Список затонувших линейных крейсеров

Затонувшие линейные крейсеры — это крупные крупные корабли, построенные в первой половине 20-го века, которые были либо уничтожены в бою, затоплены , либо уничтожены в ходе испытаний оружия. По размеру и стоимости они были похожи на линкоры и обычно несли такие же тяжелые орудия, но линейные крейсеры обычно имели меньше брони и были быстрее. Первые линейные крейсеры [ Примечание 1 ] были разработаны в Соединенном Королевстве в первом десятилетии века как развитие броненосного крейсера , одновременно дредноут пришел на смену додредноутному линкору . Первоначальной целью линейного крейсера было выслеживать более медленные и старые броненосные крейсеры и уничтожать их сильным артиллерийским огнем. Однако по мере того, как строилось все больше и больше линейных крейсеров, их противниками становились корабли того же типа, а не более медленные и слабые суда. [ 3 ]
Во время Первой мировой войны тонкая броня британских линейных крейсеров не сослужила им хорошую службу в бою с их лучше бронированными немецкими аналогами, и три из них были потеряны в Ютландской битве в 1916 году. SMS Lützow Во время боя также был потоплен немецкий линейный крейсер . . Пять немецких линейных крейсеров были затоплены своими экипажами в 1919 году, чтобы предотвратить их захват Королевским флотом после Первого перемирия в Компьене в 1918 году.
В период между мировыми войнами Вашингтонский военно-морской договор 1922 года ограничивал количество и тоннаж крупных кораблей, которые можно было сохранить. Многие линейные крейсеры были списаны в этот период, хотя HMAS Australia , единственный австралийский линейный крейсер, был затоплен в соответствии с договором. Одно из положений договора позволяло странам переоборудовать два строившихся тогда линейных крейсера в авианосцы, и Японская империя и Соединенные Штаты воспользовались этой возможностью. Британцы также переоборудовали все три своих «легких линейных крейсера» в авианосцы, хотя на них не распространялся договор. В 1930-е годы японцы перестроили свои четыре оставшихся линейных крейсера в быстрые линкоры .
Вторая мировая война нанесла тяжелый урон оставшимся линейным крейсерам, как переоборудованным, так и непереоборудованным. В отличие от Первой мировой войны, когда все четыре корабля были потеряны в результате артиллерийского огня, только два были потоплены исключительно артиллерийскими орудиями. Два линейных крейсера были потоплены в результате артиллерийского огня и атаки с воздуха, четыре - исключительно самолетами и два - подводными лодками. Наибольшие человеческие жертвы при затоплении линейного крейсера составили 1415 человек, погибших при затоплении HMS Hood во время его противостояния с немецким линкором «Бисмарк» в 1941 году. Из трех уцелевших линейных крейсеров времен Второй мировой войны два были списаны после войны, а один - Военный корабль США « Саратога » был потоплен в результате испытаний ядерного оружия в 1946 году.
Потери
[ редактировать ]Первые боевые потери линейных крейсеров произошли во время Первой мировой войны в результате Ютландского сражения между Королевским флотом и Императорским флотом Германии 31 мая 1916 года. три британских корабля — Invincible , Indefatigable и Queen Mary Все — были потоплены. в результате взрывов магазинов с тяжелыми человеческими жертвами. [ 4 ] SMS Lützow во время боя несколько раз был поражен британскими снарядами ниже ватерлинии и после боя набрал много воды. Позже той же ночью на борту «Лютцова» было так много воды, что она грозила перевернуться ; экипажу было приказано покинуть корабль, и немецкий эсминец добил его двумя торпедами . [ 5 ] Следующие боевые потери произошли четверть века спустя, во время Второй мировой войны, когда британцы перехватили немецкие войска, пытавшиеся прорваться в Атлантику, чтобы атаковать конвои с припасами. Вскоре после начала битвы в Датском проливе 24 мая 1941 года снаряд немецкого линкора «Бисмарк» попал в «Худ» , в результате чего его магазин взорвался, что привело к огромным человеческим жертвам. Шесть месяцев спустя линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер « Рипалс» предприняли попытку перехватить конвои японских войск, приближавшиеся к Малайскому полуострову . Они были замечены японскими самолетами в пути и потоплены торпедоносцами 10 декабря. [ 6 ]
Несколько линейных крейсеров пережили Первую мировую войну, но были затоплены после нее . Пять немецких линейных крейсеров, переживших Первую мировую войну, — « Фон дер Танн» , «Мольтке » , «Зейдлиц» , «Дерффлингер » , «Гинденбург» — были интернированы в Скапа-Флоу в ожидании подписания мирного договора между Германией и союзниками . Командующий немецкими кораблями в Скапе контр-адмирал Людвиг фон Ройтер думал, что британцы собираются захватить корабли сразу после истечения перемирия , корабли и упреждающе приказал затопить утром 21 июня 1919 года, чтобы не допустить их попадания. британских рук. [ 7 ] Королевский австралийский флот затопил Австралию в 1924 году в соответствии с условиями Вашингтонского военно-морского договора . [ 8 ]
Полдюжины уцелевших линейных крейсеров (в том числе три строящихся) были переоборудованы в авианосцы в 1920-х годах. Все три «Отважный» линейных крейсера класса были переоборудованы. Courageous Самолеты охотились за подводными лодками вскоре после начала Второй мировой войны , когда она была потоплена немецкой подводной лодкой U-29 17 сентября 1939 года. В следующем году Glorious возвращался в Великобританию, когда был потоплен немецкими линкорами Scharnhorst. и Гнейзенау в Северном море 8 июня 1940 года. [ 9 ] Пункт Вашингтонского военно-морского договора позволял переоборудовать в авианосцы два корабля от каждой подписавшей стороны, а ВМС США решили переоборудовать два своих «Лексингтон линейных крейсера класса » в 1920-х годах из-за их высокой скорости. Лексингтон был поражен двумя бомбами и двумя торпедами во время битвы в Коралловом море 8 мая 1942 года. Они лишь умеренно повредили корабль, но, что более важно, взломали некоторые из его авиагаза резервуаров для хранения . Дым от этих резервуаров позже загорелся, и его не удалось потушить; Экипаж был вынужден покинуть корабль, а «Лексингтон» был торпедирован и потоплен американским эсминцем. [ 10 ] Саратога пережила войну, но считалась устаревшей, поэтому ее использовали в качестве мишени для испытаний ядерного оружия во время операции «Перекресток» . Корабль выдержал первое испытание с небольшими повреждениями, но был потоплен во время второго испытания 25 июля 1946 года. [ 11 ] Японский авианосец «Акаги» был еще одним линейным крейсером, преобразованным в авианосец в соответствии с Вашингтонским военно-морским договором. Он был поражен тремя бомбами во время битвы за Мидуэй 4 июня 1942 года, что вызвало серьезные пожары, вынудившие экипаж покинуть корабль рано той ночью. На следующее утро стало ясно, что корабль не подлежит ремонту, поэтому он был торпедирован и затоплен. [ 12 ]
Четыре японских Конго линейных крейсера класса были реконструированы в быстроходные линкоры в 1930-х годах. 13 ноября 1942 года во время Первого морского сражения за Гуадалканал Хиеи наткнулся на американские крейсеры и эсминцы в упор . Корабль был сильно поврежден во время столкновения, и его пришлось буксировать однотипным кораблем « Киришима» . На следующее утро оба были замечены американскими самолетами, и Киришима был вынужден отказаться от буксира из-за неоднократных воздушных атак. Капитан «Хиеи » приказал своей команде покинуть корабль после дальнейших повреждений и затопил «Хиеи» ранним вечером 14 ноября. [ 13 ] В ночь с 14 на 15 ноября во время Второго морского сражения за Гуадалканал Киришима вернулся в пролив Айронботтом , но столкнулся с американскими линкорами «Саут Дакота» и «Вашингтон» . Не сумев обнаружить Вашингтон , Киришима с некоторым успехом вступил в бой с Южной Дакотой . Вашингтон Через несколько минут открыл огонь с близкого расстояния и сильно повредил «Кирисиму» , выбив ее кормовые башни, заклинив руль направления и попав в корабль ниже ватерлинии. Наводнение оказалось неконтролируемым, и Киришима перевернулся. через три с половиной часа [ 14 ] Вернувшись в Японию после битвы в заливе Лейте , Конго был торпедирован и потоплен американской подводной лодкой Sealion II 21 ноября 1944 года. [ 15 ] Харуна базировалась в Куре , Япония, когда военно-морская база была атакована британскими и американскими авианосцами 24 и 28 июля 1945 года. Корабль был лишь слегка поврежден единственной бомбой, попавшей 24 июля, но 28 июля получил еще дюжину попаданий. июля и затонул у своего причала . После войны был снят с мели и отправлен на слом в начале 1946 года. [ 16 ]
Перечисленные линейные крейсеры сгруппированы по причинам затопления. Внутри групп они перечислены в хронологическом порядке затопления.
Потоплен в бою
[ редактировать ]Следующие корабли были уничтожены в бою.
Имя | Военно-морской | Потери | Дата затоплена | Расположение | Состояние | Реликвии | Изображение |
---|---|---|---|---|---|---|---|
HMS Инвинсибл | ![]() |
1,026 [ 17 ] | 31 мая 1916 г. [ 18 ] | Северное море [ 18 ] | Непобедимый лежит в двух частях [ 19 ] на глубине 177 футов (54 м) [ 20 ] | —
|
![]() |
HMS Неутомимый | ![]() |
1,017 [ 21 ] | 31 мая 1916 г. [ 18 ] | Северное море [ 18 ] | Тщательно утилизированный, на глубине 183 футов (56 м) остались только большие куски металла. [ 19 ] | корабля, Один из спасательных поясов уцелевший после затопления, выставлен в Северном Имперском военном музее в Манчестере. [ 22 ] | ![]() |
HMS Куин Мэри | ![]() |
1,266 [ 23 ] | 31 мая 1916 г. [ 18 ] | Северное море [ 18 ] | Королева Мария лежит перевернутой на две части на глубине 196 футов (60 м) [ 19 ] | —
|
![]() |
СМС Лютцов | ![]() |
157 [ 24 ] | 1 июня 1916 г. [ 5 ] | Северное море [ 18 ] | Лютцов относительно нетронут, перевернут, на глубине 144 футов (44 м). [ 19 ] | —
|
![]() |
HMS Худ | ![]() |
1,415 [ 25 ] | 24 мая 1941 г. [ 26 ] | Датский пролив [ 26 ] | По частям на глубине 9200 футов (2800 м) [ 27 ] | Два Худа 5,5-дюймовых (140-мм) орудия , снятые ранее во время ремонта, были установлены на острове Вознесения , где батарея существует до сих пор в практически неповрежденном состоянии. [ 28 ] | ![]() |
HMS Repulse | ![]() |
513 [ 29 ] | 10 декабря 1941 г. [ 30 ] | Южно-Китайское море [ 30 ] | Почти перевернутый на глубине 177 футов (54 м) [ 31 ] | —
|
![]() |
Потерянный в море
[ редактировать ]Имя | Военно-морской | Потери | Дата затоплена | Расположение | Состояние | Реликвии | Изображение |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Цукуба | ![]() |
305 [ 32 ] | 14 января 1917 г. [ 32 ] | Йокосука [ 32 ] | Поднят и утилизирован, разобран на металлолом, 1918 г. [ 32 ] | —
|
![]() |
Затопленные линейные крейсеры
[ редактировать ]Несколько линейных крейсеров были затоплены .
Имя | Военно-морской | Дата затоплена | Расположение | Состояние | Реликвии | Изображение |
---|---|---|---|---|---|---|
СМС от Танна | ![]() |
21 июня 1919 г. [ 33 ] | Скапа-Флоу [ 33 ] | Поднят и утилизирован в Скапа-Флоу 7 декабря 1930 года, разобран на металлолом. [ 34 ] | —
|
![]() |
СМС Мольтке | ![]() |
21 июня 1919 г. [ 35 ] | Скапа-Флоу [ 35 ] | Поднят 10 июня 1927 г., разобран на металлолом. [ 36 ] | —
|
![]() |
СМС Зейдлиц | ![]() |
21 июня 1919 г. [ 37 ] | Скапа-Флоу [ 37 ] | Поднят в ноябре 1928 г., разобран на металлолом. [ 37 ] | Корабельный колокол в Военно-морском мемориале Лабое [ 38 ] | ![]() |
СМС Дерффлингер | ![]() |
21 июня 1919 г. [ 35 ] | Скапа-Флоу [ 35 ] | Поднят в 1939 году, разобран на металлолом. [ 35 ] | Корабельный колокол возле церкви Святого Михаила на острове Эрискей на Внешних Гебридских островах. [ 39 ] | |
СМС Гинденбург | ![]() |
21 июня 1919 г. [ 40 ] | Скапа-Флоу [ 40 ] | Поднят 22 июля 1930 г., разобран на металлолом. [ 38 ] | Корабельный колокол в Военно-морском мемориале Лабое [ 38 ] | ![]() |
HMAS Австралия | ![]() |
12 апреля 1924 г. [ 41 ] | Off Сидней-Хедс [ 42 ] | На глубине 1332 футов (406 м) [ 43 ] | Различные артефакты, в том числе пропеллер на Австралийском военном мемориале. [ 44 ] | ![]() |
Переоборудованные линейные крейсеры
[ редактировать ]Несколько линейных крейсеров были переоборудованы в другие типы кораблей либо во время постройки, либо после ввода в эксплуатацию; многие из этих кораблей были потоплены в бою во время Второй мировой войны .
Имя | Военно-морской | Конверсия | Потери | Дата затоплена | Расположение | Состояние | Изображение |
---|---|---|---|---|---|---|---|
HMS Мужественный | ![]() |
Авианосец | 519 [ 45 ] | 17 сентября 1939 г. [ 45 ] | Западные подходы [ 45 ] | Неизвестный | ![]() |
HMS Славный | ![]() |
Авианосец | 1,207 [ 46 ] | 8 июня 1940 г. [ 47 ] | Северное море [ 47 ] | Неизвестный | ![]() |
Военный корабль США Лексингтон | ![]() |
Авианосец | 216 [ 48 ] | 8 мая 1942 г. [ 48 ] | Коралловое море [ 48 ] | Состоит из трех частей на глубине 10 000 футов (3 000 м) от поверхности. | ![]() |
Акаги | ![]() |
Авианосец | 267 [ 49 ] | 5 июня 1942 г. [ 50 ] | У острова Мидуэй [ 50 ] | На глубине 18 011 футов (5 490 м) в вертикальном положении, практически не поврежден. [ 51 ] | ![]() |
Хиэй | ![]() |
Линкор | 188 [ 13 ] | 14 ноября 1942 г. [ 50 ] | Звук Железного Дна [ 50 ] | Неизвестный | ![]() |
Киришима | ![]() |
Линкор | 212 [ 14 ] | 15 ноября 1942 г. [ 50 ] | Звук Железного Дна [ 50 ] | Перевернутый на глубине 4000 футов (1200 м), носовая часть отсутствует (отделена от основного корпуса, состояние неизвестно). [ 19 ] | ![]() |
Конго | ![]() |
Линкор | 1,250 [ 15 ] | 21 ноября 1944 г. [ 50 ] | Формозский пролив [ 50 ] | Неизвестный | ![]() |
Аарон | ![]() |
Линкор | 65 [ 16 ] | 24 июля 1945 г. [ 50 ] | Далеко [ 50 ] | Списан , 1946 год. [ 50 ] | ![]() |
Военный корабль США Саратога | ![]() |
Авианосец | 0 [ 11 ] | 25 июля 1946 г. [ 11 ] | Атолл Бикини [ 11 ] | Саратога стоит вертикально, верхняя часть моста находится на глубине 50 футов (15 м) от поверхности, это крупнейший авианосец времен Второй мировой войны, доступный для дайверов. [ 52 ] | ![]() |
См. также
[ редактировать ]- Список линейных крейсеров
- Список затонувших линкоров
- Список затонувших авианосцев
- Список затонувших атомных подводных лодок
Примечания
[ редактировать ]- ^ Немецкие Scharnhorst линкоры класса и Deutschland крейсеры класса , а также французские Dunkerque линкоры класса иногда называют линейными крейсерами, хотя военно-морские силы-владельцы называли их «линкорами» ( нем . Schlachtschiffe ), «броненосными кораблями» ( нем. : Panzerschiffe ) и «линкоры» ( фр . Bâtiments de ligne ) соответственно. Поскольку ни их операторы, ни значительное количество военно-морских историков не относят их к таковым, в данной статье они не обсуждаются. [ 1 ] [ 2 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Грёнер, стр. 31, 60.
- ^ Мальчик, с. 139
- ^ Брейер, стр. 48–49.
- ^ Кэмпбелл, стр. 368–69.
- ^ Перейти обратно: а б Таррант 2001, с. 249
- ^ Стивен, стр. 70–80, 104–14.
- ^ Хервиг, с. 256
- ^ Дункан, с. 32
- ^ Берт, стр. 282–83, 297–98.
- ^ Полмар и Генда, стр. 1-1. 50, 218,
- ^ Перейти обратно: а б с д Фрай, стр. 158–59
- ^ Паршалл и Талли, стр. 352–53, 463, 466.
- ^ Перейти обратно: а б Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер; Альберг, Ларс (2010). «IJN Hiei: Табличный отчет о движении» . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 6 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер; Альберг, Ларс (2010). «IJN Киришима: Табличная запись движения» . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 6 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б И все же, г-н. 20
- ^ Перейти обратно: а б Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер; Альберг, Ларс (2012). «IJN Харуна: табличная запись движений» . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 6 июня 2013 г.
- ^ Кэмпбелл, с. 159
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Робертс, стр. 122–23.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дункан, с. 71
- ^ Таррант 1986, с. 114
- ^ Кэмпбелл, с. 61
- ^ «Снаряжение спасательный пояс (HMS Indefatigable), британское» . Имперский военный музей . Проверено 6 июня 2013 г.
- ^ Уильямс, с. 132
- ^ Таррант 2001, с. 298
- ^ «Ассоциация HMS Hood : часто задаваемые вопросы» . Ассоциация HMS Hood . Проверено 6 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стивен, с. 80
- ^ Мирнс и Уайт, стр. 195–96.
- ^ « Ассоциация . 5,5-дюймовые пушки HMS Hood на островах Вознесения» HMS Hood. 4 апреля 2010 г. Проверено 6 июня 2013 г.
- ^ Стивен, с. 114
- ^ Перейти обратно: а б Стивен, с. 108
- ^ Денли, с. 6
- ^ Перейти обратно: а б с д Гардинер и Грей, с. 233
- ^ Перейти обратно: а б Персонал, с. 11
- ^ Грёнер, с. 54
- ^ Перейти обратно: а б с д и Персонал, с. 17
- ^ Грёнер, с. 55
- ^ Перейти обратно: а б с Персонал, с. 33
- ^ Перейти обратно: а б с Гренер, с. 57
- ^ «Церковь Святого Михаила Эрискей, Южный Уист» . Британские здания, внесенные в список памятников архитектуры . Проверено 7 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Персонал, с. 42
- ^ Дункан, с. 34
- ^ Сирс, Стивенс, Королевский флот Австралии , стр. 65
- ^ Дункан, с. 73
- ^ Дункан, стр. 93–95.
- ^ Перейти обратно: а б с Берт, стр. 289–90.
- ^ Винтон, с. 200
- ^ Перейти обратно: а б Ровер, стр. 26.
- ^ Перейти обратно: а б с Полмар и Генда, стр. 218, 220.
- ^ Паршалл и Талли, с. 476
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Йентшура, Юнг и Микель, с. 35
- ^ Бомонт, Питер (21 октября 2019 г.). « В Тихом океане найдены «унизительные» обломки японских кораблей в битве при Мидуэе» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 21 октября 2019 г.
- ^ «Информация о дайв-туризме на атолле Бикини» . Дайверы на атолле Бикини . Проверено 26 ноября 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Брейер, Зигфрид (1973). Линкоры и линейные крейсеры 1905–1970 гг . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 978-0-385-07247-2 .
- Берт, Р.А. (2012) [1993]. Британские линкоры, 1919–1939 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-052-8 .
- Кэмпбелл, Джон (1998). Ютландия: анализ боевых действий . Нью-Йорк: Лайонс Пресс. ISBN 1-55821-759-2 .
- Денли, Кевин (2007). «Экспедиция Работа 74» (PDF) . Explorers.org . Проверено 6 июня 2013 г.
- Дункан, Брэд (июль 2011 г.). Линейный крейсер HMAS Australia (1): Отчет об осмотре затонувших объектов (PDF) (Отчет). Парраматта, Новый Южный Уэльс: Отделение наследия, Управление окружающей среды и наследия Нового Южного Уэльса. OCLC 754127975 . Проверено 26 декабря 2012 г.
- Фрай, Джон (1996). Военный корабль США Саратога CV-3: иллюстрированная история легендарного авианосца 1927–1946 годов . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing. ISBN 0-7643-0089-Х .
- Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-0-87021-907-8 . OCLC 12119866 .
- Гилле, Эрик (1999). Сто лет французским линкорам . Нант: Морская пехота. ISBN 2-909-675-50-5 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст, Нью-Йорк : Humanity Books. ISBN 978-1-57392-286-9 .
- Йентшура, Хансгеорг; Янг, Дитер; Микель, Питер (1977). Военные корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
- Мирнс, Дэвид; Уайт, Роб (2001). Худ и Бисмарк: Глубоководное открытие эпической битвы . Лондон: Канал 4. ISBN 0-7522-2035-7 .
- Паршалл, Джонатан; Талли, Энтони (2007). Расколотый меч: Нерассказанная история битвы за Мидуэй . Вашингтон: Потомакские книги. ISBN 978-1-57488-924-6 .
- Полмар, Норман; Генда, Минору (2006). Авианосцы: история палубной авиации и ее влияние на мировые события . Том. 1, 1909–1945. Вашингтон, округ Колумбия: Потомакские книги. ISBN 1-57488-663-0 .
- Робертс, Джон (1997). Боевые крейсеры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-068-1 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Сирс, Джейсон (2001). «Императорская служба». Стивенс, Дэвид (ред.). Королевский флот Австралии . Столетняя история обороны Австралии. Том. III. Южный Мельбурн, Виктория: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-555542-2 . OCLC 50418095 .
- Персонал, Гэри (2006). Немецкие линейные крейсеры: 1914–1918 гг . Оксфорд, Великобритания: Osprey Books. ISBN 978-1-84603-009-3 .
- Стивен, Мартин (1988). Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-556-6 .
- Стилле, Марк (2008). Линкоры Императорского флота Японии 1941-45 гг . Новый Авангард. Том. 146. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84603-280-6 .
- Таррант, В.Е. (1986). Линейный крейсер «Инвинсибл»: история первого линейного крейсера, 1909–1916 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-147-1 .
- Таррант, В.Е. (2001) [1995]. Ютландия: немецкий взгляд . Лондон: Военные книги Касселла в мягкой обложке. ISBN 978-0-304-35848-9 .
- Уильямс, М.В. (1996). «Гибель HMS Queen Mary в Ютландии». Военный корабль 1996 года . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 111–32. ISBN 0-85177-685-Х .
- Винтон, Джон (1986). Перевозчик Славный . Лондон: Лео Купер, Секер и Варбург. ISBN 0-436-57806-9 .