Кармело Бернаола
Кармело Алонсо Бернаола | |
---|---|
Памятник Кармело Бернаоле. | |
Рожденный | |
Умер | 5 июня 2002 г. Мадрид , Испания | (72 года)
Национальность | испанский |
Род занятий | Композитор, кларнетист |
Кармело Алонсо Бернаола (16 июля 1929 — 5 июня 2002) — испанский композитор и кларнетист из Страны Басков . Член «Поколения 51-го» , он был одним из самых влиятельных композиторов на испанской музыкальной сцене второй половины 20-го века. Он написал более 300 произведений в популярной и академической форме, включая отмеченные наградами саундтреки к фильмам и телевидению, и ему приписывают введение понятия случайности в испанскую композицию.
Ранние годы
[ редактировать ]Бернаола родился в Отхандио , Бискайя , Испания. Его отцом был Амадо Алонсо, а матерью – Руфина Бернаола. [ 1 ] Позже он решил использовать фамилию своей матери, а не отца. [ 2 ] Когда ему было 7 лет, он с семьей переехал в Медину де Помар ( Бургос ), где получил свое первое музыкальное образование. В 1943 году он переехал в город Бургос , где учился у профессора Бланко. В 1948 году, чтобы позволить ему продолжить учебу без перерыва на военную службу , он присоединился к местному оркестру Инженерной академии, играя на кларнете.
В 1951 году он устроился на работу кларнетистом в оркестр Министерства вооруженных сил и переехал в Мадрид , получив звание сержанта. Там он встретил различных будущих членов «Поколения 51-го» , включая Кристобаля Хальфтера , Мануэля Ангуло и Анхеля Артеагу . Вместе они работали над поиском новых звуков и музыкальных направлений. [ 3 ]
В Мадридской консерватории он изучал контрапункт, фугу и композицию у Массо, Калеса Пины и Хулио Гомеса . В 1953 году он получил новую работу в качестве кларнетиста в Мадридском городском оркестре, а после завоевания различных национальных премий получил стипендию Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, чтобы продолжить учебу. В 1959 году он получил Римскую премию и переехал в Италию , где жил с 1960 по 1962 год.
В Италии он изучал композицию у Гоффредо Петрасси в Национальной академии Санта-Чечилия и дирижирование у Серджиу Челибидаке в Киджианской академии Сиены. Это были два музыканта, которые оказали на него наибольшее влияние. [ 4 ] Кроме того, в этот период он участвовал в Дармштадтских международных летних курсах под руководством Бруно Мадерны и Оливье Мессиана и там познакомился с Пьером Булезом , Карлхайнцем Штокхаузеном , Луиджи Ноно и Рамоном Барсе . [ 5 ] [ 6 ] В Испании он завершил обучение у Андре Жоливе и Александра Тансмана в Сантьяго-де-Компостела .
Зрелость
[ редактировать ]Вернувшись в Мадрид в 1962 году, он снова занял место кларнетиста в Муниципальном симфоническом оркестре (Banda Sinfónica Муниципальный де Мадрид), но большую часть своего времени посвятил композиции. Он сочинял саундтреки к фильмам и телевидению, а также произведения искусства, всего за свою карьеру написал более 300 произведений. [ 6 ]
Помимо композиции, он работал профессором гармонии в Мадридской консерватории и был директором консерватории имени Хесуса Гуриди в Витории-Гастейсе с 1981 года до выхода на пенсию в 1991 году. [ 7 ]
В 1998 году он получил степень почетного доктора Университета Комплутенсе вместе с Кристобалем Хальфтером , Луисом де Пабло и Томасом Марко . [ 6 ]
Он умер в больнице в Торрелодонисе, Мадрид, от рака в возрасте 72 лет. [ 6 ]
Музыкальные произведения
[ редактировать ]В художественной музыке он считается ответственным за внедрение современной классики в Испанию. [ 8 ] и развитие случая через его концепцию гибкой музыки, основанной на свободной интерпретации в пределах, установленных композитором. [ 9 ] Ключевыми среди его произведений являются три симфонии (1974, 1980, 1990), Рондо для оркестра (1992), Clamores y Secuencias (1993) и Песня для Эускеры (1995), дань уважения его родному языку. [ 10 ] Он также написал музыку Адольфо Марсиллака к театральной постановке «Селестины» в 1989 году . [ 9 ]
Среди его популярных работ следует отметить аранжировку 1982 года «Атлетик Бильбао» гимна футбольного клуба Athleticen ereserkia, а также многочисленные работы для телесериалов: El pícaro (1974), La clave (1976) и Verano azul (1981). Среди 82 саундтреков к фильмам, которые он написал, следует выделить «Мамбру пошел на войну» (1986), «Жди меня на небесах получивший премию Гойи » (1988) и « Пасодобль», (1989). [ 6 ]
В указанные в этом списке произведения не включены его композиции к нескольким пьесам, фильмам и сериалам. Он считал эти «функциональные» композиции отличными от своего «настоящего» каталога вокальных и инструментальных произведений. [ 2 ]
- 1955: Трио-сонатина (для гобоя , кларнета и фагота ); Капричо (для кларнета и фортепиано ); Музыка для духового квинтета .
- 1956: Три фортепианные пьесы.
- 1957: Сюита-дивертисмент (фортепиано с оркестром ); Homenaje a Scarlatti (фортепиано и оркестр); Струнный квартет №1.
- 1958: Песня и танец (фортепиано).
- 1959: Четыре детские пьесы (фортепиано).
- 1960: Концерт Пикколо ( ансамбль скрипки и струнных); Константес (голос, 3 кларнета и ударные ).
- 1961: Поверхность № 1 (камерный ансамбль); Симфонетта Прогресива (струнный ансамбль).
- 1962: Разнообразные пространства; Поверхность №2 ( виолончель ).
- 1963: Пермутадо (скрипка и гитара ); Поверхность № 4; Звуковая морфология (фортепиано).
- 1964: Микстуры.
- 1965: Гетерофонии.
- 1966: Эпизод ( бас ); След.
- 1967: Камерная музыка.
- 1968: Континуо (фортепиано).
- 1969: Полифонии.
- 1970: Ода Марисе.
- 1971: Теория относительности.
- 1972: Импульс; Я не вижу света.
- 1974: Симфония до мажор; Отрицания Сан-Педро (бас и хор); Присутствие (струнный квартет и фортепиано); В срок.
- 1976: Переменные наложения; Так; Times (виолончель и фортепиано); Часть И.
- 1977: Ачоде (квинтет кларнетов).
- 1978: Вилланесса; Вход; Игры.
- 1979: Мой путь; Какая семья; Поверхность №5 ( контрабас ).
- 1980: Комбинированные варианты (камерный ансамбль); Симфония №2.; Галатея, Росинант и Пресьоза; Коакинтето; Комбинированные варианты.
- 1981: Бела Барток I; Три штуки.
- 1984: Семь слов Христа на Кресте.
- 1985: Концертные вариации (Вариативные пространства № 2).
- 1986: Ностальгия (фортепиано с оркестром).
- 1987: Perpetuo, песнь, финал (фортепиано).
- 1988: Алтарь Дона Кристобаля; Пер Фредерик (трио).
- 1989: Селестина.
- 1990: Симфония № 3.
- 1992: Скерцо.
- 2001: Фантазии.
Избранная фильмография
[ редактировать ]- Дикие с моста Сан-Хил (1966)
- Дни старого цвета (1967)
- Если мы встретимся снова (1967)
- Любовь и другие одиночества (1969)
- Дом без границ (1972)
- Одинокое сердце (1972)
- Ушедшие в гору (1974)
- Великая любовь графа Дракулы (1974)
- Секс или нет секса (1974)
- Пим, пам, пим... фуэго! (1975)
- «Пасодобль» (1988), режиссер Хосе Луис Гарсиа Санчес , за который он получил премию «Гойя» .
Награды и признания
[ редактировать ]- 1955: Почетное упоминание Национальной музыкальной премии Испании .
- 1956: Премия Сэмюэля Росса.
- 1956: Национальная композиторская премия Национального студенческого союза (SEU) .
- 1959: Римская премия (испанский раздел).
- 1962: Национальная премия Испании в области музыки .
- 1967: Национальная киномузыкальная премия.
- 1967: Премия Круга кинематографических писателей за лучшую музыку ( «Дни старого цвета» и «Если мы увидим нас снова »).
- 1969: Премия Круга кинематографических писателей за лучшую музыку (« О любви и других одиночествах »).
- 1972: Премия Круга кинематографических писателей за лучшую музыку ( Corazón solitario ).
- 1987: Золотая медаль за заслуги в области изящных искусств .
- 1989: Гойя за лучшую музыку к фильму « Пасодобль » Хосе Луиса Гарсиа Санчеса .
- 1990: Золотая медаль Витории.
- 1992: Национальная премия Испании в области музыки .
- 1994: Премия Сабино Арана .
- 1994: Академик Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо .
- 1998: Почетный доктор Университета Комплутенсе .
- 2001: Музыкальная премия Фонда Герреро.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Луис Масорра Инчера, « Кармело Бернаола ». Баскская энциклопедия Аунаменди . [Np]: Фонд Бернардо Эсторнес Ласа, 2009.
- ^ Jump up to: а б Кристиана Гейне, «Алонсо Бернаола, Кармело», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
- ^ Хесус Руис Мантилья (6 июня 2002 г.). «Умирает Бернаола, музыкант современности» . Эль Паис (на испанском языке) . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Мартин Ферран, Мануэль (6 июня 2002 г.). «Бернаола, боязливое сердце» . ABC (Испания) . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ Фернандес, Томас; Тамаро, Елена (2004). «Кармело Бернаола» . Биографии и жизни. Биографическая онлайн-энциклопедия (на испанском языке). Барселона, Испания: Биографии и жизни . Проверено 29 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Умер композитор Кармело Бернаола, разносторонний и свободный музыкант» . ABC (Испания) (на испанском языке). 6 июня 2002 года . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ «Музыка Кармело Бернаолы возвращается в Виторию» . Эль Паис (на испанском языке). 27 октября 2004 г. Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ «Умирает Бернаола, музыкант современности» . Эль Паис (на испанском языке). 6 июня 2002 года . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Гарсиа дель Бусто, Хосе Луис (2005). «Вклад маэстро Бернаолы виден в его концертной музыке». Международный журнал баскских исследований (на испанском языке).
- ^ «БЕРНАОЛА – ИСТОРИЯ СИМФОНИИ» (на испанском языке) . Проверено 18 ноября 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сантата, Амайя. 2012. « Реквием двум учителям: Июнь месяц оставляет позади десятую годовщину смерти Эскудеро и Бернаолы » Deia: Noticias de Bizkaia (1 июля). (Проверено 20 ноября 2012 г.).
- 1929 рождений
- 2002 смертей
- Люди из Дурангалдеи
- Испанские композиторы ХХ века
- Испанские кларнетисты
- Выпускники Мадридской королевской консерватории
- Жители провинции Бургос
- Выпускники Национальной академии Санта-Чечилия
- Испанские эмигранты в Италии
- Баскские композиторы
- Испанские композиторы музыки к фильмам
- Испанские композиторы-мужчины для фильмов