Фан Чау Трин
Фан Чау Трин Пан Чжоучжэнь | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 24 марта 1926 г. | (53 года)
Место отдыха | 9 Фан Тхук Дуйен , район 4, район Тан Бинь , Хошимин , Вьетнам |
Движение | Движение Дуй Тан (Модернизация) |
Супруг | Ле Тхи Тай |
Дети | Фан Тхи Чау Лиен Фан Тхи Чау Лан Фан Чау Дат [1] |
Родственники | Нгуен Тхи Бинь (внучка) |
Фан Чау Тринь ( Chữ Hán : 潘周楨, 9 сентября 1872 - 24 марта 1926), любезное имя То Кан (梓幹), псевдоним Тай Хо (西湖) или Хи Ма начала 20-го века. (希馬), был вьетнамским националистом . Он стремился положить конец Францией колониальной оккупации Вьетнама . Его метод прекращения французского колониального правления над Вьетнамом противоречил как насилию, так и обращению к другим странам за поддержкой, и вместо этого верил в достижение освобождения Вьетнама путем просвещения населения и обращения к французским демократическим принципам.
Ранние годы
[ редактировать ]Фан Чау Тринь родился в деревне ТайЛок, уезд Хадонг, Тангбиньфу , провинция Куангнам, Динам (ныне коммуна Тамлок, уезд Фунинь, провинция Куангнам ) 9 сентября 1872 года. Он был сыном богатый помещик и учёный. Его отец был участником Восстания ученых, но в 1885 году он был убит другими лидерами восстания, которые заподозрили его в предательстве. В результате Трин остался сиротой в возрасте 13 лет. Его старший брат обучил его конфуцианской классике. В 1900 году он получил степень Cử nhân (舉人 старший бакалавр) на региональном экзамене. Год спустя он получил титул Phó bảng (подтаблица, под докторской таблицей) на национальном экзамене . [2]
В 1905 году Фан подал в отставку со своего поста в мандаринской бюрократии. Он стал категорически против монархии , традиционного китайского конфуцианского вьетнамского суда и мандаринской системы. Он призвал положить конец монархии и заменить ее демократической республикой. Ранее встретив Фан Бои Чау ( Сан Нам ) в 1903 году, в начале марта 1906 года он отправился в Британский Гонконг , затем в Гуандун, чтобы снова встретиться с ним в Лю Юнфу ( Онг Лу доме ). Он пробрался туда под видом растрепанного простого рабочего. Затем он отправился в Японию вместе с Сан Намом в рамках движения Тонг-Ду . Они остановились в Иокогаме , где построили двухэтажный японский дом для обучения студентов, который они назвали Бинь-Нго-Хиен ( Домик Огненной Лошади). В начале мая 1906 года они отправились в Токио для проверки японского образования и политической системы. [3] : 70–71
Фан не согласился с ранними идеями Сан Нама обратиться за военной помощью к Японии, поскольку он не доверял японскому милитаризму . У него также были другие разногласия с философией Сан Нама. Поэтому они дружески спорили несколько недель, прежде чем он вернулся во Вьетнам. [3] : 73 Вернувшись во Вьетнам, он продолжал получать письма из Сан-Нама, в которых говорилось о его несогласии с монархией и о своей вере в то, что французов можно использовать. Фан продолжал проводить кампанию под такими лозунгами, как «Долой демократию, долой монархию» и «Используя французов в поисках прогресса». Это очень расстроило Сан Нама и обеспокоило его тем, что движение распадается и усилия по сбору средств потерпят неудачу. [3] : 90
Движение Дуй Тан
[ редактировать ]Летом 1906 года Фан Чау Тринь вернулся во Вьетнам вместе с Хюнь Тхук Кхангом , Чан Куи Кап продолжил кампанию обновления не только в Куангнаме, но и в соседних провинциях, составив целое движение Дуй Тан с лозунгом « Расширьте сознание народа, укрепите дух народа, а затем улучшите благосостояние народа» . [4]
К концу 1906 года он написал письмо под названием Đầu Pháp Chính phủ thư генерал -губернатору Французского Индокитая Полю Бо. Он призвал французов выполнить свою цивилизаторскую миссию. Он обвинил их в эксплуатации сельской местности вьетнамскими коллаборационистами. Он призвал Францию развивать современные правовые, образовательные и экономические институты во Вьетнаме, индустриализировать страну, а также уничтожить остатки мандаринской системы. Первоначально письмо было написано на китайском языке, затем переведено на французский и опубликовано в бюллетене Французской школы Дальнего Востока . [5] [2]
В 1907 году он и его соратники Лонг Ван Кан и Нгуен Куен открыли в Ханое современную патриотическую школу для молодых вьетнамских мужчин и женщин. Школа называлась Тонкинская бесплатная школа (вьетнамский: Đông Kinh Nghĩa Thục ), в ней использовались новые переведенные книги, такие как Кан Ювэя » « Датонг Шу и Лян Цичао » «Коллекция студии Ice-Drinker (вьетнамский: Lương Khai Siêu - Đại đồng Thư, Khang Hữu) Ви – Ẩm Bang thất Tùng thư ). Он был преподавателем в школе, также использовались сочинения Сан Нама. Лонг Ван Кан был директором школы, а Нгуен Куен был директором школы. Нгуен Ван Винь и Фам Дуй Тон отвечали за подачу заявления на получение открытой лицензии школы. Цель Донг Кинь Нгха Тхок - «расширить кругозор людей, не требуя денег». Его идеи атаковали жестокость французской оккупации Вьетнама, но также хотели поучиться модернизации у французов. Школа требовала от ученых отказаться от своих элитарных традиций и учиться у масс. Он также предложил крестьянам современное образование. [6]
После того, как в 1908 году вспыхнули крестьянские налоговые восстания, Фан был арестован, а его школа закрыта. Его приговорили к смертной казни, но ее заменили пожизненным заключением после вмешательства его прогрессивных поклонников во Франции. Его отправили в Кондо . [7] : 36–38, 62–63 В 1911 году, через три года, он был помилован и приговорен к домашнему аресту. Он сказал, что предпочел бы вернуться в тюрьму, чем получить частичную свободу. Вместо этого его вместе с сыном депортировали во Францию, где французы продолжали за ним следить. [2]
Он отправился в Париж в 1915 году, чтобы заручиться поддержкой прогрессивных французских политиков и вьетнамских изгнанников. Там он работал с Фан Ван Чонгом , Нгуен Ан Нинь , Нгуен Тот Тхань и Нгуен Тхи Труен в «Группе вьетнамских патриотов». Группа базировалась на вилле де Гобелен, 6. Там они писали патриотические статьи, подписанные именем Нгуен Ай Куок , которое Хо Ши Мин позже использовал, «от имени Группы вьетнамских патриотов». Он работал ретушером фотографий, чтобы прокормить себя, пока был во Франции. Он вернулся в Сайгон в 1925 году, где и умер 24 марта 1926 года в возрасте 53 лет. [8] [9] На его похороны пришло более 60 000 человек, и они вызвали большие протесты по всей стране с требованиями положить конец французской колониальной оккупации. [10]
Дебаты с другими националистами
[ редактировать ]В Токио Фан сказал Сан Наму: «Уровень их народа такой высокий, а уровень нашего народа такой низкий! Как мы могли не стать рабами? То, что некоторые ученики теперь могут поступать в японские школы, было вашим большим достижением. Пожалуйста, оставайтесь в Токио, чтобы спокойно отдохнуть и посвятить себя писательству, а не призывам к борьбе с французами. Вы должны призывать только к «народным правам и народному просвещению». Как только народные права будут достигнуты, мы сможем подумать о других вещах».
Сао Нам прокомментировал: «После этого в течение более десяти дней мы с ним спорили снова и снова, и наши мнения были диаметрально противоположными. То есть он хотел свергнуть монархию, чтобы создать основу для продвижения народных прав. Я, наоборот, утверждал, что сначала надо изгнать внешнего врага, а после восстановления независимости нашей страны мы сможем говорить о других вещах. Мой план состоял в том, чтобы использовать монархию, против чего он категорически выступал. поднять народ на отмену монархии, с чем я был совершенно не согласен. Другими словами, мы с ним преследовали одну и ту же цель, но наши средства были значительно разными. Он хотел начать с того, чтобы положиться на французов в отмене монархии. монархия, но я хотел начать с изгнания французов, чтобы восстановить Вьетнам. Однако, хотя его политические взгляды были противоположны моим, я лично ему очень нравился, и мы жили вместе в течение нескольких недель. внезапно он решил вернуться в нашу страну». [3] : 73–74
Работает
[ редактировать ]- Трунг Выонг усмирил Нгу Ланя ( Сестры Трунг усмирили Нгу Ланя) сочинял и выступал с Хюнь Тхук Кхангом в 1908 году, когда он был заключен в тюрьму на острове Кон Дао. [11]
- Trung kỳ dân biến thỉ mạt ký (французский: Manifestation de 1908 en Annam ), написанный в 1911 году во время ссылки во Франции, первоначально на китайском языке, затем переведен на вьетнамский и французский языки. [7] : 21–23
- Tây Hồ thi tập и Santé thi tập : сборники стихов, включая ранее написанные и новые стихи, написанные, когда Фан находился в тюрьме Санте с 1914 по 1915 год. [12]
Наследие и память
[ редактировать ]В 2006 году мадам Бинь , внучка Фан Чау Тринь, и ее соратники создали Культурный фонд, названный в его честь, с целью «импортировать, возрождать, инициировать, сохранять и распространять типичные культурные ценности, чтобы внести вклад в обновление вьетнамской культуры в 21 веке». век». [13]
Большинство городов Вьетнама назвали в его честь главные улицы. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Фан Чау Тринь и единственный сын» . baodanang.vn .
- ^ Jump up to: а б с «Фан Чау Тринь (1872–1926)» . danang.gov.vn . Проверено 6 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Хроники Фан Бой Чау» . флипhtml5.com . Исследовательская группа по истории и географии. Составлено в 1971 г. – Опубликовано в 1973 г. Проверено 6 марта 2022 г.
- ^ «Зона Куанг с движением за модернизацию» . tuoitre.vn . Проверено 9 марта 2022 г.
- ^ «Дискуссия о законодательной власти» . quochoi.vn . Проверено 21 марта 2022 г.
- ^ «Пламя Тонкинской свободной школы» . tuoitre.vn . Проверено 23 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Средние века, народные перемены и конец времени» (PDF) . Государственный секретариат отвечает за издательскую культуру Сайгона. Составлено в 1971 г. – Опубликовано в 1973 г. Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ «Фан Чау Тринь | Вьетнамский лидер | Британика» . www.britanica.com . Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ «ФАН ЧАУ ТРИНЬ И СТРАТЕГИЯ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ВО ВЬЕТНАМЕ» . Журнал Dan Tri (на вьетнамском языке). 19 февраля 2019 г. Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ «Две речи и одни похороны потрясли Сай Гона» . tuoitre.vn . Проверено 14 марта 2022 г.
- ^ «Исполнение Трунг Выонг Бинь Нгу Ланя» . tuoitre.vn . Проверено 11 апреля 2023 г.
- ^ «Экзаменационная практика Тай Хо и Санте» . online.fliphtml5.com . Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ «Культурный фонд Фан Чау Тринь» . сайт quyphanchautrinh.org . Проверено 7 марта 2022 г.
- ^ Карта страны Вьетнам . Карты путешествий Перипла. 2002–2003 гг. ISBN 0-7946-0070-0 .
- Винь Синь (2009). Фан Чау Тринь и его политические сочинения . Издательство Корнельского университета. ISBN 9780877277491 .