Испанский линкор Хайме I
Хайме I , ок. 1931 год
| |
История | |
---|---|
Испания | |
Имя | Джеймс I |
Тезка | Джеймс I Арагонский |
Строитель | SECN , Военно-морская верфь, Эль- Феррол , Испания |
Заложен | 5 февраля 1912 г. |
Запущен | 21 сентября 1914 г. |
Завершенный | 20 декабря 1921 г. |
Судьба | Разбит в результате случайного взрыва 17 июня 1937 г.; снят с мели, но сброшен 3 июля 1939 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Испания класса Линкор |
Смещение |
|
Длина | 140 м (459 футов 4 дюйма) в год |
Луч | 24 м (78 футов 9 дюймов) |
Черновик | 7,8 м (25 футов 7 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 19,5 узлов (36,1 км/ч) |
Диапазон | 5000 миль (9300 км) при скорости 10 узлов (19 км/ч) |
Дополнить | 854 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Хайме I — испанский линкор-дредноут , третий и последний представитель класса , España в который входили еще два корабля: España и Alfonso XIII . Названный в честь короля Арагона Джеймса I , Хайме I был построен в начале 1910-х годов, хотя его завершение было отложено до 1921 года из-за нехватки материалов, вызванной началом Первой мировой войны в 1914 году. Класс был заказан как часть программа военно-морского строительства по восстановлению флота после потерь в испано-американской войне в контексте более тесных отношений Испании с Великобританией и Францией. Корабли были вооружены главной батареей из восьми 305-мм (12 дюймов) орудий и предназначались для поддержки французского флота в случае крупной европейской войны.
К тому времени, когда «Хайме I» был завершен, война в Рифе разразилась в испанском протекторате в Марокко , и корабль использовался для поддержки испанских войск, сражавшихся в колонии в начале-середине 1920-х годов. Он был помещен в резерв в 1931 году после провозглашения Второй Испанской республики , но был вновь активирован в 1933 году, чтобы служить флагманом флота . Планы по модернизации корабля в середине 1930-х годов ни к чему не привели после начала гражданской войны в Испании в июле 1936 года. Хайме I и основная часть флота остались верны республиканскому правительству, хотя ее сестра Альфонсо XIII (к тому времени уже переименована в Испанию ), попала под контроль повстанцев. Испанский республиканский флот, тем не менее, не смог эффективно использовать свое военно-морское превосходство, и Хайме I не видел серьезных действий, кроме бомбардировок позиций националистов в Северной Африке. За время войны он дважды подвергался атакам вражеской авиации, а в июне 1937 года случайный пожар на борту корабля вызвал внутренний взрыв, уничтоживший корабль. Некоторые из ее орудий были спасены и установлены в береговых батареях после войны и до сих пор сохранились, хотя больше не используются.
Дизайн
[ редактировать ]После уничтожения большей части испанского флота во время испано-американской войны 1898 года испанский флот предпринял серию неудачных попыток начать процесс восстановления. После того, как Первый марокканский кризис укрепил связи Испании с Великобританией и Францией, а общественная поддержка перевооружения после него возросла, испанское правительство пришло к соглашению с этими странами о плане взаимной защиты. В обмен на британскую и французскую поддержку обороны Испании испанский флот поддержит французский флот в случае войны с Тройственным союзом . Таким образом, усиление испанского флота отвечало интересам Великобритании и Франции, которые соответственно оказывали техническую помощь в разработке современных военных кораблей, контракты на которые были заключены с испанской фирмой Sociedad Española de Construcción Naval (SECN), образованной Британские судостроители Vickers , Armstrong Whitworth и John Brown & Company . Суда получили разрешение примерно через шесть месяцев после того, как британцы завершили «полностью крупноорудийный» HMS Dreadnought , и после отказа от планов строительства линкоров типа «преддредноут » военно-морское командование быстро решило строить собственные дредноуты. [ 1 ]
Джейме I имел длину 132,6 м (435 футов) по ватерлинии 140 м (459 футов 4 дюйма) и общую длину . У нее была ширина 24 м (78 футов 9 дюймов) и осадка 7,8 м (25 футов 7 дюймов); ее надводный борт составлял 15 футов (4,6 м) на миделе корабля . корабля Водоизмещение 15 700 т (15 500 длинных тонн ) по проекту и до 16 450 т (16 190 длинных тонн) при полной загрузке . Ее силовая установка состояла из четырехвальных «Парсонс», паровых турбин приводивших в движение четыре винтовых гребных винта , а пар вырабатывался двенадцатью котлами Ярроу . Двигатели имели мощность на валу 15 500 лошадиных сил (11 600 кВт) и обеспечивали максимальную скорость 19,5 узлов (36,1 км / ч; 22,4 миль в час). Джейме I имел радиус плавания 5000 морских миль (9300 км; 5800 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). Ее экипаж состоял из 854 офицеров и рядовых. [ 2 ]
Хайме I был вооружен главной батареей из восьми 305-мм (12 дюймов) орудий 50-го калибра , установленных в четырех спаренных орудийных башнях . Одна башня располагалась в носовой части, две располагались эшелонированно в миделе корабля, а четвертая — в кормовой части надстройки . [ 2 ] Эта схема установки была выбрана вместо сверхстрельных башен, как это было сделано на американских «Южная Каролина» линкорах типа , для экономии веса и стоимости. [ 3 ] Для защиты от торпедных катеров он нес вторичную батарею , состоящую из двадцати 102-мм (4 дюйма) орудий, установленных индивидуально в казематах по длине корпуса . Однако они располагались слишком близко к ватерлинии , что делало их непригодными для использования в сильном волнении. Она также была вооружена четырьмя 3-фунтовыми пушками и двумя пулеметами. Ее броневой пояс имел толщину 203 мм (8 дюймов) на миделе корабля; Таким же количеством броневых листов были защищены башни ГК. Боевая рубка имела борта толщиной 254 мм (10 дюймов). Ее броневая палуба имела толщину 38 мм (1,5 дюйма). [ 2 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Строительство и Рифская война
[ редактировать ]Хайме I , жившего в 13 веке , названный в честь Якова I Арагонского . [ 4 ] был заложен на верфи SECN в Ферроле 5 февраля 1912 года. Спущен на воду 21 сентября 1914 года, менее чем через два месяца после начала Первой мировой войны . Испания оставалась нейтральной во время конфликта , но поскольку Великобритания поставляла большую часть вооружения и других строительных материалов, работа над Хайме I была значительно отложена. Он был в основном готов к началу 1915 года, к тому времени ему не хватало только орудий и установок главной батареи, которые не удалось доставить из-за войны. Он прошел первоначальные испытания оборудования в мае 1915 года, и к 1917 году корабль был готов выйти в море, но был завершен только после окончания войны. В мае 1921 года она провела ходовые испытания , немного превысив скорость 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час), и работы были окончательно завершены 20 декабря. [ 2 ] [ 5 ] По завершении он присоединился к двум своим однотипным кораблям в 1-й эскадре испанского флота. [ 6 ] [ 7 ]
На протяжении начала 1920-х годов она оказывала огневую поддержку испанской армии в ее кампаниях в Марокко во время войны в Рифе , разразившейся в середине 1921 года. Ее родственный корабль «Испания» потерпел крушение во время операций у берегов Марокко в 1923 году. В этот период возникла напряженность по поводу европейских колониальных владений в Северной Африке, в основном подогреваемая Бенито лидером Италии фашистским . Муссолини из-за предполагаемого отсутствия призов за возможное участие Италии в мировой войне Я на стороне Великобритании и Франции — привел к сближению Италии и Испании в 1923 году, которой в то время правил диктатор Мигель Примо де Ривера . Примо де Ривера отправил флот, состоящий из Хайме I , ее сестры Альфонсо XIII , легкого крейсера Reina Victoria Eugenia , двух эсминцев и четырех подводных лодок , посетить итальянский флот в конце 1923 года. Они покинули Валенсию 16 ноября и остановились в Ла Специи и Неаполь вернется в Барселону 30 ноября. [ 8 ]
Повстанцы Рифа, управлявшие береговой артиллерии батареей , повредили Хайме I в 1924 году. [ 9 ] К 1925 году повстанцы из Рифа расширили войну, атаковав французские позиции в соседнем Французском Марокко . крупную Испания и Франция планировали высадить в Альхусемасе высадку в составе около 13 000 солдат, 11 танков и 160 самолетов для атаки на основную территорию повстанцев в сентябре. Испанский флот поставил Хайме I , Альфонсо XIII , четыре крейсера, тендер для гидросамолетов и несколько небольших судов. Французы добавили линкор «Париж» , два крейсера и несколько других судов. Оба флота обеспечивали огневую поддержку при высадке сухопутных войск 8 сентября; Десантный десант увенчался успехом, и после тяжелых боев в течение следующих двух лет рифийские повстанцы потерпели поражение. [ 10 ] В последние дни конфликта в октябре 1927 года Альфонсо XIII, его жена и ряд генералов, в том числе Примо де Ривера, Франсиско Франко , Дамасо Беренгер и Рикардо Бургете , отправились в Марокко, чтобы совершить поездку по умиротворенной колонии. Они поднялись на борт «Хайме I» в Альхесирасе переправились в Сеуту , Испания, и 5 октября в Марокко. Завершив тур, они вернулись на корабль 10 октября, чтобы отвезти их обратно в Испанию. [ 11 ]
Начало 1930-х годов
[ редактировать ]К началу 1930-х годов последствия Великой депрессии вызвали значительную внутреннюю оппозицию режиму Примо де Риверы, что привело к его отставке 28 января и, в конечном итоге, к изгнанию Альфонсо XIII в апреле 1931 года. Сразу после этого правительство Второго Испанская Республика начала серию мер по сокращению расходов, чтобы компенсировать дефицит, возникший во время войны в Рифе, и в результате Испания , и Хайме I были переведены в резерв 15 июня и «Хайме I» в Ферроле. 20 апреля 1933 года был повторно введен в эксплуатацию в качестве флагмана флота . Планы по модернизации линкоров класса «Испания» зародились еще в 1920-х годах, но возросший риск конфликта с Италией к середине 1930-х годов усилил давление на начало работ. [ 12 ] Одно из предложений, выдвинутое в 1934 году, предусматривало перестройку кораблей в аналоги немецких «Дойчланд» крейсеров типа с новыми нефтяными котлами. Корпуса кораблей должны были быть удлинены, а башни главного калибра переставлены так, чтобы все они находились на центральной линии. ПМК кораблей должны были быть заменены на двойного назначения 120-мм (4,7 дюйма) орудия (ДП). План в конечном итоге ни к чему не привел. [ 13 ]
Окончательный план для «Хайме I» и «Испании» предусматривал увеличение высоты крыльевых башен барбетов , улучшение их полей обстрела и возможность вести огонь над новой вторичной батареей, которая должна была состоять из двенадцати 120-мм орудий ДП, размещенных на верхней палубе. в открытых креплениях. Должна была быть установлена новая зенитная батарея из десяти 25-мм (1 дюйм) или восьми 40-мм (1,6 дюйма) орудий. в улучшение систем управления огнем, увеличение жилых помещений экипажа, установку противоторпедных выступов Другие изменения должны были быть внесены , среди прочего, . Работы над обоими судами планировалось начать в начале 1937 года, однако запланированная модернизация была прервана испанским переворотом июля 1936 года , ввергшим страну в Гражданскую войну в Испании . [ 14 ]
Гражданская война в Испании
[ редактировать ]В середине июля 1936 года «Хайме I» пришвартовался в Виго ; она была в то время единственным линкором, способным выйти в море, так как ее сестра «Испанья» ремонтировалась в Ферроле. [ 15 ] Франко, лидер националистического переворота против правительства, полагался на дезертирство военно-морского флота, чтобы перебросить Африканскую армию в Испанию. Экипажи кораблей в Ферроле уже знали об этих планах к 13 июля, и многие в тот день присутствовали на встрече, чтобы обсудить, какие действия они предпримут, если офицерский корпус присоединится к Франко, когда он начнет переворот. Утром 18 июля радисты штаба военно-морского флота в Мадриде перехватили радиосообщения Франко повстанцам в Марокко ; они предупредили штаб военно-морского флота, который, в свою очередь, разослал сообщения на каждый корабль флота, чтобы предупредить экипажи о необходимости следить за мятежными офицерами. Экипажи в Картахене , включая Хайме I , подняли мятеж после того, как их командиры начали присоединяться к националистам, убив многих из них и обеспечив, чтобы корабли оставались под контролем правительства Испанского республиканского флота . [ 16 ] [ 17 ] Джейме I избежала худшего кровопролития, поскольку ее командир предпочел остаться верным правительству. [ 18 ]
Хайме I отправился в путь 19 июля, чтобы попытаться заблокировать переправу, позже в тот же день присоединившись к другим частям флота у Гибралтара . [ 19 ] Несмотря на то, что республиканское правительство сохранило большую часть флота в Средиземноморье, оно не смогло заблокировать проход Африканской армии в Испанию. Суда какое-то время были повреждены плохой дисциплиной, так как на них осталось мало офицеров, а экипажи не доверяли тем, кто не погиб. Кроме того, немецкая Кригсмарине (Военный флот) направила тяжелые крейсеры «Дойчланд» и «Адмирал Шеер» для защиты конвоев транспортных кораблей , перевозивших тяжелое вооружение. Значительное количество солдат перевозилось на транспортных самолетах Junkers Ju 52 , тайно поставленных нацистами через подставную корпорацию Sociedad Hispano-Marroquí de Transportes (Испанско-марокканская транспортная компания). [ 20 ]
В первые месяцы войны Хайме I обстрелял ряд опорных пунктов повстанцев, в том числе Сеуту, Мелилью и Альхесирас. В Альхесирасе она поразила из своего вторичного вооружения канонерскую лодку националистов «Эдуардо Дато» , которая сгорела до ватерлинии. [ 21 ] хотя позже ее отремонтировали и вернули в строй. [ 22 ] 13 августа Хайме I был поврежден в результате воздушной атаки националистов на Малагу ; рано утром пара бомбардировщиков немецкого легиона «Кондор» атаковала судно. Они поразили небольшую бомбу, которая попала кораблю в носовую часть и причинила минимальный ущерб. [ 23 ] [ 24 ]
Части испанского флота, пришвартованные в Ферроле, были захвачены националистическими силами в начале восстания; в число этих кораблей входила «Испания» , которая использовалась для обеспечения блокады северных испанских портов Хихон , Сантандер и других. В ответ на эти операции республиканцы выдвинули из Средиземного моря флотилию из пяти подводных лодок, одна из которых была потоплена националистическими силами по пути. Они также ненадолго перебросили «Хайме I» и шесть эсминцев, прибыв туда 25 сентября. в Хихон пару легких крейсеров [ 25 ]
2 октября моряки «Хайме I» , узнав, что эсминец «Альмиранте Феррандис» был потоплен националистами, отомстили, подойдя к тюремному кораблю «Кабо Килатес» в устье Бильбао и казнив десятки заключенных, арестованных за симпатии к националистам. повстанцы. Некоторые моряки, в свою очередь, были казнены правительством Басков , а линкору было приказано покинуть порт Бильбао . [ 26 ] [ 27 ]
Эскадра ушла уже 13 октября, не атаковав Испанию или какие-либо другие элементы националистического флота. Со своей стороны, националисты избегали столкновения с республиканскими кораблями, во многом благодаря значительно лучшему состоянию «Хайме I» по сравнению с «Испанией» , у последней работали только три из четырех башен. [ 25 ] Когда республиканские корабли ушли, они оставили после себя две подводные лодки и один эсминец, а некоторые из вспомогательных орудий Хайме I были демонтированы, которые позже были установлены на четырех рыбацких лодках. [ 28 ]
В начале 1937 года «Хайме I» был поставлен в сухой док в Картахене для ремонта после недавнего посадки на мель. Группа из пяти бомбардировщиков Savoia-Marchetti SM.79 итальянской Aviazione Legionaria атаковала 21 мая после того, как ее снова спустили на воду. Республиканский зенитный огонь оказался неэффективным и не смог помешать бомбардировщикам совершить два захода на корабль, сбросив в общей сложности около шестидесяти 100-килограммовых (220 фунтов) бомб. Сообщения об их успехе различаются; Альберт Нофи утверждает, что они нанесли три попадания, которые причинили лишь незначительный ущерб, в то время как Марко Маттиоли утверждает, что в результате атаки были два попадания, два промаха по правому борту и еще три по причалу , к которому он был пришвартован, что вывело корабль из строя. [ 23 ] [ 29 ]
17 июня, находясь в Картахене, он был уничтожен случайным внутренним взрывом и пожаром, хотя предполагалось, что это был саботаж. [ 2 ] [ 30 ] В результате взрыва погибло около 200 человек. [ 31 ] Ее сняли с мели, но решили, что она не подлежит ремонту. Официально она была списана 3 июля 1939 года и впоследствии разобрана на металлолом . [ 2 ] [ 30 ] Все орудия были извлечены из места крушения и в 1940 году установлены в батареях береговой артиллерии недалеко от Тарифы для прикрытия Гибралтарского пролива . Четыре ее орудия, из носовой и кормовой башен, были установлены по две на батарее Вигия (Д-9) и батарее Каскабель (Д-10). Каждая батарея состояла из бетонной огневой точки, включавшей магазин и отдельный командный пункт. Обе батареи были заброшены в 1985 году, но до сих пор существуют, хотя и находятся в состоянии упадка из-за отсутствия технического обслуживания. [ 32 ] [ 33 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Родригес Гонсалес , стр. 268–273.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Стертон , с. 378.
- ^ Фицсаймонс , с. 856.
- ^ Родригес Гонсалес , с. 282.
- ^ Холл , с. 504.
- ^ Стертон , стр. 375–376.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 438.
- ^ Родригес Гонсалес , стр. 283–284.
- ^ Миллер , с. 131.
- ^ Родригес Гонсалес , с. 284.
- ^ Альварес , стр. 205–206.
- ^ Родригес Гонсалес , стр. 283–285.
- ^ Гарцке и Дулин , стр. 438–439.
- ^ Родригес Гонсалес , стр. 285–286.
- ^ Томас , с. 231.
- ^ Бивор , стр. 71–73.
- ^ Сальвадо , с. 224.
- ^ Томас , с. 232.
- ^ Томас , стр. 231–232.
- ^ Бивор , с. 73.
- ^ Альперт , стр. 101–102.
- ^ Стертон , с. 381.
- ^ Jump up to: а б Нофи , с. 32.
- ^ Проктор , с. 28.
- ^ Jump up to: а б Родригес Гонсалес , стр. 287–288.
- ^ «Корабль-тюрьма мыс Квилатес» . Посетите Баракальдо (на европейском испанском языке) . Проверено 15 июля 2022 г.
- ^ Кортабаррия Игартуа, немецкий. «КАБО КИЛАТЕС» . Энциклопедия Аунаменди (на испанском языке). Изучение баскского языка . Проверено 15 июля 2022 г. Он назначает штурм на 25 сентября.
- ^ Бивор , стр. 226–227.
- ^ Маттиоли , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Гиббонс , с. 195.
- ^ Родригес Гонсалес , с. 289.
- ^ Макговерн , с. 179.
- ^ Алькасар Гарсия , с. 14.
Ссылки
[ редактировать ]- Алькасар Гарсия, Сесар Санчес (14 ноября 2007 г.). «Батарея Вигия» ( PDF) . Альхаранда: Журнал исследований Тарифеньо (на испанском языке) (65). Городской совет Тарифы: 4. ISSN 1130-7986 . Проверено 23 июля 2016 г.
- Альперт, Майкл (2008). Гражданская война в Испании на море [ Гражданская война в Испании на море ] (на испанском языке). Барселона: редакционная критика. ISBN 978-84-8432-975-6 .
- Альварес, Хосе (2001). Обрученные смерти: Испанский Иностранный легион во время восстания в Рифе, 1920–1927 гг . Вестпорт: Гринвуд Пресс. ISBN 978-0-313-07341-0 .
- Бивор, Энтони (2006). Битва за Испанию: Гражданская война в Испании, 1936–1939 гг . Нью-Йорк: Пингвин. ISBN 978-0-297-84832-5 .
- Фицсаймонс, Бернард (1978). «Испания». Иллюстрированная энциклопедия оружия и боевых действий ХХ века . Том. 8. Милуоки: Колумбийский дом. стр. 856–857. ISBN 978-0-8393-6175-6 .
- Гиббонс, Тони (1983). Полная энциклопедия линкоров и линейных крейсеров: технический справочник всех крупных кораблей мира с 1860 года по настоящее время . Лондон: ISBN Salamander Books Ltd. 978-0-86101-142-1 .
- Гарцке, Уильям; Дулин, Роберт (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0 .
- Холл, РА (1922). Робинсон, FM (ред.). «Профессиональные заметки». Труды Военно-морского института США . 48 (1). Аннаполис: Издательство Военно-морского института: 455–506. OCLC 682045948 .
- Маттиоли, Марко (2014). Савойя-Марчетти S.79 Торпедоносцы Спарвьеро . Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-78200-809-5 .
- Макговерн, Терренс (2009). «Испанская береговая артиллерия Гибралтарского пролива». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2009 года . Лондон: Конвей. стр. 177–182. ISBN 978-1-84486-089-0 .
- Миллер, Дэвид (2001). Иллюстрированный справочник военных кораблей мира . Оцеола: Паб MBI. компании ISBN 978-0-7603-1127-1 .
- Нофи, Альберт А. (2010). Готовить флот к войне: проблемы флота ВМС США, 1923–1940 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Военно-морского колледжа. ISBN 978-1-88-473387-1 .
- Проктор, Раймонд Л. (1983). Гитлеровские люфтваффе в гражданской войне в Испании . Лондон: Гринвуд Пресс. ISBN 978-0-313-22246-7 .
- Родригес Гонсалес, Агустин Рамон (2018). «Линкор Альфонсо XIII (1913 г.)». Тейлор, Брюс (ред.). Мир линкора: жизнь и карьера двадцати одного крупного корабля ВМС мира, 1880–1990 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. стр. 268–289. ISBN 978-0-87021-906-1 .
- Сальвадо, Франсиско Х. Ромеро (2013). Исторический словарь гражданской войны в Испании . Лэнхэм: The Scarecrow Press, Inc. ISBN 978-0-8108-8009-2 .
- Стертон, Ян (1985). «Испания» . В Гардинере, Роберт; Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 375–382. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Томас, Хью (2001) [1961]. Гражданская война в Испании: исправленное издание . Нью-Йорк: Современная библиотека. ISBN 978-0-375-75515-6 .
- Воинские части и соединения Гражданской войны в Испании (республиканская фракция)
- корабли 1914 года
- Линкоры типа «Испания»
- Корабли, построенные в Испании
- Морские инциденты 1937 года
- Корабли, потопленные небоевыми внутренними взрывами
- Кораблекрушения гражданской войны в Испании
- Испанский республиканский флот
- Небоевые внутренние взрывы на боевых кораблях