Маттиа Баттистини


Маттиа Баттистини (27 февраля 1856 – 7 ноября 1928) был итальянским оперным баритоном , которого во многих публикациях называли «королем баритонов». [ 1 ] [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Баттистини родился в Риме 27 февраля 1856 года. Большую часть своего детства он провел в деревне Коллебаккаро ди Контильяно, недалеко от Риети , где его родители владели поместьем.
Его дед Джованни и дядя Рафаэле были личными врачами Папы , а отец, Кавальер Луиджи Баттистини, был профессором анатомии в Римском университете . Баттистини посещал Коллегио Бандинелли, а затем Институт Аполлинара.
Баттистини бросил юридический факультет, чтобы изучать музыку у Эмилио Терциани (который преподавал композицию) и у Венцеслао Персикини (профессора пения) в Национальной академии Санта-Чечилия — тогдашнем Музыкальном лицее в Риме. Баттистини работал с дирижером Луиджи Манчинелли и композитором Аугусто Ротоли и консультировался с баритоном Антонио Котоньи , чтобы усовершенствовать свою технику.
Ранняя карьера
[ редактировать ]Баттистини дебютировал в оперном театре Аргентины в Риме в партии Альфонсо в Доницетти опере «Фаворита» . Датой этого часто называют 11 декабря 1878 года, хотя, согласно некоторым источникам, правильной датой является 9 ноября 1878 года. [ 3 ] [ 4 ]
В течение первых трех лет своей профессиональной карьеры он гастролировал по Италии, исполняя главные партии в таких разнообразных операх, как «Сила судьбы» , «Трубадур » , «Риголетто» , «Гуарани» , «Гли Угонотти» , «Динора» , «Африканская » , «Пуритане» , «Лючия ди Ламмермур». , Аида и Эрнани . Он также участвовал в нескольких оперных премьерах. В 1881 году он поехал в Буэнос-Айрес впервые , гастролируя по Южной Америке более 12 месяцев. На обратном пути он появился в Барселоне и Мадриде , где спел Фигаро в « комическом шедевре Россини Севильский цирюльник» .
В 1883 году он впервые посетил Королевский оперный театр в лондонском Ковент-Гарден , где сыграл Риккардо в опере Винченцо Беллини « Пуритане» в звездном составе, включавшем Марселлу Зембрих , Франческо Маркони и Эдуарда де Решке . Он также пел вместе с ведущим сопрано Аделиной Патти в других постановках Ковент-Гардена.
Баттистини дебютировал в театре Сан-Карло в Неаполе в 1886 году. Два года спустя он снова отплыл в Буэнос-Айрес, чтобы выполнить ряд певческих выступлений; но это оказалась его последняя трансатлантическая поездка, и он больше никогда не появлялся в Южной Америке. Он также избегал Северной Америки, несмотря на предложения со стороны руководства Нью-Йоркской Метрополитен-опера . В его отсутствие основной репертуар Баттистини был отведен итальянским баритонам Марио Анкона , Джузеппе Кампанари , Антонио Скотти , а после 1908 года Паскуале Амато .
Говорят, что у Баттистини развился постоянный ужас перед путешествиями по океану из-за неудачного опыта во время особенно тяжелого путешествия 1888 года в Буэнос-Айрес. 1888 год стал также годом его дебюта в театре Ла Скала миланском . Зрители Ла Скала приветствовали его, и он был повторно помолвлен на следующий сезон.
Русские годы
[ редактировать ]
С 1892 года Баттистини зарекомендовал себя как огромный любимец публики в двух императорских театрах России в Санкт-Петербурге и Москве: Мариинском и Большом соответственно. Он регулярно возвращался в Россию, выступая там в общей сложности 23 сезона и много гастролируя по Восточной Европе, используя Варшаву в качестве трамплина. Он путешествовал по Варшаве, Санкт-Петербургу, Москве и Одессе , как принц, путешествуя в своем личном вагоне со свитой слуг и бесчисленными сундуками, содержащими огромный сценический гардероб, известный своей элегантностью и роскошью. Композитор Жюль Массне был готов адаптировать партию Вертера к баритоновому диапазону, когда Баттистини решил спеть ее в Санкт-Петербурге в 1902 году, таков был престиж певца.
Трудолюбивый Баттистини также с некоторой регулярностью выступал в Милане, Лиссабоне, Барселоне, Мадриде, Берлине, Вене, Праге, Будапеште и Париже (где он впервые пел в 1916 году). [ 5 ] ). Но его многочисленные социальные связи в России, а также благосклонность, которой он пользовался у императорской семьи и дворянства, обеспечили то, что Россия – в большей степени, чем, возможно, даже Италия – стала его творческим домом до начала Первой мировой войны , в 1914 году. привело к разрушению большевиками в 1917 году царского режима и аристократического общества, которые обогатили гастролирующих итальянских оперных звезд, таких как Баттистини и его соотечественники-теноры Франческо Таманьо , Франческо Маркони и Анджело Мазини. Это политическое развитие, определившее историю, в сочетании с отказом Баттистини петь в Америке означало, что его карьера после окончания войны в 1918 году ограничилась Западной Европой.
Выбор невесты Баттистини соответствовал его уважаемому социальному статусу в царской России и на Западе; он женился на испанской дворянке Донье Долорес де Фигероа-и-Солис, которая была отпрыском маркиза и двоюродной сестры кардинала Рафаэля Мерри дель Валя .
В январе 1900 года у Баттистини и молодой русской поклонницы Варвары Григорьевны Коваленской (1878–1946) родился сын Петя (1900–1972). Около десяти лет Баттистини и Варвара переписывались и выясняли детали воспитания Пети, в конечном итоге зачислив его в Collegio Nazareno под именем Пьетро Коваленский. Хотя мать и отец так и не поженились (Баттистини уже был женат и был набожным католиком) и прервали контакты, они все же помирились после смерти мужа Варвары Владимира Мросовского. К этому моменту Петя (теперь известный как Питер Мросовский) закончил школу в Англии и окончил Кембридж . [ 6 ] Там он дружил с такими людьми, как Набоков , которому он представил Джеймса Джойса «Улисса» в первом издании, привезенном контрабандой из Парижа. [ 7 ]
Последние годы и смерть
[ редактировать ]Баттистини сформировал свою собственную труппу певцов после войны 1914–1918 годов. Он гастролировал с ними и часто появлялся на концертах и сольных концертах. В последний раз он пел в Англии в 1924 году и дал свой последний концерт за год до своей смерти. Сообщается, что его голос по-прежнему оставался ровным, отзывчивым и в целом находился в хорошем состоянии.
Его последнее певческое выступление произошло в Граце , Австрия, 17 октября 1927 года. Он удалился в свое поместье в Коллебаккаро-ди-Контильяно, Риети, и умер там от сердечной недостаточности 7 ноября 1928 года.
В последующие годы Баттистини также преподавал вокал; среди его учеников был баскский баритон Селестино Саробе. [ 8 ] и греческий баритон Титос Ксиреллис . [ 9 ]
Записи
[ редактировать ]Первоначальная последовательность пластинок Баттистини была нарезана в Варшаве в 1902 году для компании «Граммофон и пишущая машинка» . Между 1906 и 1924 годами он много записывался для Gramophone Co Ltd и связанных с ней компаний. Его пластинки были выпущены в США компанией Victor . Последняя сессия записи Баттистини состоялась в феврале 1924 года. На самых ранних из его дисков присутствовал аккомпаниатор на фортепиано, но его более поздние исполнения сопровождались небольшой группой оркестровых музыкантов и, иногда, несколькими хористами.
Избранные переиздания
[ редактировать ]На виниловом долгоиграющем диске
[ редактировать ]EMI , первоначальный продюсер, выпустила полную коллекцию Баттистини в конце эпохи пластинок, ремастированную с оригинальных шеллаковых дисков со скоростью вращения 78 об / мин аудиотехником Китом Хардвиком.
На компакт-диске
[ редактировать ]- Маттиа Баттистини: Полное собрание записей 1898–1924 гг., 6 компакт-дисков, Marston Records, 2015 (США). [ 10 ]
- Полное собрание записей: Маттиа Баттистини, Том 1 (1902–1911), Romophone (Великобритания).
- Маттиа Баттистини: концерт арий Моцарта , Флотова , Доницетти , Гуно , Верди , Амбруаза Тома , Прейзера — «Жизнь прошлого» (Австрия).
- Маттиа Баттистини: Il Re dei Baritoni , Preiser — LV Austria; издание на двух компакт-дисках, которое может похвастаться тщательно подобранными и хорошо переданными фрагментами большого записанного творчества певца.
- Маттиа Баттистини, Тома 1–3, Перл (Великобритания).
- Раритеты Маттиа Баттистини, тома 1–2, Симпозиум (Великобритания).
Этот певец встречается также на многих исторических компакт-дисках, посвященных вокальным сборникам.
Оценка его записей
[ редактировать ]Маттиа Баттистини почитался как один из величайших певцов, и даже беглое знакомство с его многочисленными дисками позволит понять, почему его так прославляли современники. Среди арсенала вокального оружия, которое он демонстрирует на пластинке, было идеальное сочетание его регистров в сочетании с утонченным использованием орнаментации, портаменто и fil di voce , а также множества рубато и легато эффектов . Его искусство было усовершенствовано до появления «раздираемой страстью» веристической оперы в 1890-х годах, и вместе с такими исполнителями, как Поль Плансон и Марио Анкона (и, в меньшей степени, Алессандро Бончи ), он представлял сумеречное искусство. искусства мужского пения бельканто на диске.
К счастью, звук чистого, высокого и открытого баритона Баттистини хорошо сочетался с примитивным процессом акустической записи, и только его самые низкие ноты звучали бледно. Он также справлялся с тяжелыми условиями первых звуковых «студий» с их квадратными рамками и настенными записывающими воронками, намного лучше, чем многие его современники, которые часто чувствовали себя скованными или запуганными скучным окружением. Его пение считалось «старомодным» даже в эпоху 1900 года. Следовательно, его диски представляют собой ретроспективный путеводитель по итальянской певческой практике начала-середины 19 века (эпоха Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини ), а также иллюстрируют стиль вокала «высокой манеры», который характерен для многих романтических опер. была написана музыка. Баттистини исполняет такую музыку мужественно, смело и аристократично. Однако он не прочь продемонстрировать свой голос, удлиняя верхние ноты или приукрашивая написанную партитуру с щедростью, которая могла бы удивить слушателей XXI века, проникнутых современным представлением о том, что творчество композитора священно.
Возможно, наиболее исторически значимой записью Баттистини является запись «Non mi ridestar», итальянская версия «Pourquoi me reveiller», теноровой арии из оперы Массне « Вертер ». Массне перенес роль главного героя вниз на баритон в специальной версии, созданной специально для Баттистини, возвращаясь к эпохе, когда композиторы адаптировали свои музыкальные партии к талантам одного певца, а певец такого уровня, как Баттистини, мог сделать практически любые модификации приемлемыми. Для тех слушателей, которые впервые знакомятся с дискографией Баттистини, его пробные выступления включают версии арий из «Дона Себастьяно» , «Макбета» , «Дона Карлоса» , «Тангейзера» и «Африканы» , а также блестящую серию отрывков из сцен Дона Карло из «Эрнани » , возможно, его величайшего произведения. часть, которую он обязался записать воском в 1906 году. Оценку техники, стиля и наследия Баттистини на диске см. в его записи в первом томе обзора Майкла Скотта «Запись пения» (опубликовано Даквортом, Лондон, 1977, ISBN 978-0-7156-1030-5 ).
Библиография
[ редактировать ]Эльза Боскардини из Института Эудженио Чирезе в Риети опубликовала несколько брошюр о Баттистини, а именно:
- Маттиа Баттистини, краткий историко-биографический очерк (1980);
- Искусство Маттиа Баттистини (1981);
- Маттиа Баттистини поражает умбрийскую публику (1993);
- Маттиа Баттистини, питерский любимец (1994);
- Маттиа Баттистини, интерпретатор мелодий Доницетти (1998); плюс
- Долорес Фигероа и Солис, жена Маттиа Баттистини (написано на испанском языке и иллюстрировано).
Смотрите также следующие книги:
Челлетти, Родольфо (1996): История бельканто . Оксфорд и Лондон, издательство Оксфордского университета;
Челлетти, Родольфо (1964): Великие голоса . Рим, Институт культурного сотрудничества;
Чуйлон, Жак (1996): Баттистини «Последний диво» . Paris, Romillat, AND, англоязычное издание подробной книги Шуилона, переведенное Э. Томасом Глазоу, с новым предисловием Томаса Хэмпсона и включающее компакт-диск с 19 названиями и многочисленными редкими фотографиями из частной коллекции Чуилона, а именно: Шуйлон, Жак (апрель 2009 г.): Маттиа Баттистини, король баритонов и баритон Кингс , Лэнхэм, Мэриленд, США, Scarecrow Press [1] ;
Фракассини, Г. (1914): Маттиа Баттистини . Милан, Барбини;
Карл Йозеф Куч и Лео Рименс , редакторы (2000): Großes Sängerlexikon Basel, Saur;
Ланчеллотти, А. (1942): Золотые голоса . Рим, Паломби;
Мональди, Дж. (1929): Известные певцы . Рим, Тибр; и
Пальмеджиани, Франческо (1977): Маттиа Баттистини, король баритонов Милана, Stampa d' Oggi Editrice, 1949 (перепечатано с дискографией, WR Moran, редактор, Нью-Йорк, Arno Press).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Примечания к вкладышу Marston Records» . Архивировано из оригинала 6 сентября 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.
- ^ Стейн, JB, 1998. Певцы века, том. 2. Amadeus Press, Портленд, стр. 48–52.
- ^ Маттиа Баттистини, король баритонов и баритон королей . Мэриленд, США: The Scarecrow Press. 2009. с. 7.
- ^ Баттистини, последняя звезда . Париж: Издания Romillat. 1996. с. 17.
- ^ Шуйлон, Жак (2009). Маттиа Баттистини: король баритонов и баритон королей Перевод Гласса. Торонто: The Scarecrow Press, Inc. п. 207. ИСБН 978-0-8108-6144-2 .
Впервые Баттистини пел в Париже в среду, 24 мая 1916 года, в Комеди-Франсез, на торжественном вечере в честь французских морских пехотинцев.
- ^ Шуйлон, Жак (13 апреля 2009 г.). Маттиа Баттистини: король баритонов и баритон королей Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-6727-7 .
- ^ Мросовский-Шоу, Лиза (2016–17). «По следам Дарвина» (PDF) . Интернет-журнал Набокова . X–XI : 1–25 – через www.nabokovonline.com.
- ^ Саробе, Селестина (11 января 1936 г.). «Конференция по пению» . Лирика (опубликовано в апреле 1936 г.): 2723–2726 - через Gallic.
- ^ «Ксиреллис Титос – Греческая национальная опера» . virtualmuseum.nationalopera.gr . Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ «Маттиа Баттистини-Полное собрание записей» . Архивировано из оригинала 29 августа 2015 года . Проверено 29 июля 2015 г.