Jump to content

Список затонувших линейных крейсеров

Расположение затонувших линейных крейсеров: * Красные ( красные ) символы обозначают затонувшие линейные крейсеры. * Зеленые ( зеленые ) символы обозначают линейные крейсеры, переоборудованные в авианосцы и впоследствии затопленные. * Желтые ( желтые ) символы обозначают линейные крейсеры, преобразованные в быстроходные линкоры и впоследствии затопленные.

Затонувшие линейные крейсеры — это крупные крупные корабли, построенные в первой половине 20-го века, которые были либо уничтожены в бою, затоплены , либо уничтожены в ходе испытаний оружия. По размеру и стоимости они были похожи на линкоры и обычно несли такие же тяжелые орудия, но линейные крейсеры обычно имели меньше брони и были быстрее. Первые линейные крейсеры [ Примечание 1 ] были разработаны в Соединенном Королевстве в первом десятилетии века как развитие броненосного крейсера , одновременно дредноут пришел на смену додредноутному линкору . Первоначальной целью линейного крейсера было выслеживать более медленные и старые броненосные крейсеры и уничтожать их сильным артиллерийским огнем. Однако по мере того, как строилось все больше и больше линейных крейсеров, их противниками становились корабли того же типа, а не более медленные и слабые суда. [ 3 ]

Во время Первой мировой войны тонкая броня британских линейных крейсеров не сослужила им хорошую службу в бою с их лучше бронированными немецкими аналогами, и три из них были потеряны в Ютландской битве в 1916 году. SMS Lützow Во время боя также был потоплен немецкий линейный крейсер . . Пять немецких линейных крейсеров были затоплены своими экипажами в 1919 году, чтобы предотвратить их захват Королевским флотом после Первого перемирия в Компьене в 1918 году.

В период между мировыми войнами Вашингтонский военно-морской договор 1922 года ограничивал количество и тоннаж крупных кораблей, которые можно было сохранить. Многие линейные крейсеры были списаны в этот период, хотя HMAS Australia , единственный австралийский линейный крейсер, был затоплен в соответствии с договором. Одно из положений договора позволяло странам переоборудовать два строившихся тогда линейных крейсера в авианосцы, и Японская империя и Соединенные Штаты воспользовались этой возможностью. Британцы также переоборудовали все три своих «легких линейных крейсера» в авианосцы, хотя на них не распространялся договор. В 1930-е годы японцы перестроили свои четыре оставшихся линейных крейсера в быстрые линкоры .

Вторая мировая война нанесла тяжелый урон оставшимся линейным крейсерам, как переоборудованным, так и непереоборудованным. В отличие от Первой мировой войны, когда все четыре корабля были потеряны в результате артиллерийского огня, только два были потоплены исключительно артиллерийскими орудиями. Два линейных крейсера были потоплены в результате артиллерийского огня и атаки с воздуха, четыре - исключительно самолетами и два - подводными лодками. Наибольшие человеческие жертвы при затоплении линейного крейсера составили 1415 человек, погибших при затоплении HMS Hood во время его противостояния с немецким линкором «Бисмарк» в 1941 году. Из трех уцелевших линейных крейсеров времен Второй мировой войны два были списаны после войны, а один - Военный корабль США « Саратога » был потоплен в результате испытаний ядерного оружия в 1946 году.

Первые боевые потери линейных крейсеров произошли во время Первой мировой войны в результате Ютландского сражения между Королевским флотом и Императорским флотом Германии 31 мая 1916 года. три британских корабля — Invincible , Indefatigable и Queen Mary Все — были потоплены. в результате взрывов магазинов с тяжелыми человеческими жертвами. [ 4 ] SMS Lützow во время боя несколько раз был поражен британскими снарядами ниже ватерлинии и после боя набрал много воды. Позже той же ночью на борту «Лютцова» было так много воды, что она грозила перевернуться ; экипажу было приказано покинуть корабль, и немецкий эсминец добил его двумя торпедами . [ 5 ] Следующие боевые потери произошли четверть века спустя, во время Второй мировой войны, когда британцы перехватили немецкие войска, пытавшиеся прорваться в Атлантику, чтобы атаковать конвои с припасами. Вскоре после начала битвы в Датском проливе 24 мая 1941 года снаряд немецкого линкора «Бисмарк» попал в «Худ» , в результате чего его магазин взорвался, что привело к огромным человеческим жертвам. Шесть месяцев спустя линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер « Рипалс» предприняли попытку перехватить конвои японских войск, приближавшиеся к Малайскому полуострову . Они были замечены японскими самолетами в пути и потоплены торпедоносцами 10 декабря. [ 6 ]

Несколько линейных крейсеров пережили Первую мировую войну, но были затоплены после нее . Пять немецких линейных крейсеров, переживших Первую мировую войну, — « Фон дер Танн» , «Мольтке » , «Зейдлиц» , «Дерффлингер » , «Гинденбург» были интернированы в Скапа-Флоу в ожидании подписания мирного договора между Германией и союзниками . Командующий немецкими кораблями в Скапе контр-адмирал Людвиг фон Ройтер думал, что британцы собираются захватить корабли сразу после истечения перемирия , корабли и упреждающе приказал затопить утром 21 июня 1919 года, чтобы не допустить их попадания. британских рук. [ 7 ] Королевский австралийский флот затопил Австралию в 1924 году в соответствии с условиями Вашингтонского военно-морского договора . [ 8 ]

Полдюжины уцелевших линейных крейсеров (в том числе три строящихся) были переоборудованы в авианосцы в 1920-х годах. Все три «Отважный» линейных крейсера класса были переоборудованы. Courageous Самолеты охотились за подводными лодками вскоре после начала Второй мировой войны , когда она была потоплена немецкой подводной лодкой U-29 17 сентября 1939 года. В следующем году Glorious возвращался в Великобританию, когда был потоплен немецкими линкорами Scharnhorst. и Гнейзенау в Северном море 8 июня 1940 года. [ 9 ] Пункт Вашингтонского военно-морского договора позволял переоборудовать в авианосцы два корабля от каждой подписавшей стороны, а ВМС США решили переоборудовать два своих «Лексингтон линейных крейсера класса » в 1920-х годах из-за их высокой скорости. Лексингтон был поражен двумя бомбами и двумя торпедами во время битвы в Коралловом море 8 мая 1942 года. Они лишь умеренно повредили корабль, но, что более важно, взломали некоторые из его авиагаза резервуаров для хранения . Дым от этих резервуаров позже загорелся, и его не удалось потушить; Экипаж был вынужден покинуть корабль, а «Лексингтон» был торпедирован и потоплен американским эсминцем. [ 10 ] Саратога пережила войну, но считалась устаревшей, поэтому ее использовали в качестве мишени для испытаний ядерного оружия во время операции «Перекресток» . Корабль выдержал первое испытание с небольшими повреждениями, но был потоплен во время второго испытания 25 июля 1946 года. [ 11 ] Японский авианосец «Акаги» был еще одним линейным крейсером, преобразованным в авианосец в соответствии с Вашингтонским военно-морским договором. Он был поражен тремя бомбами во время битвы за Мидуэй 4 июня 1942 года, что вызвало серьезные пожары, вынудившие экипаж покинуть корабль рано той ночью. На следующее утро стало ясно, что корабль не подлежит ремонту, поэтому он был торпедирован и затоплен. [ 12 ]

Четыре японских Конго линейных крейсера класса были реконструированы в быстроходные линкоры в 1930-х годах. 13 ноября 1942 года во время Первого морского сражения за Гуадалканал Хиеи наткнулся на американские крейсеры и эсминцы в упор . Корабль был сильно поврежден во время столкновения, и его пришлось буксировать однотипным кораблем « Киришима» . На следующее утро оба были замечены американскими самолетами, и Киришима был вынужден отказаться от буксира из-за неоднократных воздушных атак. Капитан «Хиеи » приказал своей команде покинуть корабль после дальнейших повреждений и затопил «Хиеи» ранним вечером 14 ноября. [ 13 ] В ночь с 14 на 15 ноября во время Второго морского сражения за Гуадалканал Киришима вернулся в пролив Айронботтом , но столкнулся с американскими линкорами «Саут Дакота» и «Вашингтон» . Не сумев обнаружить Вашингтон , Киришима с некоторым успехом вступил в бой с Южной Дакотой . Вашингтон Через несколько минут открыл огонь с близкого расстояния и сильно повредил «Кирисиму» , выбив ее кормовые башни, заклинив руль направления и попав в корабль ниже ватерлинии. Наводнение оказалось неконтролируемым, и Киришима перевернулся. через три с половиной часа [ 14 ] Вернувшись в Японию после битвы в заливе Лейте , Конго был торпедирован и потоплен американской подводной лодкой Sealion II 21 ноября 1944 года. [ 15 ] Харуна базировалась в Куре , Япония, когда военно-морская база была атакована британскими и американскими авианосцами 24 и 28 июля 1945 года. Корабль был лишь слегка поврежден единственной бомбой, попавшей 24 июля, но 28 июля получил еще дюжину попаданий. июля и затонул у своего причала . После войны был снят с мели и отправлен на слом в начале 1946 года. [ 16 ]

Перечисленные линейные крейсеры сгруппированы по причинам затопления. Внутри групп они перечислены в хронологическом порядке затопления.

Потоплен в бою

[ редактировать ]

Следующие корабли были уничтожены в бою.

Имя Военно-морской Потери Дата затоплена Расположение Состояние Реликвии Изображение
HMS Инвинсибл  Королевский флот 1,026 [ 17 ] 31 мая 1916 г. [ 18 ] Северное море [ 18 ] Непобедимый лежит в двух частях [ 19 ] на глубине 177 футов (54 м) [ 20 ]
Серый военный корабль с двумя мачтами, тремя трубами и двумя артиллерийскими башнями стоит на якоре.
HMS Неутомимый  Королевский флот 1,017 [ 21 ] 31 мая 1916 г. [ 18 ] Северное море [ 18 ] Тщательно утилизированный, на глубине 183 футов (56 м) остались только большие куски металла. [ 19 ] корабля, Один из спасательных поясов уцелевший после затопления, выставлен в Северном Имперском военном музее в Манчестере. [ 22 ] Косой снимок справа сзади: большой серый военный корабль с двумя мачтами, тремя трубами и двумя орудийными башнями. На ее палубах видно несколько человек.
HMS Куин Мэри  Королевский флот 1,266 [ 23 ] 31 мая 1916 г. [ 18 ] Северное море [ 18 ] Королева Мария лежит перевернутой на две части на глубине 196 футов (60 м) [ 19 ]
Военный корабль темно-серого цвета с двумя мачтами, тремя трубами и четырьмя артиллерийскими башнями, видимый в море.
СМС Лютцов  Императорский флот Германии 157 [ 24 ] 1 июня 1916 г. [ 5 ] Северное море [ 18 ] Лютцов относительно нетронут, перевернут, на глубине 144 футов (44 м). [ 19 ]
Карандашный набросок темно-серого военного корабля с двумя мачтами, двумя трубами и четырьмя видимыми артиллерийскими башнями в море.
HMS Худ  Королевский флот 1,415 [ 25 ] 24 мая 1941 г. [ 26 ] Датский пролив [ 26 ] По частям на глубине 9200 футов (2800 м) [ 27 ] Два Худа 5,5-дюймовых (140-мм) орудия , снятые ранее во время ремонта, были установлены на острове Вознесения , где батарея существует до сих пор в практически неповрежденном состоянии. [ 28 ] Вид спереди на большой серый военный корабль с двумя мачтами, двумя трубами и четырьмя видимыми артиллерийскими башнями на якоре.
HMS Repulse  Королевский флот 513 [ 29 ] 10 декабря 1941 г. [ 30 ] Южно-Китайское море [ 30 ] Почти перевернутый на глубине 177 футов (54 м) [ 31 ]
Вид сбоку на большой военный корабль с одной мачтой и двумя трубами, окрашенными в чередующиеся светло- и темно-серые полосы.

Потерянный в море

[ редактировать ]
Имя Военно-морской Потери Дата затоплена Расположение Состояние Реликвии Изображение
Цукуба  Императорский флот Японии 305 [ 32 ] 14 января 1917 г. [ 32 ] Йокосука [ 32 ] Поднят и утилизирован, разобран на металлолом, 1918 г. [ 32 ]

Затопленные линейные крейсеры

[ редактировать ]

Несколько линейных крейсеров были затоплены .

Имя Военно-морской Дата затоплена Расположение Состояние Реликвии Изображение
СМС от Танна  Императорский флот Германии 21 июня 1919 г. [ 33 ] Скапа-Флоу [ 33 ] Поднят и утилизирован в Скапа-Флоу 7 декабря 1930 года, разобран на металлолом. [ 34 ]
Справа спереди косой вид на выкрашенный в белый цвет военный корабль, стоящий на якоре. На корабле видны две мачты, две трубы и две орудийные башни.
СМС Мольтке  Императорский флот Германии 21 июня 1919 г. [ 35 ] Скапа-Флоу [ 35 ] Поднят 10 июня 1927 г., разобран на металлолом. [ 36 ]
Вид сбоку на серый военный корабль с двумя мачтами и двумя видимыми орудийными башнями на якоре. Дым поднимается из одной из двух воронок.
СМС Зейдлиц  Императорский флот Германии 21 июня 1919 г. [ 37 ] Скапа-Флоу [ 37 ] Поднят в ноябре 1928 г., разобран на металлолом. [ 37 ] Корабельный колокол в Военно-морском мемориале Лабое [ 38 ] Близкий косой вид спереди на серый военный корабль с двумя воронками, двумя видимыми орудийными башнями и двумя мачтами
СМС Дерффлингер  Императорский флот Германии 21 июня 1919 г. [ 35 ] Скапа-Флоу [ 35 ] Поднят в 1939 году, разобран на металлолом. [ 35 ] Корабельный колокол возле церкви Святого Михаила на острове Эрискей на Внешних Гебридских островах. [ 39 ] вид спереди на большой военный корабль с выступающей треногой-мачтой над надстройкой, стоящей на якоре. Видны две орудийные башни, из двух труб поднимается дым.
СМС Гинденбург  Императорский флот Германии 21 июня 1919 г. [ 40 ] Скапа-Флоу [ 40 ] Поднят 22 июля 1930 г., разобран на металлолом. [ 38 ] Корабельный колокол в Военно-морском мемориале Лабое [ 38 ] Вид сбоку на большой военный корабль с выступающей треногой-мачтой над надстройкой, стоящей на якоре. Видны четыре орудийные башни и две трубы.
HMAS Австралия  Королевский флот Австралии 12 апреля 1924 г. [ 41 ] Off Сидней-Хедс [ 42 ] На глубине 1332 футов (406 м) [ 43 ] Различные артефакты, в том числе пропеллер на Австралийском военном мемориале. [ 44 ] Косой вид спереди на большой военный корабль, стоящий на якоре, с видимыми двумя мачтами, тремя трубами и двумя орудийными башнями.

Переоборудованные линейные крейсеры

[ редактировать ]

Несколько линейных крейсеров были переоборудованы в другие типы кораблей либо во время постройки, либо после ввода в эксплуатацию; многие из этих кораблей были потоплены в бою во время Второй мировой войны .

Имя Военно-морской Конверсия Потери Дата затоплена Расположение Состояние Изображение
HMS Мужественный  Королевский флот Авианосец 519 [ 45 ] 17 сентября 1939 г. [ 45 ] Западные подходы [ 45 ] Неизвестный Вид спереди справа на большой авианосец, стоящий на якоре, с полетной палубой, начинающейся несколько назад от носовой части. На ее острове есть воронка.
HMS Славный  Королевский флот Авианосец 1,207 [ 46 ] 8 июня 1940 г. [ 47 ] Северное море [ 47 ] Неизвестный Вид сбоку на серый авианосец с короткой полетной палубой. Ее остров имеет воронку и увенчан высокой мачтой.
Военный корабль США Лексингтон  ВМС США Авианосец 216 [ 48 ] 8 мая 1942 г. [ 48 ] Коралловое море [ 48 ] Состоит из трех частей на глубине 10 000 футов (3 000 м) от поверхности. Косой вид слева спереди на грязно-серый авианосец. Ее полетная палуба во всю длину покрыта самолетами, а от острова у нее есть огромная воронка.
Акаги  Императорский флот Японии Авианосец 267 [ 49 ] 5 июня 1942 г. [ 50 ] У острова Мидуэй [ 50 ] На глубине 18 011 футов (5 490 м) в вертикальном положении, практически не поврежден. [ 51 ] Вид с воздуха на авианосец в море. Ее небольшой остров находится с левой стороны, и на ее полетной палубе в носовой части видны только три самолета.
Хиэй  Императорский флот Японии Линкор 188 [ 13 ] 14 ноября 1942 г. [ 50 ] Звук Железного Дна [ 50 ] Неизвестный Вид сбоку на темно-серый военный корабль на скорости. У нее две трубы, одна мачта и массивная носовая надстройка.
Киришима  Императорский флот Японии Линкор 212 [ 14 ] 15 ноября 1942 г. [ 50 ] Звук Железного Дна [ 50 ] Перевернутый на глубине 4000 футов (1200 м), носовая часть отсутствует (отделена от основного корпуса, состояние неизвестно). [ 19 ] Вид сбоку на стоявший на якоре темно-серый военный корабль с четырьмя орудийными башнями, двумя трубами, одной мачтой и выступающей носовой надстройкой.
Конго  Императорский флот Японии Линкор 1,250 [ 15 ] 21 ноября 1944 г. [ 50 ] Формозский пролив [ 50 ] Неизвестный Вид сбоку на большой темно-серый военный корабль, движущийся на медленной скорости. Видны четыре орудийные башни, две трубы, одна мачта и выдающаяся носовая надстройка.
Аарон  Императорский флот Японии Линкор 65 [ 16 ] 24 июля 1945 г. [ 50 ] Далеко [ 50 ] Списан , 1946 год. [ 50 ]
Военный корабль США Саратога  ВМС США Авианосец 0 [ 11 ] 25 июля 1946 г. [ 11 ] Атолл Бикини [ 11 ] Саратога стоит вертикально, верхняя часть моста находится на глубине 50 футов (15 м) от поверхности, это крупнейший авианосец времен Второй мировой войны, доступный для дайверов. [ 52 ] Левый передний косой вид с воздуха на темно-серый авианосец в море. Ее кабина экипажа бежевого цвета, а на корме находится около дюжины самолетов.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Немецкие Scharnhorst линкоры класса и Deutschland крейсеры класса , а также французские Dunkerque линкоры класса иногда называют линейными крейсерами, хотя военно-морские силы-владельцы называли их «линкорами» ( нем . Schlachtschiffe ), «броненосными кораблями» ( нем. : Panzerschiffe ) и «линкоры» ( фр . Bâtiments de ligne ) соответственно. Поскольку ни их операторы, ни значительное количество военно-морских историков не относят их к таковым, в данной статье они не обсуждаются. [ 1 ] [ 2 ]
  1. ^ Грёнер, стр. 31, 60.
  2. ^ Мальчик, с. 139
  3. ^ Брейер, стр. 48–49.
  4. ^ Кэмпбелл, стр. 368–69.
  5. ^ Перейти обратно: а б Таррант 2001, с. 249
  6. ^ Стивен, стр. 70–80, 104–14.
  7. ^ Хервиг, с. 256
  8. ^ Дункан, с. 32
  9. ^ Берт, стр. 282–83, 297–98.
  10. ^ Полмар и Генда, стр. 1-1. 50, 218,
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Фрай, стр. 158–59
  12. ^ Паршалл и Талли, стр. 352–53, 463, 466.
  13. ^ Перейти обратно: а б Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер; Альберг, Ларс (2010). «IJN Hiei: Табличный отчет о движении» . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 6 июня 2013 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер; Альберг, Ларс (2010). «IJN Киришима: Табличная запись движения» . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 6 июня 2013 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б И все же, г-н. 20
  16. ^ Перейти обратно: а б Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер; Альберг, Ларс (2012). «IJN Харуна: табличная запись движений» . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 6 июня 2013 г.
  17. ^ Кэмпбелл, с. 159
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Робертс, стр. 122–23.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и Дункан, с. 71
  20. ^ Таррант 1986, с. 114
  21. ^ Кэмпбелл, с. 61
  22. ^ «Снаряжение спасательный пояс (HMS Indefatigable), британское» . Имперский военный музей . Проверено 6 июня 2013 г.
  23. ^ Уильямс, с. 132
  24. ^ Таррант 2001, с. 298
  25. ^ «Ассоциация HMS Hood : часто задаваемые вопросы» . Ассоциация HMS Hood . Проверено 6 июня 2013 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б Стивен, с. 80
  27. ^ Мирнс и Уайт, стр. 195–96.
  28. ^ « Ассоциация . 5,5-дюймовые пушки HMS Hood на островах Вознесения» HMS Hood. 4 апреля 2010 г. Проверено 6 июня 2013 г.
  29. ^ Стивен, с. 114
  30. ^ Перейти обратно: а б Стивен, с. 108
  31. ^ Денли, с. 6
  32. ^ Перейти обратно: а б с д Гардинер и Грей, с. 233
  33. ^ Перейти обратно: а б Персонал, с. 11
  34. ^ Грёнер, с. 54
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и Персонал, с. 17
  36. ^ Грёнер, с. 55
  37. ^ Перейти обратно: а б с Персонал, с. 33
  38. ^ Перейти обратно: а б с Гренер, с. 57
  39. ^ «Церковь Святого Михаила Эрискей, Южный Уист» . Британские здания, внесенные в список памятников архитектуры . Проверено 7 июня 2013 г.
  40. ^ Перейти обратно: а б Персонал, с. 42
  41. ^ Дункан, с. 34
  42. ^ Сирс, Стивенс, Королевский флот Австралии , стр. 65
  43. ^ Дункан, с. 73
  44. ^ Дункан, стр. 93–95.
  45. ^ Перейти обратно: а б с Берт, стр. 289–90.
  46. ^ Винтон, с. 200
  47. ^ Перейти обратно: а б Ровер, стр. 26.
  48. ^ Перейти обратно: а б с Полмар и Генда, стр. 218, 220.
  49. ^ Паршалл и Талли, с. 476
  50. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Йентшура, Юнг и Микель, с. 35
  51. ^ Бомонт, Питер (21 октября 2019 г.). « В Тихом океане найдены «унизительные» обломки японских кораблей в битве при Мидуэе» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 21 октября 2019 г.
  52. ^ «Информация о дайв-туризме на атолле Бикини» . Дайверы на атолле Бикини . Проверено 26 ноября 2012 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a3baf414b6557c4372be9d5b384f5cf8__1715015760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/f8/a3baf414b6557c4372be9d5b384f5cf8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
List of sunken battlecruisers - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)