Танк М13/40
Танк М13/40 | |
---|---|
Тип | Средний танк |
Место происхождения | Королевство Италия |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 8 июля 1940–1948 гг. |
Используется | Королевство Италия Нацистская Германия [ 1 ] Австралия Великобритания Королевство Египет |
Войны | Вторая мировая война Арабо-израильская война 1948 года. |
История производства | |
Разработанный | 26 октября 1939 г. |
Производитель | Ансальдо |
Произведено | Июль 1940 г. - конец 1941 г. |
№ построено | 740 [ 2 ] ) |
Варианты | М14/41 , М15/42 |
Технические характеристики | |
Масса | 14 т (31000 фунтов) |
Длина | 4,915 м (16 футов 1,5 дюйма) [ 3 ] |
Ширина | 2,280 м (7 футов 5,8 дюйма) [ 4 ] |
Высота | 2,370 м (7 футов 9,3 дюйма) [ 4 ] |
Экипаж | 4 (командир, радист, наводчик, водитель) |
Броня | |
Основной вооружение | 1 × 47-мм 47/32 противотанковая пушка 104 раунда [ 5 ] |
вторичный вооружение | 4×8 мм Бреда обр. 38 пулеметов (1 спаренный, 1 зенитный, 2 в корпусе) 2808 патронов [ 5 ] |
Двигатель | SPA объемом 11 140 куб.см V8 8 T M40 Дизельный двигатель 125 л.с. (93 кВт) [ 3 ] |
Приостановка | Полуэллиптические рессоры |
Дорожный просвет | 41 см (16 дюймов) [ 3 ] |
Оперативный диапазон | 200 км (120 миль) |
Максимальная скорость | 31,8 км/ч (19,8 миль в час) на дороге [ 3 ] |
Carro Armato M13/40 — итальянский танк времен Второй мировой войны , разработанный для замены M11/39 в Королевской итальянской армии в начале Второй мировой войны. [ 6 ] Это был основной танк, использовавшийся итальянцами на протяжении всей войны. На конструкцию повлиял британский Vickers 6-Ton , и он был основан на модифицированном шасси более раннего M11/39. [ 6 ] Производство M11/39 было прекращено, чтобы запустить в производство M13/40. [ 6 ] Название относится к букве «M», что означает Medio (средний) в соответствии с итальянскими стандартами веса танков того времени: 13 тонн было запланированным весом, а 1940 год - первым годом производства.
Технические характеристики
[ редактировать ]М13 был сконструирован из клепаных стальных листов следующим образом: лоб толщиной 30 мм (как у М11), лоб башни 42 мм (30 мм у М11), борта толщиной 25 мм (у М11 было только 15 мм), днище толщиной 6 мм. (что делает его очень уязвимым для мин) и 15 мм сверху. [ 7 ] Экипаж из четырех человек размещался в носовом боевом отделении с двигателем сзади и трансмиссией спереди. Водитель и пулеметчик-радист находились в корпусе, командир-наводчик и заряжающий - в башне.
имела Ходовая часть на базе Vickers две тележки с восемью парами небольших колес с каждой стороны и рессорную подвеску. [ 7 ] Гусеницы представляли собой обычные звенья из стальных пластинчатого каркаса и были относительно узкими. Считалось, что в совокупности эта система обеспечит хорошую мобильность в горных районах, где ожидались будущие боевые действия. В пустыне, где фактически применялось большинство М13, мобильность была менее удовлетворительной. Танк был оснащен дизельным двигателем мощностью 125 л.с. (93 кВт) . [ 7 ] Это была инновация, которую многие страны еще не внедрили, поскольку будущее танков было за дизельными двигателями, поскольку они имели более низкую стоимость, большую дальность полета и меньшую опасность возгорания по сравнению с бензиновыми двигателями.
Основным вооружением танка была 47-мм пушка — танковая версия успешной Cannone da 47/32 M35 . противотанковой пушки [ 7 ] Он мог пробить около 45 мм (1,8 дюйма) брони на расстоянии 500 м (550 ярдов); этого было достаточно, чтобы пробить британские легкие и крейсерские танки, с которыми он столкнулся в бою, но не более тяжелые пехотные танки . [ 7 ] Имелось сто четыре выстрела смешанных бронебойно-фугасных боеприпасов. [ 7 ] М13 также был вооружен тремя или четырьмя пулеметами: одним спаренным с основным орудием и двумя в передней шаровой установке. [ 7 ] Четвертый пулемет иногда устанавливался на гибкой установке на крыше башни для использования в зенитных целях. [ 7 ] Для наводчика и командира имелись два перископа, а Magneti Marelli RF1CA. в качестве стандартного оборудования также входила радиостанция [ 8 ]
Оперативное использование
[ редактировать ]M13/40 использовался в греческой кампании 1940 и 1941 годов, а также в североафриканской кампании . [ 8 ] M13/40 не использовался на Восточном фронте ; Итальянские войска там были оснащены только L6/40 и Semovente 47/32 . Начиная с 1942 года итальянская армия осознала слабость огневой мощи серии M13/40 и использовала Semovente 75/18 самоходки вместе с танками в своих бронетанковых частях.
Первые действия
[ редактировать ]Первые из более чем 700 M13/40 были поставлены при темпе производства около 60–70 в месяц, до осени 1940 года. [ 8 ] Их отправили в Северную Африку сражаться с британцами; однако большинство частей были сформированы в спешке (и, следовательно, не имели сплоченности), танки не были оснащены радиосвязью (что давало им серьезное тактическое преимущество даже против слабых противников), а их экипажи почти не имели подготовки (в 1940 г. экипажам давали 25 дней фактической танковой подготовки, а затем отправлен на фронт). [ 9 ] Боевое крещение пришло со специальным подразделением « Группа Бабини» . [ 8 ] Прибыв слишком поздно для участия в сентябрьском наступлении , это подразделение было готово в декабре следующего года к операции «Компас» — британскому наступлению. [ 8 ] Танки III батальона участвовали в битве при Бардии , где за два дня боев (3–4 января 1941 г.) австралийцы потеряли 456 человек, а итальянцы потеряли 40 000 человек (2 000 убитыми, 3 000 ранеными и 36 000 пленными). [ 8 ] Дальнейшие действия развернулись в Дерне, куда только что прибыл V батальон. [ 8 ] 6–7 февраля британское наступление зашло настолько далеко, что группа Бабини попыталась прорвать брешь в британских позициях в битве при Беда-Фомме, пытаясь позволить отрезанным итальянским войскам отступить вдоль ливийского побережья. Атаки провалились, и все их танки были потеряны. Последние шесть уцелевших танков вышли на поле возле местного британского командного пункта. Они были уничтожены одна за другой одной 2-фунтовой (40-мм) противотанковой пушкой . В этой кампании от артиллерийского огня было потеряно больше танков, чем других танков. [ 6 ] Некоторое количество трофейных танков М11 и М13 повторно использовалось 2/6-м австралийским кавалерийским полком и британским 6-м королевским танковым полком до весны 1941 года, когда у них закончилось горючее и они были уничтожены. [ 8 ]
М13 также воевали в Греции, на труднопроходимой местности, а в апреле 1941 года М13 132-й бронетанковой дивизии «Ариете» приняли участие в осаде Тобрука , без особого успеха против британских танков «Матильда II» . [ 8 ] Больших успехов Ариете добился с М13 в боях у Бир-эль-Губи против танков Crusader 22-й британской бронетанковой бригады . [ 8 ]
Позже использование в войне в пустыне.
[ редактировать ]В апреле 1941 года, на момент прибытия Африканского корпуса , на вооружении первой линии итальянцев имелось около 240 танков М13 и М14. [ 8 ] В 1942 году, когда союзники начали использовать M3 Lee/Grant в своих пехотных подразделениях средние танки и Crusader Mk III , а также буксируемые 6-фунтовые (57-мм) противотанковые пушки , слабые стороны M13 выявились. Пытаясь улучшить защиту, многие экипажи складывали мешки с песком или дополнительные гусеницы снаружи своих танков, но это делало и без того недостаточно мощные машины еще медленнее и увеличивало требования к техническому обслуживанию; [ 10 ] такая практика, хотя и была популярной, не одобрялась командирами по той же причине. [ 11 ] [ 8 ] Итальянцы оснастили как минимум одну роту в каждом танковом батальоне более тяжеловооруженными штурмовыми орудиями Semovente 75/18 .
Во Второй битве при Эль-Аламейне впервые появились M4 Sherman , в то время как около 230 M13 все еще находились на передовой. [ 8 ] В течение нескольких дней боев дивизии Ариете и Литторио использовались для прикрытия отступления стран Оси. [ 8 ] Дивизия «Сентауро» была практически уничтожена в боях в Тунисе. [ 8 ] К тому времени M13/40 и M14/41 были полностью превзойдены, а их вооружение было практически бесполезно против средних танков противника M3 Lee и M4 Sherman на любой дистанции, кроме прямой наводки, в то время как оба могли легко уничтожить M13/40. на расстоянии; они прибегли к обстрелу подвесок и гусениц и полагались на огневую поддержку «Семовенти» и артиллерии.
Послевоенное использование
[ редактировать ]Во время арабо-израильской войны 1948 года два или три M13/40, оставшиеся в Северной Африке, были включены в состав египетских вооруженных сил. Они использовались во время битв при Негбе , где один из них был подбит и впоследствии захвачен израильскими войсками. В течение нескольких лет после войны танк оставался в Негба кибуце как памятник битве. [ 12 ]
Характеристики
[ редактировать ]М13/40 был обычным лёгким танком начала войны, схожим по возможностям с другими разработками Vickers, такими как польский 7TP и советский Т-26 . Будучи практически бессильным против тяжелобронированной британской «Матильды II», при весе в 13 тонн он имел броню, сопоставимую с большинством его противников 1940–41 годов, а его 47-мм длинноствольная пушка была эффективна против многих других британских танков 1940–41 годов. , которые были бронированы так же, как M13, но имели 2-фунтовые (40-мм) орудия с меньшей дальностью стрельбы и худшими баллистическими характеристиками. В то время большинство немецких танков было вооружено 20-мм, 37-мм пушками или 50-мм и 75-мм тихоходными пушками. Только после 1942 года немцы начали широкое внедрение длинноствольных орудий калибра 50 и 75 мм с достаточно высокой скоростью для адекватного противотанкового применения, что дало орудию М13/40 преимущество перед сопоставимыми немецкими танками в начале войны. . Использование 47-мм пушки, вероятно, было лучшей особенностью М13. Благодаря своему относительно большому калибру фугасный снаряд основного орудия был также очень полезен против буксируемых орудий и пехоты и в первые годы войны устранил или, по крайней мере, смягчил необходимость в специальной машине поддержки, такой как Вермахт имел ранние версии Panzer IV и Stug III . Дизельный двигатель был преимуществом, а простота производства соответствовала состоянию итальянской промышленности.
Танк также имел множество недостатков, сильно снижавших его эффективность на поле боя: двигатель обеспечивал хорошую дальность полета, но не большую мощность и надежность. Двигатель М13 был таким же, как у М11/39, но новый танк был тяжелее, что приводило к снижению скорости и большей нагрузке на силовую установку. Подвеска и гусеницы были надежными, но обеспечивали относительно низкую скорость, ненамного лучшую, чем у пехотных танков, таких как Матильда. Вооружение было достаточным для 1940–41 годов, но не соответствовало возросшей броне и огневой мощи танков союзников или Германии. Метод строительства с использованием заклепок устарел. Большинство танков той эпохи переходили на использование сварки в конструкции, поскольку заклепки могут срезаться при ударе, становясь дополнительными снарядами внутри танка. Двухместная башня была менее эффективна в бою, чем трехместная башня, использовавшаяся во многих других танках того времени. На многих танках радиостанция не устанавливалась.
Итальянские историки Филиппо Капеллано и Пьер Паоло Баттистелли отмечали, что неутешительные характеристики танка в начале войны, когда его вооружение было отнюдь не недостаточным, можно объяснить почти полным отсутствием подготовки его экипажей (первый танковый учебный центр был создан только в 1941 году) и опыта вкупе со слабой тактической доктриной, отсутствием радиостанций и тем, что многие подразделения были спешно созданы и отправлены на поле боя, а также с отсутствием бронированных эвакуационных машин ; они заявляют, что, хотя подготовка и опыт итальянских экипажей во время конфликта улучшились, техническое несовершенство их танков ухудшилось. В таком состоянии они удивляются, что итальянские танки смогли сражаться так долго. [ 13 ]
Варианты
[ редактировать ]Серия M13/40 была самым производимым танком в Италии за всю войну: было построено более 3000 экземпляров, включая более поздние варианты, такие как M14/41 . [ 7 ] Он был оснащен более мощным двигателем, а также лучшими воздушными фильтрами для операций в Северной Африке. Последней версией стал танк М15/42 выпуска 1943 года с более совершенным бензиновым двигателем и более длинной пушкой 47/40. Он также имел более толстую броню, чем предыдущие модели. Semovente 75/18 Самоходка была построена на шасси М13/40 или М14/41. [ 8 ]
Semovente Comando M40 представлял собой танк M13/40, башня которого была заменена большим составным люком. В корпусе размещались дополнительные радиостанции и другое оборудование связи. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ «Итальянские средние танки M13/40, M14/41» . ewiivehicles.com . Проверено 27 сентября 2009 г.
- ^ Каппеллано и Баттистелли 2012 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фалесси и Пафи 1976 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Каппеллано и Баттистелли 2012 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б Пиньято 2004 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с д «Танк М13/40» . www.militaryfactory.com . Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кретанер (10 мая 2021 г.). «Карро Армато М14/41, М13/40» . Оружие Второй мировой войны . Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «Танк М13/40 (1940 г.)» . танки-энциклопедия.com . Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ Каппеллано и Баттистелли 2012 , с. 33.
- ^ Пиньято 2004 , с. 35.
- ^ Каппеллано и Баттистелли 2012 , с. 35.
- ^ Зеев Анер (1998). Истории кибуцев . Издательство Министерства обороны. ISBN 965-05-0946-1 .
- ^ Каппеллано и Баттистелли 2012 , с. 35–38.
- Библиография
- Каппеллано, Ф.; Баттистелли, ПП (2012). Итальянские средние танки, 1939–45 гг . Новый Авангард 195. Оксфорд: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84908-775-9 .
- Фалесси, Чезаре; Пафи, Бенедетто (1976). Боевые машины итальянской армии с 1939 по 1945 год (на итальянском языке). Книги Интирамы.
- Пиньято, Никола (2004). Итальянская бронетехника времен Второй мировой войны . Публикации Squadron/Signal. ISBN 0-89747-475-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пиньято, Никола. История бронетехники . Том II. Fratelli Fabbri Editori . п. 201.
- Маразити, Антонио (январь 2005 г.). «Баран в Бир-Эль-Гоби». Военная история (на итальянском языке) (136). Издания Альбертелли: 4.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Средние танки M13/40, M14/41. Архивировано 4 февраля 2016 г. на сайте Wayback Machine на сайте wwiivehicles.com.
- M13/40. Архивировано 28 июля 2012 г. на Wayback Machine на onwar.com.