Jump to content

Музыка Хорватии

(Перенаправлено из хорватской музыки )

Музыка Хорватии , как и части самой страны, имеет два основных влияния: центральноевропейское , присутствующее в центральных и северных частях страны, включая Славонию , и средиземноморское , присутствующее в прибрежных регионах Далмации и Истрии .

В Хорватии как поп , так и рок популярны , а также поп-музыка с элементами далматинского или славонского фолка.

С середины 20-го века музыка, вдохновленная шлягером и шансоном, составляет основу хорватской популярной музыки .

История музыки в Хорватии

[ редактировать ]

Средневековый

[ редактировать ]

Древнейшие сохранившиеся реликвии музыкальной культуры Хорватии носят сакральный характер и представлены латинскими средневековыми литургическими песнопениями (к настоящему времени сохранилось около ста музыкальных кодексов и фрагментов, датируемых XI-XV вв.). Они раскрывают богатство различных влияний и литургических традиций, которые сошлись в этом регионе ( далматинская литургия письмом Беневенто , северно -григорианское песнопение и оригинальное глаголическое песнопение ).

Ренессанс и барокко

[ редактировать ]
Петар Гекторович (1487–1572)

В начале 15 века идеи гуманизма в Хорватии привели к изменениям в мире музыки. Интерес к музыке начал распространяться за пределы монастырских и церковных стен с растущим влиянием новых духовных тенденций из городов Центральной Европы и особенно Италии. Гуманисты и философы пропагандировали новые музыкальные теории и эстетические идеи: Федерик Грисогоно, Павао Скалич , Фране Петрич . Запись народной и популярной музыки началась в середине шестнадцатого века: в стихотворении « Рыбалка и разговор рыбаков» 1558 года Петар Гекторович укоренил неоплатонические идеалы в популярной музыке; а стенограммы хорватского музыкального фольклора были напечатаны в венецианских антологиях ( Джулио Чезаре Барбетта 1569, Марко Факоли 1588). Юлий Скьяветич из Шибеника опубликовал свои мадригалы ( Li madrigali a quattro, et a cinque voci 1562), а его Motetti a cinque et a sei voci (1564) характеризуются богатой полифонической структурой под влиянием голландской школы . Музыка и танец были составной частью театрального выражения ( Мавро Ветранович , Никола Налешкович , Марин Држич , Марин Бенетович ), при этом функция музыки и звуковых эффектов находилась под влиянием итальянской пасторали .

Среди наиболее выдающихся хорватских композиторов этого периода — Иван Лукачич , Винко Елич и Атаназие Юрьевич .

Новые тенденции монодии раннего барокко вскоре нашли свое отражение в отечественной музыкальной традиции, как сакральной, так и светской. Томазо Чеккини из Вероны , который всю свою трудовую жизнь (1603–1644) провел в качестве хормейстера, органиста и композитора в Сплите и Хваре , опубликовал свои мадригалы Armonici concetti, libro primo (1612) как старейший сборник в стиле барокко, написанный для хорватской среды. . Сборник Sacrae cantiones ( Венеция , 1620 г.) Ивана Лукачича из Шибеника является ценным свидетельством сакральной музыки, исполнявшейся в Сплите, и, вообще говоря, одним из самых значительных памятников старой хорватской музыки в целом. Францисканцы органного и паулисты культивировали сакральные песнопения, преимущественно монофонические и без сопровождения (рукописные песни Фране Дивнича, Боне Размиловича, Филипа Влаховича-Капушвараца, Франьо Вуковарача и Петра Кнежевича). Также стоит упомянуть Рагузино Винченцо Комнена , единственного представителя музыки дубровницкого дворянства.

Традиция барокко была более устойчивой в церковно-сакральной музыке, которая представляла собой музыкальную форму, систематически развивавшуюся в многочисленных монастырях (особенно францисканских), а также в приходских и соборных церквях. Сохранение нотных рукописей и гравюр стало широко распространенной практикой в ​​середине 18 века. Простая вокально-инструментальная музыка для двух голосов с органным континуо была наиболее часто исполняемой в церквях формой; более выдающихся личностей, работающих в сфере музыки, можно было найти только в крупных городских центрах. В основном это были органисты и маэстри ди капелла , искусные композиторы, имевшие небольшие вокальные и/или инструментальные ансамбли и часто выступавшие учителями музыки (частные или в церковных школах). Постепенное развитие среднего класса имело одним из своих последствий соответствующую светскую организацию музыкальной жизни, особенно в первые десятилетия XIX в., в период создания музыкальных ансамблей, музыкальных обществ (1827 г. Загребе , затем в Вараждине , Риеке , Осиеке и др.) и музыкальных школах.

Кроме того, были организованы публичные балы и другие мероприятия (музыкальные академии, театральные представления) с участием местных и зарубежных музыкантов (из Италии , Австрии , Богемии и др.), в том числе по сбору частных музыкальных материалов для музицирования в домашних условиях. Музыка стала составной частью различных торжеств, таких как приезд важных политических деятелей (новый губернатор или король Габсбургов Франциск I и др.), праздники святых покровителей ( Св. Власия в Дубровнике , Св. Домния в Сплите , Св. Стефана в Хваре и Загребе и др.), для которых специально сочинялась так называемая художественная музыка с включением народных элементов (буржуазные танцы, народная музыка крестьянства).

Романтизм

[ редактировать ]

В Дубровнике работали многие итальянские и отечественные музыканты: в соборном хоре и оркестре, в герцогском оркестре, на частных и общественных торжествах. [1] Прекрасный ранний пример доклассической симфонической и камерной музыки был дан Лукой Соркочевичем , дворянином, получившим образование в Риме, а также его сыном Антуном, историком и дипломатом. Фердо Ливадич (1799–1879) написал «Ноттурно фа-диез минор» для фортепиано еще в 1822 году, что, наряду с Джона Филда , является одним из самых ранних примеров фортепианных миниатюр такого типа в целом. одноименными сочинениями [2]

В течение 1830-х годов, как отражение подобных тенденций в Европе, в Хорватии возникло Иллирийское движение , которое отводило не только литературе, но и музыке, а также особую социально-политическую роль: формирование и охрану национального самосознания, включая борьбу против венгеризации и германизации . Соответственно, в 1846 году Йосип Рунянин (1821–1878) положил на музыку Антуна Михановича стихотворение 1835 года «Horvatska domovina» (Хорватская родина), которое позже стало национальным гимном Хорватии . [2] В такой обстановке Ватрослав Лисинский (1819–1954) написал первую хорватскую национальную оперу « Любовь и злоба», премьера которой состоялась в Загребе в 1846 году. [2]

Учитывая наличие народной музыки, стремления иллирийцев выходили далеко за рамки достигнутых результатов, что находит продолжение и в творчестве Ивана Зайца (1832–1914) во второй половине века. Его шедевр, опера «Никола Шубич Зриньский» , с момента ее премьеры в Загребе в 1876 году не потеряла популярности, отчасти потому, что ее героический патриотизм служит символом победы Хорватии. Наконец, благодаря основателю хорватской этномузыковедения и музыкальной историографии Франьо Кухачу (1834–1911) систематические исследования фольклора развивались одновременно с усилиями Зайца. Наконец, следует добавить, что в эпоху Зайца и Кухача были построены крупные залы для музыкальных представлений и концертов: в Загребе здание Хорватского музыкального института (1876, 1895) с концертным залом и здание Хорватского национального театра ( 1895 г.), включая театральные здания в Риеке (1885 г.), Сплите (1893 г.) и Осиеке (1907 г.), где, наряду с Хорватским национальным театром в Загребе, до сих пор ставятся драматические, оперные и балетные спектакли.

В течение XIX века международное признание завоевали и другие инструменталисты и певцы, например, скрипач Франьо Крежма (1862–1881), певцы, среди которых Ильма Мурска (1834–1889), Матильда Маллингер (1847–1920), певшие на открытии вечер Вагнера » « Нюрнбергских мейстерзингеров в 1868 году, Милка Трнина (1863–1941) и Йосип Кашман (1850–1925), первый хорватский певец, выступивший в Нью-Йоркской Метрополитен-опера . [2]

Народная музыка

[ редактировать ]
Традиционные хорватские музыканты играют перед госпожой Лорой Буш 7 апреля 2008 года в Загребе .

Традиционная музыка Хорватии народная в основном связана со следующим:

Ганга — это тип пения, для которого одинокий певец поет одну строку текста, а затем к нему присоединяются другие, что лучше всего можно охарактеризовать как вопль. Это очень страстная форма пения, и это одна из причин, по которой ее популярность ограничена небольшими городами. Несмотря на то, что это уникальная и автохтонная форма пения хорватов, эту музыку очень редко можно услышать в хорватском эфире. Однако несколько популярных хорватских музыкантов включили в свое творчество немного ганги. Его также можно услышать в концертной музыке: американский композитор Крейг Уолш включил в свой «Струнный квартет № 1» (2010), произведение, написанное по заказу Фестиваль камерной музыки в Сараево и Манхэттенский струнный квартет , вторая часть которого явно отдает дань уважения стилю банда .

Лишь недавно Ганга начала заниматься политическими вопросами, часто принимая откровенно националистический подтекст и включая темы хорватской отечественной войны. Хотя и мужчины, и женщины регулярно исполняют гангу, для них крайне необычно исполнять песни вместе. Для мужчин-католиков и мусульман нет ничего необычного в том, чтобы вместе исполнять гангу.

Группа Клапа на концерте в Загребе

Клапа это форма пения а капелла , которая впервые появилась в прибрежной Хорватии в середине 19 века. [3] Слово «клапа» происходит от слова на итальянском сленге, на котором в то время говорили в Триесте. Это относится к «группе людей», а стиль пения уходит корнями в литургическое церковное пение. В основном мотивы прославляют любовь, вино (виноград), страну (родину) и море. Основными элементами музыки являются гармония и мелодия, причем ритм очень редко играет важную роль.

Группа клапы состоит из первого тенора , второго тенора, баритона и баса . Можно удвоить все голоса, кроме первого тенора . Хотя клапа — это музыка а капелла, иногда к ней можно добавить нежную гитару и мандолину .

Пение Клапы становится все более популярным в прибрежной Хорватии. Многие молодые люди из Далмации ценят клапу и регулярно поют ее, когда собираются поесть или выпить. Эта музыка завоевала популярность среди основной аудитории в прибрежных регионах Хорватии: новая клапа, сформированная молодым поколением, сочетает вокал клапы с другими музыкальными стилями, такими как металлический кавер Клапы Либара на "Pusti da ti leut svira". [4] и поп-клапа-песня "Kako ću joj reć' da varin" группы klapa DVD-a Žrnovnica Sv. Флориан, [5] который выиграл фестиваль песни в Сплите в 2010 году.

Бисерника — традиционный инструмент табурица.

Музыка тамбурика (уменьшительное от тамбура ) — это форма народной музыки , в которой используются эти и родственные им струнные инструменты. Он становился все более популярным в 1800-х годах, и начали формироваться небольшие группы, параллельно с аналогичным развитием в России , Италии и Украине .

Основными темами песен тамбурицы являются общие темы любви и счастливой деревенской жизни. Музыка тамбурицы в первую очередь связана с северной, паннонской частью страны. Иногда говорят, что первый секстет тамбуристов был сформирован Пайо Коларичем из Осиека в 1847 году. В 1971 году был сформирован один из самых известных и долговечных ансамблей тамбурицы Славонски Бечари под руководством легенды тамбуричной музыки Антуна Николича Туки .

Традиционные ансамбли тамбурицы по-прежнему являются обычным явлением, но за последние несколько десятилетий сформировались более профессиональные группы. К ним относятся Zlatni dukati и Ex Panonia , первые такие группы, Zdenac , Славонске Лоле, Berde Band и модернизированная рок-н-ролльная группа Gazde .

Стиль музыки тамбура, которую чаще всего исполняли в Соединенных Штатах во второй половине 20-го века, существенно не отличался от стиля, исполняемого на рубеже 19-го века. Свободная от влияния поп-музыки в Югославии и зарождающихся независимых республиках и без большого количества иммигрантов, приносящих новые методы и стили, музыка тамбура в американском стиле и, в меньшей степени, музыка тамбура в канадском стиле остались верны своим корням. .

Сегодня наиболее распространенными формами музыки тамбура являются сочетания фолк-попа.

Традиционный инструмент-гусль из Далмации.

Музыка гусля исполняется на этом традиционном струнном инструменте. В первую очередь он основан на эпической поэзии с упором на важные исторические или патриотические события. Это традиционный инструмент внутренней Далмации и Герцеговины , части Боснии и Герцеговины с преобладающим хорватским населением.

Игроки на гусле известны тем, что прославляют преступников, таких как гайдуки или ускоки давно ушедшего турецкого правления , или превозносят недавних героев хорватской войны за независимость . Андрия Качич Миошич , известный писатель 18-го века, также сочинял стихи в форме традиционной народной поэзии ( deseterac , десять стихов). Его книга «Разговор угодни народа словинског» стала хорватской народной Библией, которая с тех пор вдохновляла многих игроков на гусле.

Что касается современных игроков на гусле в Хорватии, то особенно выделяется человек – Миле Краина . Краина - плодовитый народный поэт и гуслерист, получивший культовый статус среди некоторых консервативных групп. Есть также несколько других выдающихся хорватских гуслей, которые часто выступают на различных фольклорных фестивалях по всей Хорватии и Боснии и Герцеговине.

Дипле — традиционный деревянный духовой инструмент хорватской музыки. Иногда его называют «Мих», «Мьех», «Месина» или просто «Дипле», на нем играют от Истрии, Лики, над островами Далмации и от побережья до Герцеговины. «Мих» изготавливается из дубленой козьей или овечьей шкуры и состоит из «дулака» или «канела», через который продувается воздух, и «дипле» (певца), на котором на нем играют. Внутри «миха» на певчихе расположены две однолопастные трости. В отличие от волынки, в «Михе» нет «трубаня» или «бордуна» (дрона). Хотя они очень похожи, «михи» из разных частей Хорватии все же различаются типом пения, расположением отверстий или некоторыми мелкими деталями (например, орнаментами).

Другие народные традиции

[ редактировать ]
Аккордеон на выставке в Загребе.

Народная музыка Загорья , района к северу от Загреба , известна небольшими оркестрами, состоящими из скрипок , цимбуле , тамбурице и гармоники . Тамбурица (также известная как тамбура) — хорватский национальный струнный инструмент. Хотя в этом регионе существует богатый фонд народных песен, традиции не лелеются, и большая часть доступной загорской народной музыки исполняется любительскими коллективами. Это также отражается на качестве музыки, которая в основном сводится к веселым, оптимистичным песням.

Несколько инструментов сопила .

Народная музыка Меджимурья , небольшого, но особого региона на севере Хорватии, с его меланхоличными и успокаивающими мелодиями стала самой популярной формой фолка, используемой в современных этнопоп -рок-песнях. Помимо цимбуле и скрипок , существует также традиция духовых оркестров, которые раньше играли важную роль в культурной повседневной жизни. С одной стороны, они были основой каждого регионального праздника или свадьбы, но, с другой стороны, они также были известны тем, что играли на похоронах или поминках.

В Истрии и Кварнере местные инструменты, такие как сопила , курла и дипле, издают характерное региональное звучание. Он имеет частично диатонический характер и соответствует уникальной истрийской гамме .

В славонском городе Пожега проходит известный фестиваль народной Zlatne музыки žice Славоние ( «Золотые струны Славонии »), который побудил музыкантов сочинять новые песни с далеко идущими влияниями, в том числе недавно включившие американский мятлик .

В городах Винковцы и Джаково , также в Славонии, проводятся ежегодные фольклорные фестивали ( Винковачке есени и джаковочки везови ), на которых в рамках традиции также слушают народную музыку.

В городе Славонски-Брод ежегодно проводится фестиваль Бродфест, на котором собираются выступить многие великие группы тамбурики.

Летний фестиваль в Дубровнике представляет драматическую музыку и балет. Он был основан в 1950 году.

Музыкальные вечера «Осор» были основаны в 1976 году и проходят в июле и августе. Играет классических хорватских мастеров.

Музыкальные вечера в Донате проходят летом в Задаре. Он был основан в 1961 году и играет старинную музыку.

[ редактировать ]

Поп -музыка Хорватии в целом напоминает канцону Италии , но включает в себя элементы местной традиционной музыки. Хорватские звукозаписывающие компании каждый год выпускают много материала, хотя бы для того, чтобы заполнить многочисленные музыкальные фестивали . Особо следует отметить фестиваль в Сплите , на котором обычно звучат самые популярные летние хиты .

Среди опытных поп-певцов Хорватии: Мери Цетинич , Мишо Ковач , Иво Робич , Вице Вуков , Крунослав Слабинац , Златко Пеякович , Арсен Дедич , Винко Коче , Зденка Вучкович , Дарко Домьян , Тереза ​​Кесовия , Габи Новак , Ивица Шерфези , Оливер Драго . йевич , Томислав Ивчич , Дорис Драгович , Радойка Шверко , Майя Благодан , Жак Худек и многие другие. группы Magazin , Novi fosoli Кроме того, устойчивую карьеру сделали и Grupa 777.

более молодые исполнители, такие как Нина Бадрич , Северина , Гибонни , Тони Цетински , Елена Розга , Даниела , Лидия Бачич , Антония Шола , Лана Юрчевич В последнее время внимание поп-аудитории привлекли и многие другие. Каждый из них успешно соединил различные влияния в свой особый музыкальный стиль. Например, песни Томпсона включают традиционные эпические темы динарских регионов ; Северина находится между хорватской поп-музыкой и фолк-звучанием.

Хорватскую поп-музыку довольно часто слушают в Словении , Боснии и Герцеговине , Сербии , Черногории и Северной Македонии благодаря союзу Югославии, существовавшему до 1990-х годов. И наоборот, боснийские певцы, такие как Дино Мерлин и серб Джордже Балашевич, имеют аудиторию в Хорватии, а также в некоторых других странах. В последнее время турбо-фолк , к которому неодобрительно относятся некоторые музыкальные критики и социальные комментаторы истеблишмента, стал популярен среди некоторых слоев хорватской молодежи. Общее недовольство турбо-фолком сохраняется, поскольку его не транслируют по государственному радио и телевидению. Там, где это может распространяться в частных СМИ, это обычно вызывает сильную негативную реакцию со стороны тех, кому это не нравится. Хорватские певицы, использующие элементы турбо-фолка, — Северина и Елена Розга .

Хорватия является постоянным участником конкурса песни «Евровидение» . Вернувшись в Югославию, хорватская поп-группа Riva выиграла конкурс в 1989 году . Среди других хорватов, выступавших на Евровидении, - Даниэль Попович , Пут , Борис Новкович и Клаудия Бени .

Наиболее популярные рок-группы, действовавшие в бывшей Югославии, включали Haustor , Psihomodo Pop , Azra , Prljavo Kazalište и Parni Valjak .

Есть несколько довольно популярных и давно существующих мейнстрим-рок-групп, таких как Parni Valjak , Prljavo Kazalište , Crvena Jabuka , Atomsko Sklonište , Aerodrom , Tutti Frutti Band, Daleka Obala, Đavoli, Stijene, More, Osmi putnik, Metak и т. д. Они зародились в 1970-е и 1980-е годы, и большую часть своей карьеры они использовали более мягкое, мейнстримное звучание поп-рока. Следует также отметить сараевскую школу поп-рока , которая оказала влияние на многие из этих групп и в которую также входили такие певцы, как Желько Бебек , который позже работал в Хорватии.

Однако хорватское движение новой волны ( Novi val ), которое расцвело в 1979/80 году и продолжалось на протяжении 1980-х годов, многие считают высшим достижением хорватской рок-музыки, как с точки зрения качества, так и с точки зрения коммерческого успеха. Самыми влиятельными и популярными группами Нового вала были Azra , Haustor , Film и даже ранний Prljavo Kazalište . Другими известными исполнителями были Animatori , Buldožer , Paraf , Patrola и т. д.

В конце 1980-х годов регион Истрия стал домом для разновидности под названием Ча-вал , которая часто использовала чакавский диалект и элементы традиционной музыки из регионов Истрия и Кварнер .

К концу восьмидесятых сцена новой волны рухнула, и на смену ей пришли такие новички, как; Группа Tutti Frutti, Далека Обала , Майке и Лауфер . В то время как Daleka Obala отличалась звучанием поп-рока под влиянием Novi Val, хорватской поп-музыки и даже далматинского фолка, Majke представляли собой группу, вернувшуюся к основам гаражного рока, стилистически находящуюся под влиянием таких групп, как Black Crowes , Led Zeppelin или Black Sabbath . а также их сербские коллеги Партибрейкерс . Laufer, возглавляемая Дамиром Урбаном (который позже сформировал Urban & 4 ), была альтернативной рок-группой начала девяностых, взяв за основу движение гранж.

Let 3 и KUD Idijoti также являются выдающимися рок-исполнителями, популярными как своей музыкой, так и интересными, часто противоречивыми выступлениями и трюками.

Начиная с конца 1980-х годов по всей Хорватии начали распространяться фолк-рок-группы. Говорят, что первым стал Вьештице , который объединил фолк-музыку Меджимурья с роком и подготовил почву для таких артистов, как Леген , Лидия Баюк и Дуня Кнебл . В то же время на другом конце Хорватии, в Истрии, группа Gustafi начала играть свою странную смесь рока и истрийского фолка, но им потребовалось более десяти лет, чтобы достичь общенациональной аудитории.

Сплит -метал- группа Osmi Putnik также добилась успеха в Хорватии и до сих пор пользуется популярностью в других бывших югославских республиках.

Сисакская серф-рок- группа The Bambi Molesters за последние годы приобрела значительную международную известность и сегодня часто рекламируется как одна из лучших серф-рок-групп в мире.

Альтернативная рок/метал группа Father добилась успеха со своим первым альбомом Inspirita в таких странах, как Великобритания , и гастролировала с такими группами, как Korn , Anthrax и Apocalyptica .

Существует также ряд хорватских групп, играющих современную музыку на английском языке, наиболее известными из которых являются My Buddy Moose , The Orange Strips , In-the-Go , Kimiko , Cold Snap и Snovi.

Танцевальная музыка в Хорватии была детищем местной поп-музыки и большего количества западных влияний. Он развивался в конце 1980-х и начале 1990-х годов, улавливая такие тенденции, как евро-диско и евродэнс . Это также породило волну исполнителей электронной музыки , в основном хаус , техно и транс .

Дино Дворник — один из пионеров электронной музыки на хорватском языке.

Певица Ванна приобрела известность благодаря танцевальному трио ET , а музыка Весны Писарович наполнена танцевальным ритмом.

Хотя ET все еще существует, они несколько раз меняли певцов и потеряли популярность. Группа Colonia, пожалуй, единственная, кто оседлал танцевальную волну 90-х и сегодня является одним из самых популярных исполнителей в Хорватии.

1990-е годы ознаменовались появлением хорватской рэп-музыки . The Ugly Leaders выпустили первый в истории хорватский хип-хоп альбом и завоевали много поклонников в Риеке и ее окрестностях. В 1991 году Хорватский фронт освобождения выпустил два широко популярных сингла протеста. Первой рэп-группой, получившей широкое и прочное признание, была The Beat Fleet (TBF) из Сплита , участники которой черпали вдохновение из суровых экономических и социальных условий раздираемой войной Далмации , мало чем отличающихся от условий американских центральных городов. За их выступлением последовало множество артистов и групп в Загребе , черпающих вдохновение из американского гангста-рэпа . Особой популярностью стали загребские рэперы Bolesna Braća (также называемые Sick Rhyme Sayazz ) и Tram 11 , а также, в некоторой степени, дуэт Nered & Stoka .

Хорватский рэп во многом выиграл от того, что Эдо Маайка , боснийский рэпер, подписал контракт с лейблом в Загребе. Недавно рэпер, известный как Shorty, приобрел большую популярность благодаря песням с ярко выраженным региональным колоритом его родных Винковцев . Загребская группа Elemental также ворвалась на сцену с участием одной из немногих хорватских рэперш.

Тенденция к объединению различных элементов также давно присутствует в более классической музыке : опера «Эро с онога свиджета» , написанная Яковом Готовацем в 1930-х годах, объединила традиционную музыку динарских народов в научную форму и достигла большого успеха.

Классический

[ редактировать ]

Классические музыканты и произведения хорватских композиторов, как правило, малоизвестны во всем мире, несмотря на то, что на протяжении многих столетий они внесли огромный и интересный вклад. Влияние стиля часто происходило от соседних влияний ( Италия , Австрия ) или поселенцев (в Средиземноморской Хорватии из Италии, а в Панонии (северная Хорватия) из Германии и Богемии ).

Концертный зал «Благое Берса» Загребской музыкальной академии .

Хорватские композиторы по актуальности в мировых рамках: (Возможно, порядок изменится в будущем, учитывая, что 95% произведения существует в единственном экземпляре – оригинальной рукописи, и тем не менее, его нужно спасти от забвения, а затем исполнить. и записан на компакт-диск, а затем представлен международной публике)

  • Ватрослав Лисинский (родившийся как Игнац Фукс), считающийся основателем хорватской националистической музыки, написал первую хорватскую национальную оперу « Любавь и Злоба» ( «Любовь и злоба» ) и национальную оперу « Порин» . Был композитором большого потенциала, но жил не в то время, не в том месте и стал жертвой политических интриг.
  • Иван Зайц (урожденный Джованни фон Зайц) написал серию опер на итальянском, немецком и хорватском языках. Музыка несет в себе черты аутентичной итальянской мелодики, поскольку он вырос в хорватско-итальянском городке Фиуме (современная Риека). Его инструментальные композиции – а их немало – неизвестны публике, но требуют изучения музыковедами и последующей публикации.
  • Йосип Хатце — автор первой хорватской мессы (ок. 1895 г.) и первой хорватской кантаты ( «Ночь на Уне» , 1902 г.).
  • Дора Пеячевич (урожденная Теодора Пеячевич) - одна из композиторов, представивших оркестровую песню хорватской музыке. Ее Симфония фа-диез минор считается учеными первой современной симфонией хорватской музыки.
  • Благое Берса (урожденное имя Бенито Берса) — типичная фигура стилистического кризиса позднего романтизма, автор «футуристической» оперы «Эйзенхаммер» / «Огань» (Загреб, 1911).
  • Фран Лготка (альтернативное написание: Франц Лготка) – балет «Дьявол в деревне»; Концерт для скрипки с оркестром;
  • Рудольф Мац (альтернативное написание: Рудольф Мац) – Школа игры на виолончели; Концерт для флейты и струнных; Концертино in Modo Antico для виолончели и струнных;
  • Божидар Кунц – Концерт для фортепиано с оркестром; фортепианные сонаты; песни для голоса и фортепиано;
  • Франьо Дуган – работает на органе; Соната для скрипки;
  • доктор Божидар Широла – написал множество качественных произведений, некоторые из которых были исполнены всего один раз, а затем канули в забвение, вероятно, по политическим причинам. Большинству из них – если не всем – никогда не было представлено современное представление.
  • Борис Папандопуло
  • Степан Шулек – симфонии; Соната для тромбона и фортепиано «Vox Gabrieli»;
  • Иосип Штольцер Славенский Соната для скрипки и фортепиано; Славянские танцы для фортепиано;
  • Драго Кочаков – сочинил единственную хорватскую сонату для классного ансамбля, состоящего из двух скрипок – скрипичного дуэта.
  • Джулие Бахамонти
  • Юлие Скьяветич
  • Иван Лукачич
  • Лука Соркочевич

Современные композиторы:

Хорватское общество композиторов ( Hrvatsko drustvo skladatelja – HDS ) является основной организацией, продвигающей современную классическую музыку в Хорватии.

Выступает хорватская истрийская джазовая певица Тамара Обровац .

Джаз появился в Хорватии в 1920-х годах и процветал в Загребе к концу 2000-х, что сделало его региональным центром джаза. В 1947 году был основан джазовый оркестр Радио Загреб, который существует и сегодня как « HRT Big Band». В 1959 году вибрафонист , который , Бошко Петрович вероятно, был самым известным хорватским джазовым музыкантом, основал Загребский джазовый квартет . Сегодня в Хорватии действует немало действующих джазовых коллективов, а в различных городах проводятся джазовые фестивали. [6] Джаз на протяжении многих лет оставлял свой след на хорватской поп-сцене, особенно в творчестве Драго Диклича, а иногда и Йосипы Лисака.

Христианская музыка

[ редактировать ]

Хорватские католические священники Далмации , Истрии и Котора пели на церковнославянском языке в 9-10 веках , на основе которого сформировались различные формы индивидуальной или хоровой духовной музыки. Первая надпись о таком пении датируется 1177 годом, когда оно было исполнено laaudibus и canticis «in eorum sclavica lingua» папе Александру II во время его визита в Задар . [7]

Очень известен репертуар церковных стихов Cithara Octochorda , который публиковался трижды (Вена: 1701, 1723 и Загреб: 1757). [8] Он содержит христианское музыкальное наследие хорватов , как кайкавские , так и латинские стихи. Эти стихи положены на музыку и адаптированы для органов известных хорватских композиторов церковной музыки Албе Видаковича , Анжелко Клобучара и других. Сегодня эта договоренность является частью католической литургии в Хорватии. Хорватские церковные композиторы (Перан, Видакович, Клобучар) сочинили так называемые хорватские мессы , которые также стали регулярной частью литургии. [9]

EffaTha — первая хорватская христианская метал- группа. [10] Христианская поп-музыка очень популярна среди хорватской католической молодежи, особенно среди таких групп, как Emmanuel, Božja pobjeda (« Победа Бога» ) и Srce Isusovo ( «Сердце Иисуса» ).

Самыми известными современными певцами и композиторами христианской музыки являются Драгутин Храстович , Чедо Антолич , Ален Гржица, Ника Влахович, сестры Гусар и Палич. Некоторые поп-певцы, такие как Нина Бадрич и Тайчи, также были связаны с христианской музыкой, как и Мери Цетинич, сочинявшая духовные песни.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Издания Хорватского музыковедческого общества» . Hmd-music.hr . Проверено 25 марта 2010 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Майер-Бобетко, Саня. «19 век» . Culturenet.hr (на хорватском языке). Культурнет Хорватии . Проверено 27 марта 2010 г.
  3. ^ образом, в Клапе. «naklapskinacin.com – английская версия» . naklapskinacin.hr . Проверено 2 апреля 2018 г.
  4. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : bots2 (19 декабря 2009 г.). «Клапа Либар – Пусти Да Ти Леут Свира (металлическое издание)» . Проверено 2 апреля 2018 г. - через YouTube. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  5. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Крорек (29 июля 2010 г.). "klapa DVD Žrnovnica St. Флориян Чедо Мартинич - Как я скажу ей выйти замуж" . Проверено 2 апреля 2018 г. - через YouTube.
  6. ^ «Culturenet.hr – Джаз» . Culturenet.hr . Проверено 2 апреля 2018 г.
  7. «Глаголианское пение» Culturenet.hr, по состоянию на 2 февраля 2018 г. (на хорватском языке)
  8. ^ Ковачевич, Крешимир (редактор), Лексикон югославской музыки , том 1, Загреб: JLZ, 1984, стр. 132–133.
  9. ^ Млач, Милан. Хорватские народные массы , Институт духовной музыки. Загреб: HKD ул. Кирилл и Мефодий; в 1976 году
  10. ^ Канал effathaband, YouTube EffaTha, Live, 16.08. 2009, Фестиваль на Сите, пляж Строжанац, Сплит , опубликовано 6 сентября 2013 г., по состоянию на 2 февраля 2018 г.
  • Бертон, Ким. «Тамбурики, постукивающие пальцами ног». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 1: Африка, Европа и Ближний Восток , стр. 46–48. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN   1-85828-636-0
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0cb72d7d069ecf3db5404ac51ccb6d91__1720273500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/91/0cb72d7d069ecf3db5404ac51ccb6d91.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Music of Croatia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)