Город Иллюзий
Обложка первого издания (мягкая обложка) | |
Автор | Урсула К. Ле Гуин |
---|---|
Художник обложки | Джек Гоган |
Язык | Английский |
Ряд | Хайнский цикл |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | Эйс Книги |
Дата публикации | 1967 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать (мягкая обложка) |
Страницы | 160 |
ОКЛК | 3516838 |
Предшественник | Планета изгнания |
С последующим | Левая рука тьмы |
Город иллюзий — научно-фантастический роман американской писательницы Урсулы К. Ле Гуин , вышедший в 1967 году . Действие происходит на Земле в далеком будущем и является частью ее Хайнского цикла . «Город иллюзий» закладывает основу хайнского цикла, который представляет собой вымышленную вселенную, в которой происходит большинство научно-фантастических романов Урсулы К. Ле Гуин. [ 1 ] : 18–19
Введение в сюжет
[ редактировать ]Действие «Города иллюзий» происходит на Земле, также известной как Терра, в будущем, через двенадцать столетий после того, как враг по имени Шинг распустил несуществующую Лигу Всех Миров и поселился на Земле. Коренные жители Земли превратились в небольшие общины, которые широко разделены и живут в весьма независимых сельских общинах или в кочевых племенах. Шинги контролируют человеческую популяцию, используя различные стратегии косвенного манипулирования, которые включают в себя разделяй и властвуй , а также обманчивую телепатическую мысленную проекцию, известную как ложь разума. Напротив, изначально правдивая телепатия, которая является единственной формой телепатии, доступной людям, известна как речь разума. Способность лгать во время мысленной речи уникальна для Шингов.
Перед первой сценой главный герой, который является потомком главных героев « Планеты изгнания» , попал в крушение корабля, и, поскольку Шинг не верят в убийства, ему стерли память, и его бросили в лес; в результате его разум остается чистым листом или tabula rasa . В начале истории он должен развить новую самоидентичность ex nihilo .
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Человек без памяти
[ редактировать ]История начинается с того, что небольшая община (размещенная в одном здании) находит мужчину в лесной зоне на востоке Северной Америки. Он голый, за исключением золотого кольца на одном пальце, не имеет никакой памяти, кроме двигательных навыков на уровне, эквивалентном уровню годовалого ребенка, и у него причудливые янтарные кошачьи глаза. Жители деревни предпочитают приветствовать и воспитывать его, называя его Фальком (Желтым). Ле Гуина Они учат его говорить, знакомят его с Землей и учат его из книги, которую они считают священной, которая представляет собой «давно переведенную» версию Дао Дэ Цзин . [ 2 ] Также они рассказывают ему о природе никогда не виданного Шинга.
Путешествие
[ редактировать ]Через шесть лет лидер общины говорит Фальку, что ему необходимо понять свое происхождение, и поэтому он отправляется в одиночку в Эс Тох , город Шингов в горах западной части Северной Америки. Он сталкивается со многими препятствиями на пути к познанию правды о себе и о Шинге, а также с доказательствами варварства нынешнего человеческого общества. Попутно ему иногда говорят, что представление о Шинге, которое он имеет, искажено; что они уважают идею «благоговения перед жизнью» и по своей сути являются доброжелательными и нечуждыми правителями. Это предложение исходит от Эстрел, молодой женщины, которую Фальк встречает после того, как ее захватило племя Баснаска на великих равнинах. Фальк сбегает из этого жестокого сообщества вместе с Эстрел, чтобы добраться до города под ее руководством. В ходе своего путешествия Фальк также встречает говорящих птиц и животных, выращенных Шингом, которые уважают жизнь в целях самозащиты.
Шинг
[ редактировать ]Родом из неизвестного, отдаленного региона галактики, Шинг проник и уничтожил Лигу Всех Миров за двести лет до начала Города Иллюзий . Лига получила предварительное предупреждение о том, что инопланетные завоеватели покоряют далекие миры, и на протяжении поколений готовила оборонительные союзы и оружие. Однако, когда Шинг наконец прибыл, они смогли быстро подчинить себе 80 планет Лиги, не встречая эффективного сопротивления.
Главным оружием, позволяющим осуществить это быстрое и запутанное занятие, является способность Шинга лгать в мысленной речи. Шинги очень похожи на людей, хотя, похоже, не могут с ними скрещиваться. [ а ] Придя на Землю захватчиками из далекого мира Шинги, которых, судя по всему, не очень много, обосновались в единственном фантастическом городе Эс Тох. Под их правлением остальная часть Земли превратилась в малонаселенное скопление отсталых и зачастую взаимно враждебных племенных обществ.
Когда Фальк достигает Эс Тоха, Эстрел предает его в руки Шинга и при этом смеется. Ему говорят, что он является частью экипажа космического корабля гибридов инопланетян и людей с планеты под названием Верел . Он встречает молодого человека Орри, который приехал с ним на корабль. В этот момент становится ясно, что Эстрел — человек, сотрудник, работающий на Шинга, и что ее послали забрать его из дебрей так называемого Континента 1 .
Шинг сказал Фальку, что
- на самом деле они люди;
- конфликта между Лигой и инопланетным захватчиком так и не произошло: напротив, Лига самоуничтожилась в результате гражданской войны и эксплуатации;
- «враг» — это выдумка самих правителей Шинга, призванная посредством страха гарантировать, что мир во всем мире сохранится под их доброжелательным, хотя и неправильно понятым управлением ;
- Экспедиция Фалька подверглась нападению повстанцев, которые затем стерли Фальку память о его прежнем «я»; и
- Шинги, которым удалось спасти от нападения повстанцев только Орри, теперь хотят восстановить прежнюю личность Фалька.
Фальк, однако, считает, что Шинги — нечеловеческие лжецы и что их истинное намерение — определить в своих целях местонахождение его родной планеты. Управляя через «инструменталистов» — сотрудников-людей, которые либо управляются компьютером, либо были воспитаны, чтобы принять Шинг как милостивых человеческих повелителей, единственный принцип, которого Шинг, похоже, придерживается, — это их закон благоговения перед жизнью. Они выглядят как патологические лжецы, хотя Фальк заключает, что «суть их лжи заключалась в глубоком, непоправимом непонимании» завоеванных ими народов. Характер Шинг, культура, архитектура и даже одежда намеренно неоднозначны и иллюзорны.
Шинг также, похоже, придерживаются веганского образа жизни. Их «тщательно замаскированная пища была полностью растительной», а их закон благоговения перед жизнью часто выражается в животных, которых он призван защищать. На протяжении своего путешествия в Эс Тох, Город Иллюзий, Фальк встречает животных, которые инстинктивно повторяют устное/телепатическое наставление: «Неправильно убивать. Неправильно убивать». Фальк, однако, подозревает, что это почтение — не что иное, как маскировка крайнего страха смерти Шинга.
Восстановленные воспоминания
[ редактировать ]Не видя другого пути вперед, Фальк соглашается на подделку своей памяти.
Разум оригинального вереля, Агада Рамаррена, восстановлен, а личность Фалька якобы уничтожена. Он появляется как новый человек с воспоминаниями до Фалька и гораздо большими научными знаниями. [ б ]
Подготовив восстанавливающий память мнемонический триггер, который оставил себе Фальк (поручение через молодого Орри прочитать начало книги, с которой он путешествует, его перевод «Дао Дэ Цзин »), личность Фалька возрождается. После некоторой нестабильности разумы Фалька и Рамаррена начинают сосуществовать. Сравнивая знания, данные им до и после возрождения Рамаррена, объединенные разумы способны обнаружить существенную нечестность правления Шинга и тот факт, что инопланетные завоеватели могут лгать телепатически. Именно эта сила позволила немногочисленному Шингу, «изгнанникам, пиратам или строителям империй с какой-то далекой звезды», свергнуть Лигу Всех Миров двенадцать столетий назад.
Ментальные способности оборотней значительно превосходят силы их человеческих предков; они способны распознать ложь Шинга и не могут быть ниспровергнуты, как это сделали миры-члены Лиги. Культурный запрет Шингов против убийств и их страх быть убитыми не оставляет им эффективной защиты от любой вооруженной и осторожной экспедиции, прибывшей заранее предупрежденной. Все еще не зная о выживании личности Фалька, Шинг надеется отправить Рамаррена обратно на его родной мир Верель, чтобы представить свою идиллическую историю о Земле как счастливой планете-саде, процветающей под их милосердным руководством и не нуждающейся во внешней помощи. . Фальк/Рамаррен, теперь полностью осознающий жестокую и неправильно управляемую реальность, делает вид, что принимает это, откладывая обратный путь.
В конце концов, во время увеселительной поездки, чтобы увидеть другую часть Земли, его сопровождающий Шинг (Кен Кений) берет на себя телепатический контроль над Рамарреном, но затем его побеждает Фальк, действующий как отдельный человек. Теперь, управляя Кеном Кеньеком, Фальк/Рамаррен сбегает, манипулируя своим пленником, чтобы найти корабль со скоростью света, который сможет доставить его домой, и узнать, как его запрограммировать. [ с ] Фальк / Рамаррен уезжает на свою родную планету, взяв с собой Орри и пленника Кена Кеньека, чтобы каждый мог представить свое видение правления Шинга над Землей.
Военная культура и недавно восстановленные передовые технологии верельцев означают, что Землю, вероятно, можно освободить «одним ударом». Однако требуемые световые годы путешествия означают, что лесные друзья Фалька будут давно мертвы, когда он вернется.
Эпилог, встроенный в «Левую руку тьмы»
[ редактировать ]Хотя «Город иллюзий» на этом завершается, миссия Фалька/Рамаррена, по-видимому, увенчалась успехом и принесет свободу на Землю. [ 3 ] : 190 В «Левой руке тьмы » терранский дипломат Генли Ай называет «Эру Врага» чем-то ужасным, что уже прошло. Он также знает о верелянах, которых теперь называют альтерранцами. Судьба Шинга не упоминается ни там, ни в какой-либо более поздней книге.
Персонажи
[ редактировать ]- Алл-Алонио
- Одинокий, но глубокий человек, который приютил Фалька и подарил ему «слайдер» или летательный аппарат. Он дает Фальку косвенные, но уместные указания, в первую очередь то, что Шинг немногочисленны и правят посредством лжи и иллюзий.
- Звезда
- Изображенный как союзник и любовник Фалька, Эстрел позже оказывается человеком-агентом Шинга, которому поручено доставить его в Эс Тох, убежденного в благотворном характере их правления. Она носит ожерелье, которое, кажется, имеет религиозное значение, но на самом деле является устройством связи. В конце концов у Эстрел случается психотический срыв. [ 4 ] пытается убить Фалька, и его судьба неизвестна от рук Шинга.
- Фальк
- Мужчина средних лет, главный герой истории; Похоже, он страдает амнезией . Под именем Рамаррена он был штурманом экспедиции Верела на Землю. В роли Рамаррена/Фалька он обладает навыками, знаниями и чертами характера обоих людей.
- Имеет Орри
- Юноша, воспитанный Шингом и промытый ему мозгами. Помимо Фалька, он единственный известный выживший из экспедиции Верела, двое из которых были его родителями. Как и Эстрель, Шинг использует его, чтобы убедить Фалька в своих благих целях. Пассивный и легко поддающийся доминированию, он все еще сохраняет следы своего детства в дисциплинированном и иерархическом обществе.
- Кен Кенек
- Управляющий разумом и ученый Шинга, который вместе с другими лордами Абундиботом и Крэджи пытается обмануть Фалька и манипулировать им. Это единственные персонажи в книге, которые идентифицированы как Шинг. Кен Кенийек выглядит как отстраненная и аналитическая фигура, лишенная более зловещих черт двух своих собратьев-инопланетян.
- Домен
- Молодая человеческая женщина из Лесного народа, которая помогает перевоспитать Фалька и становится его возлюбленной. Она прощается с ним, зная, что он не вернется при ее жизни.
- Принц Канзаса
- Пожилой мужчина, который без применения силы возглавляет сложный анклав из примерно 200 человек, живущих в дикой местности. У него есть такие предметы роскоши, как большая библиотека, домашние собаки (в противном случае вымершие в эту эпоху) и сложный узорчатый каркас, который он использует, чтобы предсказать будущее Фалька. Его миниатюрное общество кажется милым, но донкихотским: он запускает петарды, чтобы отразить случайные «воздушные машины» Шинга, равнодушно пролетающие над головой.
- Он звонит
- Образ отца семьи лесных людей, чьи методы обучения парадоксом очень напоминают методы мудреца Лао-цзы . [ 5 ] : 213
История публикаций
[ редактировать ]«Город иллюзий» был первым романом Ле Гуин, вышедшим в независимой мягкой обложке, в отличие от ее более ранних романов, вышедших в формате «тет-беш» . Первоначально «Город иллюзий» был опубликован без введения, но Ле Гуин написал введение для издания Harper & Row в твердом переплете 1978 года. «Город иллюзий» был переиздан вместе с Роканнона «Миром» и «Планетой изгнания» в сборнике 1978 года под названием «Три хаинских романа» , а затем снова в 1996 году с теми же романами в «Мирах изгнания и иллюзиях» . [ 1 ] : 18
Литературное значение и критика
[ редактировать ]Прием
[ редактировать ]«Город иллюзий» , как и два предыдущих романа на хайнском языке, на момент публикации не получил большого внимания критиков. Впоследствии оно не привлекло такого внимания критиков, как многие другие работы Ле Гуина. [ 6 ] : 30
С точки зрения места в развитии канона научной фантастики отмечено, что «Город иллюзий» сочетает в себе чувственность традиционной британской научной фантастики , образы американского жанра научной фантастики и антропологические идеи. [ 1 ] : 16
Вуд (1986), рассматривая первоначальную хайнистскую трилогию в целом, отмечает, что «новаторские и развлекательные художественные произведения развиваются на прочной концептуальной основе подтвержденных человеческих ценностей». [ 3 ] : 186 Далее она отмечает, что философские рассуждения являются наиболее важным элементом романа. [ 3 ] : 188 Бэйн (1986) указывает, что «Город иллюзий» , как и романы Ле Гуина «Левая рука тьмы» и «Обделенные », пронизан «даосским мифом». [ 5 ] : 211
Один ученый-фантаст отмечает, что «Город иллюзий», наряду с «Миром» Роканнона и «Планетой изгнания», демонстрирует борьбу Ле Гуин как начинающей писательницы за поиск правдоподобного, уникально запоминающегося и простого места для своих рассказов. [ 7 ]
Сама автор делает несколько комментариев о «Городе иллюзий» во введении к изданию в твердом переплете 1978 года. Ле Гуин была рада использовать свой собственный перевод Дао Дэ Цзин . Она также была заинтересована в использовании в романе физических и ментальных лесов и в воображении менее населенного мира, но при этом считала какой-то тип цивилизации достойным и высоким идеалом. В частности, она сожалеет о невероятном и ошибочном изображении злодеев Шинга как не убедительно злых. [ 2 ]
Темы
[ редактировать ]Определение и сомнение в правде — центральная проблема « Города иллюзий », корни которой уходят в всегда правдивую «мысленную речь», представленную в «Планете изгнания» , и ее двусмысленную вариацию Шинга, называемую «мысленной ложью». [ 5 ] : 213
Соответственно, темы иллюзии и двусмысленности занимают центральное место в романе. Эта история представляет собой не только научно-фантастическую историю о постпромышленном коллапсе, но и детективную историю. Все начинается с человека без памяти и с глазами, внешний вид которых предполагает, что он не человек, что поднимает вопросы о его истинной природе: человек он или инопланетянин, и является ли он орудием или жертвой инопланетного врага, Шинга? Сама природа Шинга в конечном итоге оказывается под вопросом во время его путешествия. Тема иллюзий и двусмысленности присутствует на протяжении всей книги – как в плане поведения (главная героиня – сначала подруга, затем предательница, а в конечном итоге, может быть, и то и другое), и даже в физическом окружении (город Эс Тох – мерцающий фасад визуальные обманы). [ 8 ]
Барбур (1986) [ 8 ] указывает на то, что образы света и тьмы находятся в важной и общей нити, которая проходит через начальную хайнскую трилогию Ле Гуина и тесно связана с даосизмом в «Дао-дэ Цзин» , книге, которая имеет особое значение для главного героя. Конкретно в «Городе иллюзий» история главного героя начинается и заканчивается во тьме, и среди многих других подобных образов город Эс Тох описывается как место жуткой тьмы и ярких огней. [ 8 ]
Хотя Ле Гуин основал Эс Тох на основе Черного каньона национального парка Ганнисон , [ 9 ] : 21 Биттнер (1986) [ 10 ] указывает на то, что город, как и многие воображаемые пейзажи Ле Гуина, является одновременно образом и символом, имеющим в основе психологическую ценность и значение, в данном случае лежащую в основе пропасть. [ 10 ] Вуд (1986) развивает эту идею, указывая, что город «построен на расщелине в земле, в пустом месте». [ 3 ] : 184
Спивак (1984) [ 9 ] указывает, что «Город иллюзий» включает в себя акцент Ле Гуина на концепции контрастов, в частности на необходимости примирения противоположностей, концепции, связанной с даосизмом, которая должна иметь место в разделенном сознании Фалька. [ 9 ] : 14
Одной из примечательных тем « Города иллюзий» является изоляция и разделение, при этом история в значительной степени сосредоточена на одном персонаже, который плохо общается с другими персонажами. [ 6 ] : 30, 38
Присутствует второстепенная тема изучения репрессивной культуры, в которой доминируют мужчины, представленной женоненавистническими пчеловодами. [ 9 ] : 20
Было высказано предположение, что роман также исследует тему анархизма в первоначальной деревне и ее соседях, которые ведут общественный образ жизни. [ нужна ссылка ]
Объекты
[ редактировать ]Примечателен узорчатый каркас - устройство, с которым Фальк сталкивается дважды. Сначала он видит простой в доме Зове, а затем более сложный, принадлежащий принцу Канзасскому. Устройство использует подвижные камни, пересекающие провода, как изображение физического мира; его использование в качестве устройства для гадания , компьютера, игрушки или мистического инструмента неясно. Ученые отметили, что это предзнаменование, используемое для достижения сосуществования прошлого, настоящего и будущего, что является важным аспектом даосизма. [ 3 ] : 186 [ 5 ] : 220
Было высказано предположение, что книга «Старый канон» , книга «Путь», « Дао Дэ Цзин » обладают талисманными в повествовании свойствами. Как простой объект это вдохновляющая книга; Зове дарит Фальку роскошный экземпляр, прежде чем он отправляется в путешествие. После того, как Фальк теряет этот экземпляр, принц Канзаса дает ему замену из своей огромной библиотеки.
Его первая страница представляет собой мнемонический триггер, который Фальк использует для восстановления своих воспоминаний и личности в общем разуме его и Рамаррена после того, как они были стерты Шингом ( см. выше ).
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Частое описание Ле Гуином обманчивой одежды, которую носят в Эс Тохе, и привычная ложь Шинга (в том числе о том, что они люди) предполагают, что они замаскированные нелюди.
- ↑ Имя Рамаррена, Агад, напоминает Якоба Агата, одного из главных героев Planet of Exile , от которого он произошел.
- ↑ Работая над программированием припаркованного корабля для отправки в Верель, Ремаррен понимает, что технология Шинга основана на инопланетной математической системе, полностью отличающейся от цетианской математики, используемой во всех человеческих мирах хайнского происхождения.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бернардо, Сьюзен М.; Мерфи, Грэм Дж. (2006). Урсула К. Ле Гуин: критический товарищ (1-е изд.). Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 978-0-313-33225-8 .
- ^ Jump up to: а б Ле Гуин, Урсула К. (1978). "Введение". Город иллюзий . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харпер и Роу. п. VII.
- ^ Jump up to: а б с д и Вуд, Сьюзен (1986). «Урсула К. Ле Гуин». В Блуме, Гарольд (ред.). Открывая миры: художественная литература Урсулы К. Ле Гуин . Современные критические взгляды. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Chelsea House.
- ^ Йост, Мишель К. (17 февраля 2013 г.). «Фатальное отсутствие риска»: ранний консервативный сюжет Ле Гуин и гендерные стереотипы» . Исследование полой Земли. Thesymzonian.wordpress.com . Проверено 16 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бейн, Дена К. (1986). « Дао Дэ Цзин как фон к романам Урсулы К. Ле Гуин». В Блуме, Гарольд (ред.). Урсула К. Ле Гуин . Современные критические взгляды. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Chelsea House.
- ^ Jump up to: а б Кэдден, Майк (2005). Урсула К. Ле Гуин За гранью жанра: Художественная литература для детей и взрослых . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-99527-6 .
- ^ Сойер, Энди (2011). Морс, Дональд Э.; Матолчи, Кальман (ред.). Мифическая фантазия Роберта Холдстока: критические очерки художественной литературы . Лондон, Великобритания: McFarland & Company. п. 77.
- ^ Jump up to: а б с Барбур, Дуглас (1986). «Целостность и баланс в хайнских романах». В Блуме, Гарольд (ред.). Урсула К. Ле Гуин . Современные критические взгляды. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Chelsea House. стр. 24–25.
- ^ Jump up to: а б с д Спивак, Шарлотта (1984). Урсула К. Ле Гуин . Бостон, Массачусетс: Издательство Twayne.
- ^ Jump up to: а б Биттнер, Джеймс В. (1986). «Убеждают нас радоваться и учат хвалить: Орсинианские сказки Ле Гуина ». В Блуме, Гарольд (ред.). Урсула К. Ле Гуин . Современные критические взгляды. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Chelsea House. п. 129.
Источники
[ редактировать ]- Бернардо, Сьюзен М.; Мерфи, Грэм Дж. (2006). Урсула К. Ле Гуин: критический товарищ (1-е изд.). Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 978-0-313-33225-8 .
- Блум, Гарольд , изд. (1986). Урсула К. Ле Гуин (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Дом Челси. ISBN 978-0-87754-659-7 .
- Кэдден, Майк (2005). Урсула К. Ле Гуин За пределами жанра: Художественная литература для детей и взрослых (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-99527-6 .
- Ле Гуин, Урсула К. (1978). Город иллюзий с новым вступлением автора (изд. в твердом переплете). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- Ле Гуин, Урсула К. (май 1992 г.). Язык ночи (переработанная ред.). ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-016835-3 .
- Ле Гуин, Урсула К. (1978). Три хаинских романа (1-е изд.). Нельсон Даблдэй.
- Ле Гуин, Урсула К. (1996). Миры изгнания и иллюзий (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Орб. ISBN 978-0-312-86211-4 .
- Спивак, Шарлотта (1984). Урсула К. Ле Гуин (1-е изд.). Бостон, Массачусетс: Издательство Twayne. ISBN 978-0-8057-7393-4 .