Jump to content

Магда Оливеро

Магда Оливеро 1972 г.

Магда Оливеро (урожденная Мария Маддалена Оливеро ) (25 марта 1910 — 8 сентября 2014) — итальянское оперное сопрано . Ее карьера началась в 1932 году, когда ей было 22 года, и длилась пять десятилетий, сделав ее «важным связующим звеном между эпохой композиторов- веризмо и современной оперной сценой». [ 1 ] Ее считали «одной из величайших певиц двадцатого века». [ 2 ]

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Родившаяся как Мария Маддалена Оливеро в Салуццо , Италия, она получила полное музыкальное образование (фортепиано, гармония и композиция), получив диплом по классу фортепиано в Консерватории Джузеппе Верди в Турине . Позже она училась пению за пределами консерватории и дебютировала в 1932 году на радио, исполнив ораторию Нино Каттоццо (1886–1961) « I Misteri Dolorosi» . [ 3 ]

Оливеро выступала широко и все более успешно до 1941 года, когда она вышла замуж за промышленника Альдо Буша и ушла со сцены, почти десять лет принимая участие лишь в спорадических благотворительных мероприятиях. Однако, не имея детей, как ей хотелось бы, она возобновила карьеру в 1951 году по просьбе Франческо Чилеа , который попросил ее снова спеть заглавную партию в его опере «Адриана Лекуврер» . [ 4 ] [ 5 ] Она исполнила эту роль в Большом театре в Брешии 3 февраля того же года, но Чилеа не увидела, как его желание сбылось, поскольку он умер менее трех месяцев назад. [ 6 ]

С 1951 года и до окончательного выхода на пенсию Оливеро выступала в оперных театрах по всей Италии и, главным образом в 1960-х и 1970-х годах, по всему миру (Европа, Египет, США и Латинская Америка). [ 3 ] но никогда в таких главных залах, как Королевский оперный театр или Парижская опера . Оливеро всего один раз выступал в Венской государственной опере и крайне редко в Ла Скала . [ 7 ] Среди ее самых известных интерпретаций были главные роли в «Адриане Лекуврер» , «Ирис» , «Федора , » « « Тоска» , «Богема», Западная фантазия» , «Травиата» , «Валли» , «Мадам Баттерфляй» , «Манон Леско» , «Мефистофель» , «Турандот» (в роли Лиу) и «Лю». Voix Humaine — итальянская версия, премьера которой состоялась в Триесте в 1968 году.

Она успешно дебютировала в США в 1967 году в партии Медеи в итальянской версии Керубини « Медеи» в Далласской опере . [ 8 ] где она впоследствии появилась в 1969 году в роли Федоры , в 1970 году в роли Джорджетты в «Табарро» и в гала-концерте с участием , Пуленка «Человеческого голоса» впервые исполненного на французском языке; и, наконец, в роли Тоски в 1974 году. Роль Медеи, принадлежавшая к репертуару восемнадцатого века, который был совершенно чужд ее обычным интересам, была снова взята в театре Мюзик-холл в Канзас-Сити в 1968 году, а также, три года спустя, в амстердамском Концертгебау на концерте [ 3 ] и, наконец, в Teatro Sociale в Мантуе. [ 9 ]

В 1975 году, в возрасте 65 лет, Оливеро дебютировала в Метрополитен-опера в «Тоске» , «как поздняя замена [Биргит] Нильссон ». [ 10 ] Ее всего три выступления [ 11 ] произвел фурор, встретив бурные аплодисменты публики. [ 12 ] и позже были названы «легендарными». [ 13 ] Ее прощание с публикой Метрополитена описано в недавней истории нью-йоркского театра такими словами:

18 апреля, на своем третьем и последнем выступлении в Метрополитене (она пела Тоску во время турне в 1979 году), Оливеро ответила настойчивые аплодисменты толпы, продвигающейся вперед по оркестровой площадке, проведя вдоль узкой губы у основания авансцены, чтобы коснуться вытянутой руки ее поклонников. Ошибка могла бы сбросить ее в яму. Этим жестом Оливеро показала, что делало ее уникальной: она пела и вела себя так, как будто от этого зависела ее жизнь.

- Чарльз и Мирелла Джона Аффрон (2014), Гранд-Опера: История Метрополитена , с. 266. [ 10 ]

Ее последние выступления на сцене состоялись в марте 1981 года в опере одной женщины «Человеческий голос » в Вероне; [ 14 ] ее сценическая карьера закончилась в 71 год, спустя почти 50 лет. Она продолжала петь духовную музыку на местном уровне и время от времени выступала с пением даже после девяноста лет. [ 13 ] Ее последний публичный концерт состоялся в Милане 5 ноября 1991 года в Centro Culturee Rosetum, среди публики были многие из ее современных артистов, в том числе ее подруга Рената Тебальди, которая сказала после концерта: «Это отличный урок пения».

Оливеро умер в Ауксологическом институте Милана. [ 15 ] 104 года. [ 16 ] [ 17 ] Оливеро объяснила свое долголетие вегетарианской диетой и занятиями йогой . [ 18 ]

Она похоронена в Фамедио (мемориальная часовня известных людей) Монументального кладбища Милана .

Записи и оценка

[ редактировать ]

Несмотря на большое количество поклонников, Магда Оливеро никогда не была в центре оперной звездной системы, будучи в основном ограничена итальянскими провинциальными театрами, и официальная звукозаписывающая индустрия почти полностью игнорировала ее. [ 3 ] Существуют только две студийные записи полных опер с участием Оливеро: Турандот (в роли Лиу, с Джиной Сигна , для Cetra Records , 1938) и Федора Марио Дель Монако и Тито Гобби , под управлением Ламберто Гарделли , для Decca , 1969). Существует также фильм, взятый из RAI телепередачи 1960 года «Тоска» . [ 3 ]

Студийные записи отдельных произведений также редки. Между 1939 и 1953 годами Четра пригласил Оливеро записать арии Пуччини , Чилеа, Бойто , Верди и других. [ 19 ] включая финал первого акта «Травиаты» , который Родольфо Челлетти назвал «самым захватывающим исполнением этой сцены и арии, когда-либо записанным на граммофон». [ 20 ] Помимо этих произведений, есть только две другие официальные записи: концерт духовной музыки под названием Quando il Canto Diventa Preghiera , исполненный в миланском театре Ангеликум ( Ariston Records , в настоящее время больше не доступен), и основные моменты Франчески да Римини ( с Дель Монако, под управлением Николы Рескиньо , для Decca, 1969). [ 3 ]

В 1993 году, когда ее сценическая карьера уже давно завершилась, Оливеро записала в сопровождении фортепиано Адриану Лекуврёр Мартой Моретто в роли принцессы Бульонской): отрывки из этой записи были опубликованы на лейбле Bongiovanni . В 86 лет она исполнила монолог Адрианы в Яна Шмидт-Гарре фильме «Фанатик оперы» . [ 21 ]

Несмотря на скудный интерес со стороны официальной звукозаписывающей индустрии, существуют живые записи многих ее выступлений, которые полностью документируют ее артистические способности. [ 3 ] Степень способностей Оливеро была определена ее большой поклонницей Мэрилин Хорн , которая в 1975 году твердо настояла на том, чтобы Метрополитен должен, наконец, привлечь Оливеро: «Она практически давала уроки актерского мастерства и пения, находясь на сцене; честно говоря, вы могли бы узнать больше, посмотрев Производительность Оливеро выше, чем от чтения большинства книг по этим темам». [ 22 ]

Стефан Цукер , интервьюер старых див, снимавшихся в вышеупомянутом фильме « Фанатик оперы» , резюмирует свое мнение об Оливеро такими словами.

Оливеро тренировал Чилеа и ряд ныне малоизвестных композиторов-веризмо, и он является последним певцом с таким опытом. Для меня она воплощает и иллюстрирует традицию. От Джеммы Беллинчиони до Лины Бруны Расы , эпоха веризма была преображена яркими вокальными актрисами. В отличие от Оливеро, лишь немногие были опытными музыкантами, способными посредством рубато (удлинения или сокращения нот или групп нот) передать напряжение и покой музыки. Более того, у нее «il cantar che nell'anima si sende» — пение, которое чувствуется в душе. Ее London/Decca Fedora, сделанная в 1968 году, является последней эмоционально важной коммерческой записью итальянской оперы. [ 23 ]

Цукер также добавляет, что «рецензии на Оливеро в Италии всегда были хвалебными», тогда как в Америке «такие критики, как Алан Рич и Бартон Уимбл, [ 24 ] писал о ней с насмешкой, считая ее вокал похожим на вокал Флоренс Фостер Дженкинс , а ее стиль — преувеличенным и манерным». [ 23 ] Тем не менее, в Италии тоже не хватает недоброжелателей. В своей хваленой книге «Опера на компакт-диске » критик Эльвио Джудичи [ она ] демонстрирует свою общую неприязнь как к устаревшему и наигранному стилю Оливеро, так и к ее посредственному качеству голоса на протяжении всей ее карьеры. Однако он также признает, что каждая из ее записей свидетельствует об исключительной театральной личности и что то, как оценивать ее выступления, остается открытым для дискуссий, в основном зависящих от вашей собственной субъективной чувствительности. [ 25 ]

По случаю ее смерти в прессе всего мира появились сочувственные некрологи. В своей статье TheatreJones музыкант и критик Грегори Салливан Айзекс сообщил следующее мнение, высказанное Эммануэлем Вийомом , музыкальным руководителем Далласской оперы , как «одно из лучших описаний» артистизма Оливеро:

Магда Оливеро была уникальной художницей. Люди обычно хвалят ее в основном за ее драматическое поведение на сцене. Что меня всегда впечатляло в ее интерпретациях, так это способность, помимо ее сценического мастерства, использовать дарованный Богом природный голос и непревзойденную технику, а также превосходную и культурную музыкальность, поставить все эти компоненты на службу контролируемому и единому исполнению.
Драма, магия и музыка прекрасно подпитывали друг друга. [ 26 ]

«Архивы Магды Оливеро»

[ редактировать ]

В 1996 году, как друг Магды Оливеро, я хотел предложить ей и всем ее поклонникам антологию в формате компакт-диска лучших моментов ее карьеры. Представив Магде мой проект, она любезно предоставила мне все имеющиеся у нее аудиоархивы: множество «живых» трансляций, сделанных в Италии компанией RAI, а также другие, сделанные в Голландии в сотрудничестве с Консертгебау в Амстердаме. Я провел тысячи часов, слушая и разбирая их, готовясь к проекту. Прослушав первый диск после его выхода: «Магда Оливеро на концерте», Магда, несколько удивившись услышанному, добавила: «Теперь я могу понять причину тех страстных вспышек, когда я пою». Впервые она услышала, как собственный голос воспроизводится с таким качеством и точностью.

К сожалению, эта антология компакт-дисков так и не была закончена из-за потери интереса к формату компакт-дисков. Вместо этого я решил создать канал на YouTube, полностью посвященный искусству Магды Оливеро. Сейчас на этом канале представлено более 100 видеороликов ее лучших выступлений; в основном аудиовидео, визуально дополненное фотографиями ее исполнения этой партии. (Денис Роберт, директор «Архивов Магды Оливеро»)

ССЫЛКА: https://www.youtube.com/@themagdaoliveroarchives9199/videos

  1. Сифф, Ира, « Магда Оливеро, 104 года, последнее великое веризмо-сопрано, умерла », Opera News , 8 сентября 2014 г.
  2. ^ (на французском языке) « Итальянская певица Магда Оливеро умерла в возрасте 104 лет », France Musique , 9 сентября 2014 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г (на итальянском языке) Ландини, Джанкарло Оливеро, Мария Маддалена, известная как Магда , в Dizionario Biografico degli Italiani (2017) .
  4. ^ Розенталь, Х. и Варрак, Дж. , «Оливеро, Магда», Краткий Оксфордский оперный словарь , 2-е издание, Oxford University Press, 1979, стр. 358–359; ISBN   0-19-311318-X
  5. ^ Гастингс, Стивен, «Великолепная одержимость: почему Магда Оливеро - Адриана Лекуврёр» , Opera News , Vol. 58, № 13, март 1994 г.
  6. ^ Кватрокки, Винченцо, Магда Оливеро: Голос трех поколений , Турин, Italgrafica, 1984, с. 61. Она уже второй раз дебютировала 20 января в партии Мими в том же Театро Гранде.
  7. ^ См. Интернет-коллекции Королевского оперного театра , Les Archives du Spectacle (на французском языке) , Архивы Венской государственной оперы (на немецком языке) и Archivio La Scala . За вторую половину своей карьеры она появилась в Ла Скала всего 20 раз, всего в трёх постановках.
  8. ^ Дэвис, Рональд Л., Западная Ла Скала: Далласская опера под управлением Келли и Рескиньо , Юниверсити-Парк, издательство Южного методистского университета, 2000, стр. 99, ISBN   0870744542 ; Риггс, Джеффри С., Голос Ассолюты в опере , МакФарланд, 2003, стр. 28–29; ISBN   0-7864-1401-4
  9. ^ Кватрокки, Винченцо, Магда Оливеро: Голос трех поколений , Турин, Italgrafica, 1984, с. 113.
  10. ^ Jump up to: а б Аффрон, Чарльз и Аффрон, Мирелла Джона, Гранд Опера: История Метрополитена , Окленд, University of California Press, 2014, стр. 266, ISBN   978-0-520-95897-5 .
  11. ^ См. Архив Метрополитен-опера .
  12. ^ Шенберг, Гарольд К. , « Опера: Магда Оливеро поет Тоску в Met Debut », The New York Times , 5 апреля 1975 г. Неофициальная запись исполнения Оливеро «Vissi d'Arte» из Met доступна на YouTube : в В воспоминаниях Айры Сиффа это была «самая трогательная и эффектно спетая «Висси д'Арте» из его опыта слушателя» (статья, цитированная выше).
  13. ^ Jump up to: а б Филлер, Мартин (24 сентября 2014 г.). «Неудержимое сопрано» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 6 октября 2018 г.
  14. ^ (на испанском языке) Масо, Гонсало Баденес, «Магда Оливеро» , Голоса: Ритмо, 1987–2000 , Университет Валенсии, 2005, стр. 90–91. ISBN   84-370-6255-1
  15. Карло Бергонци умер в Istituto Auxologico di Milano полтора месяца назад.
  16. ^ (на итальянском языке) «Магда Оливеро, великое миланское сопрано, умерла в возрасте 104 лет» , La Repubblica , 8 сентября 2014 г. (на итальянском языке)
  17. ^ «НОВОСТИ ОПЕРЫ - Умерла 104-летняя Магда Оливеро, последнее великое веризмо-сопрано» . www.operanews.com . Проверено 6 октября 2018 г.
  18. ^ "Магда Оливеро - некролог" . Телеграф.co.uk. Проверено 4 февраля 2023 г.
  19. ^ Архив музыки .
  20. ^ Мориц, Чарльз (главный редактор), Ежегодник текущей биографии, 1980 г. , том 41, Нью-Йорк, HW Wilson Company, 1981, стр. 295. В 1964 году Челлетти написал, что версия Оливеро была «почти наверняка самым проникновенным и трепетным исполнением этой арии, когда-либо существовавшим в истории» ( Le grandi voci , Рим, Istituto per la Collaborazioneculturale, 1964, стр. 589).
  21. ^ Фанатик оперы на IMDb
  22. ^ Хорн, Мэрилин и Сковелл, Джейн, Мэрилин Хорн: Песня продолжается , Форт-Уэрт, Баскервиль, 2004, с. 184. ISBN   978-1880909713
  23. ^ Jump up to: а б / Общество бельканто. Архивировано 17 мая 2008 г. в Wayback Machine.
  24. ^ Бывший музыкальный критик New York Daily News .
  25. ^ Джудичи, Эльвио Работа на компакт-диске и видео. Пособие для прослушивания , Милан, il Saggiatore, 1995, с. 582 и пассим , ISBN   88-428-0279-4
  26. Магда Оливеро, 1910–2014 , «Театр Джонс», 15 сентября 2014 г.

Дополнительные источники

[ редактировать ]
  • Магда Оливеро, предисловие, в Dryden, Konrad (2009). Франко Альфано, Transcending Turandot Scarecrow Press Inc. ISBN   978-0810869776
  • Драйден, Конрад, Из другого мира: Искусство Магды Оливеро , «The Opera Quarterly», том. 20 номер 3, лето 2004 г.
  • Гастингс, Стивен, «Verismo Muse» , Opera News , Vol. 70, № 7, январь 2006 г. (по подписке с 28 марта 2010 г.)
  • Стинчелли, Энрико (2002). «Искусство не имеет возраста: Магда Оливеро». Звезды оперы: великие лирические артисты в истории оперы (на французском языке). Гремезе. стр. 80–81. ISBN  88-7301-499-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2d2d7be29bee1107f319e8c7e90ceed2__1720464600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2d/d2/2d2d7be29bee1107f319e8c7e90ceed2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Magda Olivero - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)