Магда Оливеро
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( Июль 2024 г. ) |

Магда Оливеро (урожденная Мария Маддалена Оливеро ) (25 марта 1910 — 8 сентября 2014) — итальянское оперное сопрано . Ее карьера началась в 1932 году, когда ей было 22 года, и длилась пять десятилетий, сделав ее «важным связующим звеном между эпохой композиторов- веризмо и современной оперной сценой». [ 1 ] Ее считали «одной из величайших певиц двадцатого века». [ 2 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Родившаяся как Мария Маддалена Оливеро в Салуццо , Италия, она получила полное музыкальное образование (фортепиано, гармония и композиция), получив диплом по классу фортепиано в Консерватории Джузеппе Верди в Турине . Позже она училась пению за пределами консерватории и дебютировала в 1932 году на радио, исполнив ораторию Нино Каттоццо (1886–1961) « I Misteri Dolorosi» . [ 3 ]
Оливеро выступала широко и все более успешно до 1941 года, когда она вышла замуж за промышленника Альдо Буша и ушла со сцены, почти десять лет принимая участие лишь в спорадических благотворительных мероприятиях. Однако, не имея детей, как ей хотелось бы, она возобновила карьеру в 1951 году по просьбе Франческо Чилеа , который попросил ее снова спеть заглавную партию в его опере «Адриана Лекуврер» . [ 4 ] [ 5 ] Она исполнила эту роль в Большом театре в Брешии 3 февраля того же года, но Чилеа не увидела, как его желание сбылось, поскольку он умер менее трех месяцев назад. [ 6 ]
С 1951 года и до окончательного выхода на пенсию Оливеро выступала в оперных театрах по всей Италии и, главным образом в 1960-х и 1970-х годах, по всему миру (Европа, Египет, США и Латинская Америка). [ 3 ] но никогда в таких главных залах, как Королевский оперный театр или Парижская опера . Оливеро всего один раз выступал в Венской государственной опере и крайне редко в Ла Скала . [ 7 ] Среди ее самых известных интерпретаций были главные роли в «Адриане Лекуврер» , «Ирис» , «Федора , » « « Тоска» , «Богема», Западная фантазия» , «Травиата» , «Валли» , «Мадам Баттерфляй» , «Манон Леско» , «Мефистофель» , «Турандот» (в роли Лиу) и «Лю». Voix Humaine — итальянская версия, премьера которой состоялась в Триесте в 1968 году.
Она успешно дебютировала в США в 1967 году в партии Медеи в итальянской версии Керубини « Медеи» в Далласской опере . [ 8 ] где она впоследствии появилась в 1969 году в роли Федоры , в 1970 году в роли Джорджетты в «Табарро» и в гала-концерте с участием , Пуленка «Человеческого голоса» впервые исполненного на французском языке; и, наконец, в роли Тоски в 1974 году. Роль Медеи, принадлежавшая к репертуару восемнадцатого века, который был совершенно чужд ее обычным интересам, была снова взята в театре Мюзик-холл в Канзас-Сити в 1968 году, а также, три года спустя, в амстердамском Концертгебау на концерте [ 3 ] и, наконец, в Teatro Sociale в Мантуе. [ 9 ]
В 1975 году, в возрасте 65 лет, Оливеро дебютировала в Метрополитен-опера в «Тоске» , «как поздняя замена [Биргит] Нильссон ». [ 10 ] Ее всего три выступления [ 11 ] произвел фурор, встретив бурные аплодисменты публики. [ 12 ] и позже были названы «легендарными». [ 13 ] Ее прощание с публикой Метрополитена описано в недавней истории нью-йоркского театра такими словами:
18 апреля, на своем третьем и последнем выступлении в Метрополитене (она пела Тоску во время турне в 1979 году), Оливеро ответила настойчивые аплодисменты толпы, продвигающейся вперед по оркестровой площадке, проведя вдоль узкой губы у основания авансцены, чтобы коснуться вытянутой руки ее поклонников. Ошибка могла бы сбросить ее в яму. Этим жестом Оливеро показала, что делало ее уникальной: она пела и вела себя так, как будто от этого зависела ее жизнь.
- Чарльз и Мирелла Джона Аффрон (2014), Гранд-Опера: История Метрополитена , с. 266. [ 10 ]
Ее последние выступления на сцене состоялись в марте 1981 года в опере одной женщины «Человеческий голос » в Вероне; [ 14 ] ее сценическая карьера закончилась в 71 год, спустя почти 50 лет. Она продолжала петь духовную музыку на местном уровне и время от времени выступала с пением даже после девяноста лет. [ 13 ] Ее последний публичный концерт состоялся в Милане 5 ноября 1991 года в Centro Culturee Rosetum, среди публики были многие из ее современных артистов, в том числе ее подруга Рената Тебальди, которая сказала после концерта: «Это отличный урок пения».
Оливеро умер в Ауксологическом институте Милана. [ 15 ] 104 года. [ 16 ] [ 17 ] Оливеро объяснила свое долголетие вегетарианской диетой и занятиями йогой . [ 18 ]
Она похоронена в Фамедио (мемориальная часовня известных людей) Монументального кладбища Милана .
Записи и оценка
[ редактировать ]Несмотря на большое количество поклонников, Магда Оливеро никогда не была в центре оперной звездной системы, будучи в основном ограничена итальянскими провинциальными театрами, и официальная звукозаписывающая индустрия почти полностью игнорировала ее. [ 3 ] Существуют только две студийные записи полных опер с участием Оливеро: Турандот (в роли Лиу, с Джиной Сигна , для Cetra Records , 1938) и Федора (с Марио Дель Монако и Тито Гобби , под управлением Ламберто Гарделли , для Decca , 1969). Существует также фильм, взятый из RAI телепередачи 1960 года «Тоска» . [ 3 ]
Студийные записи отдельных произведений также редки. Между 1939 и 1953 годами Четра пригласил Оливеро записать арии Пуччини , Чилеа, Бойто , Верди и других. [ 19 ] включая финал первого акта «Травиаты» , который Родольфо Челлетти назвал «самым захватывающим исполнением этой сцены и арии, когда-либо записанным на граммофон». [ 20 ] Помимо этих произведений, есть только две другие официальные записи: концерт духовной музыки под названием Quando il Canto Diventa Preghiera , исполненный в миланском театре Ангеликум ( Ariston Records , в настоящее время больше не доступен), и основные моменты Франчески да Римини ( с Дель Монако, под управлением Николы Рескиньо , для Decca, 1969). [ 3 ]
В 1993 году, когда ее сценическая карьера уже давно завершилась, Оливеро записала в сопровождении фортепиано Адриану Лекуврёр (с Мартой Моретто в роли принцессы Бульонской): отрывки из этой записи были опубликованы на лейбле Bongiovanni . В 86 лет она исполнила монолог Адрианы в Яна Шмидт-Гарре фильме «Фанатик оперы» . [ 21 ]
Несмотря на скудный интерес со стороны официальной звукозаписывающей индустрии, существуют живые записи многих ее выступлений, которые полностью документируют ее артистические способности. [ 3 ] Степень способностей Оливеро была определена ее большой поклонницей Мэрилин Хорн , которая в 1975 году твердо настояла на том, чтобы Метрополитен должен, наконец, привлечь Оливеро: «Она практически давала уроки актерского мастерства и пения, находясь на сцене; честно говоря, вы могли бы узнать больше, посмотрев Производительность Оливеро выше, чем от чтения большинства книг по этим темам». [ 22 ]
Стефан Цукер , интервьюер старых див, снимавшихся в вышеупомянутом фильме « Фанатик оперы» , резюмирует свое мнение об Оливеро такими словами.
Оливеро тренировал Чилеа и ряд ныне малоизвестных композиторов-веризмо, и он является последним певцом с таким опытом. Для меня она воплощает и иллюстрирует традицию. От Джеммы Беллинчиони до Лины Бруны Расы , эпоха веризма была преображена яркими вокальными актрисами. В отличие от Оливеро, лишь немногие были опытными музыкантами, способными посредством рубато (удлинения или сокращения нот или групп нот) передать напряжение и покой музыки. Более того, у нее «il cantar che nell'anima si sende» — пение, которое чувствуется в душе. Ее London/Decca Fedora, сделанная в 1968 году, является последней эмоционально важной коммерческой записью итальянской оперы. [ 23 ]
Цукер также добавляет, что «рецензии на Оливеро в Италии всегда были хвалебными», тогда как в Америке «такие критики, как Алан Рич и Бартон Уимбл, [ 24 ] писал о ней с насмешкой, считая ее вокал похожим на вокал Флоренс Фостер Дженкинс , а ее стиль — преувеличенным и манерным». [ 23 ] Тем не менее, в Италии тоже не хватает недоброжелателей. В своей хваленой книге «Опера на компакт-диске » критик Эльвио Джудичи демонстрирует свою общую неприязнь как к устаревшему и наигранному стилю Оливеро, так и к ее посредственному качеству голоса на протяжении всей ее карьеры. Однако он также признает, что каждая из ее записей свидетельствует об исключительной театральной личности и что то, как оценивать ее выступления, остается открытым для дискуссий, в основном зависящих от вашей собственной субъективной чувствительности. [ 25 ]
По случаю ее смерти в прессе всего мира появились сочувственные некрологи. В своей статье TheatreJones музыкант и критик Грегори Салливан Айзекс сообщил следующее мнение, высказанное Эммануэлем Вийомом , музыкальным руководителем Далласской оперы , как «одно из лучших описаний» артистизма Оливеро:
Магда Оливеро была уникальной художницей. Люди обычно хвалят ее в основном за ее драматическое поведение на сцене. Что меня всегда впечатляло в ее интерпретациях, так это способность, помимо ее сценического мастерства, использовать дарованный Богом природный голос и непревзойденную технику, а также превосходную и культурную музыкальность, поставить все эти компоненты на службу контролируемому и единому исполнению.
Драма, магия и музыка прекрасно подпитывали друг друга. [ 26 ]
«Архивы Магды Оливеро»
[ редактировать ]В 1996 году, как друг Магды Оливеро, я хотел предложить ей и всем ее поклонникам антологию в формате компакт-диска лучших моментов ее карьеры. Представив Магде мой проект, она любезно предоставила мне все имеющиеся у нее аудиоархивы: множество «живых» трансляций, сделанных в Италии компанией RAI, а также другие, сделанные в Голландии в сотрудничестве с Консертгебау в Амстердаме. Я провел тысячи часов, слушая и разбирая их, готовясь к проекту. Прослушав первый диск после его выхода: «Магда Оливеро на концерте», Магда, несколько удивившись услышанному, добавила: «Теперь я могу понять причину тех страстных вспышек, когда я пою». Впервые она услышала, как собственный голос воспроизводится с таким качеством и точностью.
К сожалению, эта антология компакт-дисков так и не была закончена из-за потери интереса к формату компакт-дисков. Вместо этого я решил создать канал на YouTube, полностью посвященный искусству Магды Оливеро. Сейчас на этом канале представлено более 100 видеороликов ее лучших выступлений; в основном аудиовидео, визуально дополненное фотографиями ее исполнения этой партии. (Денис Роберт, директор «Архивов Магды Оливеро»)
ССЫЛКА: https://www.youtube.com/@themagdaoliveroarchives9199/videos
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Сифф, Ира, « Магда Оливеро, 104 года, последнее великое веризмо-сопрано, умерла », Opera News , 8 сентября 2014 г.
- ^ (на французском языке) « Итальянская певица Магда Оливеро умерла в возрасте 104 лет », France Musique , 9 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г (на итальянском языке) Ландини, Джанкарло Оливеро, Мария Маддалена, известная как Магда , в Dizionario Biografico degli Italiani (2017) .
- ^ Розенталь, Х. и Варрак, Дж. , «Оливеро, Магда», Краткий Оксфордский оперный словарь , 2-е издание, Oxford University Press, 1979, стр. 358–359; ISBN 0-19-311318-X
- ^ Гастингс, Стивен, «Великолепная одержимость: почему Магда Оливеро - Адриана Лекуврёр» , Opera News , Vol. 58, № 13, март 1994 г.
- ^ Кватрокки, Винченцо, Магда Оливеро: Голос трех поколений , Турин, Italgrafica, 1984, с. 61. Она уже второй раз дебютировала 20 января в партии Мими в том же Театро Гранде.
- ^ См. Интернет-коллекции Королевского оперного театра , Les Archives du Spectacle (на французском языке) , Архивы Венской государственной оперы (на немецком языке) и Archivio La Scala . За вторую половину своей карьеры она появилась в Ла Скала всего 20 раз, всего в трёх постановках.
- ^ Дэвис, Рональд Л., Западная Ла Скала: Далласская опера под управлением Келли и Рескиньо , Юниверсити-Парк, издательство Южного методистского университета, 2000, стр. 99, ISBN 0870744542 ; Риггс, Джеффри С., Голос Ассолюты в опере , МакФарланд, 2003, стр. 28–29; ISBN 0-7864-1401-4
- ^ Кватрокки, Винченцо, Магда Оливеро: Голос трех поколений , Турин, Italgrafica, 1984, с. 113.
- ^ Jump up to: а б Аффрон, Чарльз и Аффрон, Мирелла Джона, Гранд Опера: История Метрополитена , Окленд, University of California Press, 2014, стр. 266, ISBN 978-0-520-95897-5 .
- ^ См. Архив Метрополитен-опера .
- ^ Шенберг, Гарольд К. , « Опера: Магда Оливеро поет Тоску в Met Debut », The New York Times , 5 апреля 1975 г. Неофициальная запись исполнения Оливеро «Vissi d'Arte» из Met доступна на YouTube : в В воспоминаниях Айры Сиффа это была «самая трогательная и эффектно спетая «Висси д'Арте» из его опыта слушателя» (статья, цитированная выше).
- ^ Jump up to: а б Филлер, Мартин (24 сентября 2014 г.). «Неудержимое сопрано» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 6 октября 2018 г.
- ^ (на испанском языке) Масо, Гонсало Баденес, «Магда Оливеро» , Голоса: Ритмо, 1987–2000 , Университет Валенсии, 2005, стр. 90–91. ISBN 84-370-6255-1
- ↑ Карло Бергонци умер в Istituto Auxologico di Milano полтора месяца назад.
- ^ (на итальянском языке) «Магда Оливеро, великое миланское сопрано, умерла в возрасте 104 лет» , La Repubblica , 8 сентября 2014 г. (на итальянском языке)
- ^ «НОВОСТИ ОПЕРЫ - Умерла 104-летняя Магда Оливеро, последнее великое веризмо-сопрано» . www.operanews.com . Проверено 6 октября 2018 г.
- ^ "Магда Оливеро - некролог" . Телеграф.co.uk. Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Архив музыки .
- ^ Мориц, Чарльз (главный редактор), Ежегодник текущей биографии, 1980 г. , том 41, Нью-Йорк, HW Wilson Company, 1981, стр. 295. В 1964 году Челлетти написал, что версия Оливеро была «почти наверняка самым проникновенным и трепетным исполнением этой арии, когда-либо существовавшим в истории» ( Le grandi voci , Рим, Istituto per la Collaborazioneculturale, 1964, стр. 589).
- ^ Фанатик оперы на IMDb
- ^ Хорн, Мэрилин и Сковелл, Джейн, Мэрилин Хорн: Песня продолжается , Форт-Уэрт, Баскервиль, 2004, с. 184. ISBN 978-1880909713
- ^ Jump up to: а б / Общество бельканто. Архивировано 17 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Бывший музыкальный критик New York Daily News .
- ^ Джудичи, Эльвио Работа на компакт-диске и видео. Пособие для прослушивания , Милан, il Saggiatore, 1995, с. 582 и пассим , ISBN 88-428-0279-4
- ↑ Магда Оливеро, 1910–2014 , «Театр Джонс», 15 сентября 2014 г.
Дополнительные источники
[ редактировать ]- Магда Оливеро, предисловие, в Dryden, Konrad (2009). Франко Альфано, Transcending Turandot Scarecrow Press Inc. ISBN 978-0810869776
- Драйден, Конрад, Из другого мира: Искусство Магды Оливеро , «The Opera Quarterly», том. 20 номер 3, лето 2004 г.
- Гастингс, Стивен, «Verismo Muse» , Opera News , Vol. 70, № 7, январь 2006 г. (по подписке с 28 марта 2010 г.)
- Стинчелли, Энрико (2002). «Искусство не имеет возраста: Магда Оливеро». Звезды оперы: великие лирические артисты в истории оперы (на французском языке). Гремезе. стр. 80–81. ISBN 88-7301-499-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография Магды Оливеро в Opera Vivrà
- Магда Оливейро на IMDb
- Магды Оливеро Дискография на Discogs
- Магда Оливеро, «Висси д'Арте» Метрополитена из оперы «Тоска» (1975)
- Архив Магды Оливеро