Луи Флери
Луи Флери | |
---|---|
![]() Флери в 1903 году | |
Справочная информация | |
Рожденный | Франция | 24 мая 1878 г.
Умер | 10 июня 1926 г. | (48 лет)
Жанры | барокко, классика |
Род занятий | Солист |
Инструмент | Флейта |
Луи Флёри (24 мая 1878 — 10 июня 1926) — французский флейтист, ученик и коллега Поля Таффанеля , писателя, выступавшего за возрождение музыки барокко, и музыканта, продвигавшего современных композиторов, заказывая и исполняя их произведения.
Менее известный сегодня, чем некоторые из его коллег-флейтистов, таких как Филипп Гобер и Марсель Мойзе , возможно, потому, что он умер в относительно молодом возрасте, не основал преподавательскую студию и не оставил никаких известных записей, Флери, возможно, лучше всего помнят за его ассоциация с одним из самых важных произведений в репертуаре для флейты соло, «Сиринкс» Клода Дебюсси . Произведение, первоначально называвшееся «Флейта Пана» , было посвящено Флёри, премьера которого состоялась в 1913 году.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Луи Франсуа Флери родился 24 мая 1878 года в Лионе в семье Альфонса Франсуа Флери и Антуанетты Донадиль Флёри. Семья часто бывала в Париже, водила Луи в театр и оперу.
Рассказывая о своем раннем знакомстве с музыкой, Флери вспоминал: «Мой первый урок музыки дал мне школьный учитель в маленькой сельской деревне, где я провел свою юность. Бедняга ничего не знал о музыке [...], но он думал, что это так. Лучше не отказываться от возможности подзаработать, поэтому он научил меня петь « Марсельезу» , единственную мелодию, которую он знал». [ 1 ] Когда ему было двенадцать, Флери подарили пикколо; проявив способности к игре на инструменте, позже ему подарили флейту Бема . Его инструктором по игре на пикколо был парикмахер, а по игре на флейте — фармацевт, который также был флейтистом-любителем. [ 1 ]
В 1893 году семья переехала в Париж, чтобы позволить Луи продолжить музыкальное образование. Профессиональный дебют Флёри состоялся в сентябре 1894 года, сыграв дуэтом для двух флейт с Жоржем Баррером . [ 1 ] Его приняли в студию Поля Таффанеля, профессора флейты Парижской консерватории , в 1895 году после второго прослушивания. [ 2 ] Он учился у Таффанель в течение пяти лет, получив главный приз в 1900 году, исполнив в том же году «morceau de concours» , Sixième Solo de Concours , op. 85, Жюль Демерссеман . [ 3 ] [ а ]
Таффанель вел записи об успехах своих учеников. В 1897 году он написал «Очень впечатлителен по натуре. Хорошее чувство музыки». В 1900 году он заметил, что Флери добился «очень заметного прогресса. Утонченный и музыкальный по натуре. Практически победил свою нервозность. Отличник». [ 5 ]
Исполнительская карьера
[ редактировать ]Еще учась в консерватории, Флери играл в оркестрах «Фоли-Бержер» и «Драматическая Фоли». Позже он играл с Association des Grands Concerts под руководством Рейнальдо Хана, Concerts Berlioz под управлением Пьера Монто и Concerts Cortot. [ 6 ] Но его интерес сместился с участия в оркестре на сольные выступления и выступления в небольших ансамблях.
В 1902 году Флери присоединился к камерному ансамблю Баррера Société Moderne d'instruments à vent (SMIV) в качестве второй флейты. К 1903 году Флери гастролировал как солист по Европе. Он был особенно популярен в Англии, где в период с 1905 по 1925 год дал более сорока концертов. [ 7 ] первый - 16 октября 1905 года с дамой Нелли Мельба . [ 8 ] Он совершил свой первый визит в Соединенные Штаты с сопрано Эммой Кальве во время ее турне по 45 городам в 1905–06 годах. Он обеспечивал аккомпанемент облигато для соло Кальве (как и для Мельбы) и исполнял произведения Генделя и Моцарта с другими членами гастрольной труппы. [ 9 ]
В 1905 году Флери принял на себя руководство SMIV, когда Баррер ушел, чтобы занять должность в Нью-Йоркском симфоническом оркестре . В следующем году он основал Société de Concerts d'autrefois, ансамбль, занимающийся исполнением музыки 17 и 18 веков на старинных инструментах . [ 10 ] (Хотя Флери продолжал играть на своем инструменте Бёма, а не на барочной флейте .)
Самое известное выступление Флери произошло 1 декабря 1913 года. Клод Дебюсси сочинил пьесу для флейты без аккомпанемента в качестве музыкального эпизода к третьему акту Габриэля Мури пьесы «Психея» . На премьере спектакля, состоявшейся в музыкальном салоне мецената Луи Морса, [ б ] Флери играл за кулисами «Флейту Пана» . Отзывы о музыке были положительными. Критик Жорж Казелла писал в Comœdia : [ 11 ]
В третьем акте с восторгом слушалась прелестная мелодия пан-флейты, подписанная Клодом Дебюсси.
(В третьем акте с восторгом слушалась очаровательная мелодия флейты Пана Клода Дебюсси.)
Другой критик написал: [ 12 ]
В третьем акте, чтобы пробудить деревенскую силу бога Пана, мы услышали красивую флейтовую пьесу, принадлежащую Дебюсси. Ее мастерски исполнил г-н Луи Флери.
(В третьем акте, чтобы пробудить деревенскую силу бога Пана, мы услышали прекрасную пьесу для флейты Дебюсси. Ее мастерски исполнил г-н Луи Флери.)
Флери держал рукопись при себе; никто больше не исполнял это произведение при его жизни. [ 10 ] Переименованный в «Сиринкс» , он был опубликован в 1927 году, после смерти Флери, и стал признанным соло на флейте двадцатого века. [ 13 ]
Концертную карьеру Флёри прервала Первая мировая война . После вступления в армию, [ с ] он стал участником первого военного оркестра Фернана Альфена (август 1914 - декабрь 1915), выступавшего перед войсками и местным населением. Хальфен, который также учился в Парижской консерватории, добавил отрывки классической музыки к стандартному репертуару маршей, танцев и патриотических песен, что дало Флери возможность выступать соло. Оркестр расформировали, когда солдат-музыкантов перевели в другие части. [ 15 ] [ д ]

После войны Флери вернулся к гастролям и писательству, продвигая музыку барокко наряду с современной французской музыкой. К 1924 году СМИВ представил «не менее ста двадцати пяти произведений [...] и возродил все классические и современные произведения, имеющие какое-либо значение». [ 17 ] Даниэль Годри, пишущая об истории первых камерных духовых ансамблей, отмечает: «В тот момент казалось, что практически каждый крупный французский композитор в последующих поколениях будет заинтересован внести свой вклад в растущий репертуар камерной духовой музыки». [ 18 ] : 23
Написание и редактирование
[ редактировать ]Флери отметил, что Таффанель возродила интерес к старинной музыке. [ 19 ] который тогда редко программировался во Франции. Флери внес свой вклад в это возрождение, отредактировав новые издания барочных произведений для флейты Мишеля Блаве , Генделя , Лойе, Винчи, Нодо и других. Он не всегда стремился к исторической точности. Грэм Сэдлер в своем предисловии к изданию сонат Блаве, изданному Boosey & Hawkes 1992 года, утверждает: [ 20 ]
Редактор позволил себе ряд вольностей с обозначениями Блаве; он исключил следы дыхания композитора и аппликатуры континуо, изменил некоторые артикуляции (и даже некоторые ноты и ритмы) и добавил динамики. Он также изменил основной знак орнамента Блаве с «+» на современный «tr», хотя существенно не изменил его значения. В некоторых отношениях это издание с его «более пианистическим» сопровождением, возможно, лучше подойдет «современному» флейтисту, чем факсимиле или издание Urtext .
Флери публиковал статьи в ряде журналов, в основном о флейте и французской музыке. Эдвард Блейкман пишет: [ 21 ]
[Особенно] выделяются: «Флейта и флейтисты во французском искусстве 17-го и 18-го веков», в которой элегантно исследуются барочные предшественники стиля Таффанель, и «Флейта и ее сила выражения», которая представляет собой тесное исследование аргументированное утверждение новой эстетики французской флейты.
Таффанель провел много лет, собирая материал для всестороннего исследования флейты, ее истории, исполнителей и репертуара, но умер, не успев закончить ее. Его вдова Женевьева Таффанель и редактор Альбер Лавиньяк поручили Флери, сотрудничавшему с Таффанель, завершить статью, которая была опубликована в « Энциклопедии музыки и словаря консерватории» . [ 22 ]
Выберите библиографию
[ редактировать ]- Записи в энциклопедии
- Таффанель, Пол; Флери, Луи (1927). «Флейта» . В Альбере Лавиньяке; Лайонел де Лоуренси (ред.). Энциклопедия музыки и словарь консерватории: Часть вторая . Полет. 3. Париж: Библиотека Делаграва. стр. 1483–1526.
- Коббетт, Уолтер Уилсон, изд. (1929). «Флейта в современной камерной музыке» . Циклопедический обзор камерной музыки Коббетта . Том. 1 АХ. Лондон: Издательство Оксфордского университета. стр. 402–406.
- Журнальные статьи
- «Флейта и британские композиторы (часть 1)» . Честерианец . 1 (3): 79–82. Декабрь 1919 года.
- «Флейта и британские композиторы (часть 2)» . Честерианец . 1 (4): 115–117. Январь 1920 года.
- «Флейта и ее выразительность». Музыка и письма . 3 (4). Перевод А. Х. Фокса Стрэнгвейса: 383–393. Октябрь 1922 г. JSTOR 726079 .
- «Флейта и флейтисты во французском искусстве 17-18 веков». Музыкальный ежеквартальный журнал . 9 (4). Перевод Фредерика Х. Мартенса: 515–537. Октябрь 1923 г. JSTOR 738531 .
- «Камерная музыка для духовых инструментов». Честерианец (36): 111–116. Январь 1924а.
- «Флейта в Париже» . Флейтист . 5 (8). Перевод Артура Брука: 176–177. Август 1924б.
- «О« Лунном Пьеро »: впечатления, произведенные романным произведением на разную аудиторию». Музыка и письма . 5 (4). Перевод А. Х. Фокса Стрэнгуэйса: 347–356. Октябрь 1924 г. JSTOR 726925 .
- «Воспоминания флейтиста». Музыкальный мир . 35 (23 и 24): 405–406. Декабрь 1924 года.
- «Музыка для двух флейт без баса». Музыка и письма . 6 (2). Перевод П. Вятта Эджелла: 110–118. Апрель 1925 г. JSTOR 726088 .
- Музыка (как редактор)
- Блаве, Мишель (1908–1913), Флери, Луи (редактор), Шесть сонат для флейты и континуо, соч. 2 , Лондон: Rudall, Carte & Co. Написанные в 1732 году, издания Флери публиковались между 1908 и 1913 годами.
- Флери, Луи, изд. (1928), Оригинальные произведения 17 и 18 веков для флейты , Париж: Альфонс Ледюк,
Адаптированные к современному инструменту и полностью переработанные Л. Флери
. Фортепианные реализации мадам Флери-Моншаблон.- Леонардо Винчи : Соната [ре мажор]
- Аноним: Зеленые Рукава (около 1600 г.)
- Анон: Джон! Подойди и поцелуй меня сейчас?
- Генерал Рид : Соната [до мажор]
- Лойе : Соната en ut [до мажор]
- Нодо : Пятая соната [ля мажор]
Личная жизнь
[ редактировать ]24 декабря 1907 года Флёри женился на Жанне Мари Габриэль Моншаблон, дочери художника Альфонса Моншаблона . Габриэль уже была известной пианисткой и клавесинисткой. Они с мужем часто выступали вместе; ее обычно называли мадам. Флери-Моншаблон. У них родилась дочь Антуанетта, крестной матерью которой была хорошая подруга Габриэль, композитор Мел Бонис . [ и ]
Флери внезапно скончался в Париже 10 июня 1926 года от заражения крови. [ 24 ] [ 25 ] 6 ноября 1926 года в Кент-Хаусе, лондонском доме мистера и миссис Сакстон Ноубл, состоялся мемориальный концерт, посвященный образованию шестнадцатилетней дочери Флери, которая училась игре на фортепиано в Париже. [ 26 ] [ 27 ]
Работы, посвященные Луи Флери
[ редактировать ]- 1901 Феликс Фурдрен , Баллада для флейты и фортепиано, соч. 11 [ 28 ]
- 1904 Мел Бонис , Соната для флейты и фортепиано , соч. 64 [ 28 ]
- 1913 Сирил Скотт , Шотландская пастораль для флейты и фортепиано [ 28 ]
- 1913 Рейнальдо Хан , Две пьесы для флейты и фортепиано . Первое произведение посвящено Флёри, второе — Гастону Бланкару . [ 28 ]
- 1913 Клод Дебюсси, Флейта Пана для флейты соло. Опубликовано в 1927 году как Сиринкс . [ 28 ]
- 1913 Ральф Воан Уильямс , Балетная сюита для флейты и фортепиано. По словам Майкла Кеннеди, хотя она «впервые была исполнена на лондонском вечере в марте 1920 года великим французским флейтистом Луи Флери, я считаю, что она была написана в 1913 году, в год, когда Воан Уильямс встретил Флери в Стратфорде-на-Эйвоне и в Париж." [ 29 ]
- 1914 Фернан Гальперн, Ноэль для флейты и фисгармонии. Написано в Брени и, вероятно, сыграно в местной церкви на Рождество. [ 30 ]
- 1920 Пьер де Бревиль , Флейта в саду для флейты и фортепиано. [ 28 ] Премьера Флёри состоялась 15 января 1921 года. [ 31 ]
- 1921 Сирил Брэдли Рутэм , Сюита в трех частях для флейты и фортепиано, соч. 64 [ 28 ]
- 1921 Джордж Хеншель , Тема с вариациями , соч. 73 [ 32 ]
- 1921 Филипп Гобер , Сюита для флейты и фортепиано. Вторая часть, «Berceuse orientale», посвящена Флери. [ 28 ]
- 1922 Дариус Мийо , Сонатина для флейты и фортепиано, соч. 76. Посвящается Флёри и пианисту Жану Винеру , дебютировавшим на концертах Жана Винера в Париже в 1923 году. [ 33 ]
- 1922 Чарльз Кехлин , Соната для 2-х флейт , соч. 75. Написано в 1918–1920 годах, премьера состоялась в 1922 году Флери и Альбертом Мануврие совместно с Société Moderne des Instruments à Vent. [ 28 ]
- 1922 Сирил Скотт, The Extatic Shepherd для флейты соло [ 34 ]
- 1923 Жак Ибер , Игры: Сонатина для флейты и фортепиано. [ 28 ]
- 1924 Рене-Батон , Пассакайль для флейты и фортепиано, соч. 35 [ 35 ]
- 1924 Альбер Руссель , Joueurs de flûte , четыре пьесы для флейты и фортепиано, соч. 27. Третье произведение «Кришна» посвящено Флёри. [ 28 ]
- 1925 Александр Тансман , Сонатина для флейты или скрипки и фортепиано [ 28 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ежегодный трехчастный экзамен Консерватории для студентов-флейтистов завершился конкурсом - публичным исполнением инструментального соло, часто специально заказанного произведения. Наградами были premier accessit и deuxieme accessit (почетная грамота первой и второй степени), а также deuxieme prix и premier prix , которые были сопоставимы соответственно по степени и степени с отличием. Студенты могли сделать три попытки для получения степени. В случае неудачи они были обязаны покинуть консерваторию, но получение первой премии предвещало успешную профессиональную карьеру. (Флёри получил высшую награду в 1897 году и вторую премию в 1899 году.) [ 4 ]
- ↑ В 1895 году Морс, заработавший состояние на производстве автомобилей , построил особняк на земле, ранее входившей в поместье Александра Ле Риша де Ла Пупелиньера , который в 18 веке размещал там знаменитый салон. В 1931 году здание было снесено, за исключением музыкального салона, который стал Театром Ле Ранела .
- ↑ 13-й территориальный пехотный полк (13-й RIT), резервное подразделение, базирующееся в Компьене , состоял из мужчин в возрасте от тридцати четырех до сорока пяти лет, считавшихся – по крайней мере в начале войны – слишком старыми для боевой службы. [ 14 ]
- ^ Лейтенант 13-го RIT, Фернан Хальфен - один из редких композиторов, основавших и руководивших военным оркестром, который официально представлял Группу вооруженных сил Северной Америки , особенно приветствуя королевскую семью, посещающую фронт - Альберта I из Бельгии. 22 августа 1915 года и король Англии Георг V 26 октября того же года. Хальфен сформировал второй оркестр в апреле 1916 года, но без его звездных исполнителей, выпускников Консерватории Флери и Марселя Турнье , он оказался менее успешным и распался 1 мая 1917 года, когда Хальфен, страдавший дифтерией, был репатриирован в больницу в Париже, где он умер. 16 мая. [ 16 ]
- ^ Бонис посвятил пьесу для фортепиано «Этюд соль-бемоль мажор» , соч. 136, Антуанетте. [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Флери 1924b , с. 176.
- ^ Блейкман 2005 , стр. 184–185.
- ^ Блейкман 2005 , стр. 256–257.
- ^ Блейкман 2005 , стр. 253–257.
- ^ Блейкман 2005 , стр. 252–256.
- ^ Дюпле 1994 , стр. 48–49.
- ^ Рапозо, Джессика (весна 2011 г.). «Второй золотой век» . Ежеквартальный журнал флейтиста . 36 (3). Гейл Академический OneFile: 24ff . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ «Музыка в Бирмингеме» . Музыкальные времена . Том. 46, нет. 753. 1 ноября 1905 г., стр. 743–744.
- ^ "Музыка" . Регистр Де-Мойна . 15 октября 1905 г. с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Дюпле 1994 .
- ^ Казелла, Жорж (2 декабря 1913 г.). «Первый спектакль «Психеи» » . Comœdia (на французском языке). п. 3.
- ^ Г-н Нозьер (7 декабря 1913 г.). «Неделя драмы: Психика» . Франция (на французском языке). п. 2.
- ^ Лежер, Франсуа (2019). Клод Дебюсси: критическая биография . Перевод Мари Рольф (пересмотренная ред.). Рочестер, Нью-Йорк: Издательство Рочестерского университета. п. 304. ИСБН 978-1-58046-903-6 .
- ^ Шнаппер 2017 , с. 271.
- ^ Шнаппер 2017 , с. 291.
- ^ Шнаппер 2017 , с. 308.
- ^ Флери 1924a , с. 115.
- ^ Годри, Даниэль (1 октября 2012 г.). «Ансамбли ранней камерной музыки». Канадские ветры : 22–24.
- ^ Таффанель и Флери 1927 .
- ^ Блавет 1992 .
- ^ Блейкман 2005 , с. 181.
- ^ Таффанель и Флери 1927 , с. 1483.
- ^ Гелио 2000 , с. 138.
- ^ «[Новость без названия]» . Линкольнширское Эхо . Линкольн, Англия. 26 июня 1926 г. с. 2.
- ^ «Луи Флери» . Хантсвилл Таймс . Хантсвилл, Алабама. 11 октября 1926 г. с. 5.
- ^ «Концерт миссис Сакстон Ноубл» . Вечерняя хроника . Ньюкасл-апон-Тайн, Англия. 6 ноября 1926 г. с. 4.
- ^ «Концерт памяти Флери» . «Дейли телеграф» . Лондон. 8 ноября 1926 г. с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л «Категория: Флёри, Луи» . ИМЛП .
- ^ Кеннеди, Майкл (2002). «Балетная сюита» . Гиперион (примечания к компакт-диску).
- ^ Шнаппер 2017 , с. 284.
- ^ Коббетт (1929), с. 187
- ^ «Категория: Хеншель, Джордж» . ИМЛП .
- ^ «Категория: Мийо, Дариус» . ИМЛП .
- ^ Кэрролл 2019 , с. 27.
- ^ «Категория: Рене-Батон, Эммануэль» . ИМЛП .
Источники
[ редактировать ]- Блейкман, Эдвард (2005). Таффанель: Гений флейты . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-517099-3 .
- Блаве, Мишель (1992), Луи Флери (редактор), Шесть сонат для флейты и фортепиано, соч. 2, №№ 1–3 , Предисловие Грэма Сэдлера, Boosey & Hawkes.
- Кэрролл, Лидия Р. (2019). Музыка новой эпохи: Избранные произведения, посвященные флейтисту Луи Флери (1878-1926) ( диссертация DMA ). Университет Джеймса Мэдисона.
- Дюпле, Бернар (июль – сентябрь 1994 г.). «Луи Флери». Траверсьер . 12 (46): 46–52.
- Гелио, Кристина (2000). Мел Бонис: женщина и композитор, 1858–1937 . Харматтан. ISBN 9782738490124 .
- Шнаппер, Лаура (2017). «Музыкальный лидер Великой войны». В Лоре Снаппер (ред.). Из гостиной вперед: Фернан Хальфен (1872–1917) (на французском языке). Париж: Германн. стр. 265–308. ISBN 978-2-7056-9411-1 .