Jump to content

203-мм гаубица образца 1931 г. (Б-4)

203-мм гаубица образца 1931 г. (Б-4)
203-мм гаубица М1931 (Б-4) в музее Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь.
Тип Мощная тяжелая гаубица
Место происхождения Советский Союз
История обслуживания
В эксплуатации Советский Союз
Войны Вторая мировая война , Зимняя война
История производства
Дизайнер Николай Никитич Магдезев
Разработанный 1931
Произведено 1932–1945
построено 871
Технические характеристики
Масса Боевая: 17700 кг
(39 022 фунта)
Путешествие: 19 000 кг
(41 888 фунтов)
Длина Ход: 11,15 м (36 футов 7 дюймов) [ 1 ]
ствола Длина Диаметр цилиндра: 4,894 м (16 футов 1 дюйм) л/24,1
Общий размер: 5,087 м (16 футов 8 дюймов) L/25
Ширина Ход: 2,7 м (8 футов 10 дюймов) [ 1 ]
Высота Ход: 2,5 м (8 футов 2 дюйма) [ 1 ]
Экипаж 15 [ 1 ]

Оболочка Раздельное заряжание заряда и снаряда [ 1 ] ОН: 100 кг (220 фунтов)
Калибр 203 мм (8 дюймов)
казенная часть Прерванный винт
Отдача Гидропневматический [ 1 ]
Перевозка Коробочный след [ 1 ]
Высота от 0° до 60°
Траверс
Скорострельность 1 раунд каждые четыре минуты [ 2 ]
Начальная скорость 607 м/с (1990 футов/с)
Максимальная дальность стрельбы 18 км (11 миль)

203-мм гаубица индекс , советская обр. 1931 г. (Б-4) ГРАУ : 52 -Г-625 ) — 203-мм (8-дюймовая) тяжёлая большой мощности гаубица . . Во время Второй мировой войны находился в ведении стратегического резерва Ставки . Немецкие солдаты прозвали его «кувалдой Сталина». Эти орудия с успехом применялись против финских дотов на линии Маннергейма , тяжелых немецких укреплений, а также в городских боях для разрушения защищенных зданий и дотов. Эти орудия использовались до конца войны в битве за Берлин , во время которой Красная Армия использовала их для разгрома немецких укреплений в упор своими тяжелыми 203-мм снарядами. Весной 1944 года на шасси танка КВ-1С был создан самоходный вариант С-51 . Сильная отдача от дульного взрыва сбила экипаж с мест и повредила трансмиссию, поэтому проект был отменен. [ 3 ]

Имея угол возвышения до 60 градусов и 12 метательных зарядов на выбор, B-4 практически оправдал все возложенные на него ожидания, будучи способным сокрушать цели по оптимальной траектории снаряда.

Арткомитет (сокращенно Артком), возглавляемый тогда Р. А. Дурляховым, в ноябре 1920 года создал артиллерийское конструкторское бюро во с Францем Лендером главе . Этому КБ было поручено выполнение работ по «203-мм гаубице большой дальности» в январе 1926 года, а 11 декабря 1926 года Артком принял постановление «поручить КБ Арткома в течение 46 месяцев спроектировать 203-мм гаубицу большой дальности». . Завод «Большевик» (ныне Обуховский государственный завод ) возглавил его после смерти Лендера в 1927 году, а конструкторскому бюро «Артком» поручили проектирование универсальных 122-мм корпусных орудий и 203/152-мм пушек, как указано в Письме № 51255/12Я5.

203-мм гаубица была представлена ​​в двух вариантах: с дульным тормозом и без него . В остальном оба пистолета были идентичны друг другу. Предпочтение в итоге было отдано безтормозному варианту с техническими чертежами КБ «Артком» и гусеничному лафету (обычная штука на тяжелых советских артиллерийских орудиях) завода «Большевик». Первый опытный образец гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 года. С июля по август 1931 года проводились огневые испытания с целью выбора подходящих снарядов для использования Б-4. Гаубица была принята на вооружение как 203-мм гаубица образца 1931 года после обширных полевых и боевых испытаний в 1933 году.

Производство

[ редактировать ]

Производство Б-4 стартовало одновременно на заводе «Большевик» и заводе «Баррикады» (последний сейчас — «Титан-Баррикады» ), причем последний испытывал серьезные производственные трудности. В 1933 году удалось подготовить к поставке только одну гаубицу, но поставка не была завершена. Первые два B-4 были поставлены в первой половине 1934 года, а до конца года - еще 13, после чего производство на заводе было приостановлено до 1938 года. Эта пауза была связана с вышеупомянутыми трудностями и запланированным переходом на 122 самолета. корпусной пушки А-19 мм производство . Завод «Большевик» тоже не преуспел: с 1932 по 1936 год было произведено 104 гаубицы, а в 1937 году — 42. Это привело к тому, что производство было перенесено обратно в Сталинград . В 1938 году здесь было изготовлено 75 гаубиц, а в следующем году — 181. Завод «Баррикады» выпустил партию из 165 штук в 1940 году и еще одну партию из 300 штук в 1941 году. Последние три гаубицы были изготовлены в Сталинграде из оставшихся резервов. Новокраматорский завод присоединился к производству в 1938/39 году, выпустив с заводом «Большевик» в 1938 году 49 гаубиц, еще 48 в 1939 году, 3 в 1940 году и 26 в 1941 году. Из 326 гаубиц Б-4, изготовленных в 1941 году, 221 была поставлена ​​в первая половина 1941 года, серийное производство закончилось в октябре 1941 года, когда были поставлены последние девять гаубиц.

Всего с 1932 по 1942 год было изготовлено 1011 гаубиц Б-4.

Технические чертежи Б-4 различались от завода к заводу, имели свои модификации для облегчения серийного производства. В результате, несмотря на общее обозначение Б-4, на практическом вооружении существовало практически две разные модели гаубиц. Чертежи не были унифицированы до 1937 года, когда отдельные конструкции деталей и сборок, уже испытанные тогда как в производстве, так и на испытаниях, изменили свои компоновки. Единственным нововведением стал гусеничный лафет, позволявший вести огонь прямо с земли без каких-либо специальных платформ, в отличие от многих аналогичных орудий. Гусеницы также использовались, потому что Советы вложили много средств в тракторные заводы в 1920-х и 1930-х годах, что сделало использование гусениц очевидным и экономичным выбором для перевозки. [ 4 ] Попытки полностью унифицировать гаубичное производство на заводах «Большевик» и «Баррикады», не говоря уже о покойном столярном Новокраматорском, провалились.

В соответствии с утвержденным мобилизационным планом на август 1939 года в состав 17 гаубичных артиллерийских полков было запланировано 36 гаубиц Б-4, а в каждый полк было выделено по 1374 человека. 13 из этих полков будут выделены две гаубицы вместо одной.

Общая потребность в гаубицах в количестве 612 единиц не была полностью покрыта до июня 1941 года, когда на вооружение Красной Армии было принято 849 Б-4. Для покрытия потерь военного времени планировалось к производству еще 571 единица.

Операционная история

[ редактировать ]
Действующая батарея, 3-й Белорусский фронт, лето 1944 г.

Б-4 участвовала в Зимней войне , имея на фронте на 1 марта 1940 года 142 гаубицы, из которых четыре были подбиты. Б-4 также называли «Карельским скульптором», поскольку пораженные финские доты практически превратились в мешанину из бетонных кусков и железной арматуры.

23 Б-4 были захвачены немецкой 11-й танковой дивизией при взятии города Дубно ночью 25 июня 1941 года.

Всего с 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б-4, еще 105 гаубиц были построены на заводах для восполнения потерь. После начала Великой Отечественной войны гаубичные полки были эвакуированы в дальний тыл для защиты и вернулись только 19 ноября 1942 года, когда стратегическая инициатива снова перешла в руки Советского Союза . Эти гаубицы до конца войны оставались в стратегическом резерве.

Захваченные В-4, использовавшиеся Вермахтом, получили обозначение 20,3 cm H.503(r) , из которых к марту 1944 года на Восточном фронте осталось 8 штук, стрелявших бетоноразрушающими снарядами G-620 и немецкими снарядами.

Расчеты гаубиц Б-4 не получили указаний по стрельбе прямой наводкой по видимым целям, однако капитан Иван Ведмеденко [ ru ] был удостоен звания Героя Советского Союза за действия по стрельбе прямой наводкой по врагам .

На прототипе СУ-14 на шасси также был установлен Б-4.

Боеприпасы

[ редактировать ]

В-4 имеет пороховой заряд с раздельным зарядом, с возможностью использования полных или 11 типов метательных зарядов. Масса пороха варьировалась от 3,24 кг до 15,0-15,5 кг. Б-4 может стрелять 100-килограммовыми фугасными снарядами Ф-265 (с завинчивающимся колпачком) или Ф-625Д или Г-620 / Г-620Т бункероразрушающими снарядами массой 100–146 кг, а также определенными 150-килограммовыми снарядами. Тяжелый атомный снаряд дальностью 18 км находится на вооружении и сегодня.

Начальная скорость осколочно-фугасных снарядов варьировалась от 288 до 607 м/с в зависимости от массы метательного заряда, тогда как снаряды-бункеровщики стреляли со скоростью 607 м/с.

Операторы

[ редактировать ]
Гаубицы Б-4 на марке СССР, посвященной 30-летию Красной Армии.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Фосс, Кристофер (1977). Карманный справочник Джейн по буксируемой артиллерии . Нью-Йорк: Кольер. п. 139. ИСБН  0020806000 . OCLC   911907988 .
  2. ^ Бишоп, Крис. Энциклопедия вооружения Второй мировой войны. Sterling Publishing Company, Inc., 2002, стр.132.
  3. ^ «Битва за Берлин, 203-мм гаубица Б-4» . Архивировано из оригинала 16 декабря 2014 г. Проверено 5 сентября 2015 г.
  4. ^ Бишоп, Крис. Энциклопедия вооружения Второй мировой войны. Sterling Publishing Company, Inc., 2002, стр. 131.
  • Shunkov V. N. - The Weapons of the Red Army , Mn. Harvest, 1999 (Шунков В. Н. - Оружие Красной Армии. — Мн.: Харвест, 1999.) ISBN   985-433-469-4
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9953a02c0bd6ca81e1f80d649a835e15__1722130980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/99/15/9953a02c0bd6ca81e1f80d649a835e15.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
203 mm howitzer M1931 (B-4) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)