Популярная музыка в Югославии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2008 г. ) |
Популярная музыка в Югославии включает поп- и рок-музыку бывшей СФР Югославии , включая все их жанры и поджанры. В сцену вошли составные республики : СР Словения , СР Хорватия , СР Босния и Герцеговина , СР Черногория , СР Македония и СР Сербия и ее подразделения: САП Воеводина и САП Косово . Поп- и рок-сцена была частью общей музыки Югославии , которая также включала фолк , классическую музыку , джаз и т. д. В Югославии и за рубежом фразы ex-YU или ex-yugagolav Pop and Rock как формально, так и неформально, как правило, относятся к Период СФРЮ, хотя в некоторых случаях и ее преемницы Союзной Республики Югославии, включая Сербию и Черногорию, которая существовала до 2006 года (например, название книги Ex YU rock enciklopedija 1960–2006 ).
История
[ редактировать ]иногда считается страной Восточного блока , Хотя Социалистическая Федеративная Республика Югославия она была одним из основателей Движения неприсоединения и, как таковая, была гораздо более открыта для западного влияния по сравнению с другими социалистическими государствами . Югославы пользовались большей свободой передвижения, чем другие социалистические государства, и имели легкий доступ к западной массовой культуре. Поп- и рок-музыка под влиянием Запада была принята обществом, югославская сцена поп- и рок-музыки была хорошо развита и освещалась в средствах массовой информации, включая многочисленные журналы, радио и телешоу. Многие артисты даже играли за самого президента Иосипа Броз Тито , в частности Биело Дугме , Здравко Чолич и Рани Мраз . СФР Югославия была единственной коммунистической страной , принимавшей участие в конкурсе песни «Евровидение» . Он присоединился в 1961 году даже раньше, чем некоторые западные страны и страны НАТО , такие как Португалия , Ирландия , Греция и Турция , которые присоединились в 1964 , 1965 , 1974 и 1975 годах соответственно.
1940-е годы
[ редактировать ]Одной из первых звезд бывшей Социалистической Югославии и одним из ее первых артистов, получивших международное признание, был традиционный поп- певец Иво Робич из Хорватии, появившийся на югославской музыкальной сцене в конце 1940-х годов. Позже он уехал за границу, где сделал успешную международную карьеру. Он был первым исполнителем Strangers in the Night» песни Берта Кемпферта « , предшествующей Фрэнку Синатре , который записал свою версию позже, в 1966 году.
Робич тесно сотрудничал с Кемпфертом на протяжении большей части своей карьеры. В начале 1960-х годов, увидев многообещающую молодую группу из Англии, выступающую в клубе Top Ten в Гамбурге , Робич убедил Кемпферта, который был агентом Полидора , помочь этим молодым людям в их карьере. Кемпферт согласился, и благодаря ему группу наняли для записи вместе с популярным тогда Тони Шериданом . Молодая группа называлась The Beatles . Это были их первые коммерческие записи, включая « My Bonnie », « Ain't She Sweet » и « Cry for a Shadow ». Этот альбом был выпущен в многочисленных версиях, таких как In the Beginning (около 1960) , The Beatles' First и Beatles Bop - Hamburg Days .
1950-е годы
[ редактировать ]Рок -н-ролльная сцена в Югославии начала формироваться в 1950-х годах под влиянием классических рок-н-ролльных и рокабилли- исполнителей, таких как Элвис Пресли , Чак Берри , Билл Хейли , Карл Перкинс , Бадди Холли и другие. Многие молодые люди начали играть эту новую « электрическую музыку », как они ее называли, называя себя «электричари», но одним из первых, кто приобрел известность, был гитарист Миле Лойпур из Белграда (родился в Зренянине в 1930 году). Позже ему отдали дань уважения многие музыканты, в частности Никола Чутурило . Другим выдающимся исполнителем, зародившимся на рок-н-ролльной сцене 1950-х годов, был Карло Метикош из Загреба , который после переезда в Париж начал международную карьеру под псевдонимом Мэтт Коллинз. Он записывался для Philips Records и имел возможность встретиться с такими легендами, как Джерри Ли Льюис и Пол Анка .
Известным певцом, появившимся в конце 1950-х годов, был Джордже Марьянович , который стал первой югославской мегазвездой .
1960-е годы
[ редактировать ]В начале 1960-х годов появилось множество групп, многие из которых изначально были вдохновлены популярными в то время Клиффом Ричардом и The Shadows были сформированы Uragani : в 1960 году в Риеке , [ 1 ] [ 2 ] Bijele Strijele and Siluete , образованная в 1961 году; базирующиеся в Загребе «Црвени Коральи» и белградские «Златни Дечачи» в 1962 году; В 1963 году были сформированы две другие важные белградские группы, Samonikli и Crni Biseri , в последней участвовал Влада Янкович-Джет , известный югославский музыкант, получивший свое прозвище в честь Джета Харриса . базирующаяся в Загребе компания Delfini, В том же году была основана . После британского вторжения многие из этих групп позже перешли к британскому ритм-н-блюзу . В Скопье была сформирована популярная рок-н-ролльная группа 1960-х годов под названием Bisbez , которую считали «Македонскими Битлз». Они были образованы путем слияния двух уже существующих групп Biseri и Bezimeni.
В 1960-е годы также наблюдался рост битломании . Многие новые группы сформировались под влиянием The Beatles или Rolling Stones , обе из которых имели большое количество фанатов в СФР Югославии. Между поклонниками обеих групп часто возникали споры, хотя и не обязательно жестокие. Одним из важных источников информации для молодежи, позволяющей ей быть в курсе событий рок-музыки во всем мире, было Радио Люксембурга . Некоторые британские артисты давали концерты в Югославии (например, The Searchers , The Hollies ), а также югославские артисты выступали по всей Европе, особенно в соседних Италии и Австрии. На границе с Италией бит-музыки прошло несколько югославско-итальянских фестивалей .
В середине 1960-х годов многие группы, такие как «Джентльмени» , «Роботи» и реформированная «Силуэте», находились под влиянием исполнителей ритм-н-блюза, в то время как другие были более ориентированы на поп. мод Также появились группы, ориентированные на . Самыми популярными зарубежными группами были The Animals , The Byrds , The Monkees , The Kinks , The Who , Manfred Mann и другие. Звук гаражного рока (также называемый «панк 1960-х») также был популярен. Харизматичный фронтмен группы «Силуэте» Зоран Мишчевич стал кумиром нового поколения и секс-символом . Группа имела плохую репутацию из-за скандалов и беспорядков на своих концертах. Их главными соперниками была группа Elipse, которая, получив нового вокалиста, африканского студента из Конго Эди Декенг, продолжила играть соул-музыку .
Выдающаяся хорватская певица Тереза Кесовия представляла Монако на конкурсе песни «Евровидение» 1966 года .
Одной из самых выдающихся и влиятельных групп бывшей Югославии, созданной в 1960-х годах, была Indexi . Они были сформированы в Сараево в 1962 году. Вначале они находились под заметным влиянием The Shadows, а затем The Beatles. Наряду с многочисленными вечнозелеными песнями, которые они написали с использованием фирменного гнусавого голоса Даворина Поповича , они также сделали кавер на песню Битлз « Nowhere Man ». В некоторых своих песнях они также экспериментировали со звуком, подобно Sgt. Группа клуба одиноких сердец Пеппера . Indexi постепенно перешла к более психоделическому звучанию, с более сложными соло на гитаре и клавишных, время от времени добавляющими элементы фолка и даже классической музыки. Один из известных участников группы Корнелие Ковач покинул Indeksi, чтобы сформировать еще одну легендарную группу, Korni Grupa , в Белграде в 1968 году.
По мере приближения конца 1960-х годов движение хиппи распространилось по всему миру, а также в СФР Югославии. Заметной группой была хорватская Grupa 220, в которую в определенный период входил Пико Станчич . Позже он стал одним из самых важных музыкантов, продюсеров и аранжировщиков на всей бывшей югославской сцене.
Под влиянием таких людей, как Боб Дилан и Джоан Баэз , многие молодые люди приняли акустический звук и поэтому их называли « акустичари » в отличие от «электричари » ( перевод электрики). Выдающимся акустическим художником был Ивица Перкл, ранее работавший в Roboti. Он был акустическим музыкантом. и борец за мир, играющий на гитаре и губной гармошке под влиянием Боба Дилана и Донована .
1968 год был отмечен молодежными протестами по всему миру, включая массовые студенческие демонстрации во многих городах СФР Югославии.
Еще одной популярной группой того времени была группа Ambasadori . Одним из участников Ambasadori и Korni Grupa был Здравко Чолич , который позже начал сольную карьеру и был признан крупнейшей поп-звездой в бывшей Югославии. Самой известной вокалисткой была Йосипа Лисак, которая до сих пор пользуется огромной популярностью в бывшей СФР Югославии. Боба Стефанович был одним из самых выдающихся югославских сольных вокалистов.
Эпоха хиппи ознаменовалась мюзиклом « Волосы » . Многочисленные последующие постановки были поставлены по всему миру с момента его американского дебюта в 1967 году, например, в Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Бразилии , Аргентине , Израиле и Японии. Югославская постановка была первой, поставленной в социалистическом государстве , и она получила высокую оценку «Волосов» авторов оригинальной постановки Жерома Рагни и Джеймса Радо , которые путешествовали из одной страны в другую, чтобы посмотреть каждое из представлений. По словам Рагни, они нашли белградское шоу "настолько красивым, настолько спонтанным, что нам пришлось выйти прямо на сцену, чтобы разделить их энтузиазм". Находясь в Белграде, он также добавил: «Здесь не существует предрассудков среднего класса». [1]
Фестивали
[ редактировать ]В СФР Югославии существовало множество фестивалей поп-музыки, в том числе фестиваль в Сплите , фестиваль в Опатии , Белградское пролече в Белграде , фестиваль Скопье , сезон Vaš šlager в Сараево , а позже Макфест в Штипе был основан . Семейная поп-музыка, исполнявшаяся на этих фестивалях, была сравнима со старыми конкурсами песни «Евровидение» , немецким жанром шлягеров , итальянским музыкальным фестивалем в Сан-Ремо или категорией поп-музыки, ориентированной на взрослых .
Специфическое далматинское поп-звучание с элементами местного фолка, исполняемое на фестивалях, проводимых вдоль туристического побережья Адриатического моря, было очень популярно, и одними из его наиболее известных представителей были Оливер Драгоевич и Мишо Ковач . Первое выступление Драгоевича состоялось на «Сплитском детском фестивале» в 1961 году с песней «Baloni». На конкурсе певцов-любителей его культовая группа из Сплита «Батали» заняла первое место за исполнение песни « Yesterday », классической песни Битлз. В 1972 году Оливер уехал за границу для дальнейшего развития своего мастерства. Он играл в клубах Германии, Швеции и Мексики. Его сольная певческая карьера началась в 1974 году на фестивале в Сплите , где он победил с песней «Ča će mi Copacabana». [ 3 ]

Год спустя композиторы Зденко Рунич и Драгоевич выпустили песню «Галеб и я». Он имел большой успех в бывшей СФР Югославии и сделал имя Драгоевича нарицательным. Далее последовали хиты «Романка», «Опрости ми, папе», «Старые морски вук». В период с 1975 по 1980 год дуэт Драгоевич/Рунич доминировал на музыкальной сцене бывшей СФР Югославии. Частично секретом их успеха был третий участник, Якша Фиаменго , написавший тексты к некоторым из самых знаковых песен Драгоевича, а именно: «Nadalina», «Piva klapa ispod volta», «Karoca», «Ništa nova», « Инфиша сан у тэ», и «Оставлям те саму». [ 4 ] В 1990 году Драгоевич выиграл фестиваль в Сплите с Ti is moj san и занял третье место на югославском отборе на конкурс песни «Евровидение» с песней Sreća je tamo gdje si ti , обе в сотрудничестве с Зорицей Конджа . [ 5 ] [ 6 ] Его стиль сочетал традиционные клапы мелодии Далмации с джазовыми мотивами, завернутыми в современную постановку. За свою влиятельную музыкальную карьеру он добился признания критиков и коммерческого признания в Югославии, а затем и в Хорватии, а его музыка продолжает пользоваться популярностью и сегодня в странах бывшей Югославии. Драгоевич получил множество наград, в том числе многочисленные Porin и награды Indexi . Он один из немногих хорватских музыкантов, выступавших на крупных международных площадках, таких как Карнеги-холл , Королевский Альберт-холл , Л'Олимпия и Сиднейский оперный театр . [ 4 ]
1970-е годы
[ редактировать ]1970-е годы были отмечены такими жанрами рока, как хард-рок , прогрессив-рок , джаз-рок , арт-рок , глэм-рок , фолк-рок , симфо-рок , блюз-рок и буги-рок . некоторые из величайших югославских стадионных рок-групп В этот период возникли : YU grupa , Time , Smak , Parni valjak , Atomsko Sklonište , Leb i Sol , Teška industrija и Galija .
В 1974 году стала известна одна из самых известных рок-групп, когда-либо созданных в СФР Югославии, - Сараево из Биело Дугме , Желько Бебек первым вокалистом которой был .
Многие зарубежные звезды поп- и рок-музыки посетили Югославию, в том числе концерты Deep Purple в Загребе и Белграде в 1975 году с местными группами разогрева Hobo и Smak в каждом из городов соответственно, а также концерт Rolling Stones в Загребе в 1976 году.
Существовало несколько фестивалей рок-музыки, из которых BOOM был одним из самых популярных. Событием рок-музыки, ознаменовавшим это десятилетие, а также историю югославского рока в целом, стал концерт Биело Дугме в Хайдучка Чесма в парке Кошутняк в Белграде 22 августа 1977 года, который посетило около 80 000 человек. (Части) записанного материала вошли в концертный альбом Koncert kod Hajdučke česme .
В 1975 году появилась очень влиятельная группа Buldožer из Словении, известная своим экспериментальным роком , что было реакцией, направленной против музыкальной сцены того времени.
Авторы-исполнители
[ редактировать ]На югославской сцене также присутствовало несколько известных певцов и авторов песен, которые делали упор на поэзию, а не на музыку, и обычно выступали под аккомпанемент акустической гитары или фортепиано . Некоторые из них были вдохновлены французским шансоном или фолк-роком . Одним из первых певцов и авторов песен, получивших признание критиков, был хорватский артист Арсен Дедич , который начал свою карьеру в 1960-х годах и до сих пор популярен на своей родине и в странах бывшей Югославии, особенно среди старшего поколения. Другим важным автором был также Джордже Балашевич из Нови-Сада . Он начал свою музыкальную карьеру в 1970-х годах в составе групп Žetva и Rani Mraz , а затем начал очень успешную сольную карьеру, которая продолжалась до его смерти в 2021 году. Несмотря на то, что изначально он увлекался акустическим роком , позже он часто использовал различные элементы поп-музыки и рока. часто приправленный либо типичным воеводинским юмором, либо меланхолией балладного типа. Известная художница в этой категории была Ядранка Стоякович из Сараево, Босния и Герцеговина. Она была автором главной музыкальной темы спектакля. Зимние Олимпийские игры 1984 года прошли в Сараево. С 1988 года проживает в Японии. Художником, известным своими социально активными текстами, был Марко Брецель , бывший участник группы Buldožer .
Дискотека
[ редактировать ]В 1970-х годах увлечение дискотеками распространилось по всему миру, завоевав и Югославию. Подобно диско-фильму « Лихорадка субботнего вечера », Здравко Чолич стал своего рода «югославским Джоном Траволтой », танцующим на стадионах по всей стране, одетым в обтягивающий белый костюм и модные тогда брюки-клеш . На легендарном концерте на белградском стадионе Маракана 5 сентября 1978 года посмотреть на него собралось около 70 000 человек. На концерте также присутствовали представители западногерманского лейбла . Впечатленные популярностью Чолича, они предложили ему контракт на запись. Он выпустил песни «Jedina» и «Zagrli me» для рынка Западной Германии, а также англоязычный сингл с песнями «I'm not a Robot Man» и «Light Me». Чоличу предложили переехать в Западную Германию и начать там карьеру, но он отказался, отдав предпочтение популярности, которую имел дома. Его песня об отношениях с шикарной девушкой «Pusti, Pusti modu» стала общенациональным диско-мегахитом в 1980 году. Несмотря на то, что диско-мода вскоре угасла, Чолич продолжил успешную карьеру певца поп-музыки, время от времени используя элементы фолк-музыки, и оставался популярным в бывших югославских стран по сей день.
Эта эпоха также принесла с собой чудо-одиночку под названием Mirzino Jato, которую СМИ назвали китчевой европейской диско- группой, явно находящейся под влиянием Boney M. , которые были довольно популярны в Югославии, особенно после того, как их единственный мужчина-участник Бобби Фаррелл женился на девушке из Скопье. преимущественно цыганами населенный Муниципалитет Шуто Оризари, . [2] Стиль Мирзино Ято включал в себя глубокий, дрожащий сабвуфер голос певца сараевской оперы и классического хора Мирзы Алиджагича и трех сексуальных бэк-вокалисток по имени «Ято» (перевод Flock ). Музыку написал и спродюсировал Divlje Jagode гитарист Сеад Липовача , а автором большинства текстов была Марина Туцакович , которая позже писала тексты для других музыкальных стилей. Несмотря на огромную популярность в то время, Мирзино Ято так и не вышел дальше первого альбома. Единственным его значительным хитом стал «Апсолютно твой».
Одной из самых известных танцевальных песен этого периода была также вступительная песня Дадо Топича к фильму 1979 года «Национальная школа» в главной роли с Драганом Николичем в роли Флойда, фанатичного автогонщика.
Хард-рок и хэви-метал
[ редактировать ]Gordi были одной из первых югославских хэви-метал- групп и считаются одними из пионеров классического хэви-метала в Югославии. Хард-рок- группа Riblja Čorba , известная своей провокационной социальной лирикой и противоречивыми политическими взглядами фронтмена группы Боры Джорджевича, была одной из самых важных групп югославского и сербского рока в целом. Барабанщик Riblja Čorba Вико Милатович сформировал хэви-метал группу Warriors , которая позже переехала в Канаду и записала альбом для зарубежного рынка. Выдающаяся хэви-метал группа Divlje Jagode из Бихача под руководством гитариста Сеада «Зеле» Липовачи начала недолгую международную карьеру в 1987 году под названием Wild Strawberry. Другой известной боснийской хард-рок-группой была Vatreni Poljubac, возглавляемая харизматичным Миличем Вукашиновичем , бывшим участником Bijelo Dugme . Другие известные хард-рок и хэви-метал группы включают Generacija 5 , Rok Mašina , Kerber и Griva из Сербии; Atomsko sklonište , Осми Путник (фронтмен которого Златан Стипишич Гибонни , позже начавшие успешную карьеру в поп-музыке) и Crna Udovica (позже сменившие название на Big Blue) из Хорватии; Помаранча из Словении и другие. На югославской глэм-метал- сцене было представлено несколько исполнителей, наиболее известными из которых были Krom , Karizma и Osvajači .
Панк-рок
[ редактировать ]Югославская панк-рок- сцена возникла в конце 1970-х годов под влиянием первой волны панк-рок- групп из Великобритании и США, таких как Sex Pistols и The Clash и других, а также прото-панк- групп, таких как MC5 , The «Марионетки» и «Нью-Йоркские куклы» . Сцена DIY -панкзина также начала развиваться. Югославские панк-группы были первыми панк-группами, когда-либо созданными в социалистическом государстве . Некоторые из первых были сформированы в СР Словении и СР Хорватии : Панкрити из Любляны (сформирован в 1977 году) и Параф из Риеки (в зависимости от источника, образован в 1976 или 1977 году). Словенская и хорватская сцена того периода представлена в сборнике Novi Punk Val , составленном Игорем Видмаром . На сцене Белграда конца 1970-х - начала 1980-х годов выступали: Урбана Герила , Радничка Контрола и многие другие. Это поколение групп вошло в сборник Artistička Radna Akcija . Pekinška Patka была культовой группой родом из Нови-Сада . Среди известных панк-групп СР Македонии были: Fol Jazik. , возможно, первая панк-группа в Скопье , образованная в 1978 году; Afektiven naboj из Струги образовались в 1979 году с участием. Горан Трайкоски ; Среди других известных групп из Скопье были «Бадмингтоны» и «Сарацени» , оба под руководством Владимира Петровского Картера . В Сараево, СР Босния и Герцеговина , появились следующие артисты: Ozbiljno Pitanje (которая позже превратилась в звездную поп-рок-группу Crvena Jabuka ), Ševa (которая позже превратилась в Bombaj Štampa под руководством харизматичного Бранко Джурича ) и культовую группу Забраньено Пушенье . Эти сараевские группы позже сформировали вдохновленное панком движение New Primitives , важное явление в культуре бывшей Югославии.
В конце 1970-х некоторые панк-группы были связаны с музыкальной сценой новой волны и назывались одновременно панк-роком и новой волной. В определенный период термин «музыка новой волны» был взаимозаменяем с термином «панк».
В конце 1970-х и начале 1980-х годов появились различные поджанры панк-рока, такие как уличный панк и Oi! . Позже появился хардкор-панк , за которым последовали различные экстремальные стили, такие как краст-панк , кроссовер-трэш и вплоть до грайндкора . Среди известных хардкор-панк-исполнителей 1980-х годов были: Niet , Patareni , KBO! и другие. Заметной популярной поп-панк -группой была Psihomodo Pop из Хорватии (находившаяся под сильным влиянием The Ramones ). Многие выдающиеся зарубежные панк-группы давали концерты по всей бывшей Югославии, в том числе: The Ruts , Siouxsie and the Banshees , UK Subs , Angelic Upstarts , The Exploited и The Anti-Nowhere League . В 1983 году The Anti-Nowhere League выпустила свой альбом Live in Yugславия , а Angelic Upstarts выпустили концертный альбом с таким же названием в 1985 году. Помимо музыкантов, в югославскую панк-субкультуру также входили панк-писатели и художники , Иван Глишич из Шабаца. одним из которых был примечательные.
Музыка новой волны
[ редактировать ]
Музыкальная сцена новой волны возникла в конце 1970-х годов и оказала значительное влияние на югославскую культуру. Как и ее коллеги – британская и американская музыкальная сцена новой волны, откуда пришло основное влияние, югославская сцена новой волны также была тесно связана с панк-роком , ска , регги , 2 Tone , Power pop , Mod Revival и т. д. Особенно пропагандировали новую волну музыкальные журналы «Полет» из Загреба и «Джубокс» из Белграда , а также телешоу «Рокенролер» , известное своими художественными музыкальными клипами .
Важными группами югославской новой волны являются: Prljavo kazalište , Novi ископаемые , Šarlo Akrobata , Idoli , Azra , Električni orgasam , Haustor , Film , Laboratorija Zvuka , Lačni Franz , Cilindar , Gjurmet и многие другие. Этот период в бывшей югославской музыке считается «золотым веком». Все эти артисты до сих пор имеют статус культовых групп .
Символами югославской эпохи новой волны являются альбомы-сборники Paket Arrangement , Novi Punk Val , Artistic Work Action и особенно фильмы «Davitelj protiv davitelja» (с участником Idoli Срджаном Шапером в главной роли ) и «Dečko koji objema » (с Александром Берчеком в главной роли и участием участников Шарло Акробаты) . и идолы ).
Важным рок-документальным фильмом, охватывающим этот период, является «Happy Child» .
1980-е годы
[ редактировать ]Когда в начале 1980-х новая волна угасла, некоторые группы распались или взяли разные музыкальные направления. Период около 1982 года считается особенно важным в плане упадка новой волны в Югославии, а также во всем мире. Многие новые важные группы образовались в 1982 году после того, как новая волна угасла: Душан Койич-Коя , бывший басист Шарло Акробаты, сформировал легендарную группу Disciplina Kičme (уникальная шумная смесь панк-рока, фанка , джаз-фьюжн и многих других стилей). Позже группа приобрела международную известность и появилась на MTV . Зоран Костич-Кане , бывший вокалист группы Radnicka Kontrola , сформировал яростную гаражную панк- группу Partibrejkers и добился огромного успеха. Idoli , Prljavo Kazalište и Film (последний под псевдонимом Jura Stublić i Film ) стали поп-роком , и все они соответственно добились большого успеха в мейнстриме; Культовая группа Azra постепенно перешла к более традиционному рок-звучанию с периодическим использованием фолк-рока . Джонни Штулича по-прежнему были заметны в их текстах. Поэтические черты Električni Orgazam прошли через психоделическую фазу и позже стали успешной мейнстрим-рок-группой, вдохновленной в основном звучанием 1960-х годов.
Одним из самых выдающихся представителей танцевальной поп-музыки того десятилетия, особенно в начале 1980-х, был Оливер Мандич . Он использовал элементы трансвестита в своих сценических и видеоперформансах задолго до появления Бой Джорджа . В его музыке много танцевальной музыки в стиле фанк . Национальное радио и телевидение Белграда сняло телепередачу, в которой представлена коллекция его музыкальных клипов под названием Beograd noću ( «Ночной Белград ») режиссера Станко Црнобрни. Амбициозная авангардная программа получила награду Rose d'Or на в Монтрё телефестивале в 1981 году. Спорный образ Мандича в шоу, созданный художником-концептуалистом Костой Бунушевацем, вызвал настоящий резонанс в обществе из-за переодевания певца в одежду другого пола и агрессивного макияжа.
Бывший Riblja chorba участник группы Момчило Баягич Баяга сформировал одну из самых популярных групп в бывшей Югославии - Bajaga and Instructors . Позже группу покинул Деян Цукич , один из участников Instructors, и начал успешную сольную карьеру.
Семейными поп-исполнителями в 1980-е годы были Novi Fosili и Сплита из группа Magazin , в обеих участвовали вокалистки.
1983 год ознаменовался выступлением Даниила Поповича , югославского исполнителя на конкурсе песни «Евровидение» в Мюнхене . Он мгновенно стал общенациональной поп-звездой, но получил признание и во всей Европе. Западногерманские и шведские исполнители выпустили кавер-версии своего хита « Джули ».
В следующем году на национальном отборе Евровидения в Скопье Дадо Топич выступил дуэтом со Сладаной Милошевич , известной своим экстравагантным стилем, сравнимым со стилем Нины Хаген . Хотя их песня «Princeza» не победила, она осталась вечнозеленой поп-балладой . Еще одним заметным дуэтом стала песня «Jabuke i vino» Желько Бебека и Заны Нимани .
Зана Нимани была известной артисткой албанского меньшинства , она была солисткой группы Zana из Белграда, а позже начала сольную карьеру.
Самым популярным телешоу в течение десятилетия было Hit meseca ( «Хит месяца» ), которое было своего рода югославским хитом поп-музыки . [ 7 ] Ведущей шоу была Дубравка «Дука» Маркович. Популярным журналом среди молодежи был ITD , у которого также была версия Super ITD большего формата. Самыми известными журналами о рок-музыке были «Рок» и «Джубокс» .
Музыкальные жанры, такие как пост-панк , готик-рок , дарквейв , новый романтик и синти-поп , уже получили распространение в СФР Югославии в начале 1980-х годов, и особенно в конце 1980-х годов, из-за появления новых технологий, таких как видеомагнитофоны и спутниковое телевидение во многих странах. дома в СФР Югославии.
Пост-панк
[ редактировать ]Бывшие панки Pekinška Patka перешли к пост-панку и дарквейву на своем втором, менее известном альбоме Strah od monotonije, выпущенном в 1981 году, и вскоре распались. Другая легендарная группа, Paraf , отошла от начальной фазы панк-рока и выпустила в 1982 году психоделический альбом Izleti с элементами пост-панка и готик-рока . У Električni Orgazam был заметный психоделический период, во время которого они выпустили свой альбом Lišće prekriva Lisabon в 1982 году .
Милан Младенович , бывший гитарист Шарло Акробата , в том же 1982 году сформировал культовую группу Ekatarina Velika , первоначально называвшуюся Katarina II. Группу запомнили своим мрачным поэтичным пост-панк-звучанием и интеллектуальным подходом. В число его членов входили бас- гитарист Боян Печар , бывший участник Via Talas, и барабанщик Срджан Тодорович , который позже стал всемирно известным киноактером. Маргита Стефанович-Маги , клавишница, и Милан, фронтмен , оба поднялись до статуса «альтернативных знаменитостей». Позже оба умерли.
Арт-рок
[ редактировать ]Известные арт-рок -группы включали артистичных и экстравагантных Дориана Грея и Боа из Загреба . Первый, названный в честь Оскара Уайльда из Дориана Грея , был основан в 1982 году под влиянием Roxy Music и Японии . Его возглавил Массимо Савич , впоследствии успешный поп-певец . Boa образовалась в 1970-х годах под влиянием Yes , King Crimson и Genesis , но позже обратилась к New Romantic . В 1990 году он выступил на у Дэвида Боуи на разогреве стадионе Максимир .
Новый романтик
[ редактировать ]В эпоху Нового Романтизма , популяризированную во всем мире Duran Duran и Spandau Ballet , выдающимися артистами в Югославии были вышеупомянутая базирующаяся в Загребе группа Boa и Джакарта из Белграда .
Синтипоп
[ редактировать ]Среди известных исполнителей синти-попа в бывшей Югославии были: Beograd , основанный в 1981 году и названный в честь их родного города Белграда; Видеосекс из Любляны, Словения, под руководством харизматичной фронтрисы Ани Рупель ; дуэт Denis & Denis из Хорватии с участием секс-символа Марины Перазич , которая позже начала сольную карьеру, и ее бойфренда Давора Толя ; юмористическая группа Laki Pingvini и подобная группа под названием D'Boys (произносится как «The Boys») во главе с Педой Д'Бой , бывшим вокалистом западногерманской рок-группы Jane . В Македонии заметной группой, возглавляемой синтезаторами, была группа Bastion , в которую входили всемирно известный электронный музыкант Кирил Джайковски на электронных клавишных и Милчо Манчевски в качестве автора текстов. Многие югославские артисты в этот период уже экспериментировали с использованием персональных компьютеров при создании своей музыки. В кавере сингла «Neka ti se dese prave stvari» / «Ne zovi to ljubavlju» белградской группы Data фигурировал популярный в то время Commodore 64. .
Новые примитивы
[ редактировать ]Новый примитивизм — городское субкультурное движение в Сараево в начале 1980-х годов. Среди проектов New Primitives были группа Zabranjeno Pušenje , Top lista nadrealista теле- и радиошоу , легендарная группа Elvis J. Kurtović & His Meteors , Bombaj Štampa и другие. Среди его создателей Элвис Дж. Куртович , доктор. Неле Карайлич , г-н. Седжо Сексон , Бомбай Стампа (с участием актера и режиссера Бранко Джурича — Джуро), Бориса Шибера, Зенита Джозича из сараевского района Кошево . кинорежиссер Эмир Кустурица Соратником и другом съемочной группы был .
Свежий дух, который группа оставила в городской боснийской культуре, и совершенно новый способ самовыражения, хлынувший непосредственно из уличной субкультуры, привлекли значительную популярность и сделали ее одним из памятников современной боснийской культуры.
Дискурс нового примитивизма был прежде всего юмористическим, основанным на духе простых боснийских людей из культурного андеграунда. Они ввели в официальную музыкальную и телевизионную сцену богатый тюркизмами жаргон сараевских «махал» (пригородных кварталов). В большинстве их песен и сценок рассказывается о маленьких людях – шахтерах, мелких преступниках, провинциальных девушках и т. д. – попавших в необычные или даже абсурдные ситуации. можно сравнить с Шоу «Летающий цирк Монти Пайтона» методами «Новых примитивов», поскольку они имеют форму коротких зарисовок и используют абсурд как средство вызвать незаконный смех публики.
Название движения, возможно, возникло как реакция на два актуальных на тот момент движения: « Новый романтик» в мировой поп-музыке и словенский Neue Slowenische Kunst (NSK).
Лейкопластырь
[ редактировать ]В конце 1984 года Боб Гелдоф и Мидж Юр организовали кампанию по оказанию помощи голодающим под названием Band Aid , которая продолжалась на протяжении 1985 года до своего финала — исторического концерта Live Aid 13 июля 1985 года. Концерт транслировался по всему миру, включая СФР Югославию. Помимо проектов « Знают ли они, что пришло Рождество? » и «США для Африки» из Великобритании и США соответственно, к ним присоединились и многие другие страны. Например: Канада, Западная Германия, Австрия, Норвегия и т. д. Югославская поп- и рок-элита SFR также присоединилась к кампании Гелдофа и сформировала югославский Band Aid под названием YU Rock Mission . В состав группы входили Оливер Мандич , Желько Бебек , Марина Перазич , Момчило Баягич , Аки Рахимовски , Хусейн Хасанефендич , Сладжана Милошевич , Юра Стублич , Дадо Топич , Массимо Савич , Здравко Чолич , Изольда Баруджия , Снежана Мишкович , Ален Исламович , Сеад Липовача , Деян Цукич , , Дорис Драгович , Аня Рупель , Срджан Шапер , Владимир Дивлян Педжа Д'Бой , Зоран Предин и другие выдающиеся музыканты. Они записали югославскую песню Band Aid "Zamillion godina" ("На миллион лет"), написанную бывшим Генерации 5 Лидеры Драган Илич и Младен Попович. Гитарное соло в песне исполняет Влатко Стефановский . Песня была выпущена как сингл. Также было снято соответствующее видео. Бора Дордевич и Горан Брегович , лидеры Riblja Čorba и Bijelo Dugme, не были указаны на задней обложке пластинки, однако они появились в телевизионном исполнении песни. По завершении кампании югославские музыканты отыграли большой 8-часовой концерт на стадионе 15 июня 1985 года в Белграде. Клип на "Zamillion godina" транслировался на многих телеканалах по всему миру, а также 13 июля на стадионе Уэмбли на больших видеоэкранах во время видеоинтерлюдии . Он включен, хотя и не полностью, в раздел зарубежных участников официального DVD Live Aid , выпущенного в 2004 году компанией Warner Music Group .
Сараевская школа поп-рока
[ редактировать ]В Сараево развилось отчетливое звучание поп- и рок-музыки, часто (но не обязательно) с элементами боснийской народной музыки , которое стало популярным по всей Югославской федерации. Это было родиной одной из лучших югославских рок-групп Биело Дугме и поп-звезды Здравко Чолича .
Сцена начала развиваться в 1960-х годах с такими группами, как Indexi , Pro Arte и певцом и автором песен Кемалем Монтено . Это продолжалось и в 1970-е годы с Амбасадори , Биело Дугме и Ватрени Полюбац, а в 1980-е годы появились такие артисты, как Плави Оркестар , Црвена Ябука , Хари Мата Хари , Дино Мерлин , Валентино, Регина , Болеро и Джино Банан.
Сараево также было домом аутентичной панк -субкультуры, известной как « Новые примитивы» , которая развилась в начале 1980-х годов и стала мейнстримом благодаря таким артистам, как Забраньено Пушенье , Элвис Дж. Куртович и его метеоры, Бомбай Штампа и радио. и телекомедийное шоу Top lista nadrealista .
Промышленный
[ редактировать ]Известными коллективами индустриальной музыки в Югославии были Autopsia из Румы и SCH из Сараево.
Нео-рокабилли
[ редактировать ]На югославской сцене также присутствовало множество исполнителей в стиле нео- рокабилли , сайкобилли и ретро- рок-н-ролла .
Известным художником был скандальный Велибор «Бора» Милькович , более известный как Тони Монтано, прозванный в честь Тони Монтаны , главного героя фильма «Лицо со шрамом» . Он был бывшим вокалистом панк-рок- группы Radost Evrope, по иронии судьбы названной в честь международного детского музыкального фестиваля Joy of Europe, ежегодно проводимого в Белграде. Тони часто вызывал споры в своих интервью и часто нападал на других музыкантов, таких как Екатерина Велика и им подобных, которых он считал псевдоинтеллектуалами , отдалившимися от «улицы», откуда, по его мнению, должна зарождаться настоящая рок-музыка. Он высокомерно провозгласил себя «настоящей рок-звездой», время которой еще впереди. Однако ему так и не удалось добиться успеха у своих противников, которые и так никогда его особо не беспокоили. Его альбомы часто включали кавер-версии панк-рок-треков, таких как группы Sex Pistols « Friggin' in the Riggin' » и «Lonely Boy» . Поддерживая старой школы , песни Тони часто фигурировали в его песнях. образ и образ мачо-рокера сексистские тексты.
С другой стороны, группа Đavoli из Сплита под руководством Ненада «Нено» Белана представляла собой более мягкий ретро-рок-н-ролльный коллектив, они выпустили несколько летних хитов, а также треки под влиянием твист- или серф-музыки . Некоторые из его участников также имели опыт панк-рока.
Рокабилли-группа Fantomi была еще одним коллективом в Хорватии, а в Сербии группа под названием Vampiri появилась со своим фирменным ду-воп стилем пения и выступила на разогреве у всемирно известной ретро-джазовой поп-группы Vaya Con Dios на их концерте в Белграде.
Новое словенское искусство
[ редактировать ]В Словении в 1980 году возникла культовая авангардная группа Laibach. Экспериментируя с различными стилями, такими как индастриал , мартиал и неоклассическая музыка, они приобрели международную известность и оказали влияние на такие группы, как, группа Rammstein например, . Они появились на MTV со своей кавер-версией песни « Across the Universe » группы The Beatles , в которой в качестве гостя выступила Аня Рупель . Одной из групп, связанных с NSK, была Abbildungen Variete из Марибора . [ 8 ]
Самой известной группой в области электронной боди-музыки была Borghesia из Любляны, Словения.
Македонская дарквейв и готическая сцена
[ редактировать ]В то время как в Словении существовало движение Neue Slowenische Kunst , в Македонии сформировался коллектив Makedonska Streljba. На македонской сцене дарквейва и готик-рока выступали одни из самых выдающихся македонских исполнителей, таких как Mizar , Arhangel и Padot na Vizantija , последний с участием Горана Трайкоски .
Экстрим-метал
[ редактировать ]Сцена экстремальной металлической музыки в СФР Югославии также получила развитие. В него вошли различные исполнители трэш-метала , спид-метала и дэт-метала . В Белграде проходил фестиваль Hard Metal, а также издавался одноименный журнал.
Среди известных исполнителей были спид-метал-группа Bombarder (первоначально сформированная в Сараево, позже переехавшая в Белград), Bloodbath (не путать со шведской группой Bloodbath ), Heller (пионеры югославского трэш-метала) и другие. Трэш-метал группа Sanatorium образовалась в Скопье в 1987 году. За 20 лет своего существования она делила сцену со многими выдающимися мировыми звездами, такими как Motorhead , Halford , Soulfly и другими.
Рэп музыка
[ редактировать ]Многие исполнители рэпа появились в СФР Югославии на протяжении 1980-х годов. Группы брейк-данса также существовали, особенно в первой половине 1980-х годов. Выдающейся рэп-группой в стиле брейк-данс была The Master Scratch Band . В 1984 году они выпустили несколько работ для Jugoton , включая трек Break War с участием ведущей Hit Meseca Дубравки «Дука» Марковича. Disciplina Kičme также использовала элементы рэп-музыки, хотя и по-своему, всегда смешивая их со многими другими стилями.
Но был артист, который использовал рэп очень своеобразно. В конце 1980-х годов общенациональную известность приобрел харизматичный музыкант черногорского происхождения: Рэмбо Амадей . Его псевдоним, как и его музыка, с одной стороны, сочетали в себе интеллектуальный настрой, а балканский юмор и мачо характерный с другой - . Он часто, если не всегда, использовал рэп в сочетании с пародией на фолк-музыку, а также с политической и социальной сатирой , хотя он не вписывается в традиционную категорию рэп-музыки, потому что он вышел за рамки стиля. Он также придумал термин « турбо-фолк », хотя был одним из его величайших врагов. Он до сих пор является культовой личностью на территориях бывшей Югославии.
Он часто тесно сотрудничал с другим музыкантом, Дино Дворником , сыном хорватского актёра Бориса Дворника . Дино Дворник был популярным исполнителем танцевальной поп-музыки , вдохновленным фанком .
Югославские войны и их последствия (1990-е)
[ редактировать ]Через два года после того, как группа Riva выиграла конкурс песни Евровидение 1989 года , и через год после того, как конкурс песни Евровидение 1990 года прошел в Загребе , югославская музыкальная сцена СФР прекратила свое существование с распадом Югославии . По иронии судьбы, песня-победитель 1990 года в исполнении Тото Кутуньо называлась Insieme: 1992 (по-итальянски: Together in 1992) и содержала слова Together, Unite, Unite Europe! приветствуя приближающееся объединение Европы , которое произошло в 1992 году.
Тайчи стала одной из последних поп-звезд Югославии, прежде чем распад страны прервал ее карьеру, и она эмигрировала в Соединенные Штаты.
С началом югославских войн многие бывшие югославские музыканты участвовали в антивоенной деятельности, часто подвергаясь нападкам со стороны националистов в своих странах. В 1992 году сербская рок- супергруппа Rimtutituki, в состав которой вошли участники Partibrejkers , Ekatarina Velika и Električni Orgazam, выпустила антимилитаристскую песню после того, как власти запретили им продвигать ее живым выступлением, они выступили на прицепе, буксируемом грузовиком , а через улицы Белграда . Однако другие, ранее участвовавшие в югославской поп- и рок-сцене, придерживались национального шовинизма и даже участвовали в активных боевых действиях.
Ярким примером является песня «Э, мой друг Белградский» («Эй, мой белградский товарищ»). Хотя в целом песня рассматривается как эмоциональная антивоенная песня, направленная против сербского национализма, написанная Юрой Стубличем из хорватской группы Film , на момент ее появления она вызвала разную реакцию. Бора Дорджевич , имевший культовый статус на сербской рок- сцене как фронтмен группы Riblja Čorba , вскоре «ответил» скандальной песней «E moj druže Zagrebački» («Эй, мой загребский товарищ»), циничной пародией с националистическими посланиями. [3]
Многие хорватские поп- и рок -исполнители принимали участие в таких проектах, как « Moja domovina » и Rock za Hrvatsku во время хорватской войны за независимость .
Когда Боснийская война разразилась Сараево , базирующаяся в группа «Забраньено Пушенье» разделилась на две отдельные фракции. Последний базировался в Белграде и получил международное признание под названием «Оркестр для некурящих» под руководством Неле Карайлич , в котором также участвовал кинорежиссер Эмир Кустурица . Они играли с Джо Страммером , и запись этого концерта включена в фильм «Супер 8 историй» режиссера Кустурицы. Карьера недавно созданной фолк-певицы Зехры Байрактаревич была встречена суровостью осады Сараево, тем не менее, она продолжала выпускать альбомы, несмотря на условия войны.
В то время как Словения , Хорватия , Босния и Герцеговина и Македония провозгласили себя независимыми государствами , руководство Сербии и Черногории решило сформировать новое федеративное государство под названием Союзная Республика Югославия , существовавшее с 1992 по 2003 год, однако оно не было признано правопреемником. в бывшую Социалистическую Федеративную Республику Югославию . [4]
Местные сцены в независимых странах, возникшие после распада Югославии, продолжали существовать, некоторые из них сильно пострадали во время войны. Музыкальная сцена продолжалась даже в убежищах во время осады Сараево , и в 1995 году был выпущен сборник Rock under Siege (Radio Zid Sarajevo, Stichting Popmuziek Nederland).
Музыка югославских войн стала культовой в Интернете, в основном среди иностранцев. Об этом свидетельствует широкая популярность YouTube -каналов Kocayine и Наша Српска Архива (Наш Сербский Архив). Некоторые известные исполнители этого стиля музыки — Лепи Мича и Бая Мали Книнджа .
2000-е
[ редактировать ]После окончания конфликтов и особенно позже, после ухода националистических лидеров, таких как Слободан Милошевич и Франьо Туджман , бывшие югославские страны начали нормализовать свои отношения. Таким образом, их музыкальные сцены могли свободно восстановить прежнее сотрудничество. Многие из бывших звезд поп- и рок-музыки вновь появились и гастролировали по странам бывшей Югославии: Биело Дугме , Леб и Сол , Црвена Ябука , Плави Оркестар , Массимо Савич (ранее из Дориана Грея ) и Борис Новкович (ранее из группы Борис и Ночна). Стража), а Аня Рупель , ранее работавшая в Videosex , записала дуэт с Тоше Проэски , молодой македонской поп-певицей, ставшей уважаемой во всех странах бывшей Югославии.
После примирения Сербии и Хорватии вышеупомянутый хорватский музыкант Юра Стублич провел три аншлаговых концерта в Белграде в 2003 году. На вопрос СМИ о деле «E, moj druže Zagrebački» Бора Дорджевич ответил, что «это была просто шутка». . [ 9 ] Он также выразил одобрение возвращению Стублича в Белград после стольких лет. С другой стороны, Баяга и Джордже Балашевич соответственно неоднократно выступали с концертами в Хорватии и Боснии.
В 2003 году Игорь Миркович из Хорватии снял рок-документальный фильм Sretno dijete ( Счастливый ребенок ), названный в честь песни Прляво Казалиште . В фильме рассказывается о раннем югославском панк-роке и сценах новой волны с участием выдающихся артистов из Загреба , Любляны и Белграда .
Музыка для детей
[ редактировать ]Многие выдающиеся бывшие югославские исполнители поп- и рок-музыки сочиняли детскую музыку , в основном образовательную. Югославская система СФР через свои средства массовой информации поощряла детей заниматься традиционной народной музыкой и танцами, а также слушать поп-музыку и рок-музыку, в отличие от китчевой « новокомпонованной народной музыки ».
- В Сербии братья Вранешевичи из «Лаборатории звука» особенно активно сочиняли музыку для детских телепрограмм, в основном для «Радио-телевидения Белграда» и «Радио-телевидения Нови-Сада». Их музыка звучала в популярных шоу: «Полетарак» ; «Приче из Непричава» в главных ролях с Зораном Радмиловичем и Миленой Дравич и «Чик погоди ко сам» , в одном из эпизодов которого фигурировал Зоран Симьянович [5], который пригласил детей в студию звукозаписи .
- Македонское детское шоу «Бушава Азбука» (Bušava Azbuka), созданное для македонского Radio-Televizija Skopje (ныне Македонское радио-телевидение ) Гораном Стефановски и Слободаном Унковским, включало музыку Леба и Сола и Аны Костовской , фронтрисы Бастиона .
- В популярном детском телешоу «Fore i fazoni» для Radio-televisija Beograd, , созданном Любивой Ршумович приняли участие Лаборатория звука, хорватская поп-звезда Оливер Драгоевич , боснийский певец Сеид Мемич -Вайта и белградская группа « Последняя игра Лептира» .
- Бранко Коцица приобрел общенациональную популярность как ведущий детского шоу « Кочка, кочка, коцица» ( Радио-телевизия Белград ). В своем шоу он часто использовал рок-музыку. Однажды он появился в стереотипном рок-наряде, исполняя песню Рибли Чорбы «Rokenrol za kućni savet» о том, как раздражать соседей громкой рок-музыкой. Он также выпустил различные детские музыкальные альбомы, такие как Deca bez arese 1988 года с Оливером Мандичем .
- Арсен Дедич, известный хорватский исполнитель шансона , выпустил альбом, который » «Арсен поет детям .
- Владо Калембер из Сребрной Крилы выпустил детскую песню за мир «Пусть живет любовь».
- Срджан Гойкович - Джайл из Električni Orgazam вместе с Владой Дивлян из Idoli выпустили два образовательных детских альбома: Rokenrol za decu и Rokenrol bukvar под лейблом PGP RTS .
Лейблы звукозаписи
[ редактировать ]Похожие фильмы и сериалы
[ редактировать ]- Девушка в парке
- Непослушные
- Счастливый ребенок
- Многообещающий мальчик
- Камни
- Роковник
- Душитель против Душителя
- Падение рок-н-ролла
- Когда я умру и уйду
См. также
[ редактировать ]- Музыка новой волны в Югославии
- Панк-рок в Югославии
- Ю Рок Миссия
- Новое словенское искусство
- Новые примитивы
- Сараевская школа поп-рока
- YU 100: лучшие альбомы югославской рок- и поп-музыки
- Юготон
- Словенский рок
- Боснийский рок
- Сербский рок
- Хорватская популярная музыка
- Музыка Словении
- Музыка Хорватии
- Музыка Боснии и Герцеговины
- Музыка Сербии
- Музыка Черногории
- Музыка Республики Македония
- Музыка Югославии
- югоностальгия
- Рокеры из Моравы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Особого признания заслуживают ураганы» . Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ « Красная! Река! Рок!» возрождает сцену Риеки шестидесятых» . Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ «Награде 1970-1979» . Проверено 1 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Оливер Драгоевич» . Večernji.hr (на хорватском языке) . Проверено 2 января 2016 г.
- ↑ Зорица Конджа: Надеюсь, что помимо трёх сыновей, у меня будет ещё одна хорошая невестка.
- ^ ЗОРИКА КОНЖА Я вернулся к своим корням в рок-н-ролле. Мне не нужна диета, я теряю четыре килограмма за концерт
- ^ «РТС :: Hit meseca 1986 (на сербском языке)» . Ртс.рс. 16 октября 2019 г. . Проверено 19 ноября 2020 г.
- ^ «Abbildungen Variete - (1983) Abbildungen Variete [MC, Галерея ŠKUC]» . ahogonsindustrialguide.blogspot.de . 30 октября 2007 г. Проверено 23 марта 2018 г.
- ^ "www.glas-javnosti.co.yu" .
- Янятович, Петар. Иллюстрированная энциклопедия Ю Рока 1960-1997 гг ., издательство: Геопоэтика, 1997 г. (на сербском языке)
- Петар Янятович "Энциклопедия EX YU ROCK 1960-2006" ISBN 978-86-905317-1-4 (на сербском языке)
- Янятович, Петар. С другой стороны – Альманах новой волны в СФРЮ (соавторы Давид Албахари и Драган Кремер), 1983 г. (на сербском языке)
- Драган Павлов и Деян Шунька Панк в Югославии , издатель: IGP Dedalus, Югославия, 1990 (на сербском, хорватском и словенском языках)