Jump to content

HMS Mackay (D70)

HMS Маккей
История
Великобритания
Имя HMS Маккей
Строитель Кэммелл Лэрд , Биркенхед
Заложен 5 марта 1918 г.
Запущен 21 декабря 1918 г.
Введен в эксплуатацию июнь 1919 г.
Судьба Списан в июне 1949 г.
Общие характеристики
Класс и тип типа «Адмиралтейство». Лидер флотилии
Смещение 1801 длинная тонна (1830 т)
Длина 332 фута 6 дюймов (101,35 м)
Луч 31 футов 9 дюймов (9,68 м)
Черновик 12 футов 6 дюймов (3,81 м)
Установленная мощность 40 000 л.с. (30 000 кВт)
Движение
Скорость 36,5 узлов
Вооружение

HMS Mackay — корабль адмиралтейского типа , иногда известный как класс «Скотт» , лидер флотилии Британского Королевского флота . Mackay был построен компанией Cammell Laird во время Первой мировой войны , но был завершен слишком поздно для эксплуатации и введен в эксплуатацию в 1919 году.

Маккей принимал участие в британской кампании на Балтике во время Гражданской войны в России и все еще находился на службе в начале Второй мировой войны . Корабль принимал участие в эвакуации из Дюнкерка в 1940 году и в высадке в Нормандии в 1944 году, проведя большую часть оставшейся части войны, действуя на восточном побережье Великобритании. Mackay был списан в июне 1949 года.

Проектирование и строительство

[ редактировать ]

HMS Mackay был одним из пяти командиров флотилии типа «Адмиралтейство», заказанных у Каммелла Лэрда в апреле 1917 года. [ 1 ] [ а ] Тип Адмиралтейства, [ 2 ] или класс Скотта , [ 1 ] были разработаны для удовлетворения требований адмирала сэра Джона Джеллико , командующего Великим флотом , о большом, быстром и тяжеловооруженном лидере, который мог бы соответствовать и превосходить, по слухам, большие немецкие эсминцы. [ 3 ]

Макет лидера типа Адмиралтейство

Корабль имел длину 320 футов 0 дюймов (97,54 м) между перпендикулярами длину 332 фута 5 дюймов (101,32 м) и общую . [ 4 ] с шириной 31 фут 9 дюймов (9,68 м) и осадкой 12 футов 6 дюймов (3,81 м). [ 1 ] Проектное водоизмещение составляло 1580 длинных тонн (1610 т) в нормальном режиме и 2050 длинных тонн (2080 т) при полной загрузке. [ 4 ] Судовое оборудование состояло из четырех котлов Ярроу , которые подавали пар с плотностью 250 фунтов на квадратный дюйм (1700 кПа) к двум комплектам Парсонса с одноступенчатым редуктором паровых турбин и мощностью на валу 40 000 лошадиных сил (30 000 кВт). Это давало расчетную скорость света 36,5 узлов (67,6 км/ч; 42,0 миль в час), что соответствовало примерно 32 узлам (59 км/ч; 37 миль в час) при полной нагрузке. [ 5 ] Можно было перевозить до 504 тонн нефтяного топлива, что обеспечивало дальность полета 5000 морских миль (9300 км; 5800 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час). [ 6 ]

Основное артиллерийское вооружение класса состояло из пяти орудий BL Mark I калибра 4,7 дюйма (120 мм) 45 мм . [ б ] на креплениях CP VI с возможностью подъема до 30 градусов, [ 7 ] Расположены двумя суперстрелковыми парами в носовой и кормовой части надстройки , остальные орудия расположены на платформе между трубами . [ 1 ] Зенитное вооружение состояло из одной 3-дюймовой (76-мм) пушки на платформе за задней трубой и пары одиночных двухфунтовых (40-мм) автопушек с помпонами для ближней защиты на одиночных установках. Торпедное вооружение состояло из двух тройных установок для 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппаратов между 3-дюймовой зенитной пушкой и задней парой 4,7-дюймовых орудий. [ 8 ]

Mackay был заложен под названием Calverhouse на верфи Лэрда в Биркенхеде 5 марта 1918 года. [ 9 ] [ 10 ] Корабль был переименован в Маккей (по имени шотландского клана [ 11 ] ) 18 декабря 1918 г., [ 12 ] и был запущен 21 декабря того же года. Вступил в строй в июне 1919 года. [ 9 ] [ 10 ]

Модификации

[ редактировать ]

Хотя у Маккея между войнами были лишь ограниченные модификации, [ 13 ] Первым изменением во время Второй мировой войны стала замена 4,7-дюймовой пушки на миделе корабля двумя 2-фунтовыми (40-мм) автопушками «пом-пом» с укороченной кормовой воронкой для улучшения поля огня 3-дюймовой противотанковой пушки. -авиационная пушка. [ 13 ] [ 14 ] В 1941 году [ 13 ] или 1942 год, [ 15 ] 3-дюймовая зенитная пушка была перенесена на корму в положение Х, а две 20-мм автопушки Oerlikon . на крыльях мостика корабля были установлены [ 13 ] Оба комплекта торпедных аппаратов были сохранены, а корабль был приспособлен для запуска 10-глубинных бомб. [ 15 ] Радар Тип 271 был установлен над мостиком корабля, заменяя малоугольную наводку и связанный с ним дальномер, а радар Тип 291 был установлен на вершине мачты корабля. [ 13 ] В 1943 году спаренная 6-фунтовая пушка (57 мм) заменила 4,7-дюймовую пушку на позиции А для использования против немецких электронных лодок . [ 16 ] [ с ]

Маккей присоединился к 3-й флотилии эсминцев Атлантического флота в 1919 году. [ 18 ] базируется в Росайте . [ 19 ] В сентябре 1919 года она была направлена ​​на Балтику в рамках британской кампании на Балтике во время Гражданской войны в России , поддерживая наступление эстонских войск на Петроград (ныне Санкт-Петербург ) и принимая участие в бомбардировке удерживаемой большевиками Красной. Форт Горка вместе с монитором «Эреб» , крейсерами «Дели» и «Данедин» , лидерами «Шекспир» и «Спенсер» и четырьмя эсминцами 27 октября. Несмотря на поддержку Королевского флота, эстонское нападение провалилось. [ 20 ] Маккей вернулся в британские воды в конце ноября того же года. [ 12 ]

С апреля по июнь 1921 года Маккей находился в доке Пембрук в ответ на промышленные волнения в Южном Уэльсе. Корабль был переоборудован на верфи Чатема с июля по август того же года. [ 12 ] В 1921 году силы эсминцев Атлантического флота были реорганизованы в шесть меньших флотилий, которыми было легче управлять, чем более ранние, более крупные флотилии, а Маккей стал лидером 4-й флотилии эсминцев . к концу 1921 года [ 21 ] В январе 1923 года «Маккей» находился в ремонте в Чатеме, а затем был снова введен в строй в составе 4-й флотилии для развертывания в Дарданеллах . Она была повреждена, когда покидала заправочную станцию ​​в Чатеме 7 февраля, в результате чего ее отъезд был отложен до 23 февраля. Маккей действовал в Дарданеллах и восточном Средиземноморье с марта по август 1923 года, а затем вернулся в Чатем для очередного ремонта. [ 22 ] В декабре 1923 года Маккей был переведен в 9-ю флотилию эсминцев. [ 22 ] базируется в Росайте с сокращенным экипажем, [ 23 ] [ 24 ] где она служила до ноября 1925 года. [ 22 ]

В июне 1927 года Маккей вновь вступил в строй в качестве лидера 5-й флотилии эсминцев , заменив Уоллеса , у которого ремонтировались турбины. Маккей покинул 5-ю флотилию в ноябре 1927 года и поступил на ремонт на верфи Ширнесс , который продолжался до апреля 1928 года, а затем ушёл в резерв. В июне 1929 года Маккей вернулся на действительную службу, вновь вступив в строй в Девонпорте для службы в 1-й флотилии эсминцев в Средиземном море. [ 22 ] В 1933 году было предложено передать «Маккея» в Королевский флот Австралии для замены «Анзака» , но в итоге «Стюарта» . вместо него перевели [ 25 ] [ 26 ]

Маккей покинул Средиземное море и направился в британские воды в марте 1933 года, присоединившись к 2-й флотилии подводных лодок, базирующейся в Девонпорте, в апреле 1933 года. [ 22 ] [ 27 ] 8 октября 1933 года на подводной лодке L26 произошел взрыв батареи в гавани Кэмпбелтауна , в результате чего двое членов экипажа подводной лодки погибли и четырнадцать человек были серьезно ранены, а ее корпус получил пробоины. [ 28 ] Маккей посещал поврежденную подводную лодку с 8 по 11 октября. [ 22 ] Маккей оставался во 2-й флотилии подводных лодок до сентября 1935 года, когда в результате Абиссинского кризиса она присоединилась к 1-й флотилии эсминцев, базировавшейся на Мальте . Она служила в составе 1-й флотилии до конца марта 1936 года, когда вернулась в британские воды и снова ушла в резерв в Девонпорте. [ 22 ] 25 июля 1938 года «Маккей» вновь вступил в строй, снова присоединившись к 2-й флотилии подводных лодок. Мюнхенского кризиса Во время Маккей ненадолго (с 27 сентября по 10 октября 1938 года) действовал в составе 12-й флотилии эсминцев, а затем вернулся во 2-ю флотилию подводных лодок. [ 22 ] [ 29 ] Маккей оставался в составе 2-й флотилии подводных лодок в августе 1939 года, накануне начала Второй мировой войны . [ 30 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

После начала Второй мировой войны Маккей присоединился к 11-й флотилии эсминцев , входящей в состав Командования западных подходов . [ 22 ] Первоначально базировался в Девонпорте, а затем действовал за пределами Ливерпуля, выполняя обязанности противолодочного патрулирования и сопровождения конвоев в качестве командира флотилии. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] 15 сентября немецкая подводная лодка U-53 торпедировала танкер «Шайенн» , вынудив экипаж «Шайенна » покинуть корабль. [ д ] Шайенн остался на плаву, и Маккей прервал U-53 потопить попытки Шайенн артиллерийским огнем, отогнав подводную лодку, но Шайенн затопил ее не удалось спасти, и Маккей . [ 35 ] [ 34 ] 9 декабря 1939 года Маккей входил в состав эскорта конвоя OB 48, когда танкер « Сан-Альберто» был торпедирован немецкой подводной лодкой U-48 . Сан-Альберто раскололся на две части, и хотя носовая часть быстро затонула, кормовая часть оставалась на плаву до тех пор, пока ухудшение погоды не привело к попыткам спасти ее, которые были оставлены 11 декабря, когда Маккей затопил затонувший корабль и забрал выживших из Сан-Альберто обратно в Плимут. [ 36 ] [ 37 ] 17 января 1940 года Маккей , входивший в состав эскорта Конвоя OB 74, спас экипаж торгового судна «Кэрнросс» , затонувшего на мине недалеко от Ливерпуля . [ 38 ] [ 39 ]

26 мая 1940 года началась операция «Динамо» — эвакуация британских и союзных войск из Дюнкерка и близлежащих пляжей. [ 40 ] Маккею было приказано явиться для эвакуации 27 мая и он прибыл в Дувр рано утром 28 мая. [ 41 ] 28 мая Маккей собрал 581 военнослужащего. [ 42 ] но при подходе к пляжам для второго захода сразу после полуночи в ночь с 28 на 29 мая сел на мель у Зейдкута . Его сняли с мели, но эвакуационный рейс был прекращен, в результате чего возникшие повреждения потребовали ремонта в Ширнессе с 3 по 5 июня. [ 43 ] [ 22 ] После завершения этого ремонта «Маккей» был дислоцирован в западной части Ла-Манша и принял участие в операции «Воздушная» — эвакуации британских войск из портов на западе Франции. Маккей принимала участие в эвакуации из Бреста 16–17 июня, где помогала контролировать движение эвакуационных судов и переправляла людей с берега на эвакуационные корабли. [ 44 ] из Ла Паллиса 20 июня, [ 45 ] и сопровождали корабли, осуществлявшие окончательную эвакуацию из Сен-Жан-де-Люз , на крайнем юго-западе Франции, 24 июня. [ 46 ] [ 47 ]

Маккей продолжал работать в составе 11-й флотилии до октября 1940 года, когда она прошла период переоборудования и ремонта в Девонпорте с заменой котлов. По завершении этого ремонта, в апреле 1941 года, Маккей присоединился к 16-й флотилии эсминцев, базировавшейся в Харвиче . [ 22 ] в основном работает в Северном море , в его обязанности входит сопровождение конвоев у восточного побережья Великобритании. [ 13 ] 12 февраля 1942 года «Маккей » вместе с «Уитшедом » , «Уолполом» , «Вустером» из 16-й флотилии и «Кэмпбеллом» и «Вивасиусом» из 21-й флотилии эсминцев проводил учения у Харвича, когда шести кораблям было приказано перехватить немецкие линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также тяжелые тяжелые корабли. крейсер «Принц Ойген» , направлявшийся вверх по Ла-Маншу из Франция в сторону Германии в так называемом Ла-Манше . Уолпол повернул назад из-за механических проблем, прежде чем оставшиеся корабли столкнулись с немецкими войсками у устья Шельды . Британские корабли попали под шквальный огонь немцев при попытке торпедной атаки, при этом Вустер был поражен и серьезно поврежден немецкими снарядами. Все пять британских кораблей выпустили торпеды по немецким кораблям на расстоянии 4000–2400 ярдов (3700–2200 м), при этом Маккей выпустила торпеды с расстояния 4000 ярдов, но все торпеды промахнулись. [ 48 ] [ 49 ]

29 августа 1942 года Маккей был временно направлен в состав Флота метрополии для поддержки арктического конвоя PQ 18 на север России и обратного конвоя QP 14 . Маккей входил в состав сил дальнего прикрытия (во главе с линкорами «Энсон» и «Дюк оф Йорк» ) для PQ 18 и QP 14, а затем вернулся в Харвич 27 сентября 1942 года. [ 50 ] [ 51 ] 21 декабря Маккей снова был отправлен для проведения операций по проверке вместе с Флотом Метрополии, чтобы прикрыть более современные эсминцы, которые были развернуты в других местах. Маккей вернулся в Харвич 26 декабря. [ 50 ]

В ночь с 7 на 8 марта 1943 года «Маккей» вместе с моторными артиллерийскими катерами MGB 20 , MGB 17 и MGB 21 отразил атаку немецких электронных катеров возле затонувшего маяка «Санк» в устье Темзы . Две E-лодки, S114 и S119, столкнулись, а затем S119 был потоплен MGB 20 . [ 22 ] [ 52 ] В ночь с 24 на 25 октября 1943 года 32 немецких электронных катера попытались атаковать конвой FN 1160 у Кромера . Эсминец «Питчли» выступал в качестве непосредственного эскорта конвоя, а «Маккей» и эсминцы «Кэмпбелл» , «Эглинтон» и «Вустер» вместе с четырьмя МТБ, восемью МГБ и четырьмя моторными катерами патрулировали маршрут конвоя. [ 53 ] [ 54 ] Британским силам удалось отбить немецкие атаки: Маккей протаранил и потопил одну электронную лодку S63 , а вторую ( S88 ) потопили MGB 603 и MGB 607 , в то время как военно-морской траулер William Stephen , оторвавшийся от конвоя, был торпедирован и потоплен S74 . [ 22 ] [ 53 ] В ночь с 5 на 6 января 1944 года Маккей сопровождал конвой WP 457, курсировавший между Бристольским каналом и Портсмутом , когда он подвергся нападению семи немецких катеров. Плохая погода нарушила запланированное воздушное прикрытие конвоя, и электрокатера сумели потопить три торговых судна и военно-морской траулер «Уолласи» без потерь для себя. [ 22 ] [ 55 ] [ 56 ]

В июне 1944 года Маккей был задействован для поддержки высадки в Нормандии , сопровождая конвои на пляжи с 7 июня. [ 57 ] Она продолжала сопровождать конвои, сопровождавшие вторжение, до июля, когда вернулась на восточное побережье. [ 22 ] После капитуляции Германии 8 мая Маккей участвовал в освобождении Норвегии, сопровождая вместе с вице-королем девять тральщиков в Тронхейм , прибыв туда 17 мая и посетив Берген 9 июня. [ 22 ]

Утилизация

[ редактировать ]

Mackay был передан BISCO компании Metal Industries, Limited для утилизации 18 февраля 1947 года и сдан на слом на их разборочной площадке в Чарлстауне с июня 1949 года. [ 22 ]

Номера вымпела

[ редактировать ]
Номер вымпела [ 58 ] От К
FA6 июнь 1919 г.
Д70 1919 1940
I70 1940 1947

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Остальные четыре корабля были Монтроуз , Малкольм , Кэмпбелл и Стюарт . еще три корабля класса «Скотт» , «Брюс» и «Дуглас» . Ранее были заказаны [ 1 ]
  2. ^ В британской практике BL (загрузка с казенной части) указывает на использование отдельного заряда в мешке.
  3. Похоже, что к октябрю 1943 года Маккей был оснащен сдвоенными шестифунтовыми орудиями, поскольку в «Лондонской газете» упоминается, что Маккей вступил в бой с электролодками с 6-фунтовыми орудиями в ночь с 24 на 25 октября. [ 17 ]
  4. ^ Экипаж Шайенна « был подобран норвежским торговым судном Ида Бакке» . [ 34 ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Гардинер и Грей, 1985 , с. 83.
  2. ^ Мэннинг 1961 , с. 130
  3. ^ Фридман 2009 , стр. 166, 281, сн. 37
  4. ^ Jump up to: а б Фридман 2009 , с. 298
  5. ^ Лентон 1970 , с. 43
  6. ^ Престон 1971 , с. 101
  7. ^ Престон 1971 , стр. 99, 101.
  8. ^ Фридман 2009 , стр. 166–167, 298.
  9. ^ Jump up to: а б Фридман 2009 , с. 314
  10. ^ Jump up to: а б Английский 2019 , с. 23
  11. ^ Мэннинг и Уокер 1959 , с. 281
  12. ^ Jump up to: а б с Английский 2019 , с. 27
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж Уитли 2000 , с. 86
  14. ^ Фридман 2009 , с. 242
  15. ^ Jump up to: а б Фридман 2009 , с. 252
  16. ^ Фридман 2009 , стр. 254, 286–287, сн. 27.
  17. ^ «№38432» . Лондонская газета (Приложение). 15 октября 1948 г. с. 5502.
  18. ^ «I.–Атлантический флот: Эсминцы» . Список ВМФ . Сентябрь 1919 г. с. 702 . Проверено 4 марта 2020 г. - из Национальной библиотеки Шотландии.
  19. ^ Престон 1971 , с. 35
  20. ^ Беннетт 2002 , стр. 180–181, 182–184.
  21. ^ Престон 1971 , стр. 35–36.
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Английский 2019 , с. 28
  23. ^ Мэннинг 1961 , с. 28
  24. ^ Престон 1971 , с. 36
  25. ^ «Пять эсминцев RN: HMS Mackay, командир флотилии» . Аделаидская хроника . 23 марта 1923 г. с. 46 . Проверено 5 марта 2020 г. - через Trove.
  26. ^ Лайонс, Джозеф Алоизиус (25 мая 1933 г.). «Австралийская флотилия эсминцев» . Парламентские дебаты (Хансард) . Содружество Австралии: Палата представителей . Проверено 5 марта 2020 г.
  27. ^ Уотсон, Грэм (2 августа 2015 г.). «Между войнами: организация Королевского флота и дислокация кораблей 1919–1939» . Naval-History.net . Проверено 5 марта 2020 г.
  28. ^ «Взрыв на подводной лодке» . Калгурли Майнер . Калгурли, Западная Австралия. 10 октября 1933 г. с. 5 . Проверено 5 марта 2020 г. - через Trove.
  29. ^ «Я.–Флот метрополии» . Список ВМФ . Февраль 1939 г. с. 200 . Проверено 6 марта 2020 г. - из Национальной библиотеки Шотландии.
  30. ^ «Я.–Флот метрополии» . Список ВМФ . Сентябрь 1939 г. с. 241 . Проверено 6 марта 2020 г. - из Национальной библиотеки Шотландии.
  31. ^ Кинделл, Дон (9 апреля 2012 г.). «Корабли Королевского флота, сентябрь 1939 года» . Британские и другие военно-морские силы во Второй мировой войне: день за днем . Naval-History.net . Проверено 6 марта 2020 г.
  32. ^ Кинделл, Дон (7 апреля 2012 г.). «Корабли Королевского флота, военно-морские события, апрель 1940 года (Часть 1 из 4): понедельник, 1 – воскресенье, 7» . Британские и другие военно-морские силы во Второй мировой войне: день за днем . Naval-History.net . Проверено 7 марта 2020 г.
  33. ^ Мейсон, Джеффри П. (1 июля 2011 г.). «HMS Mackay (D70) — лидер флотилии класса Скотт» . История службы военных кораблей Королевского флота во Второй мировой войне . Проверено 6 марта 2020 г.
  34. ^ Jump up to: а б Хельгасон, Гудмундур. «Шайенн: британский моторный танкер» . uboat.net . Проверено 6 марта 2020 г.
  35. ^ Кинделл, Дон (7 апреля 2012 г.). «Морские события сентября 1939 года (Часть 2 из 2): пятница, 15-е — суббота, 30-е» . Британские и другие военно-морские силы во Второй мировой войне: день за днем . Naval-History.net . Проверено 6 марта 2020 г.
  36. ^ Хельгасон, Гудмундур. «Сан-Альберто: британский моторный танкер» . uboat.net . Проверено 6 марта 2020 г.
  37. ^ Кинделл, Дон (7 апреля 2012 г.). «Морские события декабря 1939 года (Часть 1 из 2): пятница, 1-е — четверг, 14-е» . Британские и другие военно-морские силы во Второй мировой войне: день за днем . Naval-History.net . Проверено 6 марта 2020 г.
  38. ^ Хельгасон, Гудмундур. «Кэрнросс: британский торговец Steam» . uboat.net . Проверено 7 марта 2020 г.
  39. ^ Кинделл, Дон (7 апреля 2012 г.). «Морские события января 1940 года (Часть 2 из 2): вторник, 16 числа — среда, 31 числа» . Британские и другие военно-морские силы во Второй мировой войне: день за днем . Naval-History.net . Проверено 7 марта 2020 г.
  40. ^ Винзер 1999 , с. 13
  41. ^ Кинделл, Дон (7 апреля 2012 г.). «Морские события мая 1940 года (Часть 4 из 4): среда, 22 — пятница, 31» . Британские и другие военно-морские силы во Второй мировой войне: день за днем . Naval-History.net . Проверено 7 марта 2020 г.
  42. ^ Винзер 1999 , стр. 92.
  43. ^ Винзер 1999 , с. 17
  44. ^ Винзер 1999 , стр. 43–44
  45. ^ Винзер 1999 , с. 46
  46. ^ Кинделл, Дон (7 апреля 2012 г.). «Морские события июня 1940 года (Часть 4 из 4): суббота 22-го — воскресенье 30-го» . Британские и другие военно-морские силы во Второй мировой войне: день за днем . Naval-History.net . Проверено 7 марта 2020 г.
  47. ^ Винзер 1999 , с. 54
  48. ^ Барнетт 2000 , стр. 447–452.
  49. ^ Роскилл 1956 , с. 157
  50. ^ Jump up to: а б «Командование эсминцами флота метрополии - апрель-декабрь 1942 г.» . Адмиралтейские дневники Второй мировой войны - ADM 199/427 . Naval-history.net . Проверено 10 марта 2020 г.
  51. ^ Рюгг и Гаага 1993 , стр. 43, 45.
  52. ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 198
  53. ^ Jump up to: а б Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 242
  54. ^ «№38432» . Лондонская газета (Приложение). 15 октября 1948 г. с. 5500.
  55. ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 254
  56. ^ Роскилл 1960 , с. 293
  57. ^ Винзер 1994 , с. 106
  58. ^ Английский 2019 , с. 135
  • Барнетт, Коррелли (2000). Вступайте в бой с врагом более тесно: Королевский флот во Второй мировой войне . Классический пингвин. ISBN  0-141-39008-5 .
  • Беннетт, Джеффри (2002). Освобождение Балтики . Эдинбург: Берлин. ISBN  1-84341-001-Х .
  • «Действия береговых войск» . Лондонская газета (Приложение). № 38432. 18 октября 1948 г.
  • Диттмар, Ф.Дж.; Колледж, Джей-Джей (1972). Британские военные корабли 1914–1919 гг . Шеппертон, Великобритания: Ян Аллан. ISBN  0-7110-0380-7 .
  • Фридман, Норман (2009). Британские эсминцы: от первых дней до Второй мировой войны . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN  978-1-84832-049-9 .
  • Инглиш, Джон (2019). Эсминцы Великого флота: Часть I: Лидеры флотилий и эсминцы класса «V/W» . Виндзор, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN  978-0-9650769-8-4 . {{cite book}}: CS1 maint: игнорируются ошибки ISBN ( ссылка )
  • Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-245-5 .
  • Лентон, ХТ (1970). Британский флот и эсминцы эскорта: Том первый . Лондон: ISBN Macdonald & Co.  0-356-02950-6 .
  • Мэннинг, Т.Д. (1961). Британский эсминец . Лондон: Патнэм.
  • Мэннинг, Т.Д.; Уокер, CF (1959). Названия британских военных кораблей . Лондон: Патнэм.
  • Престон, Энтони (1971). Эсминцы класса V&W, 1917–1945 гг . Лондон: Макдональд. OCLC   464542895 .
  • Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN  1-85367-117-7 .
  • Роскилл, Стивен (1956). Война на море 1939–1945: Том II: Период равновесия . История Второй мировой войны: Военная серия Соединенного Королевства. Лондон: HMSO . Проверено 1 марта 2020 г. - через Hyperwar.
  • Роскилл, Стивен (1960). Война на море 1939–1945: Том III: Наступление: Часть I. История Второй мировой войны: Военная серия Соединенного Королевства. Лондон: HMSO.
  • Рюгг, Боб; Гаага, Арнольд (1993). Конвои в Россию: 1941–1945 гг . Кендал, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN  0-905617-66-5 .
  • Уитли, MJ (2000). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: ISBN Cassell & Co.  1-85409-521-8 .
  • Уинзер, Джон де С. (1999). BEF осуществляет поставки до, в и после Дюнкерка . Грейвсенд, Кент, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN  0-905617-91-6 .
  • Уинзер, Джон де С. (1994). Корабли дня Д: Нептун: величайшая десантная операция в истории . Кендал, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN  0-905617-75-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a493342d5c5c2212bf171293686fb5b9__1716887100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/b9/a493342d5c5c2212bf171293686fb5b9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMS Mackay (D70) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)