Взросление в Кархиде

« Совершеннолетие в Кархайде » — научно-фантастический рассказ Урсулы К. Ле Гуин , впервые опубликованный в 1995 году. Действие истории происходит на вымышленной планете Гетен, как и в романе Ле Гуин 1969 года « Левая рука тьмы ». является частью хайнского цикла Ле Гуина . История исследует темы взросления на планете, где у людей нет фиксированной гендерной идентичности. Рецензенты заявили, что история пошла дальше «Левой руки» в исследовании пола и сексуальности и представляет собой «тихо феминистское» произведение. Он также был описан как лишенный «головокружительного воздействия» Левой руки . В 2002 году он был включен в антологию в сборнике « День рождения мира» вместе со многими другими историями, исследующими брак и сексуальные отношения.
Параметр
[ редактировать ]Действие «Совершеннолетия в Кархайде» происходит на вымышленной планете Гетен, части хайнской вселенной , созданной Ле Гуином. Планета также является местом действия Ле Гуина «Хьюго и Небула» романа , вышедшего в 1969 году, «Левая рука тьмы» . В этой альтернативной истории люди развивались не на Земле, а на Хайне. Люди Хайна колонизировали многие соседние планетарные системы, включая Землю и Гетен, возможно, за миллион лет до событий романов. Некоторые из групп, «засеявших» каждую планету, были объектами генетических экспериментов, в том числе и на Гетене. [ 1 ]
На языке местных жителей «Гетен» означает «Зима», и, как следует из названия, это планета, на которой всегда холодно. [ 2 ] Жители Гетена последовательно являются людьми-гермафродитами; в течение двадцати четырех дней ( сомер ) каждого двадцатишестидневного лунного цикла они являются сексуально скрытыми андрогинами . Они принимают половые признаки только раз в месяц, в период сексуальной восприимчивости и высокой плодовитости, называемый кеммер. Во время кеммера они становятся сексуально мужскими или женскими, без предрасположенности ни к тому, ни к другому. [ 3 ] хотя какой пол они примут, может зависеть от контекста и отношений. [ 4 ] Отсутствие фиксированных гендерных характеристик побудило Ле Гуина изобразить Гетен как общество без войны, а также без сексуальности как постоянного фактора социальных отношений. [ 3 ] [ 5 ] На Гетене каждый человек принимает участие в «бремени и привилегиях» воспитания детей, а изнасилования и соблазнения практически отсутствуют. [ 5 ]
Сюжет
[ редактировать ]История рассказана с точки зрения Сов Таде Таге эм Эреб, подростка, живущего в большом коммунальном доме в кархидишском городе Рер. Все 140 человек в доме — одна семья. Ни один из его членов не образует длительных брачных уз (известных на Гетене как «сохранение кеммера »); вместо этого люди отправляются в общий «кеммерхаус», когда они сексуально восприимчивы, а все зачатые дети воспитываются в «очаге» или общем доме. В результате Сов растет среди множества двоюродных братьев и сестер, никто из которых не знает, кто их отец. [ 6 ]
В четырнадцать лет Сов становится свидетелем вечеринки « Сомер -навсегда» брата и сестры их матери, который достиг возраста, когда сексуальная активность уже невозможна. Наблюдение за этим заставляет Сова задуматься о своей собственной сексуальности, которая не беспокоила Сова до достижения половой зрелости. [ 7 ] Весной Сов поступает в столярную мастерскую и начинает чувствовать себя взрослым. В то же время у Сов начинают наблюдаться перепады настроения и симптомы болезни. приезжает в кеммер . Сов идет к их матери, которая говорит, что Сов впервые [ 8 ] Сов обсуждает это с двоюродным братом Сетером, у которого такой же опыт. Оба подростка выражают опасения, что пребывание в кеммере бесчеловечно и предполагает превращение в «секс-машину». [ 9 ]
В день, когда Сов должен прибыть в кеммер, семья отвозит их в кеммер, подарив им новый комплект одежды и проведя традиционные праздничные ритуалы. Сова встречают в кеммерхаусе с тщательно продуманным ритуалом. Первый человек, которого встречает Сов, уже находится в кеммеринге как мужчина, а его феромоны и прикосновения приводят к тому, что Сов кеммеринг становится женщиной. В течение следующих нескольких дней она испытывает сексуальный опыт с разными мужчинами и женщинами и получает от этого удовольствие, хотя нервничает и боится. После выхода из кеммера Сов подружился с другим в кеммере и через месяц входит в кеммер с Сетер. В заключение Сов говорит: «Старые времена или новые времена, сомер или кеммер , любовь есть любовь». [ 10 ]
Темы
[ редактировать ]«Взросление» исследует темы взросления, а также идеи пола и сексуальности. [ 11 ] В отличие от «Левой руки тьмы» , предыдущей работы Ле Гуина, действие которой происходит на той же вымышленной планете, Ле Гуин использует местоимения женского рода для всех гетенианцев, когда они не находятся в кеммере, и использует мужские или женские местоимения для людей в кеммере . в зависимости от того, какой пол они принимают. То же самое она делает в более позднем переиздании « Короля зимы », еще одного рассказа о Гетене, впервые написанного в 1969 году. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Кроме того, в повествовании от первого лица обсуждается сложность рассказа истории о людях без фиксированных мужских или женских характеристик на языке, в котором есть только родовые местоимения. [ 11 ] [ 13 ]
«Достижение совершеннолетия» исследует гетенианскую сексуальность более подробно, чем в «Левой руке» . [ 13 ] Описывая эту историю, Ле Гуин заявил:
Казалось, пора нам добираться до кеммерхауса. С местным гидом, а не бедным встревоженным земным парнем, пытающимся понять, что происходит, и обеспокоенным этим... Левая Рука дает читателю очень мало возможностей ощутить себя двуполым [...] Я хотел исследовать это естественный, универсальный опыт, а не странное инопланетное состояние. Еще в 1968 году мне и большинству читателей понадобилась точка зрения Дженли Ай, чтобы передать эту странность. Я не думаю, что мы это делаем сейчас. [ 15 ]
Она назвала эту историю сексуальной сноской к «Левой руке». [ 15 ]
Сандра Линдоу заявила, что кеммерхаус был «эффективным культурным решением проблемы сексуальности», поскольку социально приемлемый беспорядочный секс (как гомо-, так и гетеросексуальный) происходил при отсутствии разницы во власти, что делало его здоровым. [ 16 ] Кроме того, было показано, что гетенианцы имеют встроенный механизм, который заставляет их запрашивать согласие на любую сексуальную активность. [ 16 ] История еще больше бросает вызов традиционным сексуальным нормам, потому что рассказчица Сов физически обнимается ее родителем-мужчиной Карридом, чтобы она могла кеммерить впервые как женщина, согласно традиции внутри их семьи. Однако Каррид не пользуется своим положением и не допускает дальнейших сексуальных действий. [ 17 ] Линдоу утверждает, что этот эксперимент был возможен в рассказе, написанном в 1995 году, чего не было во время «Левой руки» написания ; «В 1968 и 1969 годах воображение Ле Гуина еще не включало гетенианский гомосексуальность, гиноцентризм или множественность связей, возможных внутри кеммерхауса; однако к 1995 году [...] многое изменилось в культурном принятии сексуальности». [ 18 ]
История усложняет общую тему перехода к взрослой жизни, исследуя этот переход на планете, где люди не имеют фиксированной гендерной идентичности. [ 11 ] Рассказчик Сов переживает период сильного беспокойства и тревоги, когда узнает, что собирается в кеммер впервые . Однако, испытав кеммерхаус, говорят, что «любовь есть любовь», независимо от того, находится человек в кеммере или нет. Таким образом, рассказ отделяет идею любви от сексуальной и гендерной идентичности человека. [ 11 ]
Публикация и прием
[ редактировать ]Впервые рассказ был опубликован в 1995 году. [ 13 ] в сборнике «Новые легенды » под редакцией Мартина Гринберга и Грега Беара . [ 19 ] Сборник издал издательство Legend Books . [ 19 ] Алексис Лотиан назвал это «тихо феминистской историей», которая продемонстрировала изменение политических взглядов Ле Гуин после написания «Левой руки» в сторону более явного феминизма. [ 20 ]
История также была опубликована в сборнике Ле Гуина « День рождения мира» 2002 года вместе с оригинальной новеллой « Потерянный рай» и шестью другими рассказами периода 1994–2002 годов. В обзоре этого тома говорится, что «Достижению совершеннолетия» не хватает «головокружительного воздействия» « Левой руки тьмы » , с которым он разделяет сеттинг. [ 21 ] В обзоре это было названо разочаровывающим и отмечено, что это «один из двух самых слабых рассказов в книге». [ 21 ] За одним исключением, все работы сборника посвящены неортодоксальным сексуальным отношениям и браку. [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Cummins 1990 , стр. 66–67.
- ^ Уотсон 1975 .
- ^ Перейти обратно: а б Cummins 1990 , стр. 74–77.
- ^ Спивак 1984 , стр. 44–50.
- ^ Перейти обратно: а б Рид 1997 , стр. 51–56.
- ^ Ле Гуин 2002 , стр. 4–5.
- ^ Ле Гуин 2002 , стр. 6–7.
- ^ Ле Гуин 2002 , стр. 8–9.
- ^ Ле Гуин 2002 , стр. 11–12.
- ^ Ле Гуин 2002 , стр. 21–22.
- ^ Перейти обратно: а б с д Томас, Польша (2013). Научная фантастика и спекулятивная фантастика: сложные жанры . Springer Science & Business Media. п. 89. ИСБН 978-94-6209-380-5 .
- ^ «Гендер и ледники: Урсула Ле Гуин Левая рука тьмы» . Тор.ком. 8 июня 2009 года . Проверено 13 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кеттерер, Дэвид (2004). Вспышки фантастического: Избранные очерки войны миров . Издательская группа Гринвуд. стр. 80–81. ISBN 978-0-313-31607-4 .
- ^ Cummins 1990 , стр. 78–85.
- ^ Перейти обратно: а б Роджер Тернер, веб-мастер. «Разговор с Урсулой К. Ле Гуин» . Сайт СФ . Проверено 13 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Линдоу 2012 , с. 212.
- ^ Линдоу 2012 , стр. 213–214.
- ^ Линдоу 2012 , с. 218.
- ^ Перейти обратно: а б Ле Гуин 2002 , с. 376.
- ^ Лотиан, Алексис (2006). «Балансирование оппозиций: трансформация феминизма в научной фантастике Урсулы К. Ле Гуин». Экстраполяция . 47 (3). дои : 10.3828/extr.2006.47.3.4 .
- ^ Перейти обратно: а б «Обзор: книга Урсулы К. Ле Гуин «День рождения мира и другие истории» в рецензии Колина Харви» . Strangehorizons.com. Архивировано из оригинала 8 августа 2016 года . Проверено 13 июля 2016 г.
- ^ Линдоу 2012 , с. 205.
Источники
[ редактировать ]- Камминс, Элизабет (1990). Понимание Урсулы К. Ле Гуин . Колумбия, Южная Каролина, США: Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 978-0-87249-687-3 .
- Ле Гуин, Урсула К. (2002). День рождения мира: и другие истории . ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-621253-1 .
- Линдоу, Сандра Дж. (2012). Танцы Дао: Ле Гуин и моральное развитие . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-4438-4302-7 . Проверено 13 июля 2016 г.
- Рид, Сюзанна Элизабет (1997). Представляем Урсулу Ле Гуин . Нью-Йорк: Туэйн. ISBN 978-0-8057-4609-9 .
- Спивак, Шарлотта (1984). Урсула К. Ле Гуин (1-е изд.). Бостон, Массачусетс, США: Twayne Publishers. ISBN 978-0-8057-7393-4 .
- Уотсон, Ян (март 1975 г.). Ле Гуина « Небесный станок и роль Дика: ложная реальность как посредник» . Научно-фантастические исследования : 67–75.