Игнац фон Деллингер
Игнац фон Деллингер | |
---|---|
![]() Игнац фон Деллингер, ок. 1860 г. | |
Рожденный | |
Умер | 14 января 1890 г. | (90 лет)
Национальность | немецкий |
Альма-матер | Университет Вюрцбурга |
Занятие | Богослов |
Религия | Римско-католический |
Рукоположен | 5 апреля 1822 г. |
Иоганн Йозеф Игнац фон Деллингер (англ. Немецкий: [ˈɪɡnaːts fɔn ˈdœlɪŋɐ] ; 28 февраля 1799 — 14 января 1890), также Дёллингер на английском языке, был немецким теологом , католическим священником и историком церкви, отвергавшим догму о папской непогрешимости . Среди его сочинений, которые оказались противоречивыми, его критика папства вызвала недовольство ультрамонтанов , однако его почтение к традициям раздражало либералов .
Его считают важным вкладчиком в доктрину, рост и развитие Старой католической церкви , хотя сам он никогда не присоединялся к этой деноминации.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Доллингер родился в Бамберге , Бавария , в интеллектуальной семье, его дед и отец были выдающимися врачами и профессорами медицинских наук; Семья его матери была столь же обеспеченной. Сначала Деллингер получил образование в гимназии в Вюрцбурге, где выучил итальянский язык. Бенедиктинский монах учил его английскому языку в частном порядке. Он начал изучать философию в Вюрцбургском университете , где его отец занимал должность профессора. В 1817 году он добавил филологию , а в 1818 году обратился к богословию. Он выучил испанский язык в университете. Особенно он посвятил себя истории церкви. В 1820 году он познакомился с Виктором Эме Юбером (1800–1869), который оказал на него большое влияние. [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]После обучения в семинарии в Бамберге 5 апреля 1822 года он был рукоположен в сан римско-католического священника епархии Бамбергской . [ 2 ] а в ноябре был назначен капелланом в Маркшайнфельдте в Средней Франконии. В 1823 году он стал профессором церковной истории и канонического права в лицее в Ашаффенбурге . Затем он получил докторскую степень, а в 1826 году стал профессором теологии Мюнхенского университета , где и провёл остаток своей жизни. Примерно в это же время он навлек на себя критику со стороны Генриха Гейне , который в то время был редактором мюнхенской газеты. Беспощадный сатирик охарактеризовал лицо профессора как самое «мрачное» во всей процессии священнослужителей в Страстную пятницу . [ 3 ]
В 1836 году Деллингер совершил свой первый визит в Англию и встретился с рядом ведущих английских интеллектуалов, в том числе с Джоном Генри Ньюманом и Уильямом Гладстоном, с которыми он поддерживал контакты на протяжении всей жизни. В течение многих лет несколько молодых англичан жили с ним в Мюнхене; среди них был лорд Эктон . Эктону было отказано во въезде в Кембриджский университет , поскольку он был католиком, и впоследствии он уехал в Мюнхен , где учился в университете . Они стали друзьями на всю жизнь. Деллингер внушил ему глубокую любовь к историческим исследованиям и их функции как критического инструмента. [ 4 ]
В 1837 г. он стал чрезвычайным членом Королевской Баварской академии наук, в 1843 г. — постоянным членом, а с 1860 г. — секретарем ее исторической секции. В 1845 году Деллингер стал представителем своего университета во второй палате законодательного собрания Баварии. В 1839 году король даровал ему сан каноника в королевской часовне Святого Каэтана в Мюнхене. 1 января 1847 года он был назначен митровым ректором этого корпуса каноников. Однако в том же году он был уволен со своей кафедры в наказание за протест в качестве представителя университета в баварском ландтаге, на который он был назначен в 1844 году, против увольнения нескольких университетских профессоров. [ 1 ]
В 1849 году Деллингеру предложили возглавить кафедру церковной истории. В 1848 году, когда почти все престолы в Европе были потрясены распространением революционных настроений, он был избран делегатом национального немецкого собрания во Франкфурте . [ 3 ] Он смело выступал за свободу церкви управлять своими делами без вмешательства государства. В 1857 году Деллингер и Эктон отправились в Рим, где оба разочаровались в папстве Пия IX. [ 5 ] Деллингера беспокоило то, что Папа был главой государства Папской области . В некоторых речах в Мюнхене в 1861 году он заявил, что, по его мнению, Римско-католической церкви не нужен временный суверен. Его книга « Церковь и церкви» (Мюнхен, 1861) в известной степени посвящена тому же вопросу. В 1863 году он пригласил 100 теологов встретиться в Мехелене и обсудить вопрос, который либералы Ламенне и Лакордер подняли во Франции, а именно, отношение, которое должна занимать Римско-католическая церковь к современным идеям. В своем обращении «О прошлом и будущем католического богословия» Деллингер выступал за большую академическую свободу. [ 5 ]
Просмотры
[ редактировать ]протестантизм
[ редактировать ]С другой стороны, Деллингер опубликовал в 1838 году трактат против смешанных браков, а в 1843 году решительно высказался за требование требовать от протестантских солдат преклонять колени при освящении Господня, когда они вынуждены официально присутствовать на мессе . Реформации (3 тома , Регенсбург , 1846–1848) и о Лютере (1851, англ., тр., 1853) он резко критикует протестантских лидеров и пропагандирует ультрамонтанские взгляды. Тем временем его хорошо приняли в Англии ; а затем он путешествовал по Нидерландам , Бельгии и Франции , знакомясь с состоянием и перспективами Римско-католической церкви. его переписка с лидерами трактарианского Сохранилась движения в Англии, начиная с 1842 года. Когда один из них, Джеймс Хоуп-Скотт , обратился в католицизм, Деллингер тепло его поздравил.

иудаизм
[ редактировать ]«Еврейский народ вращался в кругу религиозных идей, лишь часть которых была выражена в его священной литературе… Будучи далеко не мертвой буквой в руках народа, живущего в духовном застое, [евреи] были инстинктивно наделены мощь и импульс к органическому и устойчивому развитию», — писал Деллингер. [ 6 ] Эта благосклонная ссылка на энергичный «дух» иудаизма противоречит обычной критике этой религии со стороны богословов XIX века. [ 7 ]
Либерализм
[ редактировать ]В начале его профессорской карьеры в Мюнхене иезуиты критиковали его манеру преподавания церковной истории. Но Адам Мёлер защищал Деллингера, и позже они стали друзьями. Деллингер был в контакте с известным французским либералом-католиком Ламенне , чьи взгляды на примирение Римско-католической церкви с принципами современного общества ( либерализма ) и Французской революцией вызвали большое подозрение в ультрамонтанских кругах, близких к иезуитам. . В 1832 году Ламмене и его друзья Лакордер и Монталамбер посетили Германию, получив значительную симпатию в своих попытках изменить отношение римско-католической церкви к современным проблемам и либеральным политическим принципам. [ 3 ]
Папская власть
[ редактировать ]![]() |
Папское первенство , верховенство и непогрешимость |
---|
Позиция Деллингера в отношении папства изменилась в течение его жизни. В конечном итоге он энергично выступал против любого дополнения или более строгого определения полномочий Папы. [ 8 ] О своих убеждениях он рассказал, в частности, на католическом конгрессе в Мехелене. Пий IX приказал закрыть собрание после четырех дней дебатов. В ответ на Деллингера и других Пий IX в 1864 году издал знаменитую «Syllabus Errorum» , в которой резко критиковал либерализм и сциентизм . [ 9 ]
Ватиканский собор и Мюнхенская конференция
[ редактировать ]
Ведущие католические богословы посоветовали Пию IX объявить папскую непогрешимость догмой. Однако универсального консенсуса по этому вопросу не было. Некоторые епископы, хотя и не были против, сочли его обнародование несвоевременным. Штабом оппозиции была Германия, а ее лидером — Деллингер. Среди его сторонников были его близкие друзья Иоганн Фридрих и Й.Н. Хубер из Баварии. В остальной части Германии Деллингера поддержали профессора богословия в Бонне , в том числе канонисты Иоганн Фридрих фон Шульте , Франц Генрих Ройш , Йозеф Ланген , Йозеф Хуберт Рейнкенс и другие выдающиеся ученые. В Швейцарии и Эдуард Херцог другие поддержали движение.
Деллингера В начале 1869 года начали появляться «Письма Януса» (написанные совместно с Хубером и Фридрихом). Их тут же перевели на английский. Пренебрежительное отношение к учебной программе и ее несовместимости с современной мыслью. Они утверждали, что концепция непогрешимости папы интеллектуально неоправданна, хотя их интерпретация отличалась от того, что предлагали консерваторы. [ 5 ]
Во время собора, созванного 8 декабря 1869 года, Августин Тайнер , библиотекарь Ватикана , не пользовавшийся благосклонностью папы за свой откровенный либерализм, держал своих немецких друзей в курсе хода дискуссий. Письма Квирина , написанные Деллингером и Хубером относительно разбирательства, появились в немецких газетах, а английский перевод был опубликован Чарльзом Ривингтоном . Заседания собора часто были бурными, и противники догмы о непогрешимости жаловались, что их прерывали и пытались подавить их шумом. В конце концов догмат был поддержан подавляющим большинством, и несогласные епископы, которые – за исключением двух – покинули собор до окончательного разделения, один за другим подчинились. [ 10 ]
Деллингер возглавил протест сорока четырех профессоров Мюнхенского университета и собрал в Мюнхене конгресс, который собрался в августе 1870 года и принял декларацию, направленную против постановлений Ватикана. В Баварии, где влияние Деллингера было наибольшим, преобладала твердая решимость сопротивляться решениям совета. считал авторитет совета Но архиепископ Мюнхенский первостепенным и призвал Деллингера подчиниться. В 1871 году Деллингер обратился к архиепископу с памятным письмом, отказываясь последовать его совету. «Как христианин, как теолог, как историк и как гражданин, — добавил он, — я не могу принять эту доктрину». [ 10 ]
Отлучение от церкви
[ редактировать ]18 апреля 1871 года Грегор фон Шерр , архиепископ Мюнхена и Фрайзинга , отлучил Деллингера от церкви. 29 февраля 1871 года Деллингер был избран великим ректором Мюнхенского университета 54 голосами против шести. Несколько других университетов присвоили ему почетную степень: доктор гражданского права , Оксфордский университет , 1871 г.; Доктор права , Эдинбургский университет , 1872 г.; доктор юридических наук, Марбургский университет ; Доктор философии Венского университета .
Баварское духовенство-диссидент пригласило епископа Лооса из Старой католической церкви Нидерландов , которая более 150 лет существовала независимо от папства, для совершения таинства Миропомазания в Баварии. Предложение было принято, и часть баварских католиков встретила епископа с триумфальными арками и другими проявлениями радости. Три голландских старокатолических епископа заявили, что готовы посвятить в Баварию «неинфаллибилистского» епископа, если того пожелают. Вопрос обсуждался на собрании противников доктрины Ватиканского Собора , было решено избрать епископа и просить голландских епископов старого порядка рукоположить его. Деллингер, однако, проголосовал против этого предложения и отказался от любых дальнейших шагов по продвижению этого движения.
Старая католическая церковь
[ редактировать ]Отказ Деллингера лишил движение Баварии; а число сторонников Баварии еще больше сократилось, когда в 1878 году сепаратисты разрешили своим священникам жениться, о чем Деллингер, как известно, искренне сожалел. Однако Старокатолическая община была формально создана во главе с Йозефом Хубертом Рейнкенсом в качестве епископа и до сих пор продолжает существовать в Германии в целом и, в более незначительной степени, в Баварии . [ 10 ]

Отношение Деллингера к новому сообществу не было очень четко определено. «Я не желаю присоединяться к раскольническому обществу, я изолирован». Деллингер постоянно настаивал на том, что его церковь остается древней католической церковью, «единой святой католической и апостольской церковью». [ 5 ]
Конференции по воссоединению
[ редактировать ]Его речи о воссоединении церквей, произнесенные на Боннской конференции 1872 года, показывают, что он никоим образом не был враждебно настроен по отношению к вновь образовавшейся старокатолической общине, в интересах которой проводились эти конференции. В 1874 и 1875 годах он председательствовал на конференциях по воссоединению, проходивших в Бонне, на которых присутствовали ведущие священнослужители с Британских островов и восточных неримских церквей, среди которых был епископ Кристофер Вордсворт Линкольна ; Епископ Гарольд Браун из Эли; лорд Планкет, архиепископ Дублина; Ликург, греческий православный архиепископ Сироса и Теноса; Кэнон Лиддон ; и русский православный профессор Осмнин из Санкт-Петербурга. На последней из этих двух конференций, когда Деллингеру было 76 лет, он выступил с серией речей на немецком и английском языках, в которых обсуждал состояние богословия на континенте, вопрос воссоединения и религиозное состояние различных стран Европы. Европа, в которой господствовала Римско-католическая церковь. Не последним из его достижений в этом случае была успешная попытка, предпринятая с исключительным тактом, умением, знанием и настойчивостью, убедить присутствующих жителей Востока, англиканцев и старых католиков принять формулу согласия, взятую из сочинений ведущих богословов Греческой Церкви по давно спорному вопросу о Шествие Святого Духа . [ 10 ]
Стипендия на пенсии
[ редактировать ]Достигнув этого результата, он провел остаток своих дней в отставке, иногда выходя из своего уединения, чтобы выступать с речами по богословским вопросам, а также написал совместно со своим другом Ройшем свою последнюю книгу « История моральных действий в дер-Рёмиш- Католическая церковь seit dem sechszehnten Jahrhundert mit Beiträgen zur Geschichte und Charakteristik des Jesuitenordens ( Nördlingen , 1889), в которой он занимается моральным богословием Альфонса Лигуори . Он умер в Мюнхене в возрасте девяноста одного года. Даже в articulo mortis он отказался принимать таинства от приходского священника ценой подчинения, но последние службы совершал его друг профессор Фридрих. [ 11 ] Он похоронен в Альтер Зюдфридхоф в Мюнхене.
Работает
[ редактировать ]- Евхаристия в первые три столетия ( Майнц , 1826 г.)
- История церкви (1836 г., англ. пер. 1840 г.)
- Ипполит и Каллист (1854, англ. пер., 1876)
- Первый век христианства (1860 г.)
- Лекции о воссоединении церквей
- Указы Ватикана
- Исследования по европейской истории (тр. М. Варре, 1890 г.)
- Разные адреса (тр. М. Варре, 1894 г.) [ 12 ]
Библиография
[ редактировать ]- Георг Денцлер / Эрнст Людвиг Грасмюк (ред.): Историчность и вера . К 100-летию со дня смерти Иоганна Йозефа Игнаца фон Деллингера (1799–1890). Мюнхен Эрих Вевел Верлаг, 1990 г., ISBN 978-3-87904-173-2
- Стефан Леонхардт: «Два совершенно непримиримых понимания центра христианской религии» . Исследование Игнаца Деллингера Реформации, ее учения и ее последствий в его первый творческий период. Геттингенское издание Рупрехта, 2-е издание, 2008 г.; ISBN 978-3-7675-7096-2
- Жизнь ( Иоганна Фридриха 3 тома, 1899–1901 гг.)
- Некролог в «Таймс» от 11 января 1890 г.
- Л. фон Кобель, Беседы доктора Деллингера (перевод К. Гулда, 1892 г.) [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б
Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Баумгартен, Пауль Мария (1909). « Иоганн Йозеф Игнац фон Деллингер ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Эванс, EE (1891). «Игнац фон Деллингер» , The Atlantic Monthly, Vol. LXVIII, с. 553.
- ^ Jump up to: а б с Лиас 1911 , с. 390.
- ^ Гронбахер, Грегори (2008). «Актон, Лорд (1834–1902)». В Хамови, Рональд (ред.). Энциклопедия либертарианства . Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE ; Институт Катона . стр. 4–5. дои : 10.4135/9781412965811.n3 . ISBN 978-1412965804 . LCCN 2008009151 . OCLC 750831024 .
- ^ Jump up to: а б с д Ховард, Томас Альберт. «Вопрос совести», Commonweal , 29 сентября 2014 г.
- ^ Heidenthum und Judentum, Vorhalle zur Geschichte des Christentums, стр. 819 [перевод редактора, аналогичный, но немного более архаичный перевод, см. в переводе Еврейского издательского общества Америки 1900 года того же отрывка, который цитируется в « Основах еврейской этики» Морица Лазаруса ]
- ^ Джеффри С. Либретт: ориентализм и фигура еврея (издательство Fordham University Press, 2014)
- ^ Леверинг, Мэтью (2022). Ньюман о доктринальной коррупции . Слово в огне, академик. п. 304.
- ^ Лиас 1911 , стр. 390–391.
- ^ Jump up to: а б с д Лиас 1911 , с. 391.
- ^ Лиас 1911 , стр. 391–392.
- ^ Jump up to: а б Лиас 1911 , с. 392.
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Лиас, Джон Джеймс (1911). « Дёллингер, Иоганн Йозеф Игнац фон ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 8 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 390–392. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Дёллингер, Иоганн Йозеф Игнац фон Heidenthum und Judentum, Vorhalle zur Geschichte des Christentums, стр. 819 [перевод редактора, аналогичный, но немного более архаичный перевод, см. в переводе Еврейского издательского общества Америки 1900 года того же отрывка, который цитируется в « Основах» Морица Лазаря). еврейской этики ]
- Либретт, Джеффри С. Ориентализм и фигура еврея (издательство Fordham University Press, 2014)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Далберг-Актон, Джон (1861). «История христианства» Деллингера, The Rambler , том IV, стр. 145–175.
- Далберг-Актон, Джон (1861). «Дёллингер о временной власти», The Rambler , том VI, стр. 1–62.
- Далберг-Актон, Джон (1867). «Дёллингер об университетах», The Chronicle , том XIII, стр. 57–59.
- Ховард, Томас Альберт (2017). Папа и профессор: Пий IX, Игнац фон Доллингер и затруднения современности. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Маршалл, Артур Ф. (1890). «Доктор Доллингер и «старые католики», The American Catholic Quarterly Review, том XV, стр. 267–283.
- Штраус, Джеральд (1975). «Успех и неудача немецкой реформации», Прошлое и настоящее, № 67, стр. 30–63.
- Тонсор, SJ (1959). «Игнац фон Деллингер: наставник лорда Актона», Anglican Theological Review , том XLI, № 2, стр. 211–215.
- Тонсор, SJ (1959). «Лорд Эктон об исторической теологии Деллингера», Журнал истории идей, том XX, стр. 329–352.
- Ховард, Томас Альберт (2017). Папа и профессор: Пий IX, Игнац фон Деллингер и затруднения современности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-872919-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- 1799 рождений
- 1890 смертей
- Люди из Бамберга
- Немецкие римско-католические священники XIX века
- Немецкое безымянное дворянство
- Люди, отлученные католической церковью
- Немецкие старокатолические богословы
- Немецкие католические богословы XIX века
- Члены Франкфуртского парламента
- Члены Баварского рейхсрата
- Члены Баварской палаты депутатов
- Выпускники Вюрцбургского университета
- Либеральный католицизм
- Академический состав Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана
- Члены Баварской академии наук
- Немецкие писатели-мужчины XIX века
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Похороны в Альтер Зюдфридхоф
- Немецкое дворянство XIX века