Двенадцать четвертей ветра
![]() Обложка первого издания | |
Автор | Урсула К. Ле Гуин |
---|---|
Художник обложки | Патрисия Воэль |
Язык | Английский |
Жанр | Научная фантастика , фэнтези |
Опубликовано | 1975 ( Харпер и Роу ) |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Распечатать |
Страницы | 303 |
ISBN | 0-06-012562-4 |
ОКЛК | 1366086 |
813/.5/4 | |
Класс ЛК | PZ4.L518 Wi PS3562.E42 |
«Двенадцать четвертей ветра» — сборник рассказов американской писательницы Урсулы К. Ле Гуин , названный в честь строки из романа А. Э. Хаусмана « Парень из Шропшира» . [ 1 ] и впервые опубликовано Harper & Row в 1975 году. [ 2 ] [ 3 ] Ретроспектива рассказов Ле Гуина, объединяющая 17 ранее опубликованных произведений спекулятивной фантастики . Четыре из них стали зачатками романов, которые ей предстояло написать позже, а несколько других были связаны с романами Ле Гуина. [ 4 ] По крайней мере, четыре истории происходят во вселенной Хайниш , а еще две — в Земноморье . Многие истории имеют общие темы и мотивы, включая время и утопию : определенные образы и персонажи также повторяются, в том числе отдельные ученые или исследователи, ищущие знания во враждебном мире. [ 5 ]
«Двенадцать четвертей ветра» получили премию Locus Award как лучший сборник одного автора в 1976 году. Несколько рассказов получили награды после первой публикации. Сборник был хорошо принят критиками. Несколько современных рецензентов написали, что это демонстрирует развитие Ле Гуин как автора, и подчеркнули, что введение Ле Гуин к каждому рассказу дает представление о ее творчестве. Ученый Сюзанна Рид написала в 1997 году, что эти истории продемонстрировали «широкий спектр талантов и этических проблем Ле Гуин» и хвалили ее комфорт в самых разных условиях. [ 6 ] Издательство Weekly охарактеризовало его как «Первосортный Ле Гуин». [ 7 ] в то время как Sydney Morning Herald похвалила Ле Гуина «поразительно оригинальный подход к жанру» в сборнике. [ 8 ]
Содержание
[ редактировать ]«Двенадцать четвертей ветра» были впервые опубликованы в 1975 году издательством Harper & Row и несколько раз переиздавались в виде отдельных изданий и сборников. [ 3 ] В нем собраны 17 ранее опубликованных рассказов. Большинство из них выглядят неизменными по сравнению с их первоначальной публикацией: « Девять жизней » была опубликована в первоначальном написании, а « Король зимы » был значительно переписан. [ 5 ] Литературовед Барбара Бакнелл делит эти истории на три приблизительные категории: ранние фантазии, «сюрреалистические» более поздние фантазии, описанные Ле Гуином как «психомифы», и научно-фантастические рассказы. Ле Гуин считала четыре рассказа зародышами романов, которые ей предстояло написать позже: « Слово развязывания » и « Правило имен » были первыми произведениями Ле Гуин, действие которых происходило в Земноморье ; «Ожерелье Семли» было впервые опубликовано как «Приданое ангьяра» в 1964 году, а затем как пролог к роману « Мир Роканнона» в 1966 году; а «Король зимы» — о жителях планеты Зима, как и роман Ле Гуина 1969 года « Левая рука тьмы» . [ 4 ] [ 9 ] Некоторые другие истории также связаны с романами Ле Гуина. [ 4 ] Главный герой « Дня перед революцией » был источником вдохновения для общества, изображенного в «Обделенных» (1974), а рассказ описывается как пролог к этому роману, хотя он был написан позже. [ 10 ] Как и в более позднем романе Ле Гуина « Слово о мире — лес» , « Больше, чем империи, и медленнее », местом действия является огромный лес, и в нем исследуются отношения между людьми и их естественной средой. [ 11 ] [ 12 ]
Рассказы расположены примерно в порядке публикации: [ 13 ] и хотя между ними мало прямой связи, [ 14 ] несколько общих тем и мотивов. [ 13 ] Четыре рассказа являются частью хайнского цикла , хотя Бакнелл пишет, что «Девять жизней» также вполне могут принадлежать к этой свободной группе. [ 4 ] Три рассказа — «Король зимы», «Более обширные, чем империи, и более медленные» и «Ожерелье Семли» — затрагивают эффекты релятивистского замедления времени . [ 15 ] В двух других, «Апрель в Париже» и «Ящик тьмы», время также является важной темой. [ 16 ] Литературовед Сюзанна Рид пишет, что « Те, кто уходят из Омеласа » разделяют философскую основу с утопическим экспериментом, изображенным в «Обделенных », а «День перед революцией» исследует жизнь Одо, вдохновившего общество Обделенных . [ 17 ] И «Учителя», и «Звезды внизу» касаются «науки как идеи, которую следует лелеять», даже несмотря на авторитарную оппозицию ей. [ 18 ] Литературовед Шарлотта Спивак пишет, что «Поле зрения» также содержит тематические сходства в исследовании науки и религии, хотя и имеет футуристический сеттинг. [ 19 ] Ученый Элизабет Камминс связывает «День перед революцией» и «Те, кто уходят из Омеласа» с «Полем зрения», написав, что они «показывают постоянную озабоченность Ле Гуина утопией». [ 20 ] Коллекция в целом, по мнению Бакнелла, переходит от «нежных, романтических» произведений к тем, которые Ле Гуин описывает как «что-то более сильное, сложное и сложное», демонстрируя переход от «частных забот к общественным». [ 18 ] Литературовед Сьюзан Вуд предположила, что сборник объединяет широкие темы, включая «заботу о природе истины» и «правильный образ жизни». По мнению Вуда, в коллекции также были повторяющиеся изображения и персонажи, в том числе мотивы света и тьмы, а также отдельные персонажи, ищущие знания во враждебном мире. [ 5 ]
Список историй
[ редактировать ]Заголовок | Время первой публикации | Издатель/публикация первого издания | Краткое содержание | Цитаты |
---|---|---|---|---|
" Ожерелье Семли " | Сентябрь 1964 г. | Удивительные истории | Первое произведение из хайнского цикла, написанное Ле Гуином. Ранее публиковалось как «Приданое Ангьяра» и использовалось в качестве пролога к « Миру Роканнона» . История, вдохновленная скандинавской легендой о Брисингамене , повествует об обедневшей невесте, которая отправляется за пределы мира, чтобы забрать драгоценное ожерелье, которое когда-то принадлежало ее семье. | [ 21 ] [ 22 ] |
«Апрель в Париже» | Сентябрь 1962 г. | Фантастический журнал | Первый профессионально опубликованный рассказ Ле Гуина. Нищий французский ученый XV века случайно вызывает американского профессора XX века; они начинают дружбу и вызывают еще двух человек, женщин из прошлого и далекого будущего. | [ 23 ] [ 24 ] |
"Мастера" | февраль 1963 г. | Фантастический журнал | Первый опубликованный научно-фантастический рассказ Ле Гуина. В антиутопическом будущем использование науки сильно ограничено, а арабские цифры считаются черной магией . Два механика тайно изучают математику и, если об этом узнают, подвергаются наказанию. | [ 23 ] [ 25 ] |
«Ящик тьмы» | ноябрь 1963 г. | Фантастический журнал | «Ящик тьмы» — это фантазия: король, желающий положить конец конфликту между своими сыновьями, останавливает время, запирая тьму в ящике и бросая ее в океан. | [ 26 ] [ 25 ] |
« Слово освобождения » | Январь 1964 г. | Фантастический журнал | Действие первой истории Ле Гуина происходит в Земноморье : волшебник пытается сбежать от врага, вернувшегося из мертвых. | [ 27 ] [ 25 ] |
« Правило имен » | апрель 1964 г. | Фантастический журнал | Беззаботная история, действие которой разворачивается в Земноморье . Волшебник по имени Черная Борода нападает на мистера Андерхилла, на первый взгляд неэффективного волшебника, думая одолеть его своим настоящим именем. | [ 27 ] [ 25 ] |
« Король зимы » | 1969 | Орбита 5 под редакцией Дэймона Найта . | Действие происходит в том же мире, что и « Левая рука тьмы» , история повествует о короле нации Кархайд, который возвращается в свое общество после продолжительного космического путешествия, едва постарел за это время. Первоначально опубликованный с использованием мужских местоимений для двуполых персонажей, он был переработан, чтобы использовать женские местоимения, сохранив при этом мужские титулы в этой публикации. | [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 5 ] |
«Хорошее путешествие» | август 1970 г. | Фантастический журнал | Эта история представляет собой фэнтези с реалистичной обстановкой; Молодой человек, у жены которого проблемы с психическим здоровьем, принимает ЛСД со своими друзьями, и ему приходит видение, в котором он наконец-то может соединиться со своей женой. | [ 27 ] [ 29 ] |
« Девять жизней » | ноябрь 1969 г. | Плейбой | «Девять жизней» — это научно-фантастический рассказ, в котором группа человеческих клонов присоединяется к исследовательской группе из двух человек на далекой планете. | [ 31 ] [ 25 ] |
"Вещи" | 1970 | Орбита 6 , под редакцией Дэймона Найта | В обществе, которое считает, что оно должно подготовиться к своему концу, кирпичник решает построить дамбу в море. Комментаторы назвали эту историю «психомифом». | [ 31 ] [ 29 ] |
«Путешествие в голову» | 1970 | Quark/1 под редакцией Сэмюэля Р. Делани и Мэрилин Хакер. | Два человека и олененок подходят к лесу, в котором не существует имен. Эта история, также называемая «психомифом», содержит множество отсылок к Льюиса Кэрролла » «Зазеркалью . | [ 32 ] [ 25 ] |
« Более обширные, чем империи, и более медленные » | 1971 | Новые измерения 1 под редакцией Роберта Сильверберга . | В этом произведении рассказывается об исследовательском корабле, отправленном на недавно открытую планету под названием Мир 4470. В состав команды входит Осден, «эмпат», способный чувствовать эмоции других. Экипаж обнаруживает мир, покрытый лесами и, по-видимому, лишенный животного мира, но в конце концов начинает чувствовать страх, исходящий от планеты. | [ 33 ] [ 29 ] [ 34 ] |
"Звезды внизу" | 1974 | Орбита 14 , под редакцией Дэймона Найта | Главный герой этой истории — астроном, чьи инструменты сожжены по приказу церкви. Он сбегает на серебряный рудник, где дружит с горняками. | [ 35 ] [ 29 ] |
«Поле зрения» | Октябрь 1973 г. | Галактическая научная фантастика , том. 34 | Эта история рассказывает о космическом корабле, возвращающемся с планеты, где астронавты были обращены в религиозные убеждения вопреки их здравому смыслу; теперь один слеп, потому что видит только Бога, а другой глух, потому что слышит только Бога. | [ 36 ] [ 29 ] |
«Направление дороги» | 1973 | Орбита 12 , под редакцией Дэймона Найта | Эта история представляет собой фантазию, написанную с точки зрения сознательного дерева, стоящего рядом с дорогой. Ле Гуин признал, что его вдохновило дерево из реального мира. | [ 36 ] [ 37 ] |
« Те, кто уходят из Омеласа » | 1973 | Новые измерения III , под редакцией Роберта Сильверберга | В этом произведении описывается город, жители которого все счастливы, но чье счастье зависит от того, что один-единственный ребенок находится в постоянных мучениях. Ле Гуин писал, что эта история была вдохновлена отрывком из философа Уильяма Джеймса . | [ 38 ] [ 25 ] |
« Накануне революции » | август 1974 г. | Галактическая научная фантастика | Эта история, описанная Ле Гуином как «один из тех, кто ушел из Омеласа», рассказывает об Одо, стареющей революционерке, за день до того, как произошло восстание, которое она помогла вдохновить. | [ 39 ] [ 29 ] |
Прием
[ редактировать ]«Двенадцать четвертей ветра» были положительно восприняты критиками, хотя, по словам Спивак, рецензенты в целом менее благосклонно относились к рассказам Ле Гуин, чем к ее романам. [ 40 ] Рецензент журнала Atlantic Monthly написал, что Ле Гуин был «идеальным писателем-фантастом для читателей, которые обычно не любят научную фантастику», что Спивак приписывает исследованию Ле Гуином «идей и психологических последствий» науки, а не ее технологических аспектов. [ 41 ] Газета Sydney Morning Herald также похвалила «поразительно оригинальный подход Ле Гуина к жанру» в сборнике. [ 8 ] Обзор, опубликованный в The New Republic, показал, что научно-фантастические рассказы, особенно те, которые исследуют правдоподобные научные возможности, наиболее эффективны. [ 41 ] В обзоре Publishers Weekly сборник был назван «Первоклассным Ле Гуин», назвав его «ретроспективой» десятилетия творчества Ле Гуин и демонстрацией ее «особого таланта» к спекулятивной фантастике. [ 7 ] Сьюзан Вуд написала, что этот сборник стал хорошей демонстрацией «быстрого развития Ле Гуин как писательницы» в период после публикации ее первых рассказов. [ 42 ] и что эта коллекция важна для понимания Ле Гуина. [ 5 ] Газета Salt Lake Tribune назвала книгу «собранием совершенства, с которым может сравниться лишь горстка писателей». [ 43 ] Многочисленные обзоры привлекли внимание к заметкам автора, предшествовавшим каждой истории, а газета Sydney Morning Herald заявила, что они «[пролили] некоторый свет на творчество одного из самых оригинальных умов в этом жанре». [ 7 ] [ 8 ] Рид написал в 1997 году, что эти истории продемонстрировали «широкий спектр талантов и этических проблем Ле Гуин» и восхваляли ее комфорт в самых разных условиях. [ 6 ] В обзоре газеты St. Louis Post-Dispatch говорится, что коллекция «определенно стоит сама по себе», и особенно хвалят характеристику Ле Гуина. [ 44 ]

Комментаторы благосклонно выделили множество отдельных историй. Вуд обратил особое внимание на «Девять жизней», «Зимнего короля» и «Больше, чем империи, и медленнее», написав, что в каждой из них научная экстраполяция использовалась как «основа для мощных психологических исследований». [ 42 ] Рид, написавший в 1997 году, также выделил «Больше, чем империи и более медленный», назвав его «классикой Ле Гуин», а также «Апрель в Париже», высоко оценив использование Ле Гуин своих знаний средневековой французской культуры. [ 6 ] Литературовед Шарлотта Спивак похвалила «Апрель в Париже», назвав его «восхитительной «временной» фантазией». [ 45 ] Она также похвалила «Звезды внизу» как «отличный научно-фантастический рассказ» и сравнила его с похожими по тематике «Мастерами». [ 46 ] Publishers Weekly выделил рассказы «Апрель в Париже», «Девять жизней» и «Те, кто уходит из Омеласа» (так в оригинале), а Salt Late Tribune особо похвалила «Зимнего короля» и «Ожерелье Семли». [ 7 ] [ 43 ] В ретроспективе сборника в Tor 2020 года Шон Гайнс написал, что четыре «зарождающиеся» истории, переросшие в романы, представляют интерес во многом потому, что намекают на более поздние исследования Ле Гуина, но считают «Ожерелье Семли» «прекрасно написанным», а « Правило имен» забавно. [ 47 ] Напротив, газета Toronto Star особо похвалила «Зимнего короля». [ 48 ] Гайнс также похвалил «Апрель в Париже» и «Хорошее путешествие», найдя остальные рассказы в первой половине сборника средними. [ 47 ] Остальная часть тома, напротив, получила сильную похвалу: Гайнс написал, что они «пьянящие, красивые и заставляют задуматься», написанные с «осторожной, иногда тихой силой». [ 49 ] Гайнс пришел к выводу, что коллекция в целом была «многогранной, интеллектуально богатой и художественно преобразующей». [ 49 ] Гайнс отметил, что многие отдельные рассказы в сборнике были одними из самых известных Ле Гуина, в том числе «Те, кто уходят из Омеласа» и «День перед революцией». [ 47 ] Ученый Донна Уайт отметила, что эти две истории, наряду с «Девятью жизнями», входят в число самых популярных антологизируемых рассказов Ле Гуин. [ 50 ]
Награды и почести
[ редактировать ]«Двенадцать четвертей ветра» выиграли премию Locus Award как лучший сборник одного автора в 1976 году. [ 51 ] Редактор научной фантастики и критик Дэвид Дж. Хартвелл включил его вместе с 23 другими в свой список лучших сборников рассказов 1970-х годов. [ 52 ] Два рассказа из этого тома получили награды при первой публикации. « Те, кто уходят из Омеласа » были номинированы на премию Locus за лучший короткометражный игровой фильм. [ 53 ] и выиграл премию Хьюго за лучший рассказ в 1974 году. [ 54 ] а «День перед революцией» получил премию «Небьюла» за лучший рассказ , [ 55 ] Премия Locus за лучший рассказ, [ 56 ] и премия «Юпитер» за рассказы, все в 1975 году. [ 57 ] Он также был номинирован на премию Хьюго 1975 года за лучший рассказ . [ 58 ] Кроме того, «Зимний король» был номинирован на премию Хьюго за лучший рассказ в 1970 году. [ 59 ] и «Более обширные, чем империи, и более медленные» были номинированы на ту же награду в 1972 году. [ 60 ] и занял 14-е место в опросе на премию Locus за лучший рассказ , а «Девять жизней» был номинирован на премию «Небьюла» за лучший рассказ в 1970 году. [ 51 ] «Более обширные, чем империи, и более медленные», «Поле зрения» и «Звезды внизу» были номинированы на премию Locus Award в 1972, 1974 и 1975 годах соответственно. [ 51 ]
См. также
[ редактировать ]- Классические компасные ветры - эта фраза относится к классической 12-балльной розе ветров , а не к более поздней морской розе в 8, 16 или 32 балла.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Le Guin 2004 , p. v.
- ^ Ле Гуин 2004 , с. iv.
- ^ Jump up to: а б Николлс и Клют 2019 .
- ^ Jump up to: а б с д Бакнелл 1981 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б с д и Вуд, Сьюзен (17 ноября 1975 г.). «Двенадцать четвертей ветра». Локус (181): 4.
- ^ Jump up to: а б с Рид 1997 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б с д "Научная фантастика". Publishers Weekly : 55. 8 сентября 1975 г.
- ^ Jump up to: а б с Нунан, Уильям (12 марта 1977 г.). "Научная фантастика" . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Ле Гуин 2004 , с. х, 93.
- ^ Спивак, Шарлотта (лето 1984 г.). « Жизнь только в смерти»: динамика старости в художественной литературе Урсулы Ле Гуин». Современные языкознания . 14 (3): 43, 46–49. дои : 10.2307/3194540 . JSTOR 3194540 .
- ^ Уотсон, Ян (ноябрь 1975 г.). «Лес как метафора разума: «Слово для мира — лес» и «Более обширные, чем империи, и более медленные» » . Научно-фантастические исследования . 2 (3): 231–237.
- ^ Новые измерения 1: четырнадцать оригинальных научно-фантастических рассказов . OCLC 898065808 .
- ^ Jump up to: а б Бакнелл 1981 , стр. 133–140.
- ^ Кэдден 2005 , с. 30.
- ^ Бакнелл 1981 , стр. 78–78, 135.
- ↑ Spivack 1984b , p. 95.
- ^ Рид 1997 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Бакнелл 1981 , стр. 139–141.
- ^ Спивак 1984b .
- ^ Cummins 1990 , с. 196.
- ^ Бакнелл 1981 , стр. 16–17.
- ^ Николлс, Питер; Клют, Джон; Слейт, Грэм, ред. (7 апреля 2018 г.). «Ле Гуин, Урсула К.» . Энциклопедия научной фантастики . Лондон: Голланц . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Бакнелл 1981 , с. 134.
- ^ Эрлих 2009 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уайт 1999 , с. 123.
- ^ Бакнелл 1981 , стр. 134–135.
- ^ Jump up to: а б с Бакнелл 1981 , с. 135.
- ^ Бакнелл 1981 , стр. 77–78, 135.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Николлс и Клют 2018 .
- ^ «Орбита Дэймона Найта 5»: лучшая новая научная фантастика года . ОСЛК 2915003 .
- ^ Jump up to: а б Бакнелл 1981 , с. 136.
- ^ Бакнелл 1981 , с. 137.
- ^ Бакнелл 1981 , стр. 137–139.
- ^ Новые измерения 1: четырнадцать оригинальных научно-фантастических рассказов . OCLC 898065808 .
- ^ Бакнелл 1981 , стр. 139–140.
- ^ Jump up to: а б Бакнелл 1981 , с. 140.
- ^ Левин, Джефф (ноябрь 1975 г.). «Урсула К. Ле Гуин: избранная библиография» . Научно-фантастические исследования . 2 (3) . Проверено 8 июля 2018 г.
- ^ Бакнелл 1981 , стр. 140–141.
- ^ Бакнелл 1981 , с. 141.
- ↑ Spivack 1984b , p.
- ^ Jump up to: а б Spivack 1984b , pp. 100, 169.
- ^ Jump up to: а б Вуд 1986 , с. 186.
- ^ Jump up to: а б Миллер, Дэн (16 ноября 1975 г.). «Последние новости научной фантастики» . Солт-Лейк-Трибьюн . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Ларуш, Робер (23 марта 1976 г.). «Рецензии на книги» . Пост-отправка Сент-Луиса . Проверено 30 октября 2023 г.
- ↑ Spivack 1984b , pp. 94-95.
- ↑ Spivack 1984b , pp.
- ^ Jump up to: а б с Гайнс, Шон (12 августа 2020 г.). «Двенадцать четвертей ветра, Часть I: Ранние рассказы и зарождающиеся рассказы Ле Гуина» . Тор.com . Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ Барбур, Дуглас (6 марта 1976 г.). «Женщины доказывают, что научная фантастика жива и здорова» . Торонто Стар . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Гайнс, Шон (26 августа 2020 г.). «Двенадцать четвертей ветра, часть II: Психомифы Ле Гуина и те, кто уходят» . Тор.com . Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ Уайт 1999 , стр. 115–116.
- ^ Jump up to: а б с «Урсула К. Ле Гуин» . База данных наград в области научной фантастики . Фонд научной фантастики «Локус» . Проверено 8 октября 2023 г.
- ^ Хартвелл, Дэвид Г. (декабрь 1991 г.). «1970-е в Сан-Франциско» . Нью-Йоркское обозрение научной фантастики (40) . Проверено 22 октября 2023 г.
- ^ «Список номинантов премии Locus Awards» . Индекс локуса премии SF Awards . Архивировано из оригинала 14 мая 2012 года . Проверено 12 мая 2011 г.
- ^ «Премия Хьюго 1974 года» . Премия Хьюго . 26 июля 2007 года . Проверено 12 мая 2011 г.
- ^ «Список победителей премии Nebula Awards» . Индекс локуса премии SF Awards . Архивировано из оригинала 24 апреля 2012 года . Проверено 9 июля 2011 г.
- ^ «Список победителей Locus Awards» . Индекс локуса премии SF Awards . Архивировано из оригинала 5 мая 2009 года . Проверено 9 июля 2011 г.
- ^ Реджинальд, Р. (сентябрь 2010 г.). Научная фантастика и фэнтези литература . ООО «Вайлдсайд Пресс». п. 768. ИСБН 9780941028769 .
- ^ «Список номинантов премии Хьюго» . Индекс локуса премии SF Awards . Архивировано из оригинала 20 сентября 2011 года . Проверено 9 июля 2011 г.
- ^ «Премия Хьюго 1970 года» . Всемирное общество научной фантастики. 26 июля 2007. Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 19 апреля 2010 г.
- ^ «Премия Хьюго 1972 года» . Всемирное общество научной фантастики. 26 июля 2007. Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 19 апреля 2010 г.
Источники
[ редактировать ]- Бакнелл, Барбара Дж. (1981). Урсула К. Ле Гуин . Издательство Фредерика Ангара. ISBN 978-0-8044-2085-3 .
- Кэдден, Майк (2005). Урсула К. Ле Гуин За пределами жанра: Художественная литература для детей и взрослых . Рутледж. ISBN 978-0-415-99527-6 .
- Камминс, Элизабет (1990). Понимание Урсулы К. Ле Гуин . Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 978-0-87249-687-3 .
- Эрлих, Ричард Д. (декабрь 2009 г.). Песня Койота: обучающие истории Урсулы К. Ле Гуин . ООО «Вайлдсайд Пресс». ISBN 978-1-4344-5775-2 .
- Ле Гуин, Урсула К. (2004). Двенадцать четвертей ветра . Многолетник Харпер . ISBN 978-0-06-091434-9 .
- Николлс, Питер; Клют, Джон; Слейт, Грэм, ред. (7 апреля 2018 г.). «Ле Гуин, Урсула К.» . Энциклопедия научной фантастики . Голланц. Архивировано из оригинала 26 апреля 2018 года . Проверено 7 мая 2018 г.
- Рид, Сюзанна Элизабет (1997). Представляем Урсулу Ле Гуин . Твейн. ISBN 978-0-8057-4609-9 .
- Спивак, Шарлотта (1984). Урсула К. Ле Гуин . Бостон, Массачусетс: Издательство Twayne. ISBN 0-8057-7393-2 .
- Уайт, Донна (1999). Танцы с драконами: Урсула К. Ле Гуин и критики . Колумбия, Южная Каролина: Камден Хаус. ISBN 978-1-57113-034-1 .
- Вуд, Сьюзен (1986). «Открытие миров: Художественная литература Урсулы К. Ле Гуин» . В Блуме, Гарольд (ред.). Современные критические взгляды - Урсула К. Ле Гуин . Современные критические взгляды. Издательство «Челси Хаус». ISBN 978-0-87754-659-7 .