Франческо Чилеа
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2023 г. ) |

Франческо Чилеа [ а ] ( Итальянское произношение: [franˈtʃesko tʃiˈlɛːa] ; 23 июля 1866 — 20 ноября 1950) — итальянский композитор. Сегодня он особенно известен своими операми «Арлезиана» и «Адриана Лекуврёр» .
Биография
[ редактировать ]Чилеа родился в Пальми недалеко от Реджо-ди-Калабрия и был сыном известного юриста и первоначально намеревался последовать примеру своего отца и сделать юридическую карьеру. Он рано проявил свои способности к музыке, когда в возрасте четырех лет услышал исполнение Винченцо Беллини » « Норма , и оно произвело на него сильное впечатление. Его отправили изучать музыку в Консерваторию Сан-Пьетро-а-Маджелла в Неаполе , где он быстро продемонстрировал свое усердие и не по годам развитый талант, получив золотую медаль от Министерства образования (Министерство делла Публика Иструционе).
В 1889 году на выпускной экзамен по окончании курса обучения он представил свою оперу «Джина» на либретто Энрико Голишани , адаптированное из старой французской пьесы Кэтрин или «Золотой крест». барона Анны-Оноре- Жозеф Дюверье де Мелесвиль (1787–1865). Эта «Идилико мелодрама» была показана в театре колледжа и привлекла внимание издателей Сонцогно , которые организовали вторую постановку во Флоренции в 1892 году.
Затем Сонцогно заказал оперу «Чилеа Тильда Ла » в трех коротких действиях по мотивам « Масканьи Сельской чести» . На либретто Анджело Дзанардини « Тильда» имела успешный первый спектакль в апреле 1892 года в театре Пальяно во Флоренции, а после выступлений в ряде итальянских театров она прибыла на Венскую выставку 24 сентября 1892 года вместе с другими произведениями фирма Сонцогно. Композитор никогда не проявлял особой симпатии к этому произведению, тему которого он неохотно согласился положить на музыку, чтобы доставить удовольствие Сонцогно и не упустить редкую профессиональную возможность. Утрата оркестровой партитуры помешала современному возрождению этого произведения, свежие и запоминающиеся мелодии которого, тем не менее, можно обнаружить в транскрипции для голоса и фортепиано.
театре Лирико 27 ноября 1897 года в Миланском состоялась премьера третьей оперы Чилеа «Арлезиана » по пьесе Альфонса Доде на либретто Леопольдо Маренко . Среди актеров был молодой Энрико Карузо , который с большим успехом исполнил « Плач Федерико: È la solita storia del пасторе» , романс , который должен был сохранить память об опере даже по сей день. На самом деле «Арлезиана» была неудачей, которую Силеа, будучи убежденным в ценности произведения, неоднократно пытался исправить, внося радикальные и детальные изменения на протяжении всей оставшейся жизни. В партитуре, которую мы сегодня слышим, трудно найти хоть один такт, совершенно не отличающийся от оригинала. Переработанная опера, однако, все еще не имела успеха, за исключением короткого периода в 1930-х годах, когда она пользовалась политической поддержкой, которую композитор установил благодаря личному контакту с Муссолини .
Снова в Миланском театре Лирико, 6 ноября 1902 года, и снова с Энрико Карузо, композитор получил восторженный прием за «Адриану Лекуврёр» , оперу в 4 действиях на либретто Артуро Колаутти , действие которой происходит в Париже XVIII века и основано на пьесе. Эжен Скриб . «Адриана Лекуврер» — опера Чилеа, которая сегодня наиболее известна международной публике и раскрывает спонтанность мелодического стиля, заимствованного из неаполитанской школы, в сочетании с гармоническими и тональными оттенками под влиянием французских композиторов, таких как Массне .

Существует ряд дошедших до нас примеров, подтверждающих скромные артистические способности Силеи. За фортепиано Чилеа аккомпанировала Карузо в записи части дуэта Non piu nobile и в то же время сделала еще одну запись с баритоном Де Лука (ноябрь 1902 г.). В 1904 году для компании «Граммофон (и пишущая машинка)» он аккомпанировал тенору Фернандо де Люсия в «L'Anima ho stanca» Адрианы Лекуврёр и в песне «Lontananza», попытка, которую критик Майкл Хенсток (в своей биографии де Люсии) называет вряд ли вдохновлены прекрасной игрой де Люсии. По словам Хенстока, даже учитывая грубую технику записи того времени, игра Силеи на фортепиано кажется квадратной и безжизненной. [ нужна ссылка ]
Последней оперой Чилеа, премьера которой состоялась в миланском театре Ла Скала 15 апреля 1907 года под управлением Артуро Тосканини , стала трехактная трагедия «Глория» , опять же на либретто Колаутти, по пьесе Викторьена Сарду . Оперу сняли всего после двух представлений; и неудачи этого произведения, хотя композитор и предпринял попытку его более поздней переработки, было достаточно, чтобы заставить его навсегда покинуть оперную сцену. Однако есть признаки некоторых более поздних нереализованных оперных проектов, которые сохранились как части или эскизы либретто, такие как «Il ritorno dell'amore» Ренато Симони , «Малена» Этторе Москино и «La Rosa di Pompei» , также Москино (датированная «Неаполем, 20 мая 1924 г.»). В некоторых источниках также упоминается опера 1909 года, завершенная, но так и не исполненная, под названием Il matrimonio selvaggio , но ее копия не сохранилась, и сам Чилеа не упомянул о ней в своих томах мемуаров («Рикорди»).
Тем не менее, он продолжал сочинять камерную и оркестровую музыку. В 1913 году он поставил симфоническую поэму в честь Джузеппе Верди на стихи Сэма Бенелли , которая впервые была исполнена в Театре Карло Феличе в Генуе . После этого он посвятил себя главным образом образованию и стал директором консерватории Винченцо Беллини в Палермо , а затем в своей альма-матер , консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла в Неаполе, где он закончил свою педагогическую карьеру в 1936 году.
В последние годы жизни у Силеа ухудшилось зрение, но его ум был достаточно активен, чтобы поощрять певцов того времени и работать с ними. Среди его последних музыкальных достижений было чемпионство среди сопрано Магды Оливеро (1910–2014), исполнением которой в главной партии Адрианы Лекуврёр он особенно восхищался. Чилеа умер в Варацце , городе недалеко от Савоны в Лигурии , который предложил ему почетное гражданство и где он провел последние годы своей жизни. В его память были переименованы Conservatorio di Musica и Teatro Comunale Реджо-ди-Калабрия , а его родной город Пальми построил в его память мавзолей , украшенный сценами из мифа об Орфее .
Работает
[ редактировать ]Оперы
- Джина (февраль 1889 г., Консерватория С. Пьетро алла Майелла, Неаполь)
- Ла Тильда (апрель 1892 г., театр Пальяно, Флоренция)
- L'Arlesiana (ноябрь 1897 г., Театр Лирико, Милан)
- первая редакция (октябрь 1898 г., Милан)
- вторая редакция (1910 г.)
- третья редакция (1937 г.)
- Адриана Лекуврер (ноябрь 1902 г., Театр Лирико, Милан)
- Глория (апрель 1907 г., театр Ла Скала, Милан)
- ревизия (1932 г.)
Другие работы
- Альбомный лист , соч.
- Капли росы
- Вращающееся колесо
- Мелодия (фа мажор)
- Симфоническая поэма в честь Джузеппе Верди.
- Романс (ля мажор)
- Соната для виолончели и фортепиано ре мажор, соч. 38 (1888)
- Вальс ре-бемоль мажор
Голос и фортепиано
- Романс , текст Джузеппе Флорио (1883)
- Литания I , текст из Литании Лорето (1887 г.)
- Литания II , текст из Литании Лорето (1887 г.)
- Светловолосая личинка , текст Энрико Голишани (1888)
- Серенада (L'aere ibruna) , текст Джузеппе Пессины
- Моя песня , текст Анджело Биньотти
- Серенада (Murmorante di tenero desio) на текст П. Джо
- Я не хочу тебя любить?... , текст Джузеппе Пессины (1890)
- Новелла Альба , текст Леопольдо Маренко (1897)
- Расстояние! , текст Ромео Каругати (I версия 1904 г.; II версия 1944 г.)
- Мазурка , текст А. Виллы (1904)
- Пробуждение Нель , текст Феличе Соффре (1921)
- Короткая жизнь (Письмо) , текст Анни Виванти (1921–1923)
- Мария-Маре , текст Кармело Пуджиа (1933)
- Савойская народная колыбельная , текст в транскрипции Джорджо Наталетти (1934)
- Приветствую вас, о усталые человеческие люди! , текст Джозуэ Кардуччи (I версия 1934 г.; II версия 1943 г.)
- Dolce amor di Povertade , текст анонима, (1943)
- Statuit ei Dominus , текст из «Мудрости Сираха» - Библия (1943)
- Три концертные вокализации (1928)
- I. Радость
- II. В боли
- III. Праздник
- Три вокализации (1930)
- I. Вы записываете
- II. Вы СМИ
- III. Резкий голос
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Чтобы его имя не было неправильно произнесено как [ˈtʃiːlea] , сам Силеа использовал написание с акцентом Cilèa , как видно из его автографов. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Один 1949 года и один примерно 1902 года . Архивировано 19 декабря 2008 г. в Wayback Machine.
Библиография
[ редактировать ]- Сцена классической музыки WQXR: запись в кратком словаре Grove , 1 988
- Рафаэлло Де Ренсис (2016). Франческо Чилеа . Рим: НеоКлассика. ISBN 978-88-9374-007-4 .
- Милейшее чучело. Исследования Франческо Чилеа под редакцией Гаэтано Питаррези (Реджо-ди-Калабрия: Ларуффа, 1994 г.) (переиздано в 1999 г.).
- Франческо Чилеа. Документы и изображения под редакцией Марии Гранде (Реджо-ди-Калабрия: Ларуффа, 2001). ISBN 88-7221-172-7
- Франческо Чилеа и его время . Материалы Международной учебной конференции (Пальми-Реджо-Калабрия, 20–22 октября 2000 г.), под редакцией Гаэтано Питаррези (Реджо-Калабрия: издания Музыкальной консерватории "Ф. Чилеа", 2002 г.)
- Франческо Чилеа: Камерно-вокальные композиции/Вокальная камерная музыка под редакцией Джузеппе Филианоти (Милан: Рикорди , 2016), ИСМН 9790041413846
- Джанкозимо Руссо, L'Arlesiana di Cilea от гипотекста к произведению , Рим, Аракна, 2018, ISBN 978-88-255-1765-1
- Джанкозимо Руссо, Единственный лучик солнца. «Тильда» Чилеи на заре реализма , Тревизо, Диастема, 2023 год, ISBN 979-12-80270-28-3
- Хенсток, Майкл (1990). Фернандо де Люсия . Джеральда Дакворта и Ко Лтд. ISBN 978-0715623251 .
- 1866 рождений
- 1950 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Итальянские музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Итальянские композиторы XX века
- Итальянские музыканты-мужчины 20-го века
- Академический состав консерватории Палермо
- Итальянские композиторы-классики
- Итальянские оперные композиторы
- Итальянские композиторы-романтики
- Итальянские оперные композиторы-мужчины
- Члены Королевской академии Италии
- Люди из Пальми