СИБМАС
СИБМАС | |
---|---|
SIBMAS AFSV-90 в Музее армии Малайзии, Порт-Диксон . | |
Тип | Боевая машина пехоты |
Место происхождения | Бельгия |
История обслуживания | |
Используется | См . Оператор |
Войны | Коммунистическое восстание в Малайзии (1968–89) |
История производства | |
Дизайнер | Бюссинг [ 1 ] |
Разработанный | Март 1972 г. (первоначальный прототип) [ 1 ] 1975 (СИБМАС) [ 2 ] |
Производитель | БН Железнодорожные и Металлические Конструкции [ 3 ] |
Стоимость единицы | США 307 800 долларов (новый, без оружия) [ 4 ] |
Произведено | 1981 – 1985 [ 2 ] |
№ построено | 199 [ 4 ] |
Варианты | См . варианты |
Технические характеристики | |
Масса | 16,5 тонн (18,2 коротких тонны ; 16,2 длинных тонны ) [ 3 ] |
Длина | 7,32 м (24 фута 0 дюймов) [ 3 ] |
Ширина | 2,5 м (8 футов 2 дюйма) [ 3 ] |
Высота | 2,24 м (7 футов 4 дюйма) (корпус) [ 3 ] |
Экипаж | 3 (командир, водитель, наводчик) + 11 пассажиров [ 2 ] |
Основной вооружение | 90-мм Кокерилл Мк.III [ 2 ] |
вторичный вооружение | 7,62-мм FN MAG пулемет [ 2 ] |
Двигатель | MAN Diesel D 2566 MK шестицилиндровый дизель с водяным охлаждением [ 2 ] 320 л.с. (205 кВт) при 1900 об/мин [ 2 ] |
Мощность/вес | 20 л.с./тонну (14,9 кВт/тонну) [ 2 ] |
Дорожный просвет | 0.4m [ 5 ] |
Запас топлива | 400 литров [ 5 ] |
Оперативный диапазон | 1000 км [ 5 ] |
Максимальная скорость | 100 км/ч [ 5 ] |
SIBMAS бельгийская — - амфибии боевая машина пехоты . Он был спроектирован на основе того же прототипа, что и южноафриканский Racel . [ 1 ] Система SIBMAS была разработана в период с 1975 по 1976 год в отделении BN Constructions Ferroviaires et Metalliques в Нивеле . [ 3 ] Производство осуществлялось под заказ. [ 3 ] и началось только для малазийской армии . [ 2 ]
Его планируется полностью заменить в рамках проекта «Колёсная бронированная машина следующего поколения». [ 6 ]
История развития
[ редактировать ]В начале 1970-х годов Силы обороны ЮАР потребовали создание колесной боевой машины пехоты (БМП), способной быстро перебрасывать войска на обширные просторы южной Африки. [ 7 ] БМП, такие как советские БМП-1 и западногерманский Marder , традиционно отслеживались; Колесные конструкции в целом были отвергнуты, поскольку они не имели такой же грузоподъемности и проходимости по бездорожью, как их гусеничные аналоги. [ 8 ] Однако южноафриканские военные стратеги отдали предпочтение колесной конструкции по логистическим причинам, поскольку она снижала затраты на техническое обслуживание и упрощала полевой ремонт. [ 7 ] Чрезмерный износ гусениц также был проблемой на абразивной песчаной местности региона, что делало колесную конфигурацию БМП более привлекательной. [ 7 ] Единственными другими требованиями было то, что южноафриканская БМП должна была иметь возможность установки двухместной башенной системы. [ 9 ] В марте 1972 года прототип, известный как Springfield-Büssing Buffel, был завершен и прошел испытания в пустыне Намиб . [ 9 ] [ 10 ] Springfield-Büssing Buffel представлял собой шестиколесную конструкцию, разработанную южноафриканским филиалом Büssing . [ 9 ] Он имел корпус, похожий на лодку, с резко наклоненной лобовой пластиной, похожий на EE-11 Urutu , и был построен на шасси коммерческого грузовика MAN . [ 9 ] Позже прототип был изменен: передняя часть корпуса и отделение управления были вдохновлены Berliet VXB-170 ; в таком виде он был принят на вооружение как Рател . [ 9 ]
Пока разработка Racel еще находилась в стадии разработки, бельгийский оборонный подрядчик BN Constructions Ferroviaires et Metalliques заинтересовался разработкой многоцелевого колесного бронеавтомобиля для экспортного рынка. [ 11 ] У компании уже был опыт производства бронетехники по лицензии на ранних этапах Второй мировой войны и в послевоенное время, когда она была известна как SA La Brugeoise et Nivelles. [ 11 ] К 1974 году компания объединила свои исследования и разработки новой бронетехники в новое подразделение Société Industrielle Belge de Matériel Automobile Spécial (SIBMAS). [ 11 ] Перед дивизией СИБМАС была поставлена задача создать колесную бронемашину, способную перевозить от 9 до 16 конных пехотинцев. Однако он всегда задумывался как нечто большее, чем просто бронетранспортер (БТР) или БМП. [ 11 ] Материнская фирма хотела, чтобы серия SIBMAS включала в себя семейство вспомогательных машин, построенных на одном и том же шасси и корпусе, чтобы упростить логистику для потенциальных экспортных клиентов. [ 11 ] Прототип SIBMAS должен был соответствовать как минимум четырем требованиям: одному для общего БТР, одному для БМП с башней, одному для специализированной машины огневой поддержки и одному для машины внутренней безопасности, которая будет использоваться для борьбы с беспорядками. [ 11 ]
В 1975 году подразделение SIBMAS заключило договор о правах на оригинальный прототип Springfield-Büssing Buffel от Büssing, включая исследование, в результате которого он был разработан. [ 1 ] Работа над улучшенной производной началась в том же году и была завершена к концу 1976 года. [ 3 ] По внешнему оформлению новый прототип был идентичен «Рателю», но обладал более легким водонепроницаемым корпусом и мог быть модифицирован для амфибийных целей. [ 11 ] Транспортное средство было просто идентифицировано по анаграмме его родительского подразделения. [ 3 ] Первые испытания были проведены в том же году в Бельгии, а затем в Малайзии и на Филиппинах для проверки механических характеристик в тропическом климате. [ 3 ] Было объявлено, что серийное производство не начнется до тех пор, пока не будет оформлен экспортный заказ, чтобы создать эффект масштаба, необходимый для оправдания производственных затрат. [ 3 ] В период с 1976 по 1979 год были построены два демонстратора-амфибии: один двигался по воде с помощью колес со скоростью 5 км/ч, а второй - с двумя поворотными гребными винтами, которые могли развивать скорость 10 км/ч. [ 3 ]
Racel начал серийное производство в Южной Африке примерно в то же время, когда SIBMAS впервые был представлен публично, что привело к обвинениям в том, что их разработка была напрямую связана. [ 1 ] Очевидное сходство между конструкциями двух машин привело военных ученых к выводу, что одна из них должна быть лицензионным вариантом другой. [ 12 ] Например, газета Jane's Defense Weekly первоначально предположила, что Racel и SIBMAS — это одна и та же машина и что Южная Африка работала совместно с бельгийским подрядчиком над наблюдением за ее разработкой. [ 13 ]
В 1979 году малазийская армия приступила к масштабной программе модернизации, известной как Perkembangan Istimewa Angkatan Tentera (PERISTA), направленной на увеличение огневой мощи и мобильности ее механизированных сил в свете продолжающегося коммунистического мятежа и растущей угрозы регионального конфликта между Таиландом и Таиландом. и Вьетнам . [ 14 ] Малайзийские механизированные подразделения тогда были оснащены в основном устаревшими Panhard M3 , а также меньшим количеством V-100 Commando . [ 15 ] Оба они были БТР общего назначения, которые армия по существу использовала в роли БМП во время операций по борьбе с повстанцами. [ 15 ] Потребность в специальной БМП, позволяющей малайзийским пехотинцам вести бой, а также для обеспечения прямой огневой поддержки посредством встроенных систем вооружения, была определена еще в 1977 году. [ 15 ] Единственными первоначальными требованиями было то, что предлагаемая БМП должна была быть пригодна как для борьбы с повстанцами, так и для «высокоинтенсивной» или обычной войны. [ 15 ]
Начиная с 1979 года, малайзийская армия испытала несколько конструкций колесных БМП от оборонных подрядчиков в США, Бразилии и Европе, включая один из двух прототипов-амфибий SIBMAS. [ 16 ] Процесс оценки сопровождался многочисленными задержками, поскольку армейские чиновники по закупкам изначально не смогли указать какие-либо дополнительные технические требования для будущей программы БМП. [ 17 ] Когда армия, наконец, выдвинула ряд конкретных технических требований, например, максимальный запас хода в 1000 километров и боевую массу в 12 тонн, она изменила их, не уведомив подрядчиков. [ 17 ] Достаточно подробного запроса на тендерную документацию не было. [ 17 ] Это привело к замешательству среди подрядчиков, большинство из которых обратились в министерство обороны Малайзии с просьбой официально разъяснить потребности армии. [ 17 ] В свете ситуации период оценки был продлен до начала 1981 года, когда армия определила SIBMAS, EE-11 Urutu и Condor как наиболее многообещающие кандидаты. [ 17 ] В мае 1981 года министерство обороны Малайзии объявило, что примет на вооружение как SIBMAS, так и Condor, при этом SIBMAS будет принят на вооружение в первую очередь в качестве машины огневой поддержки. [ 16 ] Сразу же разгорелся спор по поводу обвинений в том, что тендерный процесс был сфальсифицирован таким образом, что спецификациям огневой поддержки программы БМП могла соответствовать только SIBMAS. [ 15 ] [ 18 ] Эти обвинения привели к официальному пересмотру закупок SIBMAS Национальным бюро расследований Малайзии , и армия была вынуждена соответствующим образом возобновить тендер. [ 19 ] Малайзия также подвергалась критике со стороны международных и внутренних движений против апартеида за приобретение ею системы SIBMAS, которая, как они подозревали, была ошибочно передана Южной Африке под названием «Ratel» в нарушение Резолюции 418 Совета Безопасности ООН . [ 19 ]
Впоследствии в конце 1981 года правительство Малайзии разместило заказ на 186 автомобилей SIBMAS в рамках сделки на сумму 84 миллиона долларов с BN Constructions Ferroviaires et Metalliques. [ 20 ] [ 19 ] Около 162 машин было произведено в конфигурации огневой поддержки с башенными 90-мм орудиями, а остальные представляли собой специально построенные эвакуационные машины с электрическими лебедками и складными кранами. [ 20 ] [ 5 ] В 1979 году армия запросила 1000 новых БТР и БМП, но позже это число было сокращено до 600 из-за затрат на установку дополнительных модернизаций и оборудования на машины. [ 19 ] Было заказано около 400 «Кондоров», то есть в рамках армейского бюджета можно было приобрести не более 200 машин SIBMAS. [ 19 ] Это число было дополнительно сокращено до 186, когда были приняты во внимание расходы на 90-мм орудия и турельные системы, которые пришлось закупить у Cockerill Maintenance & Ingénierie . стороннего подрядчика [ 19 ] Компания BN Constructions Ferroviaires et Metalliques использовала малайзийский заказ для частичного субсидирования строительства нового завода по производству SIBMAS. [ 19 ]
Права на производство конструкции SIBMAS позже были переданы компании Cockerill Maintenance & Ingénierie; однако дальнейших заказов получено не было, и производство соответственно было прекращено. [ 2 ] Кокерилл также завладел тремя прототипами SIBMAS и еще 10 готовыми автомобилями, которые были произведены на заводе, возможно, в ожидании будущих экспортных заказов. [ 4 ] Они продолжали использоваться в качестве демонстраторов линейки револьверных систем низкого давления Cockerill вплоть до 2016 года. [ 21 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Принятие на вооружение SIBMAS поначалу было встречено в малазийской армии с некоторым скептицизмом. [ 19 ] Королевский бронетанковый корпус Малайзии скептически отнесся к необходимости в колесной машине огневой поддержки, приданной мотопехоте, которую он критиковал как плохую замену приобретению основных боевых танков. [ 19 ] SIBMAS также не соответствовал ряду технических требований армии. [ 19 ] Ее боевая масса приближалась к 17 тоннам, а закупочная группа определила боевую массу машины не более 12 тонн (позже увеличенную до 15 тонн для БМП 6X6). [ 19 ] Генеральный штаб Малайзии также был непреклонен: он будет закупать только БМП с проверенной репутацией в производстве и продажах, чтобы избежать проблем с новым продуктом. [ 19 ] Однако на момент принятия на вооружение SIBMAS существовал только в форме прототипа и еще не находился на вооружении вооруженных сил другой страны. [ 19 ] Бразильский Engesa EE-11 Urutu рассматривался некоторыми специалистами по закупкам как более подходящий кандидат для нужд армии, хотя и модифицированный для роли БМП и огневой поддержки: он был значительно дешевле, чем SIBMAS, он прошел боевые испытания в Война между Ираном и Ираком производилась непрерывно в течение нескольких лет и могла соответствовать требованиям по весу. [ 19 ] Сторонники Urutu утверждали, что SIBMAS также с опозданием вступил в конкуренцию Urutu и другим машинам, поскольку тендер уже был закрыт. [ 19 ]
В конце 1970-х годов малазийская армия не имела БМП, а ее колесная бронетехника представляла собой либо легкие броневики, такие как Ferret и Panhard AML , либо БТР общего назначения, такие как V-100 и Panhard M3. [ 15 ] Они использовались в операциях по борьбе с повстанцами в основном как стопорные группы, а их экипажи использовали мобильность своих машин для окружения позиций партизан и перекрытия путей отхода, пока пехота высаживалась для вступления в бой с противником. [ 15 ] Однако ни одна из этих машин не могла перевозить большое количество пехотинцев и не позволяла им сражаться верхом. [ 15 ] Наряду с вариантами огневой поддержки V-150, которые Малайзия приобрела в 1977 году, SIBMAS по сути заменили AML и Ferret в роли бронеавтомобиля, придаваемого пехотным соединениям. [ 15 ] Армия Малайзии продолжала использовать БТР в качестве обычных «боевых такси» для пехоты и для этой цели приняла на вооружение «Кондор». [ 15 ]
После того, как заказ SIBMAS был выполнен, малазийская армия столкнулась с трудностями при интеграции машины в соответствии с планом из-за нехватки обученных экипажей. [ 22 ] Было объявлено, что в период с 1986 по 1990 год все машины SIBMAS будут объединены в единый бронекавалерийский полк, по мере постепенного обучения новых экипажей. [ 22 ]
Крах внутреннего коммунистического мятежа в сочетании с последующим окончанием холодной войны и снижением региональной напряженности привел к значительному сокращению расходов на оборону Малайзии. [ 23 ] В начале 1990-х годов армия столкнулась с трудностями в поддержании работоспособности своего парка SIBMAS, поскольку финансирование запасных частей было сильно ограничено. [ 23 ]
В апреле 2016 года правительство Малайзии объявило, что рассмотрит обширную программу модернизации своего парка SIBMAS, указав, что машина останется в эксплуатации в обозримом будущем. [ 24 ] Однако другие источники утверждают, что SIBMAS постепенно выводится из эксплуатации и заменяется восьмиколесным DefTech AV8 . [ 25 ]
В январе 2023 года все малазийские эвакуационные машины на базе SIBMAS были выведены из эксплуатации. [ 26 ]
Характеристики
[ редактировать ]Длинный коробчатый корпус SIBMAS имеет цельносварную стальную конструкцию и обеспечивает защиту экипажа от огня стрелкового оружия и артиллерийских осколков. [ 3 ] Большинство вариантов SIBMAS имеют горизонтальную линию крыши, скошенную внутрь сзади. Моторное отделение расположено в корме корпуса слева. [ 2 ] Для проведения обслуживания компоненты двигателя снимаются через крышу корпуса. [ 3 ] Пассажиры могут сойти через большую дверь в задней части корпуса справа. [ 2 ] В бортах машины также имеются входные двери и огневые порты, а в крыше корпуса имеются три люка для наблюдения. [ 3 ] Водители сидят в передней части автомобиля и имеют один люк и три больших окна. [ 2 ] Башня SIBMAS AFSV-90 расположена вблизи лобовой части корпуса, сразу за отделением управления, и снабжена тремя большими прямоугольными люками. [ 3 ]
SIBMAS был оснащен гидроусилителем рулевого управления, автоматической коробкой передач и шинами Run-Flat. [ 3 ] Он также может быть оснащен прицелами ночного видения, комплектом ядерно-биологической и химической защиты (NBC), электрической системой кондиционирования воздуха, обогревателем и лебедкой. [ 3 ]
Без дополнительных боекомплектов в корпусе SIBMAS мог вместить максимум шестнадцать пассажиров. [ 3 ]
Варианты
[ редактировать ]- SIBMAS AFSV-90 бронированная машина . поддержки ) пожарной ( модель : стандартная серийная Вооружен двухместной башней СМ-90 и самолетом Cockerill Mk. III 90-мм пушка, один спаренный 7,62-мм пулемет и установленный на крыше 7,62-мм пулемет. [ 5 ] По бокам башни имеется по восемь дымовых гранатометов. [ 2 ] AFSV-90 также предлагался с 90-мм пушкой низкого давления DEFA D921 и башней, заимствованными у броневика Panhard AML-90; в производство он не поступил. [ 5 ]
- SIBMAS ARV ( бронированная ): SIBMAS модифицирован как бронированная эвакуационная машина, включая большую лебедку , эвакуационная машина . способную выдерживать грузы до 20 000 кг, кран, способный поднимать грузы до 10 500 кг, а также передние и задние отвалы [ 2 ]
Зверинец других вариантов также предлагался на экспорт, но не был принят на вооружение. Сюда входили SIBMAS с 30-мм автоматической пушкой RARDEN , зенитный вариант со спаренной 20-мм автоматической пушкой, противотанковый вариант с банком ракет HOT или MILAN , миномет с 60-мм пушкой-минометом Brandt LR , грузовой транспортер. , командирская машина, бронетранспортер с одним крупнокалиберным пулеметом калибра 12,7 мм и санитарная машина с четырьмя носилками. [ 3 ] [ 5 ]
В 2010 году был продемонстрирован SIBMAS с системой вооружения LCTS90 компании Cockerill. Этот вариант вооружен новой 90-мм пушкой среднего давления, способной стрелять украинского производства Falarick 90 противотанковой управляемой ракетой . [ 21 ]
Оператор
[ редактировать ]Малазийская армия : 186 [ 20 ]
- 162 СИБМАС АФСВ-90 [ 20 ]
- 24 НАИМЕНЬШЕЕ НОМЕР [ 20 ] (все АРВ-препараты отменены в 2023 году)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Ландгрен, Сигне (1989). Эмбарго снято: военная промышленность Южной Африки (изд. 1989 г.). Издательство Оксфордского университета. стр. 83–85 . ISBN 978-0-19-829127-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Кристофер Ф. Фосс (2000). Руководство Джейн по распознаванию танков и боевых машин (изд. 2000 г.). Издательство Харпер Коллинз. стр. 344–355 . ISBN 978-0-00-472452-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Красотка, Рональд (1980). Системы оружия Джейн, 1979–80 (изд. 1979 г.). Macdonald and Jane's Publishers Ltd., стр. 916–917. ISBN 978-0-531-03299-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с «СИБМАС» . Ньютаун, Коннектикут, США: Forecast International, Incorporated. Август 1998 г. Архивировано из оригинала 20 декабря 2018 г. Проверено 20 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Чант, Кристофер (1987). Сборник вооружений и военной техники . Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 40–41. ISBN 0-7102-0720-4 . OCLC 14965544 .
- ^ «Hyundai Rotem конкурирует с 6x6 K806 за замену бронетехники малайзийской армии | Новости обороны, сентябрь 2021 г., глобальная безопасность, армейская промышленность | Глобальные новости индустрии обороны, армия, 2021 год | Архив новостей года» . 6 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хармс, Кайл; Данстан, Саймон (23 февраля 2017 г.). Южноафриканская броня времен пограничной войны 1975–89 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 21–31. ISBN 978-1-4728-1743-3 .
- ^ Беш, Эдвин (июль 1983 г.). «Боевые машины пехоты: их эволюция и значение». Вестник Корпуса морской пехоты . База морской пехоты Квантико : Ассоциация морской пехоты : 50–60.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Стинкамп, Виллем; Хельмоед-Рёмер, Хайтман (сентябрь 2016 г.). Мобильность побеждает: история 61-й механизированной батальонной группы, 1978–2005 гг . Солихалл: Гелион и компания. стр. 29–33. ISBN 978-1-911096-52-8 .
- ^ «Впечатляющая история Южной Африки в области разработки и производства бронетехники» . Южноафриканские инженерные новости. 8 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2017 г. Проверено 18 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сюрлемон, Раймонд (март – апрель 1981 г.). «Колесная бронированная машина СИБМАС». Броневой журнал . Форт-Нокс, Кентукки: Центр бронетехники армии США: 16–19.
- ^ Джеклин Кок, Лори Натан (1989). Война и общество: милитаризация Южной Африки . Новые книги Африки. п. 238. ИСБН 978-0-86486-115-3 .
- ^ Хербштейн, Денис; Эвенсон, Джон (1989). Дьяволы среди нас: Война за Намибию . Лондон: Zed Books Ltd., с. 135 . ISBN 978-0862328962 .
- ^ Алагаппа, Мутиа (2002). Принуждение и управление: снижение политической роли вооруженных сил в Азии . Пало-Альто: Издательство Стэнфордского университета. стр. 262–263. ISBN 978-0804742276 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Роллс, Марк (2002). «Динамика вооружений» в Юго-Восточной Азии во время Второй холодной войны . Фарнхэм: Ashgate Publishing Ltd., стр. 80–89. ISBN 978-0754615460 .
- ^ Перейти обратно: а б Каллен, Тони; Друри, Ян; Бишоп, Крис (1988). Энциклопедия мирового боевого оружия (изд. 1988 г.). Гринвилл: Crescent Publications. п. 96. ИСБН 978-0-517-65341-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сианг, Лим Кит (1982). Малайзия в опасные 80-е . Куала-Лумпур: DAP Press. п. 94. ОСЛК 8648953 .
- ^ Тан, Эндрю Тиан Хуат (2002). Перспективы безопасности Малайзии . Канберра: Издательство Австралийского национального университета. п. 94. ИСБН 978-0731554232 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Армейские офицеры расследуются на предмет коррупции, поскольку правительство вмешивается в предлагаемую сделку по поставкам оружия». Дальневосточное экономическое обозрение . 114 . Гонконг: South China Morning Post / News Corporation : 329, 557. 1981.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Торговые реестры» . Armstrade.sipri.org. Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года . Проверено 3 декабря 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Выстрел FALARICK 90 с управляемой противотанковой ракетой» . Киев: Киевское государственное конструкторское бюро (ЛУЧ). 2015. Архивировано из оригинала 13 января 2017 года . Проверено 12 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дас, К. (1986). Дилемма Мусы: размышления о решении Датука Мусы Хитама выйти из правительства Датук Сери Др. Махатхир Мохамад . Куала-Лумпур: К. Дас. стр. 92–94. OCLC 14388098 .
- ^ Перейти обратно: а б «На связи, в бою». Малазийский бизнес (13–24). Куала-Лумпур: New Straits Times Press: 33. 1990.
- ^ Махадзир, Дзирхан (18 апреля 2016 г.). «DSA 2016: Глава армии Малайзии заявил, что БТР Condor и танки Scorpion подлежат модернизации» . Лондон (Куала-Лумпур): Информационная группа Джейн. Архивировано из оригинала 20 апреля 2016 года . Проверено 20 апреля 2016 г.
- ^ Вонг, Кельвин (3 октября 2016 г.). «Hanwha представляет Black Fox на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока» . Лондон (Сингапур): Информационная группа Джейн. Архивировано из оригинала 4 октября 2016 года . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ «Кондор и Сибмас объявлены устаревшими и отправлены в отставку» . 3 января 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Технические данные SIBMAS и фотографии на сайте Army Recognition.
- СИБМАС и GlobalSecurity.org.