Вклад Австралии в битву за Нормандию

В вкладе Австралии в битву за Нормандию приняли участие более 3000 военнослужащих, служивших под британским командованием. Большую часть этого личного состава составляли члены Королевских ВВС Австралии (RAAF), хотя меньшее количество австралийцев, служивших в Королевском флоте и британской армии, также участвовало в боевых действиях до и после высадки союзников 6 июня 1944 года. В сражении приняли участие подразделения RAAF, базирующиеся в Великобритании (Великобритания), австралийцы составляли лишь небольшую часть сил союзников.
Среди австралийцев, поддержавших вторжение в день Д, было от 2000 до 2500 летчиков RAAF в австралийских эскадрильях и подразделениях британских Королевских ВВС , а также около 500 военнослужащих Королевского военно-морского флота Австралии, служащих на кораблях Королевского флота, а также небольшое количество австралийской армии. офицеры и моряки торгового флота. Армейский персонал и тысячи австралийских летчиков также приняли участие в последующей битве за Нормандию в период с июня по август 1944 года, а истребительная эскадрилья RAAF действовала с аэродромов в Нормандии . На протяжении всей кампании австралийские летчики оказывали прямую поддержку сухопутным войскам союзников, атакуя немецкие воинские части и их линии снабжения, а также входя в состав сил, защищавших плацдарм от воздушных атак и укомплектовывая транспортную авиацию. Австралийцы также косвенно поддержали кампанию, атаковав немецкие подводные лодки и корабли, угрожавшие силам вторжения. 13 офицеров австралийской армии, принявшие участие в кампании, выполняли различные должности в британских подразделениях, чтобы получить опыт, который они могли бы применить обратно в Австралию.
Австралийский персонал также принял участие во вторжении в Южную Францию в августе 1944 года, а летчики RAAF продолжали действовать против немецких войск до конца войны в мае 1945 года. Нормандия и последующие кампании привели к переизбытку обученных австралийских летных экипажей в Великобритании, сотни из которых так и не были назначены на боевые действия. Вклад Австралии в боевые действия в Нормандии отмечен в мемориалах и на кладбищах в Лондоне и Нормандии.
Фон
[ редактировать ]В 1944 году военные усилия Австралии были сосредоточены на войне на Тихом океане , и большая часть вооруженных сил страны находилась в Австралии и на островах к ее северу. [1] Тем не менее, значительное количество личного состава RAAF, большая часть которого прошла обучение в рамках Имперской схемы авиационной подготовки (EATS), дислоцировалась в Соединенном Королевстве (Великобритания) и принимала участие в операциях против Германии. Правительство Австралии имело очень мало влияния на то, куда направляли австралийских выпускников EATS, и многие из них были направлены непосредственно в британские подразделения. [2] По состоянию на 6 июня 1944 года в эскадрильи британских ВВС было направлено 1816 австралийских летчиков (в том числе 584 пилота). Многие из тысяч австралийских наземных бригад, находившихся в Великобритании в то время, также служили в подразделениях британских ВВС. [3] Кроме того, десять летных эскадрилий в Великобритании дислоцировались RAAF. В их число входили одно регулярное подразделение RAAF, 10-я эскадрилья и девять временных эскадрилий по статье XV , которые были сформированы в соответствии с соглашением, лежащим в основе EATS. Хотя эскадрильи по статье XV номинально были австралийскими, большинство из них включало значительную часть личного состава из Великобритании и других стран Содружества; по состоянию на 1 июня 1944 г. в их составе находились 796 австралийских летчиков и 572 летчика из других стран. [4] [5] [Примечание 1] Из-за избытка летных экипажей, прошедших подготовку по программе авиационной подготовки Empire, в Великобритании также находились сотни летчиков RAAF, которые были направлены на склады личного состава, пока они ждали отправки в боевую часть; до вторжения эти одинокие летчики считались ценным активом ВВС союзников, поскольку они могли быстро восполнить потери. [6]

Австралийские авиационные части находились под командованием ВВС Великобритании, имевших на момент высадки в Нормандии 306 эскадрилий, находящихся в Великобритании. [5] Две эскадрильи RAAF были приписаны ко Вторым тактическим воздушным силам (2TAF), которые должны были оказывать прямую поддержку армиям союзников во время кампании; 453-я эскадрилья эксплуатировала истребители «Спитфайр» в составе 125-го крыла , а 464-я эскадрилья летала на легких бомбардировщиках «Москито» в составе 140-го крыла . [7] [8] Четыре австралийские эскадрильи тяжелых бомбардировщиков входили в состав бомбардировочного командования Королевских ВВС ; 460-я , 463-я и 467-я эскадрильи были оснащены «Ланкастерами» , а 466-я эскадрилья летала на «Галифаксах» . [7] 456-я эскадрилья , которая представляла собой специализированное подразделение ночных истребителей , оснащенное «Москитами», входила в состав ПВО Великобритании и была назначена для защиты сил вторжения. [7] Три другие эскадрильи RAAF в Великобритании также будут поддерживать операции в Нормандии в составе Берегового командования ; 10-я и 461-я эскадрильи были оснащены летающими лодками «Сандерленд» и патрулировали воды вокруг Великобритании и Франции, а 455-я эскадрилья действовала против немецких надводных кораблей, используя Beaufighter . ударные самолеты [9]
Помимо летчиков RAAF, действовавших в составе RAF в Великобритании, сотни военнослужащих Королевского военно-морского флота Австралии (RAN) служили в Королевском флоте (RN) во время битвы за Нормандию. Однако ни один австралийский военный корабль в операции не участвовал. Большинство австралийских офицеров, служивших в RN, были членами Королевского военно-морского резерва Австралии (RANVR). [10] Четыре младших лейтенанта РАН, которые были отправлены в Великобританию для прохождения обучения, также были направлены в подразделения десантных кораблей RN , чтобы помочь решить проблему нехватки офицеров, способных координировать действия этих кораблей. [11]
Тринадцать офицеров австралийской армии были прикреплены к частям британской армии, сражавшимся в Нормандии. Эти офицеры были направлены в Великобританию для получения опыта в планировании и проведении крупномасштабных десантных операций , которые улучшили бы армейские процедуры перед высадкой австралийцев в Тихом океане. представлял один офицер Каждый армейский корпус , а в состав личного состава, отправленного в Великобританию, входили одни из самых талантливых и опытных военнослужащих. [12]
Подготовка к вторжению
[ редактировать ]
Лишь немногие австралийцы участвовали в планировании вторжения. [13] Среди тех, кто отвечал за планирование, были подполковник Рональд МакНиколл , служивший в оперативном штабе Верховного штаба союзных экспедиционных сил ; [14] коммодор авиации Фрэнк Бладин , старший офицер штаба авиации № 38 группы Королевских ВВС ; [15] Лейтенант-коммандер Виктор Смит , флагман офицера воздушного планирования Британской зоны нападения; [16] и майор Дуглас Винсент британского , офицер связи при штабе XXX корпуса . [17] Коммодор авиации австралийского происхождения Эдгар МакКлоури , служивший в Королевских ВВС с 1919 года, возглавлял Бомбардировочный комитет экспедиционных ВВС союзников , который готовил воздушные планы вторжения. [13] [18]
В апреле и мае авиация союзников наносила удары по немецким аэродромам, а также авиазаводам и ремонтным предприятиям во Франции. 463-я и 467-я эскадрильи участвовали в налетах на аэродромы и заводы под Тулузой в ночь с 5 на 6 апреля и 1 на 2 мая, а также бомбили аэродром возле Ланвеока в ночь с 8 на 9 мая. В первом из этих рейдов участвовало 148 самолетов, его возглавил командир 467-й эскадрильи командир звена Джон Балмер . [19] За этот период 2TAF также совершил 12 налетов на немецкие аэродромы, в восьми из которых участвовали отдельные австралийцы, отправленные в эскадрильи легких бомбардировщиков Королевских ВВС. [20] Австралийцы, служащие в истребительных эскадрильях 10-й группы RAF, также время от времени принимали участие в «рейнджерских» операциях над северной Францией по поиску немецких самолетов. [21] Кроме того, 31 австралийский пилот, отправленный в подразделения фоторазведки британских ВВС, часто совершал вылеты для наблюдения за расположением немцев вдоль побережья Ла-Манша. [22] 29 мая командир эскадрильи Дуглас Сэмпсон, который был направлен в 16-ю эскадрилью Королевских ВВС , сделал подробные фотографии Юта-Бич , что позволило американским войскам, которые должны были высадиться там, обнаружить большую часть немецких позиций в этом районе. [23]
Союзники также провели крупное воздушное наступление на французскую железнодорожную сеть и мосты через реку Сену с апреля по июнь. Бомбардировочное командование совершило 53 налета на эти цели, в 25 из которых участвовали четыре австралийские эскадрильи тяжелых бомбардировщиков. Всего в ходе этих операций было потеряно 17 австралийских бомбардировщиков, в том числе шесть, сбитых немецкими истребителями во время атаки на сортировочные станции в Лилле в ночь с 10 на 11 мая. [24] Кроме того, австралийцы приняли участие в 29 из 46 налетов легких бомбардировщиков 2TAF на французскую железнодорожную инфраструктуру. [25] Австралийские летчики-истребители, в том числе иногда и все члены 453-й эскадрильи, сопровождали некоторые из этих рейдов и совершали штурмовые вылеты по железнодорожному подвижному составу. [26] 2TAF Истребители-бомбардировщики также атаковали мосты через реку Сену с апреля в рамках усилий по блокированию региона Нормандии, а австралийские пилоты, отправленные в британские эскадрильи, участвовали в небольшом количестве этих операций. 453-я эскадрилья атаковала мосты и виадуки возле Нормандии 27 апреля и 2 мая. [27]
Австралийцы участвовали в атаках на немецкую оборону во Франции за несколько недель до дня «Д». В конце мая и начале июня 453-я эскадрилья совершила четыре налета на радиолокационные станции, а пилоты RAAF, служившие в британских истребительных и истребительно-бомбардировочных эскадрильях, приняли участие и в других подобных атаках. [28] Четыре австралийские эскадрильи тяжелых бомбардировщиков предоставили самолеты для налетов на радиолокационные станции и средства связи за неделю до высадки. [29] Эти подразделения также девять раз наносили удары по немецким береговым батареям вдоль побережья Ла-Манша в период с 8 по 29 мая; Австралийцы, служившие в составе британских легких бомбардировщиков, приняли участие еще в 14 налетах на немецкие батареи. [30] Эскадрильи тяжелых бомбардировщиков RAAF и австралийцы в подразделениях легких и тяжелых бомбардировщиков RAF также участвовали в налетах на лагеря немецкой армии во Франции и Бельгии в мае. В нескольких из этих атак австралийские эскадрильи понесли тяжелые потери, в том числе семь самолетов были потеряны во время налета на объекты 21-й танковой дивизии в Майи-ле-Камп в ночь с 3 на 4 мая. [31] Помимо этих атак на немецкие позиции, бомбардировочное командование нанесло удары по семи крупнейшим немецким заводам по производству боеприпасов и складам боеприпасов в конце апреля - начале мая во Франции; четыре австралийские эскадрильи участвовали в пяти из этих операций, и ни один австралийский самолет не был потерян. [32]
В преддверии вторжения ВВС Великобритании активизировали свои операции против немецких подводных лодок и кораблей, действующих вблизи Франции. В мае самолеты берегового командования уничтожили шесть подводных лодок за одиннадцать дней; Австралийские летные экипажи способствовали трем из этих затоплений. [33] Бомбардировочное командование также расширило с апреля свою программу постановки военно-морских мин , и 460-я эскадрилья, а также австралийцы, отправленные в подразделения легких и тяжелых бомбардировщиков Королевских ВВС, приняли участие в нескольких операциях по постановке мин в Балтийском море и Гельголандской бухте . [34] Противокорабельные силы Берегового командования, в состав которых входила 455-я эскадрилья RAAF, с апреля в основном проводили учения, но время от времени атаковали немецкие конвои в Ла-Манше. [35]
Австралийские летчики также участвовали в защите южной Англии от воздушных атак Германии накануне вторжения. С конца апреля по начало июня 456-я эскадрилья входила в состав сил, защищавших портовые города на юге Англии от серии воздушных налетов . [36] На долю австралийской эскадрильи пришлось восемь из 22 бомбардировщиков, сбитых ночными истребителями ПВО Великобритании за этот период. [37] 464-я эскадрилья также проводила рейды «нарушителей» , пытаясь уничтожить немецкие бомбардировщики, когда они возвращались на свои базы во Франции. [37] В течение этого периода 453-я эскадрилья и 36 австралийцев, размещенных в восьми подразделениях британских ВВС, принимали участие в оборонительном патрулировании, стремясь помешать немецким самолетам-разведчикам пролетать над южной Англией в светлое время суток, но ни один немецкий самолет не пытался этого сделать. [21]
Помимо воздушной кампании, небольшое количество австралийцев приняло участие в специальных операциях перед вторжением. В январе 1944 года офицер РАНВР лейтенант Кен Хадспет, командовавший сверхмалой подводной лодкой HMS X20 , переправил группу специалистов для проверки и сбора образцов почвы с французских пляжей, которые рассматривались для вторжения. Эта операция прошла успешно, и Хадспет получил свой второй Крест за выдающиеся заслуги (DSC). [38] Нэнси Уэйк , австралийка, служившая в составе британского управления специальных операций , была сброшена с парашютом во Францию в апреле 1944 года и впоследствии помогла организовать французское Сопротивление в регионе Овернь . [39]
Австралийцы на дне Д
[ редактировать ]В ночь с 5 на 6 июня бомбардировочное командование нанесло точечные удары по десяти батареям немецкой береговой артиллерии вблизи пляжей, где должны были высадиться войска союзников. По каждой батарее атаковали примерно 100 тяжелых бомбардировщиков, в операции приняли участие все четыре австралийские эскадрильи тяжелых бомбардировщиков. 460-я эскадрилья направила 26 самолетов, которые были поровну распределены между атаками батарей в Фонтене-Крисбеке и Сен-Мартен-де-Варревиль. 466-я эскадрилья предоставила 13 самолетов для налета на батареи в Мервиль-Франсвиль-Мейзи, 14 самолетов из 463-й эскадрильи нанесли удар по Пуэнт-дю-Хо, а 467-я эскадрилья направила 14 самолетов против батарей в Уистреаме . Эскадрильи RAAF потерь не понесли. [40] Многие австралийские летные экипажи, отправленные в британские подразделения, также участвовали в этой атаке, и 14,8 процента из 1136 отправленных самолетов бомбардировочного командования были либо частью эскадрилий RAAF, либо пилотировались австралийцами. [41] [42]

Австралийцы, отправленные в подразделения Королевских ВВС, также высадили десантников в Нормандии и приняли участие в диверсионных операциях. В ночь с 5 на 6 июня несколько австралийских летчиков служили на тяжелых бомбардировщиках, которые сбрасывали «оконные» соломы по схеме, которая на немецких имитировала радарах появление конвоев, направлявшихся в регион Па-де-Кале во Франции. Другие австралийцы служили на самолетах, которые сбрасывали манекены десантников и глушили немецкий радар. Один австралийский пилот, отправленный в 139-ю эскадрилью Королевских ВВС, принимал участие в бомбардировках «нарушителей» целей в западной Германии и Нидерландах, которые пытались отвлечь немецкие самолеты от Нормандии. [44] Австралийский экипаж также служил на борту транспортных самолетов 38-й группы RAF и 46-й группы RAF , которые в ночь с 5 на 6 июня перевезли британскую 6-ю воздушно-десантную дивизию из Великобритании в Нормандию. Около 14 процентов транспортных самолетов в группе № 38 пилотировали австралийцы, хотя доля австралийцев в группе № 46 была значительно ниже. Полностью австралийских экипажей ни в одной группе не было. [45]
Австралийский экипаж поддерживал боевые действия 6 июня. 453-я эскадрилья была одной из 36 эскадрилий союзников, которые обеспечивали противовоздушную оборону на малых высотах флота вторжения и десанта. Многие пилоты эскадрильи в течение дня совершили несколько боевых вылетов, но ни одного немецкого самолета им не встретились. [46] 456-я эскадрилья также входила в состав сил, обеспечивающих противовоздушную оборону района вторжения в ночное время. Кроме того, около 200 австралийских пилотов были распределены по десяткам истребительных и истребительно-бомбардировочных подразделений Королевских ВВС, поддерживавших высадку. [47] Небольшое количество австралийских экипажей также служило в разведывательных подразделениях британских ВВС и в эскадрильях легких бомбардировщиков 2TAF, которые также участвовали в боях над Францией в день «Д». [48] Три австралийские эскадрильи, приписанные к Береговому командованию, совершили лишь небольшое количество боевых вылетов 6 июня, поскольку в море вышло мало немецких подводных лодок или катеров . [49]
Около 500 военнослужащих РАН служили на борту кораблей РН, участвовавших в операции. Хотя большая часть входила в состав экипажей военных кораблей RN, несколько австралийских офицеров возглавляли флотилии десантных кораблей, а другие командовали отдельными кораблями. [1] Например, младший лейтенант Дин Мюррей командовал отрядом из шести десантных кораблей RN , которые высадили солдат 3-й британской пехотной дивизии на пляже Сворд . [11] Хадспет также пересек X20 через канал, чтобы отметить край пляжа Джуно во время высадки там; он получил свой третий DSC за выполнение этой миссии. [38] Некоторыми из военных кораблей с австралийскими членами экипажа, которые поддерживали высадку, были HMS Ajax (на борту которого было три офицера РАНВР), Ashanti , Enterprise , Eskimo , Glasgow , Mackay и Scylla . [10] Австралийские военнослужащие торгового флота также участвовали в высадке в день «Д», хотя количество задействованных моряков неизвестно. [50]
Лишь немногие офицеры австралийской армии, прикрепленные к британским частям, высадились в день «Д». Майор Джо Галлетт , который был вторым командиром пехотной роты в 7-м батальоне Грин Ховардс , высадился на берег Голд-Бич в составе сил вторжения. [51] В своих мемуарах Гуллетт описал приземление как «самое впечатляющее событие в моей жизни». [52] Впоследствии он возглавлял роту королевских шотландцев , пока 17 июля не был ранен немецким пулеметным огнем. [53] Большинство других австралийских офицеров служили на штабных должностях; например, подполковник Билл Робертсон был начальником штаба 51-й (Хайлендской) пехотной дивизии , когда это подразделение прибыло в Нормандию, а позже был отправлен в 50-ю (Нортумбрийскую) пехотную дивизию , где служил в той же роли. [54] [55] Винсент сошёл на берег 7 июня и служил в составе XXX корпуса, 7-й танковой и 43-й (Уэссекской) пехотной дивизий . во время кампании [17]
Из-за отсутствия номинального списка или других записей со списком австралийцев, принимавших участие в высадке в день Д, невозможно определить точное число участников. Однако, по оценкам, в операции приняли участие около 3000 австралийских военнослужащих и моряков торговых судов. [1] [50] [Примечание 2] Историки также приводят несколько иные цифры количества убитых 6 июня австралийцев. Питер Стэнли писал в 2004 году, что погибло 14 австралийцев, из которых 12 были летчиками RAAF и два члена RAN, а в 2019 году Лахлан Грант оценил число погибших в 13. [1] [56]
Последующие бои
[ редактировать ]Бои в Нормандии продолжались до августа 1944 года, когда союзники вырвались из региона и стремительно продвинулись к границе с Германией . [1] Эта кампания доминировала в деятельности восьми из десяти австралийских эскадрилий в Великобритании, а также большинства летчиков, прикомандированных к подразделениям Королевских ВВС. В июле и августе подразделения RAAF действовали на самом высоком на тот момент уровне активности за всю войну или близко к нему, но боевой дух оставался высоким, поскольку летчики понимали, что вклад авиации в кампанию будет решающим. [57] Большое количество австралийских летчиков, проходивших обучение или ожидающих отправки в день «Д», были направлены в боевые части во время боевых действий, чтобы восполнить потери в Нормандской кампании. [58] [Примечание 3]
Небольшое количество австралийцев служило в Нормандии в британской армии. В их число входили водитель грузовика, служивший в Механизированном транспортном корпусе , двое австралийцев в Имперской военной сестринской службе королевы Александры и член сестринской службы территориальной армии . [60]
Помимо военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, несколько австралийских военных корреспондентов о битве за Нормандию сообщили . Честер Уилмот высадился в составе 6-й воздушно-десантной дивизии в день «Д», и его репортажи о боях для BBC вскоре сделали его одним из самых известных военных корреспондентов союзников. [61] Среди других австралийских журналистов в Нормандии были Джон Хетерингтон , Джефф Хаттон , Энн Мэтисон и Рональд Монсон . [60] [62] [63] [64]
Июнь
[ редактировать ]
В течение июня австралийские летчики участвовали в усилиях союзников по задержке прибытия немецких подкреплений в Нормандию. В ночь с 6 на 7 июня 20 «Москитов» из 464-й эскадрильи были отправлены для атаки немецких автоколонн и поездов на севере Франции. [65] В эту ночь четыре австралийские эскадрильи тяжелых бомбардировщиков также участвовали в налетах на французские города. В то время как эскадрильи № 463, 466 и 467 в основном атаковали железнодорожные объекты, 460-я эскадрилья участвовала в атаке на Вире , которая стремилась разрушить город , чтобы помешать немцам использовать дороги через него. [66] После этих первых налетов бомбардировочное командование продолжало наносить удары по железнодорожной инфраструктуре во Франции, пытаясь сорвать движение немецких подкреплений в Нормандию. [67] Командование интенсивно действовало в течение недели после вторжения, и в этот период некоторые австралийские летные экипажи совершали налеты несколько ночей подряд. [68] Всего с 13 по 30 июня бомбардировочное командование совершило 16 налетов на железнодорожные объекты во Франции, в шести из которых участвовала как минимум одна эскадрилья RAAF. [69] Эскадрильи тяжелых бомбардировщиков RAAF и австралийцы в подразделениях RAF также приняли участие в нескольких атаках на немецкие склады снабжения и аэродромы в этот период. Однако бомбардировочное командование совершило меньше налетов на эти цели, чем планировалось до вторжения, поскольку его подразделения часто направлялись на ударные объекты, связанные с летающими бомбами Фау-1, которые немцы запускали против Великобритании. [70] 464-я эскадрилья также действовала против немецкой техники, двигавшейся по ночам, и бомбила железнодорожные станции, а также совершила 75 боевых вылетов в период с 7/8 по 12/13 июня. [71] Всего в июне эскадрилья провела атаки 19 ночей, в ходе которых было уничтожено пять ее самолетов. [72] Австралийцы в других подразделениях легких и средних бомбардировщиков 2TAF также атаковали немецкие коммуникации во Франции и время от времени оказывали прямую поддержку сухопутным войскам союзников на протяжении всего этого периода. [73]
В июне австралийцы также внесли свой вклад в защиту плацдарма союзников от немецких воздушных и морских атак. 453-я эскадрилья и пилоты истребителей RAAF в подразделениях RAF продолжали патрулировать плацдарм в течение недели после дня «Д», но лишь изредка сталкивались с немецкими самолетами. [74] С 11 июня самолеты австралийской эскадрильи часто действовали с аэродромов, построенных в Нормандии, а 25 числа она и другие подразделения 125-го авиакрыла переместились из Великобритании на передовую посадочную площадку B11 на плацдарме возле Лонг-сюр-Мер. . [75] [76] К концу июня 453-я эскадрилья и другие подразделения RAF Spitfire регулярно атаковали немецкие позиции в Нормандии, а также обеспечивали противовоздушную оборону союзных войск в этом районе; за месяц эскадрилья совершила более 700 боевых вылетов. [76] [77] Небольшое количество австралийцев, отправленных в эскадрильи Королевских ВВС, оснащенных истребителями-бомбардировщиками Hawker Typhoon , также в течение месяца атаковали немецкие машины и позиции, оказывая непосредственную поддержку наземным войскам союзников. [78] 456-я эскадрилья, одна из четырех эскадрилий ночных истребителей, назначенных для защиты плацдарма, часто встречала немецкие самолеты и сбила двенадцать из них в течение недели после приземления. [79] [80] Австралийский ас-истребитель лейтенант Ники Барр , сбежавший из немецкой тюрьмы в Италии в 1943 году, также некоторое время служил в подразделении управления воздушной поддержкой в Нормандии. Барр приземлился в Омаха-Бич 9 июня, но вернулся в Великобританию через три дня, поскольку его командир считал, что немецкие войска казнят Барра, если они его вернут. [81] [82]
Немецкие подводные лодки и надводные корабли отправились атаковать флот вторжения союзников, а австралийские члены Берегового командования участвовали в атаках на эти суда. Две эскадрильи летающих лодок RAAF интенсивно действовали в течение всего июня, но не потопили ни одного немецкого корабля или подводной лодки. [83] Однако в состав экипажей двух британских B-24 Liberators , потопивших немецкие подводные лодки в этот период, входил австралийский персонал, а австралийцы находились на борту нескольких других самолетов британских ВВС, выполнявших противолодочные и противокорабельные патрули. Кроме того, 455-я эскадрилья приняла участие в нескольких атаках на электронные катера, действовавшие вблизи Нормандии, а также на немецкие суда, следовавшие через Ла-Манш. [84] 460-я эскадрилья и австралийцы из других подразделений бомбардировочного командования также участвовали в налетах на базы электронных лодок в Гавре и Булони в ночи 14/15 июня и 15/16 июня соответственно. [85]
июль и август
[ редактировать ]К июлю союзные армии столкнулись с трудностями при наступлении против немецких войск в Нормандии. Пытаясь добиться прорыва, авиационное командование союзников решило использовать для атаки немецких позиций тяжелые бомбардировщики. [86] Первая из этих атак была совершена 7 июля 467 самолетами бомбардировочного командования и была нацелена на немецкие войска возле Кана , а также на сам город. В состав австралийского рейда вошли 20 «Ланкастеров» из 460-й эскадрильи и 14 «Галифаксов» из 466-й эскадрильи, а также экипажи подразделений Королевских ВВС. Один из самолетов 460-й эскадрильи совершил аварийную посадку на плацдарме союзников после повреждения немецкими зенитными орудиями, но его экипаж выжил и был эвакуирован в Великобританию. Хотя атака опустошила Кан, наземные войска смогли захватить северную половину города только тогда, когда они продвинулись 8 июля. [87] Все четыре австралийские эскадрильи тяжелых бомбардировщиков участвовали в серии атак на немецкие позиции 18 июля в рамках операции «Гудвуд» , однако это наступление также не привело к прорыву. [86] 30 июля 463-я, 466-я и 467-я эскадрильи предоставили самолеты для еще одной крупной бомбардировки немецких позиций возле Комона перед операцией Bluecoat ; В этой атаке приняли участие 693 тяжелых бомбардировщика, из них 39 из австралийских эскадрилий, но многие не сбросили бомбы, так как облака затмевали прицельные ориентиры в районе цели. [88] Все четыре австралийские эскадрильи тяжелых бомбардировщиков участвовали в следующей крупной атаке, которая произошла в ночь с 7 на 8 августа в поддержку операции Totalize , но облако и дым снова помешали многим бомбардировщикам атаковать целевой район. [89] Четыре эскадрильи также атаковали позиции немецкой армии 14 августа в поддержку операции Tractable ; видимость была ясной на большей части целевой территории, и рейды были признаны успешными. [90] К этому времени союзные армии успешно вырвались из Нормандии, и дальнейших атак тяжелых бомбардировщиков не потребовалось. [91]

Австралийцы также продолжали участвовать в воздушных атаках союзников, направленных на препятствование передвижению немецких войск и снабжению в Нормандию в июле и августе. Помимо поддержки сухопутных войск в Нормандии и продолжения бомбардировок объектов запуска летающих бомб «Фау-1» на севере Франции, бомбардировочное командование атаковало железнодорожные объекты во Франции в июле и августе, и по крайней мере одна из эскадрилий австралийских тяжелых бомбардировщиков участвовала в 15 против этих объектов было проведено 25 рейдов. [92] [93] 464-я эскадрилья также совершила более 350 боевых вылетов в июле и 400 в августе против транспортной инфраструктуры Франции и конвоев немецкой техники. Эти операции, которые обычно проводились ночью, обошлись подразделению в три самолета. [94] Единственное прерывание атак 464-й эскадрильи на транспорт произошло в ночь с 14 на 15 июля, когда четыре самолета, пилотируемые опытными летчиками, нанесли успешный точечный удар по казармам гестапо в Бонней-Матур . [95] Австралийские летные экипажи, приписанные к другим подразделениям средних бомбардировщиков и истребителей-бомбардировщиков 2TAF, также участвовали в атаках на мосты и железные дороги в течение июля. [96]
453-я эскадрилья действовала из Нормандии в июле и августе и в основном патрулировала за линией фронта Германии в поисках автотранспорта для атаки. В этот период он время от времени сталкивался с немецкими самолетами и сбил несколько истребителей Me 109 и Fw 190 . В июле эскадрилья совершила 727 боевых вылетов, но потеряла несколько своих «Спитфайров» из-за немецких зенитных орудий. перебралась на аэродром недалеко от Линжевра 453-я эскадрилья продолжала действовать против немецкого транспорта в течение августа и 13 числа того же месяца . На следующий день этот аэродром был атакован немецким самолетом, в результате чего один австралийский пилот погиб и еще трое получили ранения. Эскадрилья добилась значительных успехов во время прорыва союзников и заявила, что в августе уничтожила большое количество немецкой техники. [97] Всего за июль и август 453-я эскадрилья совершила более 1300 боевых вылетов. [98] В то время как ночные истребители 456-й эскадрильи патрулировали Нормандию в начале июля и 5 числа месяца сбили четыре немецких бомбардировщика, перед этим подразделением, как и почти всеми эскадрильями ночных истребителей, оснащенными «Москито», дислоцированными в Великобритании, была поставлена задача: перехват летающих бомб Фау-1 с 6 июля. [57] [99]
Эскадрильи австралийских летающих лодок, приписанные к Береговому командованию, также продолжали поддерживать вторжение в июле и августе. 8 июля 10-я эскадрилья «Сандерленд» потопила немецкую подводную лодку U-243 в 130 милях (210 км) к юго-западу от Бреста . [100] В целом за июль 10-я эскадрилья совершила 56 патрулей, а 461-я эскадрилья провела 67 патрулей, большая часть которых была совершена ночью. [101] Одна из 461-й эскадрильи «Сандерлендс» повредила подводную лодку U-385 в 150 милях (240 км) к югу от Бреста 10 августа, и на следующий день она была потоплена кораблем HMS Starling . 13 августа другая 461-я эскадрилья «Сандерленд» атаковала и потопила U-270 . 10-я эскадрилья в течение августа совершила почти столько же патрулей, сколько и в июле, но не встретила ни одной подводной лодки. [102] 455-я эскадрилья принимала участие в атаках на немецкие корабли, следовавшие у берегов Нидерландов и в Северном море в июле и августе, но эти операции не были напрямую связаны с поддержкой вторжения. [103]
Последствия
[ редактировать ]Персонал RAAF также участвовал во вторжении союзников на юг Франции ( операция «Драгун» ) в августе 1944 года. 458-я эскадрилья , оснащенная бомбардировщиками «Веллингтон» , осуществляла противолодочное патрулирование и атаковала цели на севере Италии и юге Франции перед высадкой. который состоялся 15-го числа месяца. Эскадрилья продолжала выполнять свои обязанности до конца августа. [100] [104] оснащенная «Спитфайрами», 451-я эскадрилья, сопровождала конвои вторжения союзников 14 августа и патрулировала плацдарм союзников, когда на следующий день войска высадились на берег. С 25 августа эскадрилья базировалась на аэродроме близ Куэрса во Франции и до октября обеспечивала противовоздушную оборону региона. Однако за этот период было встречено мало немецких самолетов. [100] [105]
Низкие потери, понесенные военно-воздушными силами Содружества во время битвы за Нормандию, привели к переизбытку обученных летных экипажей. Хотя число пилотов и других летчиков, проходящих обучение в рамках EATS, начало сокращаться в начале 1944 года, к 30 июня в Великобритании находились тысячи квалифицированных летчиков, в том числе 3000 австралийцев, ожидающих мест в оперативных подразделениях. Это количество значительно превышало потребности ВВС союзников. Соответственно, поток летчиков из учебных центров EATS в Канаде в Великобританию был значительно сокращен, и в августе Австралия прекратила отправлять летчиков за границу для обучения по этой схеме. Хотя за последние шесть месяцев 1944 года в Великобританию прибыло 1245 австралийских летчиков (меньше, чем 5181 человек, прибывших в первые шесть месяцев года), в боевые части обычно направлялись только те, кто имел квалификацию воздушных стрелков. Не удалось найти летные позиции для большинства оставшихся неприкрепленных летчиков, прибывших после июня 1944 года, и некоторые были отправлены обратно в Австралию; Остальные провели остаток войны на учебных курсах и различных нелетных должностях. [106]
Австралийские военнослужащие в Европе продолжали действовать до конца войны. На момент капитуляции Германии в мае 1945 года в Великобритании и Западной Европе насчитывалось 15 500 членов RAAF, из которых 12 300 были квалифицированными летными экипажами. [107] [108] Большинство членов небольшой группы офицеров австралийской армии, которые были отправлены в Великобританию накануне дня «Д», также оставались в Европе до конца войны. [14]
День памяти
[ редактировать ]
В целом, 1177 австралийских военнослужащих были убиты в Западной Европе и Великобритании во время подготовки к вторжению во Францию и последующей Нормандской кампании. Эти потери были выше, чем потери, понесенные австралийскими войсками в Тихом океане в этот период. [111] Австралийский военный мемориал заявил, что сотни австралийских летчиков были убиты при поддержке войск союзников в Нормандии, и что «с точки зрения общего числа потерь июнь 1944 года был худшим месяцем в истории Королевских ВВС Австралии». [112]
В общей сложности 44 австралийца похоронены на кладбищах Комиссии Содружества по военным захоронениям в регионе Нормандия. В их число входят мужчины, погибшие в регионе до вторжения, а также те, кто погиб во время боевых действий в 1944 году. Из австралийских могил 17 расположены на военном кладбище Байе , шесть — в Сен-Дезир-де-Лизье , пять — в Банневиль-ла-Кампань. , четыре на канадском военном кладбище Бретвиль-сюр-Лез , три в Дувр-ла-Деливранде и Эрманвиль-сюр-Мер , два в Ранвиле и по одному в Райс-Назенвиле , Сен-Манвье-Норе , Больбеке и Тилли-сюр-Сёле. . Мемориал Байе, в котором перечислены имена сотрудников Содружества, убитых в Нормандии, могилы которых неизвестны, не включает ни одного австралийца. [113] [114] [115] Последнее захоронение австралийского военнослужащего в Нормандии состоялось в апреле 2011 года, когда пилот 453-й эскадрильи лейтенант Генри Лейси Смит был похоронен на военном кладбище Ранвилля. Смит утонул, когда его «Спитфайр» совершил аварийную посадку в реке Орн 11 июня 1944 года, но его тело не было обнаружено до ноября 2010 года. [116] [117]

Участие Австралии в битве за Нормандию также было отмечено мемориалами и официальными государственными визитами. Многие из эскадрилий RAAF, участвовавших в кампании, были награждены боевыми наградами в знак признания их вклада. после войны [111] «Нормандия» также является одним из 47 мест боевых действий, записанных на Австралийском военном мемориале в Лондоне , который был открыт в 2003 году. [118] В 2004 году премьер-министр Австралии Джон Ховард присутствовал на церемонии во Франции, посвященной 60-летию вторжения в Нормандию. [119] В ознаменование этой годовщины французское правительство также наградило Орденом Почетного легиона десять выживших австралийских ветеранов высадки. [55] В 2014 году премьер-министр Тони Эбботт и группа из семи австралийских ветеранов кампании посетили церемонии, посвященные 70-летию Дня Д. [120] [121] Премьер-министр Скотт Моррисон присутствовал на праздновании 75-летия Дня Д в 2019 году. [122] Генерал-губернатор Дэвид Херли представлял Австралию на праздновании 80-летия в 2024 году. [123] Когда в 1988 году открылся Мемориал Кана , на флагштоках возле музея, посвященных странам, участвовавшим в битве, не было австралийского флага. Бывший летчик-истребитель 453-й эскадрильи Колин Лейт выступал за добавление австралийского флага, и это было достигнуто 1 мая 1998 года. [124]
Несмотря на эти торжества, современные австралийцы мало осознают роль своей страны в боевых действиях в Нормандии. Кампании на Тихом океане занимают гораздо более заметное место в общественной памяти о Второй мировой войне. [111] Лахлан Грант, историк Австралийского военного мемориала , отметил в 2024 году, что «традиционно существовало ощущение, что это [высадка в Нормандии] не было большой частью австралийской истории… но здесь есть большая австралийская история – мы просто нужно было выяснить, кто эти люди». [125]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ По состоянию на 1 июня 1944 года австралийцы составляли следующие пропорции от общей численности экипажей каждой из эскадрилий RAAF, дислоцированных в Великобритании: 10-я эскадрилья: 93,1 процента, 453-я эскадрилья: 100 процентов, 455-я эскадрилья. : 60,5 процента, 456-я эскадрилья: 68,6 процента, 460-я эскадрилья: 48,2 процента, 461-я эскадрилья: 72,8 процента, 463-я эскадрилья: 56 процентов, 464-я эскадрилья: 34,3 процента; 466-я эскадрилья: 66,8 процента, 467-я эскадрилья: 51,5 процента. [5]
- ^ Шарп (2004), с. По оценкам 36, в битве за Нормандию приняли участие «около 3325» австралийцев, а Стэнли (2004) утверждает, что «силы вторжения включали около 3000 австралийцев». Шарп (2004), стр. 36–37, обсуждает сложность определения количества австралийцев, участвовавших в операции, поднимая вопросы о том, должны ли оценки включать вспомогательный персонал, оставшийся на базах в Великобритании, австралийских граждан, зачисленных непосредственно в британские войска. военные или ветераны боевых действий в Нормандии, мигрировавшие в Австралию после войны.
- ^ Грант (2014) заявляет, что это движение австралийских летчиков «заметно увеличивает общее количество участия [в кампании в Нормандии] по сравнению с показателем самой операции в день Д». [59]
- Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б с д и Стэнли (2004)
- ^ Деннис и др. (2008), стр. 197–198.
- ^ Херингтон (1963), с. 17
- ^ Лонг (1973), с. 377
- ^ Перейти обратно: а б с Херингтон (1963), с. 16
- ^ Херингтон (1963), стр. 282–283.
- ^ Перейти обратно: а б с Стэнли (1987), с. 149
- ^ Шорс (1970), стр. 281–282.
- ^ Центр развития авиации (2004), с. 2
- ^ Перейти обратно: а б Гилл (1968), с. 445
- ^ Перейти обратно: а б Брюэр, Питер (24 апреля 2004 г.). «Как один молодой моряк получил роль во вторжении в день Д» . Канберра Таймс . п. 9.
- ^ Джексон (2004), с. 13
- ^ Перейти обратно: а б Херингтон (1963), с. 13
- ^ Перейти обратно: а б Джексон (2004), с. 14
- ^ Херингтон (1963), с. 15
- ^ Береза (1979)
- ^ Перейти обратно: а б Хорнер, Дэвид (13 октября 1995 г.). «Командующий возглавлял войска во Вьетнаме - некролог генерал-майора Дугласа Винсента». Австралиец . п. 15.
- ^ Фрейзер, Алан (1986). «МакКлоури, Уилфред Эштон (1894–1943)» . Австралийский биографический словарь . Канберра: Национальный центр биографии Австралийского национального университета . ISBN 978-0-522-84459-7 . ISSN 1833-7538 . OCLC 70677943 . Проверено 4 ноября 2012 г.
- ^ Херингтон (1963), стр. 19–21.
- ^ Херингтон (1963), с. 21
- ^ Перейти обратно: а б Херингтон (1963), с. 24
- ^ Херингтон (1963), с. 25
- ^ Авраам, Брайс (6 июня 2020 г.). «Командир эскадрильи Дуглас Сэмпсон и «камерные шпионы» » . Блог . Австралийский военный мемориал . Проверено 6 июня 2020 г.
- ^ Херингтон (1963), стр. 26–30.
- ^ Херингтон (1963), с. 31
- ^ Херингтон (1963), стр. 31–32.
- ^ Херингтон (1963), стр. 32–33.
- ^ Херингтон (1963), стр. 33–34.
- ^ Херингтон (1963), стр. 34–35.
- ^ Херингтон (1963), стр. 35–36.
- ^ Херингтон (1963), стр. 37–38.
- ^ Херингтон (1963), стр. 38–39.
- ^ Лонг (1973), с. 379
- ^ Херингтон (1963), стр. 44–45.
- ^ Херингтон (1963), стр. 43–44.
- ^ Беннетт (1995), стр. 123–127.
- ^ Перейти обратно: а б Херингтон (1963), с. 23
- ^ Перейти обратно: а б Уорледж (2002), с. 51
- ^ «Нэнси Грейс Огаста «Белая мышь» Wake AC GM» . Профили людей . Австралийский военный мемориал . Проверено 7 марта 2012 г.
- ^ Херингтон (1963), с. 120
- ^ Стивенс (2006), с. 90
- ^ Херингтон (1963), стр. 120–122.
- ^ «УК1414» . Коллекция . Австралийский военный мемориал. Архивировано из оригинала 26 сентября 2012 года . Проверено 25 сентября 2011 г.
- ^ Херингтон (1963), стр. 116–117.
- ^ Херингтон (1963), стр. 118–119.
- ^ Херингтон (1963), с. 124
- ^ Херингтон (1963), с. 123
- ^ Херингтон (1963), стр. 125, 128.
- ^ Херингтон (1963), стр. 128–129.
- ^ Перейти обратно: а б Шарп (2004), с. 35
- ^ Гуллетт (1976), стр. 132, 136.
- ^ Гуллетт (1992), с. 195
- ^ «Генри Бэйтон Сомер Галлетт, AM, MC (1914–1999)» . Пятьдесят австралийцев . Австралийский военный мемориал . Проверено 25 февраля 2012 г.
- ^ Конверс (2011), стр. 185–186.
- ^ Перейти обратно: а б Кинг, Джонатан (5 июня 2004 г.). «Все в рабочем дне» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 1 марта 2012 г.
- ^ Грант, Лахлан (6 июня 2019 г.). «Вклад Австралии в День Д» . Стратег . Австралийский институт политики безопасности . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Херингтон (1963), с. 249
- ^ Грант (2014), стр. 28–29.
- ^ Грант (2014), с. 29
- ^ Перейти обратно: а б Грант, Лахлан (1 июня 2019 г.). «Вспоминая австралийских ветеранов Дня Д, 75 лет спустя» . Канберра Таймс . Проверено 1 июня 2019 г.
- ^ Макдональд, Нил (2002). «Уилмот, Реджинальд Уильям Винчестер (Честер) (1911–1954)» . Австралийский биографический словарь . Канберра: Национальный центр биографии Австралийского национального университета . ISBN 978-0-522-84459-7 . ISSN 1833-7538 . OCLC 70677943 . Проверено 4 ноября 2012 г.
- ^ Уайт, Салли А. (1996). «Хетерингтон, Джек Эйкман (Джон) (1907–1974)» . Австралийский биографический словарь . Канберра: Национальный центр биографии Австралийского национального университета . ISBN 978-0-522-84459-7 . ISSN 1833-7538 . OCLC 70677943 . Проверено 4 ноября 2012 г.
- ^ Хинан, Том (2007). «Хаттон, Джеффри Уильям (Джефф) (1909–1985)» . Австралийский биографический словарь . Канберра: Национальный центр биографии Австралийского национального университета . ISBN 978-0-522-84459-7 . ISSN 1833-7538 . OCLC 70677943 . Проверено 4 ноября 2012 г.
- ^ Гриффен-Фоли, Бриджит (2000). «Монсон, Рональд Остин (1905–1973)» . Австралийский биографический словарь . Канберра: Национальный центр биографии Австралийского национального университета . ISBN 978-0-522-84459-7 . ISSN 1833-7538 . OCLC 70677943 . Проверено 4 ноября 2012 г.
- ^ Херингтон (1963), стр. 127–128.
- ^ Херингтон (1963), с. 131
- ^ Херингтон (1963), стр. 131–132.
- ^ Херингтон (1963), стр. 133–134.
- ^ Херингтон (1963), с. 158
- ^ Херингтон (1963), стр. 135–136, 161.
- ^ Херингтон (1963), с. 143
- ^ Лакс и Кейн-Магуайр (1999), стр. 156–157.
- ^ Херингтон (1963), с. 142
- ^ Херингтон (1963), стр. 137–138.
- ^ Исторический раздел RAAF (1995), Том 2 Истребительные подразделения , стр. 128
- ^ Перейти обратно: а б Беннетт (1994), с. 113
- ^ Херингтон (1963), с. 164
- ^ Херингтон (1963), стр. 165–166.
- ^ Херингтон (1963), стр. 138–139.
- ^ Лонг (1973), с. 380
- ^ Дорнан (2002), стр. 226–229.
- ^ «Командир звена Ники Барр» . Телеграф . 20 июня 2006 г. Проверено 18 августа 2012 г.
- ^ Херингтон (1963), стр. 151–153.
- ^ Херингтон (1963), стр. 144–147, 155.
- ^ Херингтон (1963), стр. 154–155.
- ^ Перейти обратно: а б Лонг (1973), с. 383
- ^ Херингтон (1963), стр. 226–227.
- ^ Херингтон (1963), с. 231
- ^ Херингтон (1963), с. 232
- ^ Херингтон (1963), с. 233
- ^ Херингтон (1963), с. 234
- ^ Херингтон (1963), с. 235
- ^ Лонг (1973), стр. 380–382.
- ^ Херингтон (1963), стр. 240–241.
- ^ Херингтон (1963), с. 241
- ^ Херингтон (1963), стр. 239–240.
- ^ Херингтон (1963), стр. 241–243.
- ^ Херингтон (1963), с. 189
- ^ Беннетт (1995), с. 144
- ^ Перейти обратно: а б с Лонг (1973), с. 384
- ^ Херингтон (1963), стр. 244–245.
- ^ Херингтон (1963), стр. 245–246.
- ^ Херингтон (1963), стр. 246–249.
- ^ Исторический раздел RAAF (1995), Том 4 Морские и транспортные подразделения , с. 102
- ^ Исторический раздел RAAF (1995), Том 2 Истребительные части , стр. 114–115.
- ^ Херингтон (1963), стр. 283–285, 287.
- ^ Лонг (1973), с. 392
- ^ Херингтон (1963), с. 462
- ^ «Рыцарь Фредерик Джеймс» . Подробности о пострадавшем . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «Информация о пострадавших Фредерике Джеймсе Найте» . Рулон почета . Австралийский военный мемориал . Проверено 4 марта 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Грант (2014), с. 33
- ^ «75-летие Дня Д» . Австралийский военный мемориал . Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ Лекутюрье (2011), стр. 136–137.
- ^ «Больбекское общинное кладбище» . Найдите погибших на войне . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 15 августа 2015 г.
- ^ «Ранвильское военное кладбище» . Найдите погибших на войне . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 15 августа 2015 г.
- ^ «Пилот Второй мировой войны будет похоронен через 66 лет» . Новости АВС . 27 апреля 2011 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ Догерти, Том (20 апреля 2011 г.). «Герой «Спитфайра» лейтенант Генри Лейси Смит похоронен 66 лет спустя» . Рекламодатель . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ Управление австралийских военных захоронений (2003), с. 11
- ^ Баркер, Джеффри (7 июня 2004 г.). «Говард открывает предвыборный плацдарм» . Австралийский финансовый обзор . п. 4.
- ^ «Тони Эбботт: «День Д был днем, который изменил мир» » . 7 июня 2014. The Guardian . Проверено 7 июня 2014 г.
- ^ «День Д: семь ветеранов Второй мировой войны едут во Францию» . Новости Эй-Би-Си. 5 июня 2014 года . Проверено 7 июня 2014 г.
- ^ «Мировые лидеры собираются в Великобритании, чтобы отметить 75-летие Дня Д» . Франция 24 . 5 июня 2019 года . Проверено 1 сентября 2019 г.
- ^ Льюис, Бен (6 июня 2024 г.). «Спустя восемьдесят лет со дня Дня Д два ветерана Второй мировой войны собираются вместе, чтобы засвидетельствовать свое почтение» . Новости СБС . Проверено 8 июня 2024 г.
- ^ Барратт, Пол (24 апреля 2010 г.). «Пилот сражался за флаг в Нормандии» . Возраст . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ Лиз, Джастин (1 июня 2024 г.). «80-летие дня Д: решающая роль, которую австралийцы сыграли в высадке в Нормандии» . news.com.au. Проверено 8 июня 2024 г.
- Библиография
- Центр развития авиации (2004 г.). «Вклад австралийской авиации в операции в день Д» . Следопыт . Королевские ВВС Австралии. Архивировано из оригинала 2 июня 2011 года . Проверено 22 сентября 2011 г.
- Беннетт, Джон (1994). От поражения до победы: 453-я эскадрилья RAAF . Пойнт Кук, Виктория: Музей Королевских ВВС Австралии. ISBN 0-642-19785-7 .
- Беннетт, Джон (1995). Ночи истребителей: 456-я эскадрилья RAAF . Белконнен, столичная территория Австралии: Banner Books. ISBN 1-875593-10-1 .
- Берч, Альберт (1979). «Адмирал сэр Виктор Смит, AC, KBE, CB, DSC» . Военно-морское историческое общество Австралии . Проверено 10 марта 2012 г.
- Конверс, Аллан (2011). Армии Империи: 9-я австралийская и 50-я британская дивизии в бою, 1939–1945 гг . Мельбурн: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-19480-8 .
- Деннис, Питер; Грей, Джеффри ; Моррис, Юэн; Прайор, Робин; Бу, Жан (2008). Оксфордский справочник по военной истории Австралии (второе изд.). Мельбурн: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-551784-2 .
- Дорнан, Питер (2002). Ники Барр, австралийский ас: история мужества и приключений . Воронье гнездо, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин. ISBN 1-86508-624-Х .
- Гилл, Г. Хермон (1968). Королевский флот Австралии 1942–1945 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг. Серия 2 – Военно-Морской Флот . Канберра: Австралийский военный мемориал. OCLC 65475 .
- Грант, Лахлан (осень 2014 г.). «О Великом крестовом походе». Военное время (66): 26–33. ISSN 1328-2727 .
- Гуллетт, Генри (1976). Не только долг: Война пехотинца . Мельбурн: Издательство Мельбурнского университета. ISBN 0-522-84106-6 .
- Гуллетт, Генри (1992). Хорошая компания: Всадник, Солдат, Политик . Брисбен: Издательство Квинслендского университета. ISBN 0-7022-2443-Х .
- Херингтон, Джон (1963). Воздушная мощь над Европой, 1944–1945 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг. Серия 3 – Воздух. Канберра: Австралийский военный мемориал. ОСЛК 3633419 .
- Джексон, Джон (2004). «Австралийцы в «Оверлорде» ». Военное время (27): 12–14. ISSN 1328-2727 .
- Лакс, Марк; Кейн-Магуайр, Леон (1999). Охотники гестапо: 464-я эскадрилья RAAF, 1942–1945 гг . Мэриборо, Квинсленд: Banner Books. ISBN 1-875593-19-5 .
- Лекутюрье, Ив (2011). Пляжи высадки в день Д. Ренн: Editions Quest-France. ISBN 978-2-7373-2388-1 .
- Лонг, Гэвин (1973). Шестилетняя война: краткая история Австралии в войне 1939–1945 годов . Канберра: Австралийский военный мемориал и типография правительства Австралии. ISBN 0-642-99375-0 .
- Управление австралийских военных захоронений (2003 г.). «Австралийский военный мемориал, Лондон» (PDF) . Канберра: Департамент по делам ветеранов. Архивировано из оригинала (PDF) 29 февраля 2012 года.
- Историческая секция RAAF (1995). Подразделения Королевских ВВС Австралии: краткая история. Том 2 Истребительные части . Канберра: Издательская служба правительства Австралии. ISBN 0-644-42794-9 .
- Историческая секция RAAF (1995). Подразделения Королевских ВВС Австралии: краткая история. Том 4 Морские и транспортные подразделения . Канберра: Издательская служба правительства Австралии. ISBN 0-644-42796-5 .
- Шарп, Симона (2004). «Австралийцы в день Д». Военное время (26): 34–37. ISSN 1328-2727 .
- Шорс, Кристофер Ф. (1970). 2-й ТАФ . Чтение: Оспрей. ISBN 0-85045-030-6 .
- Стэнли, Питер (1987). Воздушный бой в Европе 1939–1945 гг . Австралийцы на войне. Сидней: Time-Life Books (Австралия). ISBN 0-949118-05-2 .
- Стэнли, Питер (2004). «Австралийцы и день Д» . Юбилейные беседы . Австралийский военный мемориал . Проверено 22 сентября 2011 г.
- Стивенс, Алан (2006). Королевские ВВС Австралии: История (изд. В мягкой обложке). Южный Мельбурн: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-555541-7 .
- Уорледж, Рэй (2002). «Люди Икс». Военное время (19): 48–51. ISSN 1328-2727 .