Франческо Таманьо

Франческо Таманьо (28 декабря 1850 — 31 августа 1905) — итальянский оперный драматический тенор , который с огромным успехом пел по всей Европе и Америке. [ 1 ] 5 февраля 1887 года он спел Отелло в первом исполнении Джузеппе Верди . оперы [ 2 ] Он также является первым известным итальянским тенором, оставившим значительное количество записей своего голоса. Он был одним из первых международных общественных деятелей мужского пола, признавших, что он был родителем-одиночкой и опекуном дочери с момента ее рождения. [ нужна ссылка ]
Музыкальное значение
[ редактировать ]Самый известный героический тенор своего времени, Таманьо выступал в 26 странах, получив известность благодаря силе своего пения, особенно в верхнем регистре. Таманьо принадлежал к редкому виду певцов, известных как тенор-робусто или тенор-ди-форца , и критики сравнивали звук его голоса со звуком трубы или даже пушки. Вокальный диапазон Таманьо во время его расцвета расширялся до высокого до-диеза, но он не был просто «поясом» высоких нот; его записи свидетельствуют о его способности даже в конце карьеры тихо петь, когда это необходимо, умело и чутко модулируя динамические уровни своего голоса.
Наиболее известен как создатель партии главного героя в опере Верди « Отелло» в Ла Скала в Милане в 1887 году, он также был первым Габриэле Адорно в вердиевской редакции « Симона Бокканегры » 1881 года , гораздо более лирическом задании, чем «Венецианский мавр». Он участвовал в премьере итальянскоязычной версии « Дон Карлоса» Верди , когда она была поставлена в Ла Скала в 1884 году, исполнив одноименную партию Инфанта Испании . Пять других опер, в которых Таманьо исполнил ведущие роли, - это Карлоса Гомеша » « Мария Тюдор (в 1879 г.), Амилькаре Понкьелли » «Блудный фиги (1880 г.) и Марион Делорм (1885 г.), Руджеро Леонкавалло » «Медичи (1893 г.) и «Исидор де Лара». « Мессалина » (1899).
Его хвалили за исполнение таких известных партий, как Манрико в «Трубадуре» , Дон Альваро в «Силе судьбы» , заглавные роли в «Эрнани и Полиуто» , Арнольд в «Гийоме Телле» , Иоанн Лейденский в «Пророке» , Рауль в «Гугенотах» , Васко. в «Африке» , Роберт в «Роберте-дьяволе» и Элеазар в «Иудейке» . Он преуспел в новых драматических партиях Радамеса в «Аиде» , Самсона в «Самсоне и Далиле» , Алима в «Короле Лахоре» и Иоанна Крестителя в «Иродиаде» . Тем не менее, в молодые годы, до того как его голос стал слишком сильным, он смог добиться такой же легкой и изящной роли, как роль Эдгардо в «Лючии ди Ламмермур», благодаря своему превосходному мезза-голосному пению.
» Верди Таманьо пел примерно в 55 различных операх и духовных произведениях (включая «Реквием и Джоаккино Россини » «Stabat Mater ) в течение своей карьеры солиста, которая началась в Турине в 1873 году и продолжалась еще 32 года, но была сокращена начало сердечно-сосудистого заболевания, которое убило его в среднем возрасте. За одним примечательным исключением, Таманьо в значительной степени избегал оперы веризм , считая ее неудобной для его стилистической подготовки в традиции бельканто . Этим заметным исключением стала Умберто Джордано в исполнении Андреа Шенье . Он изучал партитуру Шенье с Джордано в 1898 году и заслужил похвалы за великолепное исполнение четырех показательных соло ведущего тенора в последующих постановках произведения. Он также был в дружеских отношениях с соперником Джордано Джакомо Пуччини . В 1892 году он принял участие в возрождении ошибочной ранней оперы Пуччини «Эдгар» , которая была поставлена в Мадриде под руководством композитора, но даже участия Таманьо в этом предприятии было недостаточно, чтобы вдохнуть новую жизнь. Эдгара так и осталось редко слышимым. (Таманьо также отважился на несколько исполнений Пьетро Масканьи архетипического веристического произведения «Сельская честь » в Нью-Йорке в 1894 году.)
Перефразируя некролог Таманьо в газете «Нью-Йорк Таймс» от 1 сентября 1905 года, можно сказать, что верхний регистр тенора был настолько необычен, что произнесение высоких ля, си и до звучало так же легко, как повседневная речь. Однако, как и у всех певцов, у него были свои вокальные недостатки и вредные привычки. Яркий, мощный тон его голоса, хотя и волнующий, никогда нельзя было назвать «сладким» или «соблазнительным», и это снижало эффективность его вклада в более интимные отрывки любовных дуэтов, таких как отрывок главного героя. и Дездемона, венчающая первый акт «Отелло» . Он не был искусным читателем с листа, оправдывая это ограничение тем, что он был эмоциональным человеком, который предпочитал доносить свою музыку «от сердца», а не от «головы». Критики иногда упрекали его за стремление максимизировать волнение своих выступлений, удерживая верхние ноты дольше, чем необходимо, а иногда и резко повышая их. Его также периодически упрекали за то, что он отставал или опережал ритм дирижера.
Таманьо сделал насыщенную и успешную карьеру, которая длилась более трех десятилетий. За это время он пел почти во всех крупных театрах Европы, Южной Америки и США. Хотя он не был искушенным актером или безупречным музыкантом, его мощный голос и вулканическое исполнение самых сильных теноровых партий в итальянском и французском репертуаре оказали огромное влияние на публику, позволив ему завоевать всемирную репутацию и взимать плату с промоутеров за по обе стороны Атлантики самые высокие гонорары за его услуги.
Жизнь и певческая карьера
[ редактировать ]Таманьо родился в большой семье в северном итальянском городе Турин (Турин) в 1850 году и был сыном продавца вина, который владел скромной тратторией. Его вокальные данные проявились рано, и, хотя родители поощряли его изучать профессию, он все же смог брать уроки пения у дирижера и композитора Карло Педротти в музыкальной школе Liceo Musicale в Турине и получить опыт хориста. [ 1 ] [ 3 ]
В 1873 году Таманьо завершил свое музыкальное образование и, отслужив некоторое время в обязательной военной службе, взял на себя несколько небольших ролей в Туринском Королевском театре , директором которого был Педротти. Затем он максимально воспользовался возможностью исполнить главную оперную роль, получив известность 20 января 1874 года, сенсационно исполнив партию Риккардо в «Бале-маскараде » Джузеппе Верди в Театре Беллини в Палермо . Таманьо предпринял серию последующих певческих выступлений в Ферраре , Ровиго , Венеции и Барселоне, что еще больше повысило его авторитет и позволило ему дебютировать в миланском театре Ла Скала в 1877 году. [ 3 ]
Ла Скала была главным оперным театром Италии, а Таманьо стал основным членом его труппы певцов. Его голос продолжал развиваться в Ла Скала, полностью раскрыв свой потенциал после нескольких лет энергичного использования в различных операх. Он наслаждался дополнительным преимуществом тесного сотрудничества с Верди, а его вокал приобрел дисциплину и отточенность, которых ему до сих пор не хватало. Согласно «Краткому Оксфордскому оперному словарю» , он в конечном итоге принимал участие в каждом сезоне Ла Скала до конца 1887 года и снова появился там в 1901 году в качестве приглашенного артиста. Однако он не отвернулся полностью от Турина и периодически находил время петь в своем родном городе; действительно, его последнее известное публичное выступление произошло в Турине в 1905 году.
Аргентина на протяжении всего этого периода была заморским бастионом итальянской оперы, и Таманьо предпринял первый из нескольких хорошо оплачиваемых визитов в Буэнос-Айрес в 1879 году. Ранее, в 1875–1876 годах, он пел в Испании. Его международная карьера не развивалась бурно до 1888 года, когда роль Отелло, которую Верди написал с учетом голоса Таманьо, стала его глобальной визитной карточкой. Историк музыкального исполнительства Джон Поттер отметил Отелло в своей книге 2009 года «Тенор: История голоса» (Yale University Press, стр. 61): «Заглавная партия была одной из самых сложных теноровых партий, когда-либо написанных, и была создана специально для уникальные таланты и вокальная личность Таманьо, требования этой роли, внушительное физическое присутствие, способное сочетать лирическую сладость с громкой декламацией, которая варьируется от богатой баритональной середины до звонкого верхнего регистра, с тех пор сделали подбор актеров проблематичным».

Таманьо усердно гастролировал в течение последнего десятилетия XIX века, принимая прибыльные приглашения исполнить Отелло и другие напряженные оперные партии в таких разных странах, как Англия, Франция, Португалия, Испания (снова), Германия, Австрия, Россия, Уругвай, Бразилия, Мексика и Аргентина. Он часто выступал в модной опере Монте-Карло и выступал на ключевых музыкальных площадках североамериканских городов Нью-Йорка , Чикаго , Бостона , Балтимора , Вашингтона , Филадельфии и Сан-Франциско. В некрологе Таманьо в газете «Нью-Йорк Таймс» говорится, что он впервые пел в США в 1890 году. известный американский импресарио Генри Юджин Эбби Во время этого трансатлантического визита им руководил .
Приведу лишь пять конкретных примеров зарубежных выступлений Таманьо после премьеры « Отелло» в 1887 году : он выступал в Нью-Йоркской Метрополитен-опера в 1894–1895 годах, в лондонском театре «Лицеум» в 1889 году, в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в 1896 году. 97, в Парижской опере в 1897 году и в Королевском оперном театре Ковент -Гарден в 1895 и 1901 годах. (Во время своих лондонских сезонов он также пел в частном порядке для королевы Виктории в Виндзорском замке .)
Оркестровые дирижеры уровня Франко Фаччо , Луиджи Манчинелли и Артуро Тосканини были партнерами Таманьо во время его расцвета, и он выступал вместе с некоторыми из самых выдающихся сопрано , баритонов и басов в оперной истории. Ветераны оперы считали Таманьо законным преемником Энрико Тамберлика (1820–1889), доминирующего итальянского героического тенора середины XIX века, а Жан де Решке (1850–1925) считался лучшим из его произведений. тенориальные ровесники. Элегантный лирико-драматический тенор французской школы, репертуар де Решке в некоторой степени перекликался с репертуаром Таманьо, и хотя ему никогда не удавалось превзойти своего итальянского соперника, он обладал более круглым голосом и учтивой манерой держаться на сцене. Он также был выдающимся мужским исполнителем опер Рихарда Вагнера , которые звучали на сценах Лондона и Нью-Йорка в поздневикторианскую эпоху . Таманьо, однако, отказался исполнять вагнеровские произведения даже в итальянском переводе; он считал, что тесситура музыки, написанной для героев-теноров Вагнера, слишком низка и не соответствует его вокальному диапазону.
Таманьо прожил достаточно долго, чтобы стать свидетелем восхождения к славе молодого Энрико Карузо (1873–1921). Он восхищался способностями Карузо и еще в 1898 году предсказал, что Карузо станет итальянским тенором номер один 20-го века. Как отмечает М. Дж. Филлипс-Мац в своей биографии Пуччини 2002 года, Таманьо и Карузо фактически появились на одной сцене в феврале 1901 года, во время концерта в Ла Скала. Концерт был организован Тосканини как дань памяти недавно умершему Верди. (В нем Таманьо спел отрывок из «Силы судьбы» , а Карузо возглавил квартет из «Риголетто» .) Оперный комментатор Майкл Скотт утверждает, что Таманьо дал свое последнее выступление в роли Отелло в Риме в 1903 году, когда он снялся в гала-постановке, поставленной для Кайзера. Вильгельм II .
Отец-одиночка, никогда не женатый, Таманьо обладал приветливым характером, а также проницательным деловым умом и бережным отношением к деньгам. Последний биограф сопрано Нелли Мельбы , Энн Блейни, рассказывает, как Мельба отреагировала на жадность Таманьо, когда она дважды столкнулась с демонстрацией этого в сезоне 1894–1895 годов в Нью-Йорке Мет:
«Говорили, что его поразительный голос обладал «металлической пробиваемостью восьмидюймового [артиллерийского] снаряда», но в душе он оставался простым крестьянином, и его крестьянская скупость была источником развлечения. Однажды ночью Мельба и Жан де Решке с открытым ртом наблюдал, как он кладет в карман послеобеденные конфеты и дарит со стола букет орхидей. Вскоре после этого Мельба увидел, как он собрал несъеденные котлеты своего соседа и завернул их в газету. были для его собаки, но Мельба догадался, что они были для его собственного ужина». (См. «Я Мельба» , издательство Black Inc. Books, Мельбурн, Австралия, 2008 г., стр. 149.)
Таманьо имел бычье телосложение, но в начале 1900-х годов из-за хронического сердечного заболевания его здоровье ухудшилось. Хотя этот недуг вынудил его покинуть оперную сцену, он продолжал давать сольные концерты и выступать на концертах, последний из которых состоялся в Остенде , Бельгия, в 1904 году. В последний раз он недолго пел публично в марте следующего года. и удалился на тихую виллу в Варезе , Ломбардия , которой он владел с 1885 года и которую тщательно реконструировал. Однако состояние здоровья Таманьо не улучшилось, и на вилле у него случился сердечный приступ. Он был прикован к постели, у него случился рецидив, и он умер 31 августа 1905 года в возрасте 54 лет. Его тело погребено в тщательно продуманном каменном мавзолее на Генеральном кладбище Турина.
По словам биографа Уго Пьявано, любимая дочь Таманьо Маргарита, рожденная вне брака и о которой он заботился с самого рождения, писал ей на протяжении всей своей карьеры и детства невероятно трогательные письма, унаследовала его значительное состояние. Полная биография Пьявано « Отелло Фу: La Vera Vita di Francesco Tamagno, il «tenore-cannone»» была опубликована в Милане в 2005 году издательством Rugginenti Editore в ознаменование 100-летия со дня смерти певца. И первый том книги Майкла Скотта «Записи пения» (опубликованной Даквортом, Лондон, 1977 г.), и Дж. Б. Стина книга «Великая традиция: 70 лет пения на записи» (Дакворт, Лондон, 1974 г.) содержат оценки голоса и артистизма Таманьо. Кроме того, Королевский театр Турина приобрел многие костюмы и другие предметы, связанные с его оперной карьерой Таманьо, а его коллекцию бабочек можно увидеть в Варезе на вилле Мирабелло.
Записи
[ редактировать ]Невероятно яркий, стальной голос Таманьо с его зычным тембром, открытой постановкой, энергичным (но не разрушительным) вибрато и резкой декламацией сохранился на двух партиях технологически примитивных записей оперных произведений. Они были сделаны в феврале 1903 года на даче Таманьо в Оспедалетти и в апреле 1904 года в «мастерской» в Риме.
Компания British Gramophone & Typewriter Company , предшественница HMV / EMI , производила все записи Таманьо (выпущенные в США компанией Victor Talking Machine Company ), которые выпускались на шеллаковых дисках диаметром 10 или 12 дюймов и корректно воспроизводились на скоростях в диапазон от 73 до 77 об/мин (стандарт 78 об/мин не был установлен до 1920-х годов). [ 4 ] Он отправил одного из своих лучших инженеров, Фреда Гайсберга , в Италию для проведения записи. [ 5 ] (Такие сессии могли быть пугающим опытом для певцов поколения Таманьо, которые привыкли выступать перед публикой в условиях оперного театра.) Компания выплатила Таманьо аванс в размере 2000 фунтов стерлингов за запись его первой партии записей. Он также получал гонорары от компании за каждое проданное издание с индивидуальным номером и индивидуальной маркировкой. В исправленном издании Роланда Гелатта «Сказочный фонограф» (Collier Books, Нью-Йорк, 1977, стр. 119) утверждается, что контракт Таманьо на запись, подписанный в декабре 1902 года, был первым, воплотившим «принцип гонорара».
Гелатт утверждает, что Таманьо разрешил опубликовать 19 записей своей сессии в Оспедалетти. Они поступили в продажу в апреле 1903 года и широко рекламировались в прессе, а Таманьо был объявлен величайшим тенором в мире. С покупателей взималась плата в размере одного фунта стерлингов или его эквивалента в другой валюте за диск; для сравнения, первые 10-дюймовые диски Карузо (сделанные в Италии в прошлом году) продавались всего за 10 шиллингов или эквивалентную сумму денег. Сумма, взимаемая за каждый из дисков Таманьо, представляла собой как минимум недельную заработную плату обычного человека, и за эти затраты он получал односторонний продукт, иногда содержащий менее двух минут музыки. Очевидно, что записи Таманьо были нацелены на клиентов из высшего общества, как и записи таких выдающихся его современников, как Нелли Мельба, Аделина Патти , Поль Плансон и Маттиа Баттистини .
Небольшая группа композиторов, представленных на объединенной пластинке Таманьо 1903 и 1904 годов, включает Джакомо Мейербера , Камилла Сен-Санса , Жюля Массне , де Лара, Джордано, Россини и, естественно, Верди. Помимо «Отелло» , операми, из которых он решил записать арии в нескольких дублях, были «Трубадур» , «Гийом Телль » ( «Вильгельм Телль» ), «Пророк» ( «Пророк» ), «Самсон и Далила» ( «Самсон и Далила» ), «Иродиада» , «Мессалина» и «Андреа». Шенье .
Когда он встал перед записывающим рожком, Таманьо был в плохом состоянии здоровья и был на пенсии после долгой и трудной карьеры. Следовательно, его голос, хотя он все еще был удивительно мощным и находился под твердым техническим контролем, уже не был на пике своего развития, хотя технология записи того времени почти наверняка не соответствовала задаче передачи всей широты способностей Таманьо того времени.
Поттер отдает дань уважения вокальным качествам Таманьо в своей книге об истории тенорового пения, утверждая, что его «записанное наследие» представляет собой «бесценную связь с Верди», в то время как Стин, пишущий в «Великой традиции » (стр. 19–23), хвалит Таманьо. диски как «артистичные и самоотверженные выступления певца исключительных дарований» с «великолепным голосом». Скотт заявляет в «Записях пения» Таманьо (стр. 131–133), что записи Отелло «исторически бесценны», причем Esultate, в частности, демонстрирует «удивительную силу», и все они демонстрируют «уникальную интенсивность высказывания». Действительно, Генри Плезантс, автор « Великих певцов », заходит так далеко, что говорит, что «обжигающее отчаяние» Таманьо в версии арии смерти Отелло, Niun mi tema, «возможно, не имеет себе равных ни в чем другом на воске» (Macmillan Publishing, переработанная версия). издание, Лондон, 1983, стр. 252–254).
Компания Symposium Records выпустила двух компакт-дисках антологию опубликованных и неопубликованных записей Таманьо на (каталожный номер 1186/87), а их обширная подборка была выпущена на лейбле Pearl/Opal (CD 9846) в 1990 году. Желающие услышать Таманьо в в более широком контексте, возможно, будет полезно обратиться к трехдисковому изданию EMI La Scala Edition, Volume One, 1878-1914 (CHS 7 64860 2). Это издание содержит четыре трека Таманьо в мастерски отреставрированных переводах плюс записи, сделанные рядом его коллег, в том числе баритоном Виктором Морелем , создателем партии Яго в «Отелло» , и басом Франческо Наварини, создателем партии Лодовико в «Отелло». та же опера.
Более специальный интерес (но приближающий нас к Таманьо по качеству записи) представляет выпуск в 2007 году всех дошедших до нас 12-дюймовых пластинок Таманьо на высококачественных виниловых дисках (спрессованных с оригинальных металлических «мастеров»/частей, найденных в немецком архив) британской фирмы Historic Masters . За этим в 2012 году последовали все десятидюймовые записи.
Все записи Таманьо (опубликованные или нет), кроме одной, были найдены. Бокс-сет Historic Masters сопровождается биографическим эссе, написанным Майклом Аспиналлом, который также обсуждает дискографию Таманьо и оценивает его вокальную технику. В комплект входят, среди прочего, недавно обнаруженная запись «Клятвенного дуэта» Отелло («Si pel ciel») и ария из «Мессалины» , ранее известная только по частному пробному тиражу, принадлежавшему когда-то Таманьо. Баритон в дуэте Отелло неизвестен, но Аспиналл полагает, что это мог быть младший брат Таманьо, Джованни, у которого была незначительная певческая карьера. Аспиналл завершает свое эссе так: «Таманьо — один из самых харизматичных и общительных певцов, когда-либо записывавших свой голос на удивление будущим поколениям... Привилегия прослушивания полных записей Таманьо помогает нам осознать его огромный статус среди великие имена музыкальной драмы».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Варрак, Джон и Уэст, Юэн (1992), Оксфордский оперный словарь , 782 страницы, ISBN 0-19-869164-5
- ^ Кеннеди, Майкл (2006), Оксфордский музыкальный словарь , 985 страниц, ISBN 0-19-861459-4
- ^ Jump up to: а б Форбс, Элизабет (1992), «Таманьо, Франческо» в , Оперном словаре Нью-Гроув изд. Стэнли Сэди (Лондон) ISBN 0-333-73432-7
- ^ Примечания к выпуску 32 - Отчеты Таманьо 10 дюймов (www.historicmasters.org). По состоянию на 25 сентября 2016 г.
- ^ «Граммофонная матрица 3004b. Прощай отныне и навсегда / Франческо Таманьо» . Дискография американских исторических записей . Проверено 12 января 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Франческо Таманьо или о нем в Интернет-архиве.
- Международный фонд Хосе Гильермо Каррильо, по состоянию на 20 мая 2010 г.
- Биография из Стэнфордского университета , по состоянию на 20 мая 2010 г.
- Франческо Таманьо включает свою запись смерти Отелло 1903 года, доступ осуществлен 20 мая 2010 г.
- Historic Masters, Примечания к выпуску 32 - Tamagno 10″ Records, по состоянию на 20 мая 2010 г. Архивировано 17 августа 2019 г. на Wayback Machine.
- Дискография Historic Masters Tamagno, доступ 20 мая 2010 г. Архивировано 17 августа 2019 г. на Wayback Machine.
- Карьера Франческо Таманьо , статья Майкла Аспиналла, 2007 г., по состоянию на 20 мая 2010 г. Архивировано 17 августа 2019 г. на Wayback Machine.
- История тенора / Франческо Таманьо / Звуковые клипы и повествование