HMS Универсальный (D32)
![]() HMS Versatile пришвартовался к бую во время Второй мировой войны, ее вымпела был изменен где-то после того, как в мае 1940 года номер на I32.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Универсальный |
Тезка | универсальный |
Заказал | 30 июня 1916 г. [ 3 ] |
Строитель | Хоторн Лесли и компания , Тайнсайд [ 2 ] |
Заложен | 31 января 1917 г. [ 4 ] |
Запущен | 31 октября 1917 г. [ 2 ] |
Завершенный | 11 февраля 1918 г. [ 2 ] |
Введен в эксплуатацию | 11 февраля 1918 г. [ 3 ] |
Выведен из эксплуатации | Октябрь 1936 г. [ 2 ] |
Идентификация |
|
повторно введен в эксплуатацию | 1939 [ 2 ] |
Выведен из эксплуатации | лето 1945 года [ 2 ] |
Девиз | Omnibus eadem («Один и тот же во всех (ветрах)») [ 2 ] |
Почести и награды | |
Судьба | Продан на слом 7 мая 1947 г. [ 5 ] |
Значок | Золотой флюгер на черном поле [ 2 ] |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Admiralty V-class destroyer |
Смещение | 1272–1339 тонн |
Длина | 300 футов (91,4 м) в год , 312 футов (95,1 м) в день |
Луч | 26 футов 9 дюймов (8,2 м) |
Черновик | Стандартная длина 9 футов (2,7 м), глубина 11 футов 3 дюйма (3,4 м) |
Движение |
|
Скорость | 34 узла |
Диапазон | 320–370 тонн нефти, 3500 миль на скорости 15 уз, 900 миль на скорости 32 уз |
Дополнить | 110 |
Вооружение |
|
HMS Versatile (D32) — V-класса адмиралтейский эсминец Британского королевского флота, принимавший участие в Первой мировой войне , Гражданской войне в России и Второй мировой войне .
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Versatile , первый корабль Королевского флота с таким названием, был заказан 30 июня 1916 года. [ 3 ] в рамках 9-го приказа Военно-морской программы 1916–17. [ 2 ] Заложена г. 31 января 1917 [ 4 ] компанией Hawthorn Leslie and Company в Тайнсайде , Англия, и спущен на воду 31 октября 1917 года. Завершен 11 февраля 1918 года. [ 2 ] и принят на вооружение в тот же день. [ 3 ] Ее первоначальный номер на вымпеле F29 позже был изменен на G10. [ 1 ] и стал D32 в межвоенный период. [ 2 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Первая мировая война
[ редактировать ]Все эсминцы V- и W-классов , в том числе «Универсальные» , были приписаны к Великому флоту или Харвичскому отряду . [ 1 ] Универсальная пила служила в последний год Первой мировой войны . [ 2 ]
Межвоенные годы
[ редактировать ]В 1919 году Versatile принял участие в британской кампании против большевистских сил в Балтийском море во время Гражданской войны в России . [ 6 ] Моряки корабля принимали участие в мятеже Королевского флота 1919 года . [ 7 ] Затем она служила в 1-й флотилии эсминцев Атлантического флота . [ 2 ]
23 марта 1922 года «Версатайл» шел у мыса Европа в Гибралтаре на скорости 20 узлов вместе с другими эсминцами, в то время как британские подводные лодки отрабатывали атаки на них. [ 8 ] Подводная лодка H42 неожиданно всплыла лишь через 30 [ 8 ] или 120 [ 9 ] ярдов (27 или 110 метров) – источники расходятся – впереди нее. «Версатайл» на полной скорости пошла назад на своих двигателях и резко повернула штурвал влево, но еще не начала отвечать на руль, когда она протаранила H42 позади боевой рубки , почти разрезав подводную лодку пополам. H42 затонул с потерей всех рук. Расследование установило, что H42 виновата в том, что всплыла на поверхность вопреки инструкциям. [ 9 ] [ 10 ]
В 1931 году «Версатайл» присоединился к своей флотилии в трехнедельном круизе по различным портам Балтийского моря. [ 11 ] В октябре 1936 года выведен из состава флота , переведен в Резервный флот и помещен в резерв на « Норе» . [ 2 ]
В связи с ростом напряженности между Соединенным Королевством и нацистской Германией Королевский флот вновь ввел в строй «Версатайл» . в 1939 году [ 2 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]1939–1940
[ редактировать ]Когда Соединенное Королевство вступило во Вторую мировую войну в сентябре 1939 года, «Версатайл» был развернут в составе 11-й флотилии эсминцев для защиты конвоев на юго-западных подходах и в северной части Атлантического океана , базируясь в Плимуте . Она и эсминец «Вими» сопровождали Конвой OB 1 8 сентября 1939 года, а 15 сентября 1939 года она, «Вими» , и эсминец «Vivacious» сопровождали Конвой OB 5 ; оба конвоя везли войска и технику Британского экспедиционного корпуса из Великобритании во Францию. 3 февраля 1940 года он присоединился к эсминцам Broke и Winchelsea и шлюпу Enchantress , когда они ненадолго сопровождали конвой OG 17F в первые часы его путешествия из Соединенного Королевства в Гибралтар. Она выполняла аналогичные обязанности для направлявшегося в Гибралтар конвоя OG 18F 11 февраля 1940 года на шлюпах Bideford и Leith . С 12 по 15 февраля 1940 года Versatile присоединился к Enchantress , шлюпу Folkestone , тральщику Gossamer и подводной лодке Otway в качестве эскорта конвоя HG 18F во время последнего этапа его путешествия из Гибралтара в Ливерпуль . [ 2 ]
В мае 1940 года — месяце, когда ее номер на вымпеле был изменен на I32 — Версатайл была отстранена от службы в конвое после сопровождения конвоя OB 144 и после дозаправки в Плимуте была направлена на операции, связанные с эвакуацией личного состава союзников из Нидерландов , Бельгии. , и Франция перед лицом успешного немецкого наступления там. 12 мая 1940 года он сел на мель у голландского побережья, но был отбуксирован эсминцем «Уолпол» . Рано утром 13 мая 1940 года «Версатайл» прибыл у залива Хук-оф-Холланд, чтобы принять участие в операции «Артиллерия» — эвакуации личного состава союзников из этого порта. В тот вечер он находился в Северном море в качестве эскорта эсминца «Херевард» , на котором королева Нидерландов Вильгельмина погрузилась для перехода в Брескенс , когда в 20:45 немецкая авиация атаковала его. Одна бомба попала в верхнюю палубу «Версатайла » , в результате чего ее машинное отделение затопило, а осколки этой бомбы и несколько попаданий убили девять человек, смертельно ранили еще одного, ранили треть ее экипажа и повредили ее паровую трубу, в результате чего она упала. мертвый в воде. Эсминец HMS Janus (F53) отбуксировал ее в Ширнесс , Англия, для ремонта. [ 2 ] [ 12 ]
После завершения ремонта в июне 1940 года «Версатайл» был направлен в состав 21-й флотилии эсминцев в Ширнессе и приступил к конвоированию в Ла-Манше и на юго-западных подходах. 27 июня 1940 года, примерно в 150 морских милях (278 км) к западу от Ушана , Франция, в 48 ° 47'00 "N 007 ° 59'00" W / 48,78333 ° N 7,98333 ° W , она спасла 13 из 40 выживших с судна специального назначения Королевского флота Prunella , подводного судна-ловушки или « Q-корабля », которое немецкая подводная лодка U-28 потопила 21 Июнь 1940 года в 49 ° 20'00 "N 008 ° 40'00" W / 49,33333 ° N 8,66667 ° W с гибелью 56 человек. [ 3 ] [ 13 ]
В июле 1940 года Versatile обязанности расширились и теперь включают патрулирование против вторжения, поскольку угроза немецкого вторжения в Соединенное Королевство росла. [ 2 ] 3 июля он снова подвергся воздушной атаке, избежав повреждений, и снова избежал повреждений 10 июля, когда немецкая авиация атаковала конвой, который она сопровождала в Ла-Манше у Дандженесса , хотя один корабль конвоя был потоплен. До августа 1940 года она часто сталкивалась с немецкими самолетами. [ 12 ]
25 августа 1940 года «Версатайл» и «Вими» были переданы флоту метрополии в Скапа-Флоу на Оркнейских островах , а 31 августа 1940 года им было приказано поднять пар для перехвата немецких военно-морских сил, которые, как сообщалось, обстреляли Истборн на восточном побережье Англии . В начале сентября Versatile сопровождал Convy BAS 31 от реки Клайд до Исландии и по пути получил приказ изменить курс, чтобы избежать сообщения о немецких силах вторжения, направлявшихся в Исландию. [ 12 ] 11 сентября 1940 года она, «Вими » и эсминец «Шакал » сопровождали вспомогательные минные заградители «Менестеус» , «Порт-Нэпьер» , «Порт-Квебек» и «Южный принц» 1-й эскадрильи минных заграждений , когда они устанавливали мины на юго-западных подходах в ходе операции SN41 . [ 2 ] после чего Versatile оставался на дежурстве по конвою вокруг Шотландии до конца сентября. 30 сентября она сотрудничала с самолетом Королевских ВВС «Авро Ансон» в поисках немецкой подводной лодки после того, как торговое судно « Форт Джордж» сообщило об обнаружении перископа . [ 12 ]
С 3 по 5 октября 1940 года «Версатайл» входил в состав эскорта конвоя WS 3A Slow во время той части его путешествия, которая проходила на юго-западных подходах. [ 2 ] присоединился к эсминцу «Харвестер» в досмотре пассажирского лайнера « Хайленд Бригада» . Во время этой деятельности ее асдик и катушка размагничивания вышли из строя, и на следующий день у нее начались серьезные утечки масла в ее жилые помещения. После временного ремонта в Дерри (также называемом Лондондерри) в Северной Ирландии 10 октября 1940 года он направился к реке Тайн для ремонта и переоборудования. [ 12 ]
1941–1942
[ редактировать ]После завершения ремонта «Версатайл» вернулась к несению службы сопровождения на юго-западных подходах. Почти все конвои, которые она сопровождала, подверглись атаке немецкой авиации. 27 января 1941 года у нее вышел из строя рулевой механизм в Ла-Манше, когда она действовала рядом с торговыми судами в бурных водах и с небольшим пространством для маневра, но ей удалось избежать столкновения с кораблями, которые она сопровождала. [ 12 ]
В феврале 1941 года «Версатайл» был переведен в Харвич для защиты конвоя в Северном море . Он участвовал в бою вместе с эсминцем «Беркли» и корветом « Шелдрейк» с немецкими моторными торпедными катерами – S-катерами, известными союзникам как « E-лодки » – в Северном море у Лоустофта 6 марта 1941 года, сопровождая конвой FN 26 . [ 2 ] 13 марта 1941 года она атаковала подводную лодку. 14 марта 1941 года она сообщила, что торговое судно «Херепорт» подорвалось на мине и затонуло, она спасла 11 выживших и доставила их в Ширнесс; В тот вечер немецкий катер S атаковал ее безуспешно. 16 марта она сообщила, что торговое судно «Мексика» подорвалось на мине и затонуло, а 26 марта она сбила немецкий «Мессершмитт» Bf 110 , который атаковал конвой, который она сопровождала в Северном море. [ 12 ]
До конца 1941 года и на протяжении всего 1942 года «Версатайл» сопровождал конвои в Северном море, защищая их от частых немецких воздушных атак. [ 12 ] Она была «усыновлена» гражданским сообществом Типтона в Стаффордшире в ходе кампании по сбору средств в рамках Недели военных кораблей в феврале 1942 года. [ 2 ] 12 февраля 1942 года он был одним из немногих британских военных кораблей, способных ответить на « Ланш-рывок » немецких линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» из Бреста, Франция , в Германию через Ла-Манш, Дуврский пролив . и Северное море. [ 12 ]
1943–1945
[ редактировать ]Ближе к концу 1942 года Королевский флот выбрал Versatile для переоборудования в эскорт дальнего действия , а в январе 1943 года он оставил свои обязанности в Северном море и поступил на верфь Grangemouth Dockyard Company в Грейнджмуте , Шотландия, для переоборудования. переоборудования После завершения строительства и прохождения ходовых испытаний после «Версатайл» был направлен в 7-ю группу сопровождения в сентябре 1943 года и приступил к сопровождению конвоев на западных подходах . Она продолжала выполнять эту роль до апреля 1944 года, когда ее выбрали для службы в отряде J для поддержки предстоящего вторжения союзников в Нормандию , запланированного на начало июня 1944 года. В мае 1944 года она приняла участие в учениях с отрядом J в Ла-Манше, чтобы подготовиться к вторжению. [ 2 ] [ 3 ]
В начале июня 1944 года «Версатайл» была развернута в Соленте вместе с отрядом J для сопровождения конвоев к пляжам вторжения, и она и береговых сил моторный катер Королевского флота присоединились к конвою J 14 , состоящему из пехотного десантного корабля Royal Ulsterman , 12 пехотных десантных кораблей , 24 танкодесантных корабля , два зенитно- десантных корабля , один ракетно-танковый десантный корабль и один корабль береговой охраны США - в качестве эскорта 4 июня 1944 года. Вторжение было отложено с 5 на 6 июня из-за плохой погоды, но 5 июня Конвой J 14 начал свой путь к Джуно-Бич и прибыл к месту запуска 6 июня 1944 года за полчаса до приземления. 7 июня «Версатайл» погрузил на борт контр-адмирала Уильяма Дж. Теннанта , который командовал операцией в гавани Малберри и проектом строительства подводного трубопровода, известного как операция «Плутон» , чтобы стать свидетелем затопления блок-кораблей у пляжа Меч , чтобы сформировать гавань Малберри. 8 июня 1944 года он прибыл в Портленд , чтобы начать ежедневное сопровождение конвоев танкодесантных кораблей серии EPL 2 между Соединенным Королевством и пляжами вторжения. [ 2 ]
Освобожденный от операций, связанных с вторжением в июле 1944 года, «Версатайл» вернулся к обязанностям по защите конвоев и патрулированию, выполняя их в Ла-Манше и на юго-западных подступах до капитуляции Германии в начале мая 1945 года. [ 2 ]
Вывод из эксплуатации и утилизация
[ редактировать ]«Версатайл» был выведен из эксплуатации вскоре после Германии . капитуляции [ 2 ] К июлю 1945 года больше не входил в действующий список Королевского флота . [ 3 ] К 1947 году она была в списке утилизации и была продана 7 мая 1947 года. [ 5 ] на слом М. Бречином в Грантоне , Шотландия. Она прибыла на верфь судолома 10 сентября 1948 года. [ 14 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г uboat.net HMS Versatile (D 32)
- ^ Jump up to: а б hmscavalier.org.uk HMS Versatile (D32)
- ^ Jump up to: а б Дата утилизации согласно Колледжу, Дж. Дж., Корабли Королевского флота: Полный отчет о боевых кораблях Королевского флота с пятнадцатого века до наших дней , Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press, 1987, ISBN 0-87021-652-X , с. 366. По данным сайта uboat.net HMS Versatile (D 32) , он был продан в июне 1948 года, а в « Истории военно-морского флота: КОРАБЛИ КОРОЛЕВСКОГО Флота, 1914–1919» – в АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ (Часть 2 из 2) утверждается, что он был продан в августе. 1948 год и история военно-морского флота: HMS VERSATILE (D 32) - V & Эсминец W-класса утверждает, что был продан в 1949 году.
- ^ Фергюсон, Гарри, Операция «Кронштадт: величайшая правдивая история чести, шпионажа и спасения величайшего шпиона Великобритании » , «Человек со ста лицами» , Нью-Йорк: Overlook Press, 2010, ISBN 978-1-46830-314-8 , стр. 109, 111.
- ^ Кэрью 1981 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б «Ассоциация подводников, филиал Барроу-ин-Фернесс: База данных лодок H42» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2015 года . Проверено 13 мая 2013 г.
- ^ Ричардсон, Александр и Арчибальд Херд, ред. Брасси Ежегодник военно-морского флота и судоходства , 1923 год , Лондон: Уильям Клоуз, 1923, стр. 31.
- ^ Holywellhousepublishing.co.uk ТЯЖЕЛЫЙ КОРАБЛЬ: История HMS Venomous: Когда собираются тучи...
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я BBC Вторая мировая война: Народная война
- ^ uboat.net Корабли, сбитые подводными лодками: HMS Prunella (X 02)
- ^ Колледж, Дж. Дж., Корабли Королевского флота: Полный отчет о боевых кораблях Королевского флота с пятнадцатого века до наших дней , Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press, 1987, ISBN 0-87021-652-X , с. 366.
Библиография
[ редактировать ]- Кэрью, Энтони (1981). Нижняя палуба Королевского флота 1900-39: Инвергордонский мятеж в перспективе . Издательство Манчестерского университета . ISBN 9780719008412 .
- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Кокер, Морис. Эсминцы Королевского флота, 1893–1981 гг . Ян Аллан. ISBN 0-7110-1075-7 .
- Фридман, Норман (2009). Британские эсминцы с первых дней до Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-081-8 .
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5 .
- Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7 .
- Марш, Эдгар Дж. (1966). Британские эсминцы: история развития, 1892–1953 гг.; Нарисовано с разрешения Адмиралтейства на основе официальных отчетов и отчетов, корабельных обложек и планов строительства . Лондон: Служба Сили. OCLC 164893555 .
- Престон, Энтони (1971). Эсминцы класса V&W, 1917–1945 гг . Лондон: Макдональд. OCLC 464542895 .
- Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1979). Эсминцы классов «V» и «W» . Человек войны. Том. 2. Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 0-85368-233-Х .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уинни, Боб (2000). Опасность подводных лодок: борьба за выживание . Касселл. ISBN 0-304-35132-6 .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1 .
- Уинзер, Джон де Д. (1999). BEF осуществляет поставки до, в и после Дюнкерка . Грейвсенд, Кент: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-91-6 .