203-мм гаубица образца 1931 г. (Б-4)
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . (Январь 2015 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
203-мм гаубица образца 1931 г. (Б-4) | |
---|---|
![]() 203-мм гаубица М1931 (Б-4) в музее Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь. | |
Тип | Мощная тяжелая гаубица |
Место происхождения | Советский Союз |
История обслуживания | |
В эксплуатации | Советский Союз |
Войны | Вторая мировая война , Зимняя война |
История производства | |
Дизайнер | Николай Никитич Магдезев |
Разработанный | 1931 |
Произведено | 1932–1945 |
№ построено | 871 |
Технические характеристики | |
Масса | Боевая: 17700 кг (39 022 фунта) Путешествие: 19 000 кг (41 888 фунтов) |
Длина | Ход: 11,15 м (36 футов 7 дюймов) [ 1 ] |
ствола Длина | Диаметр цилиндра: 4,894 м (16 футов 1 дюйм) л/24,1 Общий размер: 5,087 м (16 футов 8 дюймов) L/25 |
Ширина | Ход: 2,7 м (8 футов 10 дюймов) [ 1 ] |
Высота | Ход: 2,5 м (8 футов 2 дюйма) [ 1 ] |
Экипаж | 15 [ 1 ] |
Оболочка | Раздельное заряжание заряда и снаряда [ 1 ] ОН: 100 кг (220 фунтов) |
Калибр | 203 мм (8 дюймов) |
казенная часть | Прерванный винт |
Отдача | Гидропневматический [ 1 ] |
Перевозка | Коробочный след [ 1 ] |
Высота | от 0° до 60° |
Траверс | 8° |
Скорострельность | 1 раунд каждые четыре минуты [ 2 ] |
Начальная скорость | 607 м/с (1990 футов/с) |
Максимальная дальность стрельбы | 18 км (11 миль) |
203-мм гаубица индекс , советская обр. 1931 г. (Б-4) ГРАУ : 52 -Г-625 ) — 203-мм (8-дюймовая) тяжёлая большой мощности гаубица . . Во время Второй мировой войны находился в ведении стратегического резерва Ставки . Немецкие солдаты прозвали его «кувалдой Сталина». Эти орудия с успехом применялись против финских дотов на линии Маннергейма , тяжелых немецких укреплений, а также в городских боях для разрушения защищенных зданий и дотов. Эти орудия использовались до конца войны в битве за Берлин , во время которой Красная Армия использовала их для разгрома немецких укреплений в упор своими тяжелыми 203-мм снарядами. Весной 1944 года на шасси танка КВ-1С был создан самоходный вариант С-51 . Сильная отдача от дульного взрыва сбила экипаж с мест и повредила трансмиссию, поэтому проект был отменен. [ 3 ]
Имея угол возвышения до 60 градусов и 12 метательных зарядов на выбор, B-4 практически оправдал все возложенные на него ожидания, будучи способным сокрушать цели по оптимальной траектории снаряда.
История
[ редактировать ]Арткомитет (сокращенно Артком), возглавляемый тогда Р. А. Дурляховым, в ноябре 1920 года создал артиллерийское конструкторское бюро во с Францем Лендером главе . Этому КБ было поручено выполнение работ по «203-мм гаубице большой дальности» в январе 1926 года, а 11 декабря 1926 года Артком принял постановление «поручить КБ Арткома в течение 46 месяцев спроектировать 203-мм гаубицу большой дальности». . Завод «Большевик» (ныне Обуховский государственный завод ) возглавил его после смерти Лендера в 1927 году, а конструкторскому бюро «Артком» поручили проектирование универсальных 122-мм корпусных орудий и 203/152-мм пушек, как указано в Письме № 51255/12Я5.
203-мм гаубица была представлена в двух вариантах: с дульным тормозом и без него . В остальном оба пистолета были идентичны друг другу. Предпочтение в итоге было отдано безтормозному варианту с техническими чертежами КБ «Артком» и гусеничному лафету (обычная штука на тяжелых советских артиллерийских орудиях) завода «Большевик». Первый опытный образец гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 года. С июля по август 1931 года проводились огневые испытания с целью выбора подходящих снарядов для использования Б-4. Гаубица была принята на вооружение как 203-мм гаубица образца 1931 года после обширных полевых и боевых испытаний в 1933 году.
Производство
[ редактировать ]Производство Б-4 стартовало одновременно на заводе «Большевик» и заводе «Баррикады» (последний сейчас — «Титан-Баррикады» ), причем последний испытывал серьезные производственные трудности. В 1933 году удалось подготовить к поставке только одну гаубицу, но поставка не была завершена. Первые два B-4 были поставлены в первой половине 1934 года, а до конца года - еще 13, после чего производство на заводе было приостановлено до 1938 года. Эта пауза была связана с вышеупомянутыми трудностями и запланированным переходом на 122 самолета. корпусной пушки А-19 мм производство . Завод «Большевик» тоже не преуспел: с 1932 по 1936 год было произведено 104 гаубицы, а в 1937 году — 42. Это привело к тому, что производство было перенесено обратно в Сталинград . В 1938 году здесь было изготовлено 75 гаубиц, а в следующем году — 181. Завод «Баррикады» выпустил партию из 165 штук в 1940 году и еще одну партию из 300 штук в 1941 году. Последние три гаубицы были изготовлены в Сталинграде из оставшихся резервов. Новокраматорский завод присоединился к производству в 1938/39 году, выпустив с заводом «Большевик» в 1938 году 49 гаубиц, еще 48 в 1939 году, 3 в 1940 году и 26 в 1941 году. Из 326 гаубиц Б-4, изготовленных в 1941 году, 221 была поставлена в первая половина 1941 года, серийное производство закончилось в октябре 1941 года, когда были поставлены последние девять гаубиц.
Всего с 1932 по 1942 год было изготовлено 1011 гаубиц Б-4.
Технические чертежи Б-4 различались от завода к заводу, имели свои модификации для облегчения серийного производства. В результате, несмотря на общее обозначение Б-4, на практическом вооружении существовало практически две разные модели гаубиц. Чертежи не были унифицированы до 1937 года, когда отдельные конструкции деталей и сборок, уже испытанные тогда как в производстве, так и на испытаниях, изменили свои компоновки. Единственным нововведением стал гусеничный лафет, позволявший вести огонь прямо с земли без каких-либо специальных платформ, в отличие от многих аналогичных орудий. Гусеницы также использовались, потому что Советы вложили много средств в тракторные заводы в 1920-х и 1930-х годах, что сделало использование гусениц очевидным и экономичным выбором для перевозки. [ 4 ] Попытки полностью унифицировать гаубичное производство на заводах «Большевик» и «Баррикады», не говоря уже о покойном столярном Новокраматорском, провалились.
В соответствии с утвержденным мобилизационным планом на август 1939 года в состав 17 гаубичных артиллерийских полков было запланировано 36 гаубиц Б-4, а в каждый полк было выделено по 1374 человека. 13 из этих полков будут выделены две гаубицы вместо одной.
Общая потребность в гаубицах в количестве 612 единиц не была полностью покрыта до июня 1941 года, когда на вооружение Красной Армии было принято 849 Б-4. Для покрытия потерь военного времени планировалось к производству еще 571 единица.
Операционная история
[ редактировать ]
Б-4 участвовала в Зимней войне , имея на фронте на 1 марта 1940 года 142 гаубицы, из которых четыре были подбиты. Б-4 также называли «Карельским скульптором», поскольку пораженные финские доты практически превратились в мешанину из бетонных кусков и железной арматуры.
23 Б-4 были захвачены немецкой 11-й танковой дивизией при взятии города Дубно ночью 25 июня 1941 года.
Всего с 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б-4, еще 105 гаубиц были построены на заводах для восполнения потерь. После начала Великой Отечественной войны гаубичные полки были эвакуированы в дальний тыл для защиты и вернулись только 19 ноября 1942 года, когда стратегическая инициатива снова перешла в руки Советского Союза . Эти гаубицы до конца войны оставались в стратегическом резерве.
Захваченные В-4, использовавшиеся Вермахтом, получили обозначение 20,3 cm H.503(r) , из которых к марту 1944 года на Восточном фронте осталось 8 штук, стрелявших бетоноразрушающими снарядами G-620 и немецкими снарядами.
Расчеты гаубиц Б-4 не получили указаний по стрельбе прямой наводкой по видимым целям, однако капитан Иван Ведмеденко был удостоен звания Героя Советского Союза за действия по стрельбе прямой наводкой по врагам .
На прототипе СУ-14 на шасси также был установлен Б-4.
Боеприпасы
[ редактировать ]В-4 имеет пороховой заряд с раздельным зарядом, с возможностью использования полных или 11 типов метательных зарядов. Масса пороха варьировалась от 3,24 кг до 15,0-15,5 кг. Б-4 может стрелять 100-килограммовыми фугасными снарядами Ф-265 (с завинчивающимся колпачком) или Ф-625Д или Г-620 / Г-620Т бункероразрушающими снарядами массой 100–146 кг, а также определенными 150-килограммовыми снарядами. Тяжелый атомный снаряд дальностью 18 км находится на вооружении и сегодня.
Начальная скорость осколочно-фугасных снарядов варьировалась от 288 до 607 м/с в зависимости от массы метательного заряда, тогда как снаряды-бункеровщики стреляли со скоростью 607 м/с.
Операторы
[ редактировать ]
Куба
Советский Союз
Албания
Нацистская Германия – взята в плен.
См. также
[ редактировать ]- 152-мм пушка образца 1935 г. (Бр-2) на том же лафете.
- 280-мм миномет образца 1939 года (Бр-5) на том же лафете.
- 8-дюймовая гаубица M1, приблизительный эквивалент в США
- 7,2-дюймовая гаубица БЛ, примерный британский аналог
- 2С7 Пион/Малка современная советская/российская 203-мм артиллерийская установка
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фосс, Кристофер (1977). Карманный справочник Джейн по буксируемой артиллерии . Нью-Йорк: Кольер. п. 139. ИСБН 0020806000 . OCLC 911907988 .
- ^ Бишоп, Крис. Энциклопедия вооружения Второй мировой войны. Sterling Publishing Company, Inc., 2002, стр.132.
- ^ «Битва за Берлин, 203-мм гаубица Б-4» . Архивировано из оригинала 16 декабря 2014 г. Проверено 5 сентября 2015 г.
- ^ Бишоп, Крис. Энциклопедия вооружения Второй мировой войны. Sterling Publishing Company, Inc., 2002, стр. 131.
Ссылки
[ редактировать ]- Shunkov V. N. - The Weapons of the Red Army , Mn. Harvest, 1999 (Шунков В. Н. - Оружие Красной Армии. — Мн.: Харвест, 1999.) ISBN 985-433-469-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]