Jump to content

Влияние здоровья на интеллект

Здоровье может влиять на интеллект по-разному. И наоборот, интеллект может влиять на здоровье . Влияние здоровья на интеллект считается одним из наиболее важных факторов, лежащих в основе групповых различий в результатах тестов IQ и других показателях когнитивных способностей . [1] Некоторые факторы могут привести к значительным когнитивным нарушениям, особенно если они возникают во время беременности и в детстве, когда мозг растет и гематоэнцефалический барьер ребенка менее эффективен. Иногда такое ухудшение может быть постоянным, а иногда частично или полностью компенсироваться последующим ростом.

Развитые страны внедрили несколько стратегий здравоохранения в отношении питательных веществ и токсинов, которые, как известно, влияют на когнитивные функции. К ним относятся законы, требующие обогащения определенных пищевых продуктов, и законы, устанавливающие безопасные уровни загрязняющих веществ (например, свинца , ртути и хлорорганических соединений ). Были предложены комплексные политические рекомендации, направленные на снижение когнитивных нарушений у детей. [2] [3]

Улучшение питания (часто с участием определенных микроэлементов ) в результате изменений в государственной политике привело к повышению IQ во многих странах (как часть общего эффекта Флинна ), например, усилия по борьбе с дефицитом йода в США. [4]

Недоедание может возникнуть в течение нескольких периодов роста, например беременности , во время , грудного вскармливания, младенчества или детства. Это также может произойти из-за недостатка различных питательных веществ, таких как микроэлементы , белок или энергия. Это может вызвать различные эффекты.

Некоторые наблюдатели утверждают, что недоедание в течение первых шести месяцев жизни вредит когнитивному развитию гораздо больше, чем недоедание в более позднем возрасте. Однако исследование, проведенное на Филиппинах , утверждает, что недоедание на втором году жизни может иметь более серьезные негативные последствия, чем недоедание на первом году жизни. Хотя остается спорным вопрос о том, является ли младенчество или старше двух лет наихудшим временем для недоедания, суть этих исследований заключается в том, что недостаток питательных веществ в молодом возрасте отрицательно влияет на обучение. [5]

Задержка внутриутробного развития

[ редактировать ]

Недостаточное питание во время беременности и другие факторы могут вызвать задержку внутриутробного развития (ЗВУР), что является одной из причин низкой массы тела при рождении . Однако было высказано предположение, что при ЗВУР мозг может избирательно сохраняться. На рост мозга обычно влияет меньше, чем на массу или длину всего тела. Несколько исследований, проведенных в развитых странах, показали, что, за исключением крайней задержки внутриутробного развития, также влияющей на рост мозга, и гипоксического повреждения, ЗВУР, по-видимому, оказывает незначительное или вообще не оказывает измеримого влияния на умственную работоспособность и поведение в подростковом или взрослом возрасте. Например, острая недостаточность питания в течение нескольких месяцев во время голландского голода 1944 года привела к снижению среднего веса при рождении в некоторых районах. Позже это было связано с изменением результатов тестов IQ у голландских мужчин-призывников из этих районов в возрасте 18–19 лет по сравнению с контрольными районами. Субъекты подвергались голоду внутриутробно, но не после рождения. Во время голода рождаемость снизилась больше среди людей с более низким социально-экономическим статусом. (СЭП), тогда как после голода произошло компенсаторное увеличение рождаемости среди лиц с более низким СЭП. Поскольку SES коррелирует с IQ, возможно, за этим скрывается эффект, вызванный недостаточным питанием. [6]

Грудное вскармливание

[ редактировать ]

Исследования часто обнаруживают более высокий IQ у детей и взрослых, находящихся на грудном вскармливании. [3] [7] Было высказано предположение, что жирные кислоты омега-3 в грудном молоке, которые, как известно, являются важными компонентами тканей мозга, могут, по крайней мере частично, способствовать увеличению IQ.

Однако недавно давнее убеждение в том, что грудное вскармливание приводит к повышению IQ потомства, было оспорено в статье 2006 года, опубликованной в Британском медицинском журнале . Результаты показали, что различия в показателях IQ детей в возрасте от 5 до 14 лет объясняются IQ матери, а не грудного вскармливания. Результаты этого метаанализа показали, что предыдущие исследования не контролировали IQ матери. Поскольку IQ матери позволял предсказать, находится ли ребенок на грудном вскармливании, исследование пришло к выводу, что «кормление грудью [само по себе] мало или совсем не влияет на интеллект детей». Напротив, именно IQ матери имел значительную корреляцию с IQ ее потомства, независимо от того, находился ли ребенок на грудном вскармливании или нет. [8]

Одно исследование показало, что грудное вскармливание было связано с повышением IQ (до 7 баллов, если не контролировать IQ матери), если у младенцев был SNP, кодирующий основание «C», а не G в гене FADS2 . Те, у кого была версия «G», не показали преимущества в IQ, что позволяет предположить биохимическое взаимодействие генов ребенка на влияние грудного вскармливания. [9] [10] Другие исследования не смогли воспроизвести какую-либо корреляцию между геном FADS2 . [11] грудное вскармливание и IQ, в то время как другие демонстрируют негативное влияние на IQ при сочетании искусственного вскармливания и «G»-версии FADS2 . [12]

Младенчество

[ редактировать ]

Два исследования, проведенные в Чили среди 18-летних выпускников средних школ, показали, что состояние питания в течение первого года жизни влияет на IQ, успеваемость и объем мозга. [13] [14]

Микронутриенты и дефицит витаминов

[ редактировать ]

Дефицит микроэлементов (например, йода и железа ) влияет на развитие интеллекта и остается проблемой в развивающихся странах. Например, дефицит йода приводит к падению IQ в среднем на 12 пунктов. Эти недостатки технически могут проявляться при медицинском сканировании в разном возрасте. [15]

Политические рекомендации по увеличению доступности добавок с микроэлементами были сделаны и частично оправданы потенциалом противодействия проблемам развития, связанным с интеллектом. Например, в Копенгагенском консенсусе говорится, что недостаток йода и железа приводит к нарушению развития мозга, и это может повлиять на огромное количество людей: по оценкам, 2 миллиарда человек (одна треть от общей численности населения мира) страдают страдают от дефицита йода, в том числе 285 миллионов детей в возрасте от 6 до 12 лет. По оценкам, в развивающихся странах 40% детей в возрасте четырех лет и младше страдают анемией из-за недостаточного количества железа в их рационе. [16]

В совместном заявлении о дефиците витаминов и минералов говорится, что тяжесть такого дефицита «означает ухудшение состояния сотен миллионов растущих умов и снижение национального IQ». Поскольку мозг не полностью развит до 25 лет, это может влиять на людей в подростковом возрасте. [17]

В целом, исследования, изучающие возможность улучшения когнитивных функций у детей, уже страдающих дефицитом железа, с помощью добавок железа, дали неоднозначные результаты, возможно, потому, что дефицит железа в критические периоды роста может вызвать необратимый ущерб. Однако несколько исследований с лучшим дизайном показали существенные преимущества. Один из способов предотвратить дефицит железа — давать детям специальные добавки, например, в виде таблеток. Однако это обходится дорого, механизмы распределения часто неэффективны, а соблюдение требований является низким. Обогащение основных продуктов питания (зерновые, мука , сахар , соль ) для обеспечения детей микронутриентами в больших масштабах, вероятно, является наиболее устойчивым и доступным вариантом, даже несмотря на то, что необходимы обязательства со стороны правительств и пищевой промышленности. [18] Развитые страны обогащают некоторые продукты питания различными микроэлементами. [19]

Дополнительные витаминно-минеральные добавки могут иметь эффект и в развитых странах. Исследование, дающее такие добавки из «рабочего класса», в первую очередь латиноамериканцев детям 6–12 лет , в Соединенных Штатах в течение 3 месяцев, обнаружило среднее увеличение IQ на 2–3 балла. Во многом это можно объяснить очень большим увеличением подгруппы детей, предположительно потому, что они, в отличие от большинства, не получали достаточного питания. Исследование предполагает, что родителям школьников, чья успеваемость неудовлетворительна, было бы полезно обратиться к врачу- диетологу для оценки состояния питания их детей в качестве возможной причины . [20]

Если рассуждать более умозрительно, в будущем могут оказаться важными и другие питательные вещества. Витамин B12 и фолат могут быть важны для когнитивной функции в пожилом возрасте. [21] В одном исследовании добавка рыбьего жира для беременных и кормящих матерей была связана с улучшением когнитивных способностей. [22]

Другое исследование показало, что беременные женщины, которые потребляли 340 граммов рыбы с низким содержанием ртути и жирных кислот в неделю, получили пользу, которая перевешивает риск отравления ртутью . У них реже рождались дети с низким вербальным IQ , координацией движений и поведенческими проблемами. Однако продукты, содержащие большое количество ртути, такие как акула , рыба-меч , королевская макрель и кафель , могут вызвать умственную отсталость . [23] [24] [25] [26] [27] [28]

Белково-энергетическая недостаточность

[ редактировать ]

Одно исследование, проведенное в развивающейся стране Гватемале , показало, что плохой рост в младенчестве, а не низкий вес при рождении, отрицательно связан с успеваемостью подростков по когнитивным тестам и тестам достижений. [29] В более позднем, очень долгосрочном исследовании изучался эффект от предоставления детям в возрасте 6–24 месяцев в Гватемале высокобелково-энергетического напитка в качестве пищевой добавки. Значительно положительный и довольно существенный эффект был обнаружен в увеличении вероятности посещения школы и окончания первого класса, повышении оценки, полученной к 13 годам, увеличении уровня завершенного школьного образования, а также для взрослых в возрасте 25–40 лет в увеличении результатов тестов IQ. [30]

Задержка роста

[ редактировать ]

31% детей в возрасте до 5 лет в развивающихся странах имеют умеренную (ниже минус 2 стандартных отклонения) или тяжелую задержку роста (ниже минус 3 стандартных отклонений). [31] Раньше распространенность была еще выше, поскольку распространенность задержки роста во всем мире снижается примерно на половину процентного пункта каждый год. [32] Исследование детей с задержкой роста в возрасте 9–24 месяцев на Ямайке показало, что в возрасте 17–18 лет они имели значительно более низкие оценки, чем группа без задержки роста, по когнитивным и образовательным тестам и психосоциальному функционированию. Предоставление питательных добавок (1 кг молочной смеси каждую неделю) этим детям с уже задержкой роста не оказало существенного влияния на последующие баллы, но психосоциальная стимуляция (еженедельные игровые занятия с матерью и ребенком) имела положительный эффект. [33] [34]

Употребление наркотиков

[ редактировать ]

Алкоголь у беременных женщин может вызвать алкогольный синдром плода , одну из основных известных причин умственной отсталости в западном мире. [35]

Было обнаружено, что нынешнее употребление каннабиса в значительной степени дозозависимо коррелирует со снижением показателей IQ во время эффекта от употребления. Однако такого снижения не наблюдалось у субъектов, которые ранее были заядлыми потребителями каннабиса и прекратили прием препарата. Авторы пришли к выводу, что каннабис не оказывает долгосрочного воздействия на интеллект. Однако это противоречит долгосрочному лонгитудинальному исследованию, проведенному университетами Отаго и Дьюка, которое показало, что регулярное употребление марихуаны в подростковом возрасте влияет на IQ во взрослом возрасте, даже когда употребление прекращается. Падение IQ составило 8 пунктов. Взрослые, курящие марихуану, не оказали длительного влияния на IQ. [36] Воздействие на развитие плода минимально по сравнению с хорошо задокументированными побочными эффектами употребления табака или алкоголя . [37]

у матери Курение табака во время беременности связано с повышенной активностью, снижением внимания и снижением интеллектуальных способностей. [38] Однако недавнее исследование показало, что курение табака матерью не оказывает прямого причинного влияния на IQ ребенка. Поправка на когнитивные способности матери, измеряемые IQ и уровнем образования, устранила связь между более низким IQ и курением табака. [39] Но другое исследование, вместо того, чтобы изучить взаимосвязь между воздействием табачного дыма в окружающей среде, измеренным с помощью биомаркера крови , и когнитивными способностями среди детей и подростков в США в возрасте 6–16 лет, обнаружило обратную связь между воздействием табачного дыма и когнитивными способностями среди детей даже при чрезвычайно низком уровне. уровни воздействия. В исследовании учитывались пол , раса , регион , бедность родителей , образование и семейное положение, ферритин и концентрация свинца в крови. [40]

Промышленная химия

[ редактировать ]

Определенные токсины, такие как свинец , ртуть , толуол и ПХД, являются хорошо известными причинами нарушений нервного развития. Признание этих рисков привело к разработке научно обоснованных профилактических программ, таких как устранение присадок, содержащих свинец, в бензине . Хотя эти профилактические кампании весьма успешны, большинство из них были начаты только после существенных задержек. [41]

Политика управления свинцом различается в разных странах, особенно в развитых и развивающихся странах. Использование этилированного бензина было сокращено или прекращено в большинстве развитых стран, а уровни свинца у детей в США были существенно снижены благодаря политике, направленной на сокращение содержания свинца. [42] Даже слегка повышенные уровни свинца в возрасте около 24 месяцев связаны с дефицитом интеллектуальных и академических показателей в возрасте 10 лет. [43]

Некоторые, по крайней мере ранее, широко используемые хлорорганические соединения , такие как диоксины , ДДТ и ПХБ , были связаны с когнитивными нарушениями. [44]

Обзор журнала Lancet выявил 201 химическое вещество, способное вызывать клинические нейротоксические эффекты у взрослых людей, как описано в рецензируемой научной литературе. Большинство из них широко используются. В лабораторных моделях было показано, что многие дополнительные химические вещества нейротоксичны. В статье отмечается, что дети более уязвимы, и утверждается, что новые, предупредительные подходы, признающие уникальную уязвимость развивающегося мозга, необходимы для тестирования и контроля химических веществ, чтобы избежать предыдущих существенных ограничений на использование. [45] В приложении перечислены другие промышленные химикаты, считающиеся нейротоксичными. [46]

Охрана здоровья во время беременности и родов

[ редактировать ]

Медицинское обслуживание во время беременности и родов, доступ к которому часто регулируется политикой, также влияет на когнитивное развитие. Предотвратимые причины низкого интеллекта у детей включают инфекционные заболевания, такие как менингит , паразиты и церебральная малярия, пренатальное воздействие наркотиков и алкоголя, асфиксию новорожденных , низкий вес при рождении, травмы головы и эндокринные расстройства. Было настоятельно рекомендовано сосредоточить внимание политики на детерминантах когнитивных способностей детей. [2]

Недавняя теория предполагает, что стресс в раннем детстве может повлиять на развивающийся мозг и вызвать негативные последствия. [47] Подверженность насилию в детстве связана с более низкими оценками в школе [48] и более низкий IQ у детей всех рас. [49] Группу городских первоклассников, состоящую преимущественно из афроамериканцев, и их опекунов оценивали с помощью самоотчетов, интервью и стандартизированных тестов, включая тесты на IQ. В исследовании сообщалось, что воздействие насилия и стресса, связанного с травмами у маленьких детей, было связано со значительным снижением IQ и навыков чтения. Воздействие насилия или травмы коррелировало со снижением IQ на 7,5 баллов (SD, 0,5) и снижением успеваемости по чтению на 9,8 баллов (SD, 0,66). [48]

Насилие может отрицательно влиять на IQ, либо IQ может защищать от насилия. [49] Причинный механизм и направление причинно-следственной связи неизвестны. [48] В другом исследовании 2006 года риск соседства был связан с более низкими школьными оценками афроамериканских подростков. [50]

Инфекционные заболевания

[ редактировать ]

Исследование, проведенное Эппигом, Финчером и Торнхиллом в 2010 году, выявило тесную корреляцию между бременем инфекционных заболеваний в стране и средним IQ ее населения. Исследователи обнаружили, что когда болезнь контролировали, IQ не коррелировал с другими переменными, такими как уровень образования и питания. Поскольку развитие мозга новорожденных и детей требует очень высокой доли всей энергии организма, исследователи утверждают, что борьба с инфекцией снижает потенциал IQ детей. Исследование Эппиг может помочь объяснить эффект Флинна – рост интеллекта, наблюдаемый в богатых странах. [51] Они также проверили другие гипотезы, включая генетические объяснения, и пришли к выводу, что инфекционные заболевания являются «лучшим предсказателем». [52] Кристофер Хассалл и Томас Шерратт повторили анализ и пришли к выводу, что «инфекционные заболевания могут быть единственным действительно важным предиктором среднего национального IQ». [52]

Чтобы смягчить влияние образования на IQ, Эппиг Финчер и Торнхилл повторили свой анализ в Соединенных Штатах, где существует стандартизированное и обязательное образование. [52] [53] Корреляция между инфекционными заболеваниями и средним IQ была подтверждена, и они пришли к выводу, что «факты свидетельствуют о том, что инфекционные заболевания являются основной причиной глобальных различий в человеческом интеллекте». [52]

Тропические инфекционные болезни

[ редактировать ]

малярией Ежегодно страдают 300–500 миллионов человек, в основном дети в возрасте до пяти лет в Африке , вызывая широко распространенную анемию в период быстрого развития мозга, а также прямое повреждение головного мозга от церебральной малярии, к которой дети более уязвимы. [54] Систематический обзор 2006 года показал, что инфекция Plasmodium falciparum вызывает когнитивные нарушения как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. [55] Политика, направленная на снижение заболеваемости малярией, может иметь когнитивные преимущества. Было высказано предположение, что будущее экономическое и образовательное развитие Африки в решающей степени зависит от искоренения малярии.

Круглые черви заражают сотни миллионов людей. Есть данные, что высокая интенсивность пребывания глистов в кишечнике может влиять на умственную работоспособность, [56] но систематический обзор 2000 года и обновленная информация 2009 года показали, что не было достаточных доказательств того, что лечение дегельминтизацией улучшает когнитивные способности или успеваемость в школе у ​​детей. [57] [58]

ВИЧ- инфекция у детей в странах Африки к югу от Сахары влияет на их двигательное развитие, однако недостаточно данных, подтверждающих замедление речевого развития. [59]

Последствия других заболеваний

[ редактировать ]

Существует множество заболеваний, поражающих центральную нервную систему , которые могут вызвать когнитивные нарушения. Многие из них связаны со старением. Некоторые распространенные примеры включают болезнь Альцгеймера и мультиинфарктную деменцию . Многие заболевания могут быть неврологическими или психиатрическими и в первую очередь поражать мозг. Другие могут поражать многие другие органы, например ВИЧ , тиреоидит Хашимото, вызывающий гипотиреоз , или рак . Согласно отчету The American Scholar за 2015 год, было обнаружено, что ряд забытых тропических болезней, а также некоторые недавно выявленные патогены, такие как Pseudo-nitzschia, подрывают человеческий интеллект. [60]

Большая депрессия , от которой хотя бы один раз в жизни страдают около 16% населения и которая является основной причиной инвалидности в Северной Америке, может вызывать симптомы, схожие с деменцией. Пациенты, лечившиеся от депрессии, получили более высокие баллы по тестам IQ, чем до лечения. [61] [62]

Близорукость и дальнозоркость

[ редактировать ]

В обзоре литературы 2008 года говорится, что исследования в нескольких странах обнаружили связь между близорукостью и более высоким IQ, а также между близорукостью и школьной успеваемостью. Некоторые, но не все, исследования показали, что дальнозоркость связана с более низким IQ и школьными достижениями. Распространенное объяснение близорукости – работа вблизи. Что касается связи с IQ, было предложено несколько объяснений. Во-первых, ребенок с близорукостью лучше адаптируется к чтению, больше читает и учится, что повышает интеллект. Обратное объяснение состоит в том, что умный и прилежный ребенок больше читает, что вызывает близорукость. Другая причина заключается в том, что ребенок с близорукостью имеет преимущество при тестировании IQ, близком к работе, из-за меньшего напряжения глаз. Еще одно объяснение состоит в том, что плейотропные гены одновременно влияют на размер мозга и глаз. [63] Исследование китайских школьников показало, что после учета возраста, пола, школы, близорукости родителей, образования отца и количества книг, прочитанных в неделю, близорукость по-прежнему ассоциировалась с высоким невербальным IQ. Невербальный IQ оказался более важным объяснением, чем книги, прочитанные за неделю. [64]

Другие ассоциации

[ редактировать ]

В пятилетнем исследовании британских государственных служащих среднего возраста продолжительность рабочего времени (55 против 40) была связана со снижением баллов по когнитивным тестам. [65]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Эй Джей Дири (2008). «Почему умные люди живут дольше?» . Природа . 456 (7219): 175–6. Бибкод : 2008Natur.456..175D . дои : 10.1038/456175a . ПМИД   19005537 . S2CID   205042144 .
  2. ^ Jump up to: а б Олнесс К. (апрель 2003 г.). «Влияние на развитие мозга, приводящее к когнитивным нарушениям: всемирная эпидемия». Джей Дев Поведенческий педиатр . 24 (2): 120–30. дои : 10.1097/00004703-200304000-00009 . ПМИД   12692458 . S2CID   31999992 .
  3. ^ Jump up to: а б Перлмуттер, Дэвид ; Кэрол Колман (2006). Воспитайте более умного ребенка в детском саду: поднимите баллы Iq до 30 баллов и включите баллы умных генов вашего ребенка . Книги Морган Роуд. ISBN  978-0-7679-2301-9 .
  4. ^ Нисен, Макс (22 июля 2013 г.). «Как добавление йода в соль привело к десятилетнему приросту IQ в Соединенных Штатах» . Бизнес-инсайдер . Проверено 25 июня 2016 г.
  5. ^ Глевве П. , Кинг Э.М. (2001). «Влияние статуса питания в раннем детстве на когнитивное развитие: имеет ли значение время недоедания?». Экономический обзор Всемирного банка . 15 (1): 81–113. дои : 10.1093/wber/15.1.81 . hdl : 10986/17213 .
  6. ^ «Причины и последствия задержки внутриутробного развития. Материалы семинара IDECG. Батон-Руж, Луизиана, США. 11–15 ноября 1996 г.» . Eur J Clin Nutr . 52 (Приложение 1): С1–103. Январь 1998 г. PMID   9547065 . Архивировано из оригинала 29 января 2007 года. Нейссер; и др. (7 августа 1995 г.). «Разведка: известное и неизвестное» . Совет по научным вопросам Американской психологической ассоциации. Архивировано из оригинала 1 июня 2012 года . Проверено 6 августа 2006 г.
  7. ^ Мастерс Р (1997). « Биохимия мозга и социальный статус: гипотеза нейротоксичности ». В Уайте, Эллиотт (ред.). Интеллект, политическое неравенство и государственная политика . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Прагер. стр. 141–183. ISBN  0-275-95655-5 .
  8. ^ Дер Джи, Бэтти Дж.Д., Дири И.Дж. (ноябрь 2006 г.). «Влияние грудного вскармливания на интеллект у детей: проспективное исследование, анализ пар братьев и сестер и метаанализ» . БМЖ . 333 (7575): 945. doi : 10.1136/bmj.38978.699583.55 . ПМЦ   1633819 . ПМИД   17020911 .
  9. ^ «IQ ребенка повышается с помощью грудного молока и генов» . Архивировано из оригинала 26 июля 2010 г. Проверено 20 ноября 2007 г.
  10. ^ Каспи А., Уильямс Б., Ким-Коэн Дж. и др. (2007). «Умеренное влияние грудного вскармливания на IQ за счет генетических вариаций метаболизма жирных кислот» . Труды Национальной академии наук . 104 (47): 18860–5. Бибкод : 2007PNAS..10418860C . дои : 10.1073/pnas.0704292104 . ПМК   2141867 . ПМИД   17984066 .
  11. ^ Северо-Западный Мартин; Б. Беньямин; НК Ханселл; Г.В. Монтгомери; Н. Г. Мартин; М.Дж. Райт и Т.К. Бейтс (2011). «Когнитивная функция в подростковом возрасте: тестирование взаимодействия между грудным вскармливанием и полиморфизмом FADS2». Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии . 50 (1): 55–62 е4. дои : 10.1016/j.jaac.2010.10.010 . ПМИД   21156270 .
  12. ^ Стир CD, Дэйви Смит Дж., Эммет П.М., Хиббельн Дж.Р., Голдинг Дж. (2010). Пенья-Гонсалвес С (ред.). «Полиморфизмы FADS2 изменяют влияние грудного вскармливания на IQ ребенка» . ПЛОС ОДИН . 5 (7): е11570. Бибкод : 2010PLoSO...511570S . дои : 10.1371/journal.pone.0011570 . ПМЦ   2903485 . ПМИД   20644632 .
  13. ^ Иванович Д.М., Лейва Б.П., Перес Х.Т. и др. (январь 2002 г.). «Статус питания, развитие мозга и успеваемость чилийских выпускников средних школ с высоким и низким интеллектуальным коэффициентом и социально-экономическим статусом» . Бр. Дж. Нутр . 87 (1): 81–92. дои : 10.1079/BJN2001485 . ПМИД   11895316 .
  14. ^ Иванович Д.М., Лейва Б.П., Перес Х.Т. и др. (2004). «Размер головы и интеллект, обучение, состояние питания и развитие мозга. Голова, IQ, обучение, питание и мозг». Нейропсихология . 42 (8): 1118–31. doi : 10.1016/j.neuropsychologia.2003.11.022 . ПМИД   15093150 . S2CID   2114185 .
  15. ^ Цянь М., Ван Д., Уоткинс В.Е. и др. (2005). «Влияние йода на интеллект у детей: метаанализ исследований, проведенных в Китае». Азиатско-Тихоокеанский журнал клинического питания . 14 (1): 32–42. ПМИД   15734706 .
  16. ^ Берман, младший, Олдерман, Х., и Ходдинотт, Дж., « Голод и недоедание, заархивировано 17 июля 2012 г. в Wayback Machine », Копенгагенский консенсус 2004 г.
  17. ^ ЮНИСЕФ и Инициатива по микроэлементам , « Дефицит витаминов и минералов: отчет о глобальном прогрессе. Архивировано 24 сентября 2008 г. в Wayback Machine », март 2004 г.
  18. ^ Салуджи Х., Петтифор Дж. М. (декабрь 2001 г.). «Дефицит железа и нарушение развития ребенка» . БМЖ . 323 (7326): 1377–8. дои : 10.1136/bmj.323.7326.1377 . ПМЦ   1121846 . ПМИД   11744547 .
  19. ^ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРТИФИКАЦИИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ Обогащение пищевых продуктов: технология и контроль качества . (Документ ФАО по продовольствию и питанию – 60)
  20. ^ Шенталер С.Дж., Бир И.Д., Янг К., Николс Д., Янсеннс С. (февраль 2000 г.). «Влияние витаминно-минеральных добавок на интеллект американских школьников: рандомизированное двойное слепое плацебо-контролируемое исследование». J Altern Complement Med . 6 (1): 19–29. дои : 10.1089/acm.2000.6.19 . ПМИД   10706232 .
  21. ^ Дати С.Дж., Уолли Л.Дж., Коллинз А.Р., Липер С., Бергер К., Дири И.Дж. (май 2002 г.). «Гомоцистеин, статус витамина B и когнитивные функции у пожилых людей» . Являюсь. Дж. Клин. Нутр . 75 (5): 908–13. дои : 10.1093/ajcn/75.5.908 . ПМИД   11976166 . Ошибка в: Am. Дж. Клин. Нутр. 77 (2): 523.
  22. ^ Хелланд И.Б., Смит Л., Саарем К., Саугстад ​​О.Д., Древон К.А. (январь 2003 г.). «Прием матерями длинноцепочечных жирных кислот n-3 во время беременности и лактации увеличивает IQ детей в возрасте 4 лет» . Педиатрия . 111 (1): e39–44. дои : 10.1542/peds.111.1.e39 . ПМИД   12509593 .
  23. ^ Ликетсос К.Г. (май 2003 г.). «Следует ли беременным избегать употребления рыбы? Уроки Сейшельских островов». Ланцет . 361 (9370): 1667–8. дои : 10.1016/S0140-6736(03)13379-X . ПМИД   12767728 . S2CID   35728830 .
  24. ^ Беременные женщины: есть больше рыбы или нет? - За ваше здоровье - MSNBC.com
  25. ^ Рыбная диета во время беременности может повысить IQ детей
  26. ^ «Точка омега» . Экономист . 19 января 2006 г.
  27. ^ Медицинские новости: употребление рыбы во время беременности обеспечивает ребенку «пищу для мозга» - в акушерстве и гинекологии, Беременность от MedPage Today
  28. ^ Беременная? Омега-3 необходимы для мозга ребенка
  29. ^ Поллитт Э., Горман К.С., Энгл П.Л., Марторелл Р., Ривера Дж. (1993). «Раннее дополнительное питание и познание: эффект за два десятилетия» . Monogr Soc Res Child Dev . 58 (7). Монографии Общества исследований детского развития, Vol. 58, № 7: 1–99, дискуссия 111–8. дои : 10.2307/1166162 . JSTOR   1166162 . ПМИД   8272081 .
  30. ^ Штейн А.Д., Берман Дж.Р., Диджироламо А. и др. (июнь 2005 г.). «Школьное обучение, образовательные достижения и когнитивное функционирование молодых взрослых Гватемалы» . Еда Нутр Бык . 26 (2 Приложение 1): С46–54. дои : 10.1177/15648265050262S105 . ПМИД   16060211 .
  31. ^ «Здоровье детей: Задержка роста у детей до 5 лет средней и тяжелой степени» . Институт мировых ресурсов. Архивировано из оригинала 5 февраля 2012 года.
  32. ^ Сьюзан С. Лэнг (29 мая 1998 г.). «По данным исследования Корнелла, от задержки роста страдают почти 40 процентов младенцев в развивающихся странах» . Корнеллские новости . Архивировано из оригинала 17 июня 2012 года.
  33. ^ Уокер, СП; Чанг, С.М.; Пауэлл, Калифорния; Грэнтэм-МакГрегор, SM (2005). «Влияние психосоциальной стимуляции раннего детства и пищевых добавок на познание и образование ямайских детей с задержкой роста: проспективное когортное исследование». Ланцет . 366 (9499) (британское издание): 1804–1807. дои : 10.1016/S0140-6736(05)67574-5 . ПМИД   16298218 . S2CID   25797832 .
  34. ^ Уокер С.П., Чанг С.М., Пауэлл К.А., Симонов Э., Грэнтэм-МакГрегор С.М. (сентябрь 2006 г.). «Влияние психосоциальной стимуляции и пищевых добавок в раннем детстве на психосоциальное функционирование в позднем подростковом возрасте: результаты рандомизированного контролируемого исследования» . БМЖ . 333 (7566): 472. doi : 10.1136/bmj.38897.555208.2F . ПМЦ   1557928 . ПМИД   16877454 .
  35. ^ Абель Э.Л., Сокол Р.Дж. (январь 1987 г.). «Распространенность фетального алкогольного синдрома и экономическое влияние аномалий, связанных с ФАС». Зависимость от алкоголя и наркотиков . 19 (1): 51–70. дои : 10.1016/0376-8716(87)90087-1 . ПМИД   3545731 .
  36. ^ Журнал природы. Август 2012 г. и 30-метровая радиодискуссия на Radio NZ с авторами.
  37. ^ Иверсен Л. (февраль 2005 г.). «Долгосрочные последствия воздействия каннабиса». Курр Опин Фармакол . 5 (1): 69–72. дои : 10.1016/j.coph.2004.08.010 . ПМИД   15661628 .
  38. ^ Вейцман М., Берд Р.С., Элин К.А., Мосс М. (2002). «Влияние табакокурения на поведенческое и когнитивное функционирование детей: последствия для клинической политики и политики общественного здравоохранения, а также будущих исследований». Нейротоксикол Тератол . 24 (3): 397–406. дои : 10.1016/S0892-0362(02)00201-5 . ПМИД   12009494 .
  39. ^ Бреслау Н., Панет Н., Люсия В.К., Панет-Поллак Р. (октябрь 2005 г.). «Курение матери во время беременности и IQ потомства» . Int J Epidemiol . 34 (5): 1047–53. дои : 10.1093/ije/dyi163 . ПМИД   16085682 .
  40. ^ Йолтон К., Дитрих К., Ауингер П., Ланфир Б.П., Хорнунг Р. (январь 2005 г.). «Воздействие табачного дыма в окружающей среде и когнитивные способности среди детей и подростков в США» . Окружающая среда. Перспектива здоровья . 113 (1): 98–103. дои : 10.1289/ehp.7210 . ПМЦ   1253717 . ПМИД   15626655 . Архивировано из оригинала 12 июля 2012 г. Проверено 14 июня 2009 г.
  41. ^ Гранжан П. , Ландриган П.Дж. (декабрь 2006 г.). «Эволюционная нейротоксичность промышленных химикатов» . Ланцет . 368 (9553): 2167–78. дои : 10.1016/S0140-6736(06)69665-7 . ПМИД   17174709 . S2CID   12795774 .
  42. ^ Мейер П.А., МакГихин М.А., Фальк Х. (август 2003 г.). «Глобальный подход к предотвращению отравления свинцом у детей» . Int J Hyg Environ Health . 206 (4–5): 363–9. дои : 10.1078/1438-4639-00232 . ПМИД   12971691 .
  43. ^ Беллинджер, округ Колумбия, Стайлз К.М., Нидлман Х.Л. (декабрь 1992 г.). «Низкий уровень воздействия свинца, интеллект и академические достижения: долгосрочное последующее исследование» . Педиатрия . 90 (6): 855–61. дои : 10.1542/педс.90.6.855 . ПМИД   1437425 . S2CID   25746146 .
  44. ^ Рибас-Фито Н., Торрент М., Карризо Д. и др. (ноябрь 2006 г.). «Внутриутробное воздействие фоновых концентраций ДДТ и когнитивные функции дошкольников» . Являюсь. Дж. Эпидемиол . 164 (10): 955–62. дои : 10.1093/aje/kwj299 . ПМИД   16968864 .
  45. ^ Гранжан П. , Ландриган П.Дж. (декабрь 2006 г.). «Эволюционная нейротоксичность промышленных химикатов» . Ланцет . 368 (9553): 2167–78. дои : 10.1016/S0140-6736(06)69665-7 . ПМИД   17174709 . S2CID   12795774 .
  46. ^ Потенциал воздействия промышленных химикатов, предположительно вызывающих нейротоксичность развития Филипп Гранжан , доктор медицинских наук, доктор философии, адъюнкт-профессор Мариан Перес, магистр здравоохранения, координатор проекта, Департамент гигиены окружающей среды, Гарвардская школа общественного здравоохранения , Бостон , Массачусетс, США
  47. ^ Блэр С. (апрель 2006 г.). «Насколько схожи гибкое познание и общий интеллект? Взгляд нейробиологии на гибкое познание как аспект когнитивных способностей человека». Наука о поведении мозга . 29 (2): 109–25, обсуждение 125–60. дои : 10.1017/S0140525X06009034 . ПМИД   16606477 . S2CID   8508500 . Несколько комментариев можно увидеть в Google Scholar.
  48. ^ Jump up to: а б с Делани-Блэк В., Ковингтон С., Ондерсма С.Дж. и др. (март 2002 г.). «Подверженность насилию, травмы, IQ и/или дефицит чтения среди городских детей» . Архипедиатр Adolesc Med . 156 (3): 280–5. дои : 10.1001/archpedi.156.3.280 . ПМИД   11876674 .
  49. ^ Jump up to: а б Зальцман К.М., Уимс К.Ф., Каррион В.Г. (2006). «IQ и симптомы посттравматического стресса у детей, подвергшихся межличностному насилию». Детская психиатрия Хум Дев . 36 (3): 261–72. дои : 10.1007/s10578-005-0002-5 . ПМИД   16362242 . S2CID   14002367 .
  50. ^ Гонсалес Н.А., Кос А.М., Фридман Р.Дж., Мейсон Калифорния (июнь 1996 г.). «Влияние семьи, сверстников и соседей на академическую успеваемость афроамериканских подростков: перспективные эффекты на один год». Am J Community Psychol . 24 (3): 365–87. дои : 10.1007/BF02512027 . ПМИД   8864209 . S2CID   37387862 .
  51. ^ Маккензи, Дебора. «Обнаружена связь между инфекционными заболеваниями и IQ» . Новый учёный . Проверено 4 июля 2010 г.
  52. ^ Jump up to: а б с д Эппиг, Кристофер (2011). «Почему в некоторых местах средний IQ выше?» . Научный американец .
  53. ^ Эппиг, К; Финчер, CL; Торнхилл, Р. (22 декабря 2010 г.). «Распространенность паразитов и распространение когнитивных способностей по всему миру» . Слушания. Биологические науки . 277 (1701): 3801–8. дои : 10.1098/rspb.2010.0973 . ПМЦ   2992705 . ПМИД   20591860 . (Отозвано, см. дои : 10.1098/rspb.2024.0463 , ПМИД   38442866 . Если это намеренная ссылка на отозванную статью, замените {{retracted|...}} с {{retracted|...|intentional=yes}}. )
  54. ^ Бойвин М.Дж. (октябрь 2002 г.). «Влияние ранней церебральной малярии на когнитивные способности сенегальских детей». Джей Дев Поведенческий педиатр . 23 (5): 353–64. дои : 10.1097/00004703-200210000-00010 . ПМИД   12394524 . S2CID   26453764 .
  55. ^ Кихара, Майкл; Картер, Дж.А.; Ньютон, CRJC (2006). «Влияние Plasmodium falciparum на когнитивные функции: систематический обзор» . Тропическая медицина и международное здравоохранение . 11 (4): 386–97. дои : 10.1111/j.1365-3156.2006.01579.x . ПМИД   16553922 .
  56. ^ Уоткинс В.Е., Поллитт Э. (март 1997 г.). « Глупость или глисты»: ухудшают ли глисты умственную работоспособность?». Психологический Булл . 121 (2): 171–91. дои : 10.1037/0033-2909.121.2.171 . ПМИД   9100486 .
  57. ^ Диксон, Румона; Шалли Авасти; Паула Уильямсон; Колин Демеллвик; Пол Гарнер (2000). «Влияние лечения кишечных гельминтов на рост и когнитивные способности детей: систематический обзор рандомизированных исследований» . БМЖ . 320 (7251): 1697–1701. дои : 10.1136/bmj.320.7251.1697 . ПМК   27412 . ПМИД   10864543 .
  58. ^ Тейлор-Робинсон, Дэвид; Эшли Джонс; Пол Гарнер (2009). Ями, Гэвин (ред.). «Улучшает ли дегельминтизация рост и школьную успеваемость детей?» . PLOS Забытые тропические болезни . 3 (1): е358. дои : 10.1371/journal.pntd.0000358 . ПМК   2627941 . ПМИД   19172183 .
  59. ^ Абубакар, Амина; Аннелоэс Ван Баар; Фонс Дж. Р. Ван де Вийвер; Пенни Холдинг; Чарльз Р.Дж.К. Ньютон (2008). «Педиатрический ВИЧ и развитие нервной системы в странах Африки к югу от Сахары: систематический обзор» . Тропическая медицина и международное здравоохранение . 13 (7): 880–7. дои : 10.1111/j.1365-3156.2008.02079.x . ПМИД   18384479 .
  60. ^ Вашингтон, Харриет А. (2015). «Кривая колодца» . Американский ученый (осень): 12.
  61. ^ Сакейм Х.А., Фриман Дж., МакЭлини М., Коулман Э., Прудик Дж., Девананд Д.П.; Фриман; МакЭлини; Коулман; Прудич; Девананд (март 1992 г.). «Влияние большой депрессии на оценки интеллекта». J Clin Exp Нейропсихол . 14 (2): 268–88. дои : 10.1080/01688639208402828 . ПМИД   1572949 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  62. ^ Манделли Л., Серретти А., Коломбо С. и др. (октябрь 2006 г.). «Улучшение когнитивных функций у пациентов с расстройствами настроения с депрессивным симптоматическим восстановлением во время лечения: исследовательский анализ». Психиатрический клин. Нейроски . 60 (5): 598–604. дои : 10.1111/j.1440-1819.2006.01564.x . ПМИД   16958944 . S2CID   32869139 .
  63. ^ Чепита, Д.; Лодыговская, Э.; Чепита, М. (2008). «Являются ли дети с близорукостью более умными? Обзор литературы». Летопись Стетинской медицинской академии . 54 (1): 13–16, обсуждение 16. PMID   19127804 .
  64. ^ Пила, С.-М.; Тан, С.-Б.; Фунг, Д.; Чиа, К.-С.; Кох, Д.; Тан, DTH; Стоун, Р.А. (2004). «IQ и связь с близорукостью у детей» . Исследовательская офтальмология и визуальные науки . 45 (9): 2943–2948. дои : 10.1167/iovs.03-1296 . ПМИД   15326105 .
  65. ^ Виртанен М.; А. Сингх-Ману ; Дж. Э. Ферри; Д. Химено; МГ Сурок; М. Эловайнио; М. Йокела; Дж. Вахтера; М. Кивимяки (2009). «Долгое рабочее время и когнитивные функции: исследование Уайтхолла II» . Американский журнал эпидемиологии . 169 (5): 596–605. дои : 10.1093/aje/kwn382 . ПМК   2727184 . ПМИД   19126590 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ab61ec107245bc1a2009cedd804dadd1__1719702060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/d1/ab61ec107245bc1a2009cedd804dadd1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Effect of health on intelligence - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)