Jump to content

Танки Чехословакии

ЛТ vz. 35 танков на заводе Škoda

В этой статье рассматривается история танков, использовавшихся вооруженными силами Чехословакии в межвоенный период, а также более обычные танки, разработанные для чехословацкой армии до Второй мировой войны которые стали танками немецкого , а также танки , Вермахта во время Второй мировой войны. , или в использовании других стран, закупивших их до начала войны.

Показана танкетка Карден-Лойда, буксирующая гаубицу.

Первые бронетанки и машины в Чехословакии, как и в большинстве других стран, были основаны на разработках других стран и в конечном итоге превратились в собственные разработки танков. Чехословацкая армия купила три танкетки Carden Loyd и лицензию на их производство в 1930 году, Ческоморавска Колбен-Данек в том же году построила четыре экземпляра в качестве прототипов для будущих заказов. Карден Лойды были проверены во время маневров Фолла и выявили многочисленные проблемы: у экипажей был очень плохой обзор через узкие щели, у пулемета было очень узкое поле огня, а членам экипажа было трудно общаться. Кроме того, они были медленными, маломощными и часто ломались. Для решения этих проблем один из прототипов Р-1 был переоборудован с дополнительными смотровыми окнами во всех направлениях, внутренним боекомплектом и увеличенным до 60° полем огня пулемета. В 1931–1932 годах он прошел тщательные испытания, в результате чего было внесено несколько других изменений. Броня была увеличена с 6 до 8 мм (0,24–0,31 дюйма) и с 9 до 12 мм (0,35–0,47 дюйма), а для механика-водителя был добавлен стационарный пулемет. Два других прототипа были перестроены по тому же стандарту; все три были официально приняты армией 17 октября 1933 года. Другой прототип в конечном итоге был передан армии. Шах Ирана . Заказ на семьдесят машин был размещен 19 апреля 1933 года, и все они были доставлены к октябрю 1934 года. [ 1 ]

Политические события, влияющие на вооруженные силы Чехословакии

[ редактировать ]
Чехословакия в 1928 году.

После Первой мировой войны Словакия и регионы Богемии , Моравии , Силезии и Карпатской Руси образовали общее государство Чехословакию , границы которого были подтверждены Сен-Жерменским договором и Трианонским договором . В 1919 году, во время хаоса, последовавшего за распадом Австро-Венгрии, была образована Чехословакия с многочисленными немцами и венграми в новых границах. Словацкий патриот Милан Растислав Штефаник (1880–1919), который помогал организовывать чехословацкие полки против Австро-Венгрии во время Первой мировой войны, погиб в авиакатастрофе. В условиях мира, последовавшего за Мировой войной, Чехословакия стала суверенным европейским государством. Она предоставила своим меньшинствам довольно широкие по тем временам права и оставалась единственной демократией в этой части Европы в межвоенный период.

В межвоенный период демократическая Чехословакия была в союзе с Францией, а также с Румынией и Югославией ( Малая Антанта ); однако Локарнские договоры 1925 года оставили безопасность Восточной Европы открытой. И чехи, и словаки пережили период относительного процветания. Наблюдался прогресс не только в развитии экономики страны, но и в сфере культуры и образовательных возможностей. Немецкое меньшинство приняло свою роль в новой стране, и отношения с Австрией были хорошими. Однако Великая депрессия вызвала резкий экономический спад, за которым последовали политические потрясения и нестабильность в Европе. [ 2 ]

После этого Чехословакия оказалась под постоянным давлением со стороны ревизионистских правительств Германии и Венгрии. В конце концов, это привело к Мюнхенскому соглашению в сентябре 1938 года, которое позволило нацистской Германии частично расчленить страну, оккупировав так называемую Судетскую область , регион с немецкоязычным большинством, граничащий с Германией и Австрией. Немцы захватили большое количество танков и бронетехники чехословацкой разработки, когда они оккупировали Богемию-Моравию в марте 1939 года. Оставшаяся часть «оставшейся» Чехословакии была переименована в Чехословакию и включала большую степень словацкой политической автономии.

Немецкая карта Первой Словацкой Республики 1943 года.

После Мюнхенского соглашения и Венской премии нацистская Германия пригрозила аннексировать часть Словакии и позволить Венгрии или Польше разделить оставшиеся регионы, если независимость не будет провозглашена. Таким образом, Словакия отделилась от Чехословакии в марте 1939 года и вступила в союз, как того требовала Германия, с гитлеровской коалицией. [ 3 ] Правительство Первой Словацкой Республики , возглавляемое Юзефом Тисо и Войтехом Тукой , находилось под сильным влиянием Германии и постепенно во многих отношениях стало марионеточным режимом .

После того, как стало ясно, что Советская Красная Армия собирается вытеснить нацистов из Восточной и Центральной Европы, антинацистское движение сопротивления начало жестокое вооруженное восстание, известное как Словацкое национальное восстание в конце лета 1944 года . За этим последовала немецкая оккупация и партизанская война. Территория Словакии была освобождена советскими и румынскими войсками к концу апреля 1945 года.

До Второй мировой войны

[ редактировать ]

После Первой мировой войны польская армия начала проектировать танкетки, легкие танки и бронетехнику, многие из которых производились компанией Škoda. Немецкий инженер Йозеф Фоллмер присоединился к компании Škoda и разработал колесно-гусеничный легкий танк KH-50 (Kolo-Housenka). Эта конструкция имела опорные катки, установленные на ведущих звездочках, и опорные колеса позади них для поддержки гусениц. Во время Первой мировой войны Фоллмер был главным конструктором автомобильного отдела военного министерства Германии и спроектировал Первой мировой войны немецкие танки A7V , K-Wagen , LK I и LK II . Несмотря на то, что конструкция Х-50 («Коло-Гусенька») имела впечатляющие для того времени характеристики — 13-мм броню, 37-мм башенное вооружение и двигатель мощностью 50 л.с., способный развивать танк со скоростью 8 миль в час (13 км/ч). h) (на гусеничном ходу) и 22 мили в час (35 км/ч) (на колесах) – был отвергнут чехословацкой армией.

Однако армия была впечатлена концепцией гибридного колеса и гусеницы и заказала дальнейшие исследования, в результате которых были созданы KH-60 (1928–29) и KH-70 (1930). В этих двух конструкциях мощность двигателя была увеличена до 60 и 70 л.с. соответственно, а также была разработана улучшенная система переключения между гусеничным и колесным режимами, которая позволяла производить замену менее чем за 10 минут. [ 2 ]

Было построено два прототипа Х-50, один из которых позже был переоборудован в Х-60; другой был списан. Фактическое производство включало два Х-60 в СССР и один Х-70 в Италию. От концепции колеса на гусенице окончательно отказались в 1934 году. Škoda T-21 (первоначальное обозначение Škoda Š-IIc) был вкладом Škoda в армейскую категорию IIc (средние танки общего назначения) и прямым конкурентом Praga V. -8-Х.

В общем, что и произошло: в начале тридцатых годов и «Прага», и «Шкода» (основные конкуренты по контрактам с чехословацкой армией, но и когда дело дошло до экспорта) имели несколько неудачных разработок, когда дело касалось танков поддержки пехоты. Хотя легкие танки (LT-35 и более поздний LT-38) в целом были хороши, они просто не могли обеспечить правильную поддержку пехоты. Неудачные попытки Praga P-IIb и Škoda Š-IIb. После этого обе компании, по сути, сели вместе и создали совместный проект пехотного танка, получивший обозначение ŠP-IIb. Это не удалось по разным причинам, главным образом потому, что ни одна из компаний не стремилась сотрудничать со своим основным конкурентом. Кроме того, обе компании работали над собственными попытками создать прототипы категорий IIb/IIc. Эти частные попытки позже стали Praga V-8-H и Škoda T-21.

Основные проектные работы по Т-21 начались еще в сентябре 1936 года. Первый прототип был готов в мае 1937 года – так начался долгий путь этой машины, ее модификаций и производных, завершившийся только после войны.

Первым вариантом мая 1937 года был оригинальный Š-IIc. Предполагалось, что он будет оснащен новым двигателем, построенным специально для него филиалом автомобильного завода «Шкода» в Млада-Болеславе, но разработка двигателя затянулась, и на прототипе (в целях экономии времени) был установлен 13-сильный двигатель мощностью 190 л.с. литровый V6, изначально предназначавшийся для прототипа танка прорыва Ш-III. Прототип также был оснащен макетом вооружения (представлявшим собой 47-мм пушку и два пулемета). Но двигатель был недостаточно мощным, перегревался и потреблял много топлива. В сентябре 1937 года двигатель V6 сняли и установили предназначавшийся для него оригинальный двигатель Škoda. Однако машина все равно показала себя не слишком хорошо (двигатель фактически заклинил, и его пришлось сдать на слом), и в ноябре испытания были прекращены, что ознаменовало конец первого этапа разработки Т-21. К тому времени комитет Минобороны искал подходящий чехословацкий средний танк для армии, но Š-IIc не успел уложиться в срок армейских испытаний в июне 1938 года – и это стало концом Т-21 как потенциального варианта. Средний танк чехословацкой армии. С июня по ноябрь 1938 года прототип был дополнительно модифицирован в Пльзень , создав тем самым третий (и последний) вариант исходной конструкции Š-IIc (не считая дальнейших модификаций, внесенных венграми при разработке танка Turán I на основе прототипа Т-21 — 40M Turán I — венгерский средний танк). разработан на основе прототипа Т-21 со значительными улучшениями, включая более эффективную венгерскую 40-мм пушку, улучшенную броню, измененную конструкцию башни и корпуса, а также венгерские 8-мм пулеметы вместо 7,92-мм). Этот третий вариант имел (помимо фиксированного двигателя того же типа, что и второй вариант) лучшие гусеницы, улучшенное охлаждение двигателя, улучшенный масляный насос и модифицированный рулевой механизм.

Однако к тому времени Мюнхенское соглашение полностью изменило приоритеты чехословацкой армии, и продажа (улучшенной) машины чехословацкой армии уже не рассматривалась. Поэтому Škoda попыталась продать эту конструкцию за границу. В ходе заводских испытаний третий прототип показал себя достаточно хорошо и был практически готов к экспорту.

После оккупации Чехословакии это, конечно, стало невозможно – по крайней мере, без согласия Германии. В первые месяцы оккупации немецкие делегации посетили завод Škoda и провели испытания прототипа Š-IIc, который на тот момент, 22 мая 1939 года, был – в соответствии с принципами немецкой номенклатуры – переименован в Škoda T-. 21 (Т = танк, 2 = средний, 1 = 1-й вариант). Немцы не проявили к этому особого интереса; его хотели испытать в Куммерсдорфе, но в итоге немцы решили выпустить улучшенный вариант, получивший название Т-22.

Танчик vz. 33

Британские танкетки Карден-Ллойд, приобретенные Чехословакией, привели к созданию танка, разработанного в Чехословакии, Tančík vz. 33 , который был собран из каркаса из стальных балок «углового железа», к которым были приклепаны броневые листы. Водитель сидел с правой стороны, используя смотровое иллюминатор размером 300 × 125 мм (11,8 × 4,9 дюйма), защищенный пуленепробиваемым стеклом толщиной 50 миллиметров (2,0 дюйма) и бронированным затвором с прорезью 2 мм (0,079 дюйма). Наводчик сидел слева и имел аналогичное смотровое иллюминатор, вполовину меньше водительского. Его ZB vz. 26 пулеметов устанавливался в шаровой установке прямо перед его носом. По бокам и сзади имелись аналогичные смотровые иллюминаторы. Пулемет механика-водителя был закреплен, и он стрелял из него с помощью троса Боудена ; К пулеметам хранилось 2600 патронов. [ 4 ]

Передняя броня имела толщину 12 мм (0,47 дюйма), боковые стороны - 8 мм (0,31 дюйма), верхняя - 6 мм (0,24 дюйма), толщина нижних листов - 6 мм (0,24 дюйма). Этого было сочтено достаточным, чтобы отразить бронебойные пули калибра 7,92 мм (0,312 дюйма), выпущенные с расстояний более 125 метров (137 ярдов) спереди и 185 метров (202 ярда) с боков. Оба должны были выдерживать обычные пули с расстояния более 50 метров (55 ярдов). [ 4 ]

Рядный 4-цилиндровый двигатель Praga объемом 1,95 л (119 куб. Дюймов) с водяным охлаждением и мощностью 30 лошадиных сил (22 кВт) располагался непосредственно в боевом отделении. Максимальная скорость на дороге составляла 35 километров в час (22 мили в час). Один топливный бак емкостью 50 литров (13 галлонов США) располагался слева от двигателя. Трансмиссия имела четыре передачи переднего хода и одну передачу заднего хода. Его, редуктор, дифференциал, ведущие валы и тормоза были взяты от грузовика Прага АН . [ 5 ] Ходовая часть представляла собой модифицированную версию той, что использовалась в танкетках Carden-Loyd . Танчик vz. 33 (дословный перевод Tankette model 33 ) — чехословацкой разработки танкетка , использовавшаяся в основном Словакией во время Второй мировой войны . Всего было построено семьдесят четыре. Немцы захватили сорок, когда оккупировали Богемию-Моравию в марте 1939 года; нет никаких записей об их использовании. Словаки захватили 30 человек одновременно, когда провозгласили независимость от Чехословакии. На словацкой службе он участвовал в боях только во время Словацкого национального восстания .

AH-IV была еще одной танкеткой чехословацкой разработки. Создавая этот дизайн, компания Českomoravská Kolben-Daněk решила не повторять проблемы своего более раннего Tančík vz. 33 и снабдили наводчика башней для лучшего обзора и кругового обстрела. Он был собран из каркаса из стальных балок «углового железа», к которым были приклепаны броневые листы толщиной от 12 до 6 мм (0,47 и 0,24 дюйма). Водитель сидел с правой стороны, используя смотровой люк, защищенный бронестеклом и бронезатвором. Справа от него была небольшая смотровая щель. Также справа от него, во всех моделях, кроме шведской Strv m/37 , располагался легкий Zbrojovka Brno ZB vz. 26 или вз. 30 , который обычно фиксировался на месте и стрелял с помощью троса Боудена . Наводчик сидел слева и управлял небольшой башней с пулеметом ZB vz. 35 или ЗБ vz. 37 крупнокалиберный пулемет в шаровой установке. Большая часть ствола пулемета выступала из крепления и была защищена броневым желобом. У него был большой смотровой люк справа от пулеметной установки в башне и небольшая смотровая щель на левом борту надстройки. К двум пулеметам было перевезено 3700 патронов. Радио не было установлено. [ 6 ]

Шестицилиндровый двигатель Praga объемом 3,468 литра (211,6 куб. Дюймов) с водяным охлаждением производил 55 лошадиных сил (41 кВт) при 2500 об / мин. Он располагался в задней части боевого отделения и приводил в движение трансмиссию через приводной вал, идущий вперед между водителем и командиром к коробке передач. Охлаждающий воздух был предназначен для забора воздуха через люки командира и механика-водителя. Это имело то преимущество, что газы сгорания пушки быстро рассеивались при стрельбе, но и несколько недостатков. Постоянная тяга двигателя сильно влияла на экипаж в холодную погоду, а шум двигателя и нагрев повышали утомляемость экипажа. Он имел максимальную скорость на дороге 45 километров в час (28 миль в час) и запас хода от 150 до 170 километров (от 93 до 106 миль). Полуавтоматическая трансмиссия Praga-Wilson имела пять передач переднего хода и одну передачу заднего хода для привода передней ведущей звездочки. Ходовая часть представляла собой уменьшенную версию подвески Panzerkampfwagen 38(t) . Он состоял из четырех больших опорных катков с каждой стороны, каждая пара устанавливалась на колесную балку и подрессорялась. листовые рессоры . На каждом борту имелись двухколесные транспортеры. Натяжное колесо находилось сзади, и был установлен один возвратный ролик. Его давление на грунт составляло всего 0,5 кг/см. 2 . Он мог пересечь ров шириной 1,5 метра (4,9 фута), подняться на препятствие высотой от 0,5 до 0,6 метра (от 1,6 до 2,0 фута) и перейти вброд ручей глубиной 0,8 метра (2,6 фута). [ 6 ]

Чехословацкий LT vz. 34 танка

Следующий крупный танк на вооружении Чехословакии имел официальное обозначение Lehký (Light) Tank vzor (Model) 35, но обычно его называли LT vz. 35 или ЛТ-35 . В Германии его называли Panzerkampfwagen 35(t) , обычно сокращали до Panzer 35(t) или сокращали до Pz.Kpfw. 35(t) чехословацкой разработки , и этот легкий танк в конечном итоге использовался в основном нацистской Германией во время Второй мировой войны. Буква (t) обозначала tschechisch (нем. «Чешский»). Всего было построено четыреста тридцать четыре; из них немцы захватили двести сорок четыре, когда они оккупировали Богемию-Моравию в марте 1939 года , а словаки приобрели пятьдесят два, когда они одновременно провозгласили независимость от Чехословакии. Остальные были экспортированы в Болгарию и Румынию . На вооружении Германии он участвовал в боях в первые годы Второй мировой войны, особенно во время вторжения в Польшу , битвы за Францию ​​и вторжения в Советский Союз , прежде чем был выведен в отставку к 1942 году.

Panzerkampfwagen 38(t) — еще один чешский танк довоенной разработки . После того, как Чехословакия была захвачена Германией , он был принят на вооружение немецкой армии, где участвовал в вторжениях в Польшу, Францию ​​и Россию. Производство закончилось в 1942 году, когда его вооружение было признано недостаточным. Это был обычный танк довоенной конструкции с клепаной броней и расположением двигателя сзади. Клепаная броня в основном была ненаклонной, а толщина в большинстве модификаций варьировалась от 10 до 25 мм. Более поздние модели (Ausf. E) увеличили эту толщину до 50 мм, прикрепив спереди дополнительную 25-мм броню. Бортовая броня получила дополнительную 15-мм броню от Ausf. Е вперед.

Двухместная башня располагалась по центру и вмещала основное вооружение танка — 37-мм пушку Skoda A7 с боекомплектом в 90 снарядов. Он был оснащен 7,92-мм пулеметом справа от основного орудия. Этот турельный пулемет имел отдельную шаровую установку, а не фиксированную спаренную установку. Это означало, что пулемет можно было наводить на цели независимо. В качестве альтернативы командир/наводчик мог соединить пулемет внутри основного орудия и использовать его в качестве спаренного пулемета. Всего было изготовлено более 1400 экземпляров. Шасси продолжали производить для истребителей танков Marder III (1942-1944) и Hetzer (1944-1945), безбашенных штурмовых орудий, противотанковых и зенитных орудий.

Разработка

[ редактировать ]

Танчик vz. 33 (дословный перевод «Танкетка модель 33») была первой танкеткой чехословацкой разработки, всего было построено семьдесят четыре штуки, но у нее было много проблем. Чехословацкая армия купила три танкетки Carden-Loyd и лицензию на их производство в 1930 году, Ческоморавская Колбен-Данек в том же году построила четыре экземпляра в качестве прототипов для будущих заказов. Карден-Лойды были проверены во время маневров Фолла и выявили многочисленные проблемы: у экипажей был очень плохой обзор через узкие щели, у пулемета было очень узкое поле огня, а членам экипажа было трудно общаться. Кроме того, они были медленными, маломощными и часто ломались. Для решения этих проблем один из прототипов Р-1 был переоборудован с дополнительными смотровыми окнами во всех направлениях, внутренним боекомплектом и увеличенным до 60° полем огня пулемета. В 1931–1932 годах он прошел тщательные испытания, в результате чего было внесено несколько других изменений. Броня была увеличена с 6 до 8 мм (0,24–0,31 дюйма) и с 9 до 12 мм (0,35–0,47 дюйма), а для механика-водителя был добавлен стационарный пулемет. Два других прототипа были перестроены по тому же стандарту; все три были официально приняты армией 17 октября 1933 года. Другой прототип в конечном итоге был передан армии. Шах Ирана . Заказ на семьдесят машин был размещен 19 апреля 1933 года, и все они были доставлены к октябрю 1934 года. [ 1 ] Ческоморавска Колбен-Данек была полна решимости не повторять проблемы своего более раннего Танчика vz. 33 для своей новой танкетки AH-IV . Танкетка AH-IV d появилась в 1936 году, и компания ČKD внесла улучшения, в результате которых у наводчика появилась башня для лучшего наблюдения и кругового обзора. Маневренная и быстрая, боевая танкетка с пулеметом попала в чужие руки, так как строилась в основном на экспорт.

Шведская модель AH-IV Strv m/37.

LT vz. 34 , официально обозначенный как Lehký Tank vzor 34 («Легкий танк модель 34»), чехословацкой разработки легкий танк был основан на трех танкетках Carden-Loyd , купленных в 1930 году. Неудовлетворенный прототипами Tančík vz. 33 , чехословацкая армия решила , танкетки что будет проще спроектировать легкий танк с нуля, чем модифицировать шасси для установки на нее полностью вращающейся бронированной башни . 50 LT vz. Всего было построено 34 самолета, последний из которых сдан в 1936 году.

Один прототип был заказан у Ческоморавской Колбен-Данек в 1931 году, но разработка шла медленно, и он был принят только в ноябре 1932 года. Его оценки были очень положительными, и 19 апреля 1933 года был размещен заказ на пятьдесят штук. Первые шесть из них должны были служили предсерийными моделями и должны были быть поставлены к 30 сентября 1933 года. Дата поставки следующей партии из двадцати четырех экземпляров была через год, а последняя партия из двадцати должна была быть поставлена ​​​​к 30 июля 1935 года. Производство было отложено из-за качества. Проблемы с первоначальной партией броневых листов от Польди и поставкой предсерийной серии не возникали до 23 апреля 1934 года. Более серьезная проблема заключалась в том, что армия отклонила предложенное ČKD вооружение в виде 4,7-сантиметрового (1,9 дюйма) калибра Vickers 44/60. пушка и два ZB vz. 26 пулеметов, поэтому контракт был подписан без каких-либо проектных работ по желаемой конфигурации вооружения. Компания ČKD завершила разработку проекта только в декабре 1933 года, и первые шесть танков были поставлены только с парой ZB vz. 26 пулеметов. Последние танки были доставлены 14 января 1936 года, но шесть предсерийных моделей пришлось вернуть на завод для модернизации, оснащения соответствующим вооружением и других модификаций до новейших стандартов. Последний был доставлен 17 августа 1936 года. [ 7 ]

К концу 1934 года Чехословацкая армия сформулировала потребность в легких кавалерийских танках II-a категории. Ческоморавская Колбен-Данек предложила улучшенную версию своего легкого танка P-II, уже находившегося на вооружении, как LT vz. 34 , но компания Škoda предложила новую конструкцию, в которой использовались пневматическая система и двигатель, ранее проверенные на неудачном прототипе легкого танка SU или S-II . У каждой компании было заказано по одному прототипу для поставки летом 1935 года. [ 8 ] Оба танка имели одинаковое вооружение и экипаж из трех человек, но P-II-a ČKD был намного меньше - 8,5 тонны (8,4 длинных тонны; 9,4 коротких тонны) и имел максимум брони всего 16 миллиметров (0,63 дюйма), в то время как S Koda S -II-a весил 10,5 тонн (10,3 длинных тонны; 11,6 коротких тонн) и имел броню 25 миллиметров (0,98 дюйма). [ 9 ] В армии считали, что P-II-a находится на пределе своего развития, тогда как S-II-a можно совершенствовать по мере необходимости. [ 10 ]

Первый производственный заказ на 160 LT vz. 35 , как назывался S-II-a на армейской службе, был принят на вооружение 30 октября 1935 года, а поставки начались в декабре 1936 года. Дополнительный заказ на 35 экземпляров был сделан 12 мая 1936 года, а последующий заказ был размещен еще на 103 экземпляра. месяц спустя. [ 11 ] Общий заказ на 298 танков был разделен поровну между Škoda Works и ČKD в соответствии с картельным соглашением. [ 12 ]

было много дефектов Разработка шла в спешке, и в LT vz. . 35 с. Многие танки пришлось вернуть на заводы для ремонта. Любопытно, что большая часть этих ремонтов касалась электрической системы, а не сложной пневматической системы. [ 11 ] Британская компания Алвис-Штаусслер вела переговоры о лицензии на производство с сентября 1938 года по март 1939 года, когда нацистская оккупация сделала соглашение невозможным. Советы также были заинтересованы, поэтому компания Škoda поставила прототип S-II и один серийный LT vz. 35 на полигон в Кубинке для оценки. Советы были заинтересованы только в покупке прототипа, но Škoda отказалась продавать его, пока не будет приобретена лицензия, полагая, что Советы просто скопируют дизайн и построят его, не выплачивая никаких гонораров. [ 13 ]

К 1935 году чехословацкий производитель танков ČKD искал замену LT vz. 35 или, как его стали называть, танк LT-35 , который они производили совместно с заводом Škoda Works . LT-35 был сложным и имел недостатки, и ČKD чувствовала, что заказы будут как от расширяющейся чехословацкой армии, так и на экспорт.

Компания ČKD решила использовать для своего нового танка подвеску с четырьмя большими колесами. Внешне она напоминала подвеску Christie , но на самом деле представляла собой обычную листовую рессору. Полученная машина оказалась надежной и имела успех на экспорт: 50 экземпляров были экспортированы в Иран , по 24 — в Перу и Швейцарию. Литва тоже заказала. Британский королевский бронетанковый корпус (RAC) получил одну пробную модель, доставленную 23 марта 1939 года в артиллерийскую школу в Лулворте . В отчете говорилось, что «(луковый) стрелок не мог удобно сидеть, так как радиоприемник мешал его левому плечу». В сообщении также говорилось, что из-за тряски во время движения машины навести орудие было невозможно. Даже на скорости 5 миль в час точность была плохой. В результате РАК не закупила танк, а опытную модель вернули.

1 июля 1938 года Чехословакия заказала 150 самолетов модели TNHPS, которые стали известны как LT vz. 38. Хотя ко времени немецкой оккупации ни один из них не поступил на вооружение, те, что были изготовлены, были приняты и использованы Германией. После захвата Германии Германия приказала продолжить производство этой модели, поскольку она считалась отличным танком, особенно по сравнению с танками Panzer I и Panzer II , которые были основными танками Панцерваффе. Впервые он был принят на вооружение Германии под названием LTM 38 ; 16 января 1940 года он был изменен на Panzerkampfwagen 38(t) и стал известен как Panzer 38(t). Производство танков для Германии продолжалось и в 1942 году и составило более 1400 экземпляров. Экземпляры также были проданы ряду союзников Германии, включая Венгрию (102), Словакию (69), Румынию (50) и Болгарию (10). На вооружении Германии 38(t) использовался в качестве замены Panzer III .

Венгерский 40M Turán I был основан на конструкции прототипа среднего танка Škoda T-21, хотя эти две конструкции все же сильно различались.

В декабре 1937 года мастерские «Шкода» подготовили прототип среднего танка на базе LT vz. 35 проект. Были запущены два прототипа, получившие обозначение S-IIc, но их постройка так и не была завершена. Танк весил 16,5 тонн (16,2 длинных тонны; 18,2 коротких тонны), был вооружен 47-мм пушкой Škoda A9 vz. 38, два пулемета калибра 7,92 мм, а максимальная броня была увеличена до 30 мм. Наконец, S-II-c должен был иметь более совершенный двигатель объемом 13,8 л и мощностью 250 л.с.; это увеличило максимальную скорость примерно до 50 км/ч. После того, как Германия аннексировала Чехословакию, прототипы были готовы, и венгерские инженеры разработали на их основе 40M Turán I. Turán I имел лучшее бронирование, чем S-II-c, также чешскую 47-мм пушку заменили на венгерскую 40-мм пушку с большей бронепробиваемостью, были переработаны корпус и башня, а 7,92-мм пулеметы заменены на Венгерские 8-мм Gebauer пулеметы , а также другие изменения, отличающие два танка. Венгерский Туран, который я хотел бы увидеть, будет сражаться против СССР во Второй мировой войне.

Прототип танка ST vz 39

Осенью 1937 года чехословацкие вооруженные силы объявили конкурс на новый средний танк; Соревнулись Škoda, ČKD и Tatra. Наибольший интерес представлял танк ЧКД В-8-Н (позднее ST vz.39). V-8-H был первой полностью независимой конструкцией ЧКД Прага. Это был результат опыта, полученного ЧКД во время сотрудничества Шп-IIб в середине 1930-х годов (прототип Шп-IIб был построен в 1937 году). Однако компания Škoda, будучи основным конкурентом ČKD, на самом деле не была особо заинтересована в сотрудничестве и вложила свои ресурсы в то, что впоследствии стало линейкой машин Т-2Х (в частности, средний танк Т-21). В результате появился В-8-Н (обозначение означает двигатель В-8, Н — гусеничный), унаследовавший лучшие детали и опыт от Шп-IIб. К сожалению, он унаследовал и некоторые недостатки (а именно, ненадежный двигатель и слабую главную передачу).

Прототип строился и испытывался с лета 1937 года в течение примерно шести месяцев. Испытания прошли довольно успешно, и впоследствии проект был предложен ряду стран, в том числе Великобритании, Китаю, Дании, Египту и многим другим. Однако интерес к машине был невелик, поскольку ее вес составлял 14 тонн, тогда как большинство мостов того времени выдерживали транспортные средства массой до 10 тонн. Кроме того, он был значительно дороже легких танков чехословацкого производства. Лишь Италия, Швеция и Швейцария проявили некоторый интерес. Однако в конце 1937 года чехословацкая армия решила провести официальные испытания танков как в категории пехотных, так и в категории крейсерских танков. V-8-H принял участие в этих испытаниях и стал явным победителем в своей категории, учитывая потребность армии в среднем танке. Чехословацкая армия, увидев новые немецкие машины Panzer III, почувствовала, что современные легкие танки не могут им противостоять. Был объявлен конкурс на новый средний танк чехословацкой армии, в котором принял участие V-8-H. В апреле 1938 года машина прошла тщательные испытания, были внесены изменения, в результате которых масса танка увеличилась на две тонны. Были изменены и улучшены практически все детали, включая двигатель, броню и трансмиссию.

В связи с ухудшением международной обстановки армия приняла решение заказать 300 V-8-H/ST vz. 39 танков. Заказ еще на 150 самолетов был отменен после того, как по Мюнхенскому соглашению 1938 года Судетская область Чехословакии была передана Германии. После оккупации остальной части Чехословакии 15 марта 1939 года представители немецкого управления вооружений выбрали V-8-H для испытаний в армии в Айзенахе. По итогам двухнедельных испытаний в ноябре 1939 года был выдан заказ на изготовление еще одного опытного образца. Оба прототипа пережили войну, но вскоре были списаны.

Ягдпанцер 38(т)

Основными преимуществами Panzer 38(t) по сравнению с другими танками того времени были очень высокая надежность и устойчивая подвижность. В одном задокументированном случае полк был снабжен танками, пригнанными прямо с завода за 2,5 дня вместо положенной недели, без каких-либо механических поломок (в: История 25-го танкового полка 7-й танковой дивизии). По мнению экипажей, узлы привода 38(т), двигатель, трансмиссия, рулевое управление, подвеска, колеса и гусеницы идеально гармонировали друг с другом. 38(t) также считался очень простым в обслуживании и ремонте. [ 14 ]

Panzer 38(t) производился до июня 1942 года. Маленькая башня была неспособна принять достаточно большое орудие, чтобы уничтожить танки поздней войны, такие как Т-34 , и производство танковой версии было прекращено. Однако с 1942 по 1944 годы шасси использовалось для истребителей танков Marder III. Всего было выпущено около 1500 моделей Marder III, что составляет более 1400 выпущенных Panzer 38(t). После Marder III Jagdpanzer 38(t) производился на базе модифицированного шасси Panzer 38(t), всего было выпущено около 2800 экземпляров. Шасси Panzer 38(t) также послужило основой для небольшого количества зенитных орудий.

Операционная история

[ редактировать ]
Чешский LT vz. 34 в 1935 году

Чехословацкая армия осознала, что броня толщиной 15 мм (0,59 дюйма) на ее LT vz. 34 или P-II был слишком тонким, и программа по его замене была быстро реализована, в результате чего появился LT vz. 35 . Тем временем они предложили армии возможность тренироваться на более современных танках, чем немногие уцелевшие Первой мировой войны времен Renault FT . Каждый из трех бронетанковых полков получил от девяти до двадцати четырех, пока не был заменен на LT vz. 35 штук 1937 года. После Мюнхенского соглашения в октябре 1938 года армия попыталась их продать, но не нашла покупателей. В ноябре 1938 года было решено сосредоточить их всех в Третьем танковом полку было переброшено только 18 человек . в Словакии, но до немецкой оккупации Чехословакии и провозглашения независимости Словакии в марте 1939 года [ 15 ]

Немцы захватили двадцать три LT vz. 34 и прототип, когда они оккупировали Чехословакию, но записей об их использовании нет, поэтому предположительно их быстро сдали на слом. Десять LT vz. 34 были захвачены после того, как они были брошены повстанцами во время Словацкого национального восстания в 1944 году. Их отправили в Skoda для ремонта, но местный военный представитель приказал сдать их на слом из-за плохого состояния и устаревания. Войска СС пытались отменить этот приказ, поскольку планировали перебросить их в нацистское марионеточное государство Хорватию . Двое были спасены со свалки, но к марту 1945 года башни остальных были спасены для перевооружения двумя пулеметами и установки в стационарных укреплениях. [ 16 ]

В Словакии 27 LT vz. 34 сформировали одну роту в бронетанковом батальоне «Мартин» , сформированном словацкой армией в середине 1939 года, который позже был расширен до бронетанкового полка , но им были переданы обязанности по обучению, когда словаки начали получать более современные танки из Германии в 1941 году. . [ 17 ] Десять были оставлены повстанцами, когда в сентябре 1944 года началось Словацкое национальное восстание, и были быстро захвачены немцами. Остальные окопались на подступах к Зволену . [ 16 ]

298 LT vz. 35, широко известные позже как танки Panzer 35(t), в период с 1936 по 1939 год были приписаны к танковым полкам четырех мобильных (Рыхла) дивизий. Каждый полк должен был выделять взводы по три танка для поддержки пехотных дивизий и приграничных районов. во времена кризиса. Эти взводы активно использовались для подавления протестов и насилия, спровоцированных Генлайна Конрада Судетско-немецкой партией ( Sudetendeutsche Partei - SdP) и Sudetendeutsche Freikorps (полувоенные группы, обученные в Германии инструкторами СС ) в период с мая по октябрь 1938 года. [ 18 ]

После Мюнхенского соглашения два танковых батальона были отправлены для усиления 3-й мобильной дивизии в Словакию. Они использовались для отражения венгерских и польских пересечений границы, иногда численностью до батальона. Они прикрывали пехоту, когда ей пришлось эвакуировать южную Словакию после Первой Венской премии 2 ноября 1938 года. [ 19 ] LT vz. 35 легких танков также использовались в словацко-венгерской войне или Малой войне ( венгерский : Kis háború , словацкий : Malá vojna ), сражавшейся с 23 марта по 31 марта/4 апреля 1939 года между Первой Словацкой Республикой и Венгрией в восточной Словакии .

Рота из девяти LT vz. 35-й дивизион находился в Михаловце , когда Карпатская Украина провозгласила независимость и вторглась Венгрия 14 марта 1939 года. Они усилили чехословацкую оборону перед Свалявой, прежде чем к 17 марта были вынуждены отступить в Словакию. На следующий день их передали Словакии. S -II - прототип и один LT vz. 35 танков возвращались с испытаний в Советском Союзе, когда начались боевые действия. Они высадились в Севлюсе и участвовали в контратаке у Фанчиково, но LT vz. 35 было повреждено и захвачено венграми. К 17 марта прототип был вынужден отступить в Румынию вместе с большей частью других чехословацких войск в восточной Малороссии. Через полгода румыны вернули его «Шкоде». [ 20 ]

Panzer 35(t) во Франции, 1940 г.

В 1939 году, после немецкой оккупации Чехословакии в марте 1939 года, 244 LTM35 чехословацкой армии были захвачены немцами. [ 21 ] они были известны как LTM35, где до января 1940 года а затем получили обозначение Panzer 35(t) . [ 22 ] На вооружении Германии они использовались в качестве замены среднего танка Panzerkampfwagen III . Они были приписаны к танковому батальону (Panzerabteilung) 65-му (39-му) 1-й легкой (leichte) дивизии и отдельному 11-му (81-му) танковому полку , где они участвовали во вторжении в Польшу . [ 23 ] 77 из них были потеряны в ходе похода, в основном из-за механических поломок, но только 7 из них оказались безнадежными. [ 24 ] С 1940 года запасных частей не было, и танки приходилось полностью восстанавливать, чтобы они оставались в рабочем состоянии.

Panzer 38(t), Франция, июнь 1940 г.

LT vz. 38, обозначенный немцами как Panzer 38(t), хорошо показал себя в Польской кампании в 1939 году и в битве за Францию ​​в 1940 году. Он был лучше вооружен, чем танки Panzer I и Panzer II . Он был на одном уровне с большинством легких танков той эпохи, хотя и не мог эффективно поражать лобовую броню средних, тяжелых и пехотных танков.

Panzer 38(t), Советский Союз, июнь 1941 г.

Он также использовался во время вторжения Германии в Советский Союз с 1941 года в немецких и венгерских частях, но его превосходили советские танки, такие как Т-34 . Некоторые бывшие немецкие части были переданы румынам в 1943 году, после потери многих румынских танков R-2 (LT vz. 35). К тому времени оно в значительной степени устарело, хотя шасси было успешно адаптировано для выполнения самых разных функций. Известные варианты включают Sd.Kfz. 138 Marder III Мобильная противотанковая пушка Sd.Kfz. Мобильная гаубица 138/1 Grille , Flakpanzer 38(t) и истребитель танков Jagdpanzer 38(t) « Hetzer ». Небольшое количество также использовалось для разведки, обучения и обеспечения безопасности, например, для размещения на бронепоездах.

После Второй мировой войны

[ редактировать ]

Во время войны первые столкновения с российскими Т-34 быстро заставили немецкую армию искать альтернативные решения для нового среднего танка. Одним из них было поручение компании «Шкода» из оккупированной Чехословакии разработать новый средний танк для Вермахта. Осенью 1941 года немцы связались с инженерами и конструкторами «Шкоды», и к концу 1941 года были готовы первые чертежи новой машины (обозначенной Т-24). В то же время другой коллектив работал над еще более тяжелой машиной — Т-25, и проект Т-24 был отменен в пользу Т-25. Технически это был один из самых совершенных чертежей конструкторского бюро «Шкода» и, как и Т-25, он был вдохновлен наклонными формами советского танка Т-34. Когда война подходила к концу, 10 декабря 1945 года 1-й отдел чехословацкого верховного командования направил свои идеи по поводу нового танка в ВТУ (Военный научно-исследовательский институт). Это должна была быть машина массой 30–33 тонны, вооруженная пушкой калибра 85–105 мм, с броней от 20 до 65 миллиметров. Он должен был приводиться в движение дизельным двигателем с максимальной скоростью 50 км/ч и иметь экипаж из пяти человек. 3 декабря 1946 года конструкторское бюро ВТУ представило миниатюрный макет, получивший название «Танк всеобщего поужити» (ТВП). В его основу легли лучшие элементы изученных немецких, британских, русских и чехословацких конструкций. В качестве вооружения институт ВТУ предложил использовать немецкие 88-105-мм пушки. В 1947 и 1948 годах этот проект прорабатывался, требования и элементы конструкции машины дорабатывались. Параллельно развивалась другая крупная компания - ČKD (до войны Пльзень и ČKD активно конкурировали за военные контракты), однако информации об их участии в эти годы нет.

Однако официальный запрос на новый танк от высшего командования был подан только в 1949 году (все предыдущее участие армии было на неофициальном уровне). Проект «Шкода» получил при этом официальное обозначение – Т-50, проект ЧКД получил обозначение Т-51, но к 1950 году оба проекта были унифицированы под обозначением Т-50/51. Вынужденное Советским Союзом и вынужденное принять советские танки в свою армию, чехословацкое командование было вынуждено отказаться от поддержки проекта. Несколько месяцев спустя все независимые проектные и строительные работы в Чехословакии были прекращены, что ознаменовало конец последнего по-настоящему независимого чехословацкого танкового проекта.

Отныне на протяжении десятилетий все чехословацкие танки будут производными от советских моделей, как показано ниже:

  •  Чехословакия - 1800 Т-54 были заказаны в 1957 году и произведены по лицензии в период с 1958 по 1963 год. 1700 Т-55 были заказаны в 1963 году и произведены по лицензии с 1964 по 1973 год. [ 25 ] 2700 Т-54 , Всего в период с 1957 по 1966 год по лицензии было произведено Т- 55 и Т-55А а в период с 1964 по 1983 год — 8300 (Т-55А, вероятно, производился с 1968 года) (большая часть на экспорт). Передано государствам-преемникам.
  •  Чехия — не менее 296 Т-54 и Т-55 , 2 МТ-55 , 25 ВТ-55 были унаследованы от Чехословакии. [ 25 ] [ 26 ] 792 Т-55 и Т-72 . На начало 2001 года на вооружении находилось [ 26 ] Согласно реестру обычных вооружений ООН, в вооруженных силах Чехии насчитывалось 948 Т-55 и Т-72 в 1997 году, 938 в 1998 году, 792 в 1999 году и 652 по состоянию на 1 января 2001 года. [ 26 ] Последние машины были выведены из эксплуатации в начале 2000-х (десятилетия).
  •  Словакия . По меньшей мере 206 человек были унаследованы от Чехословакии. [ 27 ] 1 Т-55АМ2Б получен из Чехии в 2000 г. 1 Т-55АМ2 получен из Чехии в 2001 г. [ 26 ] 2 Т-55АМ2 получены из Чехии в 2005 году. [ 26 ] 275 Т-55 и Т-72 . В 1999 году на вооружении находилось [ 26 ] 3 Т-55 . В начале 2001 года на вооружении находились [ 28 ]

Обзор по танкам Чехословакии танков и танкеток

[ редактировать ]
  • Колотушенко
  • ЛТ vz. 34 — Легкий танк ЧКД/Прага П-11. Пятьдесят построено для Чехословакии. [ 29 ]
  • ЛТ vz. 35 — лёгкий танк Škoda S-IIa, построенный для чехословацкой армии. Захваченные образцы использовались Германией как Panzer 35(t) . [ 29 ]
  • ЛТ vz. 38 — легкий танк ČKD/Praga TNH, построенный для Чехословакии и на экспорт. Принят на вооружение немецкой армии как Panzer 38(t) , производство продолжалось до 1942 года. [ 30 ]
  • СТ вз. 39 — Прототип среднего танка конструкции ČKD/Praga. Заказан чехословацкой армией, но планы производства были приостановлены из-за захвата Германии. [ 31 ]
  • AH-IV — двухместный лёгкий танк, построенный на экспорт. [ 32 ]
  • F-IV-HE — прототип трехместного легкого плавающего танка 1937 года. [ 32 ]
  • Škoda S-IIb/S-II-c/T-21 — проект среднего танка, отвергнутый Чехословакией в пользу St vz. доработали его до 40M Turán I. 39, но венгры [ 29 ]
  • Škoda T-24 — Škoda T24 — легкобронированный средний танк, разработанный автомобильной компанией Škoda.
  • Т-54/55 - 1800 Т-54 были заказаны в 1957 году и произведены по лицензии с 1958 по 1963 год. 1700 Т-55 были заказаны в 1963 году и произведены по лицензии с 1964 по 1973 год. Всего в период с 1957 по 1998 год по лицензии было произведено 2700 Т-54, а в период с 1964 по 1983 год — 8300 Т-55 и Т-55А (Т-55А, вероятно, производился с 1968 года) (большая часть на экспорт). Передано государствам-преемникам.
  • Т-72 . В период с 1981 по 1990 год было произведено около 1700 Т-72/Т-72М/Т-72М1. В 1991 году в чехословацкой армии было 815 Т-72.
  • ST-I — послевоенное чехословацкое обозначение Jagdpanzer 38 «Hetzer». 249 находились на вооружении, пока не были сняты с производства в 60-х годах. [ 33 ]

Танкетки

[ редактировать ]
  • Танцовщица vz. 33 - конструкция двухместной танкетки ČKD/Praga - около 70 заказано Чехословакией. [ 29 ]
  • Škoda MU-4 — двухместная танкетка, от которой отказались в пользу vz. 33 производства Чехословакии, но версия S-1d , вооруженная 37-мм пушкой, построенной для Югославии. [ 34 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Kliment and Francev, pp. 44-5
  2. ^ Перейти обратно: а б Й. В. Полисенцкий, История Чехословакии в общих чертах (Прага: Bohemia International, 1947), стр. 113–114.
  3. ^ Герхард Л. Вайнберг, Внешняя политика гитлеровской Германии: начало Второй мировой войны, 1937–1939 (Чикаго, 1980), стр. 470–481.
  4. ^ Перейти обратно: а б Климент и Францев, с. 46
  5. ^ Kliment and Francev, pp. 46-7
  6. ^ Перейти обратно: а б Kliment and Francev, pp. 109-115
  7. ^ Kliment and Francev, pp. 48-51
  8. ^ Kliment and Francev, pp. 53-54
  9. ^ Kliment and Francev, pp. 285-6
  10. ^ Климент и Францев, с. 55
  11. ^ Перейти обратно: а б Kliment and Francev, pp. 55-58
  12. ^ Климент и Францев, с. 60
  13. ^ Климент и Францев, с. 59
  14. ^ Спилбергер, 1990.
  15. ^ Kliment and Francev, pp. 61
  16. ^ Перейти обратно: а б Kliment and Francev, pp. 51
  17. ^ Климент и Накладаль, стр. 36-7, 46
  18. ^ Kliment and Francev, pp. 56-7
  19. ^ Климент и Францев, с. 164
  20. ^ Kliment and Francev, pp. 164-5
  21. ^ Климент и Францев, с. 165
  22. ^ Йенц, с. 69
  23. ^ Йенц, с. 91
  24. ^ Йенц, с. 104
  25. ^ Перейти обратно: а б База данных SIPRI о поставках оружия
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ошибка цитирования: именованная ссылка была вызвана, но так и не определена.
  27. ^ Словацкая армия Armyrecognition.com
  28. ^ Армии стран мира : Вооруженные силы иностранных государств на 2001 год : S
  29. ^ Перейти обратно: а б с д Чемберлен и Эллис 1972, с. 19.
  30. ^ Чемберлен и Эллис 1972, стр. 20–22.
  31. ^ Чемберлен и Эллис 1972, с. 22.
  32. ^ Перейти обратно: а б Чемберлен и Эллис 1972, с. 20.
  33. ^ «Ягдпанцер 38(т) Хетцер» . 20 февраля 2021 г.
  34. ^ Чемберлен и Эллис 1972, с. 18.
  • Бишоп, Крис (редактор) 1998, Энциклопедия оружия Второй мировой войны, Barnes & Noble, Нью-Йорк. ISBN   0-7607-1022-8 .
  • Кариус, Отто (2003). Тигры в грязи . Книги Стэкпола. ISBN  0-8117-2911-7 .
  • Чемберлен, Питер и Хилари Л. Дойл. Томас Л. Дженц (технический редактор). Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны: Полный иллюстрированный справочник немецких боевых танков, броневиков, самоходных орудий и полугусеничных машин, 1933–1945 гг . Лондон: Arms and Armor Press, 1978 (переработанное издание 1993 г.). ISBN   1-85409-214-6
  • Йентц, Томас Л. (2007). Panzerkampfwagen 38(t) Ausf.A to G und S: производство, модификации и история эксплуатации с 1939 по 1942 год . Танковые тракты. Том. 18. Бойдс, Мэриленд: Panzer Tracts. ISBN  978-0-9771643-6-3 .
  • Францев Владимир, Климент Чарльз, Praga LT vz.38 (PzKpfw 38(t)), издатель Мирослав Билый (MBI), ISBN   80-86524-01-9
  • Спилбергер, Уолтер Дж. (1990). Panzer-kampfwagen 35(t) и 38(t) и их варианты (2-е изд.). Издательство «Моторбук». ISBN  3-87943-708-4 .
  • (Испанский) Сигал Фольяни, Рикардо Хорхе, Блиндадос Аргентинос, Уругвай и Парагвай, Айер и Хой Эдисьонес, Буэнос-Айрес, 1997. ISBN   987-95832-7-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4dea1b6a97719af10713d0ad329ae307__1719251340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/07/4dea1b6a97719af10713d0ad329ae307.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tanks of Czechoslovakia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)