HMS Mackay (D70)
![]() HMS Маккей
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Маккей |
Строитель | Кэммелл Лэрд , Биркенхед |
Заложен | 5 марта 1918 г. |
Запущен | 21 декабря 1918 г. |
Введен в эксплуатацию | июнь 1919 г. |
Судьба | Списан в июне 1949 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | типа «Адмиралтейство». Лидер флотилии |
Смещение | 1801 длинная тонна (1830 т) |
Длина | 332 фута 6 дюймов (101,35 м) |
Луч | 31 футов 9 дюймов (9,68 м) |
Черновик | 12 футов 6 дюймов (3,81 м) |
Установленная мощность | 40 000 л.с. (30 000 кВт) |
Движение |
|
Скорость | 36,5 узлов |
Вооружение |
|
HMS Mackay — корабль адмиралтейского типа , иногда известный как класс «Скотт» , лидер флотилии Британского Королевского флота . Mackay был построен компанией Cammell Laird во время Первой мировой войны , но был завершен слишком поздно для эксплуатации и введен в эксплуатацию в 1919 году.
Маккей принимал участие в британской кампании на Балтике во время Гражданской войны в России и все еще находился на службе в начале Второй мировой войны . Корабль принимал участие в эвакуации из Дюнкерка в 1940 году и в высадке в Нормандии в 1944 году, проведя большую часть оставшейся части войны, действуя на восточном побережье Великобритании. Mackay был списан в июне 1949 года.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]HMS Mackay был одним из пяти командиров флотилии типа «Адмиралтейство», заказанных у Каммелла Лэрда в апреле 1917 года. [ 1 ] [ а ] Тип Адмиралтейства, [ 2 ] или класс Скотта , [ 1 ] были разработаны для удовлетворения требований адмирала сэра Джона Джеллико , командующего Великим флотом , о большом, быстром и тяжеловооруженном лидере, который мог бы соответствовать и превосходить, по слухам, большие немецкие эсминцы. [ 3 ]

Корабль имел длину 320 футов 0 дюймов (97,54 м) между перпендикулярами длину 332 фута 5 дюймов (101,32 м) и общую . [ 4 ] с шириной 31 фут 9 дюймов (9,68 м) и осадкой 12 футов 6 дюймов (3,81 м). [ 1 ] Проектное водоизмещение составляло 1580 длинных тонн (1610 т) в нормальном режиме и 2050 длинных тонн (2080 т) при полной загрузке. [ 4 ] Судовое оборудование состояло из четырех котлов Ярроу , которые подавали пар с плотностью 250 фунтов на квадратный дюйм (1700 кПа) к двум комплектам Парсонса с одноступенчатым редуктором паровых турбин и мощностью на валу 40 000 лошадиных сил (30 000 кВт). Это давало расчетную скорость света 36,5 узлов (67,6 км/ч; 42,0 миль в час), что соответствовало примерно 32 узлам (59 км/ч; 37 миль в час) при полной нагрузке. [ 5 ] Можно было перевозить до 504 тонн нефтяного топлива, что обеспечивало дальность полета 5000 морских миль (9300 км; 5800 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час). [ 6 ]
Основное артиллерийское вооружение класса состояло из пяти орудий BL Mark I калибра 4,7 дюйма (120 мм) 45 мм . [ б ] на креплениях CP VI с возможностью подъема до 30 градусов, [ 7 ] Расположены двумя суперстрелковыми парами в носовой и кормовой части надстройки , остальные орудия расположены на платформе между трубами . [ 1 ] Зенитное вооружение состояло из одной 3-дюймовой (76-мм) пушки на платформе за задней трубой и пары одиночных двухфунтовых (40-мм) автопушек с помпонами для ближней защиты на одиночных установках. Торпедное вооружение состояло из двух тройных установок для 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппаратов между 3-дюймовой зенитной пушкой и задней парой 4,7-дюймовых орудий. [ 8 ]
Mackay был заложен под названием Calverhouse на верфи Лэрда в Биркенхеде 5 марта 1918 года. [ 9 ] [ 10 ] Корабль был переименован в Маккей (по имени шотландского клана [ 11 ] ) 18 декабря 1918 г., [ 12 ] и был запущен 21 декабря того же года. Вступил в строй в июне 1919 года. [ 9 ] [ 10 ]
Модификации
[ редактировать ]Хотя у Маккея между войнами были лишь ограниченные модификации, [ 13 ] Первым изменением во время Второй мировой войны стала замена 4,7-дюймовой пушки на миделе корабля двумя 2-фунтовыми (40-мм) автопушками «пом-пом» с укороченной кормовой воронкой для улучшения поля огня 3-дюймовой противотанковой пушки. -авиационная пушка. [ 13 ] [ 14 ] В 1941 году [ 13 ] или 1942 год, [ 15 ] 3-дюймовая зенитная пушка была перенесена на корму в положение Х, а две 20-мм автопушки Oerlikon . на крыльях мостика корабля были установлены [ 13 ] Оба комплекта торпедных аппаратов были сохранены, а корабль был приспособлен для запуска 10-глубинных бомб. [ 15 ] Радар Тип 271 был установлен над мостиком корабля, заменяя малоугольную наводку и связанный с ним дальномер, а радар Тип 291 был установлен на вершине мачты корабля. [ 13 ] В 1943 году спаренная 6-фунтовая пушка (57 мм) заменила 4,7-дюймовую пушку на позиции А для использования против немецких электронных лодок . [ 16 ] [ с ]
Услуга
[ редактировать ]1919–1939
[ редактировать ]Маккей присоединился к 3-й флотилии эсминцев Атлантического флота в 1919 году. [ 18 ] базируется в Росайте . [ 19 ] В сентябре 1919 года она была направлена на Балтику в рамках британской кампании на Балтике во время Гражданской войны в России , поддерживая наступление эстонских войск на Петроград (ныне Санкт-Петербург ) и принимая участие в бомбардировке удерживаемой большевиками Красной. Форт Горка вместе с монитором «Эреб» , крейсерами «Дели» и «Данедин» , лидерами «Шекспир» и «Спенсер» и четырьмя эсминцами 27 октября. Несмотря на поддержку Королевского флота, эстонское нападение провалилось. [ 20 ] Маккей вернулся в британские воды в конце ноября того же года. [ 12 ]
С апреля по июнь 1921 года Маккей находился в доке Пембрук в ответ на промышленные волнения в Южном Уэльсе. Корабль был переоборудован на верфи Чатема с июля по август того же года. [ 12 ] В 1921 году силы эсминцев Атлантического флота были реорганизованы в шесть меньших флотилий, которыми было легче управлять, чем более ранние, более крупные флотилии, а Маккей стал лидером 4-й флотилии эсминцев . к концу 1921 года [ 21 ] В январе 1923 года «Маккей» находился в ремонте в Чатеме, а затем был снова введен в строй в составе 4-й флотилии для развертывания в Дарданеллах . Она была повреждена, когда покидала заправочную станцию в Чатеме 7 февраля, в результате чего ее отъезд был отложен до 23 февраля. Маккей действовал в Дарданеллах и восточном Средиземноморье с марта по август 1923 года, а затем вернулся в Чатем для очередного ремонта. [ 22 ] В декабре 1923 года Маккей был переведен в 9-ю флотилию эсминцев. [ 22 ] базируется в Росайте с сокращенным экипажем, [ 23 ] [ 24 ] где она служила до ноября 1925 года. [ 22 ]
В июне 1927 года Маккей вновь вступил в строй в качестве лидера 5-й флотилии эсминцев , заменив Уоллеса , у которого ремонтировались турбины. Маккей покинул 5-ю флотилию в ноябре 1927 года и поступил на ремонт на верфи Ширнесс , который продолжался до апреля 1928 года, а затем ушёл в резерв. В июне 1929 года Маккей вернулся на действительную службу, вновь вступив в строй в Девонпорте для службы в 1-й флотилии эсминцев в Средиземном море. [ 22 ] В 1933 году было предложено передать «Маккея» в Королевский флот Австралии для замены «Анзака» , но в итоге «Стюарта» . вместо него перевели [ 25 ] [ 26 ]
Маккей покинул Средиземное море и направился в британские воды в марте 1933 года, присоединившись к 2-й флотилии подводных лодок, базирующейся в Девонпорте, в апреле 1933 года. [ 22 ] [ 27 ] 8 октября 1933 года на подводной лодке L26 произошел взрыв батареи в гавани Кэмпбелтауна , в результате чего двое членов экипажа подводной лодки погибли и четырнадцать человек были серьезно ранены, а ее корпус получил пробоины. [ 28 ] Маккей посещал поврежденную подводную лодку с 8 по 11 октября. [ 22 ] Маккей оставался во 2-й флотилии подводных лодок до сентября 1935 года, когда в результате Абиссинского кризиса она присоединилась к 1-й флотилии эсминцев, базировавшейся на Мальте . Она служила в составе 1-й флотилии до конца марта 1936 года, когда вернулась в британские воды и снова ушла в резерв в Девонпорте. [ 22 ] 25 июля 1938 года «Маккей» вновь вступил в строй, снова присоединившись к 2-й флотилии подводных лодок. Мюнхенского кризиса Во время Маккей ненадолго (с 27 сентября по 10 октября 1938 года) действовал в составе 12-й флотилии эсминцев, а затем вернулся во 2-ю флотилию подводных лодок. [ 22 ] [ 29 ] Маккей оставался в составе 2-й флотилии подводных лодок в августе 1939 года, накануне начала Второй мировой войны . [ 30 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]После начала Второй мировой войны Маккей присоединился к 11-й флотилии эсминцев , входящей в состав Командования западных подходов . [ 22 ] Первоначально базировался в Девонпорте, а затем действовал за пределами Ливерпуля, выполняя обязанности противолодочного патрулирования и сопровождения конвоев в качестве командира флотилии. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] 15 сентября немецкая подводная лодка U-53 торпедировала танкер «Шайенн» , вынудив экипаж «Шайенна » покинуть корабль. [ д ] Шайенн остался на плаву, и Маккей прервал U-53 потопить попытки Шайенн артиллерийским огнем, отогнав подводную лодку, но Шайенн затопил ее не удалось спасти, и Маккей . [ 35 ] [ 34 ] 9 декабря 1939 года Маккей входил в состав эскорта конвоя OB 48, когда танкер « Сан-Альберто» был торпедирован немецкой подводной лодкой U-48 . Сан-Альберто раскололся на две части, и хотя носовая часть быстро затонула, кормовая часть оставалась на плаву до тех пор, пока ухудшение погоды не привело к попыткам спасти ее, которые были оставлены 11 декабря, когда Маккей затопил затонувший корабль и забрал выживших из Сан-Альберто обратно в Плимут. [ 36 ] [ 37 ] 17 января 1940 года Маккей , входивший в состав эскорта Конвоя OB 74, спас экипаж торгового судна «Кэрнросс» , затонувшего на мине недалеко от Ливерпуля . [ 38 ] [ 39 ]
26 мая 1940 года началась операция «Динамо» — эвакуация британских и союзных войск из Дюнкерка и близлежащих пляжей. [ 40 ] Маккею было приказано явиться для эвакуации 27 мая и он прибыл в Дувр рано утром 28 мая. [ 41 ] 28 мая Маккей собрал 581 военнослужащего. [ 42 ] но при подходе к пляжам для второго захода сразу после полуночи в ночь с 28 на 29 мая сел на мель у Зейдкута . Его сняли с мели, но эвакуационный рейс был прекращен, в результате чего возникшие повреждения потребовали ремонта в Ширнессе с 3 по 5 июня. [ 43 ] [ 22 ] После завершения этого ремонта «Маккей» был дислоцирован в западной части Ла-Манша и принял участие в операции «Воздушная» — эвакуации британских войск из портов на западе Франции. Маккей принимала участие в эвакуации из Бреста 16–17 июня, где помогала контролировать движение эвакуационных судов и переправляла людей с берега на эвакуационные корабли. [ 44 ] из Ла Паллиса 20 июня, [ 45 ] и сопровождали корабли, осуществлявшие окончательную эвакуацию из Сен-Жан-де-Люз , на крайнем юго-западе Франции, 24 июня. [ 46 ] [ 47 ]
Маккей продолжал работать в составе 11-й флотилии до октября 1940 года, когда она прошла период переоборудования и ремонта в Девонпорте с заменой котлов. По завершении этого ремонта, в апреле 1941 года, Маккей присоединился к 16-й флотилии эсминцев, базировавшейся в Харвиче . [ 22 ] в основном работает в Северном море , в его обязанности входит сопровождение конвоев у восточного побережья Великобритании. [ 13 ] 12 февраля 1942 года «Маккей » вместе с «Уитшедом » , «Уолполом» , «Вустером» из 16-й флотилии и «Кэмпбеллом» и «Вивасиусом» из 21-й флотилии эсминцев проводил учения у Харвича, когда шести кораблям было приказано перехватить немецкие линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также тяжелые тяжелые корабли. крейсер «Принц Ойген» , направлявшийся вверх по Ла-Маншу из Франция в сторону Германии в так называемом Ла-Манше . Уолпол повернул назад из-за механических проблем, прежде чем оставшиеся корабли столкнулись с немецкими войсками у устья Шельды . Британские корабли попали под шквальный огонь немцев при попытке торпедной атаки, при этом Вустер был поражен и серьезно поврежден немецкими снарядами. Все пять британских кораблей выпустили торпеды по немецким кораблям на расстоянии 4000–2400 ярдов (3700–2200 м), при этом Маккей выпустила торпеды с расстояния 4000 ярдов, но все торпеды промахнулись. [ 48 ] [ 49 ]
29 августа 1942 года Маккей был временно направлен в состав Флота метрополии для поддержки арктического конвоя PQ 18 на север России и обратного конвоя QP 14 . Маккей входил в состав сил дальнего прикрытия (во главе с линкорами «Энсон» и «Дюк оф Йорк» ) для PQ 18 и QP 14, а затем вернулся в Харвич 27 сентября 1942 года. [ 50 ] [ 51 ] 21 декабря Маккей снова был отправлен для проведения операций по проверке вместе с Флотом Метрополии, чтобы прикрыть более современные эсминцы, которые были развернуты в других местах. Маккей вернулся в Харвич 26 декабря. [ 50 ]
В ночь с 7 на 8 марта 1943 года «Маккей» вместе с моторными артиллерийскими катерами MGB 20 , MGB 17 и MGB 21 отразил атаку немецких электронных катеров возле затонувшего маяка «Санк» в устье Темзы . Две E-лодки, S114 и S119, столкнулись, а затем S119 был потоплен MGB 20 . [ 22 ] [ 52 ] В ночь с 24 на 25 октября 1943 года 32 немецких электронных катера попытались атаковать конвой FN 1160 у Кромера . Эсминец «Питчли» выступал в качестве непосредственного эскорта конвоя, а «Маккей» и эсминцы «Кэмпбелл» , «Эглинтон» и «Вустер» вместе с четырьмя МТБ, восемью МГБ и четырьмя моторными катерами патрулировали маршрут конвоя. [ 53 ] [ 54 ] Британским силам удалось отбить немецкие атаки: Маккей протаранил и потопил одну электронную лодку S63 , а вторую ( S88 ) потопили MGB 603 и MGB 607 , в то время как военно-морской траулер William Stephen , оторвавшийся от конвоя, был торпедирован и потоплен S74 . [ 22 ] [ 53 ] В ночь с 5 на 6 января 1944 года Маккей сопровождал конвой WP 457, курсировавший между Бристольским каналом и Портсмутом , когда он подвергся нападению семи немецких катеров. Плохая погода нарушила запланированное воздушное прикрытие конвоя, и электрокатера сумели потопить три торговых судна и военно-морской траулер «Уолласи» без потерь для себя. [ 22 ] [ 55 ] [ 56 ]
В июне 1944 года Маккей был задействован для поддержки высадки в Нормандии , сопровождая конвои на пляжи с 7 июня. [ 57 ] Она продолжала сопровождать конвои, сопровождавшие вторжение, до июля, когда вернулась на восточное побережье. [ 22 ] После капитуляции Германии 8 мая Маккей участвовал в освобождении Норвегии, сопровождая вместе с вице-королем девять тральщиков в Тронхейм , прибыв туда 17 мая и посетив Берген 9 июня. [ 22 ]
Утилизация
[ редактировать ]Mackay был передан BISCO компании Metal Industries, Limited для утилизации 18 февраля 1947 года и сдан на слом на их разборочной площадке в Чарлстауне с июня 1949 года. [ 22 ]
Номера вымпела
[ редактировать ]Номер вымпела [ 58 ] | От | К |
---|---|---|
FA6 | июнь 1919 г. | |
Д70 | 1919 | 1940 |
I70 | 1940 | 1947 |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Остальные четыре корабля были Монтроуз , Малкольм , Кэмпбелл и Стюарт . еще три корабля класса «Скотт» , «Брюс» и «Дуглас» . Ранее были заказаны [ 1 ]
- ^ В британской практике BL (загрузка с казенной части) указывает на использование отдельного заряда в мешке.
- ↑ Похоже, что к октябрю 1943 года Маккей был оснащен сдвоенными шестифунтовыми орудиями, поскольку в «Лондонской газете» упоминается, что Маккей вступил в бой с электролодками с 6-фунтовыми орудиями в ночь с 24 на 25 октября. [ 17 ]
- ^ Экипаж Шайенна « был подобран норвежским торговым судном Ида Бакке» . [ 34 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Гардинер и Грей, 1985 , с. 83.
- ^ Мэннинг 1961 , с. 130
- ^ Фридман 2009 , стр. 166, 281, сн. 37
- ^ Jump up to: а б Фридман 2009 , с. 298
- ^ Лентон 1970 , с. 43
- ^ Престон 1971 , с. 101
- ^ Престон 1971 , стр. 99, 101.
- ^ Фридман 2009 , стр. 166–167, 298.
- ^ Jump up to: а б Фридман 2009 , с. 314
- ^ Jump up to: а б Английский 2019 , с. 23
- ^ Мэннинг и Уокер 1959 , с. 281
- ^ Jump up to: а б с Английский 2019 , с. 27
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уитли 2000 , с. 86
- ^ Фридман 2009 , с. 242
- ^ Jump up to: а б Фридман 2009 , с. 252
- ^ Фридман 2009 , стр. 254, 286–287, сн. 27.
- ^ «№38432» . Лондонская газета (Приложение). 15 октября 1948 г. с. 5502.
- ^ «I.–Атлантический флот: Эсминцы» . Список ВМФ . Сентябрь 1919 г. с. 702 . Проверено 4 марта 2020 г. - из Национальной библиотеки Шотландии.
- ^ Престон 1971 , с. 35
- ^ Беннетт 2002 , стр. 180–181, 182–184.
- ^ Престон 1971 , стр. 35–36.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Английский 2019 , с. 28
- ^ Мэннинг 1961 , с. 28
- ^ Престон 1971 , с. 36
- ^ «Пять эсминцев RN: HMS Mackay, командир флотилии» . Аделаидская хроника . 23 марта 1923 г. с. 46 . Проверено 5 марта 2020 г. - через Trove.
- ^ Лайонс, Джозеф Алоизиус (25 мая 1933 г.). «Австралийская флотилия эсминцев» . Парламентские дебаты (Хансард) . Содружество Австралии: Палата представителей . Проверено 5 марта 2020 г.
- ^ «Взрыв на подводной лодке» . Калгурли Майнер . Калгурли, Западная Австралия. 10 октября 1933 г. с. 5 . Проверено 5 марта 2020 г. - через Trove.
- ^ «Я.–Флот метрополии» . Список ВМФ . Февраль 1939 г. с. 200 . Проверено 6 марта 2020 г. - из Национальной библиотеки Шотландии.
- ^ «Я.–Флот метрополии» . Список ВМФ . Сентябрь 1939 г. с. 241 . Проверено 6 марта 2020 г. - из Национальной библиотеки Шотландии.
- ^ Кинделл, Дон (9 апреля 2012 г.). «Корабли Королевского флота, сентябрь 1939 года» . Британские и другие военно-морские силы во Второй мировой войне: день за днем . Naval-History.net . Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ Кинделл, Дон (7 апреля 2012 г.). «Корабли Королевского флота, военно-морские события, апрель 1940 года (Часть 1 из 4): понедельник, 1 – воскресенье, 7» . Британские и другие военно-морские силы во Второй мировой войне: день за днем . Naval-History.net . Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Хельгасон, Гудмундур. «Шайенн: британский моторный танкер» . uboat.net . Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ Кинделл, Дон (7 апреля 2012 г.). «Морские события сентября 1939 года (Часть 2 из 2): пятница, 15-е — суббота, 30-е» . Британские и другие военно-морские силы во Второй мировой войне: день за днем . Naval-History.net . Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Сан-Альберто: британский моторный танкер» . uboat.net . Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ Кинделл, Дон (7 апреля 2012 г.). «Морские события декабря 1939 года (Часть 1 из 2): пятница, 1-е — четверг, 14-е» . Британские и другие военно-морские силы во Второй мировой войне: день за днем . Naval-History.net . Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Кэрнросс: британский торговец Steam» . uboat.net . Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ Кинделл, Дон (7 апреля 2012 г.). «Морские события января 1940 года (Часть 2 из 2): вторник, 16 числа — среда, 31 числа» . Британские и другие военно-морские силы во Второй мировой войне: день за днем . Naval-History.net . Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ Винзер 1999 , с. 13
- ^ Кинделл, Дон (7 апреля 2012 г.). «Морские события мая 1940 года (Часть 4 из 4): среда, 22 — пятница, 31» . Британские и другие военно-морские силы во Второй мировой войне: день за днем . Naval-History.net . Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ Винзер 1999 , стр. 92.
- ^ Винзер 1999 , с. 17
- ^ Винзер 1999 , стр. 43–44
- ^ Винзер 1999 , с. 46
- ^ Кинделл, Дон (7 апреля 2012 г.). «Морские события июня 1940 года (Часть 4 из 4): суббота 22-го — воскресенье 30-го» . Британские и другие военно-морские силы во Второй мировой войне: день за днем . Naval-History.net . Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ Винзер 1999 , с. 54
- ^ Барнетт 2000 , стр. 447–452.
- ^ Роскилл 1956 , с. 157
- ^ Jump up to: а б «Командование эсминцами флота метрополии - апрель-декабрь 1942 г.» . Адмиралтейские дневники Второй мировой войны - ADM 199/427 . Naval-history.net . Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ Рюгг и Гаага 1993 , стр. 43, 45.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 198
- ^ Jump up to: а б Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 242
- ^ «№38432» . Лондонская газета (Приложение). 15 октября 1948 г. с. 5500.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 254
- ^ Роскилл 1960 , с. 293
- ^ Винзер 1994 , с. 106
- ^ Английский 2019 , с. 135
Ссылки
[ редактировать ]- Барнетт, Коррелли (2000). Вступайте в бой с врагом более тесно: Королевский флот во Второй мировой войне . Классический пингвин. ISBN 0-141-39008-5 .
- Беннетт, Джеффри (2002). Освобождение Балтики . Эдинбург: Берлин. ISBN 1-84341-001-Х .
- «Действия береговых войск» . Лондонская газета (Приложение). № 38432. 18 октября 1948 г.
- Диттмар, Ф.Дж.; Колледж, Джей-Джей (1972). Британские военные корабли 1914–1919 гг . Шеппертон, Великобритания: Ян Аллан. ISBN 0-7110-0380-7 .
- Фридман, Норман (2009). Британские эсминцы: от первых дней до Второй мировой войны . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-049-9 .
- Инглиш, Джон (2019). Эсминцы Великого флота: Часть I: Лидеры флотилий и эсминцы класса «V/W» . Виндзор, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN 978-0-9650769-8-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: игнорируются ошибки ISBN ( ссылка ) - Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-245-5 .
- Лентон, ХТ (1970). Британский флот и эсминцы эскорта: Том первый . Лондон: ISBN Macdonald & Co. 0-356-02950-6 .
- Мэннинг, Т.Д. (1961). Британский эсминец . Лондон: Патнэм.
- Мэннинг, Т.Д.; Уокер, CF (1959). Названия британских военных кораблей . Лондон: Патнэм.
- Престон, Энтони (1971). Эсминцы класса V&W, 1917–1945 гг . Лондон: Макдональд. OCLC 464542895 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN 1-85367-117-7 .
- Роскилл, Стивен (1956). Война на море 1939–1945: Том II: Период равновесия . История Второй мировой войны: Военная серия Соединенного Королевства. Лондон: HMSO . Проверено 1 марта 2020 г. - через Hyperwar.
- Роскилл, Стивен (1960). Война на море 1939–1945: Том III: Наступление: Часть I. История Второй мировой войны: Военная серия Соединенного Королевства. Лондон: HMSO.
- Рюгг, Боб; Гаага, Арнольд (1993). Конвои в Россию: 1941–1945 гг . Кендал, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-66-5 .
- Уитли, MJ (2000). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: ISBN Cassell & Co. 1-85409-521-8 .
- Уинзер, Джон де С. (1999). BEF осуществляет поставки до, в и после Дюнкерка . Грейвсенд, Кент, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-91-6 .
- Уинзер, Джон де С. (1994). Корабли дня Д: Нептун: величайшая десантная операция в истории . Кендал, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-75-4 .