех человек. длиной 11,7 метра (38 футов) Последним объектом, который был поднят на поверхность, был баркас , называемый по-шведски esping , найденный лежащим параллельно кораблю и, предположительно, отбуксированный Васой , когда он затонул. [75] [76]
Многие из более поздних объектов, загрязняющих это место, не были приняты во внимание при регистрации находок, но некоторые из них были остатками спасательных работ 1660-х годов, а у других были свои собственные истории. Среди самых известных из них была статуя финского бегуна 20-го века Пааво Нурми , которую в качестве шутки установили на корабле студенты Хельсинкского технологического университета (ныне Университет Аалто ) в ночь перед финальным подъемом. [77] [78]
Причины затопления
[ редактировать ]«Васа» затонула, потому что у нее была очень низкая первоначальная устойчивость — сопротивление крену под действием силы ветра или волн, действующих на корпус. Это произошло из-за распределения массы в конструкции корпуса, а также из-за того, что балласт, орудия, провиант и другие предметы, загруженные на борт, размещали слишком большой вес на корабле. Это привело к тому, что центр тяжести оказался очень высоко относительно центра плавучести , из-за чего корабль легко кренился в ответ на небольшую силу и не обеспечивал достаточного восстанавливающего момента , чтобы он снова встал в вертикальное положение.
Орудия весили немногим более 60 тонн (59 длинных тонн; 66 коротких тонн), что составляло около 5% общего водоизмещения загруженного корабля, чего само по себе недостаточно, чтобы вызвать опрокидывание корабля. Причиной высокого центра тяжести стала конструкция корпуса. Часть корпуса над ватерлинией была слишком высокой и слишком тяжелой по сравнению с объемом корпуса, находившегося в воде. Высота палубы была выше, чем необходимо для членов экипажа, средний рост которых составлял 1,67 метра (5 футов 6 дюймов), что делало вес палубы и орудий выше, чем необходимо. Кроме того, балки настила и поддерживающие их брусья были слишком большими и располагались более близко друг к другу, чем требовалось для несущих ими грузов, что увеличивало слишком большой вес и без того высоких и тяжелых верхних конструкций. [79]
Во время строительства шведские футы (29,69 см) и амстердамские футы разные команды использовали (28,31 см). Были найдены четыре линейки, которыми пользовались рабочие, строившие корабль; два были откалиброваны в шведских футах (12 шведских дюймов), а два других были откалиброваны в амстердамских футах (11 амстердамских дюймов). Использование разных единиц длины на двух бортах судна привело к тому, что корабль стал тяжелее с левого борта. [80]
Хотя математические инструменты для расчета или прогнозирования остойчивости существовали еще более чем через столетие, а научные идеи 17-го века о том, как корабли ведут себя в воде, были глубоко ошибочными, люди, связанные со строительством и управлением кораблями для шведского флота, были очень осознавать действующие силы и их взаимоотношения друг с другом. В последней части расследования, проведенного после затопления, группу мастеров-корабелов и старших военно-морских офицеров попросили высказать свое мнение о том, почему корабль затонул. Их обсуждение и выводы очень ясно показывают, что они знали, что произошло, и их вердикт очень ясно резюмировал один из капитанов, который сказал, что кораблю не хватило «брюха», чтобы нести тяжелые верхние конструкции. [81] Когда было обнаружено, что другие корабли, которые предшествовали расчетам остойчивости, не обладают остойчивостью, можно было принять меры по исправлению положения, увеличив ширину. Это может потребовать добавления дополнительного слоя обшивки ниже ватерлинии. Более радикально можно было использовать процесс обшивки: обшивку удаляли, а к рамам добавляли дополнительные куски дерева для увеличения ширины формовки. Затем обшивку заменили. [82]
Васа, возможно, не затонул бы тогда, если бы корабль плыл с закрытыми артиллерийскими портами. Корабли с несколькими ярусами артиллерийских портов обычно плавали с закрытым самым низким ярусом, поскольку давление ветра на паруса часто толкало корпус до тех пор, пока нижние пороги артиллерийских портов не оказывались под водой. По этой причине крышки орудийных портов были изготовлены с двойной кромкой, обеспечивающей достаточно хорошее уплотнение и не пропускающую большую часть воды. Капитан Сёфринг Ханссон приказал закрыть иллюминаторы нижней палубы, как только корабль начал набирать воду, но было уже слишком поздно. Если бы он сделал это до отплытия, Васа , возможно, не затонул бы в тот день. [81]
Сохранение
[ редактировать ]Хотя «Васа» после 333 лет на дне моря находилась в удивительно хорошем состоянии, она бы быстро пришла в негодность, если бы корпусу просто дали высохнуть. Большая часть дубовой древесины Васы , более 600 кубических метров (21 000 кубических футов), представляла собой беспрецедентную проблему сохранения. После некоторых дебатов о том, как лучше всего сохранить корабль, консервация была проведена путем пропитки полиэтиленгликолем ( ПЭГ) - метода, который с тех пор стал стандартной обработкой больших, затопленных деревянных предметов, таких как английский корабль 16-го века Мэри Роуз. . Васа опрыскивалась ПЭГ в течение 17 лет, после чего последовал длительный период медленного высыхания, которое не завершилось полностью к 2011 году. [83]
Причина, по которой Васа так хорошо сохранилась, заключалась не только в отсутствии корабельного червя , который обычно пожирает деревянные корабли, но и в том, что вода стокгольмского стрёма была сильно загрязнена до конца 20 века. Высокотоксичная и враждебная среда означала, что даже самые стойкие микроорганизмы, разрушающие древесину, с трудом выживали. Это, а также то, что «Васа» была недавно построена и не пострадала после затопления, способствовали ее сохранению. Однако некоторые свойства воды оказались вредными. Химические вещества, присутствующие в воде вокруг Васы, проникли в древесину, и древесина была полна продуктов коррозии от болтов и других железных предметов, которые проржавели. Как только корабль оказался на воздухе, внутри древесины начались реакции, в результате которых образовались кислотные соединения. В конце 1990-х годов на Васе и некоторых связанных с ней артефактах были замечены пятна белого и желтого цвета; это оказались сульфатсодержащие соли, образовавшиеся на поверхности древесины при взаимодействии сульфидов с кислородом воздуха. Соли на поверхности Васа и предметы, найденные внутри и вокруг нее, сами по себе не представляют угрозы, несмотря на обесцвечивание, но если они находятся внутри дерева, они могут расшириться и расколоть древесину изнутри. По состоянию на 2002 год количество серной кислоты в корпусе Vasa оценивалось более чем в 2 тонны (4400 фунтов), и постоянно образуется еще больше. На корабле присутствует достаточно сульфидов, чтобы произвести еще 5000 килограммов (11 000 фунтов) кислоты со скоростью около 100 килограммов (220 фунтов) в год; в конечном итоге это может почти полностью уничтожить корабль. [84]
В то время как большая часть научного сообщества считает, что разрушительным веществом, ответственным за Васы долгосрочное разложение , является серная кислота, Улла Вестермарк, профессор технологии древесины в Технологическом университете Лулео , вместе со своим коллегой Бёрье Стенберг предложила другой механизм. Эксперименты, проведенные японскими исследователями, показывают, что обработка древесины ПЭГ в кислой среде может привести к образованию муравьиной кислоты и, в конечном итоге, к разжижению древесины. Васа подвергался воздействию кислой воды более трех столетий и поэтому имеет относительно низкий (кислый) pH. Образцы, взятые с корабля, указывают на присутствие муравьиной кислоты и что она может быть одной из многочисленных причин внезапного ускорения скорости разложения. [85]
Музей постоянно контролирует корабль на предмет повреждений, вызванных гниением или короблением древесины. Продолжающиеся исследования направлены на поиск наилучшего способа сохранить корабль для будущих поколений и как можно тщательнее проанализировать существующий материал. Текущая проблема заключается в том, что старый дуб , из которого построен корабль, потерял значительную часть своей первоначальной прочности, а опора, поддерживающая корабль, плохо приспособлена к распределению веса и напряжений в корпусе. «Количество подвижностей корпуса вызывает беспокойство. Если ничего не предпринять, корабль, скорее всего, снова перевернется», — утверждает Магнус Олофсон из музея Васа . усилия по обеспечению безопасности Vasa В настоящее время предпринимаются в будущем в сотрудничестве с Королевским технологическим институтом и другими учреждениями по всему миру. [86]
Чтобы решить проблему неизбежного износа корабля, в главном зале музея Васа поддерживается температура 18–20 ° C (64–68 ° F) и уровень влажности 53%. Были опробованы различные методы замедления разрушения кислотными соединениями. Небольшие объекты были запечатаны в пластиковые контейнеры, заполненные инертной атмосферой газообразного азота, чтобы предотвратить дальнейшие реакции между сульфидами и кислородом. Сам корабль был обработан тканью, пропитанной щелочной жидкостью, чтобы нейтрализовать низкий уровень pH, но это лишь временное решение, поскольку кислота вырабатывается постоянно. Оригинальные болты проржавели после того, как корабль затонул, но их заменили современными, оцинкованными и покрытыми эпоксидной смолой. Несмотря на это, новые болты также начали ржаветь и выделять железо в древесину, ускоряя износ. [87]
В период с 2011 по 2018 год музей Васа и шведская группа технологий материалов Alleima предприняли долгосрочный проект исследований и разработок по замене оцинкованных болтов специально разработанными заменителями из высоколегированной нержавеющей стали, состоящими из восьми компонентов. Сталь, из которой были изготовлены сменные болты, получившая обозначение SAF 2707 HD, устойчива к коррозии, выдерживает воздействие самых суровых условий окружающей среды и обычно используется в нефтегазовой промышленности. [88]
В конце 2023 года музей также объявил, что будет строить замену люльки и новый внутренний опорный каркас для Васы общей стоимостью 150 миллионов шведских крон и ищет финансирование у доноров и спонсоров. Исследование проекта и работа над строительными чертежами заняли уже четыре года; Также проводились испытания натурных моделей. Сам проект, который, как ожидается, займет еще около четырех лет, должен был начаться весной 2024 года. [89] Следствием этой работы является то, что внутри корабля будет добавлено множество опорных конструкций, что ухудшит визуальное впечатление от нижних палуб и внутренних помещений. Поэтому перед началом работ была произведена визуальная запись внешнего вида корабля. [90]
Наследие
[ редактировать ]Через 20 лет после затопления Васы Швеция прекратила использовать голландских корабелов и вместо этого использовала английских специалистов. Хотя предполагается, что это изменение произошло из-за того, что король Карл X Густав был впечатлен увиденным кораблем, построенным в Англии, вполне вероятно, что процессы проектирования, используемые на английских верфях, лучше подходили шведскому государству в качестве заказчика. В отличие от старых традиционных методов, используемых голландцами, английские корабелы записывали планы нового корабля на бумаге и строили модели для обсуждения с теми, кто платил за строительство. [91] В 20 веке Васа стал популярным и широко признанным символом исторического повествования о шведском штурмактстидене («периоде великой державы») в 17 веке и о раннем развитии европейского национального государства . В рамках дисциплин истории и морской археологии обломки крупных военных кораблей 16, 17 и 18 веков получили особенно широкое внимание как воспринимаемые символы прошлого величия шведского государства. Среди этих затонувших кораблей самым известным примером является Vasa , получивший международное признание, не в последнюю очередь благодаря намеренному использованию корабля в качестве символа для продвижения Швеции за рубежом. [92]
Имя Васа в Швеции стало синонимом затонувших судов, которые считаются имеющими большое историческое значение, и их обычно описывают, объясняют и ценят в отношении самой Васы . [92] Шведский морской археолог Карл-Олоф Седерлунд, принимавший активное участие в различных проектах Васа , описал это явление как синдром королевского корабля , «синдром королевского корабля» (по термину, использовавшемуся в 17 веке для обозначения крупнейших военных кораблей в Шведский флот). Он связывает «синдром» с националистическим аспектом истории идей и традиционных представлений о королях-героях и славе через войну. [93]
В центре внимания этой исторической теории лежат «великие периоды» «нашей [шведской] истории», и она имеет много общего с националистическими взглядами эпохи викингов в скандинавских странах и восхвалением греческой и римской древности в западном мире. общий. [93] Седерлунд подчеркнул ритуальные аспекты широко разрекламированного спасения в 1961 году и сравнил современный музей Васа с «храмом в классическом смысле этого слова». Размещение музея на Юргордене, традиционной собственности короны, и его внимание к «Королевскому кораблю» побудили его предложить описание его как «Храм Королевского корабля». [94]
Литература и популярная культура
[ редактировать ]Уникальный статус Васы привлек значительное внимание и захватил воображение более двух поколений ученых, туристов, строителей моделей и авторов. Хотя исторически необоснованное, популярное представление о строительстве корабля как о неудачном и неорганизованном деле (получившее название « Васа синдром ») использовалось многими авторами литературы по менеджменту в качестве образовательного примера того, как не следует организовывать успешный бизнес. [95] В книге «Тендерный корабль » Манхэттенского проекта инженер Артур Сквайрс использовал историю Васы как первую иллюстрацию своего тезиса о том, что правительства обычно являются некомпетентными менеджерами технологических проектов. [96]
Музей Васа выступил соавтором двух версий документального фильма об истории и восстановлении корабля, снятых режиссером-документалистом Андерсом Вальгреном . Вторая версия была показана в музее и выпущена на VHS и DVD с озвучкой на 16 языках. В конце 2011 года на шведском телевидении состоялась премьера третьего фильма «Васа» с более продолжительной продолжительностью показа и значительно большим бюджетом (более 7,5 миллионов крон, предоставленных SVT ). [97]
Была создана образовательная компьютерная игра, которая используется в музее и на его веб-сайте для объяснения основ кораблестроения и устойчивости кораблей 17 века. Было изготовлено несколько серийных комплектов моделей и бесчисленное количество моделей корабля, построенных по индивидуальному заказу. копия корабля водоизмещением 308 тонн (303 длинных тонны; 340 коротких тонн), В 1991 году в Токио была построена стилизованная который служил экскурсионным кораблем на 650 пассажиров. Васа вдохновил на создание многих произведений искусства, в том числе позолоченной пародии на тему Диснея на скульптуры- пилястры на кают-галереях корабля. [98]
Будучи популярной туристической достопримечательностью, Васа используется в качестве мотива для различных сувенирных изделий, таких как футболки, кружки, магниты на холодильник и плакаты. коммерческие копии многих предметов, найденных на корабле, принадлежавших людям на борту, таких как стаканы, тарелки, ложки и даже игра в нарды . Были изготовлены [99]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Васа в цифрах – Музей Васа» . 17 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 17 октября 2015 г.
- ^ 11 миллионов в Васаварвете 1961–88 и 18 миллионов в постоянном музее с 1990 года. Общая сумма основана на статистике официального сайта музея Васа: (на шведском языке) «Museets besökare». Архивировано 14 августа 2010 года в Wayback Machine , 2011 г.; "Vasas sista färd" . Архивировано 18 августа 2010 года в Wayback Machine , 2000(?).
- ^ «Добро пожаловать в музей Васа» . Архивировано из оригинала 1 апреля 2020 года . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ «В поисках и спасении самого известного в мире кораблекрушения» . Архивировано из оригинала 6 апреля 2023 года . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ Хокер Седерлунд 2006 , стр. 36–39; см. также статью Яна Глете « Шведское финансово-военное государство и его флот, 1521–1721 гг.». Архивировано 10 марта 2021 г. в Wayback Machine .
- ^ Перейти обратно: а б с Робертс (1953–58)
- ^ Перейти обратно: а б с Хокер, Фред «Катастрофа» в Седерлунде, 2006 г. , стр. 47.
- ^ Табурет 2011 , с. 147
- ↑ Шведский термин, обозначающий globus Crucer , царственный шар и крест, — äpple или riksäpple , буквально «яблоко (царства)».
- ^ Перейти обратно: а б «Шведские археологи нашли военный корабль 17 века» . Хранитель . Стокгольм. Агентство Франс-Пресс. 24 октября 2022 года. Архивировано из оригинала 24 октября 2022 года . Проверено 24 октября 2022 г.
- ↑ Васа на самом деле никогда не упоминалась как царственный скелет до того, как она была потеряна, но впоследствии была классифицирована как таковая; Хокер 2011 , с. 147–148
- ^ Хокер в Седерлунде, 2006 , стр. 39; Подробнее об Эпплете см. (на шведском языке) Ян Глете, « Густав II Адольф Эпплет » в журнале Marinerkeologisk tidskrift, № 4, 2002.
- ^ Словарь Шведской академии, столбец V 478, том 37, « ваза сбст. 3 »
- ^ Седерлунд 2006 , стр. 15.
- ^ Гамильтон и Сандстрём, 1982 г.
- ^ Хокер Седерлунд 2006 , стр. 43–44
- ^ Хокер в Седерлунде, 2006 , стр. 41.
- ^ Перейти обратно: а б Табурет 2011 , с. 94
- ^ Хокер Седерлунд 2006 , стр. 47–50
- ^ Перейти обратно: а б Хокер, Фред «Катастрофа» в Седерлунде, 2006 г. , стр. 53.
- ^ Перейти обратно: а б Хокер, Фред «Катастрофа» в Седерлунде, 2006 г. , стр. 45–46
- ^ Табурет 2011 , с. 39-41
- ^ Хокер, Фред «Катастрофа» в Седерлунде, 2006 , стр. 50–51
- ^ Хокер 2011 , стр. 133–134.
- ^ Хокер 2011 , стр. 57–63.
- ^ Хокер, Фред «Катастрофа» в Седерлунде, 2006 г. , стр. 49.
- ^ Табурет 2011 , с. 58-59
- ^ Хокер, Фред «Катастрофа» в Седерлунде, 2006 , стр. 47–51
- ^ Хокер, Фред «Спарс» в Hocker & Pipping 2023 , стр. 83–92
- ^ Хокер, Фред «Спарс» в Hocker & Pipping 2023 , стр. 94–96
- ^ Хокер, Фред «Спарс» в Hocker & Pipping 2023 , стр. 83–86
- ^ Хокер, Фред «Спарс» в Hocker & Pipping 2023 , стр. 87.
- ^ Хокер, Фред «Спарс» в Hocker & Pipping 2023 , стр. 103–104
- ^ Ван Дуйвенворде 2015 , с. 388
- ^ Хоу, Натаниэль; Линдблом, Ирен и Хокер, Фред. «Снасти» в журнале Hocker & Pipping 2023 , стр. 180.
- ^ Хоу, Натаниэль; Линдблом, Ирен и Хокер, Фред. «Снасти» в Hocker & Pipping 2023 , стр. 125, 154–160.
- ^ Хоу, Натаниэль; Линдблом, Ирен и Хокер, Фред. «Снасти» в Hocker & Pipping 2023 , стр. 125, 126–141.
- ^ Суп 1992 г.
- ↑ См. образец с веб-сайта Smitheman здесь [1]. Архивировано 17 октября 2015 г. в Wayback Machine .
- ^ Перейти обратно: а б Суп 1992 , с. 20-21
- ↑ До коронации Карл был герцогом Седерманланда , на гербе которого изображен грифон- сегреант , стоящий с поднятыми передними ногами; Суп 1992 , с. 18–27
- ^ Суп 1992 , с. 241–253
- ^ Суп 1992 , с. 247
- ^ Цитаты из Soop 1992 , с. 252
- ^ Суп 1992 , с. 241–253
- ^ Хокер, Фред «Катастрофа» в Седерлунде, 2006 , стр. 53–54
- ^ Перейти обратно: а б с Кварнинг и Орелиус 1998 , стр. 25–35.
- ^ Кварнинг и Орелиус 1998 , стр. 29–35; Хокер, Фред «Катастрофа» в Седерлунде, 2006 г. , стр. 55–60
- ^ Перейти обратно: а б Хокер, Фред «Катастрофа» в Седерлунде, 2006 г. , стр. 36.
- ^ Кварнинг и Орелиус 1998 , стр. 25–32.
- ^ Перейти обратно: а б Хафстрём, Георг «Попытки спасения 1628–1683 гг. в Седерлунде, 2006 г.» , стр. 69.
- ^ Хафстрём, Георг «Попытки спасения 1628–1683 гг. в Седерлунде, 2006 г.» , стр. 98–104.
- ^ Хафстрём, Георг «Попытки спасения 1628–1683 гг. в Седерлунде, 2006 г.» , стр. 88–89.
- ^ Седерлунд, Карл Олоф «От Либертона до Франзена» Седерлунд 2006 , стр. 142–143
- ^ Седерлунд 2006 , стр. 138–142
- ^ Андерсон 1927 , с. 233
- ^ Перейти обратно: а б с Хокер и Вендель Седерлунд 2006 , стр. 153–170
- ^ Седерлунд, Карл Олоф «Первый подъем 1957-1959» в Седерлунде, 2006 г. , стр. 146–152
- ^ Седерлунд, Карл Олоф «Первый подъем 1957-1959» в Седерлунде, 2006 г. , стр. 154
- ^ Хокер, Фред «Процесс формирования сайта» в Cederlund 2006 , стр. 151–152
- ^ Перейти обратно: а б Седерлунд, Карл Олоф и Хокер, Фред « Ваза переехала» в Седерлунд, 2006 г. , стр. 172–180
- ^ Седерлунд, Карл Олоф «От Либертона до Франзена» Седерлунд 2006 , стр. 234–244
- ^ Седерлунд, Карл Олоф «Первый подъем 1957-1959» в Седерлунде, 2006 г. , стр. 252
- ^ Кварнинг и Орелиус 1998 , с. 61–69
- ^ Кварнинг и Орелиус 1998 , с. 69
- ^ Седерлунд, Карл Олоф «От Либертона до Франзена» Седерлунд 2006 , стр. 285–290
- ^ Кварнинг и Орелиус 1998 , с. 163–173
- ^ Седерлунд, Карл Олоф и Хокер, Фред «Методология и подготовка» в Cederlund 2006 , стр. 298
- ^ Перейти обратно: а б Седерлунд, Карл Олоф и Хокер, Фред «Методология и подготовка» в Седерлунде, 2006 г. , стр. 300
- ^ Седерлунд, Карл Олоф «Верхний Гундек» в Седерлунде, 2006 г. , стр. 315.
- ^ Перейти обратно: а б Седерлунд, Карл Олоф и Хокер, Фред «Методология и подготовка» в Седерлунде, 2006 г. , стр. 302–305; каталог предметов см. по этой ссылке. Архивировано 16 октября 2007 г. в Wayback Machine .
- ^ Гренье, Бернье и Стивенс 2007 , с. 9, 11, 13, 307
- ^ Марсден 2009
- ^ Хоу, Натаниэль; Линдблом, Ирен и Хокер, Фред. «Снасти» в журнале Hocker & Pipping 2023 , стр. 129, 154, 218; Бартош, Луи; Бенгтссон, Свен; Свенссон, Сэм и Хокер, Фред «Паруса» в Hocker & Pipping 2023 , стр. 287.
- ^ Седерлунд, Карл Олоф «На месте крушения Васа 1963-1967» Седерлунд 2006 , стр. 470–472
- ^ Бартош, Луи; Бенгтссон, Свен; Свенссон, Сэм и Хокер, Фред «Паруса» в Hocker & Pipping 2023 , стр. 306
- ^ «Васан Вейярит» (на финском языке). Ильта-Саномат . 5 июля 1961 года. Архивировано из оригинала 13 июля 2004 года . Проверено 8 декабря 2007 г.
- ^ «Teekkarien kuningasjäynästä puoli vuosisataa» [Полвека спустя после знаменитого взлома студентов Технологического университета] (на финском языке). Юле . 28 апреля 2011 г. Архивировано из оригинала 14 февраля 2016 г. Проверено 19 февраля 2016 г.
- ^ Табурет 2011 , с. 132-134
- ^ «Новые подсказки появляются в многовековом шведском кораблекрушении» . Международное общественное радио . 23 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 5 октября 2017 года . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Табурет 2011 , с. 135-137
- ^ Адамс 2013 , с. 130
- ^ Табурет 2011 , с. 192-193
- ^ Дал и Холл Рот 2002 , с. 38–39
- ^ (на шведском языке) Гетеборгского университета Телевидение , Vetenskapslandet. Архивировано 30 апреля 2009 г. в Wayback Machine . Вышел в эфир 5 октября 2005 г. Проверено 4 марта 2009 г.
- ^ (на шведском языке) Далквист, Ганс. «KTH спасает Васу от опрокидывания». Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine . Ny Teknik, 19 июля 2007 г. Проверено 18 декабря 2007 г. ( архивировано 22 июня 2007 г. в Wayback Machine ).
- ^ Дал и Холл Рот 2002 , с. 39–41; Сандстрем и др. 2002 .
- ^ «Новые болты на Васе» . Музей Васа . 11 августа 2022 г. Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ Брайант 2023
- ^ Хокер, Фред (ведущий) (март 2003 г.). На борту «Васы» — Эпизод 1 . Васамусит . Проверено 16 февраля 2024 г.
- ^ Адамс 2013 , с. 189
- ^ Перейти обратно: а б Седерлунд 1997 , стр. 38.
- ^ Перейти обратно: а б Седерлунд 1997 , стр. 38–40.
- ^ Седерлунд 1997 , стр. 15; оригинальные цитаты: « храм в классическом понимании »; « Храм Королевского Корабля ».
- ^ Например, эта статья из IEEE Computing: Ричард Э. Фэрли, Мэри Джейн Уилшир, «Почему Vasa затонула: 10 проблем и некоторые противоядия для программных проектов», IEEE Software vol. 20, нет. 2, стр. 18–25, март/апрель 2003 г.; см. также Хокер, Фред «Катастрофа» в Седерлунде, 2006 , с. 58
- ^ Сквайрс 1986 , стр. 1–3.
- ↑ Хеллекант, Йохан, « Исторический фильм борется со встречным ветром. Архивировано 24 января 2012 года в Wayback Machine » Svenska Dagbladet , 10 июля 2011 года; Линдер, Ларс, « Васа 1628. Архивировано 10 января 2012 года в Wayback Machine » , Dagens Nyheter , 27 декабря 2011 года.
- ^ Модель: модели Vasa из ближнего и дальнего зарубежья .
- ^ Домашняя страница музея Васа . Государственный морской музей. Проверено 3 марта 2009 г. Архивировано 10 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
Ссылки
[ редактировать ]- Адамс, Джонатан (2013). Морская археология кораблей: инновации и социальные изменения в Европе позднего средневековья и раннего Нового времени . Оксфорд: Книги Оксбоу. ISBN 9781782970453 .
- Андерсон, Роджер К. (1927). Оснащение кораблей во времена стеньги-шпритов: 1600 - 1720 (переиздание 1994 г.). Нью-Йорк: Dover Publ. ISBN 978-0486279602 .
- Брайант, Миранда (27 декабря 2023 г.). « У нас много трещин»: шведы снова пытаются спасти военный корабль «Ваза» . Хранитель . Проверено 29 декабря 2023 г.
- Седерлунд, Карл Олоф (1997). Национализм или наука? Шведская морская археология в идеологическом свете (на шведском языке). Стокгольм: Карлссон. ISBN 91-7203-045-3 .
- Седерлунд, Карл Олоф (2006). Хокер, Фред (ред.). Васа. 1: Археология шведского военного корабля 1628 года . Стокгольм: Национальные морские музеи Швеции. ISBN 91-974659-0-9 .
- Дал, Ловиса; Холл Рот, Ингрид (2002). « Васа погоды». Морской археологический журнал (4). [2]
- Гренье, Роберт; Бернье, Марк-Андре; Стивенс, Уиллис, ред. (2007). Подводная археология Ред-Бей, том 4 . Оттава: Парки Канады. ISBN 978-0-660-19652-7 .
- Гамильтон, Эдвард; Сандстрем, Андерс З. (1982). Морской бой в эпоху Васа: тактика, артиллерия и огнестрельное оружие . Исследования Васа (на шведском языке). Стокгольм. ISBN 9185268151 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Хокер, Фред (2011). Васа: шведский военный корабль . Стокгольм: Медстрёмс. ISBN 978-91-7329-101-9 .
- Хокер, Фред; Пиппинг, Олоф (2023). Хокер, Фред (ред.). Васа II: Такелаж и плавание шведского военного корабля 1628 года . Лунд: Nordic Academic Press. ISBN 978-91-88909-11-4 .
- Кварнинг, Ларс-Оке; Орелиус, Бенгт (1998). Васа: королевский корабль . Атлантида. ISBN 91-7486-581-1 .
- Марсден, Питер, изд. (2009). Мэри Роуз - Ваш благороднейший шиппе: Анатомия военного корабля Тюдоров . Портсмут: Фонд Мэри Роуз. ISBN 978-0-9544029-2-1 .
- Сандстрем, Магнус; Джалилехванд, Фариде; Перссон, Ингемар; Гелиус, Ульрик; Фрэнк, Патрик; Холл Рот, Ингрид (21 февраля 2002 г.). «Повреждение военного корабля семнадцатого века Васа из-за внутреннего образования серной кислоты» . Природа . 415 (6874): 893–897. дои : 10.1038/415893а . ПМИД 11859365 . S2CID 4332817 .
- Суп, Ганс (1992). Сила и слава: скульптуры военного корабля «Васа» (второе изд.). Королевская академия остроумия, истории и древностей. ISBN 91-7402-168-0 .
- Сквайрс, Артур М. (1986). Тендерный корабль: государственное управление технологическими изменениями . Бостон: Биркхойзер. стр. 1–3 . ISBN 081763312X .
- Ван Дуйвенворде, Венди (2015). Судостроение Голландской Ост-Индской компании: археологическое исследование Батавии и других кораблей ЛОС семнадцатого века (Первое изд.). Колледж-Стейшн: Издательство Техасского университета A&M. ISBN 978-1-62349-231-1 .
- Модель: модели Vasa из ближнего и дальнего зарубежья (на шведском языке). Музей Васа. 1997. ISBN 91-85268-69-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Францен, Андерс (1974) Военный корабль Васа: глубокое погружение и морская археология в Стокгольме . Норштедт, Стокгольм. ISBN 91-1-745002-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт музея Васа
- SVT Play Видеоклипы восстановления Васы (на шведском языке).
- Экскурсия по кораблю, первая серия из пяти, созданная музеем Васа.
- корабли 1620-х годов
- 1627 заведений в Швеции
- 1628 г. в Швеции
- Археология кораблекрушений
- Морские инциденты, связанные с инженерными сбоями
- Морская археология
- Морские происшествия 1628 года
- Морские инциденты в Швеции
- Военная история Швеции
- Корабли-музеи в Швеции
- Корабли постройки в Стокгольме
- Корабли ВМС Швеции
- Корабли, хранящиеся в музеях
- Кораблекрушения в Балтийском море
- Кораблекрушения Швеции
- Туристические достопримечательности Стокгольма