Jump to content

Истребитель танков М36

90-мм артиллерийский лафет M36
Истребитель танков М36 движется в густом тумане 20 декабря 1944 года во время Арденнской битвы , Бельгия.
Тип Самоходная противотанковая пушка
Место происхождения Соединенные Штаты
История обслуживания
Войны Вторая мировая война
Первая Индокитайская война
Корейская война
Второй кризис Тайваньского пролива
Индо-Пакистанская война 1965 года.
Индо-Пакистанская война 1971 года.
Ирано-иракская война
Словенская война 1991 г.
Хорватская война 1991-95 гг.
Боснийская война
Косовская война
История производства
Дизайнер Департамент артиллерийского вооружения армии США
Разработанный 1943
Производитель Дженерал Моторс
Мэсси-Харрис
Американская локомотивная компания
Монреальский локомотивный завод
Стоимость единицы 51 290 долларов США (что эквивалентно 887 734 долларам США в 2023 году) (M36)
Произведено
  • Апрель – август 1944 г.
  • Октябрь – декабрь 1944 г.
  • Май 1945 г.
построено 2324 (все модели)
Варианты См . варианты
Технические характеристики (90-мм артиллерийский лафет M36 [ 1 ] )
Масса 63000 фунтов (32 коротких тонны; 29 т)
Длина
  • Корпус 19 футов 7 дюймов (5,97 м)
  • 24 фута 6 дюймов (7,47 м), включая пистолет
Ширина 10 футов 0 дюймов (3,05 м)
Высота 10 футов 9 дюймов (3,28 м) над зенитным пулеметом
Экипаж 5 (командир, наводчик, заряжающий, водитель, помощник водителя)

Броня От 0,375 до 5 дюймов (от 9,5 до 127,0 мм)
Основной
вооружение
90-мм пушка М3
47 раундов
вторичный
вооружение
калибра .50 (12,7 мм) Browning M2HB Пулемет
1000 патронов
Двигатель
  • M36, M36B1: Ford GAA бензиновый двигатель V8.
    • 450 л.с. (340 кВт) при 2600 об/мин
  • M36B2 : General Motors 6046. двухрядный дизельный двигатель
    • 375 л.с. (280 кВт) 375 л.с. при 2100 об/мин
Мощность/вес 15,2 л.с. (11,3 кВт)/метрическая тонна
Передача инфекции
Приостановка Вертикальная спирально-рессорная подвеска (ВВСС)
Запас топлива 192 галлона США (727 литров)
Оперативный
диапазон
150 миль (240 км)
Максимальная скорость 26 миль в час (42 км/ч) на дороге

Истребитель танков M36 , формально 90-мм Gun Motor Carriage, M36 — американский истребитель танков , использовавшийся во время Второй мировой войны . М36 объединил в себе корпус истребителя танков М10 , в котором использовались М4 «Шерман» надежные шасси и трансмиссия в сочетании с наклонной броней , и новая башня с установкой 90-мм пушки М3 . Задуманный в 1943 году, М36 впервые принял участие в боевых действиях в Европе в октябре 1944 года, где частично заменил истребитель танков М10. Он также нашел применение в Корейской войне , где смог победить любой из советских танков, использовавшихся в этом конфликте. Некоторые из них были поставлены в Южную Корею в рамках Программы военной помощи и служили в течение многих лет, как и экземпляры с модернизированным двигателем, обнаруженные в Югославии , которые эксплуатировались до 1990-х годов. Два оставались на вооружении армии Китайской Республики как минимум до 2001 года. [ нужна ссылка ]

Машина также известна под прозвищем «Генерал Джексон » или просто «Джексон» , которое первоначально было присвоено машине Управлением вооружения в ноябре 1944 года в рекламных целях, например, в газетах, но, судя по всему, не использовалось войсками в поле во время войны. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Доктрина

[ редактировать ]

Общевойсковая доктрина США накануне Второй мировой войны утверждала, что танки должны быть спроектированы так, чтобы выполнять роль форсирования прорыва в тыл противника. [ нужна ссылка ] Отдельные танковые батальоны Ставки должны были поддерживать пехоту в разрушении устойчивой обороны противника, а танковые дивизии затем, используя прорыв, ворваться в уязвимые тылы противника. Ожидалось, что американские танки будут сражаться с любыми вражескими танками, с которыми они столкнутся в своей атаке, но задача по отражению массированных контратак танковой техники противника была возложена на новое подразделение — Отряд истребителей танков . Подразделения истребителей танков предназначались для противодействия немецкой тактике блицкрига . Они должны были держаться в качестве резерва на корпусном или армейском уровне и должны были быстро выдвигаться к месту массового прорыва танков противника, агрессивно маневрируя и используя тактику засад (атаковать или преследовать танки противника было категорически запрещено) для уничтожения танков противника. . Это привело к потребности в быстрых, хорошо вооруженных машинах. Хотя типичная американская конструкция была оснащена башнями (в отличие от большинства самоходных противотанковых орудий того времени), она имела более тяжелое вооружение, но более легкую броню и, следовательно, более маневренную, чем современный танк. Идея заключалась в том, чтобы использовать скорость и маневренность, чтобы применить мощную самоходную противотанковую пушку против танков противника.

С появлением тяжелых немецких танков, таких как «Пантера» и «Тигр» , стандартная ПТ-САУ США, ПТ-САУ М10 , быстро устаревала, поскольку ее основное вооружение — 3-дюймовая пушка М7 — с трудом пробивала толстую лобовую броню танков. эти новые танки прошли несколько сотен ярдов. В конце лета 1942 года американские инженеры начали изучать возможности нового истребителя танков, вооруженного 90-мм пушкой . Результатом этого исследования стал прототип машины — 90-мм Gun Motor Carriage T53 , в котором 90-мм пушка размещалась в открытой установке в задней части шасси M4 Sherman . В августе 1942 года было решено изготовить сразу 500 машин, а позже еще 3500. В ПТ-САУ возразили, заявив, что проектирование Т53 было слишком поспешным. 90-мм Gun Motor Carriage T53E1 показала себя еще хуже, и весь контракт был расторгнут.

В октябре 1942 года Артиллерийское управление провело испытания установки опытной 90-мм пушки Т7 в башню истребителя танков М10 . Генерал Эндрю Брюс , командующий силами истребителей танков, возражал против этого проекта, отдавая предпочтение более лёгкому Gun Motor Carriage M18 «Hellcat» , но был проигнорирован. Установить 90-мм орудие было несложно, но оно оказалось слишком тяжелым для башни М10. Была разработана новая башня с силовым поворотом и массивным противовесом для балансировки орудия. Первые два прототипа M36, получившие обозначение 90 mm Gun Motor Carriage T71, были построены в сентябре 1943 года. Первоначально запрос на серийное производство был отклонен, поскольку 90-мм пушки уже изучались для использования на танках, но Сухопутные войска армии одобрили проект в октябре. 1943 год, и начались испытания. Кольцевая установка на левом борту башни для зенитного пулемета Browning M2HB калибра .50 была заменена на шкворневую сзади. Было решено, что серийные машины будут использовать шасси истребителя танков М10А1, поскольку имелось значительное количество М10А1, и было установлено, что М10А1 обладает превосходными автомобильными характеристиками. После испытаний был выдан первоначальный заказ на 300 машин. Т71 был обозначен после стандартизации 1 июня 1944 года как 90-мм артиллерийский мотор-лафет М36 .

Производство

[ редактировать ]
Производство M36, M36B1 и M36B2. [ 5 ]
Месяц М36 М36Б1 М36Б2
апрель 1944 г. 25
Май 1944 г. 100
июнь 1944 г. 120
июль 1944 г. 155
август 1944 г. 100
Октябрь 1944 г. 75 50
ноябрь 1944 г. 290 93
декабрь 1944 г. 348 44
Май 1945 г. 10 50
Пост-был 190 674
Общий 1,413 187 724

После июля 1943 года выступы аппликаций (дополнительной брони) на бортах корпуса M10A1 были удалены, поскольку комплекты брони так и не производились. Это означало, что у некоторых M36 были лишние выступы, а у других - нет. Первоначально M36 сохранил опору для орудия «стремя» от M10A1 на корме корпуса; Экипажи были недовольны отсутствием подходящего ходового замка для 90-мм пушки, и многие импровизировали свои собственные из ходовых замков, снятых с танков. с двойной перегородкой Дульный тормоз устанавливался на все машины после первых 600, начиная с начала ноября 1944 года. Примерно в это же время в кормовой части корпуса был добавлен подходящий складной ходовой замок, лучше подходящий для 90-мм пушки. Само орудие также было модифицировано: у него был улучшен эквилибратор и более мощный подъемный механизм.

Поскольку первоначальный контракт был на 300 машин, компания General Motors Fisher Tank Arsenal в январе 1944 года произвела последние 300 истребителей танков M10A1 без башен для немедленного переоборудования в M36. Эта конверсия продолжалась с апреля по июль 1944 года. Позже контракт был увеличен до 500 машин, поскольку было решено, что существующие M10A1 также должны быть переоборудованы в M36. Позже, 15 мая 1944 года, потребность была увеличена до 600 машин. Поскольку выяснилось, что истребители танков М10 боролись с немецкими танками типа « Пантера» и особенно «Тигр» во время Нормандской кампании , 29 июля контракт был увеличен до 1400 машин. , 1944 г. Это вызвало проблемы, поскольку только 913 из 1413 построенных M10A1 удалось реквизировать из учебных подразделений. Из-за отсутствия корпусов M10A1 было решено завершить первоначальную серию установкой башен M36 на корпуса M4A3 Sherman (которые имели тот же двигатель, что и M10A1) с необходимыми внутренними изменениями, они получили обозначение M36B1. Производство 187 90-мм Gun Motor Carriage M36B1 эксплуатировалась с октября по декабрь 1944 года. С июня по декабрь 1944 года компания Massey-Harris переоборудовала 500 M10A1 в M36. С октября по декабрь 1944 года компания American Locomotive Company переоборудовала 413 M10A1 в M36. Армия сократила планку в 1400 машин на 1944 год до 1342 машин. На 1945 год было запланировано еще 350 преобразований; это число было увеличено до 584. Последняя партия из 200 M10A1 была переоборудована Montreal Locomotive Works в мае 1945 года.

Запасы M10A1 в конечном итоге закончились, поэтому в январе 1945 года было решено, что для всех дальнейших переоборудований будут использоваться корпуса M10. Начиная с мая 1945 года компания American Locomotive Company переоборудовала 672 корпуса M10 в 90-мм Gun Motor Carriage M36B2. Еще одна партия из 52 M36B2 была изготовлена ​​Montreal Locomotive Works в мае 1945 года.

Боевое применение

[ редактировать ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]
90-мм GMC M36 во время Арденнской битвы в январе 1945 года.

Первые 40 М36 не попали за границу до сентября 1944 года и вступили в бой в октябре 1944 года. Первая и Девятая армии США использовали М36 для перевооружения батальонов истребителей танков, приданных танковым дивизиям. 703-й батальон истребителей танков начал перевооружение 30 сентября 1944 года. Третья армия США использовала их для перевооружения буксируемых батальонов. 610-й батальон истребителей танков (буксируемый) приступил к переподготовке 25 сентября 1944 года. [ 6 ] Первый батальон истребителей танков, который действительно получил М36 в начале сентября, 776-й, находился в то время в пути из Италии и не использовал их в бою до октября 1944 года. К концу 1944 года семь батальонов истребителей танков были преобразованы в М36. К концу войны M36 практически заменил M10.

Югославский M36 Jackson в Пивке - дооснащен дизелем мощностью 500 л.с., 1991 г.

М36 нравилась своим экипажам, будучи одной из немногих боевых бронированных машин, имеющихся в распоряжении американских войск, которые могли уничтожать тяжелые немецкие танки на расстоянии. Капрал Энтони Пинто из 1-го взвода роты А 814-го батальона истребителей танков подбил « Пантеру» на расстоянии 4200 ярдов (3800 метров). Другой стрелок 814-го полка, лейтенант Альфред Роуз, сбил «Пантеру» на дистанции 4600 ярдов (4200 метров). [ нужна ссылка ] максимальная дальность оптического прицела. Однако толщина лобового листа Пантеры составляет от 82 до 85 мм. [ 7 ] мог отклонять некоторые выстрелы из 90-мм пушки всего на 150 ярдов (137 метров). Испытания, проведенные в декабре 1944 года 703-м батальоном истребителей танков, пришли к выводу, что тактически целесообразно поражать танки «Пантера» сбоку и что 90-мм пушка М36 теоретически не сможет пробить лобовую броню Tiger II на любом расстоянии с боеприпасами. это было им доступно. [ 8 ] [ 9 ]

Корейская война

[ редактировать ]

M36 использовался армией США в Корейской войне . Он мог уничтожить любую ББМ советского производства, развернутую на этом театре военных действий. Одной из послевоенных модификаций было добавление шарового пулемета на стороне штурмана, как и во многих других боевых бронированных машинах того времени. Из-за нехватки танков M26 и M46 M36 стал одной из предпочтительных бронемашин для передач MAP (Программы военной помощи). [ 10 ]

рассматривала M36 как танк, Армия Республики Корея несмотря на то, что технически она считалась самоходной артиллерией. Южнокорейские военные , которые вступили в войну, не имея ни одного танка, настаивали на создании бронетанкового подразделения и приобрели первые шесть M36 для обучения в конце октября 1950 года. Во время войны южнокорейская армия имела около 200 M36 и эксплуатировалась. 9 танковых рот. Каждая рота была приписана к фронтовой пехотной дивизии, а каждый танковый взвод, состоящий из пяти М36, был придан пехотному полку для выполнения задач огневой поддержки. М36 сыграли важную роль, ведя огонь прямой наводкой по позициям противника во время боя за возвышенность. Поскольку им управляли корейцы, управление и связь между пехотой и бронетанковыми частями были гладкими, что существенно повлияло на повышение боевого духа. [ 11 ]

В ходе боя при Уайт-Хорсе в течение 6–15 октября 1952 года 53-я танковая рота, приписанная к 9-й пехотной дивизии , внесла свой вклад в победу, обстреливая сторону наступательной группировки противника и подавляя тяжелые вооружения, развернутые на оккупированной противником территории. высокогорье. В битве при Бетти-Хилл 15–16 июля 1953 года 57-я танковая рота 3-го танкового батальона оказывала непосредственную огневую поддержку взводу, ночью защищавшему высокогорье, что унесло жизни 300 солдат-коммунистов. Однако у M36 были ограничения для крупномасштабных операций, поскольку оборудование уже было снято с вооружения США. Запасных частей всегда было недостаточно, а получить полноценные машины для достройки бронечасти было затруднительно. Кроме того, обслуживание машины стало еще сложнее, поскольку каждое подразделение было слишком разбросано по пехотным подразделениям. Поэтому корейская армия начала действовать в больших количествах, сформировав в начале 1953 года три танковых батальона. [ 11 ]

Индо-Пакистанские войны

[ редактировать ]
Пакистанский M36B2 на оперативной базе, 1960-е годы.

В 1956 году Пакистан закупил от 25 до 75 M36B2, которые представляли собой отремонтированные бывшие в употреблении машины со складов США. [ 12 ] Его 90-мм пушка имела лучшие характеристики, чем 76-мм M4A1E6 Shermans, используемые Пакистанским бронетанковым корпусом. М36 называли «разрушителями танков» В пакистанской армии , хотя из-за постоянных механических неисправностей, вероятно, из-за неопытного обслуживающего персонала и водителей, они не нравились солдатам пакистанского бронетанкового корпуса . [ 13 ] [ 14 ] Полковник М. Яхья Эффенди, служивший в составе 11-го кавалерийского полка во время войны 1965 года, вспоминает:

Это была неуклюжая боевая машина во всех смыслах. Синхронизация двигателей доставляла неудобства механикам, и во время движения неопытный или неряшливый водитель мог резким отпусканием сломать однодисковое сцепление, обездвижив таким образом автомобиль. [ 13 ]

Их первое боевое применение пакистанской армией произошло в начале сентября 1965 года во время операции «Большой шлем» в Чамбе, когда 11 M36B2 под командованием майора Миана Раза Шаха из 11-го кавалерийского полка сражались против AMX-13 индийского 20-го уланского полка . Несмотря на победу в битве, М36 показали себя плохо, поскольку после боя только два М36 находились в боевом состоянии. Большая часть M36 вышла из строя в первые часы боя, а некоторые (включая M36 командира ) были подбиты индийским огнем. [ 14 ] [ 13 ] [ 15 ]

М36 больше участвовали в боевых действиях на Лахорском фронте. В битве при Филлоре пакистанский 11-й кавалерийский полк, имевший двенадцать M36B2 вместе с основными силами M48, вел напряженный пятидневный бой против ОБТ «Центурион» индийской Poona Horse и Hodson's Horse . Однажды, 11 сентября, механик Даффадар Хак Наваз принял на себя командование M36B2, командир которого был ранен, и уничтожил два индийских «Центуриона», прежде чем его M36B2 был смертельно ранен. [ 14 ] [ 13 ] В Чавинде кавалерия гидов была оснащена эскадрильей этих истребителей танков, которые были развернуты для охраны артиллерийских частей. После войны они были выведены из состава бронетанкового корпуса. [ 14 ] [ 16 ]

Индийские солдаты стоят рядом с подбитым пакистанским M36B2.

Несмотря на то, что ко времени войны 1971 года они устарели , некоторые отдельные эскадрильи Пакистанского бронетанкового корпуса получили некоторое количество M36B2. Истощенная эскадрилья M36B2 «Манто Форс» участвовала в боях во время битвы при Чамбе , а 14-я отдельная бронетанковая эскадрилья приняла участие в битве при Барапинде . [ 13 ]

Другие войны

[ редактировать ]
Югославский М36 в Мариборе, 1958 год.

М36 также экспортировались после Второй мировой войны в различные страны. Он использовался французской армией во время Первой Индокитайской войны .

Другим получателем стала Югославия , получившая 399 человек. [ 17 ] Позже двигатель был заменен на дизельный двигатель советского производства мощностью 500 л.с., использовавшийся в Т-55 основных боевых танках . Югославские M36 участвовали в войне за независимость Словении (1991 г.) и войне за независимость Хорватии они были немедленно сняты с вооружения хорватских вооруженных сил (1991–1995 гг.), Но после войны . M36 также использовались сербскими войсками в Боснии и Хорватии, а также во время войны в Косово в качестве приманки для воздушных ударов НАТО.

Армия Китайской Республики приобрела восемь бывших французских экземпляров в 1955 году, разместив их на острове Цзиньмэнь и приняв участие в боях во время Второго кризиса в Тайваньском проливе в 1958 году. Они считались более маневренными, чем более крупные M48A3 и более поздние ОБТ CM11/12 , в то время как более мощный, чем М24 и М41 легкие танки . По состоянию на апрель 2001 года как минимум двое все еще оставались на вооружении войск в поселке Лиэю .

Тито осматривает бронетанковую часть М36

В доктрине американского истребителя танков упор делался на скорость и мощь орудия, а не на броню. Поскольку M10 и M36 не были специально построенными истребителями танков (они были основаны на танковых шасси), они были не такими быстрыми, как хотелось ПТ-САУ. Генерал Эндрю Брюс раскритиковал M36 за то, что он слишком медленный. [ 18 ] Конфигурация бронирования М36 была идентична М10А1, за исключением башни. Толщина брони M36 составляла от 0,375 до 5,0 дюймов (от 9,5 до 127,0 мм).

Нижняя часть корпуса имела броню толщиной 1 дюйм (25 мм) по бокам и корме. Закругленная литая крышка трансмиссии имела толщину 2 дюйма (51 мм). Как и у M10, у M36 отсутствовала дополнительная плита пола толщиной 0,5 дюйма (13 мм) под местами водителя и помощника водителя, которая обеспечивала им дополнительную защиту от мин. Пластина гласиса имела толщину 1,5 дюйма (38 мм), наклонялась под углом 55 градусов от вертикали и имела восемь больших выступов для крепления аппликаций броневых пластин. Бока и задняя часть верхней части корпуса имели толщину 0,75 дюйма (19 мм) и наклонялись под углом 38 градусов от вертикали. В зависимости от периода производства его родителя M10, каждая сторона верхней части корпуса M36 была простой или могла быть украшена 12 аппликациями для брони. Задняя верхняя пластина корпуса использовалась для хранения пионерских инструментов машины; топор, лом, рукоятка и головка мотыги, а также двусторонняя кувалда массой 10 фунтов (4,5 кг). Там же хранился ключ для натяжения гусениц. В результате никаких аппликаций на доспехах там не было. Бока и задняя часть верхней части корпуса имели наклонные выступы или накладки над верхней гусеницей. Эти расширения часто мешали установке Удлиненные концевые соединители «утконос» , используемые для уменьшения давления на мягкий грунт, часто снимались вместе с передними крыльями подразделениями технического обслуживания. Толщина листа крыши корпуса варьировалась от 0,75 дюйма (19 мм) над местами водителя и помощника водителя и погонами башни до 0,5 дюйма (13 мм) над моторным отсеком.

M36B1 имел конфигурацию брони корпуса танка M4A3 Sherman позднего выпуска.

Борта закругленной башни M36 имели толщину 1,25 дюйма (32 мм) и были изготовлены из катаного броневого листа. Для балансировки тяжелого орудия к задней части башни был приварен массивный полый литой противовес. Верхняя часть имела толщину от 0,38 до 1 дюйма (от 9,7 до 25,4 мм), а толщина боковых сторон - 1,25 дюйма (32 мм). Задняя часть имела толщину от 1,75 до 5 дюймов (от 44 до 127 мм). Закругленный литой орудийный щит имел толщину 3 дюйма (76 мм).

Вооружение

[ редактировать ]

Начальный

[ редактировать ]

Истребитель танков M36 использовал шасси M10A1 (M36B1 использовал шасси M4A3 Sherman, а M36B2 использовал шасси M10) с большой открытой башней с 90-мм пушкой M3. Наводчик наводил орудие при помощи телескопа М76Ф. 90-мм пушка М3 представляла собой стандартизированную версию экспериментальной Т7, производную от 90-мм пушки, разработанной как противотанковое оружие, устанавливаемое на транспортное средство. M36 нес 47 снарядов основного орудия, 11 из которых размещались в полом противовесе, а 36 снарядов - в спонсонах. Для боевого применения 90-мм пушка М3 могла стрелять пятью типами боеприпасов:

  • M77 AP Т- выстрел
  • Выстрел Т33 АП-Т
  • M82 APC/ HE -T снаряд
  • ОФ снаряд М71
  • Т30Е16 (М304) HVAP -T выстрел

Бронебойный капсюльный выстрел М82 являлся основным снарядом для поражения танков противника. Он имел большой взрывной наполнитель для увеличения урона после проникновения. Он был способен пробить броню толщиной 129 мм (5,1 дюйма) под углом 30 градусов от вертикали на расстоянии 500 ярдов (0,28 мили; 0,46 км) и броню толщиной 122 мм (4,8 дюйма) на расстоянии 1000 ярдов (0,57 мили; 0,91 км). Выстрел T30E16 HVAP был способен пробить 221 мм (8,7 дюйма) брони, расположенной под углом 30 градусов от вертикали на расстоянии 500 ярдов (0,28 мили; 0,46 км), и 199 мм (7,8 дюйма) брони на расстоянии 1000 ярдов (0,57 мили; 0,91 км). [ 18 ] Снаряд T30E16 HVAP имел проблемы с сильно наклоненной лобовой пластиной немецкого танка Panther , поэтому для решения этой проблемы был разработан выстрел T33 AP. Выстрел Т33 представлял собой обычную замену стандартного бронебойного выстрела M77, который был подвергнут термообработке для повышения твердости и снабжен баллистическим лобовым стеклом для улучшения характеристик сопротивления. [ 19 ] К концу Второй мировой войны Т33 и Т30Е16 выпускались в очень небольшом количестве. Фугасный снаряд М71 использовался для ведения огня с закрытых позиций или для поражения пехоты противника, противотанковых орудий, легких транспортных средств или других легких целей.

вторичный

[ редактировать ]

Истребитель танков M36 был оснащен одним калибра .50 (12,7 мм) пулеметом Browning M2HB зенитного или противопехотного назначения с боекомплектом в 1000 патронов. Из-за сложности стрельбы из пулемета калибра .50 прямо вперед ось часто перемещали в переднюю часть башни или калибра .30 (7,62 мм) Browning M1919A4 там устанавливали пулемет . M36B1 сохранил носовой пулемет танка M4A3 Sherman и имел боезапас к нему 2000 патронов. Экипаж имел личное оружие для самообороны.

Варианты

[ редактировать ]
90-мм артиллерийский лафет M36B2 на выставке в бывшем Военном музее Южной Новой Англии в Дэнбери, Коннектикут.
90-мм артиллерийский лафет Т71
Прототип 90-мм орудийной башни на 3-дюймовом корпусе GMC M10A1. Башня переработана и стандартизирована как M36.
90-мм артиллерийский лафет M36
90-мм орудийная башня на корпусе M10A1 GMC. 300 построено в Гран-Блане с апреля по июль 1944 г., 413 - на заводе American Loco Co в октябре-декабре 1944 г. и 500 - на заводе Massey-Harris в июне-декабре 1944 г. путем переоборудования M10A1. компания Montreal Loco Works построила 85 машин. В мае – июне 1945 года [ 20 ]
90-мм артиллерийский лафет M36B1
90-мм орудийная башня на корпусе и шасси M4A3 Sherman. 187 построено на заводе Гран-Блан в октябре – декабре 1944 года. [ 20 ]
90-мм артиллерийский лафет M36B2
90-мм орудийная башня на корпусе М10. На некоторые M36B2 добавлены бронепокрытия башни. 237 произведено путем переоборудования M10 на заводе American Loco в апреле – мае 1945 года. [ 20 ]

Операторы

[ редактировать ]

Бывшие операторы

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ 90-мм артиллерийский лафет M36, база данных американских боевых машин
  2. Название впервые было использовано в газетных статьях с описанием автомобиля, которые публиковались по всей стране с начала декабря 1944 года по начало 1945 года.
  3. ^ Моран, Николас (12 мая 2012 г.). «Вождьский люк: что в названии?» . Мир Танков . Варгейминг Груп Лимитед . Проверено 16 июня 2024 г.
  4. ^ «Новая истребитель танков «Генерал Джексон». Цинциннати Инкуайрер . Цинциннати, Огайо . 9 декабря 1944 года.
  5. ^ Zaloga (2002) p21
  6. ^ Йейде (2010) стр. 175
  7. ^ Таблица толщины брони танка «Пантера» .
  8. ^ Йейде (2010), стр. 174-175.
  9. ^ Таблица толщины брони Tiger II
  10. ^ Zaloga (2002) p.42
  11. ^ Jump up to: а б с Бак, Донгчан (март 2021 г.). Корейская война: Оружие Организации Объединенных Наций (PDF) (на корейском языке). Республика Корея: Институт военной истории Министерства обороны. стр. 111–115. ISBN  979-11-5598-079-8 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 сентября 2022 г. Проверено 27 июня 2022 г.
  12. ^ «СИПРИ» . СИПРИ Передача оружия .
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж Хамид, Сайед. На переднем крае битвы - История бронетанкового корпуса Пакистана 1938-2016 гг . Гелион и компания. ISBN  978-1911628071 .
  14. ^ Jump up to: а б с д Генерал-майор Сайед Али Хамид (5 апреля 2019 г.). «Невоспетый герой» . «Фрайдей Таймс» .
  15. ^ Сингх, Джогиндар (1993). За кулисами: анализ военных операций Индии, 1947-1971 гг . Издательство Лансер. п. 117. ИСБН  978-1-897829-20-2 .
  16. ^ Чакраворти, Б. (1995). Истории героизма: победители PVC и MVC . Союзные издательства. п. 114. ИСБН  978-81-7023-516-3 .
  17. ^ Кочевар, Изток (август 2014 г.). «Micmac à ti-larigot chez Tito: Югославская бронетехника во время холодной войны». Битвы и бронетехника (на французском языке). № 62. Характер. стр. 66–79. ISSN   1765-0828 .
  18. ^ Jump up to: а б Zaloga (2002) p19
  19. ^ Грин (2014) стр. 191
  20. ^ Jump up to: а б с Чемберлен и Эллис 1981 , с. 142.
  21. ^ Филиппо Каппеллано и Никола Пиньято (2007). Боевые машины итальянской армии. Том 3, 1945–1955 гг . Генеральный штаб армии - Историческое управление. п. 278. ИСБН  978-88-87940-77-0 .
  22. ^ Филиппо Каппеллано и Никола Пиньято (2010). Боевые машины итальянской армии. Том 4, 1956–1975 гг . Генеральный штаб армии - Историческое управление. п. 39. ИСБН  978-88-96260-05-0 .
  23. ^ «М36 Джексон 90мм GMC» . Танковая энциклопедия . 03.12.2015 . Проверено 7 августа 2021 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ae4246efcc5da6de547cc51f64db4582__1719691860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/82/ae4246efcc5da6de547cc51f64db4582.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
M36 tank destroyer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)