СМС Радецкий (1854)
![]() Австрийский фрегат Радецкий
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Радецкий |
Тезка | Джозеф Радецкий |
Запущен | 13 апреля 1854 г. |
Судьба | Взорвался и затонул 20 февраля 1869 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Винтовой фрегат |
Смещение | 2234 длинных тонны (2270 т ) ( полная загрузка ) |
Длина | 70,62 м (231 фут 8 дюймов) Общая длина |
Луч | 13,06 м (42 фута 10 дюймов) |
Черновик | 5,46 м (17 футов 11 дюймов) |
Установленная мощность | 1200 л.с. (890 кВт ) |
Движение | |
Скорость | 9 узлов (17 км/ч; 10 миль в час) |
Дополнить | 354 |
Вооружение |
|
SMS Radetzky — винтовой фрегат Австро -Венгерского флота , построенный в Англии в 1856 году. Погиб после взрыва порохового погреба в 1869 году.
Дизайн
[ редактировать ]«Радецкий» был головным кораблём класса «Радецкий» , винтовых фрегатов которые строились для ВМС Австро-Венгрии . Это был первый винтовой фрегат флота, построенный специально; Два более ранних винтовых фрегата, «Новара» и «Шварценберг» , позже в своей карьере были парусными фрегатами, переоборудованными под паровую энергию. «Радецкий» был построен в Великобритании, но два других представителя ее класса, «Адриа» и «Донау» , были построены в Австро-Венгрии . [ 1 ]
Радецкого составляла 70,62 м (231 фут 8 дюймов) Общая длина , ширина - 13,06 м (42 фута 10 дюймов) и осадка - 5,46 м (17 футов 11 дюймов). Корабль имел водоизмещение 2234 длинных тонны (2270 т ) при полной загрузке . Ее экипаж в первоначальном составе насчитывал 354 офицера и матросов, но позже увеличился до 398. [ 1 ]
Корабль был оснащен единственной двухцилиндровой морской паровой машиной, приводившей в движение винтовой гребной винт . Количество и тип котлов неизвестны, но дым из котлов выходил через единственную воронку, расположенную в носовой части миделя корабля , между носовой и главной мачтами . Силовая установка была способна генерировать 1200 лошадиных сил (890 кВт ) при максимальной скорости 9 узлов (17 км/ч; 10 миль в час). Корабль был оснащен трехмачтовым парусным вооружением в дополнение к паровой машине в дальних плаваниях. [ 1 ]
Радецкий имел на вооружении батарею из пятидесяти орудий в готовом виде. В их число входили шесть 60-фунтовых орудий Пайшана , стрелявших разрывными снарядами , сорок 30-фунтовых дульнозарядных (МЛ) орудий двух типов и четыре 24-фунтовых казнозарядных (БЛ) орудия. В 1867 году ее вооружение было сокращено до тридцати двух 30-фунтовых орудий МЛ, четырнадцати 24-фунтовых нарезных орудий БЛ и четырех 4-фунтовых орудий. [ 1 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Радецкий был построен компанией Money Wigram & Sons лондонской на их верфи в Нортэме, Саутгемптон . Корабль, названный в честь дворянина и фельдмаршала Йозефа Радецкого фон Радца , был спущен на воду 13 апреля 1854 года. [ 2 ] После первоначальной достройки в Саутгемптоне фрегат отправился в Средиземное море и вернулся в Англию 9 августа. [ 3 ] Впоследствии она отплыла к реке Темзе для установки своих мощностью 300 л.с. двигателей компанией Maudslay, Sons and Field , которая была завершена 1 октября 1854 года. [ 2 ] [ 4 ]
В апреле 1860 года «Радецким» командовал фрегаттенкапитан (капитан фрегата) Вильгельм фон Тегетгоф . В том же году он действовал в восточной части Средиземного моря и совершил круиз у Леванта . [ 5 ]
Вторая Шлезвигская война
[ редактировать ]
Вопрос о том, будет ли Дания или Германская Конфедерация контролировать Шлезвиг и Гольштейн , возник во время Второй Шлезвигской войны , которая началась 1 февраля 1864 года, после того как Прусская и Австрийская империи предъявили Дании ультиматум с требованием передать спорные герцогства под австро-прусский контроль. В то время датский флот намного превосходил первоначально имевшиеся прусские военно-морские силы, что позволило датчанам блокировать побережье Германии. На помощь пруссакам австрийский флот послал теперь коммодора ( коммодора ) Тегетгофа со Шварценбергом и Радецким , чтобы прорвать датскую блокаду. Австрийская и прусская эскадры встретились в Текселе (Нидерланды), прусские корабли перешли под командование Тегеттофа. [ 6 ] [ 7 ]
Утром 9 мая Тегеттофф узнал, что датская эскадра в составе паровых фрегатов «Нильс Юэль» и «Юлланд» и корвета «Хеймдаль» патрулирует у острова Гельголанд . Тегеттофф повел пять кораблей под своим командованием для атаки на датские суда, что привело к битве при Гельголанде . В последовавших боях прусские корабли были слишком медленными, чтобы успевать за Шварценбергом и Радецким , которые вступили в бой с датчанами в одиночку. После того, как Шварценберг загорелся, Тегетгоф прекратил бой и скрылся в нейтральных водах вокруг Гельголанда, где корабли оставались до начала следующего дня. На следующее утро корабли вернулись в Куксхафен. Хотя датская эскадра одержала тактическую победу у Гельголанда, прибытие австрийских военных кораблей в Северное море заставило датчан снять блокаду. [ 8 ]
В июне прибыла вторая австрийская эскадра, в которую входили линейный корабль «Кайзер» и броненосный фрегат « Дон Хуан д’Австрия» ; теперь превосходящий по численности датский флот оставался в порту до конца войны и не вступал в бой с австро-прусской эскадрой. [ 9 ]
Третья итальянская война за независимость
[ редактировать ]После начала австро-прусской войны в июне 1866 года австрийский флот начал мобилизацию, поскольку 20 июня конфликт быстро расширился и включил в себя союзника Пруссии Италию. Тегеттофф, который к тому времени был повышен до звания Контредмирала (контр-адмирала) и получил командование флотом, работал над подготовкой своего флота, экипаж которого в основном состоял из неподготовленных людей. Пока флот готовился, корабли проводили обширные учения в проливе Фазана , который был защищен от нападения итальянцев морскими минами . Радецкий и другие деревянные суда были оснащены железными цепями, которые свисали с бортов их корпусов , чтобы обеспечить им определенную степень защиты в предстоящем бою с более крупным флотом итальянских броненосных военных кораблей . [ 10 ]
17 июля австрийский гарнизон на острове Лисса телеграфировал, что итальянский флот находится в этом районе и начал атаку на остров. Первоначально Тегеттофф полагал, что атака была уловкой, призванной отвлечь его флот от Венеции и Триеста , но к 19-му числу стало ясно, что итальянцы намереваются высадиться на острове. В тот же день он получил разрешение совершить вылазку и атаковать итальянский флот. Чтобы компенсировать численное превосходство своего флота, особенно в броненосных кораблях, Тегетгоф построил свой флот в три линии в ряд во главе с броненосцами; Радецкий и остальные деревянные фрегаты составляли второй эшелон, отставая примерно на 900 м (1000 ярдов). [ 11 ] Во вторую линию, возглавляемую коммодором Антоном фон Петцем на борту винтового корабля линейного корабля « Кайзер» , входили также Радецки , две ее сестры Адрия и Донау , Шварценберг , Новара и винтовой корвет «Эрцгерцог Фридрих» . [ 12 ]
Тегеттофф повел свои броненосцы в центр итальянской боевой линии, чтобы начать рукопашную схватку, но не смог протаранить ни один итальянский корабль с первой попытки. Затем Петц повел свои корабли на юг, чтобы атаковать итальянские деревянные фрегаты, которые не выполнили приказ Персано. Вместо этого последняя дивизия итальянских броненосцев развернулась, чтобы вступить в бой с кораблями Петца. Кайзер принял на себя основной удар итальянского огня и был сильно изранен, прежде чем австрийцам удалось уйти. К этому времени броненосцы Тегетгофа протаранили и потопили итальянский броненосец «Ре д'Италия» и нанесли фатальный урон кораблю береговой обороны «Палестро» , что побудило итальянцев выйти из боя. Когда итальянцы начали отход, Тегетгоф направил свои корабли в Лиссу, чтобы подтвердить, что австрийский гарнизон все еще контролирует остров. Затем он реформировал флот; Радецкий и деревянные корабли выстроились на высвободившейся стороне линии броненосцев. Тегетгоф преследовал отступающих итальянцев, но не имел шансов догнать более быстрые итальянские суда. С наступлением ночи противостоящие флоты полностью вышли из боя и направились к Анконе и Поле соответственно. [ 13 ]
Потеря
[ редактировать ]2 февраля 1869 г. [ 1 ] взорвался пороховой погреб у берегов Лиссы , и она затонула. В современном отчете говорится, что из 368 мужчин в результате инцидента погибло 345. [ 14 ] Эрвин Зихе и Фердинанд Билцер заявляют, что 344 человека были убиты и 24 выжили. [ 1 ] После повторного открытия затонувшего корабля в 2014 году была проведена панихида, а имена погибших сохранены в церкви на Святом Клементе .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Зиехе и Билцер , с. 275.
- ^ Jump up to: а б «Саутгемптон» . Вечерняя почта . № 13153. Лондон. 14 апреля 1854 г. с. 5 . Проверено 5 декабря 2022 г. - из архива британских газет.
- ^ «Нсвал и военная разведка» . Солнце . № 20013. Лондон. 11 августа 1856 г. с. 4 . Проверено 5 декабря 2022 г. - из архива британских газет.
- ^ «Военная и военно-морская разведка» . Таймс . № 22488. Лондон. 2 октября 1856 г. с. 10 . Проверено 5 декабря 2022 г. - через Гейла.
- ^ Клоуз , с. 2.
- ^ Грин и Массиньяни , стр. 197–198, 205.
- ^ Эмбри , стр. 280–281.
- ^ Эмбри , стр. 282–284.
- ^ Грин и Массиньяни , стр. 210–211.
- ^ Уилсон , стр. 211, 227–228.
- ^ Уилсон , стр. 229–231.
- ^ Клоуз , с. 12.
- ^ Уилсон , стр. 234–235, 238–241, 250.
- ^ «Австрийский фрегат Радецкий» . Иллюстрированные лондонские новости . Том. 54, нет. 1529. 13 марта 1869. с. 269 . Проверено 18 апреля 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Клоуз, Уильям Лэрд (1902). Четыре современные военно-морские кампании: историческая, стратегическая и тактическая . Нью-Йорк: Unit Library, Limited.
- Эмбри, Майкл (2007). Первая война Бисмарка: Шлезвиг-Ютландская кампания 1864 года . Helion & Co Ltd. Солихалл: ISBN 978-1-906033-03-3 .
- Грин, Джек и Массиньяни, Алессандро (1998). Броненосцы на войне: происхождение и развитие броненосного корабля, 1854–1891 гг . Пенсильвания: Да Капо Пресс. ISBN 0-938289-58-6 .
- Сиехе, Эрвин и Билцер, Фердинанд (1979). «Австро-Венгрия». В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 266–283. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Уилсон, Герберт Ригли (1896). Броненосцы в действии: очерк морской войны с 1855 по 1895 год . Лондон: С. Лоу, Марстон и компания. ОСЛК 1111061 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Скотти, Джакомо (2004). Лисса, 1866 год. Великая битва за Адриатику . Триест, Линт. ISBN 8881902117 .
- Д. Желько Селак (26 апреля 2014 г.). «Состоялась юбилейная и научная конференция «Вишки на память»» . hrsvijet . Проверено 4 января 2021 г.