Российский эсминец Азард
История | |
---|---|
Российская Империя | |
Имя | Азард |
Строитель | Металлический завод , Санкт-Петербург |
Запущен | 5 января 1915 г. |
Судьба | Вступил в ряды большевиков , ноябрь 1917 г. |
Советский Союз | |
Имя |
|
Приобретенный | ноябрь 1917 г. |
Судьба | Заминирован и потоплен, 28 августа 1941 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | Орфей класса Эсминец |
Смещение | 1260 длинных тонн (1280 т ) |
Длина | 98 м (321 фут 6 дюймов) |
Луч | 9,3 м (30 футов 6 дюймов) |
Черновик | 3 м (9 футов 10 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала, 2 паровые турбины |
Скорость | 35 узлов (65 км/ч; 40 миль в час) |
Диапазон | 1250 миль (2320 км; 1440 миль) на скорости 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час) |
Дополнить | 167 |
Вооружение |
|
«Азард» (русский: Азард) — один из восьми «Орфей», типа эсминцев построенных для Российского императорского флота во время Первой мировой войны . Построенный в 1916 году, он служил на Балтийском флоте и присоединился к большевистскому Красному флоту после Октябрьской революции 1918 года. Он принимал активное участие во время Гражданской войны в России , приняв участие в нескольких боях против британских кораблей во время британской кампании на Балтике . Эсминец был переименован в «Зиновьев» (русский: Зиновьев) в 1922 году и «Артем» (русский: Артём) в 1928 году. Он оставался на вооружении Советского Балтийского флота, когда Германия вторглась в Советский Союз в 1941 году, и был потоплен на мине 28 августа.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]В 1912 году Государственная дума России приняла кораблестроительную программу для Российского императорского флота , которая предусматривала постройку четырех линейных крейсеров, восьми крейсеров, 36 эсминцев и 18 подводных лодок, главным образом для Балтийского флота . [ 1 ] [ 2 ] Чтобы удовлетворить этому требованию, Путиловский завод предложил Санкт-Петербурга модифицированную версию «Дерзкий» типа эсминца должны были построить Путиловский металлургический завод Санкт-Петербурга и Русско-Балтийский завод Ревеля Эстонии (ныне Таллинн ) в , который . В декабре 1912 года на трех верфях был размещен заказ на 22 эсминца проекта Путилова. [ 3 ]
Эсминцы класса «Орфей» имели длину 98 м (321 фут 6 дюймов), ширину 9,3 м (30 футов 6 дюймов) и осадку 3 м (9 футов 10 дюймов). Водоизмещение составляло 1260 длинных тонн (1280 т ) в норме. [ 4 ] Четыре котла Vulkan-Thornycroft подавали пар под давлением 17 атм (250 фунтов на квадратный дюйм; 1700 кПа) в две AEG паровые турбины , которые приводили в движение два гребных вала. [ 4 ] [ 5 ] Мощность оборудования составляла 30 000 лошадиных сил на валу (22 000 кВт ). [ а ] давая скорость 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час). [ 4 ] была достигнута скорость 31,5 узлов (58,3 км/ч; 36,2 миль в час) Во время ходовых испытаний . [ 6 ]
Корабли изначально проектировались для вооружения из двух 102-миллиметровых (4 дюйма) орудий и четырех тройных 450-миллиметровых (17,7 дюйма) торпедных аппаратов , но в ходе постройки ВМФ России решило усилить орудийное вооружение, заменив один комплект. торпедных аппаратов с еще двумя 102-мм орудиями. Была установлена одна 40-мм (1,6 дюйма) зенитная пушка и 50 мин можно было нести . Корабли имели экипаж из 150 человек. [ 7 ] [ 8 ] К ВОВ лишился одной тройной торпедной установки и старой 40-мм зенитной пушки, заменив их двумя 45-мм и двумя 37 - Артем мм пушками, подкрепленными тремя 12,7-мм и девятью 7,62-мм пулеметами. . Экипаж корабля увеличился до 160 человек. [ 9 ] [ 10 ]
«Азард» был заложен в июле 1915 года, спущен на воду 22 мая 1916 года (9 мая 1916 года по старому стилю ) и вступил в строй 10 октября 1916 года (27 сентября 1916 года по старому стилю). [ 9 ]
Услуга
[ редактировать ]Азард вошел в состав 2-й дивизии эсминцев Балтийского флота при вводе в строй, выполняя функции по проверке деятельности флота, сопровождению конвоев и патрулированию. [ 5 ] [ 11 ] [ 12 ] Азард встал на сторону большевиков после Октябрьской революции , присоединившись к Красному Флоту . [ 11 ] [ 12 ] В марте 1918 года Германия вмешалась в гражданскую войну в Финляндии , высадив дивизию войск ( Балтийскую дивизию ) для усиления финских белых сил . Наступление немцев и белофиннов вскоре поставило под угрозу порт Гельсингфорс (ныне Хельсинки ), где базировался Балтийский флот. 10 апреля 1918 года большевикам удалось эвакуировать большую часть Балтийского флота, включая Азарда , в Кронштадт в рамках «Ледяного круиза» , несмотря на то, что большая часть Балтики все еще была скована льдом. [ 13 ] [ 11 ]
Азард принимал активное участие во время Гражданской войны в России . [ 3 ] а с 4 по 24 декабря 1918 г. обстреливал немецкие и эстонские войска возле Асери и Кунды в Эстонии . [ 11 ] [ 12 ] Федор Раскольников , комиссар Балтийского флота, планировал нападение на британские военно-морские силы в Ревеле (ныне Таллинн ) на 25 декабря, которое должно было быть осуществлено «Азардом» и эсминцами «Спартак» и «Автроил» крейсера «Олег» и линкора «Андрей Первозванный». при дальней поддержке . У «Азарда» закончилось топливо, а у «Автройла» возникли механические проблемы, поэтому «Спартак» утром 26 декабря в одиночку атаковал Ревель, но был пойман британскими эсминцами «Вендетта» , «Вортигерн» и «Уэйкфул» при попытке отступить к Кронштадту. «Спартак» сел на мель и сдался англичанам. [ 14 ] [ 15 ]
29 мая 1919 года «Азард» сопровождал шесть тральщиков, когда был безуспешно атакован британской подводной лодкой L16 . [ 16 ] Это столкновение побудило британцев отправить в Финский залив отряд из трех легких крейсеров и шести эсминцев , который прибыл у Сескара 30 мая. 31 мая «Азард» снова сопровождал тральщики под дальним прикрытием с линкором «Петропавловск» , когда столкнулся с британским эсминцем «Уокер» . Азард открыл огонь по Уокеру , но вскоре на место происшествия прибыли остатки британских войск, и Азард отступил в сторону Петропавловска и за минным полем, при этом два российских корабля и береговая артиллерия поддерживали огонь по Уокеру , пока британцы не прервали бой. Уокер получил два удара с небольшими повреждениями. [ 17 ] [ 18 ] 2 июня 1919 года «Азард» и эсминец «Гавриил» были атакованы британскими эсминцами «Вивасиус» и «Вояджер» на минном поле, при этом ни с одной стороны повреждений не было. Подобная перестрелка произошла 4 июня между «Гавриилом» и «Азардом» с российской стороны и эсминцами «Версатайл» , «Вивасиус» и «Уокер» , при этом «Петропавловск» оказывал дистанционную поддержку российским эсминцам. Вскоре после этой перестрелки британская подводная лодка L55 предприняла попытку торпедной атаки на два российских эсминца, но после атаки всплыла на поверхность и была поражена снарядом одного из эсминцев. L55 попытался нырнуть в безопасное место, но взорвался и затонул, потеряв все руки (вероятно, после подрыва на мине). [ 19 ] [ 20 ] Утром 21 октября 1919 года «Азард» и эсминцы «Гавриил» , «Константин» и «Свобода » выступили из Кронштадта для установки минного поля в Копорском заливе для сдерживания британских кораблей, поддерживающих наступавшие на Петроград эстонские войска, но наткнулись на британское минное поле. Гавриил , возглавлявший эсминцы, первым подорвался на мине в 05:48 и затонул через двадцать минут. Константин и Свобода были потоплены на минах за считанные минуты, и только Азард , находившийся в задней части строя, не пострадал. С трех потерянных эсминцев удалось спасти только 25 человек. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ б ]
корабль был переименован в «Зиновьев» . 31 декабря 1922 года [ 3 ] [ 12 ] [ 6 ] и подвергся капитальному ремонту в 1923 году. [ 12 ] С апреля 1928 года по май 1929 года ею командовал Гордей Левченко , впоследствии ставший адмиралом ВМФ СССР . [ 12 ] корабль вновь был переименован в «Артем» . 27 ноября 1928 года [ 12 ] [ 6 ] В 1933 году «Артем» был повторно переоборудован. [ 12 ]
Артем принимал участие в Зимней войне , советском вторжении в Финляндию в 1939–1940 годах, обстреливал финские укрепления на островах Финского залива в декабре 1939 года. [ 11 ] [ 12 ]
22 июня 1941 года Германия вторглась в Советский Союз , и в ответ Балтийский флот установил минные поля в Финском заливе, а «Артем» отплыл из Таллинна в составе минного отряда, в который также входили эсминцы «Ленинград» , «Минск» , «Карл Маркс» и «Володарский». и минные заградители Марти и Урал . [ 25 ] 2 августа 1941 года «Артем» был безуспешно атакован немецкими торпедными катерами С-55 и С-58 в Рижском заливе . [ 26 ] 21 августа Артем и Суровый безуспешно атаковали немецкие транспорты в Рижском заливе. [ 27 ] К августу 1941 года Таллинн был окружен немецкими войсками, а 19 августа немцы начали последний штурм города. [ 28 ] Советская эвакуация Таллинна началась 27 августа: 190 кораблей были разделены между четырьмя конвоями, направлявшимися в Кронштадт, при этом Артем входил в состав сил прикрытия. [ 29 ] В ночь с 28 на 29 августа конвои столкнулись с плотными минными полями у мыса Юминда . В ту ночь на мине был потоплен «Артем» , а также эсминцы «Яков Свердлов» , «Скорый» , «Калинин» и «Волдарский» , три подводные лодки, три тральщика и тринадцать транспортов. [ 30 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ 36 000–40 000 л.с. (36 000–39 000 л.с., 26 000–29 000 кВт) по данным Фока. [ 5 ]
- ↑ Хотя официальное расследование потери обвинило ее в недостаточном знании британских движений и минных полей, [ 24 ] [ 23 ] некоторые источники, в том числе британский военно-морской офицер Огастес Агар , утверждают, что это событие было попыткой четырех эсминцев дезертировать, [ 22 ] при этом приказы корабля были подделаны, чтобы гарантировать, что они окажутся в положении, когда им придется сдаться. [ 23 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Будзбон 1985 , с. 291
- ^ Халперн 1994 , с. 17
- ^ Перейти обратно: а б с Будбон 1985 , с. 310
- ^ Перейти обратно: а б с Будбон 1985 , с. 309
- ^ Перейти обратно: а б с Фок 1989 , с. 192
- ^ Перейти обратно: а б с Апалков 1996 , с. 52
- ^ Будзбон 1985 , стр. 309–310
- ^ Фридман 2011 , стр. 263–264.
- ^ Перейти обратно: а б Уитли 2000 , с. 234
- ^ Мастера 1977 , с. 54
- ^ Перейти обратно: а б с д и Апалков 1996 , с. 53
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Berezhnoy 2002 , p. 315
- ^ Халперн 1994 , стр. 221–222.
- ^ Данн 2020 , стр. 59–61.
- ^ Беннетт 2002 , стр. 40–43.
- ^ Беннетт 2002 , с. 116
- ^ Беннетт 2002 , стр. 116–117.
- ^ Данн 2020 , стр. 103–104.
- ^ Беннетт 2002 , стр. 119, 121.
- ^ Данн 2020 , стр. 110–111.
- ^ Беннетт 2002 , стр. 181–182.
- ^ Перейти обратно: а б Данн 2020 , стр. 170–171.
- ^ Перейти обратно: а б с Poukov, A. (1939). "Красный Балтийский флот и оборона Петрограда осенью 1919 г.:Трагическая гибель трех эсминцев Красного Балтийского флота в ночь на 21 октября 1919 г." [The Red Baltic Fleet and the Defense of Petrograd in the autumn of 1919: The tragic death of three destroyers of the Red Baltic Fleet on the night of October 21, 1919.]. Балтийский флот в обороне Петрограда. 1919 год [ The Baltic Fleet is in defense of Petrograd. 1919. ]. оенмориздат НКВМФ СССР . Retrieved 4 October 2020 .
- ^ Беннетт 2002 , с. 182
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , стр. 68–69.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 76
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 79
- ^ Солсбери 2000 , стр. 224–225.
- ^ Солсбери 2000 , с. 233
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 81
Ссылки
[ редактировать ]- Apalkov, Yu. V. (1996). Боевые корабли русского флота: 8.1914-10.1917г (in Russian). Saint Petersburg, Russia: ИНТЕК. ISBN 5-7559-0018-3 .
- Беннетт, Джеффри (2002). Освобождение Балтики . Эдинбург: Берлин. ISBN 1-84341-001-Х .
- Berezhnoy, S. S. (2002). Крейсера и Миносцы: Справочик (in Russian). Moscow: Ввоенное Ииздательство. ISBN 5-203-01780-8 .
- Будзбон, Пшемыслав (1985). "Россия". В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 291–325. ISBN 0-85177-245-5 .
- Данн, Стив Р. (2020). Битва на Балтике: Королевский флот и борьба за спасение Эстонии и Латвии 1918–1920 гг . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-5267-4273-5 .
- Фок, Харальд (1989). З-Вор!: Международное развитие и военные действия эсминцев и миноносцев: 1914–1939 гг . Херфорд, Германия: Koelers Verlagsgesellschaft mbH. ISBN 3-7822-0207-4 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Халперн, Пол Г. (1994). Военно-морская история Первой мировой войны . Лондон: UCL Press. ISBN 1-85728-498-4 .
- Мейстер, Юрг (1977). Советские военные корабли Второй мировой войны . Лондон: ISBN Macdonald and Jane's (Publishers) Ltd. 0356-08402-7 .
- Ровер, Юрген ; Хюммельхен, Герхард (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN 1-85367-117-7 .
- Солсбери, Харрисон Э. (2000). 900 дней: Блокада Ленинграда . Лондон: Пан Книги. ISBN 0-330-39282-4 .
- Уитли, MJ (2000). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: ISBN Cassell & Co. 1-85409-521-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Будзбон, Пшемыслав; Радземский, Ян и Твардовский, Марек (2022). Боевые корабли советских флотов 1939–1945 гг . Том. Я: Основные бойцы. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-877-6 .