Окружающая среда и интеллект
Исследования окружающей среды и интеллекта изучают влияние окружающей среды на интеллект. Это один из наиболее важных факторов в понимании различий между группами людей в результатах тестов IQ и других показателях когнитивных способностей. Подсчитано, что на гены приходится около 20–40% различий в интеллекте в детстве и около 80% во взрослом возрасте. Таким образом, окружающая среда и ее взаимодействие с генами объясняют значительную часть различий в интеллекте, наблюдаемых в группах маленьких детей, и небольшую часть различий, наблюдаемых в группах зрелых взрослых. Исторически сложилось так, что в области исследований интеллекта существует большой интерес к определению влияния окружающей среды на развитие когнитивных функций, в частности, гибкого интеллекта , определяемого его стабилизацией в 16-летнем возрасте. Несмотря на то, что интеллект стабилизируется в раннем взрослом возрасте, считается, что генетические факторы начинают играть большую роль в нашем интеллекте в среднем и пожилом возрасте и что важность окружающей среды снижается. [1]
Неврологическая теория
[ редактировать ]В младенческом возрасте наши нейронные связи совершенно недифференцированы. Нейроны устанавливают связи с соседними нейронами, и с возрастом они становятся более сложными и своеобразными, вплоть до 16-летнего возраста, когда этот процесс прекращается. Это также временные рамки для развития того, что в психометрических исследованиях определяется как общий фактор интеллекта, или g, измеряемый тестами IQ. IQ человека должен быть относительно стабильным после того, как он достиг зрелости. [2] Вполне вероятно, что рост нейронных связей во многом обусловлен взаимодействием с окружающей средой, поскольку генетического материала недостаточно даже для кодирования всех возможных нейронных связей. Даже если бы было достаточно генетического материала для кодирования нейронных связей, маловероятно, что они смогли бы создать такие точно настроенные связи. Напротив, окружающая среда вызывает значимую обработку, поскольку нейроны адаптируются к предъявляемым стимулам. [2]
Способность мозга адаптировать свои связи к стимулам окружающей среды со временем уменьшается, и, следовательно, из этого следует, что существует критический период и для интеллектуального развития. В то время как критический период для зрительной коры заканчивается в раннем детстве, другие области коры и способности имеют критический период, который длится вплоть до зрелости (16 лет), то есть в тот же период времени для развития гибкого интеллекта. Чтобы у человека развились определенные интеллектуальные способности, ему необходимо обеспечить соответствующие стимулы внешней среды еще в детстве, до того, как закончится критический период адаптации его нейронных связей. [2] Существование критического периода языкового развития хорошо установлено. Случай, иллюстрирующий этот критический период, — это случай с ЭМ, молодым человеком, который родился глубоко глухим и не имел никакого взаимодействия с сообществом глухих. В 15 лет ему надели слуховой аппарат и начали преподавать испанский язык; однако по прошествии 4 лет у него все еще были серьезные трудности с пониманием и произношением слов. [3]
Некоторые исследователи полагают, что эффект критического периода является результатом того, каким образом приобретаются интеллектуальные способности — изменения в нейронных связях тормозят или предотвращают возможные будущие изменения. Однако критический период наблюдается примерно в одном и том же возрасте у всех людей, независимо от того, какой уровень интеллектуальных способностей достигнут. [2]
Влияние окружающей среды
[ редактировать ]Социокультурный
[ редактировать ]Семья
[ редактировать ]Доступ к домашним ресурсам и семейная жизнь, способствующая обучению, определенно связаны с результатами тестов на интеллект. Однако трудно отделить возможные генетические факторы от отношения родителей или, например, от использования языка. [4]
Было также показано, что порядковое положение ребенка в семье влияет на интеллект. Ряд исследований показал, что по мере увеличения порядка рождения IQ снижается, причем первенцы обладают особенно высоким интеллектом. Было предложено множество объяснений этого, но наиболее широко распространенная идея состоит в том, что первенцы получают больше внимания и ресурсов от родителей и, как ожидается, будут сосредоточены на выполнении задач, тогда как рожденные позже более ориентированы на общительность. [5]
Тип и количество похвалы, получаемой от семьи, также могут влиять на развитие интеллекта. Исследования Дуэк и ее коллег показывают, что обратная связь с ребенком об его академических достижениях может изменить его будущие показатели интеллекта. Сказать ребенку, что он умный, и похвалить его за это «внутреннее» качество означает, что интеллект фиксирован, что известно как теория сущностей. Сообщалось, что дети, придерживающиеся сущностной теории способностей, хуже справляются после неудачи, возможно, потому, что они считают, что неудача в задании указывает на то, что они не умны, и что, следовательно, нет смысла пытаться бросить себе вызов после неудачи. [ нужна ссылка ] Двек противопоставляет это убеждениям в теории постепенного приращения – идее о том, что интеллект можно улучшить, приложив усилия. Дети, придерживающиеся этой теории, с большей вероятностью разовьют любовь к обучению, а не к достижениям. [ нужна ссылка ] Родители, которые хвалят усилия ребенка при выполнении задачи, а не результат, с большей вероятностью привьют эту теорию постепенного развития своим детям и, таким образом, улучшат их интеллект. [6]
Группа сверстников
[ редактировать ]Дж. Р. Харрис предположил в книге «Предположение о воспитании» человека , что группа сверстников сильно влияет на его интеллект с течением времени и что разные характеристики группы сверстников могут быть ответственны за разрыв в IQ чернокожих и белых . Несколько лонгитудинальных исследований подтверждают гипотезу о том, что группы сверстников существенно влияют на успеваемость в учебе. [7] [8] [9] но относительно немного исследований изучали влияние на тесты когнитивных способностей.
Группа сверстников, с которой человек себя идентифицирует, также может влиять на интеллект через стереотипы, связанные с этой группой. Угроза стереотипов , впервые представленная Клодом Стилом , — это идея о том, что люди, принадлежащие к стереотипной группе, могут плохо работать в ситуации, когда стереотип актуален. Было показано, что это является фактором различий в результатах тестов интеллекта между разными этническими группами, мужчинами и женщинами, людьми с низким и высоким социальным статусом , а также молодыми и пожилыми участниками. Например, женщины, которым сказали, что женщины играют в шахматы хуже, чем мужчины, показали худшие результаты в игре в шахматы, чем женщины, которым этого не сказали. [10]
Образование
[ редактировать ]IQ и уровень образования тесно коррелируют (оценки варьируются от 0,40 до более 0,60). [11] ) Однако существуют разногласия относительно того, влияет ли образование на интеллект – оно может быть как зависимой, так и независимой переменной по отношению к IQ. [4] Исследование Сеси иллюстрирует многочисленные способы, которыми образование может влиять на интеллект. Было обнаружено, что; IQ снижается во время летних каникул в школе, дети, отсрочившие поступление в школу, имеют более низкий IQ, те, кто бросает учебу раньше, имеют более низкий IQ, а дети того же возраста, но обучающиеся на один год меньше, имеют более низкие показатели IQ. Таким образом, трудно разгадать взаимосвязь IQ и образования, где оба фактора, по-видимому, влияют друг на друга. [12]
Те, кто лучше справляется с тестами на интеллект в детстве, как правило, реже бросают школу, заканчивают школу больше лет и имеют прогнозы на успех в учебе. [4] Например, одно из крупнейших когда-либо исследований выявило корреляцию 0,81 между общим интеллектом или g-фактором и результатами GCSE . [13] С другой стороны, было доказано, что образование улучшает результаты тестов на интеллект. [4] Исследования, контролирующие детский IQ и рассматривающие годы образования как причинно-следственную переменную, показывают, что образование приводит к увеличению общего показателя IQ, хотя на общий интеллект это не влияет. [14]
Например, естественный эксперимент в Норвегии, где был изменен возраст окончания школы, показал, что IQ повышается за дополнительный год обучения в школе. [15] Школа может изменить конкретные знания, а не общие способности. [14] или биологическая скорость. [16] Что касается школы, похоже, что простое количество лет обучения в школе может быть тем, что лежит в основе связи образования с успеваемостью по тестам IQ.
Обучение и вмешательства
[ редактировать ]Исследования эффективности вмешательств и степени, в которой можно повысить подвижный интеллект, особенно после 16 лет, являются несколько противоречивыми. Подвижный интеллект обычно считается чем-то более врожденным и определяется как неизменный после зрелости. взрослого человека Однако одна недавняя статья демонстрирует, что, по крайней мере на какой-то период времени, подвижный интеллект можно улучшить путем тренировки по увеличению объема рабочей памяти . Объем рабочей памяти определяется как способность временно запоминать что-либо, например, запоминать номер телефона на время, достаточное для его набора. [17]
В ходе эксперимента группы взрослых сначала оценивались с помощью стандартных тестов на подвижный интеллект. [17] Затем они тренировали группы в течение четырех разного количества дней по полчаса каждый день, используя упражнение «n-back» , которое улучшало рабочую память. [17] Предположительно, это происходит с помощью нескольких различных компонентов, включая необходимость игнорировать ненужные элементы, одновременное управление задачами и мониторинг производительности упражнений, при этом соединяя связанные элементы. [17] После этого обучения группы снова прошли тестирование, и те, кто прошел обучение (по сравнению с контрольными группами , которые не проходили обучение), показали значительное увеличение производительности в тестах на подвижный интеллект. [17]
Исследование Blackwell et al. обнаружили, что они могут улучшить успеваемость ребенка по математике в зависимости от того, какую теорию интеллекта им преподавали; инкрементная или сущностная теория. Теория сущностей предполагает, что интеллект фиксирован и не может быть изменен путем упорного труда. С другой стороны, теория приращения предполагает, что интеллект податлив и его можно развивать и улучшать, прилагая усилия. В течение года они обнаружили, что студенты, которых обучали поэтапной теории интеллекта, демонстрировали рост оценок по математике в течение всего года, тогда как те, кого обучали теории сущностей, не показали никаких улучшений. Это указывает на то, что преподавание поэтапной теории может улучшить производительность при выполнении академических задач, хотя необходимы дальнейшие исследования, чтобы выяснить, можно ли получить те же результаты для общего интеллекта. [18]
Другие исследования рассматривали возможность улучшения интеллекта и предотвращения снижения когнитивных функций с помощью веществ, улучшающих когнитивные функции, известных как ноотропы . В одном из таких исследований участникам дали комбинацию ряда известных ноотропов в надежде воздействовать на многочисленные клеточные механизмы и усилить воздействие на когнитивные функции, которое каждый из них имел бы при индивидуальном введении. Они провели двойной слепой тест и назначали комбинированное лечение или плацебо взрослым в течение 28 дней. В первый день и через 28 дней они применяли расширенные прогрессивные матрицы Равена в качестве меры интеллекта. Результаты показали значительное улучшение производительности у тех, кто принимал лечение, по сравнению с теми, кто принимал плацебо. Эффект был эквивалентен увеличению IQ примерно на 6 пунктов. [19]
Обогащение окружающей среды
[ редактировать ]Обогащение окружающей среды влияет на познание и интеллектуальное развитие с нейробиологической точки зрения. Более стимулирующая среда может увеличить количество синапсов в мозге, что увеличивает синаптическую активность. У людей это чаще всего происходит в период развития мозга, но может возникнуть и у взрослых. Большая часть исследований по обогащению окружающей среды проводилась на животных, не являющихся людьми. [2] В ходе эксперимента были созданы четыре различных среды обитания, чтобы проверить, как обогащение или относительное обеднение окружающей среды влияет на производительность крыс по различным показателям разумного поведения. Сначала крыс изолировали, каждую в свою клетку. Во втором случае крысы все еще находились в изоляции, но на этот раз у них в клетке была какая-то игрушка или обогащающий предмет. Третье условие помещало крыс в клетки друг с другом, чтобы они получали социальное обогащение без какого-либо обогащающего объекта. Четвертое и последнее условие подвергало крыс как социальному взаимодействию , так и некоторой форме обогащения объектами. [20]
При измерении интеллектуальных способностей крысы, у которых были обе формы обогащения, показали лучшие результаты, те, у кого было социальное обогащение, показали лучшие результаты, а те, у кого в клетке была игрушка, показали себя еще лучше, чем крысы без игрушек или другие крысы. [20] Когда объем коры крысы был измерен, количество обогащения снова коррелировало с большим объемом, что является показателем большего количества синаптических связей и большего интеллекта. [20] Получить такую информацию у людей будет сложно, поскольку это требует гистологических исследований.
Однако исследования, в которых имела место депривация окружающей среды, дают понимание и показывают, что отсутствие стимуляции может привести к когнитивным нарушениям. Дальнейшие исследования с использованием уровня образования в качестве индикатора когнитивной стимуляции показали, что люди с более высоким уровнем образования демонстрируют меньше признаков когнитивного старения и что стимулирующая среда может использоваться для лечения когнитивных дисфункций старения, таких как деменция .
А (еще не прошел рецензирование) [ когда? ] Исследование детей, родившихся во время пандемии вируса COVID-19 в 2021 году, показало, что их IQ упал до 78. Образцы той же демографической группы, взятые за три года до пандемии, имели IQ 100. Дети родились доношенными, не имели отклонений в развитии. , были в основном белыми и прибыли из Род-Айленда, США. Шон Деони, ведущий автор исследования и доцент кафедры педиатрии (исследования) в Университете Брауна, сказал, что шокирующе низкий уровень IQ был вызван ограниченной стимуляцией дома и меньшим взаимодействием с миром. [21]
Биологические воздействия
[ редактировать ]Питание
[ редактировать ]Было показано, что питание влияет на интеллект в пренатальном и постнатальном периодах . Идея о том, что пренатальное питание может влиять на интеллект, исходит из гипотезы Баркера о программировании плода, которая утверждает, что на критических стадиях развития внутриутробная среда влияет или «программирует» развитие ребенка. Баркер назвал питание одним из наиболее важных внутриутробных факторов, влияющих на развитие, и что недостаточное питание может навсегда изменить физиологию и развитие ребенка. [22] Было доказано, что недостаточное питание, особенно белковая недостаточность, может привести к нерегулярному созреванию мозга и нарушениям обучаемости . [23]
Поскольку пренатальное питание трудно измерить, во многих исследованиях вес при рождении использовался в качестве суррогатного маркера питания. Вес при рождении необходимо корректировать с учетом срока беременности, чтобы гарантировать, что последствия связаны с питанием, а не с недоношенностью. [24] Первое лонгитюдное исследование, изучающее последствия недостаточного питания, измеряемые по весу при рождении и интеллекту, было сосредоточено на мужчинах, родившихся во время голландского голода. [4] Результаты показали, что недостаточное питание не оказывает никакого влияния на интеллектуальное развитие. Однако многие исследования с тех пор обнаружили значительную взаимосвязь, а метаанализ, проведенный Шенкиным и его коллегами, показывает, что вес при рождении связан с показателями тестов интеллекта в детстве. [24]
Послеродовое недоедание также может оказать существенное влияние на интеллектуальное развитие. Эту взаимосвязь установить труднее, поскольку проблему неполноценного питания часто смешивают с социально-экономическими проблемами. Тем не менее, это было продемонстрировано в нескольких исследованиях, когда дошкольникам в двух гватемальских деревнях (где недоедание является обычным явлением) давали белковые пищевые добавки в течение нескольких лет, и даже в самом низком социально-экономическом классе у этих детей наблюдалось увеличение умственных способностей. тестах по сравнению с контрольной группой без пищевых добавок . [4]
Было показано, что недостаточное питание влияет на организационные процессы мозга, такие как нейрогенез , синаптическая обрезка , миграция клеток и клеточная дифференциация . Таким образом, это приводит к аномалиям в формировании нейронных цепей и развитии нейромедиаторных систем. Однако было доказано, что некоторые из этих последствий недоедания можно улучшить при правильном питании и окружающей среде. [23] Раннее питание также может повлиять на структуры мозга, которые на самом деле коррелируют с уровнем IQ. В частности, на хвостатое ядро особенно влияют ранние факторы окружающей среды , и его объем коррелирует с IQ. В эксперименте Айзекса и др. недоношенным детям назначали стандартную диету или диету с высоким содержанием питательных веществ в течение нескольких недель непосредственно после рождения. Когда людей обследовали позже, в подростковом возрасте, было обнаружено, что группа с высоким содержанием питательных веществ имела значительно больший объем хвостатого ядра и значительно более высокие баллы по вербальным тестам IQ. Это исследование также показало, что степень избирательной связи размера хвостатого тела с вербальным IQ была намного выше у участников мужского пола и не очень значимой у женщин. Это может помочь объяснить выводы других более ранних исследований о том, что влияние ранней диеты на интеллект более преобладает у мужчин. [25]
Другое исследование, проведенное Lucas et al. подтверждает выводы о значении питания в когнитивном развитии лиц, рожденных недоношенными. Также было обнаружено, что когнитивная функция мужчин значительно сильнее ухудшалась из-за плохого послеродового питания. [26] наблюдалась более высокая заболеваемость церебральным параличом . Однако уникальным открытием стало то, что у людей, которых кормили смесью с повышенным содержанием питательных веществ, [27]
Уже давно считается, что грудное вскармливание обеспечивает младенцев важными питательными веществами и коррелирует с увеличением когнитивных способностей в более позднем детстве. [28] Было доказано, что связь между интеллектом и грудным вскармливанием сохраняется даже во взрослом возрасте. [29] Однако в последнее время эта точка зрения была оспорена исследованиями, которые не обнаружили такой связи между грудным вскармливанием и когнитивными способностями. Метаанализ, проведенный Дер, Бэтти и Дири, пришел к выводу, что не было никакой связи между IQ и грудным вскармливанием, если учитывать материнский интеллект, и что интеллект матери, вероятно, является связующим звеном между грудным вскармливанием и интеллектом. [30]
Другие исследования показали, что грудное вскармливание может быть особенно важным для детей, рожденных с малым размером для гестационного возраста (SGA). Исследование Слайкермана и др. обнаружили, что не было никакой связи между грудным вскармливанием и более высоким интеллектом в их полной выборке, но при рассмотрении только детей с SGA наблюдалось значительное увеличение интеллекта у тех, кто находился на грудном вскармливании, по сравнению с теми, кто его не кормил. [31]
Исследование 2007 года дает возможное объяснение различным результатам, полученным в исследованиях, изучающих влияние грудного вскармливания на интеллект. Каспи и др. обнаружили, что повышение IQ при грудном вскармливании связано с наличием у ребенка определенного варианта гена FADS2. Дети с вариантом гена C показали преимущество IQ на 7 баллов при грудном вскармливании, тогда как дети с вариантом GG не показали преимущества IQ при грудном вскармливании. [32] Однако другие исследования не смогли повторить этот результат. [33]
Спать
[ редактировать ]Было изучено влияние лишения сна на интеллект. [34] [35]
Стресс
[ редактировать ]Уровень материнского стресса может повлиять на интеллект развивающегося ребенка. Время и продолжительность стресса могут сильно изменить развитие мозга плода, что может иметь долгосрочные последствия для интеллекта. Реакции матери на стресс, такие как учащенное сердцебиение, во время беременности смягчаются, чтобы защитить плод. Влияние стресса можно наблюдать у многих различных видов и может быть индикатором внешней среды, который может помочь плоду адаптироваться к выживанию во внешнем мире. Однако не весь материнский стресс воспринимается как плохой, поскольку некоторые из них вызывают полезную адаптацию. [36]
Стресс в раннем детстве также может повлиять на развитие ребенка и иметь негативные последствия для нервной системы, лежащей в основе подвижного интеллекта. Исследование 2006 года показало, что показатели IQ связаны с количеством травм и симптомами посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у детей и взрослых. [37] Аналогичным образом, другое исследование показало, что воздействие насилия в обществе и последующий стресс были связаны со значительным снижением показателей интеллекта и способностей к чтению у детей в возрасте 6–7 лет. Воздействие насилия в обществе имело такие же когнитивные эффекты, как и жестокое обращение или травма в детстве. [38]
Возраст матери
[ редактировать ]Было показано, что возраст матери связан с интеллектом: у более молодых матерей, как правило, рождаются дети с более низким интеллектом, чем у матерей старшего возраста. [39] Однако эта зависимость может быть нелинейной, поскольку у пожилых матерей повышен риск рождения детей с синдромом Дауна, что сильно влияет на когнитивные способности. [40]
Воздействие токсичных химикатов и других веществ
[ редактировать ]Доказано, что воздействие свинца оказывает значительное влияние на интеллектуальное развитие ребенка. [4] В долгосрочном исследовании, проведенном Baghurst et al. В 1992 году дети, выросшие рядом с заводом по выплавке свинца, имели значительно более низкие результаты тестов на интеллект, что отрицательно коррелировало с уровнем воздействия свинца в их крови. [4] Несмотря на то, что уровень свинца в нашей окружающей среде снизился, некоторые районы Соединенных Штатов, особенно центральные города , по-прежнему подвергаются риску заражения своих детей. [4]
Более того, пренатальное воздействие алкоголя может сильно повлиять на результаты тестов ребенка на интеллект и его интеллектуальный рост. При высоких дозах может развиться фетальный алкогольный синдром , вызывающий умственные нарушения , а также другие физические симптомы, такие как деформации головы и лица, пороки сердца и медленный рост. [4] [41] По оценкам, 1 из 1000 детей, рожденных в общей популяции, рождается с алкогольным синдромом плода в результате чрезмерного употребления алкоголя во время беременности. [26]
Однако исследования показали, что даже в несколько менее тяжелых дозах пренатальное воздействие алкоголя все равно может повлиять на интеллект ребенка в процессе развития, не вызывая полного синдрома. В ходе исследования, проведенного Стрейссгутом, Барром, Сэмпсоном, Дарби и Мартином в 1989 году, было показано, что умеренные пренатальные дозы алкоголя, определяемые как употребление матерью 1,5 унций алкоголя, могут привести к снижению веса. ежедневно, снизили результаты тестов детей на 4 пункта ниже контрольного уровня к четырем годам. Они также показали, что пренатальное воздействие аспирина и антибиотиков коррелирует с более низкими показателями тестов на интеллект. [4] Однако более поздние исследования показали, что употребление алкоголя от низкого до умеренного уровня не связано с показателями интеллекта детей. [42] Эти противоречивые данные, возможно, можно объяснить данными о том, что воздействие алкоголя может зависеть от генетической структуры плода. В недавнем исследовании Льюис и др. изучили гены алкогольдегидрогеназы и их мутации, число которых у человека может быть от 0 до 10. Эти мутации замедляют расщепление алкоголя, поэтому чем больше мутаций у плода, тем медленнее он расщепляет алкоголь. Они обнаружили, что у детей, чьи матери пили умеренно, дети с четырьмя или более мутациями показали худшие результаты по тесту интеллекта, чем дети с двумя или менее мутациями. [43]
В другом исследовании было показано, что пренатальное воздействие наркотиков оказывает существенное негативное воздействие на когнитивные функции, измеренное в возрасте пяти лет, по сравнению с контрольной группой, сопоставленной с социально-экономическим статусом и городской средой. Исследователи пришли к выводу, что дети, подвергшиеся внутриутробному воздействию наркотиков, подвергаются большему риску трудностей с обучением и проблем с вниманием в школе, и поэтому должны быть объектом вмешательства для поддержки успехов в учебе. Можно предположить, что влияние этих препаратов на пренатальное развитие мозга и управление аксонами может быть корнем негативных последствий последующих нарушений интеллектуального развития. [44]
В частности, пренатальное воздействие марихуаны влияет на развитие интеллекта в более позднем детстве нелинейным образом в зависимости от степени воздействия. [44] Интенсивное употребление матери в течение первого триместра связано с более низкими вербального мышления показателями по шкале интеллекта Стэнфорда-Бине ; интенсивное употребление во втором триместре связано с дефицитом сложной кратковременной памяти , а также с более низкими количественными баллами по тесту; высокий уровень воздействия в третьем триместре также связан с более низкими количественными показателями. [45] Исследование Фрида и Смита показало, что воздействие марихуаны не привело к снижению общего интеллекта, но привело к проблемам с управляющими функциями в детстве. [46] Однако другое исследование показало, что под влиянием таких факторов, как возраст матери, личность матери и домашняя обстановка, больше не было разницы между детьми, подвергшимися воздействию марихуаны, и детьми, не подвергавшимися воздействию, в отношении исполнительных функций. [47]
Воздействие табакокурения связано со снижением интеллекта и проблемами с вниманием. [48] Одно исследование показало, что дети, чьи матери выкуривали 10 или более сигарет в день, отставали от одноклассников на 3–5 месяцев в чтении, математике и общих способностях. [49] Однако другие исследования не обнаружили прямой связи между IQ и курением табака, при этом связь полностью объясняется материнским интеллектом. [50]
Перинатальные факторы
[ редактировать ]Имеются также данные о том, что родовые осложнения и другие факторы, возникающие во время рождения (перинатально), могут иметь серьезные последствия для интеллектуального развития. [4] Например, длительный период времени без доступа к кислороду во время родов может привести к повреждению головного мозга и умственной отсталости. [41] Кроме того, низкий вес при рождении был связан с более низкими показателями интеллекта в более позднем возрасте детей. [4] [41] Есть две причины низкого веса при рождении : либо преждевременные роды, либо размер ребенка чуть ниже среднего для его гестационного возраста ; оба способствуют интеллектуальному дефициту в более позднем возрасте. [4] Метаанализ детей с низкой массой тела при рождении показал, что существует значительная связь между низкой массой тела при рождении и нарушениями когнитивных способностей; однако эта связь невелика, и они пришли к выводу, что, хотя она может быть неактуальна на индивидуальном уровне, вместо этого она может быть актуальной на уровне населения. [51] Другие исследования также показали, что корреляции относительно невелики, если только вес не чрезвычайно мал (менее 1500 г) – в этом случае влияние на интеллектуальное развитие более серьезное и часто приводит к умственной отсталости. [4]
Развитие гения
[ редактировать ]Была выдвинута гипотеза, что развитие гения в какой-либо области происходит в результате раннего знакомства с темой, в которой «гений» обладает потрясающими знаниями или навыками. При этом используется определение гениальности, которое подразумевает не только показатель IQ, значительно превышающий средний, но также обладание неким исключительным пониманием или способностями в определенной области. Альберта Эйнштейна часто называют примером гения ; в детстве он не демонстрировал исключительный интеллект; однако есть свидетельства того, что он начал исследовать идеи физики и Вселенной в молодом возрасте. [2]
Это соответствует модели развития гибкого интеллекта до наступления зрелого возраста, поскольку нейронные связи формируются еще в детстве. Идея состоит в том, что если вы познакомите ребенка с концепциями, например, теоретической физики , до того, как его мозг перестанет реагировать на окружающую среду пластическим образом, то вы получите исключительное понимание этой области во взрослом возрасте, потому что для этого была разработана основа. раннее детство. [2] Однако Гарлик предполагает, что ранний опыт работы с областью гениальности в окружающей среде необходим, но недостаточен для развития гениальности. [2]
Одного интеллекта недостаточно для развития гениальности, но пути и нейронные связи для дивергентного мышления необходимы также . Таким образом, дом должен поощрять творчество. Родители одаренных детей стремятся обеспечить обогащающую среду интеллектуально и культурно стимулирующими материалами, тем самым увеличивая вероятность участия ребенка в творческой деятельности. [52]
На интеллект существует множество влияний окружающей среды, которые обычно делятся на биологические и небиологические факторы, часто с участием социальных или культурных факторов. Общим между этими двумя подразделениями является воздействие в раннем детстве. Кажется, что воздействие этих различных положительных или отрицательных влияний на уровень интеллекта должно происходить на ранних стадиях развития мозга, до того, как нейронные связи перестанут формироваться.
Родители одаренных детей также, как правило, имеют образовательные достижения выше среднего и, по крайней мере, один из них склонен работать в интеллектуальной профессии. Есть также свидетельства того, что вероятность того, что одаренный ребенок станет гением, может быть увеличена, если ребенку пришлось столкнуться с невзгодами или травмами, и что традиционное воспитание может способствовать конформизму и препятствовать необходимому инакомыслящему мышлению. [52]
Обучение
[ редактировать ]Обучение в раннем возрасте уменьшает синаптическое сокращение , что помогает спасти нейроны. [53]
Мюзикл
[ редактировать ]Говорят, что раннее музыкальное обучение детей улучшает IQ. [54] [55] Шелленберг провел исследование, в ходе которого дети либо получали уроки музыки, драматического искусства, либо не получали никаких уроков, и измерял их уровень интеллекта. Он обнаружил, что дети из музыкальной группы показали больший общий прирост показателей IQ, чем дети из других групп. [54] Однако исследование показало, что музыкальная подготовка улучшает вербальную , но не зрительную память. [56] Были обнаружены значительные различия в структуре мозга между музыкантами и немузыкантами. Показано, что существуют существенные различия в объеме серого вещества в двигательных, слуховых и зрительно-пространственных областях мозга. Авторы предполагают, что отчасти это может быть связано с тем, что музыканты с раннего возраста переводят визуально воспринимаемые музыкальные ноты в двигательные команды, слушая слуховой сигнал. [57]
шахматы
[ редактировать ]Исследования показали, что шахматы требуют слухо-вербальных и последовательных навыков, а не зрительно-пространственных навыков. [58] Немецкое советский показало, что Гарри Каспаров , исследование / российский бывший чемпион мира по шахматам , которого многие считают величайшим шахматистом всех времен , имеет IQ 135 и чрезвычайно хорошую память. [58] Аналогичным образом, исследование молодых бельгийских шахматистов показало, что их средний IQ составляет 121, вербальный IQ — 109, а IQ результативности — 129. [59] Однако недавнее исследование элитной группы молодых шахматистов показало, что интеллект не является значимым фактором шахматного мастерства. [60]
Одно исследование показало, что студенты, посещавшие уроки шахмат, улучшили математические способности и понимание. [58] Несмотря на это, недавнее исследование показало, что шахматы не улучшают академические или познавательные способности учащихся. Студенты из группы риска были разделены на 2 группы: в одной группе проводились занятия по шахматам раз в неделю по 90 минут, в другой — нет. Результаты не выявили различий между группами в изменениях в математике, чтении, письме или общем интеллекте. [61]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дорогой, Ян Дж (2001). Интеллект: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Чеснок, Д. (2002). «Понимание природы общего фактора интеллекта: роль индивидуальных различий в нейронной пластичности как объяснительного механизма» . Психологический обзор . 109 (1): 116–136. дои : 10.1037/0033-295x.109.1.116 . ПМИД 11863034 .
- ^ Гримшоу, Джина М; Адельштейн, Ана; Брайден, М.Филип; Маккиннон, GE (июнь 1998 г.). «Освоение первого языка в подростковом возрасте: данные о критическом периоде развития устной речи». Мозг и язык . 63 (2): 237–255. дои : 10.1006/брлн.1997.1943 . ПМИД 9654433 . S2CID 4988672 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Нейссер, У.; Буду, Г.; Бушар-младший, Ти Джей; Бойкин, А.В.; Броуди, Н.; Сеси, С.Дж.; Хальперн, DF; Лоэлин, Дж. К.; Перлофф, Р.; Штернберг, Р.Дж.; Другие (1998). «Разведка: известное и неизвестное». Ежегодный прогресс в детской психиатрии и развитии детей, 1997 г. Проверено 18 марта 2008 г.
- ^ Пфаутс, Джейн Х (1980). «Порядок рождения, возрастной интервал, различия в IQ и семейные отношения». Журнал брака и семьи . 42 (3): 517–531. дои : 10.2307/351896 . JSTOR 351896 .
- ^ Двек, Кэрол (1999). «Осторожно – похвала может быть опасна» (PDF) . Федерация учителей .
- ^ Киндерманн, Томас А. (ноябрь 1993 г.). «Естественные группы сверстников как контекст индивидуального развития: пример детской мотивации в школе». Психология развития . 29 (6): 970–977. дои : 10.1037/0012-1649.29.6.970 .
- ^ Сасердот, Б. (май 2001 г.). «Эффекты сверстников при случайном назначении: результаты для соседей по комнате в Дартмуте» (PDF) . Ежеквартальный экономический журнал . 116 (2): 681–704. дои : 10.1162/00335530151144131 .
- ^ Робертсон, Дональд; Саймонс, Джеймс (февраль 2003 г.). «Имеют ли значение группы сверстников? Группы сверстников и влияние обучения на академическую успеваемость». Экономика . 70 (277): 31–53. дои : 10.1111/1468-0335.d01-46 . S2CID 154498828 . ССНР 388214 .
- ^ Маасс, Энн; Д'Эттоле, Клаудио; Кадину, Мара (март 2008 г.). «Мат? Роль гендерных стереотипов в высшем интеллектуальном спорте». Европейский журнал социальной психологии . 38 (2): 231–245. дои : 10.1002/ejsp.440 . S2CID 144308852 .
- ^ Джонсон, Венди; Дорогой, Ян Дж.; Сильвентойнен, Карри; Тинелиус, Пер; Расмуссен, Финн (сентябрь 2010 г.). «Семейное происхождение позволяет получить образование в Миннесоте, но не в Швеции» . Психологическая наука . 21 (9): 1266–1273. дои : 10.1177/0956797610379233 . ПМЦ 2939922 . ПМИД 20679521 .
- ^ Сеси, Стивен Дж.; Уильямс, Венди М. (октябрь 1997 г.). «Обучение, интеллект и доход». Американский психолог . 52 (10): 1051–1058. дои : 10.1037/0003-066x.52.10.1051 .
- ^ Дорогой, Ян Дж.; Стрэнд, Стив; Смит, Полина; Фернандес, Црес (январь 2007 г.). «Интеллект и образовательные достижения». Интеллект . 35 (1): 13–21. дои : 10.1016/j.intell.2006.02.001 .
- ^ Jump up to: а б Ричи, Стюарт Дж.; Бейтс, Тимоти К.; Дорогой, Ян Дж. (май 2015 г.). «Связано ли образование с улучшением общих когнитивных способностей или конкретных навыков?» . Психология развития . 51 (5): 573–582. дои : 10.1037/a0038981 . ПМЦ 4445388 . ПМИД 25775112 .
- ^ Бринч, Кристиан Н.; Галлоуэй, Тэрин Энн (10 января 2012 г.). «Обучение в подростковом возрасте повышает показатели IQ» . Труды Национальной академии наук . 109 (2): 425–430. Бибкод : 2012PNAS..109..425B . дои : 10.1073/pnas.1106077109 . ПМЦ 3258640 . ПМИД 22203952 .
- ^ Ричи, Стюарт Дж.; Бейтс, Тимоти К.; Дер, Джефф; Старр, Джон М.; Дорогой, Ян Дж. (июнь 2013 г.). «Образование связано с более высокими показателями IQ в дальнейшей жизни, но не с более высокой скоростью когнитивной обработки». Психология и старение . 28 (2): 515–521. дои : 10.1037/a0030820 . ПМИД 23276218 .
- ^ Jump up to: а б с д и С. Джегги и др. Улучшение гибкого интеллекта с помощью тренировки рабочей памяти. Труды Национальной академии наук . 2008 год
- ^ Блэквелл, Лиза С.; Тшесневский, Кали Х.; Двек, Кэрол Сорич (январь 2007 г.). «Неявные теории интеллекта предсказывают достижения в подростковом переходном периоде: продольное исследование и вмешательство». Развитие ребенка . 78 (1): 246–263. дои : 10.1111/j.1467-8624.2007.00995.x . ПМИД 17328703 .
- ^ Круто, Кон; Камфилд, Дэвид; Куре, Кристина; Тарасуик, Джоан; Дауни, Люк; Ллойд, Дженни; Зангара, Андреа; Шоли, Эндрю; Рейнольдс, Джош (март 2011 г.). «Улучшение общего интеллекта с помощью фармакологического вмешательства на основе питательных веществ». Интеллект . 39 (2–3): 100–107. дои : 10.1016/j.intell.2011.01.003 .
- ^ Jump up to: а б с Даймонд, Мэриан К.; Розенцвейг, Марк Р.; Беннетт, Эдвард Л.; Линднер, Бернис; Лион, Леннис (январь 1972 г.). «Влияние обогащения и обеднения окружающей среды на кору головного мозга крыс». Журнал нейробиологии . 3 (1): 47–64. дои : 10.1002/neu.480030105 . ПМИД 5028293 .
- ^ Гровер, Натали (12 августа 2021 г.). «Дети, рожденные во время пандемии, имеют более низкий IQ, как показало американское исследование» . Хранитель . Проверено 12 августа 2021 г.
- ^ Годфри, Кейт М; Баркер, Дэвид Дж. П. (апрель 2001 г.). «Плодное программирование и здоровье взрослых». Питание общественного здравоохранения . 4 (2б): 611–624. дои : 10.1079/phn2001145 . ПМИД 11683554 .
- ^ Jump up to: а б Морган, Питер Дж.; Остин-ЛаФранс, Роберт; Бронзино, Джозеф; Тонкисс, Джон; Диас-Синтра, София; Синтра, Л.; Кемпер, Том; Галлер, Янина Р. (март 1993 г.). «Пренатальная недостаточность питания и развитие мозга». Неврологические и биоповеденческие обзоры . 17 (1): 91–128. дои : 10.1016/s0149-7634(05)80234-9 . PMID 8455820 .
- ^ Jump up to: а б Шенкин, Сьюзен Д.; Старр, Джон М.; Дорогой, Ян Дж. (2004). «Вес при рождении и когнитивные способности в детстве: систематический обзор». Психологический вестник . 130 (6): 989–1013. дои : 10.1037/0033-2909.130.6.989 . ПМИД 15535745 .
- ^ Айзекс, Элизабет Б; Гадиан, Дэвид Дж; Сабатини, Стюарт; Чонг, Вуй К; Куинн, Брайан Т; Фишль, Брюс Р.; Лукас, Алан (март 2008 г.). «Влияние диеты раннего человека на объемы хвостатых и IQ» . Педиатрические исследования . 63 (3): 308–314. дои : 10.1203/PDR.0b013e318163a271 . ПМИД 18287970 .
- ^ Jump up to: а б Основы аномальной психологии 5-е изд. Комер, 2008.
- ^ Лукас, А; Морли, Р; Коул, Ти Джей (28 ноября 1998 г.). «Рандомизированное исследование ранней диеты у недоношенных детей и более позднего коэффициента интеллекта» . БМЖ . 317 (7171): 1481–1487. дои : 10.1136/bmj.317.7171.1481 . ПМК 28727 . ПМИД 9831573 .
- ^ Крамер, Майкл С.; Абуд, Ф; Миронова Е; Ванилович, И; Платт, RW; Матуш, Л; Игумнов С; Фомбонн, Э; Богданович Н; Дюкре, Т; Колле, JP; Чалмерс, Б; Ходнетт, Э; Давидовский, С; Скугаревский О; Трофимович О; Козлова Л; Шапиро, С. (май 2008 г.). «Грудное вскармливание и когнитивное развитие ребенка: новые данные большого рандомизированного исследования» . Архив общей психиатрии . 65 (5): 578–584. дои : 10.1001/archpsyc.65.5.578 . ПМИД 18458209 .
- ^ Мортенсен, Эрик Люкке (8 мая 2002 г.). «Связь между продолжительностью грудного вскармливания и интеллектом взрослых». ДЖАМА . 287 (18): 2365–2371. дои : 10.1001/jama.287.18.2365 . ПМИД 11988057 .
- ^ Дер, Джефф; Бэтти, Дж. Дэвид; Дири, Ян Дж (4 ноября 2006 г.). «Влияние грудного вскармливания на интеллект у детей: проспективное исследование, анализ пар братьев и сестер и метаанализ» . БМЖ . 333 (7575): 945. doi : 10.1136/bmj.38978.699583.55 . ПМЦ 1633819 . ПМИД 17020911 .
- ^ Слайкерман, РФ; Томпсон, JMD; Бекрофт, DMO; Робинсон, Э; Прайор, Дж; Кларк, премьер-министр; Уайлд, Сиджей; Митчелл, Эа (июль 2005 г.). «Грудное вскармливание и интеллект детей дошкольного возраста». Акта Педиатрика . 94 (7): 832–837. дои : 10.1111/j.1651-2227.2005.tb01997.x . ПМИД 16188802 . S2CID 80270674 .
- ^ Каспи, Авшалом; Уильямс, Бенджамин; Ким-Коэн, Джулия; Крейг, Ян В.; Милн, Барри Дж.; Поултон, Ричи; Шалквик, Леонард К.; Тейлор, Алан; Вертс, Хелен; Моффитт, Терри Э. (20 ноября 2007 г.). «Умеренное влияние грудного вскармливания на IQ за счет генетических вариаций метаболизма жирных кислот» . Труды Национальной академии наук . 104 (47): 18860–18865. Бибкод : 2007PNAS..10418860C . дои : 10.1073/pnas.0704292104 . ПМК 2141867 . ПМИД 17984066 .
- ^ Стир, Колин Д.; Дэйви Смит, Джордж; Эммет, Полин М.; Хиббельн, Джозеф Р.; Голдинг, Джин (13 июля 2010 г.). «Полиморфизмы FADS2 изменяют влияние грудного вскармливания на IQ ребенка» . ПЛОС ОДИН . 5 (7): е11570. Бибкод : 2010PLoSO...511570S . дои : 10.1371/journal.pone.0011570 . ПМЦ 2903485 . ПМИД 20644632 .
- ^ Балтер, Леони Дж.Т.; Сунделин, Тина; Холдинг, Бенджамин К.; Петрович, Предраг; Аксельссон, Джон (август 2023 г.). «Интеллект предсказывает улучшение когнитивных функций после нормального сна, но большую уязвимость к лишению сна». Журнал исследований сна . 32 (4): e13815. дои : 10.1111/jsr.13815 . ПМИД 36579399 .
- ^ Уджма, Петер П; Бодис, Роберт; Дреслер, Мартин (июнь 2020 г.). «Сон и интеллект: критический обзор и будущие направления» . Современное мнение в области поведенческих наук . 33 : 109–117. дои : 10.1016/j.cobeha.2020.01.009 .
- ^ «Роль стресса в развитии мозга. Долгосрочное воздействие гестационной среды на мозг» . Фонд Дана . Проверено 3 декабря 2012 г.
- ^ Зальцман, Кейси М.; Уимс, Карл Ф.; Каррион, Виктор Г. (март 2006 г.). «IQ и симптомы посттравматического стресса у детей, подвергшихся межличностному насилию». Детская психиатрия и развитие человека . 36 (3): 261–272. дои : 10.1007/s10578-005-0002-5 . ПМИД 16362242 . S2CID 14002367 .
- ^ Делани-Блэк, Вирджиния; Ковингтон, Чэндис; Ондерсма, Стивен Дж.; Нордстрем-Клее, Бет; Темплин, Томас; Агер, Джоэл; Дженисс, Джеймс; Сокол, Роберт Дж. (1 марта 2002 г.). «Подверженность насилию, травмы, IQ и/или дефицит чтения среди городских детей» . Архив педиатрии и подростковой медицины . 156 (3): 280–285. дои : 10.1001/archpedi.156.3.280 . ПМИД 11876674 .
- ^ Зиберт, Патрисия; Штейн, Зена; Бельмонт, Лилиан (декабрь 1978 г.). «Материнский возраст и способности детей». Перцептивные и моторные навыки . 47 (3): 815–818. дои : 10.2466/pms.1978.47.3.815 . ПМИД 740474 . S2CID 38765884 .
- ^ Тримбл, Бенджамин К.; Бэрд, Патрисия А.; Опитц, Джон М. (январь 1978 г.). «Материнский возраст и синдром Дауна: возрастные показатели заболеваемости с разбивкой по годичным интервалам». Американский журнал медицинской генетики . 2 (1): 1–5. дои : 10.1002/ajmg.1320020102 . ПМИД 162533 .
- ^ Jump up to: а б с Джонсон, Дейл Л.; Суонк, Пол Р.; Хауи, Вирджил М.; Болдуин, Констанс Д.; Оуэн, Мэри (декабрь 1996 г.). «Грудное вскармливание и детский интеллект». Психологические отчеты . 79 (3_приложение): 1179–1185. дои : 10.2466/pr0.1996.79.3f.1179 . ПМИД 9009764 . S2CID 25760543 .
- ^ Фалгрин Эриксен, HL; Мортенсен, Эл; Килберн, Т; Ундербьерг, М; Бертран, Дж; Стёвринг, Х; Уимберли, Т; Гроув, Дж; Кесмодель, США (сентябрь 2012 г.). «Влияние низкого и умеренного пренатального воздействия алкоголя на ранних сроках беременности на IQ пятилетних детей» . БЖОГ . 119 (10): 1191–1200. дои : 10.1111/j.1471-0528.2012.03394.x . ПМК 4471997 . ПМИД 22712749 .
- ^ Льюис, Сара Дж.; Зукколо, Луиза; Дэйви Смит, Джордж; Маклауд, Джон; Родригес, Сантьяго; Дрейпер, Элизабет С.; Барроу, Маргарет; Алати, Роза; Саял, Капил; Ринг, Сьюзен; Голдинг, Джин; Грей, Рон (14 ноября 2012 г.). «Воздействие алкоголя на плод и IQ в возрасте 8 лет: данные популяционного исследования возрастных групп» . ПЛОС ОДИН . 7 (11): е49407. Бибкод : 2012PLoSO...749407L . дои : 10.1371/journal.pone.0049407 . ПМЦ 3498109 . ПМИД 23166662 .
- ^ Jump up to: а б Пульсифер, Маргарет Б.; Бутц, Арлин М.; О'Рейли Форан, Меган; Белчер, Харолин М.Э. (январь 2008 г.). «Пренатальное воздействие наркотиков: влияние на когнитивные функции в возрасте 5 лет» . Клиническая педиатрия . 47 (1): 58–65. дои : 10.1177/0009922807305872 . ПМК 2269702 . ПМИД 17766581 .
- ^ Гольдшмидт, Лидуш; Ричардсон, Гейл А.; Уиллфорд, Дженнифер; Дэй, Нэнси Л. (март 2008 г.). «Пренатальное воздействие марихуаны и результаты тестов на интеллект в возрасте 6 лет». Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии . 47 (3): 254–263. дои : 10.1097/CHI.0b013e318160b3f0 . ПМИД 18216735 .
- ^ Фрид, Пенсильвания; Смит, AM (январь 2001 г.). «Обзор литературы о последствиях пренатального воздействия марихуаны». Нейротоксикология и тератология . 23 (1): 1–11. дои : 10.1016/s0892-0362(00)00119-7 . ПМИД 11274871 .
- ^ О'Коннелл, Коллин М.; Фрид, Питер А. (ноябрь 1991 г.). «Пренатальное воздействие каннабиса: предварительный отчет о послеродовых последствиях у детей школьного возраста». Нейротоксикология и тератология . 13 (6): 631–639. Бибкод : 1991NTxT...13..631O . дои : 10.1016/0892-0362(91)90047-з . ПМИД 1779951 .
- ^ Вайцман, М; Берд, RS; Элайн, Калифорния; Мосс, М. (июнь 2002 г.). «Влияние табакокурения на поведенческое и когнитивное функционирование детей: последствия для клинической политики и политики общественного здравоохранения, а также будущих исследований». Нейротоксикология и тератология . 24 (3): 397–406. Бибкод : 2002NTxT...24..397W . дои : 10.1016/s0892-0362(02)00201-5 . ПМИД 12009494 .
- ^ Батлер, Северная Каролина; Гольдштейн, Х. (8 декабря 1973 г.). «Курение во время беременности и последующее развитие ребенка» . БМЖ . 4 (5892): 573–575. дои : 10.1136/bmj.4.5892.573 . ПМЦ 1587764 . ПМИД 4758516 .
- ^ Бреслау, Н.; Панет, Н.; Люсия, ВК; Панет-Поллак, Р. (18 июля 2005 г.). «Курение матери во время беременности и IQ потомства» . Международный журнал эпидемиологии . 34 (5): 1047–1053. дои : 10.1093/ije/dyi163 . ПМИД 16085682 .
- ^ Эйлуорд, Глен П.; Пфайффер, Стивен И.; Райт, Энн; Верхюльст, Стивен Дж. (октябрь 1989 г.). «Результаты исследований младенцев с низкой массой тела при рождении, опубликованные за последнее десятилетие: метаанализ». Журнал педиатрии . 115 (4): 515–520. дои : 10.1016/s0022-3476(89)80273-2 . ПМИД 2795341 .
- ^ Jump up to: а б Саймонтон, Дин Кейт (1999). Истоки гения: дарвиновские взгляды на творчество . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-512879-6 .
- ^ Брюер, Джон Т. (2002). «Как избежать ошибки педиатра: как нейробиологи могут помочь педагогам (и самим себе)». Природная неврология . 5 : 1031–3. дои : 10.1038/nn934 . ПМИД 12403979 . S2CID 26755201 .
- ^ Jump up to: а б Шелленберг, Гленн Э. (2002). «Уроки музыки повышают IQ» (PDF) . Психологическая наука . 15 (8): 511–4. CiteSeerX 10.1.1.152.4349 . дои : 10.1111/j.0956-7976.2004.00711.x . ПМИД 15270994 . S2CID 10434651 .
- ^ Вон, Кэтрин (2000). «Музыка и математика: скромная поддержка часто утверждаемой связи» . Журнал эстетического воспитания . 34 (3/4): 149–166. дои : 10.2307/3333641 . JSTOR 3333641 .
- ^ Хо, Йим-Чи; Чунг, Мэй-Чун; Чан, Агнес С. (2003). «Музыкальное обучение улучшает вербальную, но не зрительную память: поперечные и продольные исследования у детей». Нейропсихология . 17 (3): 439–450. дои : 10.1037/0894-4105.17.3.439 . ПМИД 12959510 .
- ^ Газер, Кристиан; Шлауг, Готфрид (8 октября 2003 г.). «Структуры мозга у музыкантов и немузыкантов различаются» . Журнал неврологии . 23 (27): 9240–9245. doi : 10.1523/JNEUROSCI.23-27-09240.2003 . ПМК 6740845 . ПМИД 14534258 .
- ^ Jump up to: а б с «IQ и шахматы Билла Уолла» . Архивировано из оригинала 28 октября 2009 года.
- ^ Фридман, Марсель; Линн, Ричард (май 1992 г.). «Общий интеллект и пространственные способности одаренных молодых бельгийских шахматистов». Британский журнал психологии . 83 (2): 233–235. дои : 10.1111/j.2044-8295.1992.tb02437.x . ПМИД 1611410 .
- ^ Билалич, Мерим; Маклеод, Питер; Гобе, Фернан (сентябрь 2007 г.). «Нужен ли в шахматах интеллект? — Исследование с юными шахматистами» . Интеллект . 35 (5): 457–470. дои : 10.1016/j.intell.2006.09.005 .
- ^ Хонг С., Барт М.В. (2007). «Когнитивное влияние обучения игре в шахматы на учащихся, подвергающихся риску академической неуспеваемости». Международный журнал специального образования . 22 (3).