Влияние здоровья на интеллект
Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( декабрь 2021 г. ) |
Здоровье может влиять на интеллект по-разному. И наоборот, интеллект может влиять на здоровье . Влияние здоровья на интеллект считается одним из наиболее важных факторов, лежащих в основе групповых различий в результатах тестов IQ и других показателях когнитивных способностей . [1] Некоторые факторы могут привести к значительным когнитивным нарушениям, особенно если они возникают во время беременности и в детстве, когда мозг растет и гематоэнцефалический барьер ребенка менее эффективен. Иногда такое ухудшение может быть постоянным, а иногда частично или полностью компенсироваться последующим ростом.
Развитые страны внедрили несколько стратегий здравоохранения в отношении питательных веществ и токсинов, которые, как известно, влияют на когнитивные функции. К ним относятся законы, требующие обогащения определенных пищевых продуктов, и законы, устанавливающие безопасные уровни загрязняющих веществ (например, свинца , ртути и хлорорганических соединений ). Были предложены комплексные политические рекомендации, направленные на снижение когнитивных нарушений у детей. [2] [3]
Улучшение питания (часто с участием определенных микроэлементов ) в результате изменений в государственной политике привело к повышению IQ во многих странах (как часть общего эффекта Флинна ), например, усилия по борьбе с дефицитом йода в США. [4]
Питание
[ редактировать ]Недоедание может возникнуть в течение нескольких периодов роста, например беременности , во время , грудного вскармливания, младенчества или детства. Это также может произойти из-за недостатка различных питательных веществ, таких как микроэлементы , белок или энергия. Это может вызвать различные эффекты.
Тайминг
[ редактировать ]Некоторые наблюдатели утверждают, что недоедание в течение первых шести месяцев жизни вредит когнитивному развитию гораздо больше, чем недоедание в более позднем возрасте. Однако исследование, проведенное на Филиппинах , утверждает, что недоедание на втором году жизни может иметь более серьезные негативные последствия, чем недоедание на первом году жизни. Хотя остается спорным вопрос о том, является ли младенчество или старше двух лет наихудшим временем для недоедания, суть этих исследований заключается в том, что недостаток питательных веществ в молодом возрасте отрицательно влияет на обучение. [5]
Задержка внутриутробного развития
[ редактировать ]Недостаточное питание во время беременности и другие факторы могут вызвать задержку внутриутробного развития (ЗВУР), что является одной из причин низкой массы тела при рождении . Однако было высказано предположение, что при ЗВУР мозг может избирательно сохраняться. На рост мозга обычно влияет меньше, чем на массу или длину всего тела. Несколько исследований, проведенных в развитых странах, показали, что, за исключением крайней задержки внутриутробного развития, также влияющей на рост мозга, и гипоксического повреждения, ЗВУР, по-видимому, оказывает незначительное или вообще не оказывает измеримого влияния на умственную работоспособность и поведение в подростковом или взрослом возрасте. Например, острая недостаточность питания в течение нескольких месяцев во время голландского голода 1944 года привела к снижению среднего веса при рождении в некоторых районах. Позже это было связано с изменением результатов тестов IQ у голландских мужчин-призывников из этих районов в возрасте 18–19 лет по сравнению с контрольными районами. Субъекты подвергались голоду внутриутробно, но не после рождения. Во время голода рождаемость снизилась больше среди людей с более низким социально-экономическим статусом. (СЭП), тогда как после голода произошло компенсаторное увеличение рождаемости среди лиц с более низким СЭП. Поскольку SES коррелирует с IQ, возможно, за этим скрывается эффект, вызванный недостаточным питанием. [6]
Грудное вскармливание
[ редактировать ]Исследования часто обнаруживают более высокий IQ у детей и взрослых, находящихся на грудном вскармливании. [3] [7] Было высказано предположение, что жирные кислоты омега-3 в грудном молоке, которые, как известно, являются важными компонентами тканей мозга, могут, по крайней мере частично, способствовать увеличению IQ.
Однако недавно давнее убеждение в том, что грудное вскармливание приводит к повышению IQ потомства, было оспорено в статье 2006 года, опубликованной в Британском медицинском журнале . Результаты показали, что различия в показателях IQ детей в возрасте от 5 до 14 лет объясняются IQ матери, а не грудного вскармливания. Результаты этого метаанализа показали, что предыдущие исследования не контролировали IQ матери. Поскольку IQ матери позволял предсказать, находится ли ребенок на грудном вскармливании, исследование пришло к выводу, что «кормление грудью [само по себе] мало или совсем не влияет на интеллект детей». Напротив, именно IQ матери имел значительную корреляцию с IQ ее потомства, независимо от того, находился ли ребенок на грудном вскармливании или нет. [8]
Одно исследование показало, что грудное вскармливание было связано с повышением IQ (до 7 баллов, если не контролировать IQ матери), если у младенцев был SNP, кодирующий основание «C», а не G в гене FADS2 . Те, у кого была версия «G», не показали преимущества в IQ, что позволяет предположить биохимическое взаимодействие генов ребенка на влияние грудного вскармливания. [9] [10] Другие исследования не смогли воспроизвести какую-либо корреляцию между геном FADS2 . [11] грудное вскармливание и IQ, в то время как другие демонстрируют негативное влияние на IQ при сочетании искусственного вскармливания и «G»-версии FADS2 . [12]
Младенчество
[ редактировать ]Два исследования, проведенные в Чили среди 18-летних выпускников средних школ, показали, что состояние питания в течение первого года жизни влияет на IQ, успеваемость и объем мозга. [13] [14]
Микронутриенты и дефицит витаминов
[ редактировать ]Дефицит микроэлементов (например, йода и железа ) влияет на развитие интеллекта и остается проблемой в развивающихся странах. Например, дефицит йода приводит к падению IQ в среднем на 12 пунктов. Эти недостатки технически могут проявляться при медицинском сканировании в разном возрасте. [15]
Политические рекомендации по увеличению доступности добавок с микроэлементами были сделаны и частично оправданы потенциалом противодействия проблемам развития, связанным с интеллектом. Например, в Копенгагенском консенсусе говорится, что недостаток йода и железа приводит к нарушению развития мозга, и это может повлиять на огромное количество людей: по оценкам, 2 миллиарда человек (одна треть от общей численности населения мира) страдают страдают от дефицита йода, в том числе 285 миллионов детей в возрасте от 6 до 12 лет. По оценкам, в развивающихся странах 40% детей в возрасте четырех лет и младше страдают анемией из-за недостаточного количества железа в их рационе. [16]
В совместном заявлении о дефиците витаминов и минералов говорится, что тяжесть такого дефицита «означает ухудшение состояния сотен миллионов растущих умов и снижение национального IQ». Поскольку мозг не полностью развит до 25 лет, это может влиять на людей в подростковом возрасте. [17]
В целом, исследования, изучающие возможность улучшения когнитивных функций у детей, уже страдающих дефицитом железа, с помощью добавок железа, дали неоднозначные результаты, возможно, потому, что дефицит железа в критические периоды роста может вызвать необратимый ущерб. Однако несколько исследований с лучшим дизайном показали существенные преимущества. Один из способов предотвратить дефицит железа — давать детям специальные добавки, например, в виде таблеток. Однако это обходится дорого, механизмы распределения часто неэффективны, а соблюдение требований является низким. Обогащение основных продуктов питания (зерновые, мука , сахар , соль ) для обеспечения детей микронутриентами в больших масштабах, вероятно, является наиболее устойчивым и доступным вариантом, даже несмотря на то, что необходимы обязательства со стороны правительств и пищевой промышленности. [18] Развитые страны обогащают некоторые продукты питания различными микроэлементами. [19]
Дополнительные витаминно-минеральные добавки могут иметь эффект и в развитых странах. Исследование, дающее такие добавки из «рабочего класса», в первую очередь латиноамериканцев детям 6–12 лет , в Соединенных Штатах в течение 3 месяцев, обнаружило среднее увеличение IQ на 2–3 балла. Во многом это можно объяснить очень большим увеличением подгруппы детей, предположительно потому, что они, в отличие от большинства, не получали достаточного питания. Исследование предполагает, что родителям школьников, чья успеваемость неудовлетворительна, было бы полезно обратиться к врачу- диетологу для оценки состояния питания их детей в качестве возможной причины . [20]
Если рассуждать более умозрительно, в будущем могут оказаться важными и другие питательные вещества. Витамин B12 и фолат могут быть важны для когнитивной функции в пожилом возрасте. [21] В одном исследовании добавка рыбьего жира для беременных и кормящих матерей была связана с улучшением когнитивных способностей. [22]
Другое исследование показало, что беременные женщины, которые потребляли 340 граммов рыбы с низким содержанием ртути и жирных кислот в неделю, получили пользу, которая перевешивает риск отравления ртутью . У них реже рождались дети с низким вербальным IQ , координацией движений и поведенческими проблемами. Однако продукты, содержащие большое количество ртути, такие как акула , рыба-меч , королевская макрель и кафель , могут вызвать умственную отсталость . [23] [24] [25] [26] [27] [28]
Белково-энергетическая недостаточность
[ редактировать ]Одно исследование, проведенное в развивающейся стране Гватемале , показало, что плохой рост в младенчестве, а не низкий вес при рождении, отрицательно связан с успеваемостью подростков по когнитивным тестам и тестам достижений. [29] В более позднем, очень долгосрочном исследовании изучался эффект от предоставления детям в возрасте 6–24 месяцев в Гватемале высокобелково-энергетического напитка в качестве пищевой добавки. Значительно положительный и довольно существенный эффект был обнаружен в увеличении вероятности посещения школы и окончания первого класса, повышении оценки, полученной к 13 годам, увеличении уровня завершенного школьного образования, а также для взрослых в возрасте 25–40 лет в увеличении результатов тестов IQ. [30]
Задержка роста
[ редактировать ]31% детей в возрасте до 5 лет в развивающихся странах имеют умеренную (ниже минус 2 стандартных отклонения) или тяжелую задержку роста (ниже минус 3 стандартных отклонений). [31] Раньше распространенность была еще выше, поскольку распространенность задержки роста во всем мире снижается примерно на половину процентного пункта каждый год. [32] Исследование детей с задержкой роста в возрасте 9–24 месяцев на Ямайке показало, что в возрасте 17–18 лет они имели значительно более низкие оценки, чем группа без задержки роста, по когнитивным и образовательным тестам и психосоциальному функционированию. Предоставление питательных добавок (1 кг молочной смеси каждую неделю) этим детям с уже задержкой роста не оказало существенного влияния на последующие баллы, но психосоциальная стимуляция (еженедельные игровые занятия с матерью и ребенком) имела положительный эффект. [33] [34]
Токсины
[ редактировать ]Употребление наркотиков
[ редактировать ]Алкоголь у беременных женщин может вызвать алкогольный синдром плода , одну из основных известных причин умственной отсталости в западном мире. [35]
Было обнаружено, что нынешнее употребление каннабиса в значительной степени дозозависимо коррелирует со снижением показателей IQ во время эффекта от употребления. Однако такого снижения не наблюдалось у субъектов, которые ранее были заядлыми потребителями каннабиса и прекратили прием препарата. Авторы пришли к выводу, что каннабис не оказывает долгосрочного воздействия на интеллект. Однако это противоречит долгосрочному лонгитудинальному исследованию, проведенному университетами Отаго и Дьюка, которое показало, что регулярное употребление марихуаны в подростковом возрасте влияет на IQ во взрослом возрасте, даже когда употребление прекращается. Падение IQ составило 8 пунктов. Взрослые, курящие марихуану, не оказали длительного влияния на IQ. [36] Воздействие на развитие плода минимально по сравнению с хорошо задокументированными побочными эффектами употребления табака или алкоголя . [37]
у матери Курение табака во время беременности связано с повышенной активностью, снижением внимания и снижением интеллектуальных способностей. [38] Однако недавнее исследование показало, что курение табака матерью не оказывает прямого причинного влияния на IQ ребенка. Поправка на когнитивные способности матери, измеряемые IQ и уровнем образования, устранила связь между более низким IQ и курением табака. [39] Но другое исследование, вместо того, чтобы изучить взаимосвязь между воздействием табачного дыма в окружающей среде, измеренным с помощью биомаркера крови , и когнитивными способностями среди детей и подростков в США в возрасте 6–16 лет, обнаружило обратную связь между воздействием табачного дыма и когнитивными способностями среди детей даже при чрезвычайно низком уровне. уровни воздействия. В исследовании учитывались пол , раса , регион , бедность родителей , образование и семейное положение, ферритин и концентрация свинца в крови. [40]
Промышленная химия
[ редактировать ]Определенные токсины, такие как свинец , ртуть , толуол и ПХД, являются хорошо известными причинами нарушений нервного развития. Признание этих рисков привело к разработке научно обоснованных профилактических программ, таких как устранение присадок, содержащих свинец, в бензине . Хотя эти профилактические кампании весьма успешны, большинство из них были начаты только после существенных задержек. [41]
Политика управления свинцом различается в разных странах, особенно в развитых и развивающихся странах. Использование этилированного бензина было сокращено или прекращено в большинстве развитых стран, а уровни свинца у детей в США были существенно снижены благодаря политике, направленной на сокращение содержания свинца. [42] Даже слегка повышенные уровни свинца в возрасте около 24 месяцев связаны с дефицитом интеллектуальных и академических показателей в возрасте 10 лет. [43]
Некоторые, по крайней мере ранее, широко используемые хлорорганические соединения , такие как диоксины , ДДТ и ПХБ , были связаны с когнитивными нарушениями. [44]
Обзор журнала Lancet выявил 201 химическое вещество, способное вызывать клинические нейротоксические эффекты у взрослых людей, как описано в рецензируемой научной литературе. Большинство из них широко используются. В лабораторных моделях было показано, что многие дополнительные химические вещества нейротоксичны. В статье отмечается, что дети более уязвимы, и утверждается, что новые, предупредительные подходы, признающие уникальную уязвимость развивающегося мозга, необходимы для тестирования и контроля химических веществ, чтобы избежать предыдущих существенных ограничений на использование. [45] В приложении перечислены другие промышленные химикаты, считающиеся нейротоксичными. [46]
Охрана здоровья во время беременности и родов
[ редактировать ]Медицинское обслуживание во время беременности и родов, доступ к которому часто регулируется политикой, также влияет на когнитивное развитие. Предотвратимые причины низкого интеллекта у детей включают инфекционные заболевания, такие как менингит , паразиты и церебральная малярия, пренатальное воздействие наркотиков и алкоголя, асфиксию новорожденных , низкий вес при рождении, травмы головы и эндокринные расстройства. Было настоятельно рекомендовано сосредоточить внимание политики на детерминантах когнитивных способностей детей. [2]
Стресс
[ редактировать ]Недавняя теория предполагает, что стресс в раннем детстве может повлиять на развивающийся мозг и вызвать негативные последствия. [47] Подверженность насилию в детстве связана с более низкими оценками в школе [48] и более низкий IQ у детей всех рас. [49] Группу городских первоклассников, состоящую преимущественно из афроамериканцев, и их опекунов оценивали с помощью самоотчетов, интервью и стандартизированных тестов, включая тесты на IQ. В исследовании сообщалось, что воздействие насилия и стресса, связанного с травмами у маленьких детей, было связано со значительным снижением IQ и навыков чтения. Воздействие насилия или травмы коррелировало со снижением IQ на 7,5 баллов (SD, 0,5) и снижением успеваемости по чтению на 9,8 баллов (SD, 0,66). [48]
Насилие может отрицательно влиять на IQ, либо IQ может защищать от насилия. [49] Причинный механизм и направление причинно-следственной связи неизвестны. [48] В другом исследовании 2006 года риск соседства был связан с более низкими школьными оценками афроамериканских подростков. [50]
Инфекционные заболевания
[ редактировать ]Исследование, проведенное Эппигом, Финчером и Торнхиллом в 2010 году, выявило тесную корреляцию между бременем инфекционных заболеваний в стране и средним IQ ее населения. Исследователи обнаружили, что когда болезнь контролировали, IQ не коррелировал с другими переменными, такими как уровень образования и питания. Поскольку развитие мозга новорожденных и детей требует очень высокой доли всей энергии организма, исследователи утверждают, что борьба с инфекцией снижает потенциал IQ детей. Исследование Эппиг может помочь объяснить эффект Флинна – рост интеллекта, наблюдаемый в богатых странах. [51] Они также проверили другие гипотезы, включая генетические объяснения, и пришли к выводу, что инфекционные заболевания являются «лучшим предсказателем». [52] Кристофер Хассалл и Томас Шерратт повторили анализ и пришли к выводу, что «инфекционные заболевания могут быть единственным действительно важным предиктором среднего национального IQ». [52]
Чтобы смягчить влияние образования на IQ, Эппиг Финчер и Торнхилл повторили свой анализ в Соединенных Штатах, где существует стандартизированное и обязательное образование. [52] [53] Корреляция между инфекционными заболеваниями и средним IQ была подтверждена, и они пришли к выводу, что «факты свидетельствуют о том, что инфекционные заболевания являются основной причиной глобальных различий в человеческом интеллекте». [52]
Тропические инфекционные болезни
[ редактировать ]малярией Ежегодно страдают 300–500 миллионов человек, в основном дети в возрасте до пяти лет в Африке , вызывая широко распространенную анемию в период быстрого развития мозга, а также прямое повреждение головного мозга от церебральной малярии, к которой дети более уязвимы. [54] Систематический обзор 2006 года показал, что инфекция Plasmodium falciparum вызывает когнитивные нарушения как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. [55] Политика, направленная на снижение заболеваемости малярией, может иметь когнитивные преимущества. Было высказано предположение, что будущее экономическое и образовательное развитие Африки в решающей степени зависит от искоренения малярии.
Круглые черви заражают сотни миллионов людей. Есть данные, что высокая интенсивность пребывания глистов в кишечнике может влиять на умственную работоспособность, [56] но систематический обзор 2000 года и обновленная информация 2009 года показали, что не было достаточных доказательств того, что лечение дегельминтизацией улучшает когнитивные способности или успеваемость в школе у детей. [57] [58]
ВИЧ- инфекция у детей в странах Африки к югу от Сахары влияет на их двигательное развитие, однако недостаточно данных, подтверждающих замедление речевого развития. [59]
Последствия других заболеваний
[ редактировать ]Существует множество заболеваний, поражающих центральную нервную систему , которые могут вызвать когнитивные нарушения. Многие из них связаны со старением. Некоторые распространенные примеры включают болезнь Альцгеймера и мультиинфарктную деменцию . Многие заболевания могут быть неврологическими или психиатрическими и в первую очередь поражать мозг. Другие могут поражать многие другие органы, например ВИЧ , тиреоидит Хашимото, вызывающий гипотиреоз , или рак . Согласно отчету The American Scholar за 2015 год, было обнаружено, что ряд забытых тропических болезней, а также некоторые недавно выявленные патогены, такие как Pseudo-nitzschia, подрывают человеческий интеллект. [60]
Большая депрессия , от которой хотя бы один раз в жизни страдают около 16% населения и которая является основной причиной инвалидности в Северной Америке, может вызывать симптомы, схожие с деменцией. Пациенты, лечившиеся от депрессии, получили более высокие баллы по тестам IQ, чем до лечения. [61] [62]
Близорукость и дальнозоркость
[ редактировать ]В обзоре литературы 2008 года говорится, что исследования в нескольких странах обнаружили связь между близорукостью и более высоким IQ, а также между близорукостью и школьной успеваемостью. Некоторые, но не все, исследования показали, что дальнозоркость связана с более низким IQ и школьными достижениями. Распространенное объяснение близорукости – работа вблизи. Что касается связи с IQ, было предложено несколько объяснений. Во-первых, ребенок с близорукостью лучше адаптируется к чтению, больше читает и учится, что повышает интеллект. Обратное объяснение состоит в том, что умный и прилежный ребенок больше читает, что вызывает близорукость. Другая причина заключается в том, что ребенок с близорукостью имеет преимущество при тестировании IQ, близком к работе, из-за меньшего напряжения глаз. Еще одно объяснение состоит в том, что плейотропные гены одновременно влияют на размер мозга и глаз. [63] Исследование китайских школьников показало, что после учета возраста, пола, школы, близорукости родителей, образования отца и количества книг, прочитанных в неделю, близорукость по-прежнему ассоциировалась с высоким невербальным IQ. Невербальный IQ оказался более важным объяснением, чем книги, прочитанные за неделю. [64]
Другие ассоциации
[ редактировать ]В пятилетнем исследовании британских государственных служащих среднего возраста продолжительность рабочего времени (55 против 40) была связана со снижением баллов по когнитивным тестам. [65]
См. также
[ редактировать ]- Когнитивная эпидемиология – Область исследований
- Эффект Флинна : рост результатов тестов на интеллект в 20-м веке
- фактор g (психометрия) - психометрический фактор, также известный как «общий интеллект».
- Здоровье и раса – здоровье на основе расовой принадлежности.
- Раса и рост – аспект человеческого роста.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эй Джей Дири (2008). «Почему умные люди живут дольше?» . Природа . 456 (7219): 175–6. Бибкод : 2008Natur.456..175D . дои : 10.1038/456175a . ПМИД 19005537 . S2CID 205042144 .
- ^ Jump up to: а б Олнесс К. (апрель 2003 г.). «Влияние на развитие мозга, приводящее к когнитивным нарушениям: всемирная эпидемия». Джей Дев Поведенческий педиатр . 24 (2): 120–30. дои : 10.1097/00004703-200304000-00009 . ПМИД 12692458 . S2CID 31999992 .
- ^ Jump up to: а б Перлмуттер, Дэвид ; Кэрол Колман (2006). Воспитайте более умного ребенка в детском саду: поднимите баллы Iq до 30 баллов и включите баллы умных генов вашего ребенка . Книги Морган Роуд. ISBN 978-0-7679-2301-9 .
- ^ Нисен, Макс (22 июля 2013 г.). «Как добавление йода в соль привело к десятилетнему приросту IQ в Соединенных Штатах» . Бизнес-инсайдер . Проверено 25 июня 2016 г.
- ^ Глевве П. , Кинг Э.М. (2001). «Влияние статуса питания в раннем детстве на когнитивное развитие: имеет ли значение время недоедания?». Экономический обзор Всемирного банка . 15 (1): 81–113. дои : 10.1093/wber/15.1.81 . hdl : 10986/17213 .
- ^ «Причины и последствия задержки внутриутробного развития. Материалы семинара IDECG. Батон-Руж, Луизиана, США. 11–15 ноября 1996 г.» . Eur J Clin Nutr . 52 (Приложение 1): С1–103. Январь 1998 г. PMID 9547065 . Архивировано из оригинала 29 января 2007 года. Нейссер; и др. (7 августа 1995 г.). «Разведка: известное и неизвестное» . Совет по научным вопросам Американской психологической ассоциации. Архивировано из оригинала 1 июня 2012 года . Проверено 6 августа 2006 г.
- ^ Мастерс Р (1997). « Биохимия мозга и социальный статус: гипотеза нейротоксичности ». В Уайте, Эллиотт (ред.). Интеллект, политическое неравенство и государственная политика . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Прагер. стр. 141–183. ISBN 0-275-95655-5 .
- ^ Дер Джи, Бэтти Дж.Д., Дири И.Дж. (ноябрь 2006 г.). «Влияние грудного вскармливания на интеллект у детей: проспективное исследование, анализ пар братьев и сестер и метаанализ» . БМЖ . 333 (7575): 945. doi : 10.1136/bmj.38978.699583.55 . ПМЦ 1633819 . ПМИД 17020911 .
- ^ «IQ ребенка повышается с помощью грудного молока и генов» . Архивировано из оригинала 26 июля 2010 г. Проверено 20 ноября 2007 г.
- ^ Каспи А., Уильямс Б., Ким-Коэн Дж. и др. (2007). «Умеренное влияние грудного вскармливания на IQ за счет генетических вариаций метаболизма жирных кислот» . Труды Национальной академии наук . 104 (47): 18860–5. Бибкод : 2007PNAS..10418860C . дои : 10.1073/pnas.0704292104 . ПМК 2141867 . ПМИД 17984066 .
- ^ Северо-Западный Мартин; Б. Беньямин; НК Ханселл; Г.В. Монтгомери; Н. Г. Мартин; М.Дж. Райт и Т.К. Бейтс (2011). «Когнитивная функция в подростковом возрасте: тестирование взаимодействия между грудным вскармливанием и полиморфизмом FADS2». Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии . 50 (1): 55–62 е4. дои : 10.1016/j.jaac.2010.10.010 . ПМИД 21156270 .
- ^ Стир CD, Дэйви Смит Дж., Эммет П.М., Хиббельн Дж.Р., Голдинг Дж. (2010). Пенья-Гонсалвес С (ред.). «Полиморфизмы FADS2 изменяют влияние грудного вскармливания на IQ ребенка» . ПЛОС ОДИН . 5 (7): е11570. Бибкод : 2010PLoSO...511570S . дои : 10.1371/journal.pone.0011570 . ПМЦ 2903485 . ПМИД 20644632 .
- ^ Иванович Д.М., Лейва Б.П., Перес Х.Т. и др. (январь 2002 г.). «Статус питания, развитие мозга и успеваемость чилийских выпускников средних школ с высоким и низким интеллектуальным коэффициентом и социально-экономическим статусом» . Бр. Дж. Нутр . 87 (1): 81–92. дои : 10.1079/BJN2001485 . ПМИД 11895316 .
- ^ Иванович Д.М., Лейва Б.П., Перес Х.Т. и др. (2004). «Размер головы и интеллект, обучение, состояние питания и развитие мозга. Голова, IQ, обучение, питание и мозг». Нейропсихология . 42 (8): 1118–31. doi : 10.1016/j.neuropsychologia.2003.11.022 . ПМИД 15093150 . S2CID 2114185 .
- ^ Цянь М., Ван Д., Уоткинс В.Е. и др. (2005). «Влияние йода на интеллект у детей: метаанализ исследований, проведенных в Китае». Азиатско-Тихоокеанский журнал клинического питания . 14 (1): 32–42. ПМИД 15734706 .
- ^ Берман, младший, Олдерман, Х., и Ходдинотт, Дж., « Голод и недоедание, заархивировано 17 июля 2012 г. в Wayback Machine », Копенгагенский консенсус 2004 г.
- ^ ЮНИСЕФ и Инициатива по микроэлементам , « Дефицит витаминов и минералов: отчет о глобальном прогрессе. Архивировано 24 сентября 2008 г. в Wayback Machine », март 2004 г.
- ^ Салуджи Х., Петтифор Дж. М. (декабрь 2001 г.). «Дефицит железа и нарушение развития ребенка» . БМЖ . 323 (7326): 1377–8. дои : 10.1136/bmj.323.7326.1377 . ПМЦ 1121846 . ПМИД 11744547 .
- ^ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРТИФИКАЦИИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ Обогащение пищевых продуктов: технология и контроль качества . (Документ ФАО по продовольствию и питанию – 60)
- ^ Шенталер С.Дж., Бир И.Д., Янг К., Николс Д., Янсеннс С. (февраль 2000 г.). «Влияние витаминно-минеральных добавок на интеллект американских школьников: рандомизированное двойное слепое плацебо-контролируемое исследование». J Altern Complement Med . 6 (1): 19–29. дои : 10.1089/acm.2000.6.19 . ПМИД 10706232 .
- ^ Дати С.Дж., Уолли Л.Дж., Коллинз А.Р., Липер С., Бергер К., Дири И.Дж. (май 2002 г.). «Гомоцистеин, статус витамина B и когнитивные функции у пожилых людей» . Являюсь. Дж. Клин. Нутр . 75 (5): 908–13. дои : 10.1093/ajcn/75.5.908 . ПМИД 11976166 . Ошибка в: Am. Дж. Клин. Нутр. 77 (2): 523.
- ^ Хелланд И.Б., Смит Л., Саарем К., Саугстад О.Д., Древон К.А. (январь 2003 г.). «Прием матерями длинноцепочечных жирных кислот n-3 во время беременности и лактации увеличивает IQ детей в возрасте 4 лет» . Педиатрия . 111 (1): e39–44. дои : 10.1542/peds.111.1.e39 . ПМИД 12509593 .
- ^ Ликетсос К.Г. (май 2003 г.). «Следует ли беременным избегать употребления рыбы? Уроки Сейшельских островов». Ланцет . 361 (9370): 1667–8. дои : 10.1016/S0140-6736(03)13379-X . ПМИД 12767728 . S2CID 35728830 .
- ^ Беременные женщины: есть больше рыбы или нет? - За ваше здоровье - MSNBC.com
- ^ Рыбная диета во время беременности может повысить IQ детей
- ^ «Точка омега» . Экономист . 19 января 2006 г.
- ^ Медицинские новости: употребление рыбы во время беременности обеспечивает ребенку «пищу для мозга» - в акушерстве и гинекологии, Беременность от MedPage Today
- ^ Беременная? Омега-3 необходимы для мозга ребенка
- ^ Поллитт Э., Горман К.С., Энгл П.Л., Марторелл Р., Ривера Дж. (1993). «Раннее дополнительное питание и познание: эффект за два десятилетия» . Monogr Soc Res Child Dev . 58 (7). Монографии Общества исследований детского развития, Vol. 58, № 7: 1–99, дискуссия 111–8. дои : 10.2307/1166162 . JSTOR 1166162 . ПМИД 8272081 .
- ^ Штейн А.Д., Берман Дж.Р., Диджироламо А. и др. (июнь 2005 г.). «Школьное обучение, образовательные достижения и когнитивное функционирование молодых взрослых Гватемалы» . Еда Нутр Бык . 26 (2 Приложение 1): С46–54. дои : 10.1177/15648265050262S105 . ПМИД 16060211 .
- ^ «Здоровье детей: Задержка роста у детей до 5 лет средней и тяжелой степени» . Институт мировых ресурсов. Архивировано из оригинала 5 февраля 2012 года.
- ^ Сьюзан С. Лэнг (29 мая 1998 г.). «По данным исследования Корнелла, от задержки роста страдают почти 40 процентов младенцев в развивающихся странах» . Корнеллские новости . Архивировано из оригинала 17 июня 2012 года.
- ^ Уокер, СП; Чанг, С.М.; Пауэлл, Калифорния; Грэнтэм-МакГрегор, SM (2005). «Влияние психосоциальной стимуляции раннего детства и пищевых добавок на познание и образование ямайских детей с задержкой роста: проспективное когортное исследование». Ланцет . 366 (9499) (британское издание): 1804–1807. дои : 10.1016/S0140-6736(05)67574-5 . ПМИД 16298218 . S2CID 25797832 .
- ^ Уокер С.П., Чанг С.М., Пауэлл К.А., Симонов Э., Грэнтэм-МакГрегор С.М. (сентябрь 2006 г.). «Влияние психосоциальной стимуляции и пищевых добавок в раннем детстве на психосоциальное функционирование в позднем подростковом возрасте: результаты рандомизированного контролируемого исследования» . БМЖ . 333 (7566): 472. doi : 10.1136/bmj.38897.555208.2F . ПМЦ 1557928 . ПМИД 16877454 .
- ^ Абель Э.Л., Сокол Р.Дж. (январь 1987 г.). «Распространенность фетального алкогольного синдрома и экономическое влияние аномалий, связанных с ФАС». Зависимость от алкоголя и наркотиков . 19 (1): 51–70. дои : 10.1016/0376-8716(87)90087-1 . ПМИД 3545731 .
- ^ Журнал природы. Август 2012 г. и 30-метровая радиодискуссия на Radio NZ с авторами.
- ^ Иверсен Л. (февраль 2005 г.). «Долгосрочные последствия воздействия каннабиса». Курр Опин Фармакол . 5 (1): 69–72. дои : 10.1016/j.coph.2004.08.010 . ПМИД 15661628 .
- ^ Вейцман М., Берд Р.С., Элин К.А., Мосс М. (2002). «Влияние табакокурения на поведенческое и когнитивное функционирование детей: последствия для клинической политики и политики общественного здравоохранения, а также будущих исследований». Нейротоксикол Тератол . 24 (3): 397–406. дои : 10.1016/S0892-0362(02)00201-5 . ПМИД 12009494 .
- ^ Бреслау Н., Панет Н., Люсия В.К., Панет-Поллак Р. (октябрь 2005 г.). «Курение матери во время беременности и IQ потомства» . Int J Epidemiol . 34 (5): 1047–53. дои : 10.1093/ije/dyi163 . ПМИД 16085682 .
- ^ Йолтон К., Дитрих К., Ауингер П., Ланфир Б.П., Хорнунг Р. (январь 2005 г.). «Воздействие табачного дыма в окружающей среде и когнитивные способности среди детей и подростков в США» . Окружающая среда. Перспектива здоровья . 113 (1): 98–103. дои : 10.1289/ehp.7210 . ПМЦ 1253717 . ПМИД 15626655 . Архивировано из оригинала 12 июля 2012 г. Проверено 14 июня 2009 г.
- ^ Гранжан П. , Ландриган П.Дж. (декабрь 2006 г.). «Эволюционная нейротоксичность промышленных химикатов» . Ланцет . 368 (9553): 2167–78. дои : 10.1016/S0140-6736(06)69665-7 . ПМИД 17174709 . S2CID 12795774 .
- ^ Мейер П.А., МакГихин М.А., Фальк Х. (август 2003 г.). «Глобальный подход к предотвращению отравления свинцом у детей» . Int J Hyg Environ Health . 206 (4–5): 363–9. дои : 10.1078/1438-4639-00232 . ПМИД 12971691 .
- ^ Беллинджер, округ Колумбия, Стайлз К.М., Нидлман Х.Л. (декабрь 1992 г.). «Низкий уровень воздействия свинца, интеллект и академические достижения: долгосрочное последующее исследование» . Педиатрия . 90 (6): 855–61. дои : 10.1542/педс.90.6.855 . ПМИД 1437425 . S2CID 25746146 .
- ^ Рибас-Фито Н., Торрент М., Карризо Д. и др. (ноябрь 2006 г.). «Внутриутробное воздействие фоновых концентраций ДДТ и когнитивные функции дошкольников» . Являюсь. Дж. Эпидемиол . 164 (10): 955–62. дои : 10.1093/aje/kwj299 . ПМИД 16968864 .
- ^ Гранжан П. , Ландриган П.Дж. (декабрь 2006 г.). «Эволюционная нейротоксичность промышленных химикатов» . Ланцет . 368 (9553): 2167–78. дои : 10.1016/S0140-6736(06)69665-7 . ПМИД 17174709 . S2CID 12795774 .
- ^ Потенциал воздействия промышленных химикатов, предположительно вызывающих нейротоксичность развития Филипп Гранжан , доктор медицинских наук, доктор философии, адъюнкт-профессор Мариан Перес, магистр здравоохранения, координатор проекта, Департамент гигиены окружающей среды, Гарвардская школа общественного здравоохранения , Бостон , Массачусетс, США
- ^ Блэр С. (апрель 2006 г.). «Насколько схожи гибкое познание и общий интеллект? Взгляд нейробиологии на гибкое познание как аспект когнитивных способностей человека». Наука о поведении мозга . 29 (2): 109–25, обсуждение 125–60. дои : 10.1017/S0140525X06009034 . ПМИД 16606477 . S2CID 8508500 . Несколько комментариев можно увидеть в Google Scholar.
- ^ Jump up to: а б с Делани-Блэк В., Ковингтон С., Ондерсма С.Дж. и др. (март 2002 г.). «Подверженность насилию, травмы, IQ и/или дефицит чтения среди городских детей» . Архипедиатр Adolesc Med . 156 (3): 280–5. дои : 10.1001/archpedi.156.3.280 . ПМИД 11876674 .
- ^ Jump up to: а б Зальцман К.М., Уимс К.Ф., Каррион В.Г. (2006). «IQ и симптомы посттравматического стресса у детей, подвергшихся межличностному насилию». Детская психиатрия Хум Дев . 36 (3): 261–72. дои : 10.1007/s10578-005-0002-5 . ПМИД 16362242 . S2CID 14002367 .
- ^ Гонсалес Н.А., Кос А.М., Фридман Р.Дж., Мейсон Калифорния (июнь 1996 г.). «Влияние семьи, сверстников и соседей на академическую успеваемость афроамериканских подростков: перспективные эффекты на один год». Am J Community Psychol . 24 (3): 365–87. дои : 10.1007/BF02512027 . ПМИД 8864209 . S2CID 37387862 .
- ^ Маккензи, Дебора. «Обнаружена связь между инфекционными заболеваниями и IQ» . Новый учёный . Проверено 4 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Эппиг, Кристофер (2011). «Почему в некоторых местах средний IQ выше?» . Научный американец .
- ^ Эппиг, К; Финчер, CL; Торнхилл, Р. (22 декабря 2010 г.). «Распространенность паразитов и распространение когнитивных способностей по всему миру» . Слушания. Биологические науки . 277 (1701): 3801–8. дои : 10.1098/rspb.2010.0973 . ПМЦ 2992705 . ПМИД 20591860 . (Отозвано, см. дои : 10.1098/rspb.2024.0463 , ПМИД 38442866 )
- ^ Бойвин М.Дж. (октябрь 2002 г.). «Влияние ранней церебральной малярии на когнитивные способности сенегальских детей». Джей Дев Поведенческий педиатр . 23 (5): 353–64. дои : 10.1097/00004703-200210000-00010 . ПМИД 12394524 . S2CID 26453764 .
- ^ Кихара, Майкл; Картер, Дж.А.; Ньютон, CRJC (2006). «Влияние Plasmodium falciparum на когнитивные функции: систематический обзор» . Тропическая медицина и международное здравоохранение . 11 (4): 386–97. дои : 10.1111/j.1365-3156.2006.01579.x . ПМИД 16553922 .
- ^ Уоткинс В.Е., Поллитт Э. (март 1997 г.). « Глупость или глисты»: ухудшают ли глисты умственную работоспособность?». Психологический Булл . 121 (2): 171–91. дои : 10.1037/0033-2909.121.2.171 . ПМИД 9100486 .
- ^ Диксон, Румона; Шалли Авасти; Паула Уильямсон; Колин Демеллвик; Пол Гарнер (2000). «Влияние лечения кишечных гельминтов на рост и когнитивные способности детей: систематический обзор рандомизированных исследований» . БМЖ . 320 (7251): 1697–1701. дои : 10.1136/bmj.320.7251.1697 . ПМК 27412 . ПМИД 10864543 .
- ^ Тейлор-Робинсон, Дэвид; Эшли Джонс; Пол Гарнер (2009). Ями, Гэвин (ред.). «Улучшает ли дегельминтизация рост и школьную успеваемость детей?» . PLOS Забытые тропические болезни . 3 (1): е358. дои : 10.1371/journal.pntd.0000358 . ПМК 2627941 . ПМИД 19172183 .
- ^ Абубакар, Амина; Аннелоэс Ван Баар; Фонс Дж. Р. Ван де Вийвер; Пенни Холдинг; Чарльз Р.Дж.К. Ньютон (2008). «Педиатрический ВИЧ и развитие нервной системы в странах Африки к югу от Сахары: систематический обзор» . Тропическая медицина и международное здравоохранение . 13 (7): 880–7. дои : 10.1111/j.1365-3156.2008.02079.x . ПМИД 18384479 .
- ^ Вашингтон, Харриет А. (2015). «Кривая колодца» . Американский ученый (осень): 12.
- ^ Сакейм Х.А., Фриман Дж., МакЭлини М., Коулман Э., Прудик Дж., Девананд Д.П.; Фриман; МакЭлини; Коулман; Прудич; Девананд (март 1992 г.). «Влияние большой депрессии на оценки интеллекта». J Clin Exp Нейропсихол . 14 (2): 268–88. дои : 10.1080/01688639208402828 . ПМИД 1572949 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Манделли Л., Серретти А., Коломбо С. и др. (октябрь 2006 г.). «Улучшение когнитивных функций у пациентов с расстройствами настроения с депрессивным симптоматическим восстановлением во время лечения: исследовательский анализ». Психиатрический клин. Нейроски . 60 (5): 598–604. дои : 10.1111/j.1440-1819.2006.01564.x . ПМИД 16958944 . S2CID 32869139 .
- ^ Чепита, Д.; Лодыговская, Э.; Чепита, М. (2008). «Являются ли дети с близорукостью более умными? Обзор литературы». Летопись Стетинской медицинской академии . 54 (1): 13–16, обсуждение 16. PMID 19127804 .
- ^ Пила, С.-М.; Тан, С.-Б.; Фунг, Д.; Чиа, К.-С.; Кох, Д.; Тан, DTH; Стоун, Р.А. (2004). «IQ и связь с близорукостью у детей» . Исследовательская офтальмология и визуальные науки . 45 (9): 2943–2948. дои : 10.1167/iovs.03-1296 . ПМИД 15326105 .
- ^ Виртанен М.; А. Сингх-Ману ; Дж. Э. Ферри; Д. Химено; МГ Сурок; М. Эловайнио; М. Йокела; Дж. Вахтера; М. Кивимяки (2009). «Долгое рабочее время и когнитивные функции: исследование Уайтхолла II» . Американский журнал эпидемиологии . 169 (5): 596–605. дои : 10.1093/aje/kwn382 . ПМК 2727184 . ПМИД 19126590 .