Ники Барр
Ники Барр | |
---|---|
![]() Барр во время Второй мировой войны | |
Имя при рождении | Эндрю Уильям Барр |
Рожденный | 10 декабря 1915 г. Веллингтон , Новая Зеландия |
Умер | 12 июня 2006 г. Голд-Кост , Квинсленд, Австралия | (90 лет)
Верность | Австралия |
Услуга/ | Королевские ВВС Австралии |
Лет службы | 1940–1945 1951–1953 |
Классифицировать | Командир звена |
Единица | 23-я эскадрилья (1940–1941) 3-я эскадрилья (1941–1942) № 2 Отряд оперативной подготовки (1944–1945). |
Битвы/войны | |
Награды | Офицер Ордена Британской Империи Военный крест Заслуженный летный крест и планка |
Другая работа | Директор компании |
Эндрю Уильям « Ники » Барр , OBE , MC , DFC и Bar (10 декабря 1915 — 12 июня 2006) был членом австралийской национальной сборной по регби , который стал асом-истребителем Королевских ВВС Австралии (RAAF) во время чемпионата мира по регби. Вторая война. На его счету 12 воздушных побед, все они были одержаны на истребителе Curtiss P-40 . Барр родился в Новой Зеландии, вырос в Виктории и впервые представлял штат по регби в 1936 году. Выбранный для игры за Австралию в Соединенном Королевстве в 1939 году, он только что прибыл в Англию, когда тур был отменен из-за начала войны. Он присоединился к RAAF в 1940 году и был отправлен в Северную Африку в составе 3-й эскадрильи в сентябре 1941 года. Будучи самым результативным асом эскадрильи, он одержал свои первые три победы на P-40 Tomahawk, а остальные - на P-40 Kittyhawk.
Достижения Барра как боевого пилота принесли ему за летные заслуги Крест за выдающиеся заслуги и награду . Вскоре после того, как он принял командование 3-й эскадрильей в мае 1942 года, он был сбит, захвачен войсками Оси и заключен в тюрьму в Италии. Он сбежал и помог другим беглецам союзников спастись, получив за свои усилия Военный крест - редкую награду для пилота RAAF. Репатриировавшийся в Англию, он участвовал в боевых действиях во время вторжения в Нормандию в июне 1944 года, а затем вернулся в Австралию в качестве главного инструктора подразделения оперативной подготовки № 2 . После войны он стал директором компании и снова присоединился к RAAF в качестве действующего офицера запаса с 1951 по 1953 год. С начала 1960-х годов он активно занимался масличной промышленностью, за что был назначен кавалером Ордена Британской империи. в 1983 году. Он умер в 2006 году в возрасте 90 лет.
Ранняя карьера
[ редактировать ]Эндрю Барр родился в Веллингтоне , Новая Зеландия, 10 декабря 1915 года; у него был брат-близнец Джек. Семья переехала в Австралию, когда мальчикам было шесть лет. Выросший в Мельбурне , Эндрю посещал государственную школу Кью и играл в австралийский футбол по правилам . Он также был чемпионом штата Виктория по легкой атлетике на 100 ярдов три года подряд, с 1926 по 1928 год. В 1931 году, в возрасте пятнадцати лет, он начал свое сотрудничество с социальными и спортивными организациями Lord Somers Camp и Power House, расположенными в Западном порту . После окончания школы Барр изучал строительство в Суинбернском техническом колледже , но позже прошел дипломный курс по бухгалтерскому учету и сделал это своей профессией. Он начал играть в регби в 1935 году через друга из клуба Power House. При весе 80 килограммов (180 фунтов) и росте чуть менее 6 футов (180 см) Барр получил выбор для Виктории в качестве проститутки в следующем году . В 1939 году его выбрали для игры в Соединенном Королевстве за сборную Австралии «Валлаби» . Тур был отменен менее чем через день после прибытия команды в Великобританию 2 сентября из-за начала Второй мировой войны. [ 1 ] [ 2 ] Стремясь служить летчиком- истребителем , Барр сначала пытался записаться в Королевские ВВС , но отозвал свое заявление, когда ему сказали, что маловероятно, что он будет летать когда-либо в ближайшем будущем, и что пока он может рассчитывать только на административные обязанности. [ 3 ]
Вернувшись в Австралию на RMS Strathaird , Барр 4 марта 1940 года поступил на службу в Королевские ВВС Австралии в качестве курсанта. [ 4 ] [ 5 ] После прохождения инструктажа по Tiger Moths в начальной летной школе № 3 в Эссендоне и по Hawker Demons и Avro Ansons в школе служебной летной подготовки № 1 в Пойнт-Куке он был назначен офицером-пилотом . 24 сентября [ 4 ] [ 6 ] Во время тренировок он приобрел репутацию бунтовщика и навсегда стал известен как «Ники», что означает « Старый Ник » или Дьявол. [ 1 ] [ 6 ] В своем стремлении получить должность летчика-истребителя он намеренно плохо целился во время тренировок по бомбардировке - эту хитрость также использовали по крайней мере двое его сокурсников. [ 5 ] К ноябрю 1940 года его направили в 23-ю эскадрилью (город Брисбен) , самолетах CAC Wirraways на патрулировавших побережье Квинсленда . [ 1 ] [ 4 ] По словам Барра, этот самолет был «нашим передовым истребителем в те дни, но не потребовалось много времени, чтобы понять, что мощность Wirraway по сравнению с типами самолетов, с которыми нам предстояло столкнуться, оставляла много возможностей для быть желанным». [ 5 ] Хотя его обязанности несколько расстраивали его, Барр был благодарен за то, что у него за плечами был такой обширный опыт полетов, когда он в конце концов увидел бой. Находясь в Квинсленде, он служил почетным адъютантом губернатора сэра Лесли Уилсона , а также был капитаном команды союза регби RAAF. [ 7 ] ему было присвоено звание летного офицера . 24 марта 1941 года [ 4 ]
Боевая служба
[ редактировать ]
Барр был отправлен в Северную Африку 28 сентября 1941 года, чтобы летать в составе 3-й эскадрильи под командованием командира эскадрильи Питера Джеффри . [ 8 ] [ 9 ] Он переоборудовался в истребители P-40 Tomahawk в учебном подразделении британских ВВС в Хартуме . Там он также получил свою « записку гули », лист бумаги, который нужно было показать местным соплеменникам в случае, если его застрелят, с надписью по-арабски : «Не убивайте предъявителя, кормите его и защищайте, отведите его в Английский, и вы будете вознаграждены. Мир вам». [ 10 ] одержал свою первую воздушную победу над Мессершмиттом Bf 110 Вернувшись в Северную Африку, Барр 12 декабря он последовал за Юнкерсом Ju 88 и Мессершмиттом Bf 109 . На следующий день . Затем эскадрилья была перевооружена на P-40 Kittyhawk; Барр летал на новой модели, когда в первый день Нового 1942 года он стал асом , сбив два Юнкерса Ju 87 Stukas . [ 8 ] [ 11 ] 8 марта он возглавил отряд из шести «Киттихауков», чтобы перехватить налет на Тобрук двенадцати Ju 87 в сопровождении десяти Macchi C. 202 и двух Bf 109. Австралийцы без потерь уничтожили шесть Macchi и три Ju 87, причем один из Macchi принадлежал лично Барру. [ 8 ] [ 12 ]
В конце концов, одержав победу над двенадцатью самолетами противника, а также двумя вероятными и восемью поврежденными, Барр стал самым результативным членом 3-й эскадрильи. [ 8 ] [ 13 ] [ 14 ] Всего он совершил восемьдесят четыре боевых вылета , двадцать из них за две недели и шесть только 16 июня 1942 года. [ 14 ] [ 15 ] Его философия заключалась в том, что Р-40 не был истребителем высшего класса, но его недостатки «можно компенсировать необузданной агрессией», поэтому он решил относиться к воздушному бою так же, как к боксерскому поединку, и «побеждать гораздо более сильных противников, просто иду за ними». [ 11 ] Бобби Гиббс стал командиром 3-й эскадрильи в феврале 1942 года и назначил Барра своим старшим командиром звена. [ 16 ] Получив звание лейтенанта полета 1 апреля, Барр был повышен до исполняющего обязанности командира эскадрильи и назначен командовать подразделением в мае, всего через шесть месяцев после того, как он приступил к боевым действиям, после того, как Гиббс был госпитализирован со сломанной лодыжкой. [ 4 ] [ 17 ] Барр никогда не стремился возглавить эскадрилью и считал, что другие вполне подходят для этой роли. [ 18 ] Как командир он делегировал большую часть административных задач своему адъютанту , но, вопреки обычной практике, сам писал письма ближайшим родственникам пострадавших. [ 5 ]
... у него было две пушки, стрелявшие из кабины, и четыре - по две в каждом крыле - в качестве дополнения. И мне очень понравилось заряжание орудий при взлете. Была близость к бою, которая, казалось, помогла мне с макияжем, особенно мне помог запах кордита в кабине; Я действительно чувствовал, что нахожусь на войне.
- Ники Барр о P-40 Tomahawk, интервью, 1990 г. [ 5 ]
Барра трижды сбивали во время службы в 3-й эскадрилье. Первый случай произошел 11 января 1942 года, когда, уничтожив Bf 109 и Fiat G.50 , он готовился приземлиться в пустыне, чтобы подобрать совершившего аварийную посадку своего коллеги-пилота. Барр уже наполовину опускал шасси, когда на него «прыгнули» два других Bf 109. Он немедленно вступил в бой с обоими и сбил один, прежде чем прибыли новые немецкие истребители, он был подбит и был вынужден приземлиться в тылу врага. [ 8 ] [ 19 ] Как один из немецких пилотов [ 20 ] подошел низко, чтобы обстрелять сбитый «Киттихаук», Барр побежал прямо на него, пытаясь сбить пилота с цели, и был ранен осколками камня, взлетевшими в воздух от попадания артиллерийских снарядов. Племя дружественных арабов -сенусси нашло его, перевязало раны и помогло вернуться на позиции союзников. [ 21 ] За свой подвиг и предыдущие успехи Барр был награжден Крестом за выдающиеся летные заслуги (DFC), полная цитата была опубликована в London Gazette 20 февраля 1942 года: [ 22 ] [ 23 ]

Этот офицер, начавший боевые полеты в ноябре 1941 года, проявил величайшую проницательность и мастерство летчика-истребителя. В декабре 1941 года во время патрулирования района Дерны сбил «Мессершмитт-110»; На следующий день в том же районе он уничтожил «Мессершмитт-110» и «Юнкерс-88». Однажды в январе 1942 года его эскадрилья входила в состав эскорта бомбардировщиков, действовавших над Эль-Агейлой. Были встречены вражеские самолеты, и в завязавшемся бою летный офицер Барр атаковал два итальянских истребителя, один из которых сбил. Затем он заметил, как один из его сбитых товарищей-пилотов махал ему рукой с земли, но, готовясь к приземлению в попытке спасти его, летный офицер Барр был атакован двумя Мессершмиттами 109. Хотя шасси его самолета не было полностью убрано, он немедленно маневрировал, чтобы вступить в бой с нападавшими, но обнаружил, что его орудия заклинило. Быстро исправив ошибку, он произвел точную очередь, в результате которой один из «Мессершмиттов» рассыпался в воздухе. Еще два самолета противника присоединились к бою, а летный офицер Барр был ранен и сбит. Находясь на земле, он был дополнительно ранен вражеским огнем, но, несмотря на это, прорвался через позиции противника и через три дня воссоединился с нашими силами. Он привез много ценной информации о расположении вражеских танков и оборонительных сооружений. Летный офицер Барр во всем проявил величайшее мужество и упорство. Он уничтожил 8 самолетов противника.
25 мая 1942 года Барру пришлось приземлиться в пустыне из-за перегрева двигателя. Только сняв капот двигателя , он заметил приближающиеся вражеские танки и сразу же взлетел с открытым двигателем, благополучно приземлившись на базе. [ 8 ] [ 13 ] Второй раз его сбили 30 мая. [ 13 ] когда он атаковал восемь Bf 109 и уничтожил один, прежде чем был подбит и вынужден приземлиться на высокой скорости на нейтральной полосе. Он попал на минное поле во время ожесточенного танкового боя и был вынужден оставаться на месте, поскольку к нему медленно приближались войска обеих сторон; Британским войскам удалось добраться до него первыми, и после лечения ран он снова вернулся в свою эскадрилью. [ 8 ] [ 24 ] 26 июня, после нападения двух Bf 109 и спасения из горящего «Киттихаука», он был схвачен итальянскими солдатами и доставлен в качестве военнопленного сначала в Тобрук , а затем в Италию, где лечился в больнице. серьезные раны. [ 13 ] [ 25 ] Позже он узнал, что сбившим его пилотом был оберлейтенант Вернер Шрёр , ас Люфтваффе, на счету которого шестьдесят одна победа в Северной Африке. [ 26 ] Бобби Гиббс, оправившись от собственных травм, снова принял командование 3-й эскадрильей. [ 27 ] Во время своего заключения, 5 февраля 1943 года, Барр был награжден баром своего DFC за «уничтожение дальнейших вражеских самолетов». [ 28 ] [ 29 ]

Барр четыре раза пытался сбежать из заключения. [ 30 ] где его держали . К ноябрю 1942 года он достаточно оправился от ран, полученных в июне, и сбежал из больницы в Бергамо , северная Италия, [ 31 ] Он добрался до швейцарской границы, но ему бросил вызов итальянский таможенник, которого он ударил камнем, прежде чем его снова схватили. Представший перед военным трибуналом по обвинению в убийстве, он избежал смертного приговора только тогда, когда представлявший его полковник Швейцарского Красного Креста нашел чиновника и доказал, что тот не умер. Вместо этого Барра приговорили к девяноста дням одиночного заключения в тюремном лагере Гави в Генуе . [ 32 ] В августе 1943 года, когда Италия была на грани капитуляции, военнопленных собрали для отправки в Германию. [ 33 ] Барр выпрыгнул из движущегося поезда, направлявшегося к перевалу Бреннер , и присоединился к группе итальянских партизан в Понтремоли , оставаясь на свободе в течение двух месяцев, прежде чем снова попал в плен. Доставленный в транзитный лагерь недалеко от австрийской границы, Барр и четырнадцать других заключенных сбежали, прорыв туннель под колючей проволокой. [ 34 ] В конце концов ему удалось соединиться с подразделением специальных операций союзников, которое собирало разведданные в тылу врага, саботировало инфраструктуру Оси и помогало пленным союзников и итальянским беженцам бежать через Апеннинские горы по так называемому «Альпийскому маршруту». [ 35 ] Он был пойман и снова сбежал, прежде чем, наконец, сам преодолел альпийский переход, возглавляя группу из более чем двадцати человек. Достигнув дружественных линий в марте 1944 года, его отправили в военный госпиталь в Васто , он весил всего 55 килограммов (121 фунт) и имел слабое здоровье, страдал от малярии , недоедания и заражения крови. [ 8 ] [ 36 ] За помощь, которую он оказал другим беглецам из союзников, он был награжден Военным крестом (MC) за «исключительное мужество в организации побегов»; награда была опубликована 1 декабря 1944 года. [ 37 ] [ 38 ] Считается, что он один из пяти или шести пилотов RAAF, получивших MC во время Второй мировой войны. [ 8 ]
Отправленный в Великобританию в апреле 1944 года, Барр сошёл на берег в Омаха-Бич через два дня после дня «Д» в составе подразделения управления воздушной поддержкой. Во время кампании в Нормандии с ракетным вооружением, он летал на истребителях Hawker Typhoon выполняя операции против пусковых установок летающих бомб Фау-1 . [ 39 ] После своего возвращения в Австралию 11 сентября Барр был назначен исполняющим обязанности командира крыла и назначен главным инструктором подразделения оперативной подготовки № 2 в Милдьюре , штат Виктория, сменив на этом посту Бобби Гиббса. Он также отправился в Новую Гвинею и совершил несколько штурмовых вылетов на «Киттихауке», чтобы набраться опыта на театре военных действий в юго-западной части Тихого океана . [ 4 ] [ 40 ] После окончания боевых действий в августе 1945 года Барр лечился от рецидивирующей лихорадки и перенес две операции на конечностях в больнице № 6 RAAF в Гейдельберге . Он был уволен из ВВС 8 октября. [ 4 ] [ 41 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Я не очень гордился тем, что меня призвали делать. Тем не менее, я принял тот факт, что некоторые люди должны совершать убийства. Но когда тебя вербуют, тебе так не продают, и ты узнаешь, что после того, как тебя научат летать, тебя потом учат убивать. И, ну, мне это совсем не нравилось, но я это делал – это была моя работа.
— Ники Барр, «Австралийская история» , 2002 г. [ 30 ]
После ухода из ВВС Барр остался в Милдьюре со своей женой Дороти (Дот). Они встретились на свидании вслепую в 1938 году и поженились всего несколько недель, когда Ники присоединился к RAAF. Во время войны ей трижды говорили, что ее муж мертв. [ 42 ] [ 43 ] У пары родилось двое сыновей 1945 и 1947 годов рождения. [ 44 ] Травмы Барра помешали ему вернуться к карьере в регби, и он занялся яхтингом как видом спорта. Он также некоторое время помогал своему коллеге-ветерану 3-й эскадрильи Бобби Гиббсу в авиапредприятии в Новой Гвинее, прежде чем заняться бизнесом в качестве менеджера и директора компаний гражданского строительства и фармацевтических фирм. [ 14 ] [ 44 ] Барр вернулся в RAAF 20 марта 1951 года в качестве пилота действующих Гражданских ВВС (CAF) в звании командира звена. 15 апреля 1953 года он был переведен в резерв CAF. [ 8 ] Член Общества побега Королевских ВВС , Барр начал регулярно ездить в Италию со своей женой в конце 1950-х годов, чтобы найти и предложить помощь тем, кто помогал ему во время его попыток побега во время войны. [ 45 ]
В 1961 году Барр стал генеральным директором Meggitt Ltd, фирмы по переработке масличных культур ; в конце концов он стал исполнительным председателем. В 1971 году в совет директоров фирмы вошел недавно вышедший в отставку начальник штаба авиации маршал авиации сэр Алистер Мердок . [ 44 ] Работа Барра в отрасли привела к тому, что в 1983 году на церемонии вручения новогодних наград он был назначен кавалером Ордена Британской Империи (ОБЕ). [ 14 ] [ 46 ] В том же году он стал представителем Австралии и председателем Международной группы семян масличных культур. [ 44 ] В июне 1987 года Барр принял приглашение присоединиться к Джону Гленну , Чаку Йегеру и пятнадцати другим знаменитым летчикам в так называемом « Сборе орлов » на семинаре в Воздушном командно-штабном колледже ВВС США в Монтгомери , штат Алабама. [ 47 ] Обычно не желая публично говорить о войне, он согласился обсудить свой опыт во время эпизода телесериала «Австралийская история» в 2002 году, появившись вместе со своим биографом Питером Дорнаном и Бобби Гиббсом. Сообщается, что к этому времени Барру ежедневно оказывали медицинскую помощь от травм, полученных им в бою. [ 30 ] Он умер в возрасте девяноста лет 12 июня 2006 года, через несколько месяцев после своей жены. Четыре реактивных истребителя F/A-18 Hornet из 3-й эскадрильи пролетели над его похоронами на Золотом Берегу в Квинсленде. [ 14 ] Кроме того, он был удостоен чести на тестовом матче по регби между Австралией и Англией на стадионе Telstra Dome в Мельбурне 17 июня, на следующий день после его похорон. [ 48 ] 14 сентября 2006 года 3-я эскадрилья открыла каменный мемориал в честь Барра; на открытии присутствовали его сыновья Боб и Брайан. [ 49 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Товар 023231» . Австралийский военный мемориал . Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 года . Проверено 26 ноября 2015 г.
- ^ Дорнан 2005, стр. 5–8
- ^ Дорнан 2005, стр. 9–10
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Командир звена Эндрю Уильям Барр, MC, DFC и бар» . Австралийский военный мемориал . Проверено 26 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Барр; Стоукс 1990 г.
- ^ Jump up to: а б Дорнан 2005, стр. 10–12
- ^ Дорнан 2005, стр. 15–17
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гарриссон 1999, стр. 113–115.
- ^ Дорнан 2005, с. 22
- ^ Дорнан 2005, стр. 23–25
- ^ Jump up to: а б Томас 2005, стр. 22–23.
- ^ Херингтон 1954, стр. 223–224.
- ^ Jump up to: а б с д Ньютон 1996, стр. 65–66.
- ^ Jump up to: а б с д и «Прощай, великий австралиец» . Новости ВВС . 29 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. . Проверено 26 ноября 2015 г.
- ^ Херингтон 1954, с. 241
- ^ Дорнан 2005, стр. 80–81
- ^ Томас 2005, с. 33
- ^ Дорнан 2005, стр. 94–95
- ^ Уилсон 2005, стр. 86–87.
- ^ Delve 2017, стр. 159.
- ^ Дорнан 2005, стр. 67–73
- ^ «№35463» . Лондонская газета . 20 февраля 1942 г. с. 844.
- ^ «Рекомендация: Крест летных заслуг» (PDF) . Австралийский военный мемориал . Проверено 26 ноября 2015 г.
- ^ Дорнан 2005, стр. 106–107
- ^ Томас 2005, с. 38
- ^ Дорнан 2005, стр. 137–138
- ^ Херингтон 1954, с. 244
- ^ «№35891» . Лондонская газета (Приложение). 2 февраля 1943 г. с. 653.
- ^ «Рекомендация: планка к Кресту за выдающиеся заслуги» (PDF) . Австралийский военный мемориал . Проверено 26 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Тихий человек» . Австралийская история . Телевидение АВС . 1 апреля 2002 года . Проверено 26 ноября 2015 г.
- ^ Дорнан 2005, стр. 153–155, 158–161
- ^ Дорнан 2005, стр. 163–171
- ^ Дорнан 2005, с. 190
- ^ Дорнан 2005, стр. 196–204
- ^ Дорнан 2005, стр. 210–211
- ^ Дорнан 2005, стр. 222–224, 231–239
- ^ «№36820» . Лондонская газета (Приложение). 28 ноября 1944 г. с. 5515.
- ^ «Рекомендация: Военный крест» (PDF) . Австралийский военный мемориал . Проверено 26 ноября 2015 г.
- ^ Дорнан 2005, стр. 247, 253–257
- ^ Дорнан 2005, стр. 263–264
- ^ Дорнан 2005, стр. 267–268
- ^ Дорнан 2005, с. 7
- ^ «Нерешительный герой» . Возраст . 25 апреля 2002 г. с. 1 (раздел «Культура») . Проверено 26 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Дорнан 2005, стр. 273–274
- ^ Дорнан 2005, стр. 275–276
- ^ «№49213» . Лондонская газета (Приложение). 30 декабря 1982 г. с. 42.
- ^ Дорнан 2005, стр. 276–277
- ^ «Эндрю «Ники» Барр и тур Валлаби 1939 года» . Возраст . 17 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2012 г. Проверено 26 ноября 2015 г.
- ^ «Мемориал герою-эскадрилью» . Новости ВВС . 5 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. . Проверено 26 ноября 2015 г.
Ссылки
[ редактировать ]
- Барр, Ники; Стоукс, Эдвард (3 июля 1990 г.). Стенограмма записи устной истории: Барр, Эндрю Уильям «Ники» (командир эскадрильи) (PDF) . Звуковой архив Кейта Мердока Австралии во время войны 1939–45 годов . Канберра: Австралийский военный мемориал .
- Дорнан, Питер (2005) [2002]. Ники Барр: австралийский ас авиации . Воронье гнездо, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин . ISBN 1-74114-529-5 .
- Дельв, Кен (2017). ВВС пустыни во Второй мировой войне: авиация в Западной пустыне, 1940–1942 гг . Барнсли: Перо и меч . ISBN 978-1-844-15-817-1 .
- Гарриссон, AD (1999). Австралийские истребители-асы 1914–1953 (PDF) . Фэрберн, столичная территория Австралии: Центр исследований авиации. ISBN 0-642-26540-2 .
- Херингтон, Джон (1954). Австралия в войне 1939–1945 годов: Серия третья (Воздух), Том III – Воздушная война против Германии и Италии 1939–1943 годов . Канберра: Австралийский военный мемориал. ОСЛК 3633363 .
- Ньютон, Деннис (1996). Австралийские авиационные асы . Фишвик, Столичная территория Австралии: Аэрокосмические публикации. ISBN 1-875671-25-0 .
- Томас, Эндрю (2005). Томагавк и Киттихаук Асы Королевских ВВС и Содружества . Оксфорд: Оспри . ISBN 978-1-84176-083-4 .
- Уилсон, Дэвид (2005). Братство летчиков . Воронье гнездо, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин. ISBN 1-74114-333-0 .
- 1915 рождений
- смертей в 2006 г.
- Австралийские беглецы
- Австралийские военнопленные
- Австралийские лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетами (Великобритания)
- Игроки международного союза регби Австралии
- Австралийские летающие асы времен Второй мировой войны
- Военнослужащие из Веллингтон-Сити
- Эмигранты из Новой Зеландии в Австралию
- Офицеры Ордена Британской Империи
- Кавалеры Военного креста
- Офицеры Королевских ВВС Австралии
- Персонал Королевских ВВС Австралии времен Второй мировой войны
- Проститутки союза регби
- Сбитые авиаторы
- Военнопленные времен Второй мировой войны, удерживаемые Италией