Вкус
Вкус | |
---|---|
![]() Смак в 1975 году: Лаза Ристовски , Слободан «Кепа» Стоянович, Радомир «Точак» Михайлович , Зоран Миланович и Борис Арангелович. | |
Справочная информация | |
Источник | Крагуевац , Сербия |
Жанры | Прогрессивный рок , джаз-рок , блюз-рок , фолк-рок , симфо-рок , психоделический рок , хард-рок |
Годы активности |
|
Этикетки | PGP-RTB , Suzy , ZKP RTLJ , Bellaphon , Fantasy , RCA , Sorabia Disk, Vans, Komuna , A Records, Разглас, PGP-RTS , Active Time, One Records |
Члены | см для участников . раздел |

Smak ( сербская кириллица : Смак ; пер. «Конец времени ») — сербско - югославская группа из Крагуеваца . Группа достигла пика популярности в 1970-х годах, когда она была одной из самых заметных групп бывшей югославской рок-сцены . Лидер группы, гитарист Радомир Михайлович по прозвищу Точак («Колесо»), считается одним из самых влиятельных гитаристов на бывшей югославской рок-сцене.
Основанная в 1971 году гитаристом Радомиром «Точаком» Михайловичем и барабанщиком Слободаном «Кепа» Стояновичем, группа не имела стабильного состава до 1975 года, когда басист Зоран Миланович , вокалист Борис Арангелович и клавишник Лаза Ристовски стали официальными участниками группы. Однако после записи одноименного дебютного альбома Ристовски ушел, а оставшийся квартет записал свои последующие альбомы с разными клавишниками, прежде чем распасться в 1981 году.
После непродолжительных воссоединений между 1986 и 1992 годами два члена-основателя, Михайлович и Стоянович, восстановили группу с более молодыми музыкантами - вокалистом Деяном «Найда» Найдановичем, вторым барабанщиком Деяном «Кепа-младший». Стоянович, второй гитарист Милан «Микица» Милосавлевич и басистка Влада Самарджич. В конце 1990 года последнего заменил басист Слободан «Сале» Маркович, который выступал с группой до 2002 года, когда Smak снова распалась. Остальные участники последнего состава с новым басистом Милошем Петровичем воссоединились в 2010 году, а в 2012 году основной состав группы воссоединился разово.
История
[ редактировать ]Становление и начало карьеры (1971–1975)
[ редактировать ]Два амбициозных двадцатилетних начинающих музыканта - гитарист Радомир «Точак» Михайлович и барабанщик Слободан «Кепа» Стоянович - встретились в родном городе Стояновича Кралево 23 апреля 1971 года с целью создать совместную группу. Ранее они познакомились друг с другом через Предрага «Биску» Альбича, друга детства Михайловича, который вместе со Стояновичем служил в обязательной службе Югославской народной армии (ЮНА). [ 1 ] На протяжении всего их совместного пребывания в армии в Мостаре Альбич продолжал рассказывать Стояновичу об исключительных навыках игры на гитаре и страсти Михайловича к рок-н-роллу, в конечном итоге договорившись о их встрече. После ознакомительной встречи в Кралево оба музыканта вернулись к своей жизни, поскольку Стоянович уже собирался отправиться в турне со своим семейным оркестром - мероприятие, которое он рассматривал как возможность заработать достаточно денег на новую ударную установку, - а Михайлович уехал. вернулся в свой родной город Чачак . [ 2 ]
Вернувшись домой, Михайлович познакомился с Зораном Милановичем ( бас-гитара ) и Слободаном «Кома» Коминацем ( вокал ), оба из Крагуеваца , которые попросили его присоединиться к их молодой прогрессив-рок- группе Gentry . Он принял это предложение при условии, что Стоянович станет барабанщик группы. [ 3 ] В ноябре 1971 года все четверо встретились в Кралево, чтобы официально сформировать группу, и, будучи выгнаны из дома семьи Стояновича его бабушкой, которая не оценила вид четырех молодых людей с длинными волосами в ее доме, они пошли в местный ресторан, а затем в близлежащий парк, где они написали свою первую песню, позже названную «Bluz u parku» («Блюз в парке») в память об этом событии. [ 4 ]
В декабре 1971 года состав пополнился приходом Миши Николича на органе . На тот момент все еще оставаясь в основном кавер-группой, группа выступала в молодежных танцевальных залах с каверами на Santana , Deep Purple , Led Zeppelin , The Rolling Stones и Джими Хендрикса . [ 5 ] Вскоре после этого участники решили сменить название группы. Под влиянием мюзикла «Smak sveta» ( «Конец света »), вдохновленного « Волосами », готовящегося на месте в Крагуевацком театре в честь школьников, погибших во время крагуевацкой резни , они согласились использовать Smak ( «Конец света ») в качестве своего нового названия, а пьеса в конечном итоге никогда не ставился. [ 3 ] Новое имя Smak иногда в шутку называли SMAK, предполагаемой аббревиатурой Крагуеваца независимого музыкального ансамбля . [ 5 ] За этот период участники группы потратили время на написание собственного материала, в том числе 22 инструментальных песен — от «Biska 2» до «Biska 23», написанных Михайловичем как посвящение своему другу Предрагу «Биска» Альбичу (которому в то время было 22 года). time), в котором звучание группы определяется как сочетание прогрессивного рока с джазовыми и блюзовыми влияниями. [ 3 ]
Тот факт, что импровизации группы превратили танцы в рок-концерты, стал причиной того, что их выступления становились менее популярными, что в конечном итоге привело к тому, что вокалист Коминац покинул группу, и его заменил Слободан «Йохан» Йованович, друг Михайловича из Чачака. [ 6 ] Однако, поскольку выступления были источником дохода для участников группы, все они согласились воссоединиться с Коминацем и поехать в Дубровник , где летом 1972 года в течение двух с половиной месяцев они будут исполнять преимущественно блюзовый репертуар. [ 7 ] Во время своего пребывания в Дубровнике группа выступала на разогреве у Time , который одолжил для выступления их оборудование. [ 8 ] После выступлений в Дубровнике группа взяла перерыв до марта 1973 года, когда вместе с новым вокалистом Милорадом «Кими» Петровичем, бывшим коллегой Стояновича по группе Bluz Projekcija, Стоянович, Михайлович и Миланович решили выступить на фестивале Гитарияда в Пожареваце (не путают с Заечарским гитарным фестивалем ). [ 9 ] Там в апреле 1973 года группа разделила первое место с местной группой Dijamanti, организовавшей фестиваль. [ 3 ]
После очередного возвращения Коминаца в группу Смак продолжил выступления в клубах Крагуеваца. [ 9 ] а также успешно выступил на фестивале поп-музыки в Санаде . [ 3 ] Этот состав записал песню "Biska II blues", которая появилась на PGP RTB сборнике различных исполнителей Leteća diskoteka (Flying Discothèque), составленном Зораном Модли в 1977 году. [ 10 ] В октябре 1973 года к группе присоединился неопытный в музыкальном плане высокий тенор- вокалист Борис Аранжелович , только что вернувшийся из Австралии , после прослушивания с успешным исполнением песни Deep Purple « Child in Time ». [ 3 ] После прибытия Аранжеловича, в начале 1974 года, группа приступила к записи своего дебютного сингла и была заинтересована в привлечении в группу органиста, предложив это место Time участнику Тихомиру «Поп» Асановичу , который отклонил предложение из-за своих планов сформировать его Югословенская поп-селекция . [ 10 ] выпустила свой дебютный сингл «Živim ja» («Я живу»), первоначально называвшийся «Biska 13» с «Biska 16» на стороне B. В конце концов, в марте 1974 года на лейбле PGP-RTB группа [ 10 ] В "Živim ja" участвовал флейтист Сретен Тасич "Таса", в то время участник группы Oliver , который случайно появился в студии во время записи. [ 10 ] В конце 1974 года "Živim ja" был выбран хитом года на шоу Veče uz radio ( "Вечер с радио ") Радио Белград . [ 11 ]
Смак выступил в Белграде впервые 10 ноября 1974 года во время юбилейного концерта Veče uz Radio вместе с Bijelo Dugme , Pop Mašina и другими известными группами того времени. [ 10 ] Несколько дней спустя группа выступила на Белградского университета филологическом факультете , впервые с приглашенной клавишницей Лазой Ристовски , бывшей участницей оркестра Безимени и Боки Милошевичей . [ 10 ] Ристовски официально стал участником в январе 1975 года, вскоре после этого Смак выступил с венгерской группой Omega в зале Дома Синдиката . [ 10 ] В феврале того же года группа выступила на фестивале Rock Evening of Opatija , а затем в Загребе на концерте Kongres rock majstora (Конгресс мастеров рока), проходившем на саммите лучших югославских гитаристов. [ 10 ] Вопреки ожиданиям, что Михайлович будет объявлен лучшим гитаристом мероприятия, судьи решили, что лучшими четырьмя гитаристами стали Бата Костич из YU grupa , Ведран Божич из Time , Йосип Бочек, ранее работавший в Korni Grupa , и Горан Брегович из Bijelo Dugme , все из которых, в отличие от Михайловича, были подписаны контракты с Юготоном , главным организатором мероприятия. [ 10 ] Вскоре после этого, 16 марта 1975 года, Смак разогревал концерт Deep Purple в Белграде, исполнив три своих номера: «Put od balona» (Дорога из воздушных шаров), «Шумадийский блюз» (Šumadijan Blues) и «Ulazak u harem». (Вход в гарем). [ 12 ]
После выступления на телешоу Od glave do pete («С головы до пят»), где группа исполнила инструментальную композицию «Ulazak u harem», первоначально написанную учителем Точака Драголюбом «Яраком» Яраковичем, но в переработке Точака, [ 10 ] из-за положительной реакции они решили записать этот трек в качестве следующего сингла. [ 13 ] В апреле 1975 года группа подписала контракт с Люблянским ZKP RTLJ и выпустила сингл «Ulazak u harem» с треком «Epitaf» («Эпитафия») на стороне B. [ 13 ] Однако после того, как загребская Suzy Records предложила контракт на выпуск сингла на их лейбле, группа подписала еще один контракт, выпустив "Ulazak u harem" с песней "Sto ptica" ("Сотня птиц") в качестве B. -side, в результате чего два лейбла одновременно выпустили один и тот же сингл. [ 13 ] Выпуск синглов стал первым крупным музыкальным скандалом в истории югославской музыки. [ 10 ] В конце концов группа решила остаться на лейбле ZKP RTLJ, и им предложили записать на этом лейбле свой дебютный альбом. [ 13 ] В следующем месяце группа отправилась в тур по Боснии и Хорватии с Биело Дугме и восточногерманской группой Puhdys , а также несколько раз выступала вживую с венгерской группой Sirius и австрийской группой Gypsy Love, после чего они выступили хедлайнерами на фестивале Zagreb BOOM . [ 10 ]
Коммерческий успех (1975–1978)
[ редактировать ]Одноименный дебютный альбом Смака, Smak ( Endtime ), был выпущен в 1975 году и включал в себя пять треков: на стороне A были "Perle" (Бусы), "Mračni mol" (The Dark Minor), "Blues u parku" (Блюз в Park) и укороченную "Biska 2", тогда как на стороне B был представлен двадцатиминутный инструментальный трек "Put od balona" ("Дорога, сделанная из воздушных шаров"), первоначально называвшийся "Biska 20". [ 10 ] Несмотря на свою длину, последний трек был записан за один дубль и вдохновлен треками Korni Grupa симфоническими рок- , такими как «Prvo svetlo u kući broj 4» («Первый свет в доме номер 4») и «Jedna žena» («Женщина»). ). [ 14 ] В альбом вошли тексты, в основном написанные Михайловичем, но вскоре после этого группа обратилась за услугами к поэту Мирко Глишичу из Крагуеваца для той же работы, с которым они сотрудничали в своих последующих релизах. [ 10 ] Альбом получил неоднозначную оценку критиков, но, тем не менее, стал серебряным и был продан тиражом около двадцати тысяч копий. [ 14 ] Альбом также повысил культовый статус игры Михайловича на гитаре, что подтвердилось во время их трехнедельного тура по Восточной Германии . [ 10 ]
В апреле 1976 года группа выпустила двойной 7-дюймовый EP Satelit (Satellite) с заглавным треком, который мгновенно стал хитом, и с кавером, на внутренней стороне которого был изображен сателлит, выпрыгивающий из конвертов. [ 10 ] Продвижение EP также было организовано необычно: люблянский лейбл ZKP RTLJ пригласил около двадцати журналистов на рейс DC10 из Белграда в Нью-Йорк, во время которого группа исполнила импровизированную сессию в самолете. [ 10 ] Они пробыли в Нью-Йорке неделю, записывали рекламный ролик для «Satelit», документального фильма о своем визите, и выступали в клубе для эмигрантов из Баната . [ 10 ] По возвращении из США Михайлович выпустил свой дебютный сольный альбом RM Točak . [ 10 ] Осенью 1976 года у группы был мини-тур по Югославии. [ 15 ] В октябре группа выпустила сингл с песнями «Люди, это не справедливо!» с би-сайдом «El dumo», а в рамках промоушена сингла — часовой документальный фильм о пребывании группы. в Нью-Йорке был показан. [ 10 ] В следующем месяце Лаза Ристовски покинул Смак, чтобы присоединиться к Биело Дугме , в то время сопернику Смака, его заменил органист Мики Петковски из группы Breg (зачаточный Leb i Sol ), выпускник музыкальной академии виолончели в классе профессора Андре Наварры. . [ 10 ]
В начале 1977 года группа, уход Ристовски и болезнь Михайловича начали подготовку материала для следующего альбома, Петковски также принес на репетиции свою виолончель, а письменный материал был записан в Лондоне на студии Morgan Studios . [ 16 ] Crna dama (Черная леди), спродюсированный Мартином Леваном , включал тексты, написанные Мирко Глишичем, и музыку Михайловича, за исключением "Tegoba" (Недуг), написанной Петковски, в которой он выразил свои симпатии к джаз-року . [ 10 ] Музыкальный стиль варьировался от заглавного трека с влиянием хард-рока , баллад "Stvar ljubavi" (Дело любви) и "Plava pesma" (Голубая песня) с участием струнного квартета London Harmonium, фолк-рока "Daire" (Бубен), Аранжеловича прогрессивный "'Alo", включающий скат-пение в сочетании с сольными партиями Михайловича, и "Domaći zadatak" (Домашнее задание), включающий сложные соло на барабанах, бас-гитаре и клавишных, который был непосредственно посвящен Биело Дугме. [ 10 ] У альбома была роскошная обложка, разработанная Драганом С. Стефановичем, с новым логотипом группы, который стал одной из торговых марок группы. [ 16 ]
Альбом стал золотым и получил в основном положительные критики, хотя тексты Глишича вызвали в основном негативную реакцию, назвав их банальными и неэффективными. [ 10 ] PGP RTB также вложила большие средства в продвижение альбома, получив соответствующее освещение в СМИ, поэтому песни «Crna dama», «Daire» и «Plava pesma» стали общенациональными хитами. [ 17 ] 8 сентября 1977 года группа отправилась в большой промо-тур, отыграв вступительный концерт в Белграде. [ 17 ] выступление в аншлаговом зале «Пионир» , а затем на фестивале BOOM в Нови-Саде . [ 10 ] В Загребе группа продвигала альбом в трамвае, который объезжал город, а после выступления в Загребе, перед одиннадцатью тысячами человек, представителей франкфуртского звукозаписывающего лейбла Bellaphon Records . группе представили [ 18 ] Группа подписала пятилетний контракт на выпуск восьми альбомов, после чего Михайлович и Аранджелович отправились в Лондон, чтобы записать треки для англоязычной версии Crna dama для европейского и американского рынков. [ 18 ] Black Lady с альтернативной обложкой альбома [ 18 ] в Melody Maker был оценен как «плохая копия Taste и Deep Purple », однако получил положительную оценку в Guitar Player . [ 10 ] В ежегодном опросе читатели журнала «Джубоксс» выбрали Smak лучшей группой 1977 года, а группа получила лучший альбом, кавер, сингл, гитариста, басиста и барабанщика. [ 10 ]
В январе 1978 года во время Midem выставки музыкальной индустрии в Каннах права на Black Lady были куплены американской Fantasy Records и испанским филиалом RCA Records . [ 10 ] Однако атмосфера внутри группы стала напряженной, в основном из-за того, что успешный тур Crna Dama в конечном итоге привел к тому, что после тура группа оказалась в долгах в двадцать миллионов динаров (приблизительно пятьдесят тысяч долларов). [ 18 ] В такой атмосфере они провели несколько неудачных живых выступлений, в том числе концерт в полупустом белградском зале «Пионир» весной 1978 года. [ 10 ] Группа также выступала на польском международном фестивале рок-музыки в Познани . [ 18 ] В то время лейбл PGP RTS купил 24-канальное студийное оборудование MCI , на котором с помощью сотрудников студии Morgan группа записала макси-сингл Smak Super 45 с песнями "Nevidljive terazije" (Невидимые весы) и «Хитопадеза» ( Hitopadesha ), последняя с участием Стояновича, одновременно играющего два ритма. [ 19 ] В этот период Петковский записал сольный альбом « Кто знает», на котором на одной стороне пластинки выступали участники Smak, а на другой — участники Leb i Sol. [ 19 ] Вскоре после этого Петковский ушел из-за службы в армии, и его заменил Тибор Левай, член оркестра RTV Novi Sad. [ 10 ]
Упадок и кризис (1978–1981)
[ редактировать ]В напряженной атмосфере группа приступила к написанию нового материала, часто конфликтуя с Михайловичем, который не реагировал на возражения группы против его лирических произведений. Тем не менее, группа отправилась в Англию и в Чиппинг-Нортоне недалеко от Оксфорда , в местном замке, группа оборудовала свою студию и приступила к записи своего третьего студийного альбома. [ 20 ] Несмотря на частые ссоры, они записали прогрессивный рок- альбом Stranice našeg vremena («Страницы нашего времени»), спродюсированный самой группой совместно с продюсером Барри Хаммондом , в который вошли музыка и часть текстов, написанных Михайловичем. [ 10 ] Остальная часть текста песни была написана крагуевацким поэтом Зораном Петровичем, но не получила положительных отзывов критиков. [ 10 ] Помимо новых "Ponoćni lovac (Biska 18)" (Midnight Hunter (Biska 18)), "Tendži-tandži", "Nebo je samo Drum bez dna" (Sky is Just a Bottomless Road), на альбоме представлена перезаписанная версия песни «Улазак у гарем». [ 21 ] Альбом был выпущен Bellaphon с международной маркой, а PGP RTB выпустила лицензионную на сербском языке версию альбома . Англоязычная , названная в версия альбома под названием Dab in the Middle честь предложения приглашенного перкуссиониста Дэвида Мосса. [ 10 ]
После выпуска альбома группу покинул Левай, а вскоре за ним последовал Михайлович, недовольный возражениями группы против написания его текстов, а также возражениями против использования текстов Мосса на Dab in the Middle . [ 22 ] Смак продолжил выступления, дав несколько выступлений с бывшим гитаристом Mirni Ljudi Срджаном Миодраговичем и бывшими Time участниками Дадо Топичем и Крисом Николсом . [ 22 ] В конце 1978 года Стояновичу предложили присоединиться к «Сентябрю » под руководством Тихомира «Поп» Асановича, но он отказался из-за своих амбиций продолжить работу со «Смаком». [ 23 ] В начале 1979 года Михайлович вернулся в группу, и с ним Лаза Ристовски, разочарованный ситуацией в Биело Дугме и провалом его альбома Stižemo (« Здесь мы приходим »), записанного со своим коллегой по группе Биело Дугме Ипе Ивандичем . [ 22 ] С появлением в качестве гостя Дадо Топича группа выпустила EP Na Balkanu (« На Балканах ») с заглавным треком и «Gore dole» («Вверх и вниз») на слова, написанные Мариной Туцакович . [ 22 ] В то время группа расторгла контракт с Bellaphon, которые были недовольны продажами альбома Smak, а группа была недовольна продвижением альбома. [ 22 ] Другой причиной стал судебный процесс между Моссом, защищавшим права на использование Dab in the Middle , и Bellaphon, закончившийся в конечном итоге выплатой лейблом десяти тысяч долларов гонорара. [ 22 ]
Группа продолжила сотрудничество с Дадо Топичем, который продюсировал альбом Rok cirkus (Рок-цирк), выпущенный в начале 1980 года и отличающийся более коммерческим хард-роковым звучанием, но подвергшийся резкой критике из-за вялых текстов песен, написанных Мариной Туцакович и Марко Глишичем. особенно текст песни «Ла Кукарача» (La Cucharacha). [ 22 ] Альбом, однако, показал напоминание об их предыдущих работах в инструментальной "Instrumental Baby" и песнях "Hirošima" ("Хиросима") и "Ogledalo" ("Зеркало"). [ 22 ] Единственной песней с альбома, ставшей хитом, стала песня «Профессор» («Профессор»). [ 24 ] Под влиянием рок-н-ролльного цирка группы группа Rolling Stones хотела продвигать альбом в туре с выступлениями в цирковом шатре. [ 24 ] По этой причине в апреле 1980 года группа отправилась в Словению, чтобы подписать контракт со словенской цирковой труппой Варгаса, однако их палатка была повреждена после сильного снегопада. [ 24 ] Ожидая прибытия еще одной палатки, группа услышала известие о смерти президента Иосипа Броз Тито . [ 24 ] после чего альбом остался практически без промоушена. [ 22 ] Более того, популярность панка и новой волны в Югославии также повлияла на коммерческий провал альбома. [ 22 ]
В начале 1981 года Михайлович с участниками Smak решили записать сольный альбом, однако в процессе записи альбома они не были уверены, должен ли это быть сольный альбом Точака или еще одна пластинка Smak. [ 25 ] В конце концов было решено, что альбом должен стать сольной работой Михайловича, главным образом потому, что в процессе написания умер его брат, что повлияло на атмосферу альбома и часть материала, записанного как посвящение его брату. [ 26 ] Другой причиной было отсутствие Аранжеловича, который не участвовал в записи альбома из-за болезни, и поэтому в трех неинструментальных треках альбома использовался вокал Дадо Топича в песне «Zašto ne volim sneg» («Почему я не люблю Снег»), записанный с первого дубля, и Зоран «Хозе» Живанович в песнях «Южный поезд» и «Небесный плот». [ 27 ] Помимо материала, написанного Михайловичем, в альбом вошла кавер-версия македонской народной песни « Zajdi, zajdi » («Set, Set (Oh, Sun)»), первоначально написанной Александром Сарийвески. [ 28 ] В конце концов, Zašto ne volim sneg ( Почему мне не нравится снег ) был выпущен как альбом Smak после того, как PGP RTB убедил группу отказаться от идеи сольной пластинки. [ 22 ] Альбом был выпущен всего пятью тысячами копий и быстро распродан менее чем за месяц. [ 29 ]
Распад и последствия (1981–1986)
[ редактировать ]К тому времени, когда Zašto ne volim sneg вышел, частые споры между участниками группы ускорили их решение распустить после последнего выступления в Белграде. [ 30 ] В июне 1981 года они провели прощальный концерт на баскетбольной площадке «Црвена Звезда» в Калемегдан . крепости [ 31 ] перед шестью тысячами фанатов, с появлением в качестве гостя Дадо Топича, который присоединился к группе на сцене, чтобы исполнить "Na Balkanu". [ 22 ] Изначально концерт был отложен из-за сильного дождя, частично повредившего оборудование. [ 31 ] После этого возникли проблемы с промоутерами шоу, которые нарушили условия соглашения относительно оплаты шоу, в результате чего участники группы получили только около пятой части ранее согласованного платежа. [ 32 ] Внезапное сокращение финансовых доходов от финального выступления привело к решению группы отправиться в прощальный тур, чтобы возместить потерянный доход, несмотря на то, что они были в недружелюбных отношениях и изначально не собирались выступать после выступления в Калемегдане. [ 22 ] Прощальный тур закончился в сентябре 1981 года, и пути участников разошлись.
Вскоре после распада Стоянович и Михайлович вместе с Дадо Топичем (басист и ведущий вокалист) заключили соглашение о создании группы под названием Tito, однако эта идея возникла у троих еще в 1973 году из-за того, что Михайловичу не нравилась концепция не записывая новый материал и опираясь на свой старый репертуар, группа так и не сдвинулась с мертвой точки. [ 33 ] В начале 1982 года Михайлович и Стоянович, на этот раз с басисткой Лолой Андреич, решили сформировать инструментальное музыкальное трио, продолжив стиль, впервые исследованный на альбоме Zašto ne volim sneg , однако после недопонимания между Стояновичем и Андреичем первый покинул группу. . [ 34 ]
В 1982 году Михайлович выпустил сингл «Mantilja» (Mantilla) с «Specijalka» (A Special) на стороне B, а с Андреичем и Моссом, которые часто выступали с ним вживую, он записал макси-сингл « Marš na Drinu » ( «Марш по реке Дрине»), кавер на песню времен Первой мировой войны . [ 22 ] Он также открыл школу для гитаристов в Крагуеваце и Белграде, через которую за эти годы прошло множество учеников. [ 22 ] В 1982 году Борис Аранжелович вместе со своими бывшими товарищами по группе Smak записал свой дебютный сольный альбом Iz profila ( «Просмотр профиля» ), после чего переехал в Лондон, где свернул свою музыкальную карьеру. [ 22 ] Стоянович сформировал группу Cveće (Цветы) в октябре 1982 года с Крисом Николсом (клавишные), Миодрагом Бабалем (вокал), Сречко Максимовичем (гитара) и Бранко Павловичем «Стенли» (бас), но к моменту выхода их дебютного альбома «Поленов прах » ( Pollen Powder ) вышли в 1983 году, уже распались. [ 22 ] Затем Стоянович выступал в белградском отеле Mažestik, в клубах Германии и Советского Союза , а также участвовал в записи синглов Томы Здравковича «Ej, Branka, Branka» («Эй, Бранка, Бранка») и «Kiša je Padala». («Падал дождь»). [ 22 ] Ристовски присоединился к группе Элвина Ли , выступив в турне по Югославии и Венгрии, и выпустил пять сольных альбомов, прежде чем вернуться в Биело Дугме в 1985 году, оставаясь там до их распада в 1989 году. [ 35 ]
Воссоединения и перерывы (1986–1992)
[ редактировать ]В середине октября 1986 года основные участники Smak воссоединились в составе Михайлович, Стоянович, Аранжелович и Миланович. [ 22 ] но без Ристовского, который отказался участвовать в воссоединении. [ 36 ] Все четверо начали репетировать в кампусе Крагуевацкого университета , и во время репетиций на репетициях часто присутствовал молодой клавишник Милан Джурдевич , однако, из-за сдержанности Михайловича по отношению к нему, он пригласил Криса Николса записать партии клавишных. [ 37 ] Альбом-возвращение Smak 86. , в котором также участвовали Миша Комненич и Влада Никодиевич на клавишных, но альбом не был хорошо принят критиками. [ 22 ] На альбоме Михайлович выступал в качестве продюсера, автора музыки и текстов, даже ведущего вокалиста в песне «Kornjačina koža» («Черепашья шкура»). [ 22 ] Сами участники группы, за исключением Михайловича, также были недовольны пластинкой: Аранжелович был недоволен некоторыми текстами, а Стоянович не был доволен использованием ритм-машин на некоторых треках. [ 37 ] После выпуска альбома группа отправилась в тур с клавишником Миланом Джурдевичем, но без особой рекламы. [ 38 ] После короткого тура группа взяла перерыв на неопределенный срок. [ 22 ]
В 1987 году Михайлович основал свою группу RM Točak с участием Лолы Андреич и Дэвида Мосса, с которой он появился на концерте Legende YU Rocka ( Легенды YU Rock ), организованном 22 мая 1987 года Загребским радио 101 в Доме. Спортова, [ 39 ] а запись инструментала "Because" появилась на двойном концертном альбоме различных исполнителей Legende YU Rocka , выпущенном Jugoton в том же году. [ 22 ] Стоянович основал свою школу барабанщиков и начал исполнять народную музыку как в Югославии, так и за рубежом. [ 22 ] Во время бездействия Смака Михайлович, Стоянович и Миланович продолжали поддерживать связь, а в 1988 году, без особых репетиций, они решили выступить на традиционном Крагуевацком полуночном концерте с клавишником Миланом Джурдевичем, который в то время служил в армии, и вокалист Милан Шчепович «Шчепа». [ 40 ] После успешного выступления в Крагуеваце, несмотря на слухи о реформировании, участники снова посвятили себя карьере. [ 40 ] Однако тот же состав снова воссоединился в 1990 году, снова выступив на концерте Kragujevac Midnight. [ 40 ]
В следующем году группа воссоединилась, на этот раз с вокалистом Аранжеловичем, еще раз на том же концерте, и в качестве гостя выступил Пера «Джо» Миладинович на губной гармошке. [ 40 ] Тот же состав с Ристовски на клавишных выступил на концерте Kragujevac Midnight, после чего группа впервые за шесть лет выступила в Белграде. [ 41 ] Группа провела два выступления в Sava Centar , первое из которых было записано для концертного альбома OdLIVEno ( LIVEquefied ), только на компакт-кассете. [ 41 ] Помимо собственных песен, в альбом вошли кавер-версии блюзовых песен « Cross Road Blues » и « Tobacco Road », а также традиционная сербская песня «Ukor» («Виновата»). [ 22 ] Группа также выпустила сборник Smak: Retrospektiva (Smak: A Retrospective) и переиздала альбом Dab in the Middle под названием The Pages of Our Time . [ 22 ] После выступлений в Белграде группа встретилась в Крагуеваце, где решила продолжить работу и начала планировать выпуск альбома-камбэка. [ 42 ] Тем не менее, Арангелович поехал в Амстердам, где пробыл дольше положенных двух месяцев, а Миланович и Ристовски не появились на репетициях группы, поэтому состав не вернулся на полную ставку. [ 42 ]
ТЭК и реформация (1993–2002 гг.)
[ редактировать ]Поняв, что стандартного реформирования состава не будет, Михайлович и Стоянович, тем не менее, продолжили репетировать вместе, играя инструментальную музыку с учеником Михайловича Миланом «Микикой» Милосавлевичем, бывшим участником Alahambra. [ 22 ] который, несмотря на то, что был соло-гитаристом, начал играть на бас-гитаре из уважения к двум музыкантам. [ 42 ] Во время одной из репетиций, услышав, как Стоянович и его 19-летний сын играют на барабанах одновременно с отцом, Михайлович предложил Деяну Стояновичу «Кепа-младший». должен присоединиться к троим в качестве второго барабанщика. [ 43 ] В то время, в 1993 году, Михайлович получил предложение написать музыку к фильму «Византийское плаво» («Византийская синева») режиссера Драгана Маринковича, в котором он записал Стояновича-старшего и младшего на барабанах и Милосавлевича на басу, подписав контракт с группой TEK. [ 22 ] Альбом саундтреков, записанный на студии Лазы Ристовской, [ 44 ] в качестве гостей выступили Ристовски (клавишные), Зоран Миланович (бас), Мария Михайлович (вокал), Мирослав Савич (клавишные) и Ненад Петрович (саксофон). [ 22 ] Помимо собственных композиций, в альбом вошли несколько кавер-версий на народные мотивы, в том числе версия «Зайди, зайди» 1981 года и песня «Укор». [ 42 ] а также композиции Мирослава Савича и Драгана Стефановича. [ 22 ] В конце концов Михайлович получил за альбом награду Crystal Prism. [ 22 ]
После выхода альбома ТЭК начали промо-тур, исполняя инструментальную музыку в основном в клубах, однако по просьбе публики включали материал Smak, но в инструментальных версиях с заполнением публикой вакантного места вокалиста. [ 45 ] По этой причине Стоянович предложил Михайловичу вернуться к классическому рок-составу с вокалистом, а тем временем Милосавлевич переключился на гитару, поэтому группе пришлось искать нового вокалиста и басиста. [ 46 ] Сначала группа считала Осваячи вокалиста Звонко Пантовича «Чипи» из-за схожего вокального стиля со стилем Аранджеловича, но в конечном итоге новым вокалистом стал Деян Найданович «Найда» , бывший вокалист Kramer. [ 22 ] после успешной вокальной интерпретации песни Free « All Right Now ». [ 47 ] По рекомендации друга новым басистом стал Влада Самарджич, молодой джаз-фьюжн- музыкант из Нови-Сада . [ 48 ] who performed with Vasil Hadžimanov. [ 22 ] Продюсерская компания VANS, выпустившая саундтрек к "Византийскому плаву" , хотела начать сотрудничество с группой в выпуске нового материала, предложив им и дальше использовать название Smak. [ 49 ]
Завершив состав и имея материал, достойный альбома, Радомир «Точак» Михайлович (гитара), Слободан «Кепа» Стоянович (ударные), Деян «Кепа младший». Стоянович (ударные), Милан «Микица» Милосавлевич (гитара), Деян «Найда» Найданович (вокал) и Влада Самарджич (бас-гитара) вошли в студию и записали седьмой студийный альбом Smak Bioskop Fox (Fox Cinema), спродюсированный Михайловичем и выпущен совместно VANS, Komuna и PGP RTS в 1995 году. [ 22 ] Весь материал, состоящий из четырнадцати треков, был написан Михайловичем, за исключением части текстов, написанных Зораном Амаром, Предрагом Дрчеличем «Skaki» из Trula Koalicija , Йованом Николичем и Николой Михайловичем. [ 50 ] В целях продвижения альбома группа записала промо-видео на песню «Lisica» («Лисица»), посвященное Джими Хендриксу , на профессиональной киностудии в Кошутняке . [ 48 ] а также два рекламных видеоролика на песни "Organizam bluz" (Организм-блюз) и "Miris nje" (Запах ее) в Нови-Саде. [ 51 ] Несмотря на адекватную рекламу в СМИ, Михайлович не был удовлетворен VANS, отчасти из-за их неопытности в музыкальном бизнесе, поскольку они были кинокомпанией, поэтому группа прекратила сотрудничество с компанией. [ 51 ]
После выпуска альбома группа начала гастрольные репетиции в Крагуеваце и впервые выступила в новом составе в Чачаке 9 сентября 1995 года, после чего последовали выступления в Крагуеваце, однако они столкнулись с проблемой небольшого количества людей, посещающих их концерты. шоу. [ 51 ] В то время группа получила приглашение отправиться в тур по Канаде, но, несмотря на то, что к их приезду все было готово, Михайлович передумал, и тур был отменен. [ 52 ] После отмены тура басист Влада Самарджич, разочарованный этим фактом, решил покинуть группу и посвятил себя учебе в музыкальном колледже Беркли . [ 52 ] Михайлович предложил Лолу Андерич в качестве замены, но после отказа Стояновича новым басистом стал Слободан Маркович «Продажа» из Крагуеваца. [ 52 ] Новый состав продолжил выступать вживую, в том числе выступление в белградском Sava Centar, которое транслировалось по национальному телевидению, с выступлениями с барабанными соло на двух барабанах, состоящими из трех частей, первая из которых представляла собой унисонную игру на барабанах, вторая - с индивидуальными импровизациями и третий с латиноамериканскими ритмами под влиянием Стива Гэдда . стиля игры [ 53 ]
В 1996 году RTV Словения выпустила сборник The Best of Smak , а в следующем году, весной 1997 года, группа отправилась в тур по Словении. [ 54 ] Успех тура привел к планированию еще одного тура, который был отменен из-за проблем с менеджментом в Словении. [ 52 ] После тура группа сократила свою живую деятельность, давая в основном бесплатные концерты на городских площадях, включая концерт в Крагуеваце, на котором все бывшие участники, за исключением Мики Петковски, появились в качестве гостей. [ 55 ] В мае того же года в кинотеатре Крагуевац Шумадия группа провела эксперимент с исполнением целого концерта без публики, и запись концерта была выпущена на двойном концертном альбоме Live Without Audience , включающем концертные версии двадцати двух треков. за всю карьеру группы. [ 56 ] На песню «Ljudi nijefer» был записан промо-видео, получившее адекватное освещение в СМИ. [ 55 ] В следующем, 1998 году, в книге под редакцией Душко Антонича и Данило Штрбаца рок- и поп-музыки югославской YU 100: Лучшие альбомы , Crna dama оказалась на 40-м месте, а Smak - на 63-м месте. [ 57 ]
В 1999 году группа приступила к работе над новым студийным альбомом, для которого Михайлович и Стоянович решили, что в нем должны присутствовать полиритмические барабаны и скат-пение. [ 58 ] Тем не менее, Стоянович предложил, чтобы помимо скат-пения в нескольких треках были тексты, от чего Михайлович отказался, и поэтому Стоянович принял решение не играть на альбоме. [ 58 ] Затем Михайлович нанял Игоря Малешевича, в то время участника группы Васила Хаджиманова, но, не удовлетворившись репетициями, его уволили, и Стоянович записал барабаны для всех четырнадцати треков альбома, который был полностью записан за 72 часа. [ 59 ] «Эгрегор» , выпущенный PGP RTS и спродюсированный Михайловичем и Сашей Хабичем , содержал только одну песню с текстами, а в остальных песнях Найданович участвовал в скат-пении. [ 56 ] Песня «5. maj» («5 мая») была посвящена Led Zeppelin , а тема «SOS» включала в себя отрывок из речи Иосипа Броз Тито 1948 года, фолк-певцов старшего поколения Вуку Шехеровича и Мията Миятовича, а также анонима. Радио Белграда выступает во время оккупации Югославии во время Второй мировой войны . [ 56 ] Альбом получил неоднозначную критику и не получил адекватной рекламы из-за бомбардировок Югославии НАТО в том же году. [ 60 ]
В 1999 году Борис Аранджелович записал сольный альбом Milion godina ( «Миллион лет» ) под названием «Борис и динозавры», музыку для которого написали бывший гитарист группы YU Бата Костич, Джимми Барнс и Р.М. Точак, слова — Марина Тучакович и Ранко Слиепчевич, а также в записи приняли участие Костич, Ристовски, Кепа Стоянович, Зоран Миланович, Пера Джо и гитарист Neverne Bebe Саша Ранджелович «Рандья». [ 56 ] 3 марта 2000 года группа выступила в Крагуевацком зале Le Cinema, а запись концерта была выпущена в 2002 году компанией Active Time под названием Live — klub Le Cinema ( Live — Le Cinema Club ). [ 56 ] Тот же лейбл выпустил запись концерта TEK в Нише, записанную в 1994 году, на концертном альбоме Niš 1994 . [ 56 ] В 2001 году компанией PGP RTS был выпущен сборник История « » , в который вошли песни всех периодов карьеры Смака, а также ранее не издававшаяся песня «Blues od vina», записанная на юбилейном концерте «Вече уз радио» 1974 года . [ 56 ] В следующем году группа распалась. [ 56 ] Сборник, включающий часть материала Live Without Audience, вышел под названием Antologija! ( Антология! ) в 2005 году, а осенью следующего года PGP RTS выпустила обновленное издание альбома Crna dama . [ 56 ]
Воссоединение (2010–2015)
[ редактировать ]В 2010 году в состав вошли Радомир «Точак» Михайлович (гитара), Деян «Найда» Найданович (вокал), Слободан «Кепа» Стоянович (ударные), Милан «Микица» Милосавлевич (гитара), Деян «Кепа Джуниор» Стоянович (ударные). ) с новым участником группы Милошем «Шоми» Петровичем (бас) воссоединились и начали писать новый материал. [ 61 ] Бывший басист Влада Самарджич в воссоединении не участвовала, но выразила поддержку новому составу. [ 62 ] С лета по осень того же года группа записала четыре трека «Delfin» («Дельфин»), инструментальную версию песни «Cigansko srce» («Цыганское сердце»), первоначально выпущенной на альбоме Rock cirkus , «Ispiranje». (Омовение) и «Rapsodija o lepom» («Рапсодия о красоте»), [ 63 ] Премьера которых состоялась на официальном канале группы на YouTube . [ 64 ] Однако дальнейшие планы воссоединения были прерваны операцией на спинном мозге Слободана Стояновича . [ 65 ] Записанные треки вместе с бонус-видеоверсиями материала были выпущены в декабре 2012 года на EP Delfin ( «Дельфин ») сербским лейблом One Records . [ 66 ] Тот же лейбл также переиздал в формате компакт-диска концертный альбом OdLIVEno 1992 года . [ 67 ] ранее доступный только на компакт-кассете , и выпустил сольный альбом Радомира Михайловича Tonsko ukrašavanje ( Тональное украшение ). [ 68 ]
29 декабря 2012 года Смак воссоединился в стандартном составе - Радомир Михайлович (гитара), Борис Аранджелович (вокал), Зоран Миланович (бас-гитара) и Слободан Стоянович (ударные) - для концерта в Комбанк Арене . В концерте также приняли участие участники текущего состава Smak - Деян Найданович (вокал), Милан Милосавлевич (гитара), Милош Петрович (бас-гитара) и Деян Стоянович (ударные), а также Деян Здраевски на клавишных. [ 69 ] Воссоединение основного состава группы широко освещалось в СМИ, и на концерте присутствовало около 18 000 зрителей. [ 70 ] 27 июня 2013 года группа как в дефолтном, так и в текущем составе выступила на фестивале Kragujevac Arsenal Fest . Это был первый концерт группы в Крагуеваце с 1997 года. [ 71 ] В 2014 году группа перезаписала свою песню 1978 года «Небо je samo Drum bez dna» («Небо - это только бездонная дорога») и выпустила ее на своем официальном канале YouTube. [ 72 ]
20 июня 2015 года группа, снова как в стандартном, так и в текущем составе, провела концерт в белградском парке Ушче перед примерно 20 000 зрителей. [ 73 ] На концерте выступили группы Oktava, Rare и Epilog на разогреве, а в качестве гостя выступил Дадо Топич. [ 74 ]
Концерт в парке Ушче стал последним выступлением Аранжеловича с группой. Он умер 27 августа того же года в Роттердаме после продолжительной болезни. Ему было 67. [ 75 ]
Новое воссоединение (2022 – настоящее время)
[ редактировать ]6 мая 2022 года Смак снова воссоединился с новым певцом Йованом Пантичем Пантой , тон голоса которого очень похож на голос Аранжеловича. Они провели концерт в Крагуеваце в мэрии.
9 сентября 2022 года Смак провел концерт в Чачаке . [ 76 ]
Наследие
[ редактировать ]В 2017 году группа была награждена серебряной медалью «За заслуги» от президента Сербии Томислава Николича за вклад в сербскую культуру. [ 77 ]
Песни Smak были исполнены множеством исполнителей, а среди известных кавер-версий можно назвать: женской группы Aska попурри , состоящее из отрывков из "Satelit", "Crna dama", "Nevidljive terazije", "Halo", "Tendži Tandži", «Daire» и «Gore dole» из их альбома Disco Rock 1982 года . [ 78 ] Песня "Daire" была исполнена в 1994 году группой Neverne Bebe на их альбоме Neverne Bebe I , в их версии был отрывок из "Zajdi, zajdi"; [ 79 ] группа еще раз перепела эту песню на своем альбоме 2004 года Neverne Bebe IV – Dvoje – The Best Of . [ 80 ] Осваячи сделали кавер на песню "Ljudi nijefer" на своем автономном концерте 1994 года. [ 81 ] Песня «Crna dama» была исполнена в 2000 году певицей Викторией для ее альбома Nostalgija ( «Ностальгия »). [ 82 ] В 2011 году группа Čipi i Industrija в составе первоначальных участников Osvajači исполнила кавер на песню «Na Balkanu» с бывшим Generacija 5 вокалистом Джордже Давидом на гостевом вокале, выпущенную на альбоме Na Balkanu . [ 83 ] В своем альбоме 2012 года Štrajk mozga ( «Мозговой удар ») рэпер Эдо Маайка использовал рифф «Biska 2» из альбома Live Without Audience в песне «Diši» («Дышите»). [ 84 ] В следующем году «Biska 2» была исполнена квартетом Милана Петровича на их инструментальном кавер-альбоме «Favorites» . [ 85 ]
Альбомы и песни Smak вошли в несколько списков величайших рок-музыкантов всех времен. В книге YU 100: najbolji albumi jugoslovenske rok i pop muzike ( YU 100: Лучшие альбомы югославской поп- и рок-музыки ), изданной в 1998 году, представлены два альбома Smak: Crna dama (40-е место) и Smak (40-е место в рейтинге ). 63). [ 57 ] В списке 100 величайших югославских альбомов, опубликованном хорватским изданием Rolling Stone в 2015 году, Crna dama занял 92-е место. [ 86 ] , В список 100 лучших югославских рок-песен всех времен Rock Express опубликованный в 2000 году, вошли семь песен Smak: «Crna dama» (5-е место в опросе), «Ulazak u harem» (12-е место в опросе), «Daire» ( опрошенный №23), «Blues u parku» (опрошенный №47), «Шумадийский блюз» (опрошенный №65), «Зайди, зайди» (опрос №82) и «Сателит» (опрос №94). [ 87 ] В 2006 году «Плава песма» заняла 61-е место в списке 100 лучших отечественных песен B92 . [ 88 ] В 2011 году слушатели Radio 202 назвали "Daire" одной из 60 величайших песен, выпущенных PGP-RTB / PGP-RTS . [ 89 ]
Члены
[ редактировать ]Бывшие участники
- Радомир «Точак» Михайлович - гитара (1971–1981, 1986–1992, 1994–2002, 2010–2015)
- Слободан «Кепа» Стоянович - ударные, перкуссия (1971–1981, 1986–1992, 1994–2002, 2010–2015)
- Зоран Миланович - бас-гитара (1971–1981, 1986–1992, 2012, 2013, 2015)
- Борис Аранжелович - вокал (1973–1981, 1986–1987, 1989–1992, 2012, 2013, 2015)
- Милан «Микица» Милосавлевич - гитара (1994–2002, 2010–2015)
- Деян "Кепа младший. Стоянович - ударные, перкуссия (1994–2002, 2010–2015)
- Деян «Найда» Найданович — вокал (1994–2002, 2010–2015)
- Деян Здравески - клавишные (2012–2015)
- Филип Миланович - бас-гитара (2015)
- Миша Николич - клавишные (1971–1972)
- Лола Андриич — бас-гитара (1980–1990)
- Слободан «Кома» Коминац — вокал (1971–1972, 1973)
- Слободан «Йохан» Йованович — вокал (1972)
- Милорад «Кими» Петрович — вокал (1973)
- Лаза Ристовски - клавишные (1974–1976, 1979–1981, 1992)
- Миодраг «Мики» Петковски - клавишные (1976–1978, 1979)
- Тибор Левай - клавишные (1978)
- Дэвид Мосс - ударные (1978)
- Милан Джурдевич - клавишные (1986–1990)
- Милан Шчепович - вокал (1988, 1990)
- Влада Самарджич - бас-гитара (1994–1997)
- Слободан «Сале» Маркович - бас-гитара (1997–2002)
- Милош «Шоми» Петрович - бас-гитара (2010–2013)
Дискография
[ редактировать ]
Альбомы на сербском языке
|
англоязычные альбомы
|
Ссылки
[ редактировать ]- Антонич, Душко; Стрбац, Данило (1998). Ю 100: лучшие альбомы югославской рок- и поп-музыки . Белград: Ю Рок Пресс.
- Яковлевич, Мирко (2003). Невидимые весы Слободана Стояновича Кепы . ISBN 86-83525-67-8 .
- Янятович, Петар (2007). ЭКС Ю РОК энциклопедия 1960-2006 гг . ISBN 978-86-905317-1-4 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Яковлевич 2003 , с. 30
- ^ Яковлевич 2003 , стр. 31.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Янятович 2006 , с. 209
- ^ Яковлевич 2003 , с. 35
- ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , с. 36
- ^ Яковлевич 2003 , с. 37
- ^ Яковлевич 2003 , с. 38
- ^ Яковлевич 2003 , с. 39
- ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , с. 42
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в Янятович 2006 , с. 210
- ^ Яковлевич 2003 , с. 50
- ^ Яковлевич 2003 , с. 57
- ^ Jump up to: а б с д Яковлевич 2003 , с. 52
- ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , с. 53
- ^ Яковлевич 2003 , с. 62
- ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , стр. 64.
- ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , стр. 66.
- ^ Jump up to: а б с д и Яковлевич 2003 , стр. 67.
- ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , стр. 71.
- ^ Яковлевич 2003 , стр. 68.
- ^ Янятович, 2006, с. 210-211
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах Янятович 2006 , с. 211
- ^ Яковлевич, 2003, стр. 72-73.
- ^ Jump up to: а б с д Яковлевич 2003 , стр. 74.
- ^ Яковлевич 2003 , стр. 75.
- ^ Яковлевич, 2003, стр. 75-76.
- ^ Яковлевич 2003 , стр. 76.
- ^ Янятович, 2006, 211.
- ^ Яковлевич 2003 , стр. 79.
- ^ Яковлевич 2003 , с. 78
- ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , с. 80
- ^ Яковлевич 2003 , с. 81
- ^ Яковлевич 2003 , с. 82
- ^ Яковлевич, 2003, стр. 83-84.
- ^ Янятович 2006 , с. 198
- ^ Яковлевич 2003 , с. 95
- ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , с. 96
- ^ Яковлевич 2003 , с. 97
- ^ Янятович 2006 , с. 227
- ^ Jump up to: а б с д Яковлевич 2003 , стр. 102.
- ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , стр. 104.
- ^ Jump up to: а б с д Яковлевич 2003 , стр. 105.
- ^ Яковлевич, 2003, стр. 106-107.
- ^ Яковлевич 2003 , стр. 107.
- ^ Яковлевич 2003 , стр. 108.
- ^ Яковлевич, 2003, стр. 108-109.
- ^ Яковлевич 2003 , стр. 110.
- ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , стр. 111.
- ^ Яковлевич 2003 , стр. 109.
- ^ Янятович, 2006, с. 211-212
- ^ Jump up to: а б с Яковлевич 2003 , стр. 112.
- ^ Jump up to: а б с д Яковлевич 2003 , стр. 113.
- ^ Яковлевич, 2003, стр. 114-115.
- ^ Янятович 2006 , с. 212
- ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , стр. 116.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Янятович 2006 , с. 112
- ^ Jump up to: а б Антонич и Штрбац, 1998 г.
- ^ Jump up to: а б Яковлевич 2003 , стр. 117.
- ^ Яковлевич, 2003, стр. 117-118.
- ^ Яковлевич 2003 , стр. 118.
- ^ «Смак снова вместе с Точкой (ВИДЕО)», balkanrock.com. Архивировано 18 марта 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ "Смак снова играет", blic.rs
- ^ Дельфин на официальном сайте One Records
- ^ "Смак снова прозвучал",vesti-online.com
- ^ "Знаменитый Смак снова собирается", svetgitara.com
- ↑ Окончание выпуска EP Delfin в день концерта nocturnemagazine.net. Архивировано 22 февраля 2013 г. на archive.today.
- ^ OdLIVEno на официальном сайте One Records
- ^ Оформление тона на официальном сайте One Records.
- ^ "Белградское дочекао "Смак""
- ^ "СМАК НА КОМБАНК-АРЕНЕ: Это настоящий Смак, а не тот...", popboks.com
- ^ "Группа "Смак" открыла "Арсенал фест" перед 5000 человек (ФОТО) (ВИДЕО)", telegraf.rs
- ^ «Или это просто бездонный барабан», YouTube.com
- ^ "SPEKTAKL Smak провел концерт перед 20 000 человек в Ушче!", blic.rs
- ^ "Биг-бэнд Smak дал домашнее задание в Ушче", balkanrock.com
- ^ "Умер Борис Аранжелович, солист группы Смак!", novosti.rs.
- ^ «Группа Смак на городской площади в Чачаке 9 сентября» . B92.net (на сербском языке). 05.09.2022 . Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ "Николич наградил 84 орденами, получил "Сегодня для нас чудесный день..."", b92.net
- ^ Диско-рок на Disocgs
- ^ Унверн Бебе I на Discogs
- ^ Unverne Bebe IV - Dvoje - Лучшее из
- ^ «Осваяци – 15 Люди ние фер (отключено) (кавер Смак)» . Ютуб. Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 г. Проверено 5 июня 2014 г.
- ^ Ностальгия на Discogs
- ^ «Чипи и индустрия – На Балкану (CD, альбом) на Discogs» . Discogs.com . Проверено 5 июня 2014 г.
- ^ «Эдо Маайка – Brain Strike (компакт-диск, альбом) на Discogs» . Discogs.com. 21 апреля 2012 г. Проверено 5 июня 2014 г.
- ^ «Миланский квартет Петровича – Избранное (CDr, альбом) на Discogs» . Discogs.com. 18 сентября 2013 г. Проверено 5 июня 2014 г.
- ^ «Rolling Stone – Специальное издание: 100 величайших альбомов 1955–2015 годов». Rolling Stone (на хорватском языке). Но. Специальный Эдидон. Загреб: S3 Media. страница 86.
- ^ «100 лучших рок-песен всех времен». Рок-Экспресс (на сербском языке) (25). Белград.
- ↑ Список 100 лучших отечественных песен B92 на официальном сайте B92. Архивировано 28 марта 2007 г. на Wayback Machine.
- ^ 60 хитов шоу PGP на 202!, facebook.com
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Биска 2 - Вкус (1975)
- Блюз в парке - Смак (1975)
- Черная леди - Смак (1977)
- Вход в гарем - Смак (1978)
- Смак - Черная леди (1978) на Rock On Vinyl (2010)
- Конец времени в Новом Свете (1976)
- Вкус (документальный фильм Al Jazeera Balkans, 2015)
- Смак на Myspace
- Смак на YouTube
- Смак на Discogs
- Смак на RATEYOURMUSIC
- Попробуй это Last.fm
- Попробуй это B92.fm
- Вкус в Прогарчиве
- Сербские группы прогрессивного рока
- Сербские джаз-рок-группы
- Сербские хард-роковые музыкальные группы
- Сербские фолк-рок-группы
- Югославские группы прогрессивного рока
- Югославские джаз-рок-группы
- Югославские хард-роковые музыкальные группы
- Блюз-рок группы
- Музыкальные группы из Крагуеваца
- Музыкальные коллективы, созданные в 1971 году.