HMS Уоллес (1918)
HMS Уоллес в 1942 году.
| |
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | HMS Уоллес |
Заказал | апрель 1917 г. |
Строитель | Джон И. Торникрофт и компания |
Заложен | 15 августа 1917 г. |
Запущен | 26 октября 1918 г. |
Введен в эксплуатацию | 14 февраля 1919 г. |
Судьба | Списан, конец 1945 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | типа Торникрофт Лидер эсминца |
Смещение |
|
Длина | |
Луч | 31 футов 6 дюймов (9,60 м) |
Черновик | 12 футов 3 дюйма (3,73 м) |
Установленная мощность | 40 000 л.с. (30 000 кВт) |
Движение |
|
Скорость | 36,5 узлов (42,0 миль в час; 67,6 км / ч) |
Емкость | 500 коротких тонн (450 т) мазута |
Дополнить | 164 |
Вооружение |
|
HMS Wallace — типа «Торникрофт» лидер флотилии Британского Королевского флота . Построенный Дж. И. Торникрофтом во время Первой мировой войны , «Уоллес» был спущен на воду 26 октября 1918 года и завершен в феврале 1919 года, после окончания войны.
В период между войнами Уоллес служил в основном на Атлантическом флоте , хотя в 1919 году он был отправлен на Балтику в рамках британской кампании на Балтике во время Гражданской войны в России и в Восточное Средиземноморье во время Чанакского кризиса в 1922–23 годах.
В 1938–1939 годах корабль был переоборудован в скоростной эскорт, при этом существующее вооружение было снято и заменено более современным зенитным и противокорабельным вооружением. Во время войны Второй мировой Уоллес в основном использовался для сопровождения конвоев на восточном побережье Великобритании, хотя эти обязанности были прерваны для участия в операции «Хаски» — англо-американском вторжении на Сицилию в 1943 году. Уоллес был переведен в резерв в 1945 году. прежде чем быть списанным позже в том же году.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Тип Торникрофта [ 1 ] или Шекспира класс [ 2 ] [ 3 ] лидеры были похожи на современных адмиралтейцев (также известных как класс Скотта ). [ 4 ] [ 5 ] были разработаны для удовлетворения требований адмирала сэра Джона Джеллико , командующего Великим флотом , о большом, быстром и тяжеловооруженном лидере флотилии, который мог бы соответствовать и превосходить, по слухам, большие немецкие эсминцы. [ 6 ]
длину 329 футов 1 дюйм (100,30 м) Корабли имели общую , 325 футов 3 дюйма (99,14 м) по ватерлинии и 318 футов 3 дюйма (97,00 м) между перпендикулярами . [ 7 ] с шириной 31 фут 6 дюймов (9,60 м) и осадкой 12 футов 6 дюймов (3,81 м). [ 2 ] Проектное водоизмещение составляло 1530 длинных тонн (1550 т) в нормальном режиме и 1900 длинных тонн (1900 т) при полной загрузке. [ 7 ] [ номер 1 ] Судовое оборудование состояло из четырех котлов Ярроу Брауна-Кертиса с одноступенчатым редуктором , которые подавали пар с плотностью 250 фунтов на квадратный дюйм (1700 кПа) к двум комплектам паровых турбин и мощностью на валу 40 000 лошадиных сил (30 000 кВт). Это дало расчетную скорость света 36,5 узлов (42,0 миль в час; 67,6 км/ч), что соответствовало примерно 32,5 узлов (37,4 миль в час; 60,2 км/ч) при полной нагрузке. [ 8 ] [ 9 ] она достигла скорости 37,72 узлов (43,41 миль в час; 69,86 км/ч) Во время ходовых испытаний . [ 10 ] Можно было перевозить до 500 тонн нефтяного топлива, что обеспечивало дальность полета 5000 морских миль (9300 км; 5800 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час). [ 8 ] [ 9 ]
Основное артиллерийское вооружение класса состояло из пяти орудий BL Mark I калибра 4,7 дюйма (120 мм) 45 мм . [ номер 2 ] на креплениях CP VI с возможностью подъема до 30 градусов, [ 9 ] Расположены двумя суперстрелковыми парами в носовой и кормовой частях надстройки , остальные орудия расположены на платформе между трубами . [ 5 ] Зенитное вооружение состояло из одной 3-дюймовой (76-мм) пушки на платформе за задней трубой. Торпедное вооружение состояло из двух тройных установок для 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппаратов между 3-дюймовой зенитной пушкой и задней парой 4,7-дюймовых орудий. четыре глубинные бомбы . Были установлены [ 11 ]
Уоллес , названный в честь Уильяма Уоллеса , [ 12 ] был заказан в апреле 1917 года вслед за двумя кораблями ( «Шекспир» и «Спенсер» ), заказанными в апреле 1916 года. Еще четыре были заказаны в апреле 1918 года. Уоллес был заложен на верфи Торникрофта в Вулстоне, Хэмпшир , 15 августа 1917 года, спущен на воду 26 октября. 1918 г. и вступил в строй 14 февраля 1919 г. [ 13 ]
Конверсия и последующие модификации
[ редактировать ]В 1936 году Адмиралтейство признало, что Королевский флот испытывает нехватку кораблей сопровождения с хорошим зенитным вооружением, пригодных для действий вдоль восточного побережья Великобритании. Помимо строительства нового класса эскортных эсминцев, предназначенных для этой роли ( эскортные эсминцы класса «Хант» ), было решено переоборудовать ряд старых эсминцев классов V и W , ныне устаревших как эсминцы флота, для выполнения аналогичная роль: такой же пожилой, но более крупный Уоллес претерпевает такое же обращение. Эта программа стала известна как преобразования «Wair». Переоборудование предусматривало снятие с корабля вооружения и замену его совершенно новым зенитным и противолодочным вооружением. Две спаренные 4-дюймовые корабельные зенитные установки QF Mk XVI были оснащены современной системой управления огнем , установленной на вершине нового закрытого стального моста, который заменил старую носовую надстройку, для управления огнем. Больший размер «Уоллеса» по сравнению с эсминцами классов V и W позволял учетверить «помпон» 2-фунтовая (40 мм) зенитная установка ближнего действия для установки прямо в кормовой части, специально для модификации «Wair». Расположение этой установки, прикрывавшей кормовую часть корабля, где была более вероятна воздушная атака, было более эффективным, чем расположение на миделе корабля, используемое более современными эсминцами флота, где надстройка корабля маскировала кормовое поле огня. Зенитное вооружение дополнялось двумя счетверенными пулеметными установками Vickers .50 в миделе корабля, где ранее устанавливались торпедные аппараты, причем носовая установка располагалась по левому борту, а кормовая - по правому борту. современный гидролокатор и сравнительно мощный глубинный бомбовый комплекс из 30 глубинных бомб Противолодочное оборудование корабля составляли . Торпедные аппараты не устанавливались. [ 14 ] [ 8 ] [ 15 ] [ 16 ] Экипаж корабля увеличился до 187 офицеров и солдат. [ 17 ]
Уоллес подвергся переоборудованию «Вэйр» на верфи Девонпорта в период с сентября 1938 по июнь 1939 года. [ 18 ] К концу 1942 года зенитное вооружение ближнего боя было усилено за счет добавления двух 20-мм пушек Oerlikon , при этом радар надводного поиска Тип 272 был установлен на короткой решетчатой башне в кормовой части, а радар воздушного предупреждения Тип 291 был установлен наверху. фок-мачты, а на наводчике зенитной установки был установлен радар управления артиллерийским вооружением Тип 285. [ 19 ] Счетверенные пулеметы калибра .50 позже (к середине 1944 года) были заменены двумя одиночными 2-фунтовыми помпонами, а также были добавлены еще две одиночные 20-мм пушки Oerlikon. [ 16 ]
Услуга
[ редактировать ]Между войнами
[ редактировать ]После испытаний Уоллес присоединился к 1-й флотилии эсминцев в качестве лидера и флагмана капитана флотилии (D) . [ 18 ] [ 20 ] В конце мая 1919 года Уоллес возглавил 1-ю флотилию, когда она была развернута в Балтийском море в рамках британских операций на Балтике во время Гражданской войны в России . [ 21 ] [ 22 ] 31 мая 1919 года «Уоллес» стоял у Сескара в Финском заливе вместе с крейсерами «Клеопатра» , «Дракон» и «Галатея» , а также эсминцами «Вояджер» , «Ванесса» , «Вринек» , «Версатайл» и «Вивасиус» , когда эсминец «Уокер» , патрулировавший у окраины Российское оборонительное минное поле подверглось атаке российского эсминца «Азард» при поддержке линкора «Петропавловск» . Британские войска выступили на поддержку Уокера , в который дважды попали снаряды из Петропавловска , но русские отошли за минное поле, прежде чем мог произойти более общий бой. [ 23 ] [ 24 ] 1-я флотилия была освобождена от обязанностей на Балтике 2-й флотилией эсминцев в августе 1919 года. [ 25 ] но Уоллес снова вернулся в ноябре с кораблями 1-й флотилии, [ 18 ] хотя люди на борту многих кораблей флотилии взбунтовались, узнав, что они должны вернуться на Балтику так скоро после службы там, дезертировав со своих кораблей, при этом экипажи флотилии были укомплектованы людьми с линкоров флота. [ 26 ] 1-я флотилия покинула Балтику в конце декабря 1919 года. [ 27 ]
Уоллес был отправлен в воды Ирландии в мае 1920 года, когда продолжалась ирландская война за независимость . [ 18 ] В 1921 году силы эсминцев Королевского флота были реорганизованы: меньшие флотилии из восьми эсминцев и лидера заменили предыдущие большие флотилии, с которыми оказалось трудно справиться, а Уоллес остался лидером новой, меньшей 1-й флотилии эсминцев. [ 28 ] В сентябре 1922 года Чанакский кризис угрожал войной между Великобританией и Турцией, поскольку турецкие войска под командованием Мустафы Кемаля, казалось, могли продвинуться в оккупированный союзниками Константинополь и пересечь Босфор в Восточную Фракию . Силы Королевского флота в регионе были усилены из британских вод, поскольку вероятность войны стала более вероятной. [ 29 ] 1-я флотилия эсминцев, включая Уоллеса , была частью этих подкреплений и прибыла в Чанак (ныне Чанаккале ) 4 октября. [ 30 ] Дипломатические меры позволили избежать начала войны. [ 31 ] и Уоллес вернулся в британские воды к маю 1923 года. [ 18 ] Уоллес принял участие в смотре флота в Спитхеде Атлантического флота , проведенном лидерами Доминиона 3 ноября 1923 года. [ 32 ] Уоллес был переоборудован в Портсмуте с июня по ноябрь 1924 года. [ 18 ]
В мае 1925 года 1-я флотилия эсминцев была переименована в 5-ю флотилию эсминцев , при этом Уоллес остался лидером новой флотилии. [ 33 ] [ 34 ] Уоллес продолжал служить в 5-й флотилии до июля 1934 года, прерываясь ремонтами в июне – ноябре 1926 года (когда были отремонтированы ее высокоскоростные турбины) и с декабря 1931 года по июнь 1932 года (когда ее котлы были заменены). Затем Уоллес вошел в постоянный резерв в Портсмуте. [ 18 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Уоллес начала переоборудование в зенитный эскорт типа «Вайр» в сентябре 1938 года. [ 18 ] работы выполняются в комплексе с плановым капитальным ремонтом. [ 35 ] Она провела испытания 22 мая 1939 года и завершила переоборудование 14 июня того же года. [ 18 ] После ввода в строй он использовался для обучения добровольческого резерва Королевского флота в Ливерпуле , но угроза войны привела к приостановке этих обязанностей, и Уоллес прибыла на свою военную базу в Росайте . 31 августа 1939 года [ 18 ] Уоллес большую часть войны сопровождал конвои вдоль восточного побережья Великобритании. [ 16 ] 13 сентября 1939 года Уоллес столкнулся с торговым судном «Редрифф» у Лоустофта . «Уоллес» был сильно поврежден: под ватерлинией образовалась пробоина длиной 3 фута (0,91 м), и считалось, что он находится под угрозой затопления, а эсминец « Уондерер» помогал Уоллесу, пока его не доставили в Харвич . [ 36 ] [ 37 ] Уоллес находился в ремонте в Халле с 21 сентября по 22 октября того же года. [ 18 ] В ночь с 12 на 13 декабря немецкие эсминцы Hermann Künne , Friedrich Ihn , Erich Steinbrinck , Richard Beitzen и Bruno Heinemann поставили минное поле у устья Тайна . [ 38 ] 16 декабря пароход Эмбл» подорвался на мине на этом месторождении, и Уоллес спас 17 членов экипажа Эмбла « . [ 39 ]
27 февраля 1940 года французский пароход PLM 25 подорвался на двух минах на минном поле, заложенном маяком «Кромер Нолл» немецкими эсминцами « Бруно Хайнеманн» , «Вольфганг Ценкер» и «Эрих Кёлльнер» в ночь с 9 на 10 февраля. Уоллес спас выживших. [ 40 ] 1 марта Уоллес и военно-морской траулер «Мыс Аргона» спасли выживших с итальянского торгового судна «Мирелла» , торпедированного немецкой подводной лодкой U-20 , а на следующий день Уоллес и траулер «Стелла Карино» спасли выживших с парохода «Альбано» . который подорвался на мине. [ 41 ]
В июне – июле 1941 года «Уоллес» был переоборудован с установкой радара. [ 42 ] В мае 1942 года корабль был принят на вооружение Западного Лотиана во время Недели военных кораблей . [ 43 ] [ 44 ]
22 февраля 1942 года Уоллес был слегка поврежден при столкновении с торговым судном SS Fulham VI . [ 18 ] В ночь на 31 марта десять норвежских торговых судов, застрявших в шведских портах, вышли из Гетеборга в попытке бежать в Великобританию через Каттегат и Скагеррак , уклоняясь при этом от немецких войск. Уоллес был одним из шести эсминцев, отправленных на встречу с торговыми судами. Лишь два норвежских корабля сумели это сделать, однако танкеры BP Newton и Lind достигли Британии. Шесть кораблей были потоплены немцами или затоплены, чтобы избежать захвата немцами, а оставшиеся два корабля вернулись в Гетеборг. [ 18 ] [ 45 ] 16 мая 1942 года «Уоллес» был поврежден немецкими бомбардировщиками, и его пришлось отбуксировать в Ширнесс корветом «Гийемо» . Уоллес находился на ремонте в доках Ост-Индии в Лондоне до конца июля того же года. [ 18 ] В июне 1942 года принц Филипп, герцог Эдинбургский, был назначен младшим лейтенантом на эсминце, в то время как Уоллес участвовал в задачах по сопровождению конвоев на восточном побережье Великобритании. [ 46 ]
В июне 1943 года Уоллес был откомандирован из конвоя на восточном побережье для участия в операции «Хаски» — вторжении союзников на Сицилию . [ 46 ] Она сопровождала штурмовой конвой KMF 18, перевозивший первую канадскую дивизию из Боне в Алжире на пляжи для высадки «Барк-Вест» возле Пачино , и обеспечивала зенитное прикрытие высадки 10 июля. [ 18 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] В октябре принц Филипп стал первым лейтенантом Уоллеса . [ 44 ] а во время вторжения на Сицилию, в июле 1943 года, будучи заместителем командира Уоллеса , было зафиксировано, что корабль был спасен от атаки ночного бомбардировщика благодаря тому, что он разработал план спуска на воду плота с дымовыми поплавками, которые успешно отвлекли бомбардировщики, позволив корабль ускользнет незамеченным. [ 46 ]
После операции «Хаски» Уоллес вернулась к своим обязанностям по конвою на восточном побережье. [ 16 ] хотя у нее все чаще возникали механические проблемы. [ 18 ] 16 марта 1945 года «Уоллес» столкнулся с эсминцем «Фарндейл» и не был отремонтирован. [ 16 ] 12 апреля 1945 года он был помещен в резерв категории C, а затем продан на металлолом и был разобран компанией Clayton & Davie on the Tyne. [ 18 ]
Номера вымпела
[ редактировать ]Номер вымпела [ 50 ] | От | К |
---|---|---|
Д3А | февраль 1919 г. | ноябрь 1919 г. |
Д20 | ноябрь 1919 г. | 1939 |
Л64 | 1939 | 1945 |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Conway's указывает в легенде водоизмещение 1554 длинных тонны (1579 т) и водоизмещение при полной загрузке 2009 длинных тонн (2041 т), [ 2 ] в то время как Lenton дает нормальное водоизмещение 1480 длинных тонн (1500 т) и полное водоизмещение 2080 длинных тонн (2110 т). [ 8 ]
- ^ В британской практике BL (загрузка с казенной части) указывает на использование отдельного заряда в мешке.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мэннинг 1961 , с. 129
- ^ Перейти обратно: а б с Гардинер и Грей, 1985 , с. 82
- ^ Диттмар и Колледж 1972 , с. 71
- ^ Мэннинг 1961 , с. 130
- ^ Перейти обратно: а б Гардинер и Грей, 1985 , с. 83
- ^ Фридман 2009 , стр. 166, 281, сн. 37
- ^ Перейти обратно: а б Фридман 2009 , с. 298
- ^ Перейти обратно: а б с д Лентон 1970 , с. 39
- ^ Перейти обратно: а б с Престон 1971 , с. 99
- ^ Паркс 1931 , с. 60
- ^ Фридман 2009 , стр. 166–167, 298.
- ^ Мэннинг и Уокер 1959 , с. 479
- ^ Английский 2019 , с. 34
- ^ Фридман 2009 , стр. 230–234.
- ^ Престон 1971 , с. 58
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уитли 2000 , с. 85
- ^ Престон 1971 , с. 114
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Английский 2019 , с. 40
- ^ Фридман 2009 , с. 233
- ^ «Дополнение к списку ВМФ с указанием организации флота, командования флагманов и т. д.: I. – Большой флот: эсминцы» . Список ВМФ . Март 1919 г. с. 11 . Проверено 8 апреля 2020 г. - из Национальной библиотеки Шотландии.
- ^ Беннетт 2002 , с. 112
- ^ Престон 1971 , с. 31
- ^ Беннетт 2002 , с. 116
- ^ «№31856» . Лондонская газета . 6 апреля 1920 г. с. 4231.
- ^ Беннетт 2002 , с. 149
- ^ Беннетт 2002 , стр. 198–199.
- ^ Беннетт 2002 , с. 215
- ^ Престон 1971 , стр. 35–36.
- ^ Роскилл 2016 , стр. 196–198.
- ^ Халперн 2011 , стр. 400–401.
- ^ Роскилл 2016 , стр. 199–201.
- ^ «Пятнадцать миль военных кораблей: Атлантический флот в Спитхеде» . Вестник . Мельбурн. 29 декабря 1923 г. с. 10 . Проверено 17 апреля 2020 г. - через Trove.
- ^ Престон 1971 , стр. 45–46.
- ^ Уотсон, Грэм (2 сентября 2015 г.). «Между войнами: организация Королевского флота и дислокация кораблей 1919–1939» . Naval-history.net . Проверено 17 апреля 2020 г.
- ^ Фридман 2009 , с. 231
- ^ Английский 2019 , стр. 40, 118.
- ^ Кинделл, Дон (7 апреля 2012 г.). «Морские события, сентябрь 1939 года (Часть 1 из 2): пятница, 1-е — четверг, 14-е» . Британские и другие военно-морские силы во Второй мировой войне: день за днем . Naval-history.net . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 9
- ^ Кинделл, Дон (7 апреля 2012 г.). «Морские события, декабрь 1939 года (Часть 1 из 2): пятница, 1-е — четверг, 14-е» . Британские и другие военно-морские силы во Второй мировой войне: день за днем . Naval-history.net . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ Кинделл, Дон (7 апреля 2012 г.). «Морские события, февраль 1940 года (Часть 1 из 2): четверг, 1-е — среда, 14-е» . Британские и другие военно-морские силы во Второй мировой войне: день за днем . Naval-history.net . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ Кинделл, Дон (7 апреля 2012 г.). «Морские события, март 1940 года (Часть 1 из 2): пятница, 1 — четверг, 14» . Британские и другие военно-морские силы во Второй мировой войне: день за днем . Naval-history.net . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ «HMS Уоллес» . Ассоциация разрушителей V&W . Проверено 11 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Западный Лотиан отдает дань уважения герцогу Эдинбургскому после его смерти в возрасте 99 лет» . Ежедневная запись . 12 апреля 2021 г. Проверено 11 июля 2021 г.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 133
- ^ Перейти обратно: а б с Смит, Дэвид (28 декабря 2003 г.). «Военный героизм принца Филиппа стал известен спустя 60 лет» . Хранитель . Лондон . Проверено 12 октября 2008 г.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 222
- ^ Винзер 2002 , с. 94
- ^ Роскилл 1960 , стр. 115, 123, 132.
- ^ Английский 2019 , с. 135
Ссылки
[ редактировать ]- Беннетт, Джеффри (2002). Освобождение Балтики . Эдинбург: Берлин. ISBN 1-84341-001-Х .
- Диттмар, Ф.Дж.; Колледж, Джей-Джей (1972). Британские военные корабли 1914–1919 гг . Шеппертон, Великобритания: Ян Аллан. ISBN 0-7110-0380-7 .
- Инглиш, Джон (2019). Эсминцы Большого флота: Часть I: Лидеры флотилий и эсминцы класса «V/W» . Виндзор, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN 978-0-9650769-8-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: игнорируются ошибки ISBN ( ссылка ) - Фридман, Норман (2009). Британские эсминцы: от первых дней до Второй мировой войны . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-049-9 .
- Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-245-5 .
- Халперн, Пол, изд. (2011). Средиземноморский флот 1919–1929 гг . Издательство Ashgate для Общества военно-морских рекордов. ISBN 978-1-4094-2756-8 .
- Лентон, ХТ (1970). Британский флот и эсминцы эскорта: Том первый . Лондон: Macdonald & Co. ISBN 0-356-02950-6 .
- Мэннинг, Т.Д. (1961). Британский эсминец . Лондон: Патнэм.
- Мэннинг, Т.Д.; Уокер, CF (1959). Названия британских военных кораблей . Лондон: Патнэм.
- Паркс, Оскар (1973) [Впервые опубликовано Sampson Low, Marston & Company: 1931]. Боевые корабли Джейн, 1931 год . Ньютон Эббот, Девон, Великобритания: Перепечатки Дэвиса и Чарльза. ISBN 0-7153-5849-9 .
- Престон, Энтони (1971). Эсминцы класса V&W, 1917–1945 гг . Лондон: Макдональд. OCLC 464542895 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN 1-85367-117-7 .
- Роскилл, SW (1960). Война на море 1939–1945: Том III: Наступление, часть I: 1 июня 1946 г. – 31 мая 1944 г. История Второй мировой войны: Военная серия Соединенного Королевства. Лондон: Канцелярия Ее Величества.
- Роскилл, Стивен (2016). Военно-морская политика между войнами: I: Период англо-американского антагонизма 1919–1929 гг . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-4738-7740-5 .
- Уинзер, Джон де С. (2002). Британские вторженные флоты: Средиземноморье и за его пределами, 1942–1945 гг . Грейвсенд, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-9543310-0-1 .
- Уитли, MJ (2000). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: ISBN Cassell & Co. 1-85409-521-8 .
- «№31856» . Лондонская газета (5-е приложение). 6 апреля 1920 г., стр. 4229–4234.