Jump to content

Популярная музыка в Югославии

Популярная музыка в Югославии включает поп- и рок-музыку бывшей СФР Югославии , включая все их жанры и поджанры. В сцену вошли составные республики : СР Словения , СР Хорватия , СР Босния и Герцеговина , СР Черногория , СР Македония и СР Сербия и ее подразделения: САП Воеводина и САП Косово . Поп- и рок-сцена была частью общей музыки Югославии , которая также включала фолк , классическую музыку , джаз и т. д. В Югославии и за рубежом фразы ex-YU или ex-yugagolav Pop and Rock как формально, так и неформально, как правило, относятся к Период СФРЮ, хотя в некоторых случаях и ее преемницы Союзной Республики Югославии, включая Сербию и Черногорию, которая существовала до 2006 года (например, название книги Ex YU rock enciklopedija 1960–2006 ).

иногда считается страной Восточного блока , Хотя Социалистическая Федеративная Республика Югославия она была одним из основателей Движения неприсоединения и, как таковая, была гораздо более открыта для западного влияния по сравнению с другими социалистическими государствами . Югославы пользовались большей свободой передвижения, чем другие социалистические государства, и имели легкий доступ к западной массовой культуре. Поп- и рок-музыка под влиянием Запада была принята обществом, югославская сцена поп- и рок-музыки была хорошо развита и освещалась в средствах массовой информации, включая многочисленные журналы, радио и телешоу. Многие артисты даже играли за самого президента Иосипа Броз Тито , в частности Биело Дугме , Здравко Чолич и Рани Мраз . СФР Югославия была единственной коммунистической страной , принимавшей участие в конкурсе песни «Евровидение» . Он присоединился в 1961 году даже раньше, чем некоторые западные страны и страны НАТО , такие как Португалия , Ирландия , Греция и Турция , которые присоединились в 1964 , 1965 , 1974 и 1975 годах соответственно.

1940-е годы

[ редактировать ]

Одной из первых звезд бывшей Социалистической Югославии и одним из ее первых артистов, получивших международное признание, был традиционный поп- певец Иво Робич из Хорватии, появившийся на югославской музыкальной сцене в конце 1940-х годов. Позже он уехал за границу, где сделал успешную международную карьеру. Он был первым исполнителем Strangers in the Night» песни Берта Кемпферта « , предшествующей Фрэнку Синатре , который записал свою версию позже, в 1966 году.

Робич тесно сотрудничал с Кемпфертом на протяжении большей части своей карьеры. В начале 1960-х годов, увидев многообещающую молодую группу из Англии, выступающую в клубе Top Ten в Гамбурге , Робич убедил Кемпферта, который был агентом Полидора , помочь этим молодым людям в их карьере. Кемпферт согласился, и благодаря ему группу наняли для записи вместе с популярным тогда Тони Шериданом . Молодая группа называлась The Beatles . Это были их первые коммерческие записи, включая « My Bonnie », « Ain't She Sweet » и « Cry for a Shadow ». Этот альбом был выпущен в многочисленных версиях, таких как In the Beginning (около 1960) , The Beatles' First и Beatles Bop - Hamburg Days .

1950-е годы

[ редактировать ]

Рок -н-ролльная сцена в Югославии начала формироваться в 1950-х годах под влиянием классических рок-н-ролльных и рокабилли- исполнителей, таких как Элвис Пресли , Чак Берри , Билл Хейли , Карл Перкинс , Бадди Холли и другие. Многие молодые люди начали играть эту новую « электрическую музыку », как они ее называли, называя себя «электричари», но одним из первых, кто приобрел известность, был гитарист Миле Лойпур из Белграда (родился в Зренянине в 1930 году). Позже ему отдали дань уважения многие музыканты, в частности Никола Чутурило . Другим выдающимся исполнителем, зародившимся на рок-н-ролльной сцене 1950-х годов, был Карло Метикош из Загреба , который после переезда в Париж начал международную карьеру под псевдонимом Мэтт Коллинз. Он записывался для Philips Records и имел возможность встретиться с такими легендами, как Джерри Ли Льюис и Пол Анка .

Известным певцом, появившимся в конце 1950-х годов, был Джордже Марьянович , который стал первой югославской мегазвездой .

1960-е годы

[ редактировать ]

В начале 1960-х годов появилось множество групп, многие из которых изначально были вдохновлены популярными в то время Клиффом Ричардом и The Shadows были сформированы Uragani : в 1960 году в Риеке , [ 1 ] [ 2 ] Bijele Strijele and Siluete , образованная в 1961 году; базирующиеся в Загребе «Црвени Коральи» и белградские «Златни Дечачи» в 1962 году; В 1963 году были сформированы две другие важные белградские группы, Samonikli и Crni Biseri , в последней участвовал Влада Янкович-Джет , известный югославский музыкант, получивший свое прозвище в честь Джета Харриса . базирующаяся в Загребе компания Delfini, В том же году была основана . После британского вторжения многие из этих групп позже перешли к британскому ритм-н-блюзу . В Скопье была сформирована популярная рок-н-ролльная группа 1960-х годов под названием Bisbez , которую считали «Македонскими Битлз». Они были образованы путем слияния двух уже существующих групп Biseri и Bezimeni.

В 1960-е годы также наблюдался рост битломании . Многие новые группы сформировались под влиянием The Beatles или Rolling Stones , обе из которых имели большое количество фанатов в СФР Югославии. Между поклонниками обеих групп часто возникали споры, хотя и не обязательно жестокие. Одним из важных источников информации для молодежи, позволяющей ей быть в курсе событий рок-музыки во всем мире, было Радио Люксембурга . Некоторые британские артисты давали концерты в Югославии (например, The Searchers , The Hollies ), а также югославские артисты выступали по всей Европе, особенно в соседних Италии и Австрии. На границе с Италией бит-музыки прошло несколько югославско-итальянских фестивалей .

В середине 1960-х годов многие группы, такие как «Джентльмени» , «Роботи» и реформированная «Силуэте», находились под влиянием исполнителей ритм-н-блюза, в то время как другие были более ориентированы на поп. мод Также появились группы, ориентированные на . Самыми популярными зарубежными группами были The Animals , The Byrds , The Monkees , The Kinks , The Who , Manfred Mann и другие. Звук гаражного рока (также называемый «панк 1960-х») также был популярен. Харизматичный фронтмен группы «Силуэте» Зоран Мишчевич стал кумиром нового поколения и секс-символом . Группа имела плохую репутацию из-за скандалов и беспорядков на своих концертах. Их главными соперниками была группа Elipse, которая, получив нового вокалиста, африканского студента из Конго Эди Декенг, продолжила играть соул-музыку .

Выдающаяся хорватская певица Тереза ​​Кесовия представляла Монако на конкурсе песни «Евровидение» 1966 года .

Одной из самых выдающихся и влиятельных групп бывшей Югославии, созданной в 1960-х годах, была Indexi . Они были сформированы в Сараево в 1962 году. Вначале они находились под заметным влиянием The Shadows, а затем The Beatles. Наряду с многочисленными вечнозелеными песнями, которые они написали с использованием фирменного гнусавого голоса Даворина Поповича , они также сделали кавер на песню Битлз « Nowhere Man ». В некоторых своих песнях они также экспериментировали со звуком, подобно Sgt. Группа клуба одиноких сердец Пеппера . Indexi постепенно перешла к более психоделическому звучанию, с более сложными соло на гитаре и клавишных, время от времени добавляющими элементы фолка и даже классической музыки. Один из известных участников группы Корнелие Ковач покинул Indeksi, чтобы сформировать еще одну легендарную группу, Korni Grupa , в Белграде в 1968 году.

По мере приближения конца 1960-х годов движение хиппи распространилось по всему миру, а также в СФР Югославии. Заметной группой была хорватская Grupa 220, в которую в определенный период входил Пико Станчич . Позже он стал одним из самых важных музыкантов, продюсеров и аранжировщиков на всей бывшей югославской сцене.

Под влиянием таких людей, как Боб Дилан и Джоан Баэз , многие молодые люди приняли акустический звук и поэтому их называли « акустичари » в отличие от «электричари » ( перевод электрики). Выдающимся акустическим художником был Ивица Перкл, ранее работавший в Roboti. Он был акустическим музыкантом. и борец за мир, играющий на гитаре и губной гармошке под влиянием Боба Дилана и Донована .

1968 год был отмечен молодежными протестами по всему миру, включая массовые студенческие демонстрации во многих городах СФР Югославии.

Еще одной популярной группой того времени была группа Ambasadori . Одним из участников Ambasadori и Korni Grupa был Здравко Чолич , который позже начал сольную карьеру и был признан крупнейшей поп-звездой в бывшей Югославии. Самой известной вокалисткой была Йосипа Лисак, которая до сих пор пользуется огромной популярностью в бывшей СФР Югославии. Боба Стефанович был одним из самых выдающихся югославских сольных вокалистов.

Эпоха хиппи ознаменовалась мюзиклом « Волосы » . Многочисленные последующие постановки были поставлены по всему миру с момента его американского дебюта в 1967 году, например, в Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Бразилии , Аргентине , Израиле и Японии. Югославская постановка была первой, поставленной в социалистическом государстве , и она получила высокую оценку «Волосов» авторов оригинальной постановки Жерома Рагни и Джеймса Радо , которые путешествовали из одной страны в другую, чтобы посмотреть каждое из представлений. По словам Рагни, они нашли белградское шоу "настолько красивым, настолько спонтанным, что нам пришлось выйти прямо на сцену, чтобы разделить их энтузиазм". Находясь в Белграде, он также добавил: «Здесь не существует предрассудков среднего класса». [1]

Фестивали

[ редактировать ]

В СФР Югославии существовало множество фестивалей поп-музыки, в том числе фестиваль в Сплите , фестиваль в Опатии , Белградское пролече в Белграде , фестиваль Скопье , сезон Vaš šlager в Сараево , а позже Макфест в Штипе был основан . Семейная поп-музыка, исполнявшаяся на этих фестивалях, была сравнима со старыми конкурсами песни «Евровидение» , немецким жанром шлягеров , итальянским музыкальным фестивалем в Сан-Ремо или категорией поп-музыки, ориентированной на взрослых .

Специфическое далматинское поп-звучание с элементами местного фолка, исполняемое на фестивалях, проводимых вдоль туристического побережья Адриатического моря, было очень популярно, и одними из его наиболее известных представителей были Оливер Драгоевич и Мишо Ковач . Первое выступление Драгоевича состоялось на «Сплитском детском фестивале» в 1961 году с песней «Baloni». На конкурсе певцов-любителей его культовая группа из Сплита «Батали» заняла первое место за исполнение песни « Yesterday », классической песни Битлз. В 1972 году Оливер уехал за границу для дальнейшего развития своего мастерства. Он играл в клубах Германии, Швеции и Мексики. Его сольная певческая карьера началась в 1974 году на фестивале в Сплите , где он победил с песней «Ča će mi Copacabana». [ 3 ]

Оливер Драгоевич , хорватская поп-звезда.

Год спустя композиторы Зденко Рунич и Драгоевич выпустили песню «Галеб и я». Он имел большой успех в бывшей СФР Югославии и сделал имя Драгоевича нарицательным. Далее последовали хиты «Романка», «Опрости ми, папе», «Старые морски вук». В период с 1975 по 1980 год дуэт Драгоевич/Рунич доминировал на музыкальной сцене бывшей СФР Югославии. Частично секретом их успеха был третий участник, Якша Фиаменго , написавший тексты к некоторым из самых знаковых песен Драгоевича, а именно: «Nadalina», «Piva klapa ispod volta», «Karoca», «Ništa nova», « Инфиша сан у тэ», и «Оставлям те саму». [ 4 ] В 1990 году Драгоевич выиграл фестиваль в Сплите с Ti is moj san и занял третье место на югославском отборе на конкурс песни «Евровидение» с песней Sreća je tamo gdje si ti , обе в сотрудничестве с Зорицей Конджа . [ 5 ] [ 6 ] Его стиль сочетал традиционные клапы мелодии Далмации с джазовыми мотивами, завернутыми в современную постановку. За свою влиятельную музыкальную карьеру он добился признания критиков и коммерческого признания в Югославии, а затем и в Хорватии, а его музыка продолжает пользоваться популярностью и сегодня в странах бывшей Югославии. Драгоевич получил множество наград, в том числе многочисленные Porin и награды Indexi . Он один из немногих хорватских музыкантов, выступавших на крупных международных площадках, таких как Карнеги-холл , Королевский Альберт-холл , Л'Олимпия и Сиднейский оперный театр . [ 4 ]

1970-е годы

[ редактировать ]

1970-е годы были отмечены такими жанрами рока, как хард-рок , прогрессив-рок , джаз-рок , арт-рок , глэм-рок , фолк-рок , симфо-рок , блюз-рок и буги-рок . некоторые из величайших югославских стадионных рок-групп В этот период возникли : YU grupa , Time , Smak , Parni valjak , Atomsko Sklonište , Leb i Sol , Teška industrija и Galija .

В 1974 году стала известна одна из самых известных рок-групп, когда-либо созданных в СФР Югославии, - Сараево из Биело Дугме , Желько Бебек первым вокалистом которой был .

Многие зарубежные звезды поп- и рок-музыки посетили Югославию, в том числе концерты Deep Purple в Загребе и Белграде в 1975 году с местными группами разогрева Hobo и Smak в каждом из городов соответственно, а также концерт Rolling Stones в Загребе в 1976 году.

Существовало несколько фестивалей рок-музыки, из которых BOOM был одним из самых популярных. Событием рок-музыки, ознаменовавшим это десятилетие, а также историю югославского рока в целом, стал концерт Биело Дугме в Хайдучка Чесма в парке Кошутняк в Белграде 22 августа 1977 года, который посетило около 80 000 человек. (Части) записанного материала вошли в концертный альбом Koncert kod Hajdučke česme .

В 1975 году появилась очень влиятельная группа Buldožer из Словении, известная своим экспериментальным роком , что было реакцией, направленной против музыкальной сцены того времени.

Авторы-исполнители

[ редактировать ]

На югославской сцене также присутствовало несколько известных певцов и авторов песен, которые делали упор на поэзию, а не на музыку, и обычно выступали под аккомпанемент акустической гитары или фортепиано . Некоторые из них были вдохновлены французским шансоном или фолк-роком . Одним из первых певцов и авторов песен, получивших признание критиков, был хорватский артист Арсен Дедич , который начал свою карьеру в 1960-х годах и до сих пор популярен на своей родине и в странах бывшей Югославии, особенно среди старшего поколения. Другим важным автором был также Джордже Балашевич из Нови-Сада . Он начал свою музыкальную карьеру в 1970-х годах в составе групп Žetva и Rani Mraz , а затем начал очень успешную сольную карьеру, которая продолжалась до его смерти в 2021 году. Несмотря на то, что изначально он увлекался акустическим роком , позже он часто использовал различные элементы поп-музыки и рока. часто приправленный либо типичным воеводинским юмором, либо меланхолией балладного типа. Известная художница в этой категории была Ядранка Стоякович из Сараево, Босния и Герцеговина. Она была автором главной музыкальной темы спектакля. Зимние Олимпийские игры 1984 года прошли в Сараево. С 1988 года проживает в Японии. Художником, известным своими социально активными текстами, был Марко Брецель , бывший участник группы Buldožer .

Дискотека

[ редактировать ]
Здравко Чолич , бывшая югославская поп-звезда.

В 1970-х годах увлечение дискотеками распространилось по всему миру, завоевав и Югославию. Подобно диско-фильму « Лихорадка субботнего вечера », Здравко Чолич стал своего рода «югославским Джоном Траволтой », танцующим на стадионах по всей стране, одетым в обтягивающий белый костюм и модные тогда брюки-клеш . На легендарном концерте на белградском стадионе Маракана 5 сентября 1978 года посмотреть на него собралось около 70 000 человек. На концерте также присутствовали представители западногерманского лейбла . Впечатленные популярностью Чолича, они предложили ему контракт на запись. Он выпустил песни «Jedina» и «Zagrli me» для рынка Западной Германии, а также англоязычный сингл с песнями «I'm not a Robot Man» и «Light Me». Чоличу предложили переехать в Западную Германию и начать там карьеру, но он отказался, отдав предпочтение популярности, которую имел дома. Его песня об отношениях с шикарной девушкой «Pusti, Pusti modu» стала общенациональным диско-мегахитом в 1980 году. Несмотря на то, что диско-мода вскоре угасла, Чолич продолжил успешную карьеру певца поп-музыки, время от времени используя элементы фолк-музыки, и оставался популярным в бывших югославских стран по сей день.

Эта эпоха также принесла с собой чудо-одиночку под названием Mirzino Jato, которую СМИ назвали китчевой европейской диско- группой, явно находящейся под влиянием Boney M. , которые были довольно популярны в Югославии, особенно после того, как их единственный мужчина-участник Бобби Фаррелл женился на девушке из Скопье. преимущественно цыганами населенный Муниципалитет Шуто Оризари, . [2] Стиль Мирзино Ято включал в себя глубокий, дрожащий сабвуфер голос певца сараевской оперы и классического хора Мирзы Алиджагича и трех сексуальных бэк-вокалисток по имени «Ято» (перевод Flock ). Музыку написал и спродюсировал Divlje Jagode гитарист Сеад Липовача , а автором большинства текстов была Марина Туцакович , которая позже писала тексты для других музыкальных стилей. Несмотря на огромную популярность в то время, Мирзино Ято так и не вышел дальше первого альбома. Единственным его значительным хитом стал «Апсолютно твой».

Одной из самых известных танцевальных песен этого периода была также вступительная песня Дадо Топича к фильму 1979 года «Национальная школа» в главной роли с Драганом Николичем в роли Флойда, фанатичного автогонщика.

Хард-рок и хэви-метал

[ редактировать ]
Рыбное рагу 2008 года.

Gordi были одной из первых югославских хэви-метал- групп и считаются одними из пионеров классического хэви-метала в Югославии. Хард-рок- группа Riblja Čorba , известная своей провокационной социальной лирикой и противоречивыми политическими взглядами фронтмена группы Боры Джорджевича, была одной из самых важных групп югославского и сербского рока в целом. Барабанщик Riblja Čorba Вико Милатович сформировал хэви-метал группу Warriors , которая позже переехала в Канаду и записала альбом для зарубежного рынка. Выдающаяся хэви-метал группа Divlje Jagode из Бихача под руководством гитариста Сеада «Зеле» Липовачи начала недолгую международную карьеру в 1987 году под названием Wild Strawberry. Другой известной боснийской хард-рок-группой была Vatreni Poljubac, возглавляемая харизматичным Миличем Вукашиновичем , бывшим участником Bijelo Dugme . Другие известные хард-рок и хэви-метал группы включают Generacija 5 , Rok Mašina , Kerber и Griva из Сербии; Atomsko sklonište , Осми Путник (фронтмен которого Златан Стипишич Гибонни , позже начавшие успешную карьеру в поп-музыке) и Crna Udovica (позже сменившие название на Big Blue) из Хорватии; Помаранча из Словении и другие. На югославской глэм-метал- сцене было представлено несколько исполнителей, наиболее известными из которых были Krom , Karizma и Osvajači .

Панк-рок

[ редактировать ]

Югославская панк-рок- сцена возникла в конце 1970-х годов под влиянием первой волны панк-рок- групп из Великобритании и США, таких как Sex Pistols и The Clash и других, а также прото-панк- групп, таких как MC5 , The «Марионетки» и «Нью-Йоркские куклы» . Сцена DIY -панкзина также начала развиваться. Югославские панк-группы были первыми панк-группами, когда-либо созданными в социалистическом государстве . Некоторые из первых были сформированы в СР Словении и СР Хорватии : Панкрити из Любляны (сформирован в 1977 году) и Параф из Риеки (в зависимости от источника, образован в 1976 или 1977 году). Словенская и хорватская сцена того периода представлена ​​в сборнике Novi Punk Val , составленном Игорем Видмаром . На сцене Белграда конца 1970-х - начала 1980-х годов выступали: Урбана Герила , Радничка Контрола и многие другие. Это поколение групп вошло в сборник Artistička Radna Akcija . Pekinška Patka была культовой группой родом из Нови-Сада . Среди известных панк-групп СР Македонии были: Fol Jazik. , возможно, первая панк-группа в Скопье , образованная в 1978 году; Afektiven naboj из Струги образовались в 1979 году с участием. Горан Трайкоски ; Среди других известных групп из Скопье были «Бадмингтоны» и «Сарацени» , оба под руководством Владимира Петровского Картера . В Сараево, СР Босния и Герцеговина , появились следующие артисты: Ozbiljno Pitanje (которая позже превратилась в звездную поп-рок-группу Crvena Jabuka ), Ševa (которая позже превратилась в Bombaj Štampa под руководством харизматичного Бранко Джурича ) и культовую группу Забраньено Пушенье . Эти сараевские группы позже сформировали вдохновленное панком движение New Primitives , важное явление в культуре бывшей Югославии.

В конце 1970-х некоторые панк-группы были связаны с музыкальной сценой новой волны и назывались одновременно панк-роком и новой волной. В определенный период термин «музыка новой волны» был взаимозаменяем с термином «панк».

В конце 1970-х и начале 1980-х годов появились различные поджанры панк-рока, такие как уличный панк и Oi! . Позже появился хардкор-панк , за которым последовали различные экстремальные стили, такие как краст-панк , кроссовер-трэш и вплоть до грайндкора . Среди известных хардкор-панк-исполнителей 1980-х годов были: Niet , Patareni , KBO! и другие. Заметной популярной поп-панк -группой была Psihomodo Pop из Хорватии (находившаяся под сильным влиянием The Ramones ). Многие выдающиеся зарубежные панк-группы давали концерты по всей бывшей Югославии, в том числе: The Ruts , Siouxsie and the Banshees , UK Subs , Angelic Upstarts , The Exploited и The Anti-Nowhere League . В 1983 году The Anti-Nowhere League выпустила свой альбом Live in Yugславия , а Angelic Upstarts выпустили концертный альбом с таким же названием в 1985 году. Помимо музыкантов, в югославскую панк-субкультуру также входили панк-писатели и художники , Иван Глишич из Шабаца. одним из которых был примечательные.

Музыка новой волны

[ редактировать ]
Юрица Паден , гитарист Azra . , одной из самых популярных групп Югославии

Музыкальная сцена новой волны возникла в конце 1970-х годов и оказала значительное влияние на югославскую культуру. Как и ее коллеги – британская и американская музыкальная сцена новой волны, откуда пришло основное влияние, югославская сцена новой волны также была тесно связана с панк-роком , ска , регги , 2 Tone , Power pop , Mod Revival и т. д. Особенно пропагандировали новую волну музыкальные журналы «Полет» из Загреба и «Джубокс» из Белграда , а также телешоу «Рокенролер» , известное своими художественными музыкальными клипами .

Важными группами югославской новой волны являются: Prljavo kazalište , Novi ископаемые , Šarlo Akrobata , Idoli , Azra , Električni orgasam , Haustor , Film , Laboratorija Zvuka , Lačni Franz , Cilindar , Gjurmet и многие другие. Этот период в бывшей югославской музыке считается «золотым веком». Все эти артисты до сих пор имеют статус культовых групп .

Символами югославской эпохи новой волны являются альбомы-сборники Paket Arrangement , Novi Punk Val , Artistic Work Action и особенно фильмы «Davitelj protiv davitelja» (с участником Idoli Срджаном Шапером в главной роли ) и «Dečko koji objema » (с Александром Берчеком в главной роли и участием участников Шарло Акробаты) . и идолы ).

Важным рок-документальным фильмом, охватывающим этот период, является «Happy Child» .

1980-е годы

[ редактировать ]

Когда в начале 1980-х новая волна угасла, некоторые группы распались или взяли разные музыкальные направления. Период около 1982 года считается особенно важным в плане упадка новой волны в Югославии, а также во всем мире. Многие новые важные группы образовались в 1982 году после того, как новая волна угасла: Душан Койич-Коя , бывший басист Шарло Акробаты, сформировал легендарную группу Disciplina Kičme (уникальная шумная смесь панк-рока, фанка , джаз-фьюжн и многих других стилей). Позже группа приобрела международную известность и появилась на MTV . Зоран Костич-Кане , бывший вокалист группы Radnicka Kontrola , сформировал яростную гаражную панк- группу Partibrejkers и добился огромного успеха. Idoli , Prljavo Kazalište и Film (последний под псевдонимом Jura Stublić i Film ) стали поп-роком , и все они соответственно добились большого успеха в мейнстриме; Культовая группа Azra постепенно перешла к более традиционному рок-звучанию с периодическим использованием фолк-рока . Джонни Штулича по-прежнему были заметны в их текстах. Поэтические черты Električni Orgazam прошли через психоделическую фазу и позже стали успешной мейнстрим-рок-группой, вдохновленной в основном звучанием 1960-х годов.

Одним из самых выдающихся представителей танцевальной поп-музыки того десятилетия, особенно в начале 1980-х, был Оливер Мандич . Он использовал элементы трансвестита в своих сценических и видеоперформансах задолго до появления Бой Джорджа . В его музыке много танцевальной музыки в стиле фанк . Национальное радио и телевидение Белграда сняло телепередачу, в которой представлена ​​коллекция его музыкальных клипов под названием Beograd noću ( «Ночной Белград ») режиссера Станко Црнобрни. Амбициозная авангардная программа получила награду Rose d'Or на в Монтрё телефестивале в 1981 году. Спорный образ Мандича в шоу, созданный художником-концептуалистом Костой Бунушевацем, вызвал настоящий резонанс в обществе из-за переодевания певца в одежду другого пола и агрессивного макияжа.

Бывший Riblja chorba участник группы Момчило Баягич Баяга сформировал одну из самых популярных групп в бывшей Югославии - Bajaga and Instructors . Позже группу покинул Деян Цукич , один из участников Instructors, и начал успешную сольную карьеру.

Семейными поп-исполнителями в 1980-е годы были Novi Fosili и Сплита из группа Magazin , в обеих участвовали вокалистки.

1983 год ознаменовался выступлением Даниила Поповича , югославского исполнителя на конкурсе песни «Евровидение» в Мюнхене . Он мгновенно стал общенациональной поп-звездой, но получил признание и во всей Европе. Западногерманские и шведские исполнители выпустили кавер-версии своего хита « Джули ».

В следующем году на национальном отборе Евровидения в Скопье Дадо Топич выступил дуэтом со Сладаной Милошевич , известной своим экстравагантным стилем, сравнимым со стилем Нины Хаген . Хотя их песня «Princeza» не победила, она осталась вечнозеленой поп-балладой . Еще одним заметным дуэтом стала песня «Jabuke i vino» Желько Бебека и Заны Нимани .

Зана Нимани была известной артисткой албанского меньшинства , она была солисткой группы Zana из Белграда, а позже начала сольную карьеру.

Самым популярным телешоу в течение десятилетия было Hit meseca ( «Хит месяца» ), которое было своего рода югославским хитом поп-музыки . [ 7 ] Ведущей шоу была Дубравка «Дука» Маркович. Популярным журналом среди молодежи был ITD , у которого также была версия Super ITD большего формата. Самыми известными журналами о рок-музыке были «Рок» и «Джубокс» .

Музыкальные жанры, такие как пост-панк , готик-рок , дарквейв , новый романтик и синти-поп , уже получили распространение в СФР Югославии в начале 1980-х годов, и особенно в конце 1980-х годов, из-за появления новых технологий, таких как видеомагнитофоны и спутниковое телевидение во многих странах. дома в СФР Югославии.

Пост-панк

[ редактировать ]

Бывшие панки Pekinška Patka перешли к пост-панку и дарквейву на своем втором, менее известном альбоме Strah od monotonije, выпущенном в 1981 году, и вскоре распались. Другая легендарная группа, Paraf , отошла от начальной фазы панк-рока и выпустила в 1982 году психоделический альбом Izleti с элементами пост-панка и готик-рока . У Električni Orgazam был заметный психоделический период, во время которого они выпустили свой альбом Lišće prekriva Lisabon в 1982 году .

Милан Младенович , бывший гитарист Шарло Акробата , в том же 1982 году сформировал культовую группу Ekatarina Velika , первоначально называвшуюся Katarina II. Группу запомнили своим мрачным поэтичным пост-панк-звучанием и интеллектуальным подходом. В число его членов входили бас- гитарист Боян Печар , бывший участник Via Talas, и барабанщик Срджан Тодорович , который позже стал всемирно известным киноактером. Маргита Стефанович-Маги , клавишница, и Милан, фронтмен , оба поднялись до статуса «альтернативных знаменитостей». Позже оба умерли.

Известные арт-рок -группы включали артистичных и экстравагантных Дориана Грея и Боа из Загреба . Первый, названный в честь Оскара Уайльда из Дориана Грея , был основан в 1982 году под влиянием Roxy Music и Японии . Его возглавил Массимо Савич , впоследствии успешный поп-певец . Boa образовалась в 1970-х годах под влиянием Yes , King Crimson и Genesis , но позже обратилась к New Romantic . В 1990 году он выступил на у Дэвида Боуи на разогреве стадионе Максимир .

Новый романтик

[ редактировать ]

В эпоху Нового Романтизма , популяризированную во всем мире Duran Duran и Spandau Ballet , выдающимися артистами в Югославии были вышеупомянутая базирующаяся в Загребе группа Boa и Джакарта из Белграда .

Синтипоп

[ редактировать ]

Среди известных исполнителей синти-попа в бывшей Югославии были: Beograd , основанный в 1981 году и названный в честь их родного города Белграда; Видеосекс из Любляны, Словения, под руководством харизматичной фронтрисы Ани Рупель ; дуэт Denis & Denis из Хорватии с участием секс-символа Марины Перазич , которая позже начала сольную карьеру, и ее бойфренда Давора Толя ; юмористическая группа Laki Pingvini и подобная группа под названием D'Boys (произносится как «The Boys») во главе с Педой Д'Бой , бывшим вокалистом западногерманской рок-группы Jane . В Македонии заметной группой, возглавляемой синтезаторами, была группа Bastion , в которую входили всемирно известный электронный музыкант Кирил Джайковски на электронных клавишных и Милчо Манчевски в качестве автора текстов. Многие югославские артисты в этот период уже экспериментировали с использованием персональных компьютеров при создании своей музыки. В кавере сингла «Neka ti se dese prave stvari» / «Ne zovi to ljubavlju» белградской группы Data фигурировал популярный в то время Commodore 64. .

Новые примитивы

[ редактировать ]

Новый примитивизм — городское субкультурное движение в Сараево в начале 1980-х годов. Среди проектов New Primitives были группа Zabranjeno Pušenje , Top lista nadrealista теле- и радиошоу , легендарная группа Elvis J. Kurtović & His Meteors , Bombaj Štampa и другие. Среди его создателей Элвис Дж. Куртович , доктор. Неле Карайлич , г-н. Седжо Сексон , Бомбай Стампа (с участием актера и режиссера Бранко Джурича — Джуро), Бориса Шибера, Зенита Джозича из сараевского района Кошево . кинорежиссер Эмир Кустурица Соратником и другом съемочной группы был .

Свежий дух, который группа оставила в городской боснийской культуре, и совершенно новый способ самовыражения, хлынувший непосредственно из уличной субкультуры, привлекли значительную популярность и сделали ее одним из памятников современной боснийской культуры.

Дискурс нового примитивизма был прежде всего юмористическим, основанным на духе простых боснийских людей из культурного андеграунда. Они ввели в официальную музыкальную и телевизионную сцену богатый тюркизмами жаргон сараевских «махал» (пригородных кварталов). В большинстве их песен и сценок рассказывается о маленьких людях – шахтерах, мелких преступниках, провинциальных девушках и т. д. – попавших в необычные или даже абсурдные ситуации. можно сравнить с Шоу «Летающий цирк Монти Пайтона» методами «Новых примитивов», поскольку они имеют форму коротких зарисовок и используют абсурд как средство вызвать незаконный смех публики.

Название движения, возможно, возникло как реакция на два актуальных на тот момент движения: « Новый романтик» в мировой поп-музыке и словенский Neue Slowenische Kunst (NSK).

Лейкопластырь

[ редактировать ]

В конце 1984 года Боб Гелдоф и Мидж Юр организовали кампанию по оказанию помощи голодающим под названием Band Aid , которая продолжалась на протяжении 1985 года до своего финала — исторического концерта Live Aid 13 июля 1985 года. Концерт транслировался по всему миру, включая СФР Югославию. Помимо проектов « Знают ли они, что пришло Рождество? » и «США для Африки» из Великобритании и США соответственно, к ним присоединились и многие другие страны. Например: Канада, Западная Германия, Австрия, Норвегия и т. д. Югославская поп- и рок-элита SFR также присоединилась к кампании Гелдофа и сформировала югославский Band Aid под названием YU Rock Mission . В состав группы входили Оливер Мандич , Желько Бебек , Марина Перазич , Момчило Баягич , Аки Рахимовски , Хусейн Хасанефендич , Сладжана Милошевич , Юра Стублич , Дадо Топич , Массимо Савич , Здравко Чолич , Изольда Баруджия , Снежана Мишкович , Ален Исламович , Сеад Липовача , Деян Цукич , , Дорис Драгович , Аня Рупель , Срджан Шапер , Владимир Дивлян Педжа Д'Бой , Зоран Предин и другие выдающиеся музыканты. Они записали югославскую песню Band Aid "Zamillion godina" ("На миллион лет"), написанную бывшим Генерации 5 Лидеры Драган Илич и Младен Попович. Гитарное соло в песне исполняет Влатко Стефановский . Песня была выпущена как сингл. Также было снято соответствующее видео. Бора Дордевич и Горан Брегович , лидеры Riblja Čorba и Bijelo Dugme, не были указаны на задней обложке пластинки, однако они появились в телевизионном исполнении песни. По завершении кампании югославские музыканты отыграли большой 8-часовой концерт на стадионе 15 июня 1985 года в Белграде. Клип на "Zamillion godina" транслировался на многих телеканалах по всему миру, а также 13 июля на стадионе Уэмбли на больших видеоэкранах во время видеоинтерлюдии . Он включен, хотя и не полностью, в раздел зарубежных участников официального DVD Live Aid , выпущенного в 2004 году компанией Warner Music Group .

Сараевская школа поп-рока

[ редактировать ]

В Сараево развилось отчетливое звучание поп- и рок-музыки, часто (но не обязательно) с элементами боснийской народной музыки , которое стало популярным по всей Югославской федерации. Это было родиной одной из лучших югославских рок-групп Биело Дугме и поп-звезды Здравко Чолича .

Сцена начала развиваться в 1960-х годах с такими группами, как Indexi , Pro Arte и певцом и автором песен Кемалем Монтено . Это продолжалось и в 1970-е годы с Амбасадори , Биело Дугме и Ватрени Полюбац, а в 1980-е годы появились такие артисты, как Плави Оркестар , Црвена Ябука , Хари Мата Хари , Дино Мерлин , Валентино, Регина , Болеро и Джино Банан.

Сараево также было домом аутентичной панк -субкультуры, известной как « Новые примитивы» , которая развилась в начале 1980-х годов и стала мейнстримом благодаря таким артистам, как Забраньено Пушенье , Элвис Дж. Куртович и его метеоры, Бомбай Штампа и радио. и телекомедийное шоу Top lista nadrealista .

Промышленный

[ редактировать ]

Известными коллективами индустриальной музыки в Югославии были Autopsia из Румы и SCH из Сараево.

Нео-рокабилли

[ редактировать ]

На югославской сцене также присутствовало множество исполнителей в стиле нео- рокабилли , сайкобилли и ретро- рок-н-ролла .

Известным художником был скандальный Велибор «Бора» Милькович , более известный как Тони Монтано, прозванный в честь Тони Монтаны , главного героя фильма «Лицо со шрамом» . Он был бывшим вокалистом панк-рок- группы Radost Evrope, по иронии судьбы названной в честь международного детского музыкального фестиваля Joy of Europe, ежегодно проводимого в Белграде. Тони часто вызывал споры в своих интервью и часто нападал на других музыкантов, таких как Екатерина Велика и им подобных, которых он считал псевдоинтеллектуалами , отдалившимися от «улицы», откуда, по его мнению, должна зарождаться настоящая рок-музыка. Он высокомерно провозгласил себя «настоящей рок-звездой», время которой еще впереди. Однако ему так и не удалось добиться успеха у своих противников, которые и так никогда его особо не беспокоили. Его альбомы часто включали кавер-версии панк-рок-треков, таких как группы Sex Pistols « Friggin' in the Riggin' » и «Lonely Boy» . Поддерживая старой школы , песни Тони часто фигурировали в его песнях. образ и образ мачо-рокера сексистские тексты.

С другой стороны, группа Đavoli из Сплита под руководством Ненада «Нено» Белана представляла собой более мягкий ретро-рок-н-ролльный коллектив, они выпустили несколько летних хитов, а также треки под влиянием твист- или серф-музыки . Некоторые из его участников также имели опыт панк-рока.

Рокабилли-группа Fantomi была еще одним коллективом в Хорватии, а в Сербии группа под названием Vampiri появилась со своим фирменным ду-воп стилем пения и выступила на разогреве у всемирно известной ретро-джазовой поп-группы Vaya Con Dios на их концерте в Белграде.

Новое словенское искусство

[ редактировать ]

В Словении в 1980 году возникла культовая авангардная группа Laibach. Экспериментируя с различными стилями, такими как индастриал , мартиал и неоклассическая музыка, они приобрели международную известность и оказали влияние на такие группы, как, группа Rammstein например, . Они появились на MTV со своей кавер-версией песни « Across the Universe » группы The Beatles , в которой в качестве гостя выступила Аня Рупель . Одной из групп, связанных с NSK, была Abbildungen Variete из Марибора . [ 8 ]

Самой известной группой в области электронной боди-музыки была Borghesia из Любляны, Словения.

Македонская дарквейв и готическая сцена

[ редактировать ]

В то время как в Словении существовало движение Neue Slowenische Kunst , в Македонии сформировался коллектив Makedonska Streljba. На македонской сцене дарквейва и готик-рока выступали одни из самых выдающихся македонских исполнителей, таких как Mizar , Arhangel и Padot na Vizantija , последний с участием Горана Трайкоски .

Экстрим-метал

[ редактировать ]

Сцена экстремальной металлической музыки в СФР Югославии также получила развитие. В него вошли различные исполнители трэш-метала , спид-метала и дэт-метала . В Белграде проходил фестиваль Hard Metal, а также издавался одноименный журнал.

Среди известных исполнителей были спид-метал-группа Bombarder (первоначально сформированная в Сараево, позже переехавшая в Белград), Bloodbath (не путать со шведской группой Bloodbath ), Heller (пионеры югославского трэш-метала) и другие. Трэш-метал группа Sanatorium образовалась в Скопье в 1987 году. За 20 лет своего существования она делила сцену со многими выдающимися мировыми звездами, такими как Motorhead , Halford , Soulfly и другими.

Рэп музыка

[ редактировать ]

Многие исполнители рэпа появились в СФР Югославии на протяжении 1980-х годов. Группы брейк-данса также существовали, особенно в первой половине 1980-х годов. Выдающейся рэп-группой в стиле брейк-данс была The Master Scratch Band . В 1984 году они выпустили несколько работ для Jugoton , включая трек Break War с участием ведущей Hit Meseca Дубравки «Дука» Марковича. Disciplina Kičme также использовала элементы рэп-музыки, хотя и по-своему, всегда смешивая их со многими другими стилями.

Но был артист, который использовал рэп очень своеобразно. В конце 1980-х годов общенациональную известность приобрел харизматичный музыкант черногорского происхождения: Рэмбо Амадей . Его псевдоним, как и его музыка, с одной стороны, сочетали в себе интеллектуальный настрой, а балканский юмор и мачо характерный с другой - . Он часто, если не всегда, использовал рэп в сочетании с пародией на фолк-музыку, а также с политической и социальной сатирой , хотя он не вписывается в традиционную категорию рэп-музыки, потому что он вышел за рамки стиля. Он также придумал термин « турбо-фолк », хотя был одним из его величайших врагов. Он до сих пор является культовой личностью на территориях бывшей Югославии.

Он часто тесно сотрудничал с другим музыкантом, Дино Дворником , сыном хорватского актёра Бориса Дворника . Дино Дворник был популярным исполнителем танцевальной поп-музыки , вдохновленным фанком .

Югославские войны и их последствия (1990-е)

[ редактировать ]

Через два года после того, как группа Riva выиграла конкурс песни Евровидение 1989 года , и через год после того, как конкурс песни Евровидение 1990 года прошел в Загребе , югославская музыкальная сцена СФР прекратила свое существование с распадом Югославии . По иронии судьбы, песня-победитель 1990 года в исполнении Тото Кутуньо называлась Insieme: 1992 (по-итальянски: Together in 1992) и содержала слова Together, Unite, Unite Europe! приветствуя приближающееся объединение Европы , которое произошло в 1992 году.

Тайчи стала одной из последних поп-звезд Югославии, прежде чем распад страны прервал ее карьеру, и она эмигрировала в Соединенные Штаты.

С началом югославских войн многие бывшие югославские музыканты участвовали в антивоенной деятельности, часто подвергаясь нападкам со стороны националистов в своих странах. В 1992 году сербская рок- супергруппа Rimtutituki, в состав которой вошли участники Partibrejkers , Ekatarina Velika и Električni Orgazam, выпустила антимилитаристскую песню после того, как власти запретили им продвигать ее живым выступлением, они выступили на прицепе, буксируемом грузовиком , а через улицы Белграда . Однако другие, ранее участвовавшие в югославской поп- и рок-сцене, придерживались национального шовинизма и даже участвовали в активных боевых действиях.

Ярким примером является песня «Э, мой друг Белградский» («Эй, мой белградский товарищ»). Хотя в целом песня рассматривается как эмоциональная антивоенная песня, направленная против сербского национализма, написанная Юрой Стубличем из хорватской группы Film , на момент ее появления она вызвала разную реакцию. Бора Дорджевич , имевший культовый статус на сербской рок- сцене как фронтмен группы Riblja Čorba , вскоре «ответил» скандальной песней «E moj druže Zagrebački» («Эй, мой загребский товарищ»), циничной пародией с националистическими посланиями. [3]

Многие хорватские поп- и рок -исполнители принимали участие в таких проектах, как « Moja domovina » и Rock za Hrvatsku во время хорватской войны за независимость .

Когда Боснийская война разразилась Сараево , базирующаяся в группа «Забраньено Пушенье» разделилась на две отдельные фракции. Последний базировался в Белграде и получил международное признание под названием «Оркестр для некурящих» под руководством Неле Карайлич , в котором также участвовал кинорежиссер Эмир Кустурица . Они играли с Джо Страммером , и запись этого концерта включена в фильм «Супер 8 историй» режиссера Кустурицы. Карьера недавно созданной фолк-певицы Зехры Байрактаревич была встречена суровостью осады Сараево, тем не менее, она продолжала выпускать альбомы, несмотря на условия войны.

В то время как Словения , Хорватия , Босния и Герцеговина и Македония провозгласили себя независимыми государствами , руководство Сербии и Черногории решило сформировать новое федеративное государство под названием Союзная Республика Югославия , существовавшее с 1992 по 2003 год, однако оно не было признано правопреемником. в бывшую Социалистическую Федеративную Республику Югославию . [4]

Местные сцены в независимых странах, возникшие после распада Югославии, продолжали существовать, некоторые из них сильно пострадали во время войны. Музыкальная сцена продолжалась даже в убежищах во время осады Сараево , и в 1995 году был выпущен сборник Rock under Siege (Radio Zid Sarajevo, Stichting Popmuziek Nederland).

Музыка югославских войн стала культовой в Интернете, в основном среди иностранцев. Об этом свидетельствует широкая популярность YouTube -каналов Kocayine и Наша Српска Архива (Наш Сербский Архив). Некоторые известные исполнители этого стиля музыки — Лепи Мича и Бая Мали Книнджа .

После окончания конфликтов и особенно позже, после ухода националистических лидеров, таких как Слободан Милошевич и Франьо Туджман , бывшие югославские страны начали нормализовать свои отношения. Таким образом, их музыкальные сцены могли свободно восстановить прежнее сотрудничество. Многие из бывших звезд поп- и рок-музыки вновь появились и гастролировали по странам бывшей Югославии: Биело Дугме , Леб и Сол , Црвена Ябука , Плави Оркестар , Массимо Савич (ранее из Дориана Грея ) и Борис Новкович (ранее из группы Борис и Ночна). Стража), а Аня Рупель , ранее работавшая в Videosex , записала дуэт с Тоше Проэски , молодой македонской поп-певицей, ставшей уважаемой во всех странах бывшей Югославии.

После примирения Сербии и Хорватии вышеупомянутый хорватский музыкант Юра Стублич провел три аншлаговых концерта в Белграде в 2003 году. На вопрос СМИ о деле «E, moj druže Zagrebački» Бора Дорджевич ответил, что «это была просто шутка». . [ 9 ] Он также выразил одобрение возвращению Стублича в Белград после стольких лет. С другой стороны, Баяга и Джордже Балашевич соответственно неоднократно выступали с концертами в Хорватии и Боснии.

В 2003 году Игорь Миркович из Хорватии снял рок-документальный фильм Sretno dijete ( Счастливый ребенок ), названный в честь песни Прляво Казалиште . В фильме рассказывается о раннем югославском панк-роке и сценах новой волны с участием выдающихся артистов из Загреба , Любляны и Белграда .

Музыка для детей

[ редактировать ]

Многие выдающиеся бывшие югославские исполнители поп- и рок-музыки сочиняли детскую музыку , в основном образовательную. Югославская система СФР через свои средства массовой информации поощряла детей заниматься традиционной народной музыкой и танцами, а также слушать поп-музыку и рок-музыку, в отличие от китчевой « новокомпонованной народной музыки ».

Лейблы звукозаписи

[ редактировать ]
[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Особого признания заслуживают ураганы» . Проверено 9 ноября 2021 г.
  2. ^ « Красная! Река! Рок!» возрождает сцену Риеки шестидесятых» . Проверено 9 ноября 2021 г.
  3. ^ «Награде 1970-1979» . Проверено 1 января 2016 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Оливер Драгоевич» . Večernji.hr (на хорватском языке) . Проверено 2 января 2016 г.
  5. Зорица Конджа: Надеюсь, что помимо трёх сыновей, у меня будет ещё одна хорошая невестка.
  6. ^ ЗОРИКА КОНЖА Я вернулся к своим корням в рок-н-ролле. Мне не нужна диета, я теряю четыре килограмма за концерт
  7. ^ «РТС :: Hit meseca 1986 (на сербском языке)» . Ртс.рс. ​16 октября 2019 г. . Проверено 19 ноября 2020 г.
  8. ^ «Abbildungen Variete - (1983) Abbildungen Variete [MC, Галерея ŠKUC]» . ahogonsindustrialguide.blogspot.de . 30 октября 2007 г. Проверено 23 марта 2018 г.
  9. ^ "www.glas-javnosti.co.yu" .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e07ade9e2822bfee1b045714ffe65982__1718443380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/82/e07ade9e2822bfee1b045714ffe65982.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Popular music in Yugoslavia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)