152-мм гаубица М1910/37
152-мм гаубица М1910/37 | |
---|---|
![]() Идентичная 152-мм гаубица образца 1910 года выставлена в Хямеенлинны . Артиллерийском музее | |
Тип | гаубица |
Место происхождения | СССР |
История производства | |
№ построено | около 99 |
Технические характеристики | |
Масса | боевая: 2725 кг (6007 фунтов) путешествие: 3050 кг (6724 фунта) |
ствола Длина | 1,83 м (6 футов) L/12 |
Высота | 1,91 м (6 футов 3 дюйма) |
Экипаж | 8 |
Калибр | 152,4 мм (6 дюймов) |
казенная часть | Прерванный винт |
Отдача | Гидропневматический |
Перевозка | Коробочный след |
Высота | от 0° до 41° |
Траверс | 6° |
Скорострельность | 6 выстрелов в минуту |
Эффективная дальность стрельбы | 8000 м (8750 ярдов) |
152-мм гаубица обр , . 1910/37 гг. 152,4-мм (6-дюймовая) гаубица ограниченного производства ) — советская , модернизация 152-мм гаубицы М1910 первоначально разработанной Шнайдером . Пистолет использовался Красной Армией во время Второй мировой войны .
История разработки и производства
[ редактировать ]Орудие возникло в результате модернизации 152-мм гаубицы М1910 . M1910 изначально был разработан Шнайдером . Путиловский завод и Пермский завод сдали в 1911-27 гг. 348 штук. К 1936 году в РККА располагался 101 М1910, в том числе 5 учебных.
Работы по модернизации орудия начались в 1936 году. Из-за небольшого количества находящихся на вооружении М1910 масштабную модернизацию не сочли целесообразным. Орудие было переоборудовано под патрон большего размера, такой же, как и в 152-мм гаубице М1909/30 ; модернизированные стволы получили маркировку «удлиненная камора». На некоторых моделях также были заменены деревянные колеса на стальные с резиновыми шинами, что привело к значительному увеличению скорости транспортировки - 18 км/ч. Официально модернизированное орудие было принято на вооружение как 152-мм гаубица образца 1910/37 года.
К 1941 году все гаубицы М1910 были модернизированы. Производство новых изделий не производилось.
Конструкция М1910/37 была типичной для гаубицы времен Первой мировой войны. Орудие имело короткий (12 калибров) ствол с эксцентриковым прерывистым винтовым затвором; Гидравлический буфер отдачи и пневматический рекуператор устанавливались под стволом. Лафет был однопутным с ограниченным ходом и, как правило, с неподрессоренными деревянными колесами (некоторые экземпляры получали металлические колеса с цельнорезиновыми шинами ). Орудие обычно буксировалось конной упряжкой (восемь лошадей) с помощью передка . На каждое орудие выдавалось по три гужевых ящика с боеприпасами; в каждом ящике находилось 22 снаряда и 24 метательных заряда.
Организация и трудоустройство
[ редактировать ]
По организации 1939 года в каждой стрелковой дивизии имелся гаубичный полк с дивизионом 152-мм гаубиц (12 штук). В июле 1941 года эти полки были расформированы. Такая же участь постигла 152-мм гаубичные батальоны моторизованных и танковых дивизий.
Корпусная артиллерия в начале войны не имела на вооружении 152-мм гаубиц (использовались гаубицы-пушки МЛ-20); но с конца 1943 года в состав воссозданной корпусной артиллерии вошел полк в составе пяти батарей (всего 20 штук), оснащенных, наряду с другими типами, 152-мм гаубицами. К 1 июня 1944 года в корпусной артиллерии насчитывалось 192 таких орудия.
В резерв Главного командования входили гаубичные полки (48 штук) и тяжелые гаубичные бригады (32 штуки), иногда организованные в артиллерийские дивизии.
К началу советско-германской войны старые 152-мм гаубицы были заменены более новыми М-10 . Однако темпы производства М-10 были медленными, поэтому к июню 1941 года М1910/37 все еще находился на вооружении и использовался РККА в германо-советской войне . Однако никаких подробностей о его службе нет.
Краткое содержание
[ редактировать ]M1910/37 представляла собой относительно незначительную модернизацию гаубицы времен Первой мировой войны, в которой не были устранены основные недостатки последней, а именно:
- Ограниченная скорость буксировки из-за неподрессоренных колес.
- Ограниченная высота и очень маленький ход.
Короткий ствол означал меньшую дальность, меньшую, чем у его главных противников, таких как немецкая 15 cm sFH 18 (8,8 км против 13,3 км). Низкая начальная скорость и малый траверс также делали орудие беспомощным против бронетехники противника.
С другой стороны, M1910/37 был прочным, надежным и относительно легким.
Боеприпасы
[ редактировать ]В режиме осколочного действия ОФ-530 образовал осколки, охватившие территорию шириной 70 м и глубиной 30 м. В режиме фугасного действия от разорвавшегося снаряда образовалась воронка диаметром около 3,5 м и глубиной около 1,2 м.
Доступные боеприпасы [ 1 ] | |||||
Тип | Модель | Масса | вес фугаса | Начальная скорость | Диапазон |
Противобетонные снаряды | |||||
Антибетонная оболочка | Г-530/Г-530Ш | 40,0 кг (88 фунтов) | 5,1 кг (11 фунтов) | ||
Фугасные и осколочные снаряды | |||||
HE-Фрагментация, сталь | ОФ-530 | 40,0 кг (88 фунтов) | 5,47–6,86 кг (12–15 фунтов) | 344 м/с (1130 футов/с) | 8,8 км (5,5 миль) |
HE-Фрагментация, стальное железо | ОФ-530А | 40,0 кг (88 фунтов) | 5,66 кг (12 фунтов) | ||
ОН, старый | Ф-533 | 40,41 кг (89 фунтов) | 8,0 кг (18 фунтов) | 322 м/с (1060 футов/с) | 7,3 км (4,5 миль) |
ОН, старый | Ф-533К | 40,68 кг (90 фунтов) | 7,3 кг (16 фунтов) | 322 м/с (1060 футов/с) | 7,3 км (4,5 миль) |
ОН, старый | Ф-533Н | 41,0 кг (90 фунтов) | 7,3 кг (16 фунтов) | 322 м/с (1060 футов/с) | 7,3 км (4,5 миль) |
ОН, старый | Ф-533У | 40,8 кг (90 фунтов) | 8,8 кг (19 фунтов) | 322 м/с (1060 футов/с) | 7,3 км (4,5 миль) |
ОН, стальное железо, старый французский | Ф-534Ф | 41,1 кг (91 фунт) | 3,9 кг (9 фунтов) | 322 м/с (1060 футов/с) | 7,3 км (4,5 миль) |
ОФ для 152-мм миномета образца 1931 г. | Ф-521 | 41,7 кг (92 фунта) | 7,7 кг (17 фунтов) | ||
ОФ, британский, для 152-мм гаубицы Vickers | Ф-531 | 44,91 кг (99 фунтов) | 5,7 кг (13 фунтов) | ||
Шрапнельные снаряды | |||||
Шрапнель с 45 сек. трубка | Ш-501 | 41,16–41,83 кг (91–92 фунта) | 0,5 (680–690 пуль) | ||
Шрапнель с трубкой Т-6 | Ш-501Т | 41,16 кг (91 фунт) | 0,5 (680–690 пуль) | ||
Световые оболочки | |||||
Подсветка, 40 сек. | С 1 | 40,2 кг (89 фунтов) | |||
Химические снаряды | |||||
Осколочно-химический снаряд | ОН-530 | 38,8 кг (86 фунтов) | 340 м/с (1100 футов/с) | 8,8 км (5,5 миль) | |
Химический гаубичный снаряд | ХН-530 | 39,1 кг (86 фунтов) | 344 м/с (1130 футов/с) | 8,8 км (5,5 миль) |
Примечания
[ редактировать ]
2 - осколочный снаряд О-530,
3 — HEAC (противобетонный) снаряд Г-530.
- ^ Широкорад А.Б. - Энциклопедия советской артиллерии.
Ссылки
[ редактировать ]- Shunkov V. N. - The Weapons of the Red Army , Mn. Harvest, 1999 (Шунков В. Н. - Оружие Красной Армии. — Мн.: Харвест, 1999.) ISBN 985-433-469-4
- Shirokorad A. B. - Encyclopedia of the Soviet Artillery - Mn. Harvest, 2000 (Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Мн.: Харвест, 2000., ISBN 985-433-703-0 )
- Ivanov A. - Artillery of the USSR in Second World War - SPb Neva, 2003 (Иванов А. Артиллерия СССР во Второй Мировой войне. — СПб., Издательский дом Нева, 2003., ISBN 5-7654-2731-6 )