Джованни Зенателло

Джованни Зенателло (22 февраля 1876 — 11 февраля 1949) — итальянский оперный певец. Родившийся в Вероне , он сделал международную карьеру как драматический тенор первого ранга. Отелло стала его самой известной оперной ролью, но в его репертуаре были и французские партии. В 1904 году он исполнил партию Пинкертона в «Мадам Баттерфляй» .
Карьера
[ редактировать ]
Зенателло с юных лет подавал музыкальные надежды. Его учитель пения в Вероне первоначально обучал его игре на баритон, но он никогда не чувствовал себя комфортно в этом диапазоне и позже перешел на более высокий регистр тенора. Тем не менее, именно как баритон он дебютировал в Беллуно в 1898 году. Его теноровый дебют – в партии Канио – состоялся лишь в следующем году, в Неаполе.
Оперная карьера Зенателло набрала обороты в первые годы 20-го века, и 17 февраля 1904 года он исполнил партию Пинкертона на мировой премьере оперы Джакомо Пуччини « Мадам Баттерфляй» в Ла Скала в Милане . Ла Скала была ведущим оперным театром Италии, и он оставался членом ее труппы до 1907 года.
Он также пел в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в Лондоне в 1905/06 и 1908/09 годах; в Манхэттенском оперном театре с 1907 по 1910 год; и с труппой Нью-Йоркской Метрополитен-опера во время гастролей, заменив Энрико Карузо в 1909 году. Он был членом Бостонской оперной труппы с 1909 по 1914 год и часто пел в Южной Америке и Мексике, а также в различных городах континентальной Европы. .
За годы работы в Ла Скала голос Зенателло превратился в голос драматического тенора, и он сменил Франческо Таманьо (1850–1905) в качестве величайшего итальянского исполнителя оперы Верди Джузеппе « Отелло » — роли, которую исполнил австрийский драматический тенор Лео Слезак. пел с равным успехом. Зенателло исполнял эту чрезвычайно трудную роль более 300 раз, начиная с 1908 года, и записал получившие высокую оценку отрывки из произведения на диски со скоростью вращения 78 об/мин.
Зенателло вернулся в Ковент-Гарден в 1926 году, спев Отелло в серии выступлений, которые частично были записаны вживую HMV . После последнего выступления на сцене (в Нью-Йорке) в 1933 году он ушел из оперы и преподавал пение, а также пробовал себя в управлении многообещающими молодыми певцами. Колоратурное сопрано стало заметным «открытием» Зенателло Лили Понс на закате его сценической карьеры. Он взял Понс под свое крыло и организовал для нее прослушивание перед генеральным директором Метрополитена, в результате которого молодая певица французского происхождения успешно дебютировала в Нью-Йорке в 1931 году. Однако позже они рассорились.
Еще одним его замечательным учеником был веронский тенор Нино Мартини, дебютировавший в Метрополитен-опера в «Риголетто» в 1933 году, что позволило Мартини начать успешную карьеру в «Метрополитен» (1933–1946), на других американских площадках, а также в Голливуде. Что касается личной жизни, Зенателло жил с испанской меццо-сопрано Марией Гей с 1906 года до ее смерти в 1943 году. Их часто описывали как мужа и жену, хотя на самом деле они, возможно, никогда не были женаты. Он и Гей много раз выступали друг против друга и вместе поселились на Манхэттене в 1936 году.
В 1913 году Зенателло сыграл важную роль в восстановлении Веронской арены , первоначально построенной древними римлянами, и превращении ее во всемирно известную площадку под открытым небом для оперных представлений. В том же году на арене была поставлена грандиозная постановка « Аиды» , приуроченная к столетию со дня рождения Верди. В 1947 году Зенателло организовал выступление многообещающего молодого сопрано по имени Мария Каллас и американского тенора и кантора Ричарда Такера на Летнем фестивале арены в Амилькаре Понкьелли опере «Джоконда» . Это появление дало Каллас и Такеру неоценимую известность в Италии и помогло Каллас встать на путь будущей международной славы.
Джованни Зенателло умер естественной смертью в Нью-Йорке в 1949 году в возрасте 73 лет.
Записи
[ редактировать ]Дзенателло оставил важное музыкальное наследие в виде значительного количества коммерческих записей своего голоса, сделанных как акустически, так и, после 1925 года, с помощью микрофонной техники. Его первые диски были выпущены в Италии компанией The Gramophone Company в 1903 году, за ними последовала длинная серия для Fonotipia Records . Позже он записывался для лейблов Columbia , Edison и HMV. Эти записи оперных арий, дуэтов и ансамблей, а также только одно (неопубликованное) название песни (Зенателло никогда не был сольным исполнителем песен, как Карузо), были переизданы на компакт-дисках в последние годы, в первую очередь английскими фирмами Pearl и Symposium. Records и на австрийском лейбле Preiser. Они отражают широкий диапазон его репертуара, а лучшие из них подтверждают впечатляющую силу, мощь и пылкость его пения, а также зачастую сомнительную интонацию. Дзенателло оставил записанные мемуары о созданных им ролях (в том числе арии и дуэты « Сибирь» , «Мадам Баттерфляй» , «Филья ди Джорио» ).
Радиоинтервью с пожилым Зенателло, записанное в 1947 году, включает в себя заслуживающее похвалы (если перенести его вниз из-за возраста певца) [ нужна ссылка ] Фортепиано сопровождало исполнение заключительной сцены «Niun mi tema» из оперы «Отелло » . Это интервью было переиздано в 1960-х годах, и его можно услышать на компакт-диске.
Роли созданы
[ редактировать ]- 1903: Василий в Сибири ( Умберто Джордано )*
- 1903: Инициация в Океане ( Антонио Смарелья )
- 1904: Пинкертон в «Мадам Баттерфляй» ( Джакомо Пуччини )* — Зенателло дважды исполнял роль Пинкертона; он появился в неудавшейся премьере и в более успешной крупной редакции.
- 1906: Алиджи в дочери Иорио ( Альберто Франкетти )*
- 1907: Лионетто де Риччи («Фортебрандо») в « Глории » ( Франческо Чилеа )
Ключ: * Зенателло сделал коммерческие записи отрывков из этих опер (для компании Фонотипия для всех, а также для Г&Т для Сибири .)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марек, Дэн Х. (2016). Альт: Голос Бельканто . Роуман и Литтлфилд. п. 186. ИСБН 9781442235892 .
- Варрак, Джон и Уэст, Юэн (1992), Оксфордский оперный словарь (Oxford University Press), 782 страницы, ISBN 0-19-869164-5 .
- Скотт, Майкл (1977), Запись пения , Том первый (Дакворт, Лондон), 243 страницы, ISBN 0-7156-1030-9 .
- Дрейк, Джеймс А. (1984), 1977), Ричард Такер: Биография , (EP Dutton, Нью-Йорк), 304 страницы, ISBN 0-525-24194-9 .