Музыка Хорватии
Часть серии о |
Культура Хорватии |
---|
Люди |
Мифология |
Спорт |
Музыка Хорватии , как и части самой страны, имеет два основных влияния: центральноевропейское , присутствующее в центральных и северных частях страны, включая Славонию , и средиземноморское , присутствующее в прибрежных регионах Далмации и Истрии .
В Хорватии как поп , так и рок популярны , а также поп-музыка с элементами далматинского или славонского фолка.
С середины 20-го века музыка, вдохновленная шлягером и шансоном, составляет основу хорватской популярной музыки .
История музыки в Хорватии
[ редактировать ]Средневековый
[ редактировать ]Древнейшие сохранившиеся реликвии музыкальной культуры Хорватии носят сакральный характер и представлены латинскими средневековыми литургическими песнопениями (к настоящему времени сохранилось около ста музыкальных кодексов и фрагментов, датируемых XI-XV вв.). Они раскрывают богатство различных влияний и литургических традиций, которые сошлись в этом регионе ( далматинская литургия письмом Беневенто , северно -григорианское песнопение и оригинальное глаголическое песнопение ).
Ренессанс и барокко
[ редактировать ]В начале 15 века идеи гуманизма в Хорватии привели к изменениям в мире музыки. Интерес к музыке начал распространяться за пределы монастырских и церковных стен с растущим влиянием новых духовных тенденций из городов Центральной Европы и особенно Италии. Гуманисты и философы пропагандировали новые музыкальные теории и эстетические идеи: Федерик Грисогоно, Павао Скалич , Фране Петрич . Запись народной и популярной музыки началась в середине шестнадцатого века: в стихотворении « Рыбалка и разговор рыбаков» 1558 года Петар Гекторович укоренил неоплатонические идеалы в популярной музыке; а стенограммы хорватского музыкального фольклора были напечатаны в венецианских антологиях ( Джулио Чезаре Барбетта 1569, Марко Факоли 1588). Юлий Скьяветич из Шибеника опубликовал свои мадригалы ( Li madrigali a quattro, et a cinque voci 1562), а его Motetti a cinque et a sei voci (1564) характеризуются богатой полифонической структурой под влиянием голландской школы . Музыка и танец были составной частью театрального выражения ( Мавро Ветранович , Никола Налешкович , Марин Држич , Марин Бенетович ), при этом функция музыки и звуковых эффектов находилась под влиянием итальянской пасторали .
Среди наиболее выдающихся хорватских композиторов этого периода — Иван Лукачич , Винко Елич и Атаназие Юрьевич .
Новые тенденции монодии раннего барокко вскоре нашли свое отражение в отечественной музыкальной традиции, как сакральной, так и светской. Томазо Чеккини из Вероны , который всю свою трудовую жизнь (1603–1644) провел в качестве хормейстера, органиста и композитора в Сплите и Хваре , опубликовал свои мадригалы Armonici concetti, libro primo (1612) как старейший сборник в стиле барокко, написанный для хорватской среды. . Сборник Sacrae cantiones ( Венеция , 1620 г.) Ивана Лукачича из Шибеника является ценным свидетельством сакральной музыки, исполнявшейся в Сплите, и, вообще говоря, одним из самых значительных памятников старой хорватской музыки в целом. Францисканцы органного и паулисты культивировали сакральные песнопения, преимущественно монофонические и без сопровождения (рукописные песни Фране Дивнича, Боне Размиловича, Филипа Влаховича-Капушвараца, Франьо Вуковарача и Петра Кнежевича). Также стоит упомянуть Рагузино Винченцо Комнена , единственного представителя музыки дубровницкого дворянства.
Традиция барокко была более устойчивой в церковно-сакральной музыке, которая представляла собой музыкальную форму, систематически развивавшуюся в многочисленных монастырях (особенно францисканских), а также в приходских и соборных церквях. Сохранение нотных рукописей и гравюр стало широко распространенной практикой в середине 18 века. Простая вокально-инструментальная музыка для двух голосов с органным континуо была наиболее часто исполняемой в церквях формой; более выдающихся личностей, работающих в сфере музыки, можно было найти только в крупных городских центрах. В основном это были органисты и маэстри ди капелла , искусные композиторы, имевшие небольшие вокальные и/или инструментальные ансамбли и часто выступавшие учителями музыки (частные или в церковных школах). Постепенное развитие среднего класса имело одним из своих последствий соответствующую светскую организацию музыкальной жизни, особенно в первые десятилетия XIX в., в период создания музыкальных ансамблей, музыкальных обществ (1827 г. Загребе , затем в Вараждине , Риеке , Осиеке и др.) и музыкальных школах.
Кроме того, были организованы публичные балы и другие мероприятия (музыкальные академии, театральные представления) с участием местных и зарубежных музыкантов (из Италии , Австрии , Богемии и др.), в том числе по сбору частных музыкальных материалов для музицирования в домашних условиях. Музыка стала составной частью различных торжеств, таких как приезд важных политических деятелей (новый губернатор или король Габсбургов Франциск I и др.), праздники святых покровителей ( Св. Власия в Дубровнике , Св. Домния в Сплите , Св. Стефана в Хваре и Загребе и др.), для которых специально сочинялась так называемая художественная музыка с включением народных элементов (буржуазные танцы, народная музыка крестьянства).
Романтизм
[ редактировать ]В Дубровнике работали многие итальянские и отечественные музыканты: в соборном хоре и оркестре, в герцогском оркестре, на частных и общественных торжествах. [1] Прекрасный ранний пример доклассической симфонической и камерной музыки был дан Лукой Соркочевичем , дворянином, получившим образование в Риме, а также его сыном Антуном, историком и дипломатом. Фердо Ливадич (1799–1879) написал «Ноттурно фа-диез минор» для фортепиано еще в 1822 году, что, наряду с Джона Филда , является одним из самых ранних примеров фортепианных миниатюр такого типа в целом. одноименными сочинениями [2]
В течение 1830-х годов, как отражение подобных тенденций в Европе, в Хорватии возникло Иллирийское движение , которое отводило не только литературе, но и музыке, а также особую социально-политическую роль: формирование и охрану национального самосознания, включая борьбу против венгеризации и германизации . Соответственно, в 1846 году Йосип Рунянин (1821–1878) положил на музыку Антуна Михановича стихотворение 1835 года «Horvatska domovina» (Хорватская родина), которое позже стало национальным гимном Хорватии . [2] В такой обстановке Ватрослав Лисинский (1819–1954) написал первую хорватскую национальную оперу « Любовь и злоба», премьера которой состоялась в Загребе в 1846 году. [2]
Учитывая наличие народной музыки, стремления иллирийцев выходили далеко за рамки достигнутых результатов, что находит продолжение и в творчестве Ивана Зайца (1832–1914) во второй половине века. Его шедевр, опера «Никола Шубич Зриньский» , с момента ее премьеры в Загребе в 1876 году не потеряла популярности, отчасти потому, что ее героический патриотизм служит символом победы Хорватии. Наконец, благодаря основателю хорватской этномузыковедения и музыкальной историографии Франьо Кухачу (1834–1911) систематические исследования фольклора развивались одновременно с усилиями Зайца. Наконец, следует добавить, что в эпоху Зайца и Кухача были построены крупные залы для музыкальных представлений и концертов: в Загребе здание Хорватского музыкального института (1876, 1895) с концертным залом и здание Хорватского национального театра ( 1895 г.), включая театральные здания в Риеке (1885 г.), Сплите (1893 г.) и Осиеке (1907 г.), где, наряду с Хорватским национальным театром в Загребе, до сих пор ставятся драматические, оперные и балетные спектакли.
В течение XIX века международное признание завоевали и другие инструменталисты и певцы, например, скрипач Франьо Крежма (1862–1881), певцы, среди которых Ильма Мурска (1834–1889), Матильда Маллингер (1847–1920), певшие на открытии вечер Вагнера » « Нюрнбергских мейстерзингеров в 1868 году, Милка Трнина (1863–1941) и Йосип Кашман (1850–1925), первый хорватский певец, выступивший в Нью-Йоркской Метрополитен-опера . [2]
Народная музыка
[ редактировать ]Традиционная музыка Хорватии народная в основном связана со следующим:
ходить
[ редактировать ]Ганга — это тип пения, для которого одинокий певец поет одну строку текста, а затем к нему присоединяются другие, что лучше всего можно охарактеризовать как вопль. Это очень страстная форма пения, и это одна из причин, по которой ее популярность ограничена небольшими городами. Несмотря на то, что это уникальная и автохтонная форма пения хорватов, эту музыку очень редко можно услышать в хорватском эфире. Однако несколько популярных хорватских музыкантов включили в свое творчество немного ганги. Его также можно услышать в концертной музыке: американский композитор Крейг Уолш включил в свой «Струнный квартет № 1» (2010), произведение, написанное по заказу Фестиваль камерной музыки в Сараево и Манхэттенский струнный квартет , вторая часть которого явно отдает дань уважения стилю банда .
Лишь недавно Ганга начала заниматься политическими вопросами, часто принимая откровенно националистический подтекст и включая темы хорватской отечественной войны. Хотя и мужчины, и женщины регулярно исполняют гангу, для них крайне необычно исполнять песни вместе. Для мужчин-католиков и мусульман нет ничего необычного в том, чтобы вместе исполнять гангу.
лоскут
[ редактировать ]Клапа – это форма пения а капелла , которая впервые появилась в прибрежной Хорватии в середине 19 века. [3] Слово «клапа» происходит от слова на итальянском сленге, на котором в то время говорили в Триесте. Это относится к «группе людей», а стиль пения уходит корнями в литургическое церковное пение. В основном мотивы прославляют любовь, вино (виноград), страну (родину) и море. Основными элементами музыки являются гармония и мелодия, причем ритм очень редко играет важную роль.
Группа клапы состоит из первого тенора , второго тенора, баритона и баса . Можно удвоить все голоса, кроме первого тенора . Хотя клапа — это музыка а капелла, иногда к ней можно добавить нежную гитару и мандолину .
Пение Клапы становится все более популярным в прибрежной Хорватии. Многие молодые люди из Далмации ценят клапу и регулярно поют ее, когда собираются поесть или выпить. Эта музыка завоевала популярность среди основной аудитории в прибрежных регионах Хорватии: новая клапа, сформированная молодым поколением, сочетает вокал клапы с другими музыкальными стилями, такими как металлический кавер Клапы Либара на "Pusti da ti leut svira". [4] и поп-клапа-песня "Kako ću joj reć' da varin" группы klapa DVD-a Žrnovnica Sv. Флориан, [5] который выиграл фестиваль песни в Сплите в 2010 году.
Бубен
[ редактировать ]Музыка тамбурика (уменьшительное от тамбура ) — это форма народной музыки , в которой используются эти и родственные им струнные инструменты. Он становился все более популярным в 1800-х годах, и начали формироваться небольшие группы, параллельно с аналогичным развитием в России , Италии и Украине .
Основными темами песен тамбурицы являются общие темы любви и счастливой деревенской жизни. Музыка тамбурицы в первую очередь связана с северной, паннонской частью страны. Иногда говорят, что первый секстет тамбуристов был сформирован Пайо Коларичем из Осиека в 1847 году. В 1971 году был сформирован один из самых известных и долговечных ансамблей тамбурицы Славонски Бечари под руководством легенды тамбуричной музыки Антуна Николича Туки .
Традиционные ансамбли тамбурицы по-прежнему являются обычным явлением, но за последние несколько десятилетий сформировались более профессиональные группы. К ним относятся Zlatni dukati и Ex Panonia , первые такие группы, Zdenac , Славонске Лоле, Berde Band и модернизированная рок-н-ролльная группа Gazde .
Стиль музыки тамбура, которую чаще всего исполняли в Соединенных Штатах во второй половине 20-го века, существенно не отличался от стиля, исполняемого на рубеже 19-го века. Свободная от влияния поп-музыки в Югославии и зарождающихся независимых республиках и без большого количества иммигрантов, приносящих новые методы и стили, музыка тамбура в американском стиле и, в меньшей степени, музыка тамбура в канадском стиле остались верны своим корням. .
Сегодня наиболее распространенными формами музыки тамбура являются сочетания фолк-попа.
Скрипка
[ редактировать ]Музыка гусля исполняется на этом традиционном струнном инструменте. В первую очередь он основан на эпической поэзии с упором на важные исторические или патриотические события. Это традиционный инструмент внутренней Далмации и Герцеговины , части Боснии и Герцеговины с преобладающим хорватским населением.
Игроки на гусле известны тем, что прославляют преступников, таких как гайдуки или ускоки давно ушедшего турецкого правления , или превозносят недавних героев хорватской войны за независимость . Андрия Качич Миошич , известный писатель 18-го века, также сочинял стихи в форме традиционной народной поэзии ( deseterac , десять стихов). Его книга «Разговор угодни народа словинског» стала хорватской народной Библией, которая с тех пор вдохновляла многих игроков на гусле.
Что касается современных игроков на гусле в Хорватии, то особенно выделяется человек – Миле Краина . Краина - плодовитый народный поэт и гуслерист, получивший культовый статус среди некоторых консервативных групп. Есть также несколько других выдающихся хорватских гуслей, которые часто выступают на различных фольклорных фестивалях по всей Хорватии и Боснии и Герцеговине.
Дипл
[ редактировать ]Дипле — традиционный деревянный духовой инструмент хорватской музыки. Иногда его называют «Мих», «Мьех», «Месина» или просто «Дипле», на нем играют от Истрии, Лики, над островами Далмации и от побережья до Герцеговины. «Мих» изготавливается из дубленой козьей или овечьей шкуры и состоит из «дулака» или «канела», через который продувается воздух, и «дипле» (певца), на котором на нем играют. Внутри «миха» на певчихе расположены две однолопастные трости. В отличие от волынки, в «Михе» нет «трубаня» или «бордуна» (дрона). Хотя они очень похожи, «михи» из разных частей Хорватии все же различаются типом пения, расположением отверстий или некоторыми мелкими деталями (например, орнаментами).
Другие народные традиции
[ редактировать ]Народная музыка Загорья , района к северу от Загреба , известна небольшими оркестрами, состоящими из скрипок , цимбуле , тамбурице и гармоники . Тамбурица (также известная как тамбура) — хорватский национальный струнный инструмент. Хотя в этом регионе существует богатый фонд народных песен, традиции не лелеются, и большая часть доступной загорской народной музыки исполняется любительскими коллективами. Это также отражается на качестве музыки, которая в основном сводится к веселым, оптимистичным песням.
Народная музыка Меджимурья , небольшого, но особого региона на севере Хорватии, с его меланхоличными и успокаивающими мелодиями стала самой популярной формой фолка, используемой в современных этнопоп -рок-песнях. Помимо цимбуле и скрипок , существует также традиция духовых оркестров, которые раньше играли важную роль в культурной повседневной жизни. С одной стороны, они были основой каждого регионального праздника или свадьбы, но, с другой стороны, они также были известны тем, что играли на похоронах или поминках.
В Истрии и Кварнере местные инструменты, такие как сопила , курла и дипле, издают характерное региональное звучание. Он имеет частично диатонический характер и соответствует уникальной истрийской гамме .
События
[ редактировать ]В славонском городе Пожега проходит известный фестиваль народной Zlatne музыки žice Славоние ( «Золотые струны Славонии »), который побудил музыкантов сочинять новые песни с далеко идущими влияниями, в том числе недавно включившие американский мятлик .
В городах Винковцы и Джаково , также в Славонии, проводятся ежегодные фольклорные фестивали ( Винковачке есени и джаковочки везови ), на которых в рамках традиции также слушают народную музыку.
В городе Славонски-Брод ежегодно проводится фестиваль Бродфест, на котором собираются выступить многие великие группы тамбурики.
Летний фестиваль в Дубровнике представляет драматическую музыку и балет. Он был основан в 1950 году.
Музыкальные вечера «Осор» были основаны в 1976 году и проходят в июле и августе. Играет классических хорватских мастеров.
Музыкальные вечера в Донате проходят летом в Задаре. Он был основан в 1961 году и играет старинную музыку.
Популярная музыка
[ редактировать ]Поп
[ редактировать ]Поп -музыка Хорватии в целом напоминает канцону Италии , но включает в себя элементы местной традиционной музыки. Хорватские звукозаписывающие компании каждый год выпускают много материала, хотя бы для того, чтобы заполнить многочисленные музыкальные фестивали . Особо следует отметить фестиваль в Сплите , на котором обычно звучат самые популярные летние хиты .
Среди опытных поп-певцов Хорватии: Мери Цетинич , Мишо Ковач , Иво Робич , Вице Вуков , Крунослав Слабинац , Златко Пеякович , Арсен Дедич , Винко Коче , Зденка Вучкович , Дарко Домьян , Тереза Кесовия , Габи Новак , Ивица Шерфези , Оливер Драго . йевич , Томислав Ивчич , Дорис Драгович , Радойка Шверко , Майя Благодан , Жак Худек и многие другие. группы Magazin , Novi fosoli Кроме того, устойчивую карьеру сделали и Grupa 777.
более молодые исполнители, такие как Нина Бадрич , Северина , Гибонни , Тони Цетински , Елена Розга , Даниела , Лидия Бачич , Антония Шола , Лана Юрчевич В последнее время внимание поп-аудитории привлекли и многие другие. Каждый из них успешно соединил различные влияния в свой особый музыкальный стиль. Например, песни Томпсона включают традиционные эпические темы динарских регионов ; Северина находится между хорватской поп-музыкой и фолк-звучанием.
Хорватскую поп-музыку довольно часто слушают в Словении , Боснии и Герцеговине , Сербии , Черногории и Северной Македонии благодаря союзу Югославии, существовавшему до 1990-х годов. И наоборот, боснийские певцы, такие как Дино Мерлин и серб Джордже Балашевич, имеют аудиторию в Хорватии, а также в некоторых других странах. В последнее время турбо-фолк , к которому неодобрительно относятся некоторые музыкальные критики и социальные комментаторы истеблишмента, стал популярен среди некоторых слоев хорватской молодежи. Общее недовольство турбо-фолком сохраняется, поскольку его не транслируют по государственному радио и телевидению. Там, где это может распространяться в частных СМИ, это обычно вызывает сильную негативную реакцию со стороны тех, кому это не нравится. Хорватские певицы, использующие элементы турбо-фолка, — Северина и Елена Розга .
Хорватия является постоянным участником конкурса песни «Евровидение» . Вернувшись в Югославию, хорватская поп-группа Riva выиграла конкурс в 1989 году . Среди других хорватов, выступавших на Евровидении, - Даниэль Попович , Пут , Борис Новкович и Клаудия Бени .
Камень
[ редактировать ]Наиболее популярные рок-группы, действовавшие в бывшей Югославии, включали Haustor , Psihomodo Pop , Azra , Prljavo Kazalište и Parni Valjak .
Есть несколько довольно популярных и давно существующих мейнстрим-рок-групп, таких как Parni Valjak , Prljavo Kazalište , Crvena Jabuka , Atomsko Sklonište , Aerodrom , Tutti Frutti Band, Daleka Obala, Đavoli, Stijene, More, Osmi putnik, Metak и т. д. Они зародились в 1970-е и 1980-е годы, и большую часть своей карьеры они использовали более мягкое, мейнстримное звучание поп-рока. Следует также отметить сараевскую школу поп-рока , которая оказала влияние на многие из этих групп и в которую также входили такие певцы, как Желько Бебек , который позже работал в Хорватии.
Однако хорватское движение новой волны ( Novi val ), которое расцвело в 1979/80 году и продолжалось на протяжении 1980-х годов, многие считают высшим достижением хорватской рок-музыки, как с точки зрения качества, так и с точки зрения коммерческого успеха. Самыми влиятельными и популярными группами Нового вала были Azra , Haustor , Film и даже ранний Prljavo Kazalište . Другими известными исполнителями были Animatori , Buldožer , Paraf , Patrola и т. д.
В конце 1980-х годов регион Истрия стал домом для разновидности под названием Ча-вал , которая часто использовала чакавский диалект и элементы традиционной музыки из регионов Истрия и Кварнер .
К концу восьмидесятых сцена новой волны рухнула, и на смену ей пришли такие новички, как; Группа Tutti Frutti, Далека Обала , Майке и Лауфер . В то время как Daleka Obala отличалась звучанием поп-рока под влиянием Novi Val, хорватской поп-музыки и даже далматинского фолка, Majke представляли собой группу, вернувшуюся к основам гаражного рока, стилистически находящуюся под влиянием таких групп, как Black Crowes , Led Zeppelin или Black Sabbath . а также их сербские коллеги Партибрейкерс . Laufer, возглавляемая Дамиром Урбаном (который позже сформировал Urban & 4 ), была альтернативной рок-группой начала девяностых, взяв за основу движение гранж.
Let 3 и KUD Idijoti также являются выдающимися рок-исполнителями, популярными как своей музыкой, так и интересными, часто противоречивыми выступлениями и трюками.
Начиная с конца 1980-х годов по всей Хорватии начали распространяться фолк-рок-группы. Говорят, что первым стал Вьештице , который объединил фолк-музыку Меджимурья с роком и подготовил почву для таких артистов, как Леген , Лидия Баюк и Дуня Кнебл . В то же время на другом конце Хорватии, в Истрии, группа Gustafi начала играть свою странную смесь рока и истрийского фолка, но им потребовалось более десяти лет, чтобы достичь общенациональной аудитории.
Сплит -метал- группа Osmi Putnik также добилась успеха в Хорватии и до сих пор пользуется популярностью в других бывших югославских республиках.
Сисакская серф-рок- группа The Bambi Molesters за последние годы приобрела значительную международную известность и сегодня часто рекламируется как одна из лучших серф-рок-групп в мире.
Альтернативная рок/метал группа Father добилась успеха со своим первым альбомом Inspirita в таких странах, как Великобритания , и гастролировала с такими группами, как Korn , Anthrax и Apocalyptica .
Существует также ряд хорватских групп, играющих современную музыку на английском языке, наиболее известными из которых являются My Buddy Moose , The Orange Strips , In-the-Go , Kimiko , Cold Snap и Snovi.
Танец
[ редактировать ]Танцевальная музыка в Хорватии была детищем местной поп-музыки и большего количества западных влияний. Он развивался в конце 1980-х и начале 1990-х годов, улавливая такие тенденции, как евро-диско и евродэнс . Это также породило волну исполнителей электронной музыки , в основном хаус , техно и транс .
Дино Дворник — один из пионеров электронной музыки на хорватском языке.
Певица Ванна приобрела известность благодаря танцевальному трио ET , а музыка Весны Писарович наполнена танцевальным ритмом.
Хотя ET все еще существует, они несколько раз меняли певцов и потеряли популярность. Группа Colonia, пожалуй, единственная, кто оседлал танцевальную волну 90-х и сегодня является одним из самых популярных исполнителей в Хорватии.
Рэп
[ редактировать ]1990-е годы ознаменовались появлением хорватской рэп-музыки . The Ugly Leaders выпустили первый в истории хорватский хип-хоп альбом и завоевали много поклонников в Риеке и ее окрестностях. В 1991 году Хорватский фронт освобождения выпустил два широко популярных сингла протеста. Первой рэп-группой, получившей широкое и прочное признание, была The Beat Fleet (TBF) из Сплита , участники которой черпали вдохновение из суровых экономических и социальных условий раздираемой войной Далмации , мало чем отличающихся от условий американских центральных городов. За их выступлением последовало множество артистов и групп в Загребе , черпающих вдохновение из американского гангста-рэпа . Особой популярностью стали загребские рэперы Bolesna Braća (также называемые Sick Rhyme Sayazz ) и Tram 11 , а также, в некоторой степени, дуэт Nered & Stoka .
Хорватский рэп во многом выиграл от того, что Эдо Маайка , боснийский рэпер, подписал контракт с лейблом в Загребе. Недавно рэпер, известный как Shorty, приобрел большую популярность благодаря песням с ярко выраженным региональным колоритом его родных Винковцев . Загребская группа Elemental также ворвалась на сцену с участием одной из немногих хорватских рэперш.
Другой
[ редактировать ]Тенденция к объединению различных элементов также давно присутствует в более классической музыке : опера «Эро с онога свиджета» , написанная Яковом Готовацем в 1930-х годах, объединила традиционную музыку динарских народов в научную форму и достигла большого успеха.
Классический
[ редактировать ]Классические музыканты и произведения хорватских композиторов, как правило, малоизвестны во всем мире, несмотря на то, что на протяжении многих столетий они внесли огромный и интересный вклад. Влияние стиля часто происходило от соседних влияний ( Италия , Австрия ) или поселенцев (в Средиземноморской Хорватии из Италии, а в Панонии (северная Хорватия) из Германии и Богемии ).
Хорватские композиторы по актуальности в мировых рамках: (Возможно, порядок изменится в будущем, учитывая, что 95% произведения существует в единственном экземпляре – оригинальной рукописи, и тем не менее, его нужно спасти от забвения, а затем исполнить. и записан на компакт-диск, а затем представлен международной публике)
- Ватрослав Лисинский (родившийся как Игнац Фукс), считающийся основателем хорватской националистической музыки, написал первую хорватскую национальную оперу « Любавь и Злоба» ( «Любовь и злоба» ) и национальную оперу « Порин» . Был композитором большого потенциала, но жил не в то время, не в том месте и стал жертвой политических интриг.
- Иван Зайц (урожденный Джованни фон Зайц) написал серию опер на итальянском, немецком и хорватском языках. Музыка несет в себе черты аутентичной итальянской мелодики, поскольку он вырос в хорватско-итальянском городке Фиуме (современная Риека). Его инструментальные композиции – а их немало – неизвестны публике, но требуют изучения музыковедами и последующей публикации.
- Йосип Хатце — автор первой хорватской мессы (ок. 1895 г.) и первой хорватской кантаты ( «Ночь на Уне» , 1902 г.).
- Дора Пеячевич (урожденная Теодора Пеячевич) - одна из композиторов, представивших оркестровую песню хорватской музыке. Ее Симфония фа-диез минор считается учеными первой современной симфонией хорватской музыки.
- Благое Берса (урожденное имя Бенито Берса) — типичная фигура стилистического кризиса позднего романтизма, автор «футуристической» оперы «Эйзенхаммер» / «Огань» (Загреб, 1911).
- Фран Лготка (альтернативное написание: Франц Лготка) – балет «Дьявол в деревне»; Концерт для скрипки с оркестром;
- Рудольф Мац (альтернативное написание: Рудольф Мац) – Школа игры на виолончели; Концерт для флейты и струнных; Концертино in Modo Antico для виолончели и струнных;
- Божидар Кунц – Концерт для фортепиано с оркестром; фортепианные сонаты; песни для голоса и фортепиано;
- Франьо Дуган – работает на органе; Соната для скрипки;
- доктор Божидар Широла – написал множество качественных произведений, некоторые из которых были исполнены всего один раз, а затем канули в забвение, вероятно, по политическим причинам. Большинству из них – если не всем – никогда не было представлено современное представление.
- Борис Папандопуло
- Степан Шулек – симфонии; Соната для тромбона и фортепиано «Vox Gabrieli»;
- Иосип Штольцер Славенский Соната для скрипки и фортепиано; Славянские танцы для фортепиано;
- Драго Кочаков – сочинил единственную хорватскую сонату для классного ансамбля, состоящего из двух скрипок – скрипичного дуэта.
- Джулие Бахамонти
- Юлие Скьяветич
- Иван Лукачич
- Лука Соркочевич
Современные композиторы:
- Иво Йосипович
- Милко Келемен
- Павел Дешпаль
- Иво Малец
- Станко Хорват
- Марко Ружджак
- Дубравко Детони
- Игорь Кулерич
- Дарко Хайсек
Хорватское общество композиторов ( Hrvatsko drustvo skladatelja – HDS ) является основной организацией, продвигающей современную классическую музыку в Хорватии.
Джаз
[ редактировать ]Джаз появился в Хорватии в 1920-х годах и процветал в Загребе к концу 2000-х, что сделало его региональным центром джаза. В 1947 году был основан джазовый оркестр Радио Загреб, который существует и сегодня как « HRT Big Band». В 1959 году вибрафонист , который , Бошко Петрович вероятно, был самым известным хорватским джазовым музыкантом, основал Загребский джазовый квартет . Сегодня в Хорватии действует немало действующих джазовых коллективов, а в различных городах проводятся джазовые фестивали. [6] Джаз на протяжении многих лет оставлял свой след на хорватской поп-сцене, особенно в творчестве Драго Диклича, а иногда и Йосипы Лисака.
Христианская музыка
[ редактировать ]Хорватские католические священники Далмации , Истрии и Котора пели на церковнославянском языке в 9-10 веках , на основе которого сформировались различные формы индивидуальной или хоровой духовной музыки. Первая надпись о таком пении датируется 1177 годом, когда оно было исполнено laaudibus и canticis «in eorum sclavica lingua» папе Александру II во время его визита в Задар . [7]
Очень известен репертуар церковных стихов Cithara Octochorda , который публиковался трижды (Вена: 1701, 1723 и Загреб: 1757). [8] Он содержит христианское музыкальное наследие хорватов , как кайкавские , так и латинские стихи. Эти стихи положены на музыку и адаптированы для органов известных хорватских композиторов церковной музыки Албе Видаковича , Анжелко Клобучара и других. Сегодня эта договоренность является частью католической литургии в Хорватии. Хорватские церковные композиторы (Перан, Видакович, Клобучар) сочинили так называемые хорватские мессы , которые также стали регулярной частью литургии. [9]
EffaTha — первая хорватская христианская метал- группа. [10] Христианская поп-музыка очень популярна среди хорватской католической молодежи, особенно среди таких групп, как Emmanuel, Božja pobjeda (« Победа Бога» ) и Srce Isusovo ( «Сердце Иисуса» ).
Самыми известными современными певцами и композиторами христианской музыки являются Драгутин Храстович , Чедо Антолич , Ален Гржица, Ника Влахович, сестры Гусар и Палич. Некоторые поп-певцы, такие как Нина Бадрич и Тайчи, также были связаны с христианской музыкой, как и Мери Цетинич, сочинявшая духовные песни.
См. также
[ редактировать ]- Хорватские песни
- Список радиостанций Хорватии
- Популярная музыка в Социалистической Федеративной Республике Югославии
- Музыка Югославии
- Хорватское искусство
- Гюнджак
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Издания Хорватского музыковедческого общества» . Hmd-music.hr . Проверено 25 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Майер-Бобетко, Саня. «19 век» . Culturenet.hr (на хорватском языке). Культурнет Хорватии . Проверено 27 марта 2010 г.
- ^ образом, в Клапе. «naklapskinacin.com – английская версия» . naklapskinacin.hr . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : bots2 (19 декабря 2009 г.). «Клапа Либар – Пусти Да Ти Леут Свира (металлическое издание)» . Проверено 2 апреля 2018 г. - через YouTube.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Крорек (29 июля 2010 г.). "klapa DVD Žrnovnica St. Флориян Чедо Мартинич - Как я скажу ей выйти замуж" . Проверено 2 апреля 2018 г. - через YouTube.
- ^ «Culturenet.hr – Джаз» . Culturenet.hr . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ↑ «Глаголианское пение» Culturenet.hr, по состоянию на 2 февраля 2018 г. (на хорватском языке)
- ^ Ковачевич, Крешимир (редактор), Лексикон югославской музыки , том 1, Загреб: JLZ, 1984, стр. 132–133.
- ^ Млач, Милан. Хорватские народные массы , Институт духовной музыки. Загреб: HKD ул. Кирилл и Мефодий; в 1976 году
- ^ Канал effathaband, YouTube EffaTha, Live, 16.08. 2009, Фестиваль на Сите, пляж Строжанац, Сплит , опубликовано 6 сентября 2013 г., по состоянию на 2 февраля 2018 г.
- Бертон, Ким. «Тамбурики, постукивающие пальцами ног». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 1: Африка, Европа и Ближний Восток , стр. 46–48. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0