Тяжелый танк Т30
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2024 г. ) |
Тяжелый танк Т30 | |
---|---|
![]() Тяжелый танк Т30 из коллекции бронетехники и кавалерии армии США , Форт Беннинг , 2022 год | |
Тип | Тяжелый танк |
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История обслуживания | |
В эксплуатации | Только пробные версии |
Используется | Армия США |
История производства | |
Разработанный | 1944–1947 |
Производитель | Компания по производству прессованных стальных автомобилей Детройт Арсенал |
Произведено | 1945-1947 |
№ построено | 6 |
Варианты | Т30Е1 |
Технические характеристики | |
Масса | 193000 фунтов (88 т) с боевой загрузкой [ 1 ] |
Длина | Пушка 44 футов 3 дюйма (13,49 м) вперед Пушка 32 футов 10 дюймов (10,01 м) на корме |
Ширина | 12 футов 5,6 дюйма (3800 м) над песчаными щитами |
Высота | 10 футов 7 дюймов (3,23 м) над куполом |
Экипаж | 6 (командир, наводчик, водитель, радист, 2 х заряжающий) [ 2 ] |
Броня | лоб корпуса максимум 228 мм (9,0 дюйма) орудийный щит максимум 279 мм (11,0 дюймов) Лоб башни 303 мм (11,9 дюйма) [ 3 ] |
Основной вооружение | 155-мм нарезная пушка Т7 L/40 (34 снаряда) (Т30) 155-мм нарезная пушка Т7Е1 L/40 с автоматом заряжания (34 снаряда) (Т30Е1) |
вторичный вооружение | 2 зенитные калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) артиллерийские установки M2HB AA (1500 патронов), коаксиальные и на цапфе калибра 0,30 дюйма (7,6 мм) 1 патрон Browning M1919A4 , носовой и спаренный (2500 патронов) |
Двигатель | 1791,7 куб. Дюймов (29 361 л) Continental AV1790-5A с воздушным охлаждением 810 л.с. (600 кВт) чистая при 2400 об/мин |
Мощность/вес | 12,52 л.с./т (9,34 кВт/т) |
Передача инфекции | Кросспривод General Motors CD-850-1, три скорости (две вперед, одна назад) |
Приостановка | торсион |
Дорожный просвет | 18,8 дюйма (48 см) |
Запас топлива | 350 галлонов США (290 имп галлонов; 1300 л) |
Оперативный диапазон | 160 миль (260 км) |
Максимальная скорость | 27 миль в час (43 км/ч) (по дороге) 22 миль в час (35 км / ч) (бездорожье) |
Heavy Tank T30 — проект американского танка времен Второй мировой войны , разработанный для противодействия новым немецким танкам, таким как Tiger I , Tiger II , и истребителям танков, таким как Jagdtiger , или советским тяжёлым танкам, таким как ИС-2 или ИС-3. . Т30 был разработан одновременно с тяжёлым танком Т29 .
История
[ редактировать ]Предыдущие разработки
[ редактировать ]Плохие результаты программы Heavy Tank M6 привели к застою в разработке американских тяжелых танков к первой половине 1944 года. Успех американских средних танков в Северной Африке заставил американских военных поверить в то, что тяжелые танки им не понадобятся. Однако лето 1944 года в Нормандии оказалось отрезвляющим. Оказалось, что у немцев появились новые типы тяжелых танков, которые оказались крепкими орешками для американских танков и истребителей танков. В результате в конце июля 1944 года была ускорена разработка нескольких новых тяжелых танков, одним из которых стал Heavy Tank T30.
Начинаем заново
[ редактировать ]В начале августа 1944 года разгорелись дискуссии о новом Heavy Tank M6A2E1 — глубокой модернизации Heavy Tank M6. Генерал Люциус Клей выступил против этой идеи, поскольку она была недостаточно мобильна и имела расчетную массу 77 тонн. Идея создания совершенно нового танка под названием Heavy Tank T29 впервые была озвучена 14 августа. Шасси было вдохновлено тяжелым танком Т26, башня и вооружение были аналогичны таковым у M6A2E1.
Прототипы
[ редактировать ]Однако вопросы к Т29 были с самого начала. Главным противником будущего Т29 должен был стать Tiger II, имевший верхнюю лобовую пластину толщиной 150 мм. С самого начала возникли сомнения в том, что 105-мм орудие Т5Е1 сможет пробить такую броню. В связи с этим 14 августа был анонсирован еще один перспективный танк — Heavy Tank T30. Его корпус и башня были идентичны Т29, но орудие было другим.
155-мм пушка М1А1, известная как « Длинный Том» В качестве отправной точки для этого оружия была выбрана . Эта пушка была разработана в конце 1930-х годов для замены 155-мм пушки М1918 , копии французской GPF. Характеристики новой пушки были близки к характеристикам советской 152-мм пушки особой мощности Бр-2 . Начальная скорость была чуть ниже, снаряд чуть легче, но в целом характеристики остались прежними. Хотя было построено всего 39 орудий Бр-2 , в период с октября 1940 по июнь 1945 года американская промышленность выпустила 1882 орудия семейства М1. Лишь немногие операции в Северной Африке и Европе проводились без участия «Длинного Тома».
Официально работы над тяжелым танком Т30 начались 14 сентября 1944 года. Планировалось изготовить два прототипа — столько же, сколько и Т29. В отличие от своего собрата, который планировалось выпустить серией в 1200 танков, Т30 никогда не собирались заказывать массово. Это указывает на то, что Т30 всегда должен был быть резервным планом и предназначался в основном для испытаний 155-мм пушки, получившей индекс Т7. Длина ствола сократилась до 6414 мм (41,4 калибра). Начальная скорость снизилась до 717 м/с. Тем не менее, на тот момент это была самая мощная танковая пушка, построенная из металла. Однако у М1А1 бронебойного снаряда еще не было. Он был спроектирован позже.
Первые изменения в программу Heavy Tank T30 были внесены ближе к концу 1944 года. Было ясно, что тяжелые танки опоздают на войну, и не только сократили объемы заказов, но и переработали шасси. Первым менялся двигатель. Первоначально планировалось использовать 27-литровый Ford GAC мощностью 770 л.с. Однако даже первоначальные оценки показали, что удельная мощность Т29 и Т30 будет низкой, и был предложен новый двигатель: 29-литровый Continental AV-1790 с воздушным охлаждением . Этот двигатель мог развивать мощность до 810 л.с. Трансмиссия также изменилась. Как и в случае с Т29, окончательный выбор был сделан в пользу Alisson CD-850-1.
Изменения коснулись и башни. Как и у Т29, башня Т30 изначально была такой же, как на M6A2E1. Эту башню называли башней Т29: M6A2E1 была не чем иным, как испытательной платформой. Был обнаружен ряд проблем, таких как возможность попадания осколков и пуль в башню через щели, в результате чего пришлось перепроектировать башню. В итоге он существенно изменился, но у Т29 и Т30 башни остались одинаковыми. Единственная разница заключалась в количестве спаренных пулеметов: один или два. Новая артустановка получила индекс Т124.
Несмотря на то, что орудие было значительно крупнее, чем на Т29, разница в массе была велика. В итоге Т30 весил 88 682 кг, а Т29 — 74 183 кг. Heavy Tank T29E3 был еще тяжелее: 75 317 кг. Более мощный двигатель дал Т30 более высокую удельную мощность: 12,52 л.с./т по сравнению с 10,74 л.с./т у Heavy Tank T29E3. У Т30 был один недостаток, связанный с орудием. Боекомплект танка был всего 32, а у Т29 — 63. Скорострельность была низкой, чего и следовало ожидать от орудия такого калибра.
Работы над опытными тяжелыми танками шли медленно. Т30 был построен всего через три с половиной года после начала разработки. Танки получили двигатель Continental AV-1790-5A — улучшенный вариант, разрабатывавшийся параллельно с танком. Первый прототип танка Т30 был построен в марте 1945 года и получил регистрационный номер США 30162842. В конце марта его отправили на Абердинский полигон. Тем временем количество заказанных танков Т30 росло. Часто упоминаются только два танка, но в документах указано иное. К маю 1947 года имелось уже шесть Т30 с регистрационными номерами USA 30162842-USA 30162847. Из них на Абердинский полигон были отправлены танки с заводскими номерами 1, 2, 4, 5 и 6. Танк №3 остался на арсенале Детройта и стал испытательной лабораторией. Часть танков пробыла на полигоне недолго. 8 июня 1948 года танк №5 отправился в Форт-Нокс, 23 июля танк №6 был отправлен в Юму, а 20 января 1949 года танк №4 был отправлен в Форт Черчилль в Канаде. Танки №1 и №2 остались на Абердинском полигоне и прошли большую часть испытаний.
Хотя некоторые танки провели на полигоне всего несколько месяцев или даже недель, все они были обкатаны. Так, танк №4 прошёл 213 км, прежде чем был отправлен в Канаду для зимних испытаний. В трансмиссии были обнаружены некоторые дефекты. В танке №6, отправленном в Юму, перед отправкой были заменены некоторые компоненты двигателя. Дополнительные испытания прошли в октябре-декабре 1948 года, и трансмиссию пришлось заменить. В 1949 году трансмиссию заменили на улучшенную CD-850-3.
Что касается остальных танков, то на испытаниях они проехали значительно дальше. Т30 №1 проехал 800 км, из них 142,5 км — на трансмиссии CD-850-2. Т30 №2 установил рекорд среди всех тяжелых танков. Всего танк проехал 3766 км, из них 1492 км — с трансмиссией CD-850-2. В ходе испытаний пришлось заменить двигатель и трансмиссию, но тем не менее AV-1790 показал себя гораздо надежнее Ford GAC. Поскольку этот двигатель к тому же был заметно мощнее, его признали победителем сравнительных испытаний. Производство Medium Tank M46 с двигателем Continental AV-1790-5A и трансмиссией CD-850-3 началось в 1949 году. Такое сочетание двигателя и трансмиссии использовалось и в Heavy Tank T43, превратившемся в M103 .
Удивительно, но Т30 оказался самым долговечным среди экспериментальных американских тяжелых танков. До наших дней дожили 4 из 6 прототипов. Из двух танков, прошедших испытания на Абердинском полигоне , №1 явно все еще жив. Уцелел и танк №3, единственный тяжелый танк Детройтского танкового арсенала , который не был сдан на слом. Танк №6 в настоящее время находится в Форт-Джексоне , а танк №5 выставлен в коллекции бронетехники и кавалерии армии США .
Ранние танки
[ редактировать ]Планы по созданию четырех опытных тяжелых танков были выдвинуты в 1944 году; два Т29 со 105-мм пушкой и два Т30 со 155-мм пушкой. [ 4 ]
Пилотные модели Т30 были начаты в апреле 1944 года и поставлены в 1945 году. [ 5 ]
Если не считать доработок под другой двигатель, шасси было такое же, как у Т29. [ 6 ] 155-мм (6,1 дюйма) орудие стреляло боеприпасами раздельного заряжания (снаряд и заряд). Погрузчику помогал пружинный досылатель. [ 7 ] Т30 был оснащен одним из самых больших орудий, когда-либо использовавшихся на американских танках. Высокая башня с закругленными краями была необходима для размещения стоячего заряжающего и большой артиллерийской установки. Даже тогда орудие можно было заряжать только на ограниченной высоте. Он мог нести смешанный ассортимент из 34 снарядов T35E1 HVAP (высокоскоростной бронебойный), M112B1 и T29E1 APCBC-HE (осколочно-фугасный бронебойный колпачок), M107 HE (фугасный) или M110 WP (дымовой). [ 8 ]
Варианты
[ редактировать ]Одна пилотная модель, получившая обозначение T30E1 , имела полуавтоматическую систему, помогающую заряжающему досылать боеприпасы в казенную часть. При этом затвор орудия находился в нужном положении, снаряд из лотка заряжания попадал в затвор, а затем возвращался орудию в исходный угол. Для автоматического выброса пустых гильз был установлен дополнительный люк в корме башни. [ 9 ]
Вес снаряда составлял 43 кг (95 фунтов), а заряд 18 кг (40 фунтов), всего 61 кг (134 фунта) на весь снаряд, что затрудняло обращение с ним и давало скорострельность всего два выстрела в минуту при ручной загрузке. [ 10 ]
Два опытных танка Т30 позже были использованы в качестве основы для тяжелого танка Т34, оснащенного 120-мм пушкой.
Сохранившиеся примеры
[ редактировать ]
Четыре сохранившихся экземпляра находятся в коллекции доспехов и кавалерии армии США в Форт-Мур , штат Джорджия . [ 11 ] Один уцелевший Т30 находится в Детройтском арсенале в Уоррене, штат Мичиган. [ нужна ссылка ] Другой находится в Форт-Джексоне, Южная Каролина . [ нужна ссылка ] и один на Абердинском полигоне
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ( Ханникатт 1988 , стр. 208)
- ^ ( Ханникатт 1988 , стр. 197)
- ^ ( Ханникатт 1988 , стр. 197)
- ^ ( Ханникатт 1988 , стр. 70)
- ^ Гордость, П. Дэвид (2014). «Тяжелый танк Т30 в Форт-Ноксе» . Проверено 14 июня 2014 г.
- ^ ( Ханникатт 1988 , стр. 86)
- ↑ Heavy Tank T30. Архивировано 19 июля 2011 г., в Wayback Machine.
- ^ «Т30 (Heavy Tank T30) — Тяжелый танк (1945 г.)» . Военный завод.com. 2014 . Проверено 14 июня 2014 г.
- ^ ( Ханникатт 1988 , стр. 91)
- ^ ( Ханникатт 1988 , стр. 220)
- ^ "@ArmorCollection" . Коллекция доспехов и кавалерии армии США. 2023 . Проверено 18 июля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]
- Ханникатт, Ричард Пирс (1988). Огневая мощь: история американского тяжелого танка . Новато, Калифорния: Presidio Press. ISBN 0-89141-304-9 .