Пространственный интеллект (психология)
Пространственный интеллект — это область теории множественного интеллекта , которая занимается пространственным суждением и способностью визуализировать мысленным взором. определяет его Говард Гарднер как вычислительную способность человека, которая обеспечивает способность или умственные способности решать пространственные задачи навигации , визуализации объектов под разными углами и в разных пространствах , распознавать лица или сцены или замечать мелкие детали. Гарднер далее объясняет, что пространственный интеллект может быть более эффективным для решения проблем в областях, связанных с реалистичными, предметно-ориентированными и исследовательскими профессиями. Эта способность — навык мозга, который также встречается у людей с нарушениями зрения. Согласно исследованию Гарднера, слепой человек может распознавать формы невизуально. Пространственное мышление слепого человека позволяет ему переводить тактильные ощущения в мысленные вычисления длины и визуализацию формы.
Говарда Гарднера Пространственный интеллект — один из девяти видов интеллекта в теории множественного интеллекта , каждый из которых состоит из ряда отдельных подспособностей. Интеллект обеспечивает способность решать проблемы или создавать продукты, которые ценятся в определенной культуре. Каждый интеллект представляет собой нейронную вычислительную систему, которая активируется внутренней или внешней информацией. Интеллект — это всегда взаимодействие биологических склонностей и возможностей обучения, существующих в культуре. Применение этой теории в общей практике охватывает широкий спектр продуктов: от научных теорий до музыкальных композиций и успешных политических кампаний. [1] Гарднер предложил общее соответствие между каждой способностью и профессиональной ролью на рабочем месте, например: для людей с языковым интеллектом он указал журналистов, ораторов и инструкторов; ученые, инженеры, финансисты и бухгалтеры по логико-математическому интеллекту; продавцы, менеджеры, преподаватели и консультанты по личностному интеллекту; спортсмены, подрядчики и актеры по телесно-кинестетическому интеллекту; систематики, экологи и ветеринары по натуралистическому интеллекту; духовенство и философы об экзистенциальном интеллекте, а дизайнеры, архитекторы и таксисты, астронавты, пилоты самолетов, водители автогонщиков и каскадеры о пространственном интеллекте. [1]
Различные подходы
[ редактировать ]Ньюкомб и Фрик
[ редактировать ]В статье «Раннее образование для пространственного интеллекта: почему, что и как» Нора Ньюкомб и Андреа Фрик применяют концепцию пространственного интеллекта в образовательной сфере. Ньюкомб и Фрик подошли к этой концепции по-разному: [2]
- Пространственный интеллект имеет эволюционное и адаптивное значение. Чтобы выжить, любой мобильный организм должен уметь ориентироваться в своем мире и для этого должен представлять пространственную среду. Двигаясь дальше по эволюционной шкале, можно сказать, что способность человека изготавливать инструменты является одной из отличительных черт нашего вида. [3]
- Пространственное мышление является основным дополнением вербального мышления. [4]
- Пространственное мышление помогает рассуждать в областях, которые на первый взгляд не являются пространственными. Например, пространственные метафоры и диаграммы могут использоваться для понимания упорядоченных отношений (например, рейтинга валового национального продукта среди развивающихся стран) или сложных иерархических отношений (например, социальных отношений и биологической таксономии).
- Критически важным применением пространственного мышления является наука, технология, инженерия и математика (STEM). Например, открытие Уотсоном и Криком структуры ДНК произошло, когда им удалось подогнать трехмерную модель к Франклин, плоским изображениям молекулы, сделанным Розалиндой — явно пространственная задача. Точно так же ученый-геолог визуализирует процессы, влияющие на формирование Земли, инженер предвидит, как различные силы могут повлиять на конструкцию конструкции, а нейрохирург визуализирует определенные области мозга с помощью магнитно-резонансной томографии, которые могут определить результат хирургической процедуры.
- Пространственный интеллект обеспечивает способность представлять трансформации ориентации объектов (например, мысленные вращения) и способность представлять последствия движений наблюдателя вокруг массивов объектов (т. е. перспективу). Ментальное вращение — это навык, для которого в настоящее время существуют убедительные доказательства связи с STEM-обучением, и как умственное вращение, так и восприятие перспективы широко изучались с использованием различных подходов, включая исследования, в которых использовались методы развития, когнитивные, психометрические и нейробиологические методы. . [3]
Несс, Фаренга и Гарофало
[ редактировать ]Дэниел Несс, Стивен Фаренга и Сальваторе Гарофало утверждают, что наряду с вербальным интеллектом и логико-математическим интеллектом пространственный интеллект является одной из трех когнитивных областей, по которым люди оцениваются в определенный момент своей жизни. Однако в отличие от вербального и логико-математического интеллекта пространственный интеллект часто не оценивается на большинстве стандартизированных тестов и вступительных экзаменах в среднюю или высшую школу. Отсутствие включения в эти оценки проблематично, поскольку успех в вопросах, основанных на вербальном интеллекте и логико-математическом интеллекте, может не охватить группы населения, обладающие навыками пространственных отношений и ориентации. Несс, Фаренга и Гарофало также утверждают, что опыт общения с определенными физическими объектами приносит большую пользу в развитии пространственного интеллекта. С этой целью объекты с большей доступностью, такие как некоторые кубики LEGO, могут препятствовать пространственному интеллекту, в то время как объекты с ограниченной доступностью, такие как кубовидные блоки (т. е. доски), обеспечивают повышенный пространственный интеллект.
Ван Шайк
[ редактировать ]Архитектор Леон ван Шайк формулирует применение пространственного интеллекта в области архитектуры и дизайна . Его первое предположение относится к происхождению архитектуры в вычислительной способности человека организовываться в пространстве; основанный на собственных представлениях людей о космосе, истории в космосе и коллективном ментальном пространстве; все они представляли собой комбинацию, которая формировалась в обществе на протяжении тысячелетий. [5] Ван Шайк объясняет, как работает пространственный интеллект и как он связан с тем, как люди оценивают свое окружение. Его комментарии основаны на исследовании Пенроуза Роджера «Тени разума» . [6] Осознание того, что происходит вокруг человека, исходит от клеток человеческого тела, обладающих огромными вычислительными способностями. связаны между собой через нервную систему». [5] Пример, объясняющий эти человеческие способности, аналогичен тому, как пространственный интеллект работает в кинетической среде. Например, способность футболистов рассчитывать и применять точный угол и силу, необходимые для того, чтобы забить гол со штрафного. Другой пример распределенного интеллекта в действии – искусство австралийских аборигенов . Точечная живопись аборигенов – это изображение населенного ими ландшафта, удивительно похожее на реальное пространство. На нем показаны водотоки, приюты для животных, где находятся съедобные растения, а также все размеры и пространственное расположение, которые были изучены путем постоянного воздействия на окружающий их мир, во время прогулок, охоты, выслеживания и копья. [5] Ван Шайк утверждает о влиянии пространственного интеллекта на создание привлекательных пространств. Его предположение состоит в том, чтобы создать лучшую связь между внутренней и внешней средой, и это требует использования наилучших доступных знаний, которые, по его мнению, включают пространственный интеллект дизайнера и ментальное пространство; новая информационная среда, которая позволяет профессиональному дизайнеру общаться более интерактивно и инклюзивно. [5] По мнению ван Шайка, этот новый процесс понимания пространства даст возможность создать новые виды единства между архитектурой и сообществами, которым она стремится служить: комиссия пространственного интеллекта ведет область архитектуры в новую дисциплину, которая решается на новые пространственные формулировки, новые роли и новые подходы. Ван Шайк также отметил, что архитектура должна быть чем-то большим, чем производство фирменных расходных материалов, она должна быть способна влиять на более глубокую историю личности, оказывать благотворное и злонамеренное влияние на жизнь людей. По мнению ван Шайка, одними из наиболее влиятельных архитекторов, использующих пространственный интеллект в сочетании с ментальным пространством своего сообщества, являются: Питер Цумтор , Шон Годселл , Херцог и де Мерон , Заха Хадид и Кэтрин Финдли. [5]
Комнинос
[ редактировать ]Никос Комнинос применяет концепцию пространственного интеллекта к городам и определяет эту идею как способность сообщества использовать свой интеллектуальный капитал, институты и материальную инфраструктуру для решения ряда проблем и задач. Пространственный интеллект возникает в результате объединения и интеграции трех типов интеллекта: изобретательности, творчества и интеллектуального капитала населения города; коллективный разум городских учреждений и социального капитала; а также искусственный интеллект общественной и общегородской интеллектуальной инфраструктуры, виртуальных сред и интеллектуальных агентов. Используя этот пространственно объединенный интеллектуальный потенциал, города могут эффективно реагировать на меняющиеся социально-экономические условия, решать проблемы, планировать свое будущее и поддерживать процветание и благополучие граждан. [7]
гопник
[ редактировать ]Адам Гопник определяет пространственный интеллект как способность улавливать изменяющееся целое и предвидеть его следующую стадию; способность быстро принимать решения; оценить все взаимосвязи в быстро меняющемся массиве и понять их. С этим связано понятие ситуационной осведомленности: повышенное осознание окружения человека, а также намерений окружающих и их ожидаемых действий. Гопник утверждает, что сила пространственного интеллекта и ситуационной осведомленности полностью объясняется в хоккейной практике. Гопник объясняет, что хоккей раскрывает и вознаграждает ситуационный и пространственный интеллект, как никакой другой вид спорта. В примере Гопника речь идет о способности хоккеиста Уэйна Гретцки как о даре пространственного и ситуационного интеллекта: знать, что произойдет через три секунды, предвидеть приближение модели, мгновенно видя ее, предвидеть следующее решение вратаря и других игроков. возможные траектории в том, что было бы одним взглядом, если бы он вообще был брошен. «Гретцки — это предельное выражение общих навыков, которых требует игра». [8] [9]
Ренделл и Роуз
[ редактировать ]Исследование Джейн Ренделл и Пег Роуз «Пространственное воображение в дизайне» показывает, что сенсорное и перцептивное взаимодействие человека с окружающей средой или пространством частично создается силой его воображения. [10] Для Ренделла и Роуза пространственное воображение работает в рамках конкретного политического и культурного воображения, принадлежащего индивидуальному дизайнеру и пользователю. Результаты этого контекстуального понимания будут информировать и отражать конкретное культурное, историческое и политическое разнообразие и ценность архитектурной и искусственной среды для дизайнерского сообщества и за его пределами. [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гарднер Ховард (2006). Множественный интеллект: новые горизонты. стр 6-7.
- ^ Интеграция пространственного контакта в формальное и неформальное обучение может улучшить пространственное функционирование в целом.
- ^ Jump up to: а б Ньюкомб Нора С. и Андреа Фрик (2010). Раннее образование в области пространственного интеллекта: почему, что и как.
- ^ Ньюкомб и Фрик предложили Кэрроллу, Дж. Б. (1993) различные исследования общего интеллекта у взрослых. Когнитивные способности человека: обзор факторно-аналитических исследований. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.Фактор пространственного счета у дошкольников (Борнштейн, М.Х. (2009). Разум дошкольника: взаимодействие интеллекта и школы. В О.А. Барбарине и Б.Х. Васике (ред.), Справочник по раннему развитию ребенка и раннему образованию: исследования на практике. (стр. 123–142) Нью-Йорк: Гилфорд), а также у шимпанзе (Херрманн Э., Эрнандез-Ллореда М.В., Колл Дж., Хэйр Б. и Томаселло М. (2010). Структура индивидуальных различий когнитивных способностей детей и шимпанзе. Psychoological Science, 21, 102–110.)Пространственный интеллект был одним из типов интеллекта, предложенных в теории множественного интеллекта Гарднером Х. (1983). Образ мышления: теория множественного интеллекта. Нью-Йорк: Основные книги.В подходах к рабочей памяти различают вербальную рабочую память и зрительно-пространственный блокнот Баддели А. (1986). Рабочая память. Нью-Йорк: Clarendon Press/Oxford University Press.
- ^ Jump up to: а б с д и Ван Шайк Леон (2008). Пространственный интеллект: новое будущее архитектуры. John Wiley & Son Inc. Великобритания. ISBN 978-0-470-72322-7 (hb) 978-0470-72323-4 (pb)
- ^ Пенроуз Роджер (1994). Тени разума: поиск недостающей науки о сознании . Издательство Оксфордского университета. Соединенные Штаты Америки.
- ^ Комнинос Никос (2008). «Интеллектуальные города и глобализация инновационных сетей». Рутледж, Лондон и Нью-Йорк.
- ^ Гопник, Адам (27 сентября 2011 г.). «Почему хоккей — самая умная игра в мире — Macleans.ca» . www.macleans.ca . Маклина . Проверено 22 ноября 2019 г.
- ^ Гопник, Адам (2011). Зима: пять окон в сезоне . Торонто, Калифорния: House of Anansi Press, Inc., с. 164 .
- ^ Это пространственное воображение работает в рамках пространственного интеллекта и рассматривается как часть процесса проектирования.
- ^ Иннс Том (2007). Проектирование для 21 века: междисциплинарные вопросы и идеи. Гауэр Англия. стр. 13, 205-207 ISBN 9780566087370
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бетурн Брайан (2011) «Почему хоккей — самая умная игра в мире». Журнал эстетического образования. Торонто: 3 октября 2011 г.
- Гарднер Ховард (2006). Множественный интеллект: новые горизонты. Основные книги Соединенных Штатов Америки. стр. 14 и 216. ISBN 978-0-465-04768-0 .
- Иннс Том (2007). Проектирование для 21 века: междисциплинарные вопросы и идеи. Гауэр Англия. стр. 13, 205-207 ISBN 9780566087370 .
- Комнинос Никос (2008). Интеллектуальные города и глобализация инновационных сетей. Рутледж, Лондон и Нью-Йорк.
- Ньюкомб Нора С. и Андреа Фрик (2010). Раннее образование в области пространственного интеллекта: почему, что и как. Разум, мозг и образование; Сентябрь 2010 г., Том. 4 Выпуск 3, с102-111, 10с.
- Роуз Пег (2007). Рефлексивные предметы в учении Канта и архитектурно-дизайнерском образовании . Журнал эстетического воспитания 41 (1), 2007 г. ISSN 0021-8510, стр. 74–89.
- Ван Шайк Леон (2008). Пространственный интеллект: новое будущее архитектуры. John Wiley & Son Inc. Великобритания. стр. 9, 24–26, 186, 142. ISBN 978-0-470-72322-7 (hb) 978-0470-72323-4 (pb)