СС Донгола
![]() Донгола около 1913 г.
| |
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | Донгола |
Тезка | Донгола |
Владелец | ![]() |
Оператор |
|
Порт приписки | ![]() |
Строитель | Барклай Керл , Уайтинч |
Расходы | £160,167 |
Номер двора | 455 |
Запущен | 14 сентября 1905 г. |
Завершенный | 15 ноября 1905 г. |
Первое путешествие | ноябрь 1905 г. |
Ремонт | 1919 |
Порт приписки | Саутгемптон |
Идентификация |
|
Судьба | списан в 1926 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | класса «Д». Океанский лайнер |
Тоннаж | 8 056 брт , 4 742 нрт , 8 165 дедвейт |
Длина | 470,0 футов (143,3 м) |
Луч | 56,2 футов (17,1 м) |
Черновик | 27,7 футов (8,4 м) |
Глубина | 23,2 фута (7,1 м) |
колоды | 3 |
Установленная мощность | 1252 НХП , 8000 ИХП |
Движение |
|
Скорость | 15 + 1 ⁄ узла (28,7 км/ч) |
Емкость |
|
Экипаж | 236 |
SS Dongola , спущенный на воду 14 сентября 1905 года, был с паровым двигателем океанским лайнером компании Peninsular and Oriental Steam Navigation Company (P&O), в разное время использовавшимся в качестве Королевского флота военного корабля (HMT Dongola ) и госпитального корабля (HMHS Dongola ).
За исключением Первой мировой войны , корабль в основном использовался в качестве пассажирского лайнера на маршрутах из Англии через Суэцкий канал в Индию и на Дальний Восток, и он был достаточно быстрым, чтобы перевозить почту.
P&O продала корабль в июне 1926 года и разобрала его на металлолом.
Строительство
[ редактировать ]
Компания P&O заказала Донголу судостроителям Barclay, Curle and Co. из Уайтинча на реке Клайд , и, как сообщалось, работы уже начались в марте 1905 года. [ 1 ] Он был одним из четырех кораблей класса «D», построенных в 1905 и 1906 годах (остальные — «Дели» , «Деванья» и «Дельта») . [ 2 ] Корабль был спущен на воду в четверг, 14 сентября 1905 года. [ 3 ] и назван Донголой в память об англо-египетской победе 21 сентября 1896 года при англо-египетском завоевании Судана . [ 4 ] [ 5 ]
Размеры корабля были: зарегистрированная длина 470,0 футов (143,3 м), ширина 56,2 футов (17,1 м), глубина 23,2 фута (7,1 м), осадка 27 футов 8 дюймов (8,43 м). [ 6 ] Ее тоннаж составлял валовой регистровой вместимости 8056 ; чистый регистровый тоннаж 4742; Дедвейт – 8 165 тонн. [ 4 ] После ходовых испытаний и достройки он был передан владельцам 15 ноября 1905 года по цене 160 167 фунтов стерлингов. [ 7 ] эквивалентно 21 724 494 фунтам стерлингов в 2023 году.
Донгола представлял собой двухвинтовой пароход с двумя двигателями четверного расширения , также построенный фирмой Barclay, Curle. Их номинальная мощность составляла 1252 лошадиных силы. [ 6 ] или 8000 лошадиных сил и максимальная скорость 15,5 узлов . [ 3 ] В заводском состоянии он имел спальные места для 243 пассажиров: 163 в первом классе и 80 во втором классе, а его грузовместимость составляла 356 112 кубических футов (10 084 м3). 3 ). [ 4 ]
Корабль был рассчитан на экипаж из 236 офицеров и матросов: 61 на палубе, 91 в машинном отделении и 84 в стюардессе. [ 4 ]
Донгола был зарегистрирован в Глазго . Ее официальный номер в Великобритании был 121270, а ее кодовые буквы — HDTL. [ 6 ] К 1914 году она была оборудована для беспроводной телеграфии . Ее позывной был MNH. [ 8 ]
Ранние годы
[ редактировать ]
пассажир первого рейса
В ноябре 1905 года компания P&O рекламировала «Прямое плавание по Китаю на новом двухвинтовом почтовом пароходе Dongola» с остановками в Египте, Бомбее и Цейлоне, а конечным пунктом назначения был Гонконг . [ 9 ] Во время своего первого рейса, начавшегося в конце того же года, корабль взял принца Артура Коннаутского и его сопровождающих в Китай, на пути в Японию, чтобы вручить императору Мэйдзи Орден Подвязки . [ 7 ] Корабль и принц прибыли в Гонконг 9 февраля 1906 года. [ 10 ] Донгола проплыл через гавань Гонконга в сопровождении процессии ярко украшенных катеров, а принц высадился на пирсе Блейк , где прозвучали речи. [ 11 ]

Донгола принял участие
Будучи спроектированным как сезонный военный корабль, в июле 1906 года корабль впервые был принят Адмиралтейством на летний военный чартер. [ 12 ] В 1907 году она совершила рекордную скорость от Саутгемптона до Бомбея, совершив путешествие за восемнадцать дней и семь часов. Сезонная работа войск повторялась каждый год до 1910 года, а в июне 1911 года корабль принял участие в V короля Георга коронационном смотре флота , перевозя гостей Адмиралтейства . Также в 1911 году Донгола использовалась для оказания помощи голодающим в Индии. [ 7 ]
Войсковые уставные работы повторялись каждое лето с 1912 по 1914 год. [ 7 ]
Военный госпиталь и военный корабль
[ редактировать ]Корабль находился в чартере и перевозил войска, когда Британская империя объявила войну Германии 4 августа 1914 года. [ 7 ]

В 22.47 4 марта 1915 года «Донгола» отплыла из Эйвонмута , а в 00.17 5 марта столкнулась с бельгийским пароходом «Эспань» , стоявшим на якоре в Бристольском проливе . Имея пробоину ниже ватерлинии, по правому борту в носовой части, «Донгола» набирала воду и была выброшена на берег недалеко от Барри , Южный Уэльс, чтобы залатать дыру. В 4.48 прилив начал поднимать корабль, и его затащили в доки Барри около 8 утра . 17 марта после ремонта он вернулся в море. [ 7 ]
В 1915 году «Донгола» была реквизирована до дальнейшего уведомления и служила временным госпитальным кораблем в Дарданеллах во время Галлиполийской кампании 1915–1916 годов. Затем она вернулась для использования в качестве военного транспорта, в основном вдоль побережья Восточной Африки. [ 7 ]
Балтийские путешествия
[ редактировать ]В 1919 году Донгола оставалась реквизированной. [ 7 ]
Боевые действия с Германией были прекращены перемирием от 11 ноября 1918 года , но на протяжении 1919 года гражданская война в России продолжала бушевать с некоторым вмешательством Великобритании (и союзников) на стороне белых . Между Великобританией и большевиками царило состояние необъявленной войны, но в ноябре 1919 года Ллойд Джордж начал процесс достижения соглашения с Советским Союзом, и в Копенгагене начались переговоры между Великобританией и Советским Союзом. Одним из вопросов был обмен пленными и другими лицами, желающими вернуться домой, и Соглашение об этом было подписано 12 февраля 1920 года. [ 13 ]
Донгола использовалась для репатриации русских из Великобритании в Ревель на Балтике, некоторые из которых были депортированы, а 14 мая 1920 года она отправилась в Гельсингфорс в Финляндии, чтобы вернуть людей, бежавших от гражданской войны в России. [ 7 ] 18 мая корабль прибыл в Копенгаген , и британская пресса сообщила, что на его борту находились 356 освобожденных из России пассажиров, около двухсот из них были британскими подданными, в том числе пятнадцать офицеров, а также 117 французских гражданских лиц и 27 датчан. [ 14 ] Пресса умолчала о нескольких россиянах, также находившихся на борту корабля. [ 15 ]
Корабль прибыл в Саутгемптон 22 мая 1920 года. На борту находились преподобный Ф. У. Норт , англиканский капеллан в Москве, его жена, русский ювелир Александр Юлий Фаберже , восьмилетний полубританец Дмитрий Толстой в сопровождении своего отца. медсестра Люси Старк и Элайджа Эгмор, дворецкий. В Копенгагене Донгола взял на борт несколько новых пассажиров. [ 15 ]
Вернуться в P&O
[ редактировать ]После путешествия по Балтике Донгола была возвращена P&O и переоборудована для коммерческой работы. В октябре 1920 года она совершила свое первое такое путешествие из лондонского порта в Бомбей. [ 7 ]
, Китай , серьезно столкнулся 20 мая 1922 года корабль на скорости в тумане у берегов Усуна с японским кораблем «Кумана Мару» , офицеры которого были обвинены в инциденте. Донгола была выброшена на берег, но Кумана Мару продолжила свое путешествие. Оба судна были вынуждены зайти в док для ремонта. [ 7 ] [ 16 ]
Землетрясение в Иокогаме
[ редактировать ]28 августа 1923 года Донгола прибыл в Иокогаму и должен был уехать 7 сентября. [ 17 ] 1 сентября он стоял на якоре во Внутренней гавани, когда произошло Великое землетрясение Канто , разрушившее большую часть города. [ 18 ]
командир Донголы Главный Р. Х. Гриффин RNR позже сообщил P&O в Лондоне:
В 11.55 корабль начал сильно дрожать и вибрировать, и, посмотрев в сторону берега, было видно, что происходит ужасное землетрясение, здания рушатся во всех направлениях, и через несколько минут ничего не было видно из-за облаков пыли. Когда они были убраны, огонь начался во многих направлениях, и через полчаса весь город был в огне. Ветер, сила которого в 11.0 утра составляла 5 баллов, быстро усилился до 8 баллов в юго-западном направлении, дым и жара, дувшие прямо над кораблями в гавани, были интенсивными. [ 4 ]

Большой корабль « Лайонс Мару» прошел мимо Донголы, направляясь к открытой воде, и задел ее носовые пластины, но не причинил ущерба. Затем горящая зажигалка попала в корабль и затонула, около двенадцати членов экипажа были подняты на борт, еще двенадцать утонули. К 17:00 ветер утих, и на помощь выжившим были отправлены три лодки. Они совершили несколько поездок до полуночи, подобрав более 250 человек, некоторые из которых были тяжело ранены. Днем лодки снова были отправлены в путь, и еще больше выживших были спасены. [ 4 ]
К 9.40 утра 2 сентября Гриффин был обеспокоен «большим количеством плавучей нефти, яростно горящей и дрейфующей в различных частях гавани», поэтому он вывел свой корабль за пределы волнолома. Затем вышел паровой катер с большим количеством выживших. К 19:00 на борту находилось около 600 человек, в основном японцы, русские и китайцы. Некоторые из них были переведены на другие корабли, а затем Донгола направился в Кобе с 505 пассажирами на борту. Одна женщина и один ребенок погибли во время плавания и были похоронены в море. [ 4 ]
Более крупный и новый канадский тихоокеанский лайнер RMS Empress of Australia также находился в гавани Иокогамы во время землетрясения, и его капитан записал в судовом журнале: «Судно самым ужасающим образом тряслось, а также очень быстро раскачивалось. и так сильно, что казалось, что мачты и воронки вот-вот унесут». Длинная пристань рядом с кораблем просто исчезла. Императрица Австралии также спасла многих выживших. [ 19 ]
5 сентября британская пресса сообщила, что Донгола и весь ее экипаж находятся в безопасности и приняли на борт множество раненых и бездомных. [ 17 ] 28 декабря 1923 года командующий Гриффин был назначен Орденом Британской империи , а магистр Императрицы Австралии , уже имеющий Орден Британской империи, был повышен до Ордена Британской империи. [ 20 ] Гриффин также получил японскую награду. [ 7 ]
Последние годы
[ редактировать ]
В 1924 году Донгола осуществлял пассажирские перевозки между Аденом и Бомбеем, а в 1925 году совершил рейс туда и обратно из Англии в Австралию и обратно. [ 7 ]
28 июня 1926 года P&O продала корабль Тосу. W. Ward Ltd. на снос в Барроу-ин-Фернесс , заплаченная цена составила 15 500 фунтов стерлингов. [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Глазго и Клайд» в Списке Ллойда (Лондон, Англия), 9 марта 1905 г., стр. 3: «Барклай, Керл и Ко… построили пять судов для компании П. и О., и в настоящее время у них есть в наличии большой двухвинтовой пароход «Донгола» для их восточной почты и пассажиров».
- ^ Бойд Кейбл, Столетняя история компании P. & O., Peninsular and Oriental Steam Navigation Company (Лондон: Николсон и Уотсон, 1937), стр. 276; С. Свиггам, М. Кохли, Peninsular & Oriental Steam Navigation Company, Список кораблей на archive.org, по состоянию на 22 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Донгола на clydeships.co.uk, по состоянию на 9 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Информационный бюллетень о корабле Донгола (1905 г.) на сайте poheritage.com, по состоянию на 9 мая 2020 г.
- ^ Майкл Ли Лэннинг, «100 военных: рейтинг самых влиятельных военных лидеров всех времен » (Kensington Publishing, 2002), стр. 478 : «Наступающая армия встретила ожесточённое сопротивление арабских защитников, но силы Китченера одержали победу при Донголе 21 сентября 1896 года…»
- ^ Jump up to: а б с Регистр судоходства Ллойда . Том. I.–Пароходы. Лондон: Ллойда Регистр судоходства . 1914. ДОН–ДОО.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н HMT Dongola на the-weatherings.co.uk, по состоянию на 9 мая 2020 г.
- ^ Агентство печати Маркони, ООО (1914 г.). Ежегодник беспроводной телеграфии и телефонии . Лондон: Агентство Marconi Press Agency Ltd., с. 389.
- ^ «Прямое плавание P&0 по Китаю на новом двухвинтовом почтовом пароходе Dongola», The Scotsman , 27 ноября 1905 г., стр. 12
- ^ «Принц Артур прибыл в Гонконг на борту парохода Донгола» в Edinburgh Evening News , 10 февраля 1906 г., стр. 5; «Миссия Подвязки в Японию» в The Scotsman (Мидлотиан), 10 февраля 1906 г., стр. 9
- ^ «Принц Артур Коннаутский прибыл в Гонконг» в Mid Sussex Times , 13 февраля 1906 г., стр. 2
- ^ «СЕЗОН ВОЙСКОВ» в Portsmouth Evening News , 23 июля 1906 г., стр. 4–5: «Донгола... была специально построена для переброски войск и принадлежит компании P. and O.».
- ^ Николай Толстой , Толстые (Хэмиш Гамильтон, 1983), с. 338
- ^ «Британские подданные, возвращающиеся из России» в Aberdeen Press and Journal , вторник, 18 мая 1920 г., стр. 5: «Пароход Dongola прибыл сегодня утром в Копенгаген из Финляндии с 356 людьми на борту, освобожденными из России. Среди них был преподобный мистер Норт, британский капеллан в Москве»; «Возвращение из России» в Belfast News-Letter , вторник, 18 мая 1920 г., стр. 6: «... прибыл сегодня утром из Финляндии с 356 людьми на борту, освобожденными из России, включая преподобного г-на Норта, британского капеллана в Москве, 15 британских офицеров и почти 200 других британских подданных, 117 французских гражданских лиц и 27 датчан. ."
- ^ Jump up to: а б Список пассажиров Донголы, 22 мая 1920 г. , на сайте ancestry.co.uk, по состоянию на 10 мая 2020 г. (требуется подписка)
- ^ «Неудачное совпадение. Столкновение Донголы под Шанхаем». Таймс . № 43037. Лондон. 22 мая 1922 г. полковник Е, с. 10.
- ^ Jump up to: а б «Корабль и весь экипаж в безопасности», в Lincolnshire Echo , 5 сентября 1923 г., стр. 3: «Капитан Гриффин прибыл в Иокогаму 28 августа и должен был отбыть 7 сентября. Из прессы миссис Гриффин узнала, что после землетрясения Донгола взял на борт большое количество раненых и бездомных».
- ^ «Спасательные работы парохода в Иокогаме. Сцены землетрясения. Капитан Р. Х. Гриффин, командующий пароходом Донгола» в Yorkshire Post и Leeds Intelligencer , четверг, 4 октября 1923 г., стр. 4
- ^ Энн Парк Шеннон, «Наша история: Императрица — свидетельница катастрофы» в Times Colonist , 8 марта 2015 г., на сайте timescolonist.com, по состоянию на 10 мая 2020 г.
- ^ The London Gazette , выпуск 32892, 28 декабря 1923 г., стр. 9105
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Донголой (корабль, 1905 г.) на Викискладе?
- Информационный бюллетень о корабле Донгола (1905 г.) на poheritage.com
- корабли 1905 года
- Корабли, построенные в Глазго
- Океанские лайнеры Великобритании
- Корабли P&O (компания)
- Пароходы Соединенного Королевства
- Военные корабли Соединенного Королевства
- Госпитальные корабли Соединенного Королевства
- Морские происшествия 1915 года
- Морские происшествия 1922 года
- Великое землетрясение Канто 1923 года.