СМС Бисмарк
![]() СМС Бисмарк, 1879 г.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | СМС Бисмарк |
Строитель | Северогерманское судостроение , Киль |
Заложен | Ноябрь 1875 г. |
Запущен | 25 июля 1877 г. |
Завершенный | 27 августа 1878 г. |
Выведен из эксплуатации | 21 сентября 1891 г. |
Судьба | Списано , 1920 год. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Бисмарк» типа Корвет |
Смещение | Полная загрузка : 3332 т (3279 длинных тонн ) |
Длина | 82,5 м (270 футов 8 дюймов) |
Луч | 13,7 м (44 футов 11 дюймов) |
Черновик | 6,18 м (20 футов 3 дюйма) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час) |
Диапазон | 2380 миль (4410 км; 2740 миль) на скорости 9 узлов (17 км/ч; 10 миль в час) |
Дополнить | 404 |
Вооружение | Орудия 16 × 15 см (5,9 дюйма) |
SMS Bismarck — «Бисмарк», класса корвет построенный для Императорского флота Германии ( Kaiserliche Marine ) в конце 1870-х годов. Он был головным кораблем своего класса, в который входили еще пять судов. Корветы типа «Бисмарк» были заказаны в рамках крупной программы военно-морского строительства в начале 1870-х годов и предназначались для использования в качестве разведчика флота и в длительных поездках по колониальной империи Германии. «Бисмарк» был заложен в ноябре 1875 года, спущен на воду в июле 1877 года и принят в состав флота в августе 1878 года. Он был вооружен батареей из шестнадцати 15-см (5,9 дюйма) орудий и имел паруса - полное корабельное вооружение в дополнение к своему паровому вооружению . двигатель в дальних круизах за границу.
Бисмарк совершил два крупных зарубежных круиза, первый из которых состоялся в конце 1878 - конце 1880 годов, посещая порты Южной Америки и патрулируя центральную часть Тихого океана, где Германия имела экономические интересы, но не имела в то время официальных колоний. Во время этого круиза она вмешивалась во внутренние дела Самоа и защищала интересы Германии в Южной Америке во время войны на Тихом океане . После возвращения в Германию она прошла капитальный ремонт и получила новую артиллерийскую батарею. Бисмарк возобновил свою деятельность в 1883 году, когда Германия готовилась вступить в борьбу за Африку .
Второе развертывание продолжалось с 1884 по 1888 год, когда Германия начала захватывать колонии в Африке и на Тихом океане; Бисмарк принимал активное участие в приобретении Камеруна в 1884 году, урегулировании границ Германской Восточной Африки в 1885 и 1886 годах и вмешательстве Германии в гражданскую войну в Самоа 1887 году. На протяжении всего своего зарубежного турне Бисмарк служил флагманом в эскадра немецких заморских крейсеров под командованием Эдуарда фон Кнорра , а затем Карла Эдуарда Хойснера . После возвращения в Германию в 1888 году корабль был выведен из эксплуатации и исключен из военно-морского регистра в 1891 году, после чего использовался в качестве казарменного корабля до 1920 года, когда он был разобран .
Дизайн
[ редактировать ]После франко-прусской войны 1870–1871 годов недавно сформированный Kaiserliche Marine (Императорский флот) начал программу расширения по усилению флота. Военно-морское командование решило, что современные паровые корветы необходимы для разведывательных целей, а также для крейсерских операций за границей для защиты интересов Германии за рубежом. Шесть кораблей класса «Бисмарк» были заказаны в начале 1870-х годов для пополнения немецкого флота крейсерских военных кораблей, который в то время опирался на несколько кораблей двадцатилетней давности. [ 1 ] [ 2 ]
«Бисмарка» составляла 82,5 метра (270 футов 8 дюймов) Общая длина , ширина 13,7 м (44 фута 11 дюймов) и осадка вперед 5,68 м (18 футов 8 дюймов). ее Водоизмещение водоизмещением 3386 тонн (3333 длинных тонны ) при полной загрузке . Экипаж корабля состоял из 18 офицеров и 386 рядовых. Она была оснащена единственным морским паровым двигателем , который приводил в движение один двухлопастной винтовой винт , а пар вырабатывался четырьмя угольными жаротрубными котлами , что давало ей максимальную скорость 12,5 узлов (23,2 км/ч; 14,4 миль в час). 2530 лошадиных сил (2500 л.с. ). Радиус плавания составлял 2380 морских миль (4410 км; 2740 миль) при скорости 9 узлов (17 км/ч; 10 миль в час). При постройке «Бисмарк» был оснащен полным корабельным вооружением , но позже оно было сокращено. [ 3 ] [ 4 ]
«Бисмарк» имел на вооружении батарею из шестнадцати казнозарядных орудий калибра 15 см (5,9 дюйма) 22 калибра (кал.) и двух казнозарядных орудий калибра 8,8 см (3,5 дюйма) калибра 30 кал. пистолеты. Он также нес шесть 37-мм (1,5 дюйма) револьверных пушек Гочкиса и имел два 35-см (14 дюйма) торпедных аппарата в носовой части , над ватерлинией. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Киль « Бисмарка » был заложен на верфи Norddeutsche Schiffbau AG (Северогерманская верфь) в Киле в ноябре 1875 года под контрактным названием «B», что означало, что он был новым дополнением к флоту, а не заменой тогдашнего судна. в обслуживании. Ее законченный корпус был спущен на воду 25 июля 1877 года; ее окрестил адмирал Альбрехт фон Штош , глава Kaiserliche Admiralität (Императорского Адмиралтейства). Корабль был сдан в эксплуатацию 27 августа 1878 года, после чего начались ходовые испытания . Они были завершены к 1 октября, когда она была активирована для командировки за границу. «Бисмарк» был переведен в Вильгельмсхафен для подготовки к плаванию. [ 2 ]
Первое зарубежное развертывание
[ редактировать ]
Бисмарк покинул Вильгельмсхафен 22 ноября под командованием капитана цур Зее (капитана моря) Карла Августа Дейнхарда и проследовал через Атлантический океан , посетив Монтевидео , Уругвай, с 12 по 20 января 1879 года, затем проследовав через Магелланов пролив в Тихий океан. и остановка в Вальпараисо , Чили. Бисмарк проводил гидрографические исследования во время плавания из Германии в Тихий океан. Затем она проследовала к островам Общества , посетив Райатеа , Бора-Бора и Хуахине , где командир корабля заключил с местным правителем договор о дружбе, который был подписан в немецком консульстве в Папеэте на острове Таити . После этого Бисмарк присоединился к канонерской лодке «Альбатрос» и сменил корвет «Ариадна» , который вернулся в Германию. [ 6 ]
Бисмарк начал путешествие вокруг островов центральной части Тихого океана 22 мая, чтобы ознакомить экипаж с условиями в регионе. «Альбатрос» прибыл в центральную часть Тихого океана 30 июля, что позволило «Бисмарку» отплыть 8 августа в Сидней , Австралия, для капитального ремонта. Судно было срочно отозвано на Самоа после завершения ремонтных работ из-за волнений на островах, угрожавших немецким торговцам. Позже Бисмарк перевез недавно назначенного генерального консула из Тонгатапу в Апиа на Самоа 1 ноября. Затем она отплыла в Левуку на острове Овалау , чтобы пополнить свои запасы угля, а затем вернулась в Самоа, чтобы попытаться договориться об урегулировании конфликта на островах. Там к ней присоединилась канонерская лодка «Наутилус» , которую послали, чтобы усилить рычаги давления, которые немцы должны были оказать на конкурирующие фракции, чтобы они признали Малиетоа Талаву Тонумайпеа правителем всех Самоанцев. [ 7 ]
К началу 1880 года восемь человек на борту «Бисмарка» умерли от тропических болезней, и Адмиралтейство решило отозвать судно. 26 января 1880 года корабль покинул Апиа и, достигнув Левуки, был поврежден сильным штормом, что вынудило его отправиться в Сидней для ремонта. Пока корабль ремонтировался, Адмиралтейство изменило первоначальный маршрут и приказало ему следовать к западному побережью Южной Америки для поддержки броненосной Ганзы , которая защищала интересы Германии в этом районе во время войны на Тихом океане . Бисмарк патрулировал чилийские и перуанские гавани с 26 мая по 12 июля; 18 июля он покинул Чили и обогнул мыс Горн , преодолев сильные штормы в Магеллановом проливе. Она остановилась в Порт-Стэнли на Фолклендских островах , а затем направилась в Плимут и в конечном итоге достигла Вильгельмсхафена 30 сентября. Там она была выведена из эксплуатации 14 октября. Тезка корабля, канцлер Отто фон Бисмарк , пригласил командира корабля в свою усадьбу во Фридрихсру, чтобы сообщить ему о событиях их путешествия. [ 5 ]
Второе зарубежное развертывание
[ редактировать ]1884–1885, операции в Западной Африке.
[ редактировать ]
В начале 1881 года «Бисмарк» отправился на Kaiserliche Werft (Императорскую верфь) в Вильгельмсхафене для капитального ремонта ее двигательной установки. В ходе ремонта были установлены носовые торпедные аппараты, а оригинальные 15-см орудия были заменены более современными скорострельными орудиями того же калибра. Он прошел еще один раунд ходовых испытаний со 2 по 13 августа 1883 года, хотя с июня 1882 года он был включен в состав I. Резерва из-за напряженности, связанной с англо-египетской войной . К середине 1880-х годов европейские державы начали борьбу за Африку , а немецкие фирмы, в том числе Jantzen & Thormählen и Woermann-Linie , начали оказывать давление на правительство Германии, чтобы оно также приобрело колонии. С этой целью фирмы пытались спровоцировать нападения местных правителей Западной Африки на немецких торговцев в регионе, чтобы попытаться заставить правительство передать регион под контроль Германии. В результате этих происшествий Бисмарк, несмотря на свою давнюю неприязнь к заморским колониям, решил послать эскадру в Бухта Биафра для защиты интересов Германии. [ 5 ]
17 сентября 1884 года Адмиралтейство организовало Западноафриканскую крейсерскую эскадру под командованием Контерадмирала (контр-адмирала) Эдуарда фон Кнорра для усиления канонерской лодки « Мёве» . Кнорр поднял свой флаг на борту «Бисмарка» 15 октября, и помимо «Мёве» в эскадру Кнорра входили Бисмарка и однотипный корабль «Гнейзенау» корветы «Ольга» и «Ариадна» . Четыре корвета покинули Германию 30 октября. Для снабжения эскадры в отдаленном районе, не имеющем портовых сооружений, ВМФ приобрел пароход «Адлер» в качестве тендерного и госпитального судна , однако судно осталось гражданским судном. По пути «Ариадна» была отправлена в Кабо-Верде , а Гнейзенау был отправлен в Восточную Африку, поскольку в сообщениях говорилось, что ситуация в Западной Африке успокоилась. Бисмарк и Ольга достигли реки Вури 17 декабря. Незадолго до их прибытия две антинемецкие группы сожгли деревню прогерманского племени. [ 8 ]
Кнорр решил немедленно вмешаться и отправил на берег десант из примерно трехсот человек из Бисмарка и Ольги, чтобы арестовать вождей антигерманских племен и разрушить их деревни. Войска Бисмарка, высадившиеся на берег 20 декабря, привезли с собой пару полевых орудий : одно калибра 8,8 см, другое — 3,7 см. Они высадились к северу от Хикоритауна , а люди из Ольги сошли на берег к югу от деревни со своим 8,8-сантиметровым орудием. Немцы пробились в город, вынудив местные войска отступить в мангровые леса, где их было нелегко преследовать. [ 9 ] Пока шла эта операция, Норр получил известие, что другие враждебно настроенные местные жители напали на торговый пост Jantzen & Thormählen в Джосс-Тауне и захватили местного менеджера компании, который позже был убит. Норр отправил Ольгу вверх по реке для обстрела позиций противника, и 22 декабря десантные отряды вернулись на свои корабли, потеряв одного человека убитым на борту «Ольги» и восемь ранеными между двумя кораблями. [ 10 ]
Бисмарк и Ольга оставались в этом районе до января 1885 года, когда волнения утихли. В марте немцам удалось заставить местных правителей выдать убийцу менеджера Jantzen & Thormählen, которого они казнили. Кнорр отрядил «Мёве» , прибывший в этот район 31 декабря 1884 года, в Восточную Африку, чтобы присоединиться к Гнейзенау , а 31 марта 1885 года канонерская лодка «Хабихт» прибыла на смену «Ольге» , которая вернулась в Германию вместе с Адлером . Кнорр временно поручил Мёве доставить комиссара Германии по Западной Африке Густава Нахтигаля обратно в Германию; Нахтигаль серьезно заболел и умер в пути, позволив Мёве вместо этого отправиться в Восточную Африку, как первоначально планировалось. Пока это продолжалось, Бисмарк продолжал патрулировать Камерун, пока Кнорр не получил приказ присоединиться к остальным своим кораблям в Восточной Африке, хотя он был отложен до 7 июля, так как ему пришлось ждать прибытия Юлиуса фон Зодена , первого губернатора. колонии Камерун . В это время, Бисмарк проводил геодезические работы в дельте реки Вури и помогал в обозначении официальной границы между немецким Тоголандом и французской Дагомеей . второй корабль-станция — канонерская лодка « Циклоп ». В это время в Западную Африку прибыл и [ 10 ]
1885–1886, Восточная Африка и центральная часть Тихого океана.
[ редактировать ]
Отправившись из Западной Африки 7 июля, «Бисмарк» отплыл в Сан-Паулу-де-Луанда в португальской Анголе , а затем в залив Людериц в немецкой Юго-Западной Африке , прежде чем отправиться в Кейптаун для капитального ремонта. Там к «Бисмарку» присоединился «Адлер» , который снова был зафрахтован военно-морским флотом в качестве тендера. Норру было приказано использовать эскадру крейсеров для усиления немецких позиций во время сложных переговоров с Баргашем бен Саидом , султаном Занзибара , который оспаривал притязания Германии на протектораты в территории, которая была провозглашена Германской Восточной Африкой . Бисмарк и Адлер покинули Кейптаун 5 августа и прибыли в Занзибар 19 августа, где присоединились к корветам «Гнейзенау» , «Штош » и «Принц Адальберт» , фрегату «Элизабет » и «Мёве» . [ 10 ]
Коммодор (Коммодор) Карл Генрих Теодор Пашен , командовавший Стошем , к моменту прибытия Кнорра уже заставил султана согласиться на немецкие требования, оставив только подписание формального соглашения; Норр подписал договор о дружбе на борту «Бисмарка» 12 декабря. В это время он освободил Стоша и Принца Адальберта для возвращения в Германию вместе с Адлером . К концу 1885 года эскадра под командованием Кнорра состояла из «Бисмарка» , «Гнейзенау» , «Мёве» , «Ольги» и канонерской лодки «Хяне » , причём «Ольга» прибыла из Западной Африки, а «Хяне» покинула центральную часть Тихого океана. Корабли курсировали по побережью Восточной Африки до начала 1886 года, после чего Восточноафриканская крейсерская эскадра была расформирована. «Гнейзенау» было приказано вернуться домой, «Мёве» и «Хяне» должны были остаться в африканских водах в качестве базовых кораблей, а три корвета были отправлены в Австралию. [ 11 ]
Адмиралтейство Германской решило, что недавно приобретенные территории в Новой Гвинее нуждаются в дальнейшем усилении, и поэтому приказало создать новую эскадру крейсеров, снова под командованием Кнорра. Бисмарк и другие члены эскадры покинули Занзибар 9 января 1886 года, прошли через Индийский океан в Австралию и прибыли в Сидней 28 февраля. Затем корабли направились в Окленд , Новая Зеландия, а затем направились в Тонгу . Бисмарк и другие корабли продолжили путь в Самоа, где обнаружили, что в Самоа идет гражданская война . Тупуа Тамасесе Титимеа , один из самоанских вождей, борющихся за власть, безуспешно пытался убедить Кнорра и немецкого консула поддержать его фракцию. Не желая в это время вмешиваться, Норр в начале мая отвёл свои корабли к Маршалловым островам , где они присоединились к «Наутилусу» . Бисмарк остановился в Маджуро , где проходил парад. [ 11 ]
Затем Бисмарк вместе с Ольгой отплыл в Новую Гвинею ; корабли остановились в гавани Матупи , где был убит гражданин Германии. Корабли высадили на берег десант, чтобы наказать виновных в убийстве. Затем Бисмарк в одиночку отплыл в Финшхафен, а Ольга отправилась на остров Новый Мекленбург . Два корабля воссоединились для путешествия в воды Восточной Азии остановившись на Марианских островах , по пути . 23 июля они достигли Гонконга , где встретили «Наутилус» и канонерскую лодку « Волк» . В Гонконг также прибыл корвет «Карола» , заменивший «Гнейзенау» , которому было приказано вернуться домой, пока корабли еще находились в Восточной Африке. 21 августа корабли разошлись по разным портам, чтобы показать флаг ; Бисмарк и Карола отправились в Порт-Артур , Китай. несколько случаев сыпного тифа После того как среди членов экипажей эскадры вспыхнуло , корабли направились в Нагасаки , где лечились заболевшие члены экипажа. [ 12 ]
Находясь в Нагасаки, Норр получил приказ вернуться в Восточную Африку, чтобы осуществить окончательное урегулирование границ, согласованное в Лондонском договоре от 29 октября 1886 года. Султан Занзибара снова выдвинул противоположные пограничные претензии, которые необходимо было урегулировать, и немецкий исследователь Карл Людвиг Юльке был убит, что потребовало военного ответа. Все крупные корабли покинули Восточную Азию, оставив после себя только канонерские лодки. Когда Бисмарк , Ольга и Карола прибыли на Занзибар 14 декабря, они встретили корвет «Софи» и канонерские лодки «Мёве» и «Хяне» . Кнорр отправил Ольгу , Каролу и Хяне в Витуланд, чтобы там поднять немецкий флаг, а затем в Кисмайо , где они приняли убийцу Юльке, а Кнорр остался на Занзибаре с остальными кораблями для урегулирования разногласий с бин Саидом. Как только эти вопросы были решены, Норр рассредоточил свои корабли для патрулирования побережья колонии и проведения исследовательских работ. Эти операции были прерваны в начале 1887 года, когда возросшая напряженность в отношениях между Германией и Францией побудила Адмиралтейству приказать эскадре Кнорра отправиться в Кейптаун, где она будет ближе к Западной Африке, поскольку тамошние немецкие колонии соседствуют с французскими колониями. [ 13 ]
1887–1920, Центральная часть Тихого океана и судьба
[ редактировать ]
Бисмарк и остальная часть эскадры оставались там с 15 марта по 7 мая, к тому времени напряженность утихла; в этот период, 15 апреля, Кнорр передал командование эскадрой капитану цур Зее Карлу Эдуарду Хойснеру , который также сделал Бисмарка своим флагманом. После того, как напряженность спадала, Хойснер получил приказ вернуться в центральную часть Тихого океана. Его эскадрилья покинула Кейптаун 7 мая и прибыла в Сидней 9 июня, где встретила «Альбатрос» , который возвращался в Германию из-за проблем с двигателем. Канонерская лодка «Адлер» затем присоединилась к эскадре, участвовавшей в праздновании 40-летия правления королевы Виктории . Затем 3 августа немецкая эскадра покинула Сидней и направилась в Апиа, куда прибыла шестнадцать дней спустя. Там все еще продолжалась гражданская война в Самоа, и рейд сил Малиетоа Лаупепы на немецких граждан привел к объявлению войны. 25 августа Хойснер отправил на берег десантный корпус численностью 500 человек, чтобы занять правительственные здания на острове. Немцы также официально признали Тамасесе законным малиетоа. [ 14 ]
Лаупепа сдался немецким войскам, и его доставили на борт «Адлера» в Куктаун , Австралия, где он перешёл на «Альбатрос» , который доставил его в Камерун. Бисмарк , Карола и Софи отправились в Кайзер-Вильгельмсланд , а Ольга и Адлер разместились в Апиа, чтобы предотвратить дальнейшие беспорядки. Позже в 1887 году эскадра курсировала в водах Восточной Азии, а 6 января 1888 года корабли остановились в Гонконге вместе с канонерскими лодками «Вульф» и «Илтис» . Бисмарк отправился в Нагасаки 7 марта для капитального ремонта; пока эта работа завершалась, Хойснер получил приказ отвести эскадру обратно в Восточную Африку и отделить Бисмарк ; корабль находился за границей три с половиной года и должен был вернуться в Германию. 16 июля «Бисмарк» достиг Адена , где встретился с корветом «Лейпциг» . Затем на следующий день два корабля отправились обратно в Германию и прибыли в Нефритовую бухту 19 августа. [ 15 ]
«Бисмарк» был выведен из эксплуатации 1 сентября. Капитальный ремонт был запланирован на 1889 год, но он был отменен, и 21 сентября 1891 года он был исключен из военно-морского реестра . После этого он использовался как казарменный корабль , первоначально для II. Дивизия торпедных катеров, базировавшаяся в Вильгельмсхафене. В 1903 году его реконструировали, чтобы он мог более эффективно служить казармой, и он оставался в эксплуатации в этом качестве до 1920 года, когда был продан на металлолом и разобран в Рюстингене . По мнению военно-морских историков Ганса Хильдебранда, Альберта Рера и Ханса-Отто Штайнмеца, не было законных оснований отказываться от корабля после всего лишь двенадцати лет службы, о чем свидетельствует тот факт, что его корпус дожил до 1920 года. Они предполагают, что решение было сделано кайзером Вильгельмом II , который считал это личным оскорблением тезки корабля, с которым Вильгельм II категорически не соглашался. Тем не менее, 1 апреля 1895 года, в день 80-летия Бисмарка, визеадмирал (вице-адмирал) Карл Фердинанд Бач преподнес ему подарок, сделанный из дерева мачта Бисмарка Грот - . [ 15 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сондхаус , стр. 116–117, 136–137.
- ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 69.
- ^ Jump up to: а б Гренер , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Лион , с. 251.
- ^ Jump up to: а б с Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 70.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 68–69.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 69–70.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 70–71.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 71.
- ^ Jump up to: а б с Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 73.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 73–74.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 74.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 74–75.
- ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 75.
Ссылки
[ редактировать ]- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 2. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 9783782202107 .
- Лион, Хью (1979). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер; Колесник, Евгений М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Сондхаус, Лоуренс (1997). Подготовка к Weltpolitik: морская мощь Германии до эпохи Тирпица . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-745-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Додсон, Эйдан ; Ноттельманн, Дирк (2021). Крейсеры Кайзера 1871–1918 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-745-8 .
- Ноттельманн, Дирк (2022). Райт, Кристофер С. (ред.). «От «деревянных стен» к «новозаветным кораблям»: Развитие немецкого броненосного крейсера 1854–1918 гг., Часть II: «Железные крейсеры» ». Военный корабль Интернешнл . ЛИКС (3): 197–241. ISSN 0043-0374 .