152-мм гаубица образца 1943 г. (Д-1)
Гаубица Д-1 | |
---|---|
![]() | |
Тип | Полевая гаубица |
Место происхождения | Советский Союз |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1943 – настоящее время |
Используется | Страны бывшего Варшавского договора и бывшего Советского Союза. |
Войны | Вторая мировая война Арабо-израильская война Вьетнамская война 2022 г. Вторжение России в Украину |
История производства | |
Дизайнер | Ф.Ф. Петров |
Разработанный | 1943 |
Производитель | Завод №9 |
Произведено | 1943–1949 |
№ построено | 2,827 |
Варианты | Д-15, М1943/85 |
Технические характеристики | |
Масса | 3600 кг (7937 фунтов) |
Длина | 6,7 м (22 фута) |
ствола Длина | Диаметр цилиндра: 3,527 м (11 футов 7 дюймов) L/23 |
Ширина | 1,9 м (6 футов 3 дюйма) [ 1 ] |
Высота | 1,8 м (5 футов 11 дюймов) [ 1 ] |
Экипаж | 8 |
Оболочка | Раздельное заряжание заряда и снаряда [ 1 ] ОН; 40 кг (88,2 фунта) |
Калибр | 152,4 мм (6 дюймов) |
казенная часть | Прерванный винт |
Отдача | Гидропневматический |
Перевозка | Разделенная тропа |
Высота | от –3° до 63,5° |
Траверс | ±17.5° |
Скорострельность | 3–4 выстр/мин |
Начальная скорость | 508 м/с (1666 футов/с) |
Максимальная дальность стрельбы | 12,4 км (7,70 миль) |
Гаубица Д-1 образца 1943 года ( рус . 152-мм гаубица обр. 1943 г. (Д-1) ) — советская времен Второй мировой войны 152,4-мм гаубица . Орудие было разработано конструкторским бюро под руководством Ф.Ф. Петрова в 1942 и 1943 годах на базе лафета 122-мм гаубицы М1938 (М-30) и с использованием ствола 152-мм гаубицы М1938 (М-10) . Мощная и мобильная Д-1, обладая широким ассортиментом боеприпасов , значительно повысила огневую мощь и прорывные возможности Красной Армии танковых и мотострелковых соединений . До конца Второй мировой войны было изготовлено несколько сотен D-1.
После Второй мировой войны D-1 участвовал в многочисленных конфликтах середины и конца 20 века. Долгая история эксплуатации гаубиц Д-1 в национальных армиях многих стран является свидетельством ее качеств; пистолет до сих пор остается на вооружении ряда постсоветских государств и некоторых других стран. Д-1 широко считается ценным элементом советской артиллерии. [ 2 ] [ 3 ]
Разработка и производство
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В 1941 году Советский Союз принял решение прекратить производство 152-мм гаубицы М1938 (М-10) . Одной из причин было расформирование стрелкового корпуса в августе-сентябре 1941 года и последующий вывод корпусной артиллерии. При этом из состава дивизионной артиллерии были исключены все 152-мм гаубицы. В результате серийное производство 152-мм гаубиц в 1942 году не велось.
Однако в конце 1942 года стрелковые корпуса были восстановлены, и была восстановлена прежняя организация артиллерии на корпусном уровне. В результате прекращения производства 152-мм гаубиц в корпусной артиллерии Красной Армии не хватало орудия, более мобильного, чем тяжелая 152-мм гаубица-пушка М1937 (МЛ-20) (обычно используемая армейской артиллерией и резервом Главного командования). единиц), но мощнее 122-мм гаубицы М1938 (М-30) .
Ответ на вызов
[ редактировать ]В 1942 году, пытаясь решить проблему отсутствия подходящей мобильной 152-мм гаубицы, КБ под руководством Ф.Ф. Петрова приступило к частным работам над новой гаубицей на базе лафета М-30 и ствола М-30. 10 (который был оснащен дульным тормозом , чтобы уменьшить отдачу и тем самым предотвратить повреждение более легкого лафета). Такой подход позволил практически сразу начать производство новой гаубицы из запасов деталей для обеих предыдущих орудий. Учитывая военную ситуацию и нехватку артиллерии, это решение было одновременно элегантным и целесообразным.
В начале 1943 года Петров уведомил наркома вооружения Дмитрия Устинова о новом проекте . 13 апреля Устинов сообщил Петрову, что Государственный комитет обороны запросил отправку пяти новых орудий на полигоны 1 мая. 5 мая на испытания поступили две детали; Через два дня, 7 мая, орудие было рекомендовано к принятию на вооружение, а 8 августа 1943 года оно было официально принято на вооружение как 152-мм гаубица М1943 . Спустя полтора месяца первые серийные гаубицы Д-1 были переданы представителям Красной Армии. [ 2 ] [ 3 ]
Производство
[ редактировать ]С конца 1943 по 1949 год Д-1 производилась исключительно на заводе № 9 (УЗТМ) в Свердловске. Во время Великой Отечественной войны гаубица производилась лишь в небольшом количестве, поскольку завод № 9 также отвечал за массовое производство. 122-мм гаубица М-30. Это привело к критической нехватке 152-мм гаубиц в корпусной артиллерии Красной Армии до конца войны. [ 3 ]
Год | 1943 | 1944 | 1945 | 1946 | 1947 | 1948 | 1949 | Общий |
Количество произведенных | 84 | 258 | 715 | 1,050 | 240 | 240 | 240 | 2,827 |
Описание
[ редактировать ]
1 – разделенные трассы
2 – блокировка взлома
3 – орудийный щит
4 – противооткатные устройства (буфер и рекуператор)
5 – ствол
6 – дульный тормоз
7 – колеса
8 – подвеска
Части 1, 7 и 8 относятся к вагону; 2, 4, 5 и 6 составляют ствольную группу.
Гаубица Д-1 по сути представляла собой комбинацию ствола 152-мм гаубицы образца 1938 года (М-10) на лафете 122-мм гаубицы образца 1938 года (М-30) . Поскольку новый лафет был легче, чем у М-10, на стволе был установлен массивный двухотражательный дульный тормоз ДТ-3 для смягчения ударной силы отдачи. Затворный блок имел прерывисто-винтовой тип, противооткатная система состояла из гидравлического буфера и гидропневматического рекуператора. В состав отдельно загружаемого боекомплекта входили разнообразные снаряды и восемь различных метательных зарядов в патронах.
Лафет был практически идентичен лафету М-30. Он имел подвеску и стальные колеса с пневматическими резиновыми шинами. Траки изначально были клепаной конструкции, но со временем в производстве были заменены сварными. Изделия позднего выпуска были оснащены колесиками для облегчения манипулирования. Время подготовки к бою составило около двух минут. В случае чрезвычайной ситуации можно было вести огонь, не разделяя трасс; однако за это пришлось резко уменьшить траверс (1°30 футов). Поскольку орудие не было оснащено передком , буксировать его можно было только автомобилем. Максимальная скорость буксировки составляла 40 км/ч по дорогам с твердым покрытием, 30 км/ч по булыжным дорогам и 10 км/ч по бездорожью. Чтобы обеспечить экипажу некоторую защиту от пуль и осколков снарядов, орудие было оснащено щитком. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
-
Противооткатные устройства
-
Дульный тормоз
-
Подвеска каретки
-
Подвеска каретки
-
Правая часть казенной части
-
Левая часть казенной части с панорамным прицелом.
-
Следы кареты
-
Щит
Сравнение с современными гаубицами
[ редактировать ]С технико-тактической точки зрения проект Д-1 обеспечил корпусную артиллерию Красной Армии (РККА) современной 152-мм гаубицей, сочетавшей в себе хорошую подвижность и огневую мощь. По сравнению с типичной современной гаубицей аналогичного калибра Д-1 имела меньшую дальность стрельбы, но была намного легче. Например, немецкая 15 cm sFH 18 имела дальность стрельбы 13 325 метров – примерно на один километр больше, чем у D-1 – но при этом весила почти на две тонны больше (5 510 килограммов в походном положении). То же самое можно сказать и о американской 155-мм гаубице М1 (14 600 метров, 5 800 килограммов) или 149-мм гаубице производства итальянской Ansaldo (14 250 метров, 5 500 килограммов). Немецкая гаубица с характеристиками, близкими к характеристикам Д-1 – 15 cm sFH 36 – не дошла до серийного производства. По сравнению со старыми орудиями, такими как французский «Шнайдер» образца 1917 года (11 200 метров, 4 300 кг), D-1 имел преимущество как по весу, так и по дальности.
Организация и трудоустройство
[ редактировать ]
Д-1 использовалась корпусной артиллерией и резервом главных частей управления. В 1944 году стрелковые корпуса Красной Армии имели по одному артиллерийскому полку . Эти полки состояли из пяти батарей (всего 20 орудий), оснащенных Д-1, а также различными другими 152-мм гаубицами, 122-мм пушкой М1931/37 (А-19) , 152-мм гаубицей-пушкой М1937 (МЛ-20) или 107-мм пушка М1910/30 . В резерв Главного командования входили гаубичные полки (48 штук) и тяжелые гаубичные бригады (32 штуки). Их можно было бы объединить в артиллерийские дивизии . [ 3 ]
Красная Армия использовала гаубицы Д-1 с 1944 года, на заключительном этапе Второй мировой войны. Д-1 в основном применялась против личного состава, укреплений и ключевых сооружений в тылу противника. Противобетонный снаряд Г-530 также иногда применялся против бронетехники с хорошими результатами. За время эксплуатации ружье заслужило репутацию надежного и точного. [ 2 ] Окончательно Д-1 был снят с вооружения в середине семидесятых годов.

После войны пистолет поставлялся во многие страны мира, включая бывших союзников по Варшавскому договору , например, Польшу. По состоянию на начало 2000-х годов он остается на вооружении Афганистана , Албании , Китая, Кубы , Венгрии, Ирака , Мозамбика , Сирии , Вьетнама и других стран. Пистолет использовался в арабо-израильском конфликте , а также в некоторых конфликтах в бывших республиках Советского Союза . [ 3 ] Длительная история эксплуатации гаубицы Д-1 в национальных армиях многих стран является дополнительным свидетельством ее качеств.
D-1 использовался во время боев в апреле 2016 года между Армией обороны Нагорного Карабаха и азербайджанскими вооруженными силами. Он использовался Силами обороны НКР. [ нужна ссылка ] Сообщается, что во время российского вторжения в Украину в 2022 году Д-1 были переданы ЛНР Народной милиции , ДНР и ЧВК Вагнера. [ 5 ] [ нужен лучший источник ] [ 6 ]
Уцелевшие гаубицы Д-1 можно увидеть в различных военных музеях и военных мемориалах, например, в Музее артиллерии и инженерных войск, Санкт-Петербург , Россия; в Музее героической обороны и освобождения Севастополя на Сапун-горе, Севастополь и в Национальном музее истории Украины во Второй мировой войне , Киев , Украина ; в Форте Виньяры , Познань , Польша , и в Полоцке , Беларусь , как мемориальный памятник.
-
Д-1 в Полоцке.
-
D-1 в Познаньской цитадели.
-
Д-1 в Артиллерийском музее, Санкт-Петербург.
-
Д-1 в музее на Сапун-горе, Севастополь.
Варианты
[ редактировать ]Помимо буксируемой гаубицы, команда Петрова разработала автомобильный вариант Д-1. Наступательные действия Красной Армии летом и осенью 1943 года возобновили интерес к идее создания тяжелого «артиллерийского» танка, подобного КВ-2 , который мог бы оказывать непосредственную огневую поддержку стрелковым и танковым частям и был бы способен разрушать тяжелые укрепления. Вероятными причинами разработки такой машины стали прекращение серийного производства СУ-122 средней штурмовой пушки и переориентация тяжелых штурмовых орудий СУ-152 на противотанковые действия. Вариант танка Д-1 изначально предназначался для установки на вариант тяжелого танка КВ-1с . В нем использовалась установка 85-мм Д-5, что привело к неофициальному названию Д-1-5 и, в конечном итоге, к официальному обозначению Д-15 . Был построен только один экземпляр. Информации об установке пушки на танк КВ нет. К октябрю 1943 года советские власти ожидали начала серийного производства мощного тяжелого танка ИС-2 ; В результате от идеи создания специализированного артиллерийского танка на базе устаревшего шасси КВ отказались. [ 7 ]
Рассматривался и другой проект, сочетающий шасси танка Т-34 с пушкой Д-15. Среднее штурмовое орудие, получившее обозначение СУ-Д15 , предназначалось для замены СУ-122 . Хотя проект получил большую поддержку со стороны властей, он так и не был запущен в производство как из-за своих недостатков (тяжелая пушка слишком сильно нагружала подвеску, так и боекомплект был слишком ограничен), так и из-за того, что ИСУ-152 сделала его ненужным. . Однако опыт установки на Т-34 мощной пушки позволил быстро разработать СУ-100 истребитель танков . [ 8 ]
Боеприпасы
[ редактировать ]
2 – осколочный снаряд О-530,
3 – HEAC (противобетонный) снаряд Г-530.
Д-1 имел большое разнообразие боеприпасов, включая фугасные , бронебойные , кумулятивные , шрапнельные , осветительные и химические .
В Д-1 использовались боеприпасы раздельного заряжания с восемью разными зарядами. В состав зарядов входили «полный заряд» Ж-536 и более мелкие заряды от «первого» до «шестого», который был самым маленьким. снаряда БП-540 использовался «специальный заряд» В составе кумулятивного . Метательные заряды производились в «полном» и «третьем» вариантах на военных заводах. Все остальные заряды извлекались из них путем извлечения из зарядного патрона небольших мешочков с порохом. Для подавления вспышки существовала специальная химическая смесь, которую нужно было закладывать в патрон перед ночной стрельбой. [ 4 ] 152-мм снаряды для Д-1 весили около 40 кг; сложная работа для заряжающих, которым приходилось таскать снаряды в одиночку.
В осколочном режиме снаряд ОФ-530 образовал осколки, покрывавшие территорию шириной 70 метров и глубиной 30 метров. В режиме фугасного действия (ОФ) от разорвавшегося снаряда образовалась воронка диаметром около 3,5 метров и глубиной около 1,2 метра. [ 2 ] Несмотря на снятие Д-1 с вооружения в середине 1970-х годов, ОФ-530 до сих пор используется современными 152-мм артиллерийскими орудиями Российской Армии.
Противобетонный снаряд Г-530 HEAC имел начальную скорость 457 м/с при выстреле «первым» зарядом. На расстоянии одного километра он имел конечную скорость 358 м/с и был способен пробить до 80 сантиметров железобетона, прежде чем взорвать тротиловый заряд, что увеличило общую пробиваемость до 114 сантиметров. Из Г-530 нельзя было стрелять с «полным» зарядом, не подвергая экипаж риску взрыва снаряда в стволе. Специальная версия снаряда Г-530Ш была разработана с возможностью использования с полным зарядом. [ 4 ]
Снаряд БП-540 кумулятивный во время Великой Отечественной войны не применялся. Бронепробиваемость составляла 250 миллиметров при угле падения 90°, 220 миллиметров при 60°, 120 миллиметров при 30°. [ 4 ]
В конце 1950-х годов старые запасы боеприпасов для Д-1 были изъяты из советского арсенала. Единственными сохранившимися снарядами были ОФ-530, О-530, Г-530/Г-530Ш и, возможно, химические снаряды. Советская Армия также имела 152-мм ядерный снаряд, но неясно, можно ли использовать этот снаряд с Д-1. [ 9 ]
Доступные боеприпасы [ 3 ] | |||||
Тип | Модель | Вес, кг | Масса ОФ, кг | Начальная скорость, м/с | Дальность, м |
Бронебойные снаряды | |||||
Военно-морской полуАП | модель 1915/28 г. | 51.07 | 3.2 | ||
НАГРЕВАТЬ | БП-540 | 27.44 | 560 | 3,000 | |
Противобетонные снаряды | |||||
Антибетонная оболочка | Г-530/Г-530Ш | 40.0 | 5.1 | 508 | 12,400 |
Фугасные и осколочные снаряды | |||||
HE-Фрагментация, сталь | ОФ-530 | 40.0 | 5.47-6.86 | 508 | 12,400 |
HE-Фрагментация, стальное железо | ОФ-530А | 40.0 | 5.66 | 508 | 12,400 |
ОН, старый | Ф-533 | 40.41 | 8.0 | ||
ОН, старый | Ф-533К | 40.68 | 7.3 | ||
ОН, старый | Ф-533Н | 41.0 | 7.3 | ||
ОН, старый | Ф-533У | 40.8 | 8.8 | ||
ОН, стальное железо, старый французский | Ф-534Ф | 41.1 | 3.9 | ||
ОН за 15 | Ф-521 | 41.7 | 7.7 | ||
HE, британский, для 152-мм гаубицы Vickers | Ф-531 | 44.91 | 5.7 | ||
Шрапнельные снаряды | |||||
Шрапнель с 45 сек. трубка | Ш-501 | 41.16-41.83 | 0,5 (680-690 пуль) | ||
Шрапнель с трубкой Т-6 | Ш-501Т | 41.16 | 0,5 (680-690 пуль) | ||
Световые оболочки | |||||
Подсветка, 40 сек. | С 1 | 40.2 | |||
Химические снаряды | |||||
Химический гаубичный снаряд | ХС-530 | 38.8 | |||
Химический гаубичный снаряд | ХН-530 | 39.1 | |||
Химический (послевоенный) | ЖЗ |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Фосс, Кристофер (1977). Карманный справочник Джейн по буксируемой артиллерии . Нью-Йорк: Кольер. п. 115. ИСБН 0020806000 . OCLC 911907988 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шунков В.Н. – Оружие Красной Армии.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Широкорад А.Б. — Энциклопедия советской артиллерии
- ^ Перейти обратно: а б с д Баллистические таблицы для 152-мм гаубицы образца 1943 г.
- ^ @wartranslated (13 октября 2022 г.). «Даже сами русские не особенно рады тому, что им приходится использовать оружие времен Второй мировой войны» ( Твиттер ) . Проверено 14 октября 2022 г. - через Twitter .
- ^ "Михаил Ходарёнок: Работа наших артиллеристов из 132 бригады 1АК - бывшая 3-ка "Беркут" - на Д-1 где-то на Новгородско-Дзержинском направлении" . 27 April 2023 . Retrieved 24 October 2023 .
- ^ Коломиец М.В. – КВ. Танк прорыва «Клим Ворошилов».
- ^ Zheltov I. G., Pavlov I. V., Pavlov M. V., Solyankin A. G. – The Soviet medium self-propelled guns 1941–1945
- ^ Широкорад А.Б. - Ядерный таран 20 века.
Источники
[ редактировать ]
- Shunkov V. N. – The Weapons of the Red Army , Mn. Harvest, 1999 (Шунков В. Н. – Оружие Красной Армии. – Мн.: Харвест, 1999.) ISBN 985-433-469-4
- Shirokorad A. B. – Encyclopedia of the Soviet Artillery – Mn. Harvest, 2000 (Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. – Мн.: Харвест, 2000., ISBN 985-433-703-0 )
- Ivanov A. – Artillery of the USSR in Second World War – SPb Neva, 2003 (Иванов А. Артиллерия СССР во Второй Мировой войне. – СПб., Издательский дом Нева, 2003., ISBN 5-7654-2731-6 )
- Ballistic Tables for the 152-mm Howitzer M1943 , M. MoD, 1968 – Таблицы стрельбы 152-мм гаубицы обр. 1943 г. – М., Военное издательство министерства обороны, 1968.
- Zheltov I. G., Pavlov I. V., Pavlov M. V., Solyankin A. G. – The Soviet medium self-propelled guns 1941–1945 , Moscow, 2005, 48 pp. (Желтов И. Г., Павлов И. В., Павлов М. В., Солянкин А. Г. Советские средние самоходные артиллерийские установки 1941–1945 гг. – М.: ООО Издательский центр «Экспринт», 2005. – 48 с. ISBN 5-94038-079-4 )
- Коломиец МВ – КВ. Танк прорыва «Клим Ворошилов» , Москва, 2006, 136 с. (Коломиец М. В. КВ. «Клим Ворошилов» - танковый прорыв - М.: Сборник, Яуза, ЭКСМО, 2006. - 136 с.: ил. ISBN 5-699-18754-5 )
- Широкорад А.Б. – Ядерный таран 20 века , Москва, 2005 (Широкорад А.Б. Атомный Таран XX век – М. Вече, 2005)