Jump to content

Вкус

Вкус
Смак в 1975 году: Лаза Ристовски, Слободан «Кепа» Стоянович, Радомир «Точак» Михайлович, Зоран Миланович и Борис Арангелович.
Смак в 1975 году: Лаза Ристовски , Слободан «Кепа» Стоянович, Радомир «Точак» Михайлович , Зоран Миланович и Борис Арангелович.
Справочная информация
Источник Крагуевац , Сербия
Жанры Прогрессивный рок , джаз-рок , блюз-рок , фолк-рок , симфо-рок , психоделический рок , хард-рок
Годы активности
  • 1971–1981
  • 1986–1992
  • 1994–2002
  • 2010–2015
  • 2022 – настоящее время
Этикетки PGP-RTB , Suzy , ZKP RTLJ , Bellaphon , Fantasy , RCA , Sorabia Disk, Vans, Komuna , A Records, Разглас, PGP-RTS , Active Time, One Records
Члены см для участников . раздел
Памятник рок-группе Смак в Крагуеваце (2023 г.)

Smak ( сербская кириллица : Смак ; пер. «Конец времени ») — сербско - югославская группа из Крагуеваца . Группа достигла пика популярности в 1970-х годах, когда она была одной из самых заметных групп бывшей югославской рок-сцены . Лидер группы, гитарист Радомир Михайлович по прозвищу Точак («Колесо»), считается одним из самых влиятельных гитаристов на бывшей югославской рок-сцене.

Основанная в 1971 году гитаристом Радомиром «Точаком» Михайловичем и барабанщиком Слободаном «Кепа» Стояновичем, группа не имела стабильного состава до 1975 года, когда басист Зоран Миланович , вокалист Борис Арангелович и клавишник Лаза Ристовски стали официальными участниками группы. Однако после записи одноименного дебютного альбома Ристовски ушел, а оставшийся квартет записал свои последующие альбомы с разными клавишниками, прежде чем распасться в 1981 году.

После непродолжительных воссоединений между 1986 и 1992 годами два члена-основателя, Михайлович и Стоянович, восстановили группу с более молодыми музыкантами - вокалистом Деяном «Найда» Найдановичем, вторым барабанщиком Деяном «Кепа-младший». Стоянович, второй гитарист Милан «Микица» Милосавлевич и басистка Влада Самарджич. В конце 1990 года последнего заменил басист Слободан «Сале» Маркович, который выступал с группой до 2002 года, когда Smak снова распалась. Остальные участники последнего состава с новым басистом Милошем Петровичем воссоединились в 2010 году, а в 2012 году основной состав группы воссоединился разово.

Становление и начало карьеры (1971–1975)

[ редактировать ]

Два амбициозных двадцатилетних начинающих музыканта - гитарист Радомир «Точак» Михайлович и барабанщик Слободан «Кепа» Стоянович [ старший ] - встретились в родном городе Стояновича Кралево 23 апреля 1971 года с целью создать совместную группу. Ранее они познакомились друг с другом через Предрага «Биску» Альбича, друга детства Михайловича, который вместе со Стояновичем служил в обязательной службе Югославской народной армии (ЮНА). [ 1 ] На протяжении всего их совместного пребывания в армии в Мостаре Альбич продолжал рассказывать Стояновичу об исключительных навыках игры на гитаре и страсти Михайловича к рок-н-роллу, в конечном итоге договорившись о их встрече. После ознакомительной встречи в Кралево оба музыканта вернулись к своей жизни, поскольку Стоянович уже собирался отправиться в турне со своим семейным оркестром - мероприятие, которое он рассматривал как возможность заработать достаточно денег на новую ударную установку, - а Михайлович уехал. вернулся в свой родной город Чачак . [ 2 ]

Вернувшись домой, Михайлович познакомился с Зораном Милановичем ( бас-гитара ) и Слободаном «Кома» Коминацем ( вокал ), оба из Крагуеваца , которые попросили его присоединиться к их молодой прогрессив-рок- группе Gentry . Он принял это предложение при условии, что Стоянович станет барабанщик группы. [ 3 ] В ноябре 1971 года все четверо встретились в Кралево, чтобы официально сформировать группу, и, будучи выгнаны из дома семьи Стояновича его бабушкой, которая не оценила вид четырех молодых людей с длинными волосами в ее доме, они пошли в местный ресторан, а затем в близлежащий парк, где они написали свою первую песню, позже названную «Bluz u parku» («Блюз в парке») в память об этом событии. [ 4 ]

В декабре 1971 года состав пополнился приходом Миши Николича на органе . На тот момент все еще оставаясь в основном кавер-группой, группа выступала в молодежных танцевальных залах с каверами на Santana , Deep Purple , Led Zeppelin , The Rolling Stones и Джими Хендрикса . [ 5 ] Вскоре после этого участники решили сменить название группы. Под влиянием мюзикла «Smak sveta» ( «Конец света »), вдохновленного « Волосами », готовящегося на месте в Крагуевацком театре в честь школьников, погибших во время крагуевацкой резни , они согласились использовать Smak ( «Конец света ») в качестве своего нового названия, а пьеса в конечном итоге никогда не ставился. [ 3 ] Новое имя Smak иногда в шутку называли SMAK, предполагаемой аббревиатурой Крагуеваца независимого музыкального ансамбля . [ 5 ] За этот период участники группы потратили время на написание собственного материала, в том числе 22 инструментальных песен — от «Biska 2» до «Biska 23», написанных Михайловичем как посвящение своему другу Предрагу «Биска» Альбичу (которому в то время было 22 года). time), в котором звучание группы определяется как сочетание прогрессивного рока с джазовыми и блюзовыми влияниями. [ 3 ]

Тот факт, что импровизации группы превратили танцы в рок-концерты, стал причиной того, что их выступления становились менее популярными, что в конечном итоге привело к тому, что вокалист Коминац покинул группу, и его заменил Слободан «Йохан» Йованович, друг Михайловича из Чачака. [ 6 ] Однако, поскольку выступления были источником дохода для участников группы, все они согласились воссоединиться с Коминацем и поехать в Дубровник , где летом 1972 года в течение двух с половиной месяцев они будут исполнять преимущественно блюзовый репертуар. [ 7 ] Во время своего пребывания в Дубровнике группа выступала на разогреве у Time , который одолжил для выступления их оборудование. [ 8 ] После выступлений в Дубровнике группа взяла перерыв до марта 1973 года, когда вместе с новым вокалистом Милорадом «Кими» Петровичем, бывшим коллегой Стояновича по группе Bluz Projekcija, Стоянович, Михайлович и Миланович решили выступить на фестивале Гитарияда в Пожареваце (не путают с Заечарским гитарным фестивалем ). [ 9 ] Там в апреле 1973 года группа разделила первое место с местной группой Dijamanti, организовавшей фестиваль. [ 3 ]

После очередного возвращения Коминаца в группу Смак продолжил выступления в клубах Крагуеваца. [ 9 ] а также успешно выступил на фестивале поп-музыки в Санаде . [ 3 ] Этот состав записал песню "Biska II blues", которая появилась на PGP RTB сборнике различных исполнителей Leteća diskoteka (Flying Discothèque), составленном Зораном Модли в 1977 году. [ 10 ] В октябре 1973 года к группе присоединился неопытный в музыкальном плане высокий тенор- вокалист Борис Аранжелович , только что вернувшийся из Австралии , после прослушивания с успешным исполнением песни Deep Purple « Child in Time ». [ 3 ] После прибытия Аранжеловича, в начале 1974 года, группа приступила к записи своего дебютного сингла и была заинтересована в привлечении в группу органиста, предложив это место Time участнику Тихомиру «Поп» Асановичу , который отклонил предложение из-за своих планов сформировать его Югословенская поп-селекция . [ 10 ] выпустила свой дебютный сингл «Živim ja» («Я живу»), первоначально называвшийся «Biska 13» с «Biska 16» на стороне B. В конце концов, в марте 1974 года на лейбле PGP-RTB группа [ 10 ] В "Živim ja" участвовал флейтист Сретен Тасич "Таса", в то время участник группы Oliver , который случайно появился в студии во время записи. [ 10 ] В конце 1974 года "Živim ja" был выбран хитом года на шоу Veče uz radio ( "Вечер с радио ") Радио Белград . [ 11 ]

Смак выступил в Белграде впервые 10 ноября 1974 года во время юбилейного концерта Veče uz Radio вместе с Bijelo Dugme , Pop Mašina и другими известными группами того времени. [ 10 ] Несколько дней спустя группа выступила на Белградского университета филологическом факультете , впервые с приглашенной клавишницей Лазой Ристовски , бывшей участницей оркестра Безимени и Боки Милошевичей . [ 10 ] Ристовски официально стал участником в январе 1975 года, вскоре после этого Смак выступил с венгерской группой Omega в зале Дома Синдиката . [ 10 ] В феврале того же года группа выступила на фестивале Rock Evening of Opatija , а затем в Загребе на концерте Kongres rock majstora (Конгресс мастеров рока), проходившем на саммите лучших югославских гитаристов. [ 10 ] Вопреки ожиданиям, что Михайлович будет объявлен лучшим гитаристом мероприятия, судьи решили, что лучшими четырьмя гитаристами стали Бата Костич из YU grupa , Ведран Божич из Time , Йосип Бочек, ранее работавший в Korni Grupa , и Горан Брегович из Bijelo Dugme , все из которых, в отличие от Михайловича, были подписаны контракты с Юготоном , главным организатором мероприятия. [ 10 ] Вскоре после этого, 16 марта 1975 года, Смак разогревал концерт Deep Purple в Белграде, исполнив три своих номера: «Put od balona» (Дорога из воздушных шаров), «Шумадийский блюз» (Šumadijan Blues) и «Ulazak u harem». (Вход в гарем). [ 12 ]

После выступления на телешоу Od glave do pete («С головы до пят»), где группа исполнила инструментальную композицию «Ulazak u harem», первоначально написанную учителем Точака Драголюбом «Яраком» Яраковичем, но в переработке Точака, [ 10 ] из-за положительной реакции они решили записать этот трек в качестве следующего сингла. [ 13 ] В апреле 1975 года группа подписала контракт с Люблянским ZKP RTLJ и выпустила сингл «Ulazak u harem» с треком «Epitaf» («Эпитафия») на стороне B. [ 13 ] Однако после того, как загребская Suzy Records предложила контракт на выпуск сингла на их лейбле, группа подписала еще один контракт, выпустив "Ulazak u harem" с песней "Sto ptica" ("Сотня птиц") в качестве B. -side, в результате чего два лейбла одновременно выпустили один и тот же сингл. [ 13 ] Выпуск синглов стал первым крупным музыкальным скандалом в истории югославской музыки. [ 10 ] В конце концов группа решила остаться на лейбле ZKP RTLJ, и им предложили записать на этом лейбле свой дебютный альбом. [ 13 ] В следующем месяце группа отправилась в тур по Боснии и Хорватии с Биело Дугме и восточногерманской группой Puhdys , а также несколько раз выступала вживую с венгерской группой Sirius и австрийской группой Gypsy Love, после чего они выступили хедлайнерами на фестивале Zagreb BOOM . [ 10 ]

Коммерческий успех (1975–1978)

[ редактировать ]

Одноименный дебютный альбом Смака, Smak ( Endtime ), был выпущен в 1975 году и включал в себя пять треков: на стороне A были "Perle" (Бусы), "Mračni mol" (The Dark Minor), "Blues u parku" (Блюз в Park) и укороченную "Biska 2", тогда как на стороне B был представлен двадцатиминутный инструментальный трек "Put od balona" ("Дорога, сделанная из воздушных шаров"), первоначально называвшийся "Biska 20". [ 10 ] Несмотря на свою длину, последний трек был записан за один дубль и вдохновлен треками Korni Grupa симфоническими рок- , такими как «Prvo svetlo u kući broj 4» («Первый свет в доме номер 4») и «Jedna žena» («Женщина»). ). [ 14 ] В альбом вошли тексты, в основном написанные Михайловичем, но вскоре после этого группа обратилась за услугами к поэту Мирко Глишичу ​​из Крагуеваца для той же работы, с которым они сотрудничали в своих последующих релизах. [ 10 ] Альбом получил неоднозначную оценку критиков, но, тем не менее, стал серебряным и был продан тиражом около двадцати тысяч копий. [ 14 ] Альбом также повысил культовый статус игры Михайловича на гитаре, что подтвердилось во время их трехнедельного тура по Восточной Германии . [ 10 ]

В апреле 1976 года группа выпустила двойной 7-дюймовый EP Satelit (Satellite) с заглавным треком, который мгновенно стал хитом, и с кавером, на внутренней стороне которого был изображен сателлит, выпрыгивающий из конвертов. [ 10 ] Продвижение EP также было организовано необычно: люблянский лейбл ZKP RTLJ пригласил около двадцати журналистов на рейс DC10 из Белграда в Нью-Йорк, во время которого группа исполнила импровизированную сессию в самолете. [ 10 ] Они пробыли в Нью-Йорке неделю, записывали рекламный ролик для «Satelit», документального фильма о своем визите, и выступали в клубе для эмигрантов из Баната . [ 10 ] По возвращении из США Михайлович выпустил свой дебютный сольный альбом RM Točak . [ 10 ] Осенью 1976 года у группы был мини-тур по Югославии. [ 15 ] В октябре группа выпустила сингл с песнями «Люди, это не справедливо!» с би-сайдом «El dumo», а в рамках промоушена сингла — часовой документальный фильм о пребывании группы. в Нью-Йорке был показан. [ 10 ] В следующем месяце Лаза Ристовски покинул Смак, чтобы присоединиться к Биело Дугме , в то время сопернику Смака, его заменил органист Мики Петковски из группы Breg (зачаточный Leb i Sol ), выпускник музыкальной академии виолончели в классе профессора Андре Наварры. . [ 10 ]

В начале 1977 года группа, уход Ристовски и болезнь Михайловича начали подготовку материала для следующего альбома, Петковски также принес на репетиции свою виолончель, а письменный материал был записан в Лондоне на студии Morgan Studios . [ 16 ] Crna dama (Черная леди), спродюсированный Мартином Леваном , включал тексты, написанные Мирко Глишичем, и музыку Михайловича, за исключением "Tegoba" (Недуг), написанной Петковски, в которой он выразил свои симпатии к джаз-року . [ 10 ] Музыкальный стиль варьировался от заглавного трека с влиянием хард-рока , баллад "Stvar ljubavi" (Дело любви) и "Plava pesma" (Голубая песня) с участием струнного квартета London Harmonium, фолк-рока "Daire" (Бубен), Аранжеловича прогрессивный "'Alo", включающий скат-пение в сочетании с сольными партиями Михайловича, и "Domaći zadatak" (Домашнее задание), включающий сложные соло на барабанах, бас-гитаре и клавишных, который был непосредственно посвящен Биело Дугме. [ 10 ] У альбома была роскошная обложка, разработанная Драганом С. Стефановичем, с новым логотипом группы, который стал одной из торговых марок группы. [ 16 ]

Альбом стал золотым и получил в основном положительные критики, хотя тексты Глишича вызвали в основном негативную реакцию, назвав их банальными и неэффективными. [ 10 ] PGP RTB также вложила большие средства в продвижение альбома, получив соответствующее освещение в СМИ, поэтому песни «Crna dama», «Daire» и «Plava pesma» стали общенациональными хитами. [ 17 ] 8 сентября 1977 года группа отправилась в большой промо-тур, отыграв вступительный концерт в Белграде. [ 17 ] выступление в аншлаговом зале «Пионир» , а затем на фестивале BOOM в Нови-Саде . [ 10 ] В Загребе группа продвигала альбом в трамвае, который объезжал город, а после выступления в Загребе, перед одиннадцатью тысячами человек, представителей франкфуртского звукозаписывающего лейбла Bellaphon Records . группе представили [ 18 ] Группа подписала пятилетний контракт на выпуск восьми альбомов, после чего Михайлович и Аранджелович отправились в Лондон, чтобы записать треки для англоязычной версии Crna dama для европейского и американского рынков. [ 18 ] Black Lady с альтернативной обложкой альбома [ 18 ] в Melody Maker был оценен как «плохая копия Taste и Deep Purple », однако получил положительную оценку в Guitar Player . [ 10 ] В ежегодном опросе читатели журнала «Джубоксс» выбрали Smak лучшей группой 1977 года, а группа получила лучший альбом, кавер, сингл, гитариста, басиста и барабанщика. [ 10 ]

В январе 1978 года во время Midem выставки музыкальной индустрии в Каннах права на Black Lady были куплены американской Fantasy Records и испанским филиалом RCA Records . [ 10 ] Однако атмосфера внутри группы стала напряженной, в основном из-за того, что успешный тур Crna Dama в конечном итоге привел к тому, что после тура группа оказалась в долгах в двадцать миллионов динаров (приблизительно пятьдесят тысяч долларов). [ 18 ] В такой атмосфере они провели несколько неудачных живых выступлений, в том числе концерт в полупустом белградском зале «Пионир» весной 1978 года. [ 10 ] Группа также выступала на польском международном фестивале рок-музыки в Познани . [ 18 ] В то время лейбл PGP RTS купил 24-канальное студийное оборудование MCI , на котором с помощью сотрудников студии Morgan группа записала макси-сингл Smak Super 45 с песнями "Nevidljive terazije" (Невидимые весы) и «Хитопадеза» ( Hitopadesha ), последняя с участием Стояновича, одновременно играющего два ритма. [ 19 ] В этот период Петковский записал сольный альбом « Кто знает», на котором на одной стороне пластинки выступали участники Smak, а на другой — участники Leb i Sol. [ 19 ] Вскоре после этого Петковский ушел из-за службы в армии, и его заменил Тибор Левай, член оркестра RTV Novi Sad. [ 10 ]

Упадок и кризис (1978–1981)

[ редактировать ]

В напряженной атмосфере группа приступила к написанию нового материала, часто конфликтуя с Михайловичем, который не реагировал на возражения группы против его лирических произведений. Тем не менее, группа отправилась в Англию и в Чиппинг-Нортоне недалеко от Оксфорда , в местном замке, группа оборудовала свою студию и приступила к записи своего третьего студийного альбома. [ 20 ] Несмотря на частые ссоры, они записали прогрессивный рок- альбом Stranice našeg vremena («Страницы нашего времени»), спродюсированный самой группой совместно с продюсером Барри Хаммондом , в который вошли музыка и часть текстов, написанных Михайловичем. [ 10 ] Остальная часть текста песни была написана крагуевацким поэтом Зораном Петровичем, но не получила положительных отзывов критиков. [ 10 ] Помимо новых "Ponoćni lovac (Biska 18)" (Midnight Hunter (Biska 18)), "Tendži-tandži", "Nebo je samo Drum bez dna" (Sky is Just a Bottomless Road), на альбоме представлена ​​перезаписанная версия песни «Улазак у гарем». [ 21 ] Альбом был выпущен Bellaphon с международной маркой, а PGP RTB выпустила лицензионную на сербском языке версию альбома . Англоязычная , названная в версия альбома под названием Dab in the Middle честь предложения приглашенного перкуссиониста Дэвида Мосса. [ 10 ]

После выпуска альбома группу покинул Левай, а вскоре за ним последовал Михайлович, недовольный возражениями группы против написания его текстов, а также возражениями против использования текстов Мосса на Dab in the Middle . [ 22 ] Смак продолжил выступления, дав несколько выступлений с бывшим гитаристом Mirni Ljudi Срджаном Миодраговичем и бывшими Time участниками Дадо Топичем и Крисом Николсом . [ 22 ] В конце 1978 года Стояновичу предложили присоединиться к «Сентябрю » под руководством Тихомира «Поп» Асановича, но он отказался из-за своих амбиций продолжить работу со «Смаком». [ 23 ] В начале 1979 года Михайлович вернулся в группу, и с ним Лаза Ристовски, разочарованный ситуацией в Биело Дугме и провалом его альбома Stižemo Здесь мы приходим »), записанного со своим коллегой по группе Биело Дугме Ипе Ивандичем . [ 22 ] С появлением в качестве гостя Дадо Топича группа выпустила EP Na Balkanu На Балканах ») с заглавным треком и «Gore dole» («Вверх и вниз») на слова, написанные Мариной Туцакович . [ 22 ] В то время группа расторгла контракт с Bellaphon, которые были недовольны продажами альбома Smak, а группа была недовольна продвижением альбома. [ 22 ] Другой причиной стал судебный процесс между Моссом, защищавшим права на использование Dab in the Middle , и Bellaphon, закончившийся в конечном итоге выплатой лейблом десяти тысяч долларов гонорара. [ 22 ]

Группа продолжила сотрудничество с Дадо Топичем, который продюсировал альбом Rok cirkus (Рок-цирк), выпущенный в начале 1980 года и отличающийся более коммерческим хард-роковым звучанием, но подвергшийся резкой критике из-за вялых текстов песен, написанных Мариной Туцакович и Марко Глишичем. особенно текст песни «Ла Кукарача» (La Cucharacha). [ 22 ] Альбом, однако, показал напоминание об их предыдущих работах в инструментальной "Instrumental Baby" и песнях "Hirošima" ("Хиросима") и "Ogledalo" ("Зеркало"). [ 22 ] Единственной песней с альбома, ставшей хитом, стала песня «Профессор» («Профессор»). [ 24 ] Под влиянием рок-н-ролльного цирка группы группа Rolling Stones хотела продвигать альбом в туре с выступлениями в цирковом шатре. [ 24 ] По этой причине в апреле 1980 года группа отправилась в Словению, чтобы подписать контракт со словенской цирковой труппой Варгаса, однако их палатка была повреждена после сильного снегопада. [ 24 ] Ожидая прибытия еще одной палатки, группа услышала известие о смерти президента Иосипа Броз Тито . [ 24 ] после чего альбом остался практически без промоушена. [ 22 ] Более того, популярность панка и новой волны в Югославии также повлияла на коммерческий провал альбома. [ 22 ]

В начале 1981 года Михайлович с участниками Smak решили записать сольный альбом, однако в процессе записи альбома они не были уверены, должен ли это быть сольный альбом Точака или еще одна пластинка Smak. [ 25 ] В конце концов было решено, что альбом должен стать сольной работой Михайловича, главным образом потому, что в процессе написания умер его брат, что повлияло на атмосферу альбома и часть материала, записанного как посвящение его брату. [ 26 ] Другой причиной было отсутствие Аранжеловича, который не участвовал в записи альбома из-за болезни, и поэтому в трех неинструментальных треках альбома использовался вокал Дадо Топича в песне «Zašto ne volim sneg» («Почему я не люблю Снег»), записанный с первого дубля, и Зоран «Хозе» Живанович в песнях «Южный поезд» и «Небесный плот». [ 27 ] Помимо материала, написанного Михайловичем, в альбом вошла кавер-версия македонской народной песни « Zajdi, zajdi » («Set, Set (Oh, Sun)»), первоначально написанной Александром Сарийвески. [ 28 ] В конце концов, Zašto ne volim sneg ( Почему мне не нравится снег ) был выпущен как альбом Smak после того, как PGP RTB убедил группу отказаться от идеи сольной пластинки. [ 22 ] Альбом был выпущен всего пятью тысячами копий и быстро распродан менее чем за месяц. [ 29 ]

Распад и последствия (1981–1986)

[ редактировать ]

К тому времени, когда Zašto ne volim sneg вышел, частые споры между участниками группы ускорили их решение распустить после последнего выступления в Белграде. [ 30 ] В июне 1981 года они провели прощальный концерт на баскетбольной площадке «Црвена Звезда» в Калемегдан . крепости [ 31 ] перед шестью тысячами фанатов, с появлением в качестве гостя Дадо Топича, который присоединился к группе на сцене, чтобы исполнить "Na Balkanu". [ 22 ] Изначально концерт был отложен из-за сильного дождя, частично повредившего оборудование. [ 31 ] После этого возникли проблемы с промоутерами шоу, которые нарушили условия соглашения относительно оплаты шоу, в результате чего участники группы получили только около пятой части ранее согласованного платежа. [ 32 ] Внезапное сокращение финансовых доходов от финального выступления привело к решению группы отправиться в прощальный тур, чтобы возместить потерянный доход, несмотря на то, что они были в недружелюбных отношениях и изначально не собирались выступать после выступления в Калемегдане. [ 22 ] Прощальный тур закончился в сентябре 1981 года, и пути участников разошлись.

Вскоре после распада Стоянович и Михайлович вместе с Дадо Топичем (басист и ведущий вокалист) заключили соглашение о создании группы под названием Tito, однако эта идея возникла у троих еще в 1973 году из-за того, что Михайловичу не нравилась концепция не записывая новый материал и опираясь на свой старый репертуар, группа так и не сдвинулась с мертвой точки. [ 33 ] В начале 1982 года Михайлович и Стоянович, на этот раз с басисткой Лолой Андреич, решили сформировать инструментальное музыкальное трио, продолжив стиль, впервые исследованный на альбоме Zašto ne volim sneg , однако после недопонимания между Стояновичем и Андреичем первый покинул группу. . [ 34 ]

В 1982 году Михайлович выпустил сингл «Mantilja» (Mantilla) с «Specijalka» (A Special) на стороне B, а с Андреичем и Моссом, которые часто выступали с ним вживую, он записал макси-сингл « Marš na Drinu » ( «Марш по реке Дрине»), кавер на песню времен Первой мировой войны . [ 22 ] Он также открыл школу для гитаристов в Крагуеваце и Белграде, через которую за эти годы прошло множество учеников. [ 22 ] В 1982 году Борис Аранжелович вместе со своими бывшими товарищами по группе Smak записал свой дебютный сольный альбом Iz profila ( «Просмотр профиля» ), после чего переехал в Лондон, где свернул свою музыкальную карьеру. [ 22 ] Стоянович сформировал группу Cveće (Цветы) в октябре 1982 года с Крисом Николсом (клавишные), Миодрагом Бабалем (вокал), Сречко Максимовичем (гитара) и Бранко Павловичем «Стенли» (бас), но к моменту выхода их дебютного альбома «Поленов прах » ( Pollen Powder ) вышли в 1983 году, уже распались. [ 22 ] Затем Стоянович выступал в белградском отеле Mažestik, в клубах Германии и Советского Союза , а также участвовал в записи синглов Томы Здравковича «Ej, Branka, Branka» («Эй, Бранка, Бранка») и «Kiša je Padala». («Падал дождь»). [ 22 ] Ристовски присоединился к группе Элвина Ли , выступив в турне по Югославии и Венгрии, и выпустил пять сольных альбомов, прежде чем вернуться в Биело Дугме в 1985 году, оставаясь там до их распада в 1989 году. [ 35 ]

Воссоединения и перерывы (1986–1992)

[ редактировать ]

В середине октября 1986 года основные участники Smak воссоединились в составе Михайлович, Стоянович, Аранжелович и Миланович. [ 22 ] но без Ристовского, который отказался участвовать в воссоединении. [ 36 ] Все четверо начали репетировать в кампусе Крагуевацкого университета , и во время репетиций на репетициях часто присутствовал молодой клавишник Милан Джурдевич , однако, из-за сдержанности Михайловича по отношению к нему, он пригласил Криса Николса записать партии клавишных. [ 37 ] Альбом-возвращение Smak 86. , в котором также участвовали Миша Комненич и Влада Никодиевич на клавишных, но альбом не был хорошо принят критиками. [ 22 ] На альбоме Михайлович выступал в качестве продюсера, автора музыки и текстов, даже ведущего вокалиста в песне «Kornjačina koža» («Черепашья шкура»). [ 22 ] Сами участники группы, за исключением Михайловича, также были недовольны пластинкой: Аранжелович был недоволен некоторыми текстами, а Стоянович не был доволен использованием ритм-машин на некоторых треках. [ 37 ] После выпуска альбома группа отправилась в тур с клавишником Миланом Джурдевичем, но без особой рекламы. [ 38 ] После короткого тура группа взяла перерыв на неопределенный срок. [ 22 ]

В 1987 году Михайлович основал свою группу RM Točak с участием Лолы Андреич и Дэвида Мосса, с которой он появился на концерте Legende YU Rocka ( Легенды YU Rock ), организованном 22 мая 1987 года Загребским радио 101 в Доме. Спортова, [ 39 ] а запись инструментала "Because" появилась на двойном концертном альбоме различных исполнителей Legende YU Rocka , выпущенном Jugoton в том же году. [ 22 ] Стоянович основал свою школу барабанщиков и начал исполнять народную музыку как в Югославии, так и за рубежом. [ 22 ] Во время бездействия Смака Михайлович, Стоянович и Миланович продолжали поддерживать связь, а в 1988 году, без особых репетиций, они решили выступить на традиционном Крагуевацком полуночном концерте с клавишником Миланом Джурдевичем, который в то время служил в армии, и вокалист Милан Шчепович «Шчепа». [ 40 ] После успешного выступления в Крагуеваце, несмотря на слухи о реформировании, участники снова посвятили себя карьере. [ 40 ] Однако тот же состав снова воссоединился в 1990 году, снова выступив на концерте Kragujevac Midnight. [ 40 ]

В следующем году группа воссоединилась, на этот раз с вокалистом Аранжеловичем, еще раз на том же концерте, и в качестве гостя выступил Пера «Джо» Миладинович на губной гармошке. [ 40 ] Тот же состав с Ристовски на клавишных выступил на концерте Kragujevac Midnight, после чего группа впервые за шесть лет выступила в Белграде. [ 41 ] Группа провела два выступления в Sava Centar , первое из которых было записано для концертного альбома OdLIVEno ( LIVEquefied ), только на компакт-кассете. [ 41 ] Помимо собственных песен, в альбом вошли кавер-версии блюзовых песен « Cross Road Blues » и « Tobacco Road », а также традиционная сербская песня «Ukor» («Виновата»). [ 22 ] Группа также выпустила сборник Smak: Retrospektiva (Smak: A Retrospective) и переиздала альбом Dab in the Middle под названием The Pages of Our Time . [ 22 ] После выступлений в Белграде группа встретилась в Крагуеваце, где решила продолжить работу и начала планировать выпуск альбома-камбэка. [ 42 ] Тем не менее, Арангелович поехал в Амстердам, где пробыл дольше положенных двух месяцев, а Миланович и Ристовски не появились на репетициях группы, поэтому состав не вернулся на полную ставку. [ 42 ]

ТЭК и реформация (1993–2002 гг.)

[ редактировать ]

Поняв, что стандартного реформирования состава не будет, Михайлович и Стоянович, тем не менее, продолжили репетировать вместе, играя инструментальную музыку с учеником Михайловича Миланом «Микикой» Милосавлевичем, бывшим участником Alahambra. [ 22 ] который, несмотря на то, что был соло-гитаристом, начал играть на бас-гитаре из уважения к двум музыкантам. [ 42 ] Во время одной из репетиций, услышав, как Стоянович и его 19-летний сын играют на барабанах одновременно с отцом, Михайлович предложил Деяну Стояновичу «Кепа-младший». должен присоединиться к троим в качестве второго барабанщика. [ 43 ] В то время, в 1993 году, Михайлович получил предложение написать музыку к фильму «Византийское плаво» («Византийская синева») режиссера Драгана Маринковича, в котором он записал Стояновича-старшего и младшего на барабанах и Милосавлевича на басу, подписав контракт с группой TEK. [ 22 ] Альбом саундтреков, записанный на студии Лазы Ристовской, [ 44 ] в качестве гостей выступили Ристовски (клавишные), Зоран Миланович (бас), Мария Михайлович (вокал), Мирослав Савич (клавишные) и Ненад Петрович (саксофон). [ 22 ] Помимо собственных композиций, в альбом вошли несколько кавер-версий на народные мотивы, в том числе версия «Зайди, зайди» 1981 года и песня «Укор». [ 42 ] а также композиции Мирослава Савича и Драгана Стефановича. [ 22 ] В конце концов Михайлович получил за альбом награду Crystal Prism. [ 22 ]

После выхода альбома ТЭК начали промо-тур, исполняя инструментальную музыку в основном в клубах, однако по просьбе публики включали материал Smak, но в инструментальных версиях с заполнением публикой вакантного места вокалиста. [ 45 ] По этой причине Стоянович предложил Михайловичу вернуться к классическому рок-составу с вокалистом, а тем временем Милосавлевич переключился на гитару, поэтому группе пришлось искать нового вокалиста и басиста. [ 46 ] Сначала группа считала Осваячи вокалиста Звонко Пантовича «Чипи» из-за схожего вокального стиля со стилем Аранджеловича, но в конечном итоге новым вокалистом стал Деян Найданович «Найда» , бывший вокалист Kramer. [ 22 ] после успешной вокальной интерпретации песни Free « All Right Now ». [ 47 ] По рекомендации друга новым басистом стал Влада Самарджич, молодой джаз-фьюжн- музыкант из Нови-Сада . [ 48 ] who performed with Vasil Hadžimanov. [ 22 ] Продюсерская компания VANS, выпустившая саундтрек к "Византийскому плаву" , хотела начать сотрудничество с группой в выпуске нового материала, предложив им и дальше использовать название Smak. [ 49 ]

Завершив состав и имея материал, достойный альбома, Радомир «Точак» Михайлович (гитара), Слободан «Кепа» Стоянович (ударные), Деян «Кепа младший». Стоянович (ударные), Милан «Микица» Милосавлевич (гитара), Деян «Найда» Найданович (вокал) и Влада Самарджич (бас-гитара) вошли в студию и записали седьмой студийный альбом Smak Bioskop Fox (Fox Cinema), спродюсированный Михайловичем и выпущен совместно VANS, Komuna и PGP RTS в 1995 году. [ 22 ] Весь материал, состоящий из четырнадцати треков, был написан Михайловичем, за исключением части текстов, написанных Зораном Амаром, Предрагом Дрчеличем «Skaki» из Trula Koalicija , Йованом Николичем и Николой Михайловичем. [ 50 ] В целях продвижения альбома группа записала промо-видео на песню «Lisica» («Лисица»), посвященное Джими Хендриксу , на профессиональной киностудии в Кошутняке . [ 48 ] а также два рекламных видеоролика на песни "Organizam bluz" (Организм-блюз) и "Miris nje" (Запах ее) в Нови-Саде. [ 51 ] Несмотря на адекватную рекламу в СМИ, Михайлович не был удовлетворен VANS, отчасти из-за их неопытности в музыкальном бизнесе, поскольку они были кинокомпанией, поэтому группа прекратила сотрудничество с компанией. [ 51 ]

После выпуска альбома группа начала гастрольные репетиции в Крагуеваце и впервые выступила в новом составе в Чачаке 9 сентября 1995 года, после чего последовали выступления в Крагуеваце, однако они столкнулись с проблемой небольшого количества людей, посещающих их концерты. шоу. [ 51 ] В то время группа получила приглашение отправиться в тур по Канаде, но, несмотря на то, что к их приезду все было готово, Михайлович передумал, и тур был отменен. [ 52 ] После отмены тура басист Влада Самарджич, разочарованный этим фактом, решил покинуть группу и посвятил себя учебе в музыкальном колледже Беркли . [ 52 ] Михайлович предложил Лолу Андерич в качестве замены, но после отказа Стояновича новым басистом стал Слободан Маркович «Продажа» из Крагуеваца. [ 52 ] Новый состав продолжил выступать вживую, в том числе выступление в белградском Sava Centar, которое транслировалось по национальному телевидению, с выступлениями с барабанными соло на двух барабанах, состоящими из трех частей, первая из которых представляла собой унисонную игру на барабанах, вторая - с индивидуальными импровизациями и третий с латиноамериканскими ритмами под влиянием Стива Гэдда . стиля игры [ 53 ]

В 1996 году RTV Словения выпустила сборник The Best of Smak , а в следующем году, весной 1997 года, группа отправилась в тур по Словении. [ 54 ] Успех тура привел к планированию еще одного тура, который был отменен из-за проблем с менеджментом в Словении. [ 52 ] После тура группа сократила свою живую деятельность, давая в основном бесплатные концерты на городских площадях, включая концерт в Крагуеваце, на котором все бывшие участники, за исключением Мики Петковски, появились в качестве гостей. [ 55 ] В мае того же года в кинотеатре Крагуевац Шумадия группа провела эксперимент с исполнением целого концерта без публики, и запись концерта была выпущена на двойном концертном альбоме Live Without Audience , включающем концертные версии двадцати двух треков. за всю карьеру группы. [ 56 ] На песню «Ljudi nijefer» был записан промо-видео, получившее адекватное освещение в СМИ. [ 55 ] В следующем, 1998 году, в книге под редакцией Душко Антонича и Данило Штрбаца рок- и поп-музыки югославской YU 100: Лучшие альбомы , Crna dama оказалась на 40-м месте, а Smak - на 63-м месте. [ 57 ]

В 1999 году группа приступила к работе над новым студийным альбомом, для которого Михайлович и Стоянович решили, что в нем должны присутствовать полиритмические барабаны и скат-пение. [ 58 ] Тем не менее, Стоянович предложил, чтобы помимо скат-пения в нескольких треках были тексты, от чего Михайлович отказался, и поэтому Стоянович принял решение не играть на альбоме. [ 58 ] Затем Михайлович нанял Игоря Малешевича, в то время участника группы Васила Хаджиманова, но, не удовлетворившись репетициями, его уволили, и Стоянович записал барабаны для всех четырнадцати треков альбома, который был полностью записан за 72 часа. [ 59 ] «Эгрегор» , выпущенный PGP RTS и спродюсированный Михайловичем и Сашей Хабичем , содержал только одну песню с текстами, а в остальных песнях Найданович участвовал в скат-пении. [ 56 ] Песня «5. maj» («5 мая») была посвящена Led Zeppelin , а тема «SOS» включала в себя отрывок из речи Иосипа Броз Тито 1948 года, фолк-певцов старшего поколения Вуку Шехеровича и Мията Миятовича, а также анонима. Радио Белграда выступает во время оккупации Югославии во время Второй мировой войны . [ 56 ] Альбом получил неоднозначную критику и не получил адекватной рекламы из-за бомбардировок Югославии НАТО в том же году. [ 60 ]

В 1999 году Борис Аранджелович записал сольный альбом Milion godina ( «Миллион лет» ) под названием «Борис и динозавры», музыку для которого написали бывший гитарист группы YU Бата Костич, Джимми Барнс и Р.М. Точак, слова — Марина Тучакович и Ранко Слиепчевич, а также в записи приняли участие Костич, Ристовски, Кепа Стоянович, Зоран Миланович, Пера Джо и гитарист Neverne Bebe Саша Ранджелович «Рандья». [ 56 ] 3 марта 2000 года группа выступила в Крагуевацком зале Le Cinema, а запись концерта была выпущена в 2002 году компанией Active Time под названием Live — klub Le Cinema ( Live — Le Cinema Club ). [ 56 ] Тот же лейбл выпустил запись концерта TEK в Нише, записанную в 1994 году, на концертном альбоме Niš 1994 . [ 56 ] В 2001 году компанией PGP RTS был выпущен сборник История « » , в который вошли песни всех периодов карьеры Смака, а также ранее не издававшаяся песня «Blues od vina», записанная на юбилейном концерте «Вече уз радио» 1974 года . [ 56 ] В следующем году группа распалась. [ 56 ] Сборник, включающий часть материала Live Without Audience, вышел под названием Antologija! ( Антология! ) в 2005 году, а осенью следующего года PGP RTS выпустила обновленное издание альбома Crna dama . [ 56 ]

Воссоединение (2010–2015)

[ редактировать ]

В 2010 году в состав вошли Радомир «Точак» Михайлович (гитара), Деян «Найда» Найданович (вокал), Слободан «Кепа» Стоянович (ударные), Милан «Микица» Милосавлевич (гитара), Деян «Кепа Джуниор» Стоянович (ударные). ) с новым участником группы Милошем «Шоми» Петровичем (бас) воссоединились и начали писать новый материал. [ 61 ] Бывший басист Влада Самарджич в воссоединении не участвовала, но выразила поддержку новому составу. [ 62 ] С лета по осень того же года группа записала четыре трека «Delfin» («Дельфин»), инструментальную версию песни «Cigansko srce» («Цыганское сердце»), первоначально выпущенной на альбоме Rock cirkus , «Ispiranje». (Омовение) и «Rapsodija o lepom» («Рапсодия о красоте»), [ 63 ] Премьера которых состоялась на официальном канале группы на YouTube . [ 64 ] Однако дальнейшие планы воссоединения были прерваны операцией на спинном мозге Слободана Стояновича . [ 65 ] Записанные треки вместе с бонус-видеоверсиями материала были выпущены в декабре 2012 года на EP Delfin ( «Дельфин ») сербским лейблом One Records . [ 66 ] Тот же лейбл также переиздал в формате компакт-диска концертный альбом OdLIVEno 1992 года . [ 67 ] ранее доступный только на компакт-кассете , и выпустил сольный альбом Радомира Михайловича Tonsko ukrašavanje ( Тональное украшение ). [ 68 ]

29 декабря 2012 года Смак воссоединился в стандартном составе - Радомир Михайлович (гитара), Борис Аранджелович (вокал), Зоран Миланович (бас-гитара) и Слободан Стоянович (ударные) - для концерта в Комбанк Арене . В концерте также приняли участие участники текущего состава Smak - Деян Найданович (вокал), Милан Милосавлевич (гитара), Милош Петрович (бас-гитара) и Деян Стоянович (ударные), а также Деян Здраевски на клавишных. [ 69 ] Воссоединение основного состава группы широко освещалось в СМИ, и на концерте присутствовало около 18 000 зрителей. [ 70 ] 27 июня 2013 года группа как в дефолтном, так и в текущем составе выступила на фестивале Kragujevac Arsenal Fest . Это был первый концерт группы в Крагуеваце с 1997 года. [ 71 ] В 2014 году группа перезаписала свою песню 1978 года «Небо je samo Drum bez dna» («Небо - это только бездонная дорога») и выпустила ее на своем официальном канале YouTube. [ 72 ]

20 июня 2015 года группа, снова как в стандартном, так и в текущем составе, провела концерт в белградском парке Ушче перед примерно 20 000 зрителей. [ 73 ] На концерте выступили группы Oktava, Rare и Epilog на разогреве, а в качестве гостя выступил Дадо Топич. [ 74 ]

Концерт в парке Ушче стал последним выступлением Аранжеловича с группой. Он умер 27 августа того же года в Роттердаме после продолжительной болезни. Ему было 67. [ 75 ]

Новое воссоединение (2022 – настоящее время)

[ редактировать ]

6 мая 2022 года Смак снова воссоединился с новым певцом Йованом Пантичем Пантой , тон голоса которого очень похож на голос Аранжеловича. Они провели концерт в Крагуеваце в мэрии.

9 сентября 2022 года Смак провел концерт в Чачаке . [ 76 ]

Наследие

[ редактировать ]

В 2017 году группа была награждена серебряной медалью «За заслуги» от президента Сербии Томислава Николича за вклад в сербскую культуру. [ 77 ]

Песни Smak были исполнены множеством исполнителей, а среди известных кавер-версий можно назвать: женской группы Aska попурри , состоящее из отрывков из "Satelit", "Crna dama", "Nevidljive terazije", "Halo", "Tendži Tandži", «Daire» и «Gore dole» из их альбома Disco Rock 1982 года . [ 78 ] Песня "Daire" была исполнена в 1994 году группой Neverne Bebe на их альбоме Neverne Bebe I , в их версии был отрывок из "Zajdi, zajdi"; [ 79 ] группа еще раз перепела эту песню на своем альбоме 2004 года Neverne Bebe IV – Dvoje – The Best Of . [ 80 ] Осваячи сделали кавер на песню "Ljudi nijefer" на своем автономном концерте 1994 года. [ 81 ] Песня «Crna dama» была исполнена в 2000 году певицей Викторией для ее альбома Nostalgija ( «Ностальгия »). [ 82 ] В 2011 году группа Čipi i Industrija в составе первоначальных участников Osvajači исполнила кавер на песню «Na Balkanu» с бывшим Generacija 5 вокалистом Джордже Давидом на гостевом вокале, выпущенную на альбоме Na Balkanu . [ 83 ] В своем альбоме 2012 года Štrajk mozga ( «Мозговой удар ») рэпер Эдо Маайка использовал рифф «Biska 2» из альбома Live Without Audience в песне «Diši» («Дышите»). [ 84 ] В следующем году «Biska 2» была исполнена квартетом Милана Петровича на их инструментальном кавер-альбоме «Favorites» . [ 85 ]

Альбомы и песни Smak вошли в несколько списков величайших рок-музыкантов всех времен. В книге YU 100: najbolji albumi jugoslovenske rok i pop muzike ( YU 100: Лучшие альбомы югославской поп- и рок-музыки ), изданной в 1998 году, представлены два альбома Smak: Crna dama (40-е место) и Smak (40-е место в рейтинге ). 63). [ 57 ] В списке 100 величайших югославских альбомов, опубликованном хорватским изданием Rolling Stone в 2015 году, Crna dama занял 92-е место. [ 86 ] , В список 100 лучших югославских рок-песен всех времен Rock Express опубликованный в 2000 году, вошли семь песен Smak: «Crna dama» (5-е место в опросе), «Ulazak u harem» (12-е место в опросе), «Daire» ( опрошенный №23), «Blues u parku» (опрошенный №47), «Шумадийский блюз» (опрошенный №65), «Зайди, зайди» (опрос №82) и «Сателит» (опрос №94). [ 87 ] В 2006 году «Плава песма» заняла 61-е место в списке 100 лучших отечественных песен B92 . [ 88 ] В 2011 году слушатели Radio 202 назвали "Daire" одной из 60 величайших песен, выпущенных PGP-RTB / PGP-RTS . [ 89 ]

Бывшие участники

Дискография

[ редактировать ]
  • Антонич, Душко; Стрбац, Данило (1998). Ю 100: лучшие альбомы югославской рок- и поп-музыки . Белград: Ю Рок Пресс.
  • Яковлевич, Мирко (2003). Невидимые весы Слободана Стояновича Кепы . ISBN  86-83525-67-8 .
  • Янятович, Петар (2007). ЭКС Ю РОК энциклопедия 1960-2006 гг . ISBN  978-86-905317-1-4 .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Яковлевич 2003 , с. 30
  2. ^ Яковлевич 2003 , стр. 31.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Янятович 2006 , с. 209
  4. ^ Яковлевич 2003 , с. 35
  5. ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , с. 36
  6. ^ Яковлевич 2003 , с. 37
  7. ^ Яковлевич 2003 , с. 38
  8. ^ Яковлевич 2003 , с. 39
  9. ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , с. 42
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в Янятович 2006 , с. 210
  11. ^ Яковлевич 2003 , с. 50
  12. ^ Яковлевич 2003 , с. 57
  13. ^ Jump up to: а б с д Яковлевич 2003 , с. 52
  14. ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , с. 53
  15. ^ Яковлевич 2003 , с. 62
  16. ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , стр. 64.
  17. ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , стр. 66.
  18. ^ Jump up to: а б с д и Яковлевич 2003 , стр. 67.
  19. ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , стр. 71.
  20. ^ Яковлевич 2003 , стр. 68.
  21. ^ Янятович, 2006, с. 210-211
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах Янятович 2006 , с. 211
  23. ^ Яковлевич, 2003, стр. 72-73.
  24. ^ Jump up to: а б с д Яковлевич 2003 , стр. 74.
  25. ^ Яковлевич 2003 , стр. 75.
  26. ^ Яковлевич, 2003, стр. 75-76.
  27. ^ Яковлевич 2003 , стр. 76.
  28. ^ Янятович, 2006, 211.
  29. ^ Яковлевич 2003 , стр. 79.
  30. ^ Яковлевич 2003 , с. 78
  31. ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , с. 80
  32. ^ Яковлевич 2003 , с. 81
  33. ^ Яковлевич 2003 , с. 82
  34. ^ Яковлевич, 2003, стр. 83-84.
  35. ^ Янятович 2006 , с. 198
  36. ^ Яковлевич 2003 , с. 95
  37. ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , с. 96
  38. ^ Яковлевич 2003 , с. 97
  39. ^ Янятович 2006 , с. 227
  40. ^ Jump up to: а б с д Яковлевич 2003 , стр. 102.
  41. ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , стр. 104.
  42. ^ Jump up to: а б с д Яковлевич 2003 , стр. 105.
  43. ^ Яковлевич, 2003, стр. 106-107.
  44. ^ Яковлевич 2003 , стр. 107.
  45. ^ Яковлевич 2003 , стр. 108.
  46. ^ Яковлевич, 2003, стр. 108-109.
  47. ^ Яковлевич 2003 , стр. 110.
  48. ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , стр. 111.
  49. ^ Яковлевич 2003 , стр. 109.
  50. ^ Янятович, 2006, с. 211-212
  51. ^ Jump up to: а б с Яковлевич 2003 , стр. 112.
  52. ^ Jump up to: а б с д Яковлевич 2003 , стр. 113.
  53. ^ Яковлевич, 2003, стр. 114-115.
  54. ^ Янятович 2006 , с. 212
  55. ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , стр. 116.
  56. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Янятович 2006 , с. 112
  57. ^ Jump up to: а б Антонич и Штрбац, 1998 г.
  58. ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , стр. 117.
  59. ^ Яковлевич, 2003, стр. 117-118.
  60. ^ Яковлевич 2003 , стр. 118.
  61. ^ «Смак снова вместе с Точкой (ВИДЕО)», balkanrock.com. Архивировано 18 марта 2011 г. на Wayback Machine.
  62. ^ "Смак снова играет", blic.rs
  63. ^ Дельфин на официальном сайте One Records
  64. ^ "Смак снова прозвучал",vesti-online.com
  65. ^ "Знаменитый Смак снова собирается", svetgitara.com
  66. Окончание выпуска EP Delfin в день концерта nocturnemagazine.net. Архивировано 22 февраля 2013 г. на archive.today.
  67. ^ OdLIVEno на официальном сайте One Records
  68. ^ Оформление тона на официальном сайте One Records.
  69. ^ "Белградское дочекао "Смак""
  70. ^ "СМАК НА КОМБАНК-АРЕНЕ: Это настоящий Смак, а не тот...", popboks.com
  71. ^ "Группа "Смак" открыла "Арсенал фест" перед 5000 человек (ФОТО) (ВИДЕО)", telegraf.rs
  72. ^ «Или это просто бездонный барабан», YouTube.com
  73. ^ "SPEKTAKL Smak провел концерт перед 20 000 человек в Ушче!", blic.rs
  74. ^ "Биг-бэнд Smak дал домашнее задание в Ушче", balkanrock.com
  75. ^ "Умер Борис Аранжелович, солист группы Смак!", novosti.rs.
  76. ^ «Группа Смак на городской площади в Чачаке 9 сентября» . B92.net (на сербском языке). 05.09.2022 . Проверено 7 сентября 2022 г.
  77. ^ "Николич наградил 84 орденами, получил "Сегодня для нас чудесный день..."", b92.net
  78. ^ Диско-рок на Disocgs
  79. ^ Унверн Бебе I на Discogs
  80. ^ Unverne Bebe IV - Dvoje - Лучшее из
  81. ^ «Осваяци – 15 Люди ние фер (отключено) (кавер Смак)» . Ютуб. Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 г. Проверено 5 июня 2014 г.
  82. ^ Ностальгия на Discogs
  83. ^ «Чипи и индустрия – На Балкану (CD, альбом) на Discogs» . Discogs.com . Проверено 5 июня 2014 г.
  84. ^ «Эдо Маайка – Brain Strike (компакт-диск, альбом) на Discogs» . Discogs.com. 21 апреля 2012 г. Проверено 5 июня 2014 г.
  85. ^ «Миланский квартет Петровича – Избранное (CDr, альбом) на Discogs» . Discogs.com. 18 сентября 2013 г. Проверено 5 июня 2014 г.
  86. ^ «Rolling Stone – Специальное издание: 100 величайших альбомов 1955–2015 годов». Rolling Stone (на хорватском языке). Но. Специальный Эдидон. Загреб: S3 Media. страница 86.
  87. ^ «100 лучших рок-песен всех времен». Рок-Экспресс (на сербском языке) (25). Белград.
  88. Список 100 лучших отечественных песен B92 на официальном сайте B92. Архивировано 28 марта 2007 г. на Wayback Machine.
  89. ^ 60 хитов шоу PGP на 202!, facebook.com
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8346aa5e9439d312240ea4523e237f49__1718017860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/49/8346aa5e9439d312240ea4523e237f49.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Smak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)