Референдум о суверенитете Татарстана 1992 г.
![]() | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Согласны ли Вы с тем, что Республика Татарстан является суверенным государством, субъектом международного права, строящим свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками (государствами) на равноправной основе? | ||||||||||||||||||||||
Результаты | ||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||||||||||||||||
![]() Результаты по районам и городам | ||||||||||||||||||||||
Источник: Центральная комиссия референдума. [ 1 ] |
История Татарстана |
---|
![]() |
Референдум о суверенитете был проведен в Татарстане , Россия , 21 марта 1992 года. Избирателям был задан вопрос, одобряют ли они то, что Татарстан является суверенным государством.
30 августа 1990 года Татарская АССР , входившая тогда в состав РСФСР Советского Союза , приняла Декларацию о государственном суверенитете, повысив ее статус до статуса союзной республики с намерением присоединиться к обновленному Советскому Союзу в качестве независимого образования. Однако попытка государственного переворота ускорила распад Советского Союза, оставив Татарскую АССР в состоянии неопределенности. Россия отказалась признать суверенитет Татарстана и вместо этого хотела, чтобы она присоединилась к новому Федеративному договору . Столкнувшись с враждебным центральным правительством, растущими волнениями и ростом национализма, региональное правительство приказало провести референдум для принятия решения о суверенитете республики.
Агитация началась в феврале 1992 года с голосования, состоявшегося 21 марта 1992 года. Избирателям был предоставлен выбор: проголосовать за или против суверенитета Татарстана, однако вопрос и формулировка были неоднозначными, и противоположные стороны референдума трактовали слово «суверенитет» по-разному. ; Татарские националисты, верящие в независимость, и пророссийские группы, верящие в автономию. Российское правительство выступило против референдума, заявив, что это была попытка отделения Татарстана. Правительство Татарстана отрицало, что референдум был посвящен независимости, и вместо этого заявило, что он просто подтвердил декларацию о суверенитете республики.
Несмотря на попытки России помешать голосованию, оно прошло согласно графику, и результаты показали, что 62% избирателей одобрили суверенный статус Татарстана, а 38% выступили против него. Голосование прошло мирно, после чего Татарстан принял новую конституцию, провозгласившую его «суверенным демократическим государством» и «субъектом международного права». Татарстан вступил в переговоры с Россией о рассмотрении двустороннего договора. Договор, подписанный 15 февраля 1994 года, предоставил Татарстану значительную автономию, при этом он согласился оставаться в составе России, но с «особым статусом». Когда Владимир Путин пришел к власти в 2000 году, он стремился свести на нет завоевания Татарстана в области автономии. В течение десятилетия двусторонний договор и все ссылки на суверенитет были отменены, что положило конец особому статусу Татарстана.
Фон
[ редактировать ]В последние годы существования Советского Союза сильно централизованная система страны начала разваливаться из-за экономических и социальных реформ советского лидера Михаила Горбачева . 16 ноября 1988 года Эстонская ССР издала Декларацию о государственном суверенитете , в которой утверждалось, что законы Эстонии имеют приоритет на ее территории над советскими. [ 2 ] Это положило начало так называемому « параду суверенитетов ». [ 3 ] В последующие годы другие союзные республики провозгласили свой государственный суверенитет, а РСФСР сделала это 12 июня 1990 года. [ 4 ] Декларация России призвала расширить права ее автономных республик и других территорий [ 5 ] а через месяц российский лидер Борис Ельцин призвал республики «взять столько суверенитета, сколько вы сможете проглотить». [ 6 ] 30 августа 1990 года Татарская АССР прислушалась к призыву и приняла Декларацию о государственном суверенитете, став одной из первых АССР, сделавших это. [ 7 ] Татарстан, однако, пошел еще дальше, исключив любое упоминание о том, что республика является частью России. [ 8 ] К 1991 году уже шли переговоры о заключении нового договора , который преобразовал бы страну в свободную конфедерацию, при этом Татарстан заявил, что подпишет договор как собственное независимое образование за пределами российской юрисдикции. [ 9 ] Однако попытка государственного переворота Советский Союз распался . в августе 1991 года положила конец любым надеждам на сохранение страны, и союзные республики начали провозглашать свою независимость, а 26 декабря 1991 года [ 10 ]
Татарстан, один из самых промышленно развитых и процветающих регионов России, давно стремился расширить свои права, особенно в отношении своей экономики и ресурсов. 1991 год был неспокойным для Татарстана: растущая напряженность между татарскими националистами и пророссийскими группами, а также руководство республики по поводу статуса Татарстана приводили к частым беспорядкам. [ 11 ] Татарстан также столкнулся с давлением со стороны российского правительства, которое отказалось признать суверенитет республики. Заявив, что он не является частью России, Татарстан бойкотировал президентские выборы в июне 1991 года и вместо этого провел собственные параллельные президентские выборы, на которых его фактический лидер Минтимер Шаймиев был единственным кандидатом. [ 12 ] Шаймиев, бывший приверженец Коммунистической партии и сторонник попытки государственного переворота, [ 13 ] использовал неопределенность статуса Татарстана, чтобы добиться уступок от российского правительства в расширении полномочий республики, но российские официальные лица выступили против этого, что привело к усилению напряженности между двумя странами. Напряженность достигла точки кипения, когда Ельцин начал оказывать давление на Шаймиева, чтобы тот одобрил предстоящий Договор о Федерации, намеченный на 25 марта 1992 года. [ 14 ] Когда он отказался, Ельцин в конце 1991 года попытался отстранить Шаймиева. [ 15 ] Дома Шаймиев столкнулся с все более радикальными татарскими националистами, требовавшими независимости. 29 октября 1991 года тысячи националистов попытались штурмовать Верховный Совет Татарстана после того, как законодатели отказались провозгласить независимость, в результате чего несколько человек получили ранения. [ 16 ] В феврале 1992 года радикальные националисты приняли несколько резолюций, призывающих к борьбе за независимость, вплоть до «освободительной войны». [ 17 ] Тем временем вдали от страны попытка Ельцина действовать жестко в отношении отделения путем отправки военных в Чечню , провозгласившую независимость в ноябре 1991 года, встретила сопротивление и потерпела неудачу. [ 18 ] [ 19 ] Ободренный очевидной слабостью Ельцина и нуждающийся в подавлении националистических настроений, Шаймиев объявил, что референдум должен состояться 21 марта 1992 года, за четыре дня до заключения договора.
Руководить
[ редактировать ]
Агитация по референдуму началась сразу после объявления 21 февраля. Правительство Татарстана и националисты сплотились, чтобы проголосовать «за», в то время как пророссийские группы призывали людей голосовать против. Правительство Татарстана проводило кампанию исключительно на основе экономических выгод суверенитета, избегая любых этнических аспектов. Критики референдума заявили, что Шаймиев провел его только для того, чтобы сохранить свою власть и власть бывшей коммунистической элиты, и использовал националистическое движение в качестве новой базы народной поддержки. [ 19 ] Однако организованной попытки бойкота референдума не произошло. [ 11 ] По словам Фандаса Сафиуллина, бывшего депутата парламента Татарстана, Татарстан был завален листовками, поступающими из других регионов России с призывами проголосовать «против». [ 20 ]
Ельцин и российское правительство, опасаясь за будущее страны после одностороннего провозглашения независимости Чечни, отказались признать референдум, и российское правительство первоначально пыталось добиться его отмены, апеллируя к Конституционному суду по поводу его легитимности. Суд сразу же признал голосование незаконным, но Татарстан проигнорировал это решение и пошел дальше. [ 21 ] В каждый округ были направлены сотрудники Генпрокуратуры России, чтобы сорвать подготовку к референдуму. [ 22 ] Несмотря на свое противодействие, сам Ельцин не пытался силой остановить референдум; в своем обращении он предупредил избирателей голосовать против него, иначе «может пролиться кровь». [ 23 ] Тем не менее правительство направило российские Вооруженные Силы в соседние регионы для проведения военных учений. [ 22 ] Появились сообщения о том, что Содружество Независимых Государств собственные войска направило в Марий Эл для запугивания правительства Татарстана, однако местное военное командование заявило, что это перебежчики из Украины , которые были передислоцированы. [ 11 ]
Вопрос референдума подвергся критике за расплывчатость, и избиратели в день референдума признали, что он «сбивает с толку». [ 24 ] Слово «суверенитет» по-разному интерпретировалось двумя противоборствующими сторонами; националисты считали это независимостью, в то время как профсоюзные деятели считали, что это означает не что иное, как автономию. [ 25 ] Правительство Татарстана отрицало, что референдум проводился за независимость, вместо этого заявляя, что он был направлен на подтверждение и усиление декларации о суверенитете республики от 30 августа 1990 года. [ 26 ] Это контрастировало с лидерами татарских националистов, которые утверждали, что «самоуправление означает независимость». [ 21 ] Российские официальные лица настаивали на том, что формулировка референдума подразумевала отделение, а Ельцин предупредил, что референдум может привести к этническому насилию. [ 27 ] За день до референдума Шаймиев в своем выступлении заявил: «Я как президент суверенного Татарстана заявляю, что мы навсегда с русским народом, с Россией. Мы никоим образом не нарушаем целостности России». [ 28 ] В интервью в мае 1992 года после референдума Шаймиев объяснил, что формулировка намеренно была сделана неясной и что прямой вопрос мог привести к нежелательным результатам. Он утверждал, что предлагалось прямо поставить вопрос об отделении, но выступил против. [ 9 ]
Вопрос
[ редактировать ]Вопрос, заданный избирателям, заключался в следующем:
Согласны ли Вы с тем, что Республика Татарстан является суверенным государством, субъектом международного права, строящим свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками (государствами) на равноправной основе? [ 26 ]
Результаты
[ редактировать ]Несмотря на попытки России остановить голосование, референдум прошел в соответствии с графиком: голоса были подсчитаны на следующий день. Референдум завершился мирно: 62% избирателей поддержали суверенитет Татарстана, а 38% выступили против. Поддержка суверенитета была наиболее распространена в сельской местности - 75,3%, тогда как поддержка в городских центрах, где проживал более высокий процент этнических русских, составила 58,7%. [ 14 ] Сельский Актанышский район , в котором в 1989 году проживал самый большой процент этнических татар, [ 29 ] зафиксирована самая сильная поддержка суверенитета - 99,59%. Напротив, оппозиция суверенитету показала лучшие результаты в городе Бугульме - 66,04%. [ 30 ]
Наблюдатели за голосованием заявили, что референдум был в основном свободным и справедливым, с небольшими случаями мошенничества. Джон Дж. Нимрод , наблюдатель Организации Объединенных Наций , похвалил референдум за его участие и заявил, что «эти свободные и открытые выборы дали людям возможность выразить свою свободную волю». [ 31 ] Однако представитель Демократической партии России (ДНР) заявил, что некоторые из ее наблюдателей подверглись преследованиям, задержаниям и лишению доступа к мониторингу некоторых избирательных участков в сельской местности со стороны полиции, предположительно ищущей наркотики. [ 11 ]
Выбор | Голоса | % | |
---|---|---|---|
Для | 1,309,056 | 62.23 | |
Против | 794,444 | 37.77 | |
Общий | 2,103,500 | 100.00 | |
Действительные голоса | 2,103,500 | 98.65 | |
Недействительные/пустые голоса | 28,851 | 1.35 | |
Всего голосов | 2,132,351 | 100.00 | |
Зарегистрированные избиратели/явка | 2,600,297 | 82.00 | |
Источник: Центральная комиссия референдума. [ 1 ] |
Результаты в Казани
[ редактировать ]Результаты в столице Казани показали, что только 46,79% избирателей проголосовали за суверенитет. [ 11 ] Шесть из семи округов столицы проголосовали против суверенитета, хотя и с небольшим перевесом. [ 30 ] [ а ]
Округ | Да | Нет |
---|---|---|
Бауманский | 47.49% | 50.08% |
Вахитовский | 44.44% | 53.09% |
Кировский | 43.72% | 54.27% |
Ленинский | 44.31% | 53.77% |
Московский | 48.44% | 49.83% |
Приволжский | 53.48% | 44.59% |
Советский | 44.56% | 53.28% |
Последствия
[ редактировать ]После объявления результатов сторонники суверенитета праздновали у здания Верховного Совета, в то время как небольшие группы пророссийских сторонников маршировали по Казани, размахивая российским флагом. [ 13 ] Некоторые пророссийские группировки отказались признать юридическую силу референдума, а казанское отделение ДНР предложило объявить город «подчинением Москве». [ 33 ] Впоследствии российское правительство отложило подписание Федеративного договора на 31 марта, заявив о «организационных проблемах». [ 34 ] Татарстана Премьер-министр Мухаммат Сабиров предупредил Россию, что нельзя применять силу для сохранения единства страны, и призвал к переговорам о новых отношениях. [ 35 ] Шаймиев выразил удовлетворение результатами [ 36 ] и заявил о своем желании видеть двусторонний договор подписанным к апрелю того же года. [ 13 ]
Когда состоялась церемония подписания Федеративного договора, Татарстан и де-факто Чечня были единственными, кто его не подписал. [ 37 ] Татарстан выступил против нескольких аспектов договора, включая совместный контроль над природными ресурсами и отсутствие пункта, допускающего отделение. Заместитель председателя Верховного Совета Татарстана Александр Лозовой заявил, что республика также хочет иметь собственную полицию, судебную систему и провести реформу налоговой системы, чтобы это принесло пользу Татарстану. [ 34 ] Тем не менее, представители татар были в Москве , чтобы добиться заключения отдельного договора, при этом российское правительство заявило, что он является гибким, но заявило, что существуют очевидные ограничения. [ 38 ] Татарские националисты отреагировали на результаты созывом всетатарского Куралтая , который сформировал конкурирующее правительство, издал декларацию независимости и провел следующие несколько месяцев, пытаясь вырвать политическую власть у Верховного Совета. [ 39 ] Эта попытка в конечном итоге провалилась, и к лету 1992 года националистические настроения угасли, и у Шаймиева больше не осталось противников. [ нужна ссылка ]
Переговоры
[ редактировать ]
Переговоры по двустороннему договору официально начались 31 марта 1992 года. На встрече делегация Татарстана согласилась передать свои полномочия по обороне, таможне, среди прочего, российскому правительству. Взамен Россия предоставила равные права как русскому , так и татарскому языкам . [ 31 ] По итогам переговоров в Москве в августе обе стороны достигли предварительного соглашения относительно бюджета Татарстана и экспорта нефти, при этом Татарстан также заявил о праве на собственную независимую внешнюю политику, внешнеэкономические связи и создание собственной военной службы. [ 31 ] Пока переговоры затянулись, Татарстан уже вел себя так, как если бы он был независимым государством. Суды, органы юстиции и правоохранительные органы были переданы в ведение республики, а вся государственная собственность объявлена собственностью Татарстана. [ 40 ] 30 ноября 1992 года Татарстан принял новую конституцию, провозгласившую ее «суверенным демократическим государством» и «субъектом международного права». [ 40 ] Однако это противоречило конституции России , которая провозглашала ее унитарным государством, запрещающим отделение. [ 19 ] Конституция Татарстана предусматривала, что она связана с Россией на основе договорных отношений, то есть является конфедерацией . [ 41 ] Несмотря на прогресс в переговорах, крайне острый вопрос статуса Татарстана остался нерешенным, и к 1993 году отношения между двумя сторонами начали разрушаться. Российское правительство опасалось, что предоставление слишком больших уступок может привести к распространению подобных настроений на другие республики , угрожая распадом. [ 22 ] Россия потребовала полномочий, касающихся военных вопросов, таких как производство вооружений. Когда Татарстан отказался, Россия прекратила финансирование татарстанского военно-промышленного комплекса, вынудив республику согласиться на совместный контроль. [ 22 ] Татарстан, в свою очередь, требовал дополнительных полномочий в отношении своих налогов и покупательной способности и часто удерживал налоговые поступления в Москву в попытке добиться выгодного соглашения, вынуждая Ельцина смягчиться, когда он пытался оказать давление на республику. [ 42 ]
За пределами Татарстана Ельцин вел все более ожесточенную борьбу за власть с Верховным Советом и Конгрессом народных депутатов , которые выступали против предложений Ельцина по отношению к республикам. Их попытка провести досрочные президентские выборы на референдуме 25 апреля 1993 года провалилась. [ 43 ] Однако популярность Ельцина в республиках была низкой, а Татарстан активно бойкотировал референдум. [ 44 ] В отчаянной попытке получить поддержку республик Ельцин организовал конституционную конференцию вопреки парламенту, на которой предложил придать им атрибуты суверенных государств; свои флаги, гимны и конституции. [ 45 ] В июле он представил проект конституции, согласно которой будет создан «Совет Федерации», укомплектованный членами из регионов, но он был отклонен. [ 46 ] К 21 сентября спор перерос в конституционный кризис , когда Ельцин силой распустил парламент, а мятежные законодатели забаррикадировались в Белом доме , где проголосовали за импичмент. [ 47 ] Ельцин в ответ приказал военным атаковать здание и арестовать законодателей 4 октября. [ 48 ] Последствия кризиса привели к тому, что Ельцин резко укрепил свою власть. Он начал править указом и принял меры для подавления любой оппозиции. [ 49 ] Кризис фактически положил конец инициативе республик в переговорах [ 39 ] и Ельцин начал занимать более жесткую позицию по мере усиления федерального центра и лишения многих привилегий, предоставленных республикам Договором о Федерации. [ 46 ] 15 октября Ельцин приказал провести референдум по новой конституции, который состоялся 12 декабря. [ 50 ] Новая конституция была одобрена, но оказалась крайне непопулярна в республиках, а Татарстан отказался признать ее легитимность. [ 46 ] Хотя Федеративный договор все еще действовал де-юре , он был фактически заменен новой конституцией. [ 51 ] который создал сильную президентскую власть, отказался от всех ссылок на республиканский суверенитет и признал все субъекты федерации равными. [ 52 ]
В тени борьбы Ельцина за власть с парламентом переговоры с Татарстаном продолжались практически непрерывно до 21 сентября. После неожиданной победы Ельцина на референдуме 25 апреля Татарстан поспешил заключить с ним как можно больше соглашений. [ 14 ] В июне 1993 года оба подписали несколько соглашений, касающихся транспортировки нефти и нефтепродуктов, образования, таможенных пошлин и окружающей среды. [ 14 ] К концу 1993 года большинство вопросов было решено, однако Россия по-прежнему настаивала на подписании Татарстаном Федеративного договора, чему она продолжала сопротивляться. Обе стороны в конечном итоге достигли компромисса; Россия откажется от своего требования, чтобы республика подписала договор, в то время как Татарстан отказался от своего требования о более децентрализованных полномочиях. [ 22 ] 15 февраля 1994 года Россия и Татарстан подписали долгожданное двустороннее соглашение, названное «Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между государственными органами Российской Федерации и государственными органами Республики Татарстан». [ 53 ] Договор предоставил Татарстану право взимать налоги, составлять бюджет, вести собственные международные отношения и внешнеэкономическую деятельность, а также давал республике контроль над своими землями и ресурсами. [ 54 ] Другие области, вызывающие обеспокоенность, подпадали под совместную юрисдикцию, включая оборонную промышленность, денежно-кредитную политику, беспошлинный транспорт и правоохранительную деятельность. [ 31 ] Договор закрепил Татарстан как часть России, но с «особым статусом». [ 55 ]
Наследие
[ редактировать ]Подписание двустороннего договора между Россией и Татарстаном создаст эффект домино в федерально-региональных отношениях. Престиж такого соглашения заставил другие субъекты федерации потребовать своего особого режима, что Ельцин обязал, тем самым превратив Россию в асимметричную федерацию . [ 56 ] С 1994 по 1998 год Ельцин подписал договоры с 45 другими субъектами. [ 57 ] Такая практика заключения двусторонних договоров вызвала критику как со стороны других регионов, так и отдельных лиц, однако Ельцин защищал ее, говоря, что она сохраняет Россию нетронутой. [ 58 ] Сам референдум на рубеже веков практически забылся, и сегодня его отмечают только татарские националистические группы. [ 59 ]
31 декабря 1999 года Ельцин подал в отставку, и его место занял Владимир Путин . [ 60 ] Путин приступил к реформированию федеральной системы России и возвращению централизации власти в руки центрального правительства. [ 22 ] Среди его первых действий было приведение всех региональных законов страны в соответствие с российской конституцией. 27 июня 2000 года Конституционный суд постановил, что республиканские конституции, содержащие декларации о суверенитете, являются неконституционными, и российское правительство распорядилось привести такие законы в соответствие с федеральной конституцией. [ 61 ] Как следствие, срок действия подавляющего большинства договоров истек, хотя Татарстан продолжал вести переговоры по своим договорам. [ 57 ] Татарстан проигнорировал многочисленные постановления Конституционного суда, который объявил «суверенитет» в своей конституции недействительным, и продолжил сохранять положения о гражданстве, одновременно отказываясь признать республику «полноценным субъектом Российской Федерации». [ 62 ]
Столкнувшись с сильным давлением со стороны федерального правительства, Татарстан 19 апреля 2002 года внес поправки в свою конституцию. Новая конституция назвала Татарстан частью России и удалила ссылки на то, что он является «субъектом международного права», но по-прежнему сохранила ссылки на «суверенитет» и « самостоятельность ». -определение ". [ 25 ] 4 июля 2003 года был принят федеральный закон, который фактически прекратил действие двустороннего договора Татарстана к 2005 году. [ 57 ] Россия и Татарстан заключили новый двусторонний договор 26 июля 2007 года взамен первоначального. [ 63 ] Однако соглашение было существенно слабее, и многие права, предоставленные Татарстану, были лишены, что сделало его во многом символическим. [ 64 ] Новый договор лишил Татарстан всех привилегий в экономике и внешних отношениях и больше не упоминал о «самоопределении». [ 25 ] 9 июня 2009 года Конституционный суд вновь обязал все оставшиеся республики, включая Татарстан, внести поправки в свои конституции, чтобы исключить любые ссылки на суверенитет, что он в конечном итоге и выполнил. [ 65 ] 24 июля 2017 года срок действия двустороннего соглашения Татарстана истек после того, как правительство России отказалось его продлевать, что положило конец особому статусу Татарстана внутри страны. [ 66 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Итоги референдума Республики Татарстан 21 марта 1992 года» . Центральная комиссия референдума Республики Татарстан (на русском языке). 25 марта 1992 года. Архивировано из оригинала 23 октября 1999 года.
- ^ Уокер 2003 , с. 63.
- ^ Дом 2005 , с. 158.
- ^ Вудрафф, Дэвид (12 июня 1990 г.). «Российская республика заявляет о суверенитете» . УПИ . Проверено 17 декабря 2021 г.
- ^ «Принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР — День России» . Президентская библиотека имени Бориса Ельцина . 12 июня 1990 года . Проверено 15 декабря 2021 г.
- ^ Ньютон и Томпсон 2010 , с. 119.
- ^ Габидуллин, Ильдар (30 августа 2019 г.). «30 августа – Праздник несбывшихся надежд» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода (на русском языке) . Проверено 19 декабря 2021 г.
- ^ Железнов, Борис (2007). «Декларации республик о государственном суверенитете: правовая оценка» . Вестник экономики, права и социологии (на русском языке). 4:42 – через КиберЛенинку.
- ^ Jump up to: а б Джордж 2009 , с. 62.
- ^ Койл 2017 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б с д и Отчет о референдуме о суверенитете в Татарстане (PDF) , Комиссия США по безопасности и сотрудничеству в Европе, 14 апреля 1992 г.
- ^ Тофт 2003 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с Энглунд, Уилл (24 марта 1992 г.). «Голосование Татарстана за суверенитет положило начало новой игре с высокими ставками в России» . Балтимор Сан . Проверено 17 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Танрисевер, Октай (2002), Политика татарского национализма и российского федерализма: 1992–1999 (PDF) , стр. 140–145.
- ^ Бахри, Донна (2005). «Новый федерализм и парадоксы регионального суверенитета в России» . Сравнительная политика . 32:13 – через ResearchGate.
- ^ Доббс, Майкл (29 октября 1991 г.). «Этническая рознь расколола ядро Российской Республики» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 18 декабря 2021 г.
- ^ Берлинер, Джефф (2 февраля 1992 г.). «Радикальные татары стремятся к независимости» . УПИ . Проверено 18 декабря 2021 г.
- ^ Стил, Джонатан (11 ноября 1991 г.). «Ельцину не удается подчинить повстанцев» . Хранитель . Проверено 17 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Эрлангер, Стивен (21 марта 1992 г.). «Татарский регион в России сегодня голосует за суверенитет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 18 декабря 2021 г.
- ^ Габидуллин Ильдар; Эдвардс, Максим (20 апреля 2014 г.). «Вспоминая референдумы: Татарстан и Крым» . Аль Джазира . Проверено 19 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Шапиро, Маргарет (23 марта 1992 г.). «Татарстан голосует за самоуправление, отвергая Россию и Ельцина» . Вашингтон Пост . Проверено 19 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дэвисон, Дженнифер-Энн (2008), Динамика власти в российско-татарстанских отношениях: практический пример (PDF) , Университет Виктории, стр. 38–41.
- ^ «Минтимер Шаймиев: «Федеральное правительство должно найти более привлекательные решения для народов России» » . «Реальное время» . 24 января 2017 года . Проверено 21 декабря 2021 г.
- ^ Эрлангер, Стивен (22 марта 1992 г.). «Татары голосуют на референдуме, все согласны, это сбивает с толку» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 16 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Сохер 2021 , с. 77–80.
- ^ Jump up to: а б Шаргородский, Сергей (19 марта 1992 г.). «Россия обеспокоена референдумом о независимости Татарстана» . АП Новости . Проверено 16 декабря 2021 г.
- ^ Куперман, Алан (22 марта 1992 г.). «Предварительные результаты показывают, что татары проголосовали за независимость» . АП Новости . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ Голышева, Антонина (2011). «Конституционный процесс в Республике Татарстан в начале 90-х годов» . Вестник Московского государственного областного университета (на русском языке). 1 : 137.
- ^ Тишков Валерий. «Республика Татарстан» . Валерий Тишков — персональный сайт . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Киреев, Александр. "Карта референдума о суверенитете Татарстана 1992 года" . livejournal.com . Retrieved 10 May 2024 .
- ^ Jump up to: а б с д Заляев, Рамиль (1996), Республика Татарстан: волжско-татарский путь к национальному самоопределению (PDF) , Билкентский университет, стр. 58–74.
- ^ Губайдулин, Данил. "Жители города рассказывают, что не так с Вахитовским районом сегодня" . entermedia.io/ . Retrieved 10 May 2024 .
- ^ Амбиндер, Лев (30 марта 1992 г.). «Татары голосуют «за» » . Коммерсантъ . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Грансден, Грегори (22 марта 1992 г.). «Широкое большинство одобряет референдум о суверенитете Татарстана» . УПИ . Проверено 17 декабря 2021 г.
- ^ Раек, Кэролайн (23 марта 1992 г.). «Лидер повстанческого региона планирует подтвердить связи с Россией» . Новости Буффало . Проверено 17 декабря 2021 г.
- ^ «Президент Минтимер Шаймиев доволен результатами референдума» . Независимая газета (на русском языке). Том. 60, нет. 231. Москва. 27 марта 1992 г. стр. 1, 3 . Проверено 23 декабря 2021 г. - через Ельцин-Центр.
- ^ Берк, Джастин (1 апреля 1992 г.). «Москва подписала Договор о Федерации» . Христианский научный монитор . ISSN 0882-7729 . Проверено 18 декабря 2021 г.
- ^ Хайатт, Фред (1 апреля 1992 г.). «Россия и этнические регионы подписывают договор, к которому стремился Ельцин сохранить единство» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 17 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Джулиано 2011 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б Фельдбрюгге и Шарлет 2005 , с. 46.
- ^ Мастный 2005 , стр. 52.
- ^ Редер 2007 , с. 249.
- ^ Братерский, Александр (25 апреля 2018 г.). « Да, да, нет, да»: как Россия доверяла Ельцину . Газета (на русском языке). Архивировано из оригинала 6 марта 2020 года . Проверено 19 декабря 2021 г.
- ^ Отчет делегации: Миссия наблюдателей ИРИ на референдуме в Российской Федерации 25 апреля 1993 г. (PDF) , Международный республиканский институт, июль 1993 г., стр. 36
- ^ Малик 2000 , с. 168.
- ^ Jump up to: а б с Солник, Стивен (30 мая 1996 г.). «Переговоры Центра и Периферии в России: Оценка перспектив федеральной стабильности» (PDF) . Национальный совет советских и восточноевропейских исследований : 5–6.
- ^ Соколов Михаил; Кириленко, Анастасия (4 октября 2013 г.). «20 лет назад в России случился крупнейший политический кризис со времен большевистской революции» . Атлантика . Проверено 18 декабря 2021 г.
- ^ «Российский кризис 1993 года все еще формирует политику Кремля, 25 лет спустя» . ДВ . 3 октября 2018 года . Проверено 18 декабря 2021 г.
- ^ Шмеманн, Серж (6 октября 1993 г.). «Ельцин использует указы для обуздания несогласных» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 18 декабря 2021 г.
- ^ Кэри и Шугарт 1998 , с. 78.
- ^ Померанц 2019 , с. 130.
- ^ Блэк, ДеБарделебен и Ставракис 1997 , стр. 40.
- ^ «Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между государственными органами Российской Федерации и государственными органами Республики Татарстан»» ( PDF) . 15 февраля 1994 г. Архивировано из оригинала (PDF) 4 апреля 2017 г. . Проверено 21 декабря 2021 г.
- ^ Джеффрис 2013 , с. 347.
- ^ Конгресс местных и региональных властей - Официальный отчет о дебатах - 20-я сессия . Издательство Совета Европы. 2012. с. 53. ИСБН 978-92-871-7196-2 .
- ^ Солник, Стивен (29 мая 1996 г.). «Асимметрия в переговорах в Российской Федерации» (PDF) . Национальный совет советских и восточноевропейских исследований .
- ^ Jump up to: а б с Чуман, Мизуки. «Взлет и падение договоров о разделе власти между центром и регионами в постсоветской России» (PDF) . Демократизация : 135–146.
- ^ «Ельцин хвалит соглашения о разделе власти с регионами» . Друзья и партнеры . 31 октября 1997 года. Архивировано из оригинала 3 мая 2019 года . Проверено 19 декабря 2021 г.
- ^ Антонов Кирилл (22 марта 2018 г.). «В Казани прошел митинг в честь референдума 1992 года о суверенитете Татарстана» . Коммерсантъ . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ Синельщикова Екатерина (31 декабря 2019 г.). «Как ушел в отставку первый президент России Борис Ельцин» . Россия в центре внимания . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ Берджесс и Пиндер 2007 , с. 120.
- ^ Коппитерс и Саква 2003 , с. 154.
- ^ «Соглашение о разграничении полномочий с Татарстаном одобрено» . РБК . 26 июля 2007 года . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ «Совет Федерации поддержал законопроект о разделении власти» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 11 июля 2007 года . Проверено 3 сентября 2017 г.
- ^ Хендерсон 2011 , с. 100.
- ^ Смирнова, Лена (24 июля 2017 г.). «Татарстан — последний регион, потерявший при Путине свой особый статус» . «Москва Таймс» . Проверено 7 августа 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Уокер, Эдвард (2003). Распад: суверенитет и распад Советского Союза . Роуман и Литтлфилд. п. 63. ИСБН 0-7425-2453-1 .
- Хейл, Генри (2005). Почему в России не партии?: Демократия, федерализм и государство . Издательство Кембриджского университета. п. 158. ИСБН 0-521-84409-6 .
- Ньютон, Джули; Томпсон, Уильям (2010). Институты, идеи и лидерство в российской политике . Пэлгрейв Макмиллан. п. 119. ИСБН 978-1-349-36232-5 .
- Джордж, Джули (2009). Политика этнического сепаратизма в России и Грузии . Пэлгрейв Макмиллан. п. 62. ИСБН 978-1-349-37825-8 .
- Койл, Джеймс (2017). Пограничные войны и замороженные конфликты России . Международное издательство Спрингер. п. 31. ISBN 978-3-319-52204-3 .
- Тофт, Моника (2003). География этнического насилия: идентичность, интересы и неделимость территории . Издательство Принстонского университета. п. 53. ИСБН 0-691-11354-8 .
- Сохер, Йоханнес (2021). Россия и право на самоопределение на постсоветском пространстве . Издательство Оксфордского университета. стр. 77–80. ISBN 978-0-19-289717-6 .
- Джулиано, Элиза (2011). Конструирование недовольства: этнический национализм в российских республиках . Издательство Корнельского университета. п. 122. ИСБН 978-0-8014-4745-7 .
- Фельдбрюгге, Фердинанд; Шарлет, Роберт (2005). Публичная политика и право в России: в поисках единого правового и политического пространства . Конинклийке Брилл. п. 46. ИСБН 90-04-14916-3 .
- Мастный, Войтех (2005). Меняющиеся лица федерализма: институциональная реконфигурация в Европе с Востока на Запад . Издательство Манчестерского университета. п. 52. ИСБН 0-7190-6996-3 .
- Редер, Филип (2007). Откуда берутся национальные государства: институциональные изменения в эпоху национализма . Издательство Принстонского университета. п. 249. ИСБН 978-0-691-12728-6 .
- Малик, Хафиз (2000). Российско-американские отношения: исламское и тюркское измерение в Волго-Уральском бассейне . Пэлгрейв Макмиллан. п. 168. ИСБН 978-1-349-40761-3 .
- Кэри, Джон; Шугарт, Мэтью (1998). Исполнительный декретный орган . Издательство Кембриджского университета. п. 78. ИСБН 0-521-59722-6 .
- Померанц, Уильям Э. (2019). Право и российское государство: правовая эволюция России от Петра Великого до Владимира Путина . Издательство Блумсбери. п. 130. ИСБН 978-1-4742-2424-6 .
- Блэк, Ларри; ДеБарделебен, Джоан; Ставракис, Питер (1997). За пределами монолита: появление регионализма в постсоветской России . Пресса Центра Вудро Вильсона. п. 40. ИСБН 0-8018-5617-5 .
- Джеффрис, Ян (2013). Новая Россия: Справочник экономического и политического развития . Рутледж. п. 347. ИСБН 978-0-700-71621-0 .
- Берджесс, Майкл; Пиндер, Джон (2007). Многонациональные федерации . Рутледж. п. 120. ИСБН 978-0-415-41490-6 .
- Коппитерс, Бруно; Саква, Ричард (2003). Контекстуализация отделения: нормативные исследования в сравнительной перспективе . Издательство Оксфордского университета. п. 154. ИСБН 0-19-925871-6 .
- Хендерсон, Джейн (2011). Конституция Российской Федерации: контекстуальный анализ . Харт Паблишинг. п. 100. ИСБН 978-1-84113-784-1 .