Список затонувших линкоров
Затонувшие линкоры — это обломки крупных кораблей, построенных с 1880-х по середину 20-го века, которые были либо уничтожены в бою, заминированы, намеренно уничтожены при испытании оружия, либо затоплены . Линкор, как мощь нации, воплощенная в военном корабле, сыграл жизненно важную роль в престиже, дипломатии и военной стратегии стран 20-го века. Важность, придаваемая линкорам, также означала масштабную гонку вооружений между великими державами 20-го века, такими как Великобритания , Германия , Япония , США , Франция , Италия , Россия и Советский Союз .
Термин «линкор» впервые вошел в обиход для описания некоторых типов броненосных военных кораблей в 1880-х годах. [ 1 ] теперь их называют преддредноутами . Ввод в строй и вывод в море HMS Dreadnought , отчасти вдохновленный результатами Цусимского сражения в мае 1905 года, [ 2 ] ознаменовал начало новой эры в военно-морской войне и определил целое поколение военных кораблей: линкоры. Это первое поколение, известное как « Дредноуты », быстро строилось в Европе , Америке и Японии, при этом между крупнейшими военно-морскими державами росло все большее напряжение. Однако, несмотря на огромные суммы денег и ресурсов, направляемые на строительство и обслуживание растущего числа линкоров в мире, они, как правило, мало участвовали в боях. За исключением морских сражений Русско -Японской войны и Ютландии , которые стали одними из последних крупномасштабных сражений между крупными кораблями, [ 3 ] Решающих морских сражений между линкорами не произошло. Когда в 1918 году закончилась Первая мировая война, большая часть немецкого флота открытого моря была отправлена в Скапа-Флоу , где почти весь флот был затоплен, чтобы предотвратить его разделение между победившими союзниками . По аналогичным причинам было затоплено множество других линкоров.
В период между войнами Вашингтонский военно-морской договор и последующий Лондонский военно-морской договор ограничивали тоннаж и огневую мощь крупных кораблей, разрешенных флотам мира. Великобритания и США сдали на слом многие из своих устаревших дредноутов, а японцы начали переоборудовать линейные крейсеры в быстрые линкоры в 1930-х годах . В 1936 году Италия и Япония отказались подписать Второй Лондонский военно-морской договор и вышли из предыдущих договоров, что побудило Соединенные Штаты и Великобританию применить в договоре пункт об эскалаторе, который позволял им увеличивать водоизмещение и вооружение запланированных кораблей. В морских сражениях Второй мировой войны многие линкоры, принадлежавшие различным странам, были уничтожены, поскольку авиация стала осознаваться как решающая роль в морской войне, а не как крупные крупные корабли. Когда линкор начал терять популярность, некоторые захваченные крупные корабли были выведены из эксплуатации, разобраны и намеренно потоплены в ходе испытаний ядерного оружия.
Потери
[ редактировать ]Как и линейные крейсеры , линкоры обычно тонули с большими человеческими жертвами, если и когда они были уничтожены в бою. Первый линкор, потопленный одним лишь артиллерийским огнем. [ 4 ] Русский линкор «Ослябя » затонул вместе с половиной своего экипажа в Цусимском сражении, когда корабль был обрушен, казалось бы, бесконечным потоком японских снарядов, неоднократно поражавших корабль, в результате чего команда погибла прямыми попаданиями в несколько орудий, боевую рубку и воду. линии или ниже нее, что и стало причиной затопления корабля. [ 5 ] [ 6 ] Линкоры также оказались очень уязвимыми к минам, о чем свидетельствуют Русско-японская война и обе мировые войны. После битвы при Порт- Артуре [ 7 ] ряд русских и японских судов подорвались на минах и либо затонули, либо были затоплены, чтобы предотвратить их захват. Десять лет спустя Национальная морская пехота и Королевский флот потеряли три линкора, HMS Irresistible , HMS Ocean и Bouvet , из-за турецких мин в водах Дарданелл. Торпеды также были способны потопить линкоры. 21 ноября 1944 года военный корабль США «Силион» потопил Конго , потеряв более 1200 человек. [ 8 ] HMS Barham был поражен тремя торпедами, выпущенными немецкой подводной лодкой U-331 . [ а ] «Бархэм» не смог уклониться от приближающихся торпед и затонул, погибло 862 человека в результате нескольких взрывов магазинов, которые произошли после того, как он первоначально был поражен торпедами U- 331 . [ 11 ]
Хотя мины и торпеды постоянно угрожали господству линкора, именно совершенствование воздушной техники и тактики привело к замене линкора авианосцем как важнейшего военного корабля. Первоначально масштабное использование авиации в морских боях было недооценено, а идея о том, что они могут уничтожать линкоры, была отвергнута. Тем не менее, Соединенные Штаты и Японская империя экспериментировали с наступательной ролью авианосцев в своих флотах. [ 12 ] Одним из пионеров военно-морской авиации был генерал армии США Билли Митчелл , который в июле 1921 года реквизировал SMS Ostfriesland для проверки своей теории. Хотя эти испытания не произвели впечатления на его современников, они вынудили ВМС США начать отвлекать часть своего бюджета на изучая этот вопрос дальше. [ 13 ] Вера в то, что авианосец был младше линкора, начала улетучиваться, когда Императорский флот Японии внезапной атакой почти уничтожил Тихоокеанский флот США , стоявший на якоре в Перл-Харборе 7 декабря 1941 года. [ 14 ] Капитан «Бисмарка » Эрнст Линдеманн почти увернулся от Королевского флота , пока его не уничтожил британский самолет-разведчик. Хотя почти каждое морское сражение во Второй мировой войне в той или иной степени сопровождалось перестрелками между надводными военными кораблями, их время в качестве старшего корабля национального флота истекло. [ 15 ]
Those battleships belonging to the Central Powers that survived World War I often did not survive its aftermath. The German High Seas Fleet was scuttled at Scapa Flow by its sailors in June 1919 following their surrender and internment the previous November.[16] On 1 November 1918, as the Austrian battleship Viribus Unitis was being transferred to the State of Slovenes, Croats and Serbs, she was mined and sunk at Pola by two Italian frogmen, Raffaele Paolucci and Raffaele Rossetti, who were unaware of the transfer.[17] On 27 November 1942 the Vichy French government scuttled the majority of the French fleet at Toulon.[18]
Sunk in combat
[edit]Name | Navy | Casualties | Date sunk | Location | Condition | Relics | Image |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Poltava[b] | Imperial Russian Navy | —
|
5 December 1904[19] | Port Arthur[19] | Scrapped[23] | —
|
|
Pobeda[c] | Imperial Russian Navy | —
|
7 December 1904[26] | Port Arthur[19] | Scrapped[26] | —
|
|
Oslyabya | Imperial Russian Navy | 470 – 514 killed[d] | 27 May 1905[4] | Tsushima Strait[28] | Unknown | —
|
|
Imperator Aleksandr III | Imperial Russian Navy | Lost with all hands[29] | 27 May 1905[30] | Tsushima Strait[31] | Unknown | —
|
|
Borodino | Imperial Russian Navy | 854 killed, 1 captured[31] | 27 May 1905[32] | Tsushima Strait[30] | Unknown | —
|
|
Knyaz Suvorov | Imperial Russian Navy | 908 killed, 20 captured[29] | 27 May 1905[33] | Tsushima Strait[30] | Unknown | —
|
|
Navarin | Imperial Russian Navy | 741 killed, 1 captured[34][35] | 28 May 1905[36] | Tsushima Strait[35] | Unknown | —
|
|
Sissoi Veliky | Imperial Russian Navy | 47 killed, 613 captured[37] | 28 May 1905[38] | Tsushima Strait[30] | Unknown | —
|
|
HMS Formidable | Royal Navy | 547 killed[39] | 1 January 1915[39] | 50°13′N 3°4′W / 50.217°N 3.067°W Off Portland Bill, English Channel[39] | Unknown | —
|
|
HMS Irresistible | Royal Navy | 150 killed[40] | 18 March 1915[41] | Dardanelles[12] | Unknown | —
|
|
HMS Goliath | Royal Navy | 570 killed[42] | 13 May 1915[42] | Dardanelles[42] | Unknown | —
|
|
HMS Triumph[e] | Royal Navy | 78 killed[44] | 25 May 1915[44] | Near Gaba Tepe, Gallipoli Peninsula[44] | Unknown | —
|
|
HMS Majestic | Royal Navy | 40 – 49 killed[f] | 27 May 1915[46] | 40°02′30″N 26°11′02″E / 40.04167°N 26.18389°E Cape Helles, Gallipoli Peninsula[46] | Unknown | —
|
|
Barbaros Hayreddin[g] | Ottoman Navy | 258 killed[48] | 8 August 1915[49] | Dardanelles[50] | Unknown | —
|
|
SMS Pommern | Imperial German Navy | Lost with all hands[51] | 1 June 1916[51] | North Sea[52] | Unknown | —
|
|
Suffren | French Navy | Lost with all hands[53] | 26 November 1916[53] | 39°10′N 10°48′W / 39.167°N 10.800°W Off Lisbon, Portugal[53] | Unknown | —
|
|
Gaulois | French Navy | Four killed[54] | 27 December 1916[55] | 36°15′N 23°42′E / 36.250°N 23.700°E Off Cape Maleas, Aegean Sea[54] | Unknown | —
|
|
HMS Cornwallis | Royal Navy | 15 killed[56] | 9 January 1917[57] | 35°06′N 15°11′E / 35.100°N 15.183°E Off Malta[57][58] | Unknown | —
|
|
Danton | French Navy | 296 killed[59] | 19 March 1917[59] | 38°45′35″N 8°3′30″E / 38.75972°N 8.05833°E Mediterranean Sea[59] | Upright under 1,000 meters (3,300 ft) of water.[59] | —
|
|
SMS Szent István | Austro-Hungarian Navy | 89 killed[60] | 10 June 1918[60] | 44°12′07″N 14°27′05″E / 44.20194°N 14.45139°E Premuda, Adriatic Sea | Capsized under 66 meters (217 ft) of water.[61] | —
|
|
SMS Viribus Unitis | Austro-Hungarian Navy | 300 killed[62] | 1 November 1918[62] | 44°52′9″N 13°49′9″E / 44.86917°N 13.81917°E Pula, Croatia[62] | Unknown | —
|
|
HMS Britannia | Royal Navy | 50 killed, 80 injured[63] | 9 November 1918[64] | 35°53′N 5°53′W / 35.883°N 5.883°W Off Cape Trafalgar, Strait of Gibraltar[64] | Unknown | —
|
|
HMS Royal Oak | Royal Navy | 833 killed[65] | 14 October 1939[66] | 58°55′N 2°59′W / 58.917°N 2.983°W Scapa Flow[67] | Capsized under 33 meters (108 ft) of water.[68] | Royal Oak's bell is the centerpiece to a memorial to those who died aboard Royal Oak at St Magnus' Cathedral in Kirkwall.[69] | |
Bretagne | French Navy | 977 killed[70] | 3 July 1940[71] | Mers-el-Kébir, Algeria[71] | Scrapped[72] | —
|
|
Kilkis[h] | Royal Hellenic Navy | —
|
23 April 1941[74] | Salamis Naval Base, near Salamis[74] | Scrapped[75] | —
|
|
Lemnos[i] | Royal Hellenic Navy | —
|
23 April 1941[74] | Salamis Naval Base, near Salamis[74] | Scrapped[77] | —
|
|
Bismarck | Kriegsmarine | 2086 killed, 115 captured.[78] | 27 May 1941[79] | 48°10′N 16°12′W / 48.167°N 16.200°W 650 kilometers (400 mi) from Brest, North Atlantic[80] | Bismarck was found in great condition. She sank after being heavily bombarded by British ships. Bismarck sank stern first in her plunge to the ocean floor. Her bridge and stern ripped away as she spiraled downwards, and as she settled on the side of an extinct underwater volcano, the down blast from all the water she displaced hit her and caused her to slide down the volcano on a water avalanche of sorts. Soon a mud slide occurred due to the shifting of the soil caused by the massive ship and it began to carry her down. She finally settled upright under 4,791 meters (15,719 ft) of water. She slid half a mile.[80] | —
|
|
Marat[j] | Soviet Navy | 326 killed[83] | 23 September 1941[83] | Leningrad[83] | Scrapped[82] | —
|
|
HMS Barham | Royal Navy | 862 killed[84][85] | 25 November 1941[86] | 32°34′N 26°24′E / 32.567°N 26.400°E Off Egypt[84] | Unknown | —
|
|
USS Arizona | United States Navy | 1177 killed[87] | 7 December 1941[88] | 21°21′53″N 157°57′0″W / 21.36472°N 157.95000°W Pearl Harbor[87] | Heavily damaged as a result of the attack on Pearl Harbor. After being struck off the Naval Vessel Register on 1 December 1942, Arizona was found to be in such terrible condition that she could not be made serviceable again even after salvaging.[89] Arizona's surviving superstructure was removed in 1942, followed by her main armament over the next year and a half.[90] | The amidships section had served as a ceremonial platform on the wreck but was cut away to make room for today's overlying memorial. One of the ship's bells is at the University of Arizona,[91] an anchor and a restored gun barrel is located at the Wesley Bolin Memorial Plaza, and several of her guns were later used aboard USS Nevada.[92] Other artifacts from the ship, such as items from the ship's silver service, are on permanent exhibit in the Arizona State Capitol Museum.[93] | |
USS Utah | United States Navy | 64 killed[94] | 7 December 1941[94] | 21°22′7″N 157°57′44″W / 21.36861°N 157.96222°W Pearl Harbor | Utah capsized during the attack, and was partially salvaged but not recovered.[95] Utah's wreck is almost completely submerged, with a small amount of highly corroded superstructure visible above the surface.[94] | In 1972, a memorial consisting of a 70 ft (21 m) walkway from nearby Ford Island that terminates in a platform with a flagpole and a plaque.[96] Other relics of the Utah are preserved at the Utah State Capitol and are regularly on display.[97] | |
HMS Prince of Wales | Royal Navy | 327 killed[98] | 10 December 1941[99] | 3°33′36″N 104°28′42″E / 3.56000°N 104.47833°E South China Sea[100] | Capsized under 71 meters (233 ft) of water. Reported to have been heavily salvaged.[100] | Prince of Wale's bell was recovered, restored, and displayed in the Merseyside Maritime Museum in Liverpool.[100] | |
Asahi | Imperial Japanese Navy | 16 killed[101] | 25 May 1942[102] | 10°N 110°E / 10°N 110°E 100 miles (160 km) from Cape Paderan, Vietnam[102] | Unknown | —
|
|
Hiei | Imperial Japanese Navy | 188 killed[103] | 13 November 1942[103] | 9°N 159°E / 9°N 159°E Off Guadalcanal[104] | Capsized under 900 meters (3,000 ft) of water.[105] | —
|
|
Kirishima | Imperial Japanese Navy | 212 killed[106] | 15 November 1942[106] | Off Guadalcanal[104] | Capsized under 1,100 meters (3,600 ft) of water.[107] | —
|
|
Roma | Regia Marina | 1393 killed[108] | 9 September 1943[109] | 41°9′28″N 8°17′35″E / 41.15778°N 8.29306°E 30 kilometers (19 mi) north of Sardinia | Capsized and blown in half under 1,000 meters (3,300 ft).[110] | —
|
|
Scharnhorst | Kriegsmarine | 1932 killed, 36 captured[111] | 26 December 1943[112] | 72°16′N 28°41′E / 72.267°N 28.683°E near the Norwegian North Cape[113] | Capsized under 290 meters (950 ft).[114] | —
|
|
Strasbourg | French Navy | —
|
18 August 1944[115] | Bay of Lazaret[115] | Scrapped[115] | —
|
|
Jean Bart[k] | French Navy | —
|
28 August 1944[117] | Toulon, France[117] | Scrapped[118] | —
|
|
Musashi | Imperial Japanese Navy | 1023 killed[119] | 24 October 1944[120] | 13°7′N 122°32′E / 13.117°N 122.533°E Sibuyan Sea[121] | Heavily damaged and in multiple pieces under 1,000 meters (3,300 ft) of water.[122][123] | —
|
|
Fusō | Imperial Japanese Navy | 1620 killed[124] | 25 October 1944[124] | Surigao Strait[124] | Capsized 185 meters (607 ft) of water with pagoda mast snapped off.[125] | —
|
|
Yamashiro | Imperial Japanese Navy | 1626 killed[126] | 25 October 1944[127] | Surigao Strait[127] | Capsized in 191 meters (627 ft) of water with bow folded back over the keel of the rest of the hull, and engine room collapsed.[128] | —
|
|
Tirpitz | Kriegsmarine | 950 – 1204 killed[l] | 12 November 1944[113] | 69°38′50″N 18°48′30″E / 69.64722°N 18.80833°E Håkøybotn Bay, Norway[134] | Somewhat salvaged after the Second World War.[131] | —
|
|
Kongō | Imperial Japanese Navy | 1250 killed[106] | 21 November 1944[135] | 26°9′N 121°23′E / 26.150°N 121.383°E Taiwan Strait[135] | Unknown | —
|
|
Conte di Cavour | Regia Marina | —
|
23 February 1945[136] | Taranto Harbor[137] | Scrapped[138] | —
|
|
Yamato | Imperial Japanese Navy | 3055 killed[139] | 7 April 1945[140] | 30°22′N 128°4′E / 30.367°N 128.067°E East China Sea[141] | Broken in half under 340 meters (1,120 ft) of water.[141] | —
|
|
Haruna | Imperial Japanese Navy | 65 killed[106] | 24 July 1945[106] | Kure, Japan[106] | Scrapped[106] | —
|
|
Settsu | Imperial Japanese Navy | —
|
29 July 1945[142] | Kure, Japan[142] | Scrapped[142] | —
|
|
Ise | Imperial Japanese Navy | 50 killed[143] | 28 July 1945[143] | Kure, Japan[143] | Scrapped[143] | —
|
|
Hyūga | Imperial Japanese Navy | 200+ killed[144] | 1 August 1945[144] | 34°10′N 132°33′E / 34.167°N 132.550°E Kure, Japan[144] | Scrapped[144] | —
|
Converted battleships
[edit]Name | Navy | Casualties | Date sunk | Location | Condition | Image |
---|---|---|---|---|---|---|
Kaga | Imperial Japanese Navy | 811 killed[145] | 4 June 1942[146] | 30°23′N 179°17′W / 30.383°N 179.283°W | Unknown | |
HMS Eagle | Royal Navy | 131 killed[147] | 11 August 1942[147] | 38°3′0″N 3°1′12″E / 38.05000°N 3.02000°E near Majorca[147] | Unknown | |
Shinano | Imperial Japanese Navy | 1435 killed[148] | 29 November 1944[148] | 32°7′N 137°4′E / 32.117°N 137.067°E 105 kilometers (65 mi) south of mainland Japan.[148] | Unknown |
Lost at sea
[edit]Scuttled battleships
[edit]Name | Navy | Casualties | Date sunk | Location | Condition | Relics | Image |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Sevastopol | Imperial Russian Navy | 11 killed[213] | 2 January 1905[214] | Port Arthur[213] | Unknown | —
|
|
HMS Hood | Royal Navy | —
|
4 November 1914[215] | 50°34′9″N 2°25′16″W / 50.56917°N 2.42111°W Portland Harbour[215] | —
|
—
|
|
Masséna | French Navy | —
|
9 November 1915[216] | Cape Helles, Gallipoli[216] | Unknown | —
|
|
Slava | Imperial Russian Navy | Three killed[217] | 17 October 1917[218] | Moon Sound, Estonia[218] | Scrapped[219] | —
|
|
Imperatritsa Ekaterina Velikaya[s] | Imperial Russian Navy | —
|
18 June 1918[181] | 44°42′23″N 37°48′43″E / 44.70639°N 37.81194°E Novorossiysk, Russia[181] | Unknown | —
|
|
SMS König | Imperial German Navy | —
|
21 June 1919[222] | Gutter Sound, Scapa Flow[222] | Capsized under about 35 meters (115 ft) of water.[223] Somewhat damaged by metal scavenging.[224] | —
|
|
Kronprinz Wilhelm | Imperial German Navy | One killed[225] | 21 June 1919[225] | Gutter Sound, Scapa Flow[225] | Capsized under about 45 meters (148 ft) of water.[226] | —
|
|
SMS Markgraf | Imperial German Navy | Two killed[227] | 21 June 1919[227] | Gutter Sound, Scapa Flow[227] | Capsized under about 45 meters (148 ft) of water.[228] | —
|
|
SMS Kaiser | Imperial German Navy | —
|
21 June 1919[229] | Gutter Sound, Scapa Flow[229] | Scrapped[229] | —
|
|
SMS Friedrich der Grosse | Imperial German Navy | —
|
21 June 1919[229] | Gutter Sound, Scapa Flow[229] | Scrapped[229] | Friedrich der Grosse's bell was returned to the Federal Republic of Germany and today is on display at the German Navy sea base at Glücksburg.[229] | |
SMS Kaiserin | Imperial German Navy | —
|
21 June 1919[229] | Gutter Sound, Scapa Flow[229] | Scrapped[229] | —
|
|
SMS Prinzregent Luitpold | Imperial German Navy | —
|
21 June 1919[229] | Gutter Sound, Scapa Flow[229] | Scrapped[229] | —
|
|
SMS König Albert | Imperial German Navy | —
|
21 June 1919[229] | Gutter Sound, Scapa Flow[229] | Scrapped[229] | —
|
|
SMS Grosser Kurfürst | Imperial German Navy | —
|
21 June 1919[222] | Gutter Sound, Scapa Flow[222] | Scrapped[222] | Grosser Kurfürst's bell was purchased at auction by the National Museum of the Royal Navy, Portsmouth, Hampshire.[230] | |
SMS Bayern | Imperial German Navy | —
|
21 June 1919[231] | Gutter Sound, Scapa Flow[231] | Scrapped[231] | Bayern's bell is on display at the Kiel Fördeklub.[231] | |
Rostislav | Imperial Russian Navy | —
|
November 1920[232] | 45°25′0″N 36°37′43″E / 45.41667°N 36.62861°E Strait of Kerch[232] | Partially salvaged, reported to be extant albeit sinking into silt.[233] | —
|
|
Dunkerque | French Navy | —
|
27 November 1942[234] | Toulon, France[234] | Scrapped[234] | —
|
|
Provence | French Navy | 27 November 1942[72] | Toulon, France[72] | Scrapped[72] | —
|
||
HMS Centurion | Royal Navy | —
|
9 June 1944[235] | Off Normandy[235] | Unknown | HMS Centurion's badge is on display at Shugborough Hall.[236] | |
Courbet | French Navy | —
|
9 June 1944[237] | Off Sword Beach, Normandy[237] | Scrapped[237] | —
|
|
Schleswig-Holstein | Kriegsmarine | —
|
21 March 1945[238] | Off Osmussaar, Gulf of Finland[239] | Wreckage buried in 1966.[240] | Schleswig-Holstein's bell is on display in the Military History Museum of the Bundeswehr in Dresden as of 1990.[204] | |
Гнейзенау | Военно-морской | —
|
27 марта 1945 г. [ 241 ] [ 242 ] | Готенхафен ( Гдыня ), Польша [ 242 ] | Списано [ 243 ] | Ее кормовая главная башня была снята и размещена в форте Аустротт , недалеко от Тронхейма , как береговая пушка « Орландерт ». [ 242 ] | |
Церинген | Военно-морской | —
|
26 марта 1945 г. [ 244 ] | Готенхафен (Гдыня), Польша [ 244 ] | Списано [ 244 ] | —
|
Израсходовано в качестве целей
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Список затонувших линейных крейсеров
- Список затонувших авианосцев
- Список затонувших атомных подводных лодок
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Капитан U-331 , оберлейтенант цур Зее Ганс-Дидрих фон Тизенхаузен , считал, что только одна из его торпед поразила Бархама. [ 9 ] фон Тизенхаузен был награжден Рыцарским крестом Железного креста . За это действие [ 10 ]
- ↑ Полтава была потоплена японской артиллерией 5 декабря 1904 года во время осады Порт-Артура . [ 19 ] затем она была захвачена, снята с мели, получив японское название «Танго» , и переоборудована. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] она была продана обратно Российской империи Во время Первой мировой войны и переименована в Чесму . [ 21 ] [ 23 ]
- ↑ Победа , как и Полтава , была потоплена японской артиллерией при осаде Порт-Артура 7 декабря 1904 года. [ 24 ] но был снят с мели японцами и получил название Suwo , а также переоборудован. [ 25 ]
- ^ Маклафлин сообщает, что число погибших составило 470 человек. [ 27 ] в то время как Кэмпбелл дает 514. [ 6 ] Ни Форчик, ни Маклафлин не приводят цифр о количестве спасенных моряков. [ 4 ] но Кэмпбелл утверждает, что русские эсминцы спасли 385 человек. [ 6 ]
- ↑ Первоначально «Триумф» был построен для ВМС Чили и получил название «Либертад» , или «Свобода» . [ 43 ]
- ↑ В « Р. А. Берта Британских линкорах погибло 49 человек . Majestic HMS 1889–1904» говорится, что в результате затопления [ 45 ] в то время как, согласно книге Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» , всего 40 человек были убиты. [ 46 ]
- ^ SMS Kurfürst Friedrich Wilhelm была продана Османской империи в 1910 году, и она была переименована в Barbaros Hayreddin . [ 47 ]
- ↑ До службы в флоте греческом Килкис была американским линкором USS Mississippi . [ 73 ]
- ↑ был куплен греческим правительством и переименован, До того, как Лемнос он был американским линкором USS Idaho . [ 76 ]
- ^ Ранее известный как Петропавловск , позже переименованный в Марат , в честь французского революционера Жан-Поля Марата , [ 81 ] а затем в Волхов . [ 82 ]
- ↑ В 1936 году «Жан Барт» был переименован в «Океан» , чтобы освободить название для «Ришелье» одноименного линкора класса , находившегося в то время в стадии строительства. [ 116 ]
- ^ Диапазоны потерь на борту «Тирпица» очень велики. Уильям Гарцке и Роберт Дулин оценивают количество погибших в «около 950 человек»; [ 129 ] Зигфрид Брейер и Эрих Грёнер приводят общее количество смертей в 1204 человека; [ 130 ] [ 131 ] По оценкам Никласа Зеттерлинга и Майкла Тамеландера, погибло около 1000 человек; [ 132 ] а Джон Свитман считает, что 1000 человек из экипажа в 1900 человек погибли на « Тирпице» . [ 133 ]
- ↑ Корабль спущен на воду как «Пересвет» и был затоплен Российской империей при осаде Порт-Артура 7 декабря 1904 года, но был поднят и снова отправлен в море японцами и получил название « Сагами» . [ 185 ] Затем японцы продали корабль обратно русским, которые дали ему имя Чесма . [ 186 ]
- ↑ Энтони Престон приводит число погибших в результате второго (и последнего) затопления корабля - 167 человек. [ 187 ] в то время как Маклафлин в книге «Русские и советские линкоры » приводит более скромные цифры — 116 погибших. [ 188 ]
- ↑ Число жертв в результате взрыва Кавати велико , оно оспаривается среди предоставленных источников. В журнале Ганса Ленгерера «Линкоры Кавачи и Сетцу» говорится, что погибло 600 человек. [ 191 ] а Сандер Кингсепп добавил еще 18 погибших. [ 192 ] Гардинер, Грей , Йенчура, Юнг и Микель , однако, сходятся во мнении о цифре в 700 убитых. [ 193 ] [ 194 ]
- ↑ Где-то в середине 1918 года принц Джордж был переименован в Викторию II . [ 196 ] после своего однотипного корабля HMS Victorious , [ 46 ] ее имя вернулось к Принцу Джорджу . но в феврале 1919 года [ 46 ]
- ^ Alonso XIII был переименован в España , [ 199 ] название ее однотипного корабля, затонувшего в 1923 году, [ 198 ] после изгнания непопулярного короля Испании. [ 199 ]
- ^ Бывший итальянский линкор «Джулио Чезаре», переданный Советскому Союзу после Второй мировой войны . [ 210 ] [ 211 ]
- ↑ Императрица Екатерина Великая была заложена как Екатерина II , но это была лишь формальность. [ 220 ] Later, she was renamed Svobodnaya Rossiya ( Russian : Free Russia ) by February Revolutionists. [ 221 ]
- ^ Военный корабль США « Техас» был переименован в « Сан-Маркос» 15 февраля 1911 года, чтобы освободить название для военного корабля США « Техас» . [ 245 ]
- ↑ Бывший российский линкор «Император Николай I» , переименованный в «Ики» 6 июня 1905 года. [ 250 ]
- ↑ 30 апреля 1919 года « Айова» была переименована в Береговой линкор № 4, чтобы освободить свое имя для одного из шести новых линкоров класса «Южная Дакота». [ 259 ] от которого пришлось бы отказаться.
- ↑ После поднятия на вооружение Японии бывший российский «Ретвизан» был переименован в « Хизен» . [ 265 ]
- ↑ После захвата японцами бывший русский Орел получил имя Ивами . [ 267 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Столл, Дж. Дымится в темноте? , Журнал разрешения конфликтов, том. 36 № 2, июнь 1992 г.
- ^ Брейер 1973 , с. 115.
- ^ Джереми Блэк, «Место Ютландии в истории», Военно-морская история (июнь 2016 г.) 30 № 3, стр. 16–21.
- ^ Jump up to: а б с Форчик 2009 , с. 62.
- ^ Форчик 2009 , стр. 61–62.
- ^ Jump up to: а б с Кэмпбелл 1978 , стр. 128–31.
- ^ Грант 2008 , с. 239.
- ^ Стилле 2008 , стр. 10.
- ^ Джонс 1979 , стр. 225–32.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Капитан-лейтенант фрейгер Ганс-Дидрих фон Тизенхаузен» . uboat.net . Проверено 11 января 2010 г.
- ^ Джонс 1979 , стр. 258–59.
- ^ Jump up to: а б Грант 2008 , с. 273
- ^ Рид, Джон Олден. "Бомбить ужасные нолики!" Воздушная классика , 2006.
- ^ Грант 2008 , с. 274.
- ^ Грант 2008 , стр. 272–74.
- ^ Хервиг 1980 , с. 256.
- ^ Франко Фавр, Флот в Великой войне. Морские, воздушные, подводные и сухопутные операции на Адриатике , с. 262–64.
- ^ Джордан и Дюма 2009 , с. 92–93.
- ^ Jump up to: а б с д Маклафлин 2003 , с. 164.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 451.
- ^ Jump up to: а б Ленгерер (сентябрь 2008 г.), Танго , стр. 52.
- ^ Йентшура, Юнг и Микель 1977 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Маклафлин 2003 , с. 91.
- ^ Маклафлин 2003 , стр. 115, 163–64.
- ^ Ленгерер (сентябрь 2008 г.), Сагами , стр. 41, 43–44.
- ^ Jump up to: а б Йентшура, Юнг и Микель, 1977 , с. 20.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 61.
- ^ Грант 2008 , с. 251.
- ^ Jump up to: а б Форчик 2009 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б с д Грант 2008 , с. 250.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл 1978 , с. 135.
- ^ Форчик 2009 , стр. 67, 70.
- ^ Кэмпбелл 1978 , с. 187.
- ^ Форчик 2009 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б Уорнер и Уорнер 2002 , с. 514.
- ^ Эванс и Питти 1997 , стр. 122.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 83.
- ^ Bogdanov 2004 , p. 77.
- ^ Jump up to: а б с Берт 1988 , стр. 170–72.
- ^ Берт 1988 , с. 174.
- ^ Шено 1979 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б с Берт 1988 , стр. 158–59.
- ^ Берт 1988 , с. 262.
- ^ Jump up to: а б с Берт 1988 , с. 276.
- ^ Берт 1988 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б с д и Гардинер и Грей, 1985 , с. 7.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , стр. 16–17.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз 1995 , с. 28.
- ^ Хор 2006 , с. 66.
- ^ Гардинер и Грей 1985 , с. 390.
- ^ Jump up to: а б Персонал 2010 , с. 13.
- ^ Кэмпбелл 1998 , с. 338.
- ^ Jump up to: а б с Каресс 2010 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Каресс 2012 , стр. 133–34.
- ^ Jump up to: а б Грант 2008 , с. 263.
- ^ Берт 1988 , с. 209.
- ^ Jump up to: а б Берт 1988 , с. 214.
- ^ Шено 1979 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б с д Амос, Джонатан (19 февраля 2009 г.). «Затонувший корабль Дантона найден на глубокой воде» . Новости Би-би-си . Проверено 19 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Сиехе 1991 , стр. 127, 131.
- ^ Сиехе 1991 , стр. 138, 142.
- ^ Jump up to: а б с «Случай бойног брода 'Viribus Unitis' » (на хорватском языке). Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 г. Проверено 17 декабря 2016 г.
- ^ Берт 1988 , с. 253.
- ^ Jump up to: а б «HMS Британия затонула». «Дейли телеграф» . 11 ноября 1918 г.
- ^ Грант 2008 , с. 291.
- ^ Фридман 2015 , с. 352.
- ^ Грант 2008 , с. 290.
- ^ «Крушение HMS Royal Oak» . scapaflowwrecks.com . Затонувшие корабли в Скапа-Флоу.
- ^ «Корабельный колокол и книга памяти HMS Royal Oak» . Имперский военный музей . Проверено 15 сентября 2019 г.
- ^ Ровер 2005 , стр. 31.
- ^ Jump up to: а б Грант 2008 , с. 302.
- ^ Jump up to: а б с д Уитли 1998 , с. 44.
- ^ Гардинер 1979 , стр. 144.
- ^ Jump up to: а б с д Гардинер и Грей, 1985 , с. 384.
- ^ Хор 2006 , с. 89.
- ^ Сондхаус 2014 , стр. 24–25.
- ^ «Айдахо» . Командование военно-морской истории и наследия . 28 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 10 января 2014 г. Проверено 6 декабря 2011 г.
- ^ Гарцке и Дулин 1985 , с. 246.
- ^ Грант 2008 , стр. 282–83.
- ^ Jump up to: а б Баллард 1990 , с. 221.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 324.
- ^ Jump up to: а б Маклафлин 2003 , стр. 413–14.
- ^ Jump up to: а б с Маклафлин 2003 , с. 402.
- ^ Jump up to: а б Берт 2012 , с. 135.
- ^ Ровер 2005 , стр. 118.
- ^ Исторический отдел Адмиралтейства , стр. 201–02.
- ^ Jump up to: а б ДАНФС Аризона .
- ^ «Рейд на Перл-Харбор, 7 декабря 1941 года, военный корабль США «Аризона» во время нападения на Перл-Харбор» . Командование военно-морской истории и наследия. Архивировано из оригинала 1 сентября 2010 года . Проверено 26 августа 2010 г.
- ^ Стиллвелл 1991 , с. 279.
- ^ Райт 2002 , стр. 78, 80.
- ^ «Военный корабль США Аризона Белл» . Университет Аризоны . Проверено 16 июля 2011 г.
- ^ DANFS Невада .
- ^ «Флагман флота: жизнь и смерть военного корабля США Аризона» . Текущие экспонаты . Музей Капитолия Аризоны. Архивировано из оригинала 6 апреля 2015 года . Проверено 22 мая 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с ДАНФС Юта .
- ^ Служба национальных парков. «Мемориал военного корабля США в Аризоне: исследование затопленных культурных ресурсов (глава 2)» . Проверено 21 июля 2013 г.
- ^ «Достопримечательности района Перл-Харбор» . Проверено 5 мая 2013 г.
- ^ «Военный корабль США Юта – 100 лет» . Архивировано из оригинала 9 мая 2009 года . Проверено 7 мая 2013 г.
- ^ Шено 1980 , с. 13.
- ^ Гарцке, Уильям; Дулин, Роберт; Денли, Кевин. «Смерть линкора: повторный анализ трагической гибели HMS Prince of Wales » (PDF) . Тихоокеанские затонувшие корабли . Проверено 18 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Джулиан Райалл, Токио; Джоэл Гюнтер (25 октября 2014 г.). «Знаменитые британские военные корабли разбирают на металлолом» . Дейли Телеграф . Проверено 26 октября 2014 г.
- ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер и Кандалл, Питер (2013). «IJN Subchaser CH-9: Табличный отчет о движении» . Кусентей! . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Хакетт, Боб и Кингсепп, Сандер (2010). «Ремонтное судно IJN Асахи: табличный отчет о движении» . Кидо Бутай . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 2 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Объединенный флот – табличная история Хиэя » . Паршалл, Джон; Боб Хакетт, Сандер Кингсепп и Эллин Невитт . Проверено 25 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Грант 2008 , с. 318.
- ^ Вернер, Бен (2 февраля 2019 г.). «Обнаружены обломки первого японского линкора, затопленного ВМС США во Второй мировой войне» . Новости USNI . Военно-морской институт США . Проверено 14 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Стилле 2008 , стр. 20.
- ^ Лундгрен, Роберт. ДиДжулиан, Тони (ред.). «Анализ повреждений Киришимы» (PDF) . Проверено 28 сентября 2010 г.
- ^ Маттезини 2002 , стр. 529–30.
- ^ Гарцке и Дулин 1985 , стр. 404, 428.
- ^ «Дайверы обнаруживают обломки линкора, затонувшего по пути на Мальту» . Времена Мальты . 28 июня 2012 года . Проверено 28 июня 2012 г.
- ^ Гарцке и Дулин 1985 , с. 176.
- ^ Гарцке и Дулин 1985 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б Грант 2008 , с. 281.
- ^ Фентон, Норман (17 февраля 2011 г.). «Затопление «Шарнхорста», обнаружение затонувшего корабля» . История Би-би-си . Проверено 2 июля 2012 года .
- ^ Jump up to: а б с Джордан и Дюма 2009 , с. 93.
- ^ Ле Массон 1969 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б Уитли 1998 , с. 36.
- ^ Дюма 1985 , с. 231.
- ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер. «Линкор IJN MUSASHI: табличный отчет о движении» . Комбинированный флот.com . Имперские линкоры.
- ^ Грант 2008 , с. 322.
- ^ Патрисия Дениз Чиу (3 марта 2015 г.). «Исследователи нашли «самый знаменитый» японский линкор времен Второй мировой войны у острова Сибуян в Ромблоне» . Новости ГМА.
- ^ «Аллен из Microsoft говорит, что найден линкор Мусаси времен Второй мировой войны» . Джапан Таймс . 4 марта 2015 г. Проверено 4 марта 2015 г.
- ^ Ямагучи, Мари (13 марта 2015 г.). «Японский линкор времен Второй мировой войны «Мусаси» взорвался под водой, свидетельствуют новые кадры» . СтарТрибюн . Архивировано из оригинала 16 марта 2015 года . Проверено 13 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Паршалл, Джон; Боб Хэкетт; Сандер Кингсепп; Эллин Невитт. « Фусо Табличная запись перемещений » . Страница Императорского флота Японии . Комбинированный флот.com.
- ^ «ИДЖН Фусо» . Р. В. Петрл . Пол Аллен . Проверено 15 сентября 2019 г.
- ^ Талли 2009 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Грант 2008 , с. 323.
- ^ «ИДЖН ЯМАШИРО» . НИС «Буревестник» . Проверено 16 ноября 2019 г.
- ^ Гарцке и Дулин 1985 , с. 273.
- ^ Брейер 1989 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Гренер 1990 , с. 35.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 327.
- ^ Свитман 2004 , с. 248.
- ^ Хафстен 1991 , с. 221.
- ^ Jump up to: а б Уилер 1980 , с. 183.
- ^ Чернуски и О'Хара 2010 , стр. 92–93.
- ^ Чернуски и О'Хара 2010 , стр. 81–85, 88.
- ^ Брешия 2012 , с. 59.
- ^ «Объединенный флот – табличная история Ямато » . Паршалл, Джон; Боб Хакетт, Сандер Кингсепп и Эллин Невитт. 2009 . Проверено 1 апреля 2010 г.
- ^ Грант 2008 , с. 327.
- ^ Jump up to: а б останки затонувшего японского линкора «Ямато « Обнаружены »» . Читающий орел . Ассошиэйтед Пресс. 4 августа 1985 года . Проверено 31 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер. «IJN SETTSU: Табличный отчет о движении» . Комбинированный флот.com . Объединенный флот.
- ^ Jump up to: а б с д Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер; Альберг, Ларс. «IJN ISE: Табличный отчет о движении» . Комбинированный флот.com . Объединенный флот.
- ^ Jump up to: а б с д Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер. «ИДЖН ХЮГА: Табличная запись движений» . Комбинированный флот.com . Объединенный флот.
- ^ Паршалл и Талли 2005 , с. 476.
- ^ Паршалл и Талли 2005 , с. 338.
- ^ Jump up to: а б с Смит 1995 , с. 189.
- ^ Jump up to: а б с Талли, Энтони П. (2001). «IJN Синано: табличная запись движения » Кидо Бутай Сайт Combinedfleet.com . Получено 16 июня.
- ^ Тарас 2000 , с. 27.
- ^ Балакин 2004 , с. 39.
- ^ Vinogradov & Fedechkin 2011 , pp. 72–73.
- ^ Форчик 2009 , с. 46–47.
- ^ Форчик 2009 , с. 46.
- ^ Йентшура, Юнг и Микель 1977 , с. 18.
- ^ Warner & Warner 2002 , стр. 279–82.
- ^ Йентшура, Юнг и Микель 1977 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Берт 1988 , с. 205.
- ^ Берт 1988 , с. 206.
- ^ Каресс 2007 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б Каресс 2007 , с. 129–130.
- ^ Каресс 2007 , стр. 137–38.
- ^ Jump up to: а б Виндзор 1911 , с. 651.
- ^ Jump up to: а б Гардинер 1979 , стр. 297.
- ^ Jump up to: а б Джеллико 1919 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б «HMS Дерзкий» . Глубокое изображение подводного кораблекрушения. Архивировано из оригинала 11 октября 2010 года . Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ Браун 2003 , с. 161.
- ^ Jump up to: а б с За 2015 год , с. 24.
- ^ Jump up to: а б Берт 1988 , стр. 156, 174.
- ^ Jump up to: а б Гардинер 1979 , с. 295.
- ^ Jump up to: а б с Хокинг 1990 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б Берт 1988 , стр. 247–48.
- ^ Берт 1988 , стр. 249, 251.
- ^ Jump up to: а б с Берт 1988 , с. 211.
- ^ Jump up to: а б с Шено 1979 , с. 9.
- ^ Уитли 1998 , стр. 157–58.
- ^ Jump up to: а б Престон 1972 , с. 176.
- ^ Джорджерини 1980 , стр. 272, 277.
- ^ Аллен 1964 , стр. 23–26.
- ^ Маклафлин 2003 , стр. 242, 306–07.
- ^ Jump up to: а б Маклафлин 2003 , с. 306.
- ^ Jump up to: а б с Маклафлин 2003 , стр. 242, 310.
- ^ Хокинг 1990 , с. 583.
- ^ Jump up to: а б Гардинер и Грей, 1985 , с. 343.
- ^ Руберти, Фабио. «Регина Маргарита» (PDF) . iantexpeditions.com . IANTD Экспедиции . Проверено 14 сентября 2005 г.
- ^ Ленгерер (сентябрь 2008 г.), Сагами , стр. 44.
- ^ Маклафлин (сентябрь 2008 г.) , стр. 47, 55.
- ^ Jump up to: а б с Престон 1972 , с. 207.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 115.
- ^ «Люди, связанные с HMS Vanguard» . scapaflowwrecks.com . Затонувшие корабли в Скапа-Флоу.
- ^ Jump up to: а б с «История HMS Vanguard» . scapaflowwrecks.com . Затонувшие корабли в Скапа-Флоу.
- ^ Ленгерер 2006 , стр. 66–84.
- ^ Шумейкер 2007 , стр. 99–100.
- ^ Jump up to: а б Гардинер и Грей, 1985 , с. 239.
- ^ Jump up to: а б с Йентшура, Юнг и Микель, 1977 , с. 24.
- ^ Ленгерер 2006 , стр. 83–84.
- ^ Jump up to: а б с д Берт 1988 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б с Нью-Йорк Таймс , 27 августа 1922 года .
- ^ Jump up to: а б с д Фернандес и март 2007 г. , с. 106.
- ^ Jump up to: а б Гардинер и Грей, 1985 , с. 378.
- ^ Jump up to: а б с Известия 1940 года , с. 813.
- ^ Гардинер и Грей 1985 , с. 376.
- ^ Платон 2001 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б с Славик 2003 , с. 233.
- ^ Jump up to: а б Гренер 1990 , с. 22.
- ^ Уильямс 2009 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б с Уильямс 2009 , стр. 129–32.
- ^ Уильямс 2009 , стр. 140–41.
- ^ Jump up to: а б Ньюэлл 1957 , стр. 39, 42.
- ^ Уитли 1998 , с. 29.
- ^ Уитли 1998 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б Маклафлин 2003 , стр. 419, 422.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 423.
- ^ Jump up to: а б Балакин 2004 , с. 52.
- ^ Форчик 2009 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б Берт 1988 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б Гардинер и Грей, 1985 , с. 192.
- ^ Персонал 2008 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б Сотрудники 2008 г. , стр. 116–17.
- ^ Гардинер и Грей 1985 , с. 294.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 228.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 242.
- ^ Jump up to: а б с д и Гренер 1990 , с. 28.
- ^ «Кораблекрушение SMS Кениг 3D» . scapaflowwrecks.com . Затонувшие корабли в Скапа-Флоу.
- ^ Макдональд 1998 , с. 73–75.
- ^ Jump up to: а б с Персонал 2010 , с. 37.
- ^ «СМС Кронпринц 3D Кораблекрушение» . scapaflowwrecks.com . Историческое место крушения Скапа-Флоу.
- ^ Jump up to: а б с Персонал 2010 , с. 36.
- ^ «СМС Маркграф 3D Кораблекрушение» . Историческое место крушения в Скапа-Флоу . Проверено 15 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Гренер 1990 , с. 26.
- ^ «Колокол немецкого линкора времен Первой мировой войны в Бристольском саду продан за 5000 фунтов стерлингов» . Новости Би-би-си . 22 марта 2014 года . Проверено 23 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер 1990 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Мельников 2006 , с. 47.
- ^ Yolkin, A. "Kladbische korablei (Кладбище кораблей)" . www.wreck.ru (in Russian). Archived from the original on 19 April 2010 . Retrieved 30 June 2010 .
- ^ Jump up to: а б с Уитли 1998 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б Лентон 1998 , с. 574.
- ^ «Особняк» . Совет графства Стаффордшир . нд . Проверено 27 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Уитли 1998 , с. 38.
- ^ Шульц 1992 , стр. 228–48.
- ^ Брейер 1992 , с. 40.
- ^ «Линкор, начавший Вторую мировую войну» . Дайвер . Май 2009 г. Архивировано из оригинала 27 октября 2012 г. Проверено 29 июля 2012 г.
- ^ Гарцке и Дулин 1985 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б с Гренер 1990 , с. 32.
- ^ Брейер 1990 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с Гренер 1990 , с. 17.
- ^ DANFS Техас .
- ^ Jump up to: а б Аллен 1993 , с. 250.
- ^ Рейли и Шейна 1980 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Браун 1997 , стр. 176–77.
- ^ «Крушение HMS Empress of India в заливе Лайм» . Тейн Дайв . Дайвинг-центр Тейн . Проверено 24 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Маклафлин 2003 , стр. 44–45.
- ^ Jump up to: а б с ДАНФС Индиана .
- ^ DANFS Массачусетс .
- ^ Jump up to: а б «Военный корабль США « Массачусетс» узнает об аудиорасшифровке истории» (PDF) . «Музеи в море» Флориды . Проверено 23 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Опыты военно-морской бомбардировки: Бомбардировочные операции» . Командование военно-морской истории и наследия . 3 апреля 2007 г. Архивировано из оригинала 14 января 2009 г. Проверено 31 декабря 2010 г.
- ^ «Остфрисландия» . 23 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Шляйхауф 2007 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б с ДАНФС Алабама .
- ^ Jump up to: а б Гардинер и Грей, 1985 , с. 334.
- ^ Jump up to: а б с ДЭНФС Айова .
- ^ «USS Iowa (Линкор № 4), 1897–1923 гг. Позже переименован в Береговой линкор № 4» . Департамент Военно-морского флота — Военно-морской исторический центр. 13 апреля 2003 года . Проверено 29 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Вильденберг 2014 , с. 114.
- ^ «Бывший военный корабль США Нью-Джерси | Монитор Национального морского заповедника» .
- ^ Jump up to: а б ДАНФС Вирджиния .
- ^ «Бывший военный корабль США Вирджиния | Монитор Национального морского заповедника» .
- ^ Jump up to: а б Ленгерер (сентябрь 2008 г.), Хизен , с. 59.
- ^ Маклафлин 2000 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б с Ленгерер (сентябрь 2008 г.), Ивами , стр. 66.
- ^ Jump up to: а б Йентшура, Юнг и Микель, 1977 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б Лондон Таймс , 22 января 1925 года .
- ^ Jump up to: а б Браун 2006 , с. 22.
- ^ Гардинер и Грей 1985 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Ирландия, 1996 , стр. 186–87.
- ^ Jump up to: а б Дельгадо и Мерфи, 1991 .
- ^ Jump up to: а б Талли, AP (2003). «Последний год Нагато: июль 1945 – июль 1946» . Тайны/Нерассказанные саги Императорского флота Японии . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 26 мая 2013 г.
- ^ Лондон Таймс , 3 марта 2007 г.
- ^ «Информация о дайв-туризме на атолле Бикини» . Дайверы на атолле Бикини . Проверено 8 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Дэнфс Пенсильвания .
- ^ Jump up to: а б с Бэнкс 2002 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Фридман 1985 , с. 420.
- ^ Боннер 1996 , с. 108.
Ссылки
[ редактировать ]- Исторический отдел Адмиралтейства (2002). Королевский флот и Средиземноморье: ноябрь 1940 г. — декабрь 1941 г. Истории Уайтхолла, Истории штабов ВМФ. Том. 2. История Уайтхолла совместно с Фрэнком Кассом. ISBN 0-7146-5205-9 .
- Balakin, Sergei (2004). Морские сражения русско-японской войны 1904–1905 (in Russian). LCCN 2005429592 .
- Баллард, Роберт Д. (1990). Бисмарк: Величайший линкор Германии раскрывает свои тайны . Мэдисон Паблишинг. ISBN 978-0-7858-2205-9 .
- Бэнкс, Герберт К. (2002). Военный корабль США «Нью-Йорк» (BB-34): «Старая морская леди» . Издательская компания Тернер . ISBN 978-1-56311-809-8 .
- Bogdanov, M. A. (2004). Eskadrenny bronenosets Sissoi Veliky (Эскадренный броненосец "Сисой Великий") . Stapel Series (in Russian). Vol. 1. M. A. Leonov. ISBN 5-902236-12-6 .
- Боннер, Кермит (1996). Последние путешествия . Издательская компания Тернер. ISBN 978-1-56311-289-8 .
- Брешиа, Маурицио (2012). Флот Муссолини: Справочник по пристани Регина 1930–45 . Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-59114-544-8 .
- Брейер, Зигфрид (1973). Линкоры и линейные крейсеры мира, 1905–1970 гг . Макдональд/Джейн. ISBN 0-356-04191-3 .
- Брейер, Зигфрид (1989). Линкор «Тирпиц» . Шиффер Паб. ISBN 978-0-88740-184-8 .
- Брейер, Зигфрид (1990). Немецкий линкор «Гнейзенау» . Издательство Шиффер. ISBN 978-0-88740-290-6 .
- Брейер, Зигфренд (1992). Линейные корабли Шлезвиг-Гольштейн и Силезия: «железо» Балтийского моря (на немецком языке). Подзун-Паллас-Верлаг ГмбХ. ISBN 3-7909-0463-5 .
- Браун, Дэвид К. (1997). От воина дредноута: развитие военного корабля 1860–1905 гг . Чатем. ISBN 1-86176-022-1 .
- Браун, Дэвид К. (2003). Великий флот: проектирование и разработка военных кораблей 1906–1921 (перепечатка издания 1999 г.). Кэкстон Издания. ISBN 1-84067-531-4 .
- Браун, Дэвид К. (2006) [2000]. От Нельсона до авангарда: проектирование и разработка военного корабля, 1923–1945 гг . Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-59114-602-5 .
- Берт, Р.А. (1988). Британские линкоры 1889–1904 гг . Издательство Военно-морского института США. ISBN 0-87021-061-0 .
- Берт, Р.А. (2012). Британские линкоры 1919–1945 (2-е изд.). Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-052-8 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). Престон, Энтони (ред.). Битва при Цу-Симе, части 1, 2, 3 и 4 . Том. II. Конвей Мэритайм Пресс . ISBN 0-87021-976-6 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1998). Ютландия: анализ боевых действий . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 978-1-55821-759-1 .
- Каресс, Филипп (2007). «Катастрофа с гиенами, 1907 год». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2007 года . Конвей. ISBN 978-1-84486-041-8 .
- Каресс, Филипп (2010). «Драма броненосца Сюффрен». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2010г . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 978-1-84486-110-1 .
- Каресс, Филипп (2012). «Линкор Галуа». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2012 года . Конвей. ISBN 978-1-84486-156-9 .
- Чернуски, Энрико; О'Хара, Винсент П. (2010). «Таранто: Рейд и последствия». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2010г . Конвей. ISBN 978-1-84486-110-1 .
- Шено, Роджер (1979). Колесник, Евгений (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Конвей Мэритайм Пресс . ISBN 0-85177-133-5 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-146-7 .
- Дельгадо, Джеймс П .; Мерфи, Ларри Э. (1991). «Глава 4: Описания объектов». Археология атомной бомбы . Служба национальных парков. АСИН B0014H9НОВЫЙ . Проверено 21 сентября 2011 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Дюма, Роберт (1985). «Французские дредноуты: класс Курбе водоизмещением 23 500 тонн». В Джоне Робертсе (ред.). Военный корабль . Том. IX. Издательство Военно-морского института США. ISBN 0-87021-984-7 . ОСЛК 26058427 .
- Эванс, Дэвид; Питти, Марк (1997). Кайгун: стратегия, тактика и технологии Императорского флота Японии, 1887–1941 гг . Издательство Военно-морского института США. ISBN 0-87021-192-7 .
- Фридман, Норман (1985). Линкоры США: иллюстрированная история дизайна . Издательство Военно-морского института США. ISBN 0-87021-715-1 . OCLC 12214729 .
- Фридман, Норман (2015). Британский линкор: 1906–1946 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-254-6 .
- Форчик, Роберт (2009). Русский линкор против японского линкора, Желтое море, 1904–05 . Издательство Оспри . ISBN 978-1-84603-330-8 .
- Гардинер, Роберт, изд. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-0-87021-907-8 . OCLC 12119866 .
- Гарцке, Уильям Х.; Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-0-87021-101-0 .
- Грант, Р.Г. (18 августа 2008 г.). Морское сражение: 3000 лет морской войны . Дорлинг Киндерсли . ISBN 978-0-7566-3973-0 .
- Джорджерини, Джорджио (1980). «Линкоры класса Кавур и Дуилио». Робертс, Джон (ред.). Военный корабль IV . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-205-6 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-0-87021-790-6 . ОСЛК 22101769 .
- Хафстен, Бьёрн (1991). Flyalarm: Воздушная война над Норвегией 1939–1945 гг . Сем и Стенерсен. ISBN 82-7046-058-3 .
- Хервиг, Хольгер (1980). «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Книги о человечности . ISBN 978-1-57392-286-9 .
- Хокинг, Чарльз (1990). Словарь морских катастроф в эпоху пара . Лондонская филателистическая биржа. ISBN 0-948130-68-7 .
- Хор, Питер (2006). Броненосцы: иллюстрированная история линкоров с 1860 года до Первой мировой войны . Издательство Саутуотер. ISBN 978-1-84476-299-6 .
- Ирландия, Бернард (1996). Джейн Линкоры 20-го века . Харпер Коллинз. ISBN 978-0-00-470997-0 .
- Джеллико, Джон (1919). Большой флот, 1914–1916: его создание, развитие и работа . Компания Джорджа Х. Дорана . OCLC 13614571 .
- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Издательство Военно-морского института США . ISBN 0-87021-893-Х .
- Джонс, Джеффри П. (1979). Линкор Бархам . Уильям Кимбер. ISBN 0-7183-0416-0 .
- Джордан, Джон; Дюма, Роберт (2009). Французские линкоры 1922–1956 гг . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-034-5 .
- Лангензипен, Бернд ; Гюлерюз, Ахмет (1995). Османский паровой флот 1828–1923 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 978-0-85177-610-1 .
- Ле Массон, Анри (1969). Французский флот 1 . Флоты Второй мировой войны. Даблдэй.
- Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7 .
- Макдональд, Род (1998). Погружение в Скапа-Флоу . Мейнстрим. ISBN 978-1-85158-983-8 .
- Маттезини, Франческо (2002). ВМФ и 8 сентября (на итальянском языке). Историческое управление ВМФ. OCLC 61487486 .
- Маклафлин, Стивен (2000). Престон, Энтони (ред.). Ретвизан: американский линкор для царя . Военный корабль. Том. 2000–2001. Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-791-0 .
- Маклафлин, Стивен (2003). Российские и советские линкоры . Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-55750-481-4 .
- Melnikov, R. M. (2006). Eskadrenny bronenosets "Rostislav" (1893–1920) (Эскадренный броненосец "Ростислав" (1893–1920)) (in Russian). M. A. Leonov. ISBN 5-902236-34-7 .
- Ньюэлл, Гордон (1957). Тихоокеанские буксиры . Превосходное издательство.
- Пара, Энди (23 сентября 2015 г.). Позовите Руки . Лулу.com. ISBN 978-1-326-40929-6 .
- Паршалл, Джонатан; Талли, Энтони (2005). Расколотый меч: Нерассказанная история битвы за Мидуэй . Потомакские книги. ISBN 1-57488-923-0 .
- Платон, Мигель (2001). Говорит военный: свидетельства для истории, 1939–1996 гг. (на испанском языке). Планета. ISBN 84-08-03783-8 .
- Престон, Энтони (1972). Линкоры Первой мировой войны: Иллюстрированная энциклопедия линкоров всех наций 1914–1918 годов . Книги Галахада. ISBN 0-88365-300-1 .
- Рейли, Джон К.; Шейна, Роберт Л. (1980). Американские линкоры 1896–1923: проектирование и постройка предредноута . Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-0-87021-524-7 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Шлейхауф, Уильям (2007). «Баденские процессы». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 2007 года . Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-84486-041-8 .
- Шульц, Вилли (1992). Линейный корабль Шлезвиг-Гольштейн: служба флота в трех флотах (на немецком языке). Кёлерс Верлагсгезельшафт мбХ. ISBN 3-7822-0502-2 .
- Славик, Джозеф П. (2003). Круиз немецкого рейдера «Атлантида» . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-537-8 .
- Смит, Питер К. (1995). Война Орла: Боевой дневник авианосца . Книги Креси. ISBN 0-947554-60-2 .
- Сондхаус, Лоуренс (2014). Великая война на море: военно-морская история Первой мировой войны . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-03690-1 .
- Персонал, Гэри (2008). Битва за Балтийские острова 1917 года: Триумф императорского германского флота . Ручка и меч Морской. ISBN 978-1-84415-787-7 .
- Персонал, Гэри (2010). Немецкие линкоры: 1914–1918 (1) . Книги Оспри. ISBN 978-1-84603-467-1 .
- Стилле, Марк (2008). Линкор Императорского флота Японии 1941–1945 гг . Издательство Оспри. ISBN 978-1-84603-280-6 .
- Стиллвелл, Пол (1991). Линкор «Аризона: иллюстрированная история» . Издательство Военно-морского института США. ISBN 0-87021-023-8 . OCLC 2365447 .
- Свитман, Джон (2004). Тирпиц: Охота на зверя . Саттон Паблишинг Лимитед. ISBN 978-0-7509-3755-9 .
- Taras, Alexander (2000). Корабли Российского императорского флота 1892–1917 гг [ Ships of the Imperial Russian Navy 1892–1917 ]. Library of Military History (in Russian). Minsk: Kharvest. ISBN 978-985-433-888-0 .
- Талли, Энтони П. (2009). Битва в проливе Суригао . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-35242-2 .
- Vinogradov, Sergei; Fedechkin, Aleksei (2011). Bronenosnyi kreyser "Bayan" i yego potomki. Od Port-Artura do Moonzunda (in Russian). Yauza / EKSMO. ISBN 978-5-699-51559-2 .
- Уорнер, Денис ; Уорнер, Пегги (2002). Прилив на рассвете: история русско-японской войны, 1904–1905 (2-е изд.). Фрэнк Касс . ISBN 0-7146-5256-3 .
- Уиллер, Кейт (1980). Война под Тихим океаном . Книги Время-Жизнь. ISBN 0-8094-3376-1 .
- Уитли, MJ (1998). Линкоры Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института США. ISBN 1-55750-184-Х .
- Вильденберг, Томас (2014). Война Билли Митчелла с военно-морским флотом: армейский авиакорпус и вызов морской мощи . Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-61251-332-4 .
- Уильямс, Майк (2009). Джордан, Джон (ред.). Муцу – Исследование обстоятельств ее утраты . Военный корабль 2009 г. Конвей. ISBN 978-1-84486-089-0 .
- Зеттерлинг, Никлас; Тамеландер, Майкл (2009). Тирпиц: жизнь и смерть последнего суперлинкора Германии . Каземат. ISBN 978-1-935149-18-7 .
Журналы
[ редактировать ]- Аллен, MJ (1964). «Потеря и спасение «Леонардо да Винчи» ». Военный корабль Интернешнл . Я (перепечатка). Клуб военно-морских рекордов.
- Аллен, Фрэнсис Дж. (1993). « «Старое худу»: История военного корабля США Техас». Военный корабль Интернешнл . ХХХ (3). Международная организация военно-морских исследований. ISSN 0043-0374 .
- Фернандес, Рафаэль; Митюков, Николай; Кроуфорд, Кент (март 2007 г.). «Испанские дредноуты класса España ». Военный корабль Интернешнл . 44 (1). Международная организация военно-морских исследований: 106. ISSN 0043-0374 . ОСЛК 1647131 .
- Виндзор, HH, изд. (ноябрь 1911 г.). «Французский линкор, взорванный в гавани Тулона» . Популярная механика . 16 (5).
- Кингсепп, Сандер (март 2007 г.). Альберг, Ларс (ред.). «Реакции и вопросы читателей». Вклад в историю императорских японских военных кораблей (Документ II). (требуется подписка)
- Ленгерер, Ганс (сентябрь 2006 г.). Альберг, Ларс (ред.). «Линкоры Кавати и Сетцу ». Вклад в историю императорских японских военных кораблей (Документ I). (требуется подписка)
- Ленгерер, Ганс (сентябрь 2008 г.). Альберг, Ларс (ред.). «Танго (экс-Полтава)». Вклад в историю императорских японских военных кораблей (Документ V). (требуется подписка)
- Ленгерер, Ганс (сентябрь 2008 г.). Альберг, Ларс (ред.). «Хизен (бывший Ретвизан)». Вклад в историю императорских японских военных кораблей (Документ V). (требуется подписка)
- Ленгерер, Ганс (сентябрь 2008 г.). Альберг, Ларс (ред.). «Сагами (экс-Пересвет) и Суво (экс-Победа)». Вклад в историю императорских японских военных кораблей (Документ V). (требуется подписка)
- Ленгерер, Ганс (сентябрь 2008b). Альберг, Ларс (ред.). «Ивами (бывший Орел)». Вклад в историю императорских японских военных кораблей (Документ V): 64–66. (требуется подписка)
- Маклафлин, Стивен (сентябрь 2008 г.). Альберг, Ларс (ред.). «Пересвет и Победа». Вклад в историю императорских японских военных кораблей (Документ V). (требуется подписка)
- «Труды Военно-морского института США». Слушания . 66 . Военно-морской институт США. 1940 год.
- Сиече, Эрвин Ф. (1991). «SMS Сент-Иштван: единственный и злополучный дредноут Венгрии». Военный корабль Интернешнл . ХXVII (2). Международная организация по исследованию военных кораблей. ISSN 0043-0374 .
- Райт, Кристофер С., изд. (март 2002 г.). «Исследование ВМС США потери линкора Аризона». Военный корабль Интернешнл . XXXIX–XL (3–4, 1). Международная организация военно-морских исследований. ISSN 0043-0374 .
Интернет-ресурсы
[ редактировать ]- Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер. «Объединенный флот» . Комбинированный флот.com .
- «Алабама II (Линкор №8)» . Словарь боевых кораблей американского флота . Командование военно-морской истории и наследия . 9 ноября 2004 года . Проверено 27 июня 2015 г.
- «Аризона» . Словарь боевых кораблей американского флота . Командование военно-морской истории и наследия (NH&HC). 9 ноября 2004 года . Проверено 20 ноября 2011 г.
- «Индиана» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Архивировано из оригинала 14 марта 2004 года . Проверено 22 сентября 2011 г.
- «Айова» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 28 сентября 2011 г.
- «Массачусетс» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 13 января 2017 г.
- «Невада» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 17 октября 2008 г.
- «Техас» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 13 января 2017 г.
- «Юта» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 20 октября 2015 г.
- «Вирджиния» . Словарь боевых кораблей американского флота . Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 6 июня 2015 г.
- «Пенсильвания» . Словарь боевых кораблей американского флота . Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 6 декабря 2016 г.
Новостные публикации
[ редактировать ]- «Затопление HMS Monarch» . № 43866. Таймс. 22 января 1925 года . Проверено 11 марта 2017 г.
- Экотт, Тим (3 марта 2007 г.). «Лучший в мире дайвинг на затонувшие корабли» . Таймс . Проверено 11 сентября 2009 г. (требуется подписка)
- «Французский линкор потерпел крушение, потеряно 3 человека» . Нью-Йорк Таймс . 27 августа 1922 года . Проверено 30 ноября 2009 г.